Чем отличается нация от национальности

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп.

Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России.

Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

 В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З.

Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств.

Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа.

Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.

Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница.

Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос.

В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества.

Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. На английский «народ» можно перевести, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е.

люди, в немецком языке «народ» — «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк».

Так или иначе, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как русское «народ», которое могло бы обозначить огромную массу этнически разнородного населения, соединенного общими целями, общей историей.

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство.

Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства.

При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.

В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия.

Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий.

Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина.

Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России.

Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью.

Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет.

Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.

Источник: https://www.geopolitica.ru/article/etnos-narod-naciya-nacionalnost-raznica-ponyatiy-i-opasnost-ih-smesheniya

Чем отличается народ от нации

Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.

Что такое народ и нация

Народ – совокупность людей с общим происхождением, едиными традициями, языком, культурой.
Нация – связанная политическими, экономическими интересами общность людей, которая уже входит в государство или же стремится к его созданию.

Сравнение народа и нации

В чем же разница между народом и нацией? Народ возникает при переходе от первобытного общества к классовому. Нация формируется с приходом капитализма в Западной Европе. Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны.

Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.

Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических).

Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться. Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам.

Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.

Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное.

Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства.

Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.

TheDifference.ru определил, что отличие народа от нации заключается в следующем:

Понятие народ возникло намного раньше понятия нация. Слово «нация» в России употреблялось сначала применительно только к иностранцам. Народ – первичное, природное, естественное, реальное образование. Нация – вторичное, рациональное, искусственное, абстрактное.

Слово «нация» тесно связано с государственным механизмом, с общественными (в основном политическими) движениями, имеющими некую программу и идущими к своим целям. Народ – понятие более стихийное, неконтролируемое. Нация – явление политическое, народ – социокультурное.

Нация – аналог народа, который искусственно сформирован государством. Нация нуждается в школах, университетах, литературном языке и, наконец, собственном государстве. Народ может существовать и без всего этого. Народ – это люди, нация – принцип, главенствующий над людьми, правящая идея.

Создание нации часто связано с расколом, противостоянием внутри общества.

Источник: http://portal100.ru/chem-otlichaetsya-narod-ot-nacii/

Национальность, Нация, Народ

Всё чаще возникают споры на тему, что значит нация, народ, национальность. Некоторые общественные деятели пытаются вновь ввести графу национальность в документ, удостоверяющий личность. Да не просто ввести, а так, чтобы человек доказывал свою принадлежность к той или иной нации в государственных органах.

В современной России  национальность понимается как принадлежность к той или иной этнической группе. В европейских же странах национальность означает гражданство или подданство. В России  национальность  человек выбирает сам, именно это и хотят поменять некие силы, действующие через популярных общественных деятелей. 

Читайте также:  Чем отличается сокол от ястреба

Давайте разберёмся в этом запутанном вопросе. Что значат слова, народ, нация и их производные. Обратим внимание на то, что  в одних странах национальность обозначает конкретный генотип человеческого вида, а в других гражданство.

Например говорят что Россия многонациональная страна и одновременно в России существуют национальные проекты, национальная гвардия и Национальный лидер. Не говорят же многонациональный лидер России, многонациональная гвардия. Т.е.

когда говорят про многонациональную страну имеют в виду одно, а когда про национального лидера другое. Что бы разобраться в этом, разберём этимологию данных слов. 

Что значит слово Народ? 

Существительное народ, у восточных и части южных славян однокоренное со словами род, родственники и другими, обозначающими «кровное» родство.

Производное от старого глагола «народиться», сохраненное в белорусском и украинском языках как «нарадзіўся» и «народивсь(ся)».

В современном русском языке «на» утрачено, и полная форма используется как архаизм, например «как на свет народился» и подобных. (Энциклопедия)

То есть  Народ образуют Рода, а любой  род начинается с мужчины и женщины. Мужчина и женщина являются носителями генотипа или гаплогруппы. Народ образуется по крови, и носители определённой гаплогруппы являются одним Народом. Народ существует на протяжении веков и тысячелетий.

То есть Народ это вневременное понятие общности людей одной крови. Народ через время проносит не только свою кровь но и культуру, привычки и присущие только ему особенности. Други гаплогруппы, вступающие в контакт с народом ассимилируются и становятся одним целым.

Народ вечен.

Что значит Нация?

В отличи от  слова Народ, слово Нация происходит из латинского языка, и означает племя или народ. Начинает применяться в 18 — 19 веке. Вроде одно и тоже значение, но в чём разница? Слово Народ определяется по слову РОД, а слово Нация определяется по слову ЦИ.

 Латинский язык является искусственным мёртвым языком, образованным от более древнего языка и он не имеет акрофонии, Буквы этого языка не несут значений. Буква ЦИ (Цы) существует только в старославянской Азбуке и  означает Проникать.

Я не притягиваю за уши доводы, на самом деле старославянская Азбука более сложный образец буквенного письма в отличии от Еврейского письма или Греческого языка. Азбука обладает сто процентной акрофонией, в отличие от более простых Иврита и Др.греческого.

При детальном сравнении, очевидно, что именно греческий мог быть образован от Азбуки, а не наоборот. Древний Санскрит и Азбука однородные братья. Поэтому я расшифровываю якобы латинское слово при помощи Азбуки. 

Народ — это человеческое общество объединенное кровными узами или генетикой. 

Нация — это общество объединенное проникновением чего то. 

Что я понимаю под «проникновением чего то». Человеческое общество (Народ) проникает идея, потребность, некая необходимость, проблема, без решения которой Народ может погибнуть. Вокруг этой идеи сплачивается большинство Народа и возникает Нация и национальная идея. Например В конкретный временной период на страну напал враг, который захватывает территории и уничтожает народ.

Большинство народа проникает идея Национально — освободительной борьбы. Люди сплачиваются вокруг этой идеи и начинают её реализовывать. У нации должна быть национальная идей, достижимая в конкретном временном промежутке.

Различные национальные институты и проекты возникают в народной среде в конкретное время и их основой служат проблемы существования Народа, а не принадлежность к той или иной гаплогруппе.

Нация это временное понятие общности людей, её возникновение не имеет в своей основе кровные узы Народа. Это идейное понятие. Если Народ вечен, то Нация это временное явление. 

Народ — ВНЕвременное понятие общности людей,  а Нация Временное понятие.

Народ и Нация это одно и тоже, только на Народ мы смотрит сквозь призму времени, а в национальных проектах участвуем сегодня. 

Осталось разобраться со словом Национальность.

Как сказано выше, в других странах, национальность — это гражданство или подданство, а в России это кровные узы. Всё дело в том, что на национальные квартиры наш дом поделил Ленин. Именно от Ленинских идеологов пришло нынешнее понимание слова национальность.

В Российской империи не было понятия национальность, и тем более к ней не относилось понятие Русский. Это было сделано коммунистами специально, как сказал наш Национальный лидер В.В. Путин — «Ленин заложил бомбу под основание СССР».

Не правильное понимание большинством населения страны, значения слова Нация и национальность, его искаженная интерпретация сделали возможным развал СССР. И именно сейчас современные политологи, публицисты и «патриотические» писатели, снова стали муссировать национальный вопрос, кто такие русские.

Те кто заявляют, что русский это национальность пусть обратят свой взор на документы людей 19 века, там нет такого понятия. Есть понятия Великорос, малорос, белорос есть записи о сословной принадлежности людей и всё. Так кто же такие Русские, давайте попробуем разобраться.

Русый, Рус, Русь, Русский именно в таком порядке предлагаю разбираться.

Русый — светлый

Рус — эпическое имя народа Русь

Русь — земля, Белый Свет. Не часть Евразийского континента, а именно Белый Свет.

Русский — прилагательное, прилагаемое ко всему, к человеку, вещи, событию и т.д. Русские самый многочисленный народ Европы. Но кого можно считать русским? Вот именно здесь собака и зарыта. Новые ленинцы предлагают следующий способ.

Собрать справки о том, кто твои родственники, а на основании этих справок выносить решение можешь ты быть Русским или  в тебе не достаточно «русской крови». И записывать это в документ тем истинна русским, которые доказали чистоту крови.

На что это похоже? На вторую попытку разрушить нашу государственность. 

Но Русский человек не определяется гаплогруппой R1A1. Вполне возможно, что носители этой гаплогруппы являются потомками древнего народа носившего имя Рус, Арийци, Даарийци или какое то другое, можно делать только предположения. Если бы наши предки так боролись за чистоту своей крови, они бы не пришли тысячи лет назад в Индию и не подарили бы местным жителям свои знания и свою веру.

Не стали бы с ними ассимилироваться. Ведь не секрет,  что высшая каста в индии Брахманы принадлежат к гаплогруппе R1A1. И индийские брахманы совершают паломничество не на поле Курукшетра, а отправляются на север России, там находится их «Мекка».

Наши предки не были вонючими нациками, они были учителями и братьями, Потому что Русский — это не только кровь Рода, это прежде всего мировоззрение. Русский язык, русская культура, Русское мировоззрение делают Русского человека. Русский тот, кто считает себя Русским. Русское мировоззрение это братское мироустройство на всей планете.

В Русской семье всем хватает места и не кто не забыт. А братья может и разные по возрасту и развитию не конкурируют и не порабощают друг друга, ибо знают завет отца и дарят  любовь матери.

pvk08

azbukaru.ru

Источник: https://www.kramola.info/blogs/protivostoyanie/nacionalnost-naciya-narod

Разница между нацией, национальностью и этносом..

———————————
Расшифровка в текст одного из вопросов, поднятых на встрече с общественностью в Пятигорске с С.Е. Кургиняном.
Расшифровка автора. Речь прямая. Без обработки (почти). ———-

Вопрос: «В чём разница между нацией, национальностью и этносом. До каких пор политики будут жонглировать этими понятиями. Может быть термин «национальность», это та третья сосна, между которыми заблудилось наше общественное сознание. Правда ли что мировая наука, описывая народы, оперирует другими терминами, а поэтому в этом вопросе начало наших бед».

Ответ: Ну во-первых было такое слово russian. И американцы называли словом russian всех здесь. Russian. Второе. В этом российская и русская какая-то лукавость. Но теперь начинаем разбираться в том, как это реально, как я её чувствую. Например «здесь русский дух, здесь русью пахнет». Никто не скажет: там российский дух. Понятно.

Теперь я хочу сказать, как это всё строиться, если можно. С точки зрения научной, это будет коротко совсем. Но это очень важно. В истории человечества, когда государства были созданы не сразу, есть такая единица, как род.

И когда в фольклоре спрашивают «а какого вы роду, племени? А роду я такого-то, а племени я такого-то», то это есть разделение того, что следующей единицей стало племя. А ещё и роды то же делятся на части. Как мы все понимаем их, хотя бы из библии. Колено.

Что такое колено? Например род Авраамов, а колено, это Исаков и тд. Это ещё патриархальная система, в которой есть чистое представление о крови. Государства нет. Чем более рассечена местность, тем дольше это сохраняется. В Шотландии горной до сих пор есть род Макгрегоров и тд. В Чечне тейпы, … ну понятно.

Эта родовая система сохраняется в очень простых обществах даже сейчас, и особенно когда дикая расчленёнка препятствует коммуникациям.

Род — это такое раннее язычество, шаманского типа. Племя — это уже средний этап язычества, когда здесь начался обмен невестами между родами. Ещё государства нет, в строгом смысле слова. Народность, это зрелое, олимпийского типа язычество, где есть верховный бог — Зевс (или Ярило — неважно). И это всё народность.

Затем начинается народ. Народ возникает тогда, когда возникает классический — ну или христианский, его тоже можно назвать классическим — монотеизм, и тут говорят «и в бессмертный народ превращается племя». Еврейский народ возник из племени и родов тогда, когда уже был Моисей и всё остальное. И это народ.

А нация является субъектом и продуктом модернизации. National state. National — это продукт модернизации. Есть модернизация — есть нация.
Как это происходило. Было два вызова, под давлением которых этот процесс возник. Очень естественно. Естественно исторически. Первый вызов — это войны за веру.

Король Франции был королём французского народа, коронованном в Реймсе до того момента, когда возникали гугеноты. Потому, что гугеноты спрашивали, а какой он мне король, если вонючий папа, сатана, его представитель ему мажет здесь [показывает на голову] какой-то странной смесью масла.

Почему он мой владыка?

Людовик XIV ещё спаивал всё это формулой «государство это я», но это уже была формула абсолютизма, которая фактически содержала в себе все расшатывающие системы.

Народ и монархия — это был католический король. Было единство католицизма — была империя, был народ.

Когда первый вызов, был вызов войн за веру в Европе, а второй вызов, он так странен и так прост, что очень удивительно, что его все не замечают.

Светский человек! Который говорит — мне это всё вообще по барабану. Бога нет, из облаков идёт дождь, я всё знаю, а вы пошли к чёрту. Пока светских людей было мало, их сжигали на кострах. Когда их стало больше — были созданы всякие сложные институты их подавления, а потом они стали большинством. Они стали подавлять других.

И для того, чтобы сохранить единство, была создана великая концепция модерна — national state – нация. Нация, это субъект модернизации, основанный на следующих принципах: политическое гражданство, язык, единство культуры, историческая идентичность и этос — священные камни. Неправда, что достаточно политического гражданства.

Везде есть история, культура, этос.

Нация, это вот когда есть этос единый. В этом смысле, русские никогда не хотели становиться нацией. Они были либо имперским народом, либо (племя и этнос это одно и то же) — либо гипер этносом, собирателем империи. Но они не хотели становиться нацией.

И последние 20 лет не сделали их нацией потому, что они этого не хотят, модернизация не осуществлена, и потому в строгом смысле слова не возникло национальное государство. Если дальше речь идёт о сверхмодерне, а не о модерне, то вопрос встаёт не в нации, а по прежнему в империи, где есть народ собиратель.

Да, это должна быть русская империя в смысле собирательности, это стержневой народ, он собирает другие народы, надо это признать, и ничего тут стыдного и страшного нет.

Почему признание этого обстоятельства должно кого-то травмировать?
Я вообще, так сказать, никогда не упирал по поводу так сказать … этнических собственных определений (имеется в виду этническое самоопределение?).

Я знаю 20–30 слов по армянски и действительно владею мыслью и так далее только на этом языке (речь о русском), для меня существуют эти священные камни и всё остальное, и эта культура и никакой другой я не понимаю.

Но я думаю, что и армяне которые глубоко существуют в собственной культуре и так далее, прекрасно понимают, что русский народ, народ собиратель государства. «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь». Пока эти слова не будут названы, и собирательная роль не будет названа, всё время не возникнет вопрос, а кто собирает? А кто? Армяне? Мордовцы? Кто? Дагестанцы? Кто собирает эту чудовищную неблагополучную территорию? Кто её держатель?

Читайте также:  Что делает юрист?

В планетарной системе все планеты важны, вокруг какого солнца вращаются планеты? Ну это же надо сказать! Ну надо сказать. Ну нельзя держать этот вопрос в подвешенном состоянии.

А происходит же ещё хуже. Из Чечни уехало какое-то количество бежавших русских.

Извините, но вы хотя бы равные права им дайте! Вы заплатите им! Вопрос же не в том, что они должны обладать исключительными правами.

И наконец. Конечно же вот эта вот вся система альтернативного развития — это есть русский исключительный вклад с глубокими корнями. И опять ничего тут плохого для других народов нет. Если это модерн — то это нация.

И тогда каждый человек, который является гражданином России, говорит на русском языке, верен русской культуре, русскому этосу и всему прочему является русским. А его проблема армянства, дагестанства и так далее есть проблема его этнической специфики.

Ну Азнавур есть во Франции и что? Это отменяет факт французского государства и французской нации? Он и есть француз.

Либо этот так — и тогда это модерн, либо это народ собиратель. Народ — собиратель империи. Русские не жили в нации, они не хотели этого модерна, они видел и в этом гигантский соблазн. И понятно в чём он. Что русские то согласятся на national state, но только дагестанцы и прочие не согласятся оказаться в national state. Они очень ценят свою государственную субъектность.

Наличие территориально этнической системы. Поэтому русские всегда собирали империю. И должны они собирать империю. И ничего кроме империи они собирать не будут. А в любой империи возникает вопрос о народе держателе.
И есть гигантская ложь в том, что Сталин в первый раз произнёс тост за русский народ в 45 году. Это ложь историческая.

Он в 30-е годы непрерывно стал поднимать эти тосты за русский народ. Он сформировался как политик этими тостами. Ну на важно, тостами… Он всё время говорил: самый лучший народ собиратель. Я могу привести вам все цитаты из Сталина. Не первый раз в 45 году он сказал о русском народе. Он говорил о нём все 30-е годы. И никого это не травмировало.

И прекрасно это сочеталось и с пролетарским интернационализмом. Никого это на травмировало! Почему это должно было травмировать? Почему тогда ни одного дагестанца, ни одного узбека, никого не травмировало, ни этот тост, ни что. Возбухнули только грузины. Они начали писать, что он изменник. А все остальные нормально к этому отнеслись. По очень естественным причинам.

Теперь вопрос возникает в том, возвращаемся ли мы к этой логике? Что в этой логике плохого?

Теперь выдумали какое-то это слово, и это слово… как бы…там..

«О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас?..

Иль мало нас? …

Иль русский от побед отвык?» (Александр Пушкин. «Клеветникам России»).

Теперь можно говорить «Иль россиянин от побед отвык?». Что надо сделать с языком? Нужно определять значение слова, а не шарахаться от него — это Тишков. Я знаю откуда это пошло… Поэтому с моей точки зрения этот вопрос ключевой. И если мы его не решим правильно, мы получим 100 Манежек.

И самая последняя сволочь: Белковские, Беловы-Поткины, Торы, все они, оседлают этот русский фактор, и вот когда они его оседлают, государству конец. Опыт говорит о том, что империя ещё живёт, пока она подавляет сепаратизм окраин. Но когда держатель восстаёт против империи — сливайте воду. Всё.

Империи нет.

Поэтому, всё наше пренебрежение к этому, наша попытка зачислить всё это в экстремизм, и вместо того, что бы всё это осмыслить и понять, вести по этому поводу диалог — замолчать эту проблему — это всё равно, что замалчивать различие между русским коммунизмом и марксизмом. Ну нельзя так жить, они же взорвутся, все эти противоречия.

Источник: http://chju.livejournal.com/253901.html#cutid1
—————————————————————-

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/politika/raznitsa-myezhdu-natsiyej-natsionalnostju-i-92350233/

Чем народ отличается от нации

Во многих странах эмигрантов из России сразу называют «русскими», даже если сами они определяют себя как татар, чувашей, осетин. Но и те, кто сами записываются в переписях как «русские», живут по-разному, у них различные обычаи и традиции, а порой и религия.

Этнографы спорят, считать ли русских нацией или этносом. Эти термины имеют между собой много общего. Иногда в научный обиход входит еще и понятие «этос». В отношении русских им обозначают ту самую «русскую душу» — мировоззрение, которое отличает русского человека от западного.

Я – русский

В советское время термин «этнос» был очень популярен. В самом общем виде этнос – это группа людей, которых объединяют общее происхождение, язык, культурные и хозяйственные практики. Однако «чистых» этнических групп не бывает, какие-то признаки всегда различаются.

Но для стройности картины термин «этнос» иногда объявляется тождественным понятию «народ». Так, выделяют этнолингвистические группы, а в них – обособленные части-народы. Например, в славянскую группу входят русские, украинцы, поляки и другие народы с родственными славянскими языками.

У каждого этноса, входящего в группу, есть общие с другими этносами черты – в обрядовости, фольклоре, истории. Но есть и свое индивидуальное прошлое, специфика образа жизни, стремлении провести границы – «мы такие, мы живем так-то, а они – по-другому». Ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность в 8-9 лет на основе знаний о стране, родном языке, образе жизни родителей.

Группа людей становится этносом, а затем – нацией, когда осознает свою общность с другими и одновременно непохожесть на них. Немаловажную роль в этом играют связь с определенной географической территорией, появление конструкта родины в широком смысле.

Более того, членом этноса можно стать. В процессе ассимиляции эмигрант может настолько принять обычаи, традиции, историю новых сограждан, что начинает называть себя «русским», «американцем», «финном». Это называется «поменять этническую идентичность».

Ментальный код русского

Говоря о взаимосвязанных этнических процессах, многие ученые идут дальше, используя понятие «этос». Он обозначают схожесть привычек, нравов и менталитета.

О принадлежности к той или иной народности говорят внешний вид человека, его самосознание, культура и быт. Одним из самых ярких проявлений национального характера русских является стиль жизни, который кардинально отличается от западных норм.

Особая культурная ориентация, общественная деятельность и принятая иерархия ценностей людей, проживающих в России, доказывают их принадлежность к определенному этосу. Осмысление нравственных начал зависит исключительно от воли народа и не связано с указаниями властей.

Прежде чем стать нацией, нужно осознать себя народом

«Нацией» называют социально-экономическое и культурно-политическое единство людей. Нацию могут создавать разные этносы или один. У людей, проживающих в одной стране, могут быть различные языки, уклад жизни, внешность, религия, но их объединяют культура, идеология, политика.

Нация – это рациональный и искусственно созданный механизм, неразрывно связанный с государственностью. Понятие это возникло достаточно поздно, когда потребовалось найти «цементирующие» термины для укрепления позиций существовавших государств и для основания новых.

Термин «народ» возник гораздо раньше, чем понятие «нация». Можно утверждать, что именно этнос формирует государство, а затем уже государство искусственно развивает нацию.

Для неё не важны принципы родства, а это полностью исключает вероятность ее органического и живого развития.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/54952-chem-narod-otlichaetsya-ot-nacii.html

Нация и национальность (стр. 1 из 4)

Нация (лат. natio — народ от nascor — рождаться) — одно из наиболее сложных понятий в общественных науках.

На сегодняшний момент существует уже несколько сотен определений этого понятия, но ни одно из них не является общепризнанным. Большинство учёных придерживаются одного из трёх осн.подходов к пониманию этого феномена:

— примордиалистский (объективистский) подход отождествляет нацию и этнос, полагая, что нация являются органичными социальными (или биосоциальными) образованьями, существующими независимо от воли людей и складывающимися в процессе исторического развития человека

— инструменталистский подход представляет нацию как социальную группу, связанную общими интересами и использующую свои национальный статус в качестве средства политической борьбы

— конструктивистский подход предполагает, что нация — искусственное образование, не имеющее исторических корней и созданное интеллигенцией и политиками для мобилизации людей на коллективные действия во имя политических или социальных целей.

Несмотря на различия в понимании сущности и происхождения нации, приверженцы всех трёх подходов выделяют два типа нации — этнокультурный и гражданский. Пример первого типа — немцы и итальянцы, чьи нации сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры и исторического наследия, т.е.

чтобы быть немцем надо иметь немецкое происхождение и немецкий язык в качестве родного. Пример второго типа — французы и англичане, чьи нации образовались в пределах уже существующих государств в результате общей политической истории и конституции, т.е. чтобы быть французом, надо пр.всего быть гражданином Франции.

Нация — это продукт буржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVIII—XIX вв. в пору крушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальной организации. До этого времени этническая принадлежность человека особого значения не имела.

По той простой причине, что социальная среда его обитания была замкнута, обособлена от остального мира и географически, и экономически, и духовно. Поэтому, например, французы вплоть до XV11I в. французами (то есть единой нацией) себя не осознавали и не называли.

Тогда в ходу были другие признаки социальной идентичности: сословный (подчиненность конкретному сюзерену), религиозный (принадлежность к той или иной конфессии) и т. д.

Ситуация изменилась с наступлением буржуазной эры.

Становление единства хозяйственной жизни на больших территориях, появление новых средств и форм организации труда, потребность в свободной рабочей силе, формирование гражданского общества, способного контролировать политическую власть породили идею нации как некоей гражданской общности, создающей суверенное государство. Эта идея помогла буржуазно-демократическим движениям начала Нового времени осуществить свои цели, в процессе достижения которых крупные этно-территориальные общности и в самом деле начали осознавать себя как единое целое — нацию.

Та же идея сыграла свою роль и в начале XX в., когда распались и Австро-Венгерская империи, и в середине века, когда рухнула колониальная система.

То есть, не сложившиеся нации порождают так называемые «национально-освободительные» движения, а наоборот — освободительное (от эксплуатации, иноземного захвата) движение приводит к образованию наций.

А «мотором» этих движений выступают этносы, стремящиеся сохраниться и окрепнуть через обретение собственной государственности.

Национализм

Источник: http://MirZnanii.com/a/184058/natsiya-i-natsionalnost

Фундаментальные различия между народом и нацией

Представьте мир, где письменность не существует. Если нет письменности, то нет и стран, которые опираются на письменность. А если нет таких стран, то нет и наций.

Нация может существовать только в условиях, если существует страна, основанная на письменности (и с этим — паспорты и другие документы определяющие национальность человека). Зато народность не только существует в условиях отсутствия письменности, но именно в таких условиях и возрождается.

Ведь потребность установления принадлежности личности к той или другой группе всегда есть. И народность установляется на внешние признаки — язык, внешний вид, принадлежность к той или иной семье итд.

Можно показатся, что в современных обстоятельствах, когда письменность доминирует, роль народности уменьшается. Но это далеко не так. Есть многие примеры, когда страны прекращают существовать, и с этом — нации. Например, больше нет такой нации как югославцы. Или нет такой нации как чехословаки.

В Советском Союзе латыши, эстонцы и литовцы прекратили быть нациями, они стали как прежде — народности. Это в Прибалтике чувствуется до сих пор. Латыши или эстонец — это именно народность, а не нация.

Читайте также:  Что можно привезти из турции в подарок?

Это большое отличие от Финляндии, где финны не являются строго народом, но есть и нация, обозначающая также шведско-говорящих местных людей итд.

Иногда народность то же самое что нация. Это обычно в условиях однородного населения страны. Такие народы-нации мы можем видеть в Исландии, в Японии.

Особенный случай корейцев — один народ, но собственно имеют два разных стран.

Есть больше пример того, что народности вовсе не то же самое что нация.

Например, в США американцы являются нацией, а белые англосаксонские протестанты (WASP) (это лидирующая этническая группа в США), афроамериканцы итд. являются народностями.

Вот именно так — они народы, они воспринимаются народами в Америке, они имеют разные культуры, речь итд. В Китае живут много разных народов — тибетцы, монголы, мяо итд. Ну  и так далее.

Есть примеры из мультинациональных стран, где мы видим попытки искусственно сблизить эти два термина — нация и народ. Этого мы можем видеть в России. Нация россияне намеренно сблизивается с термином русский. Этого мы можем видеть и в других странах.

В Финляндии идет совсем другой процесс — понятие народа отделяется от понятия нация. Теперь есть многие попытки государства называть сомалийцев, цыганов, и других народов, живущими в Финляндии, финнами.

Источник: http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:168462

Что такое нация. Вчем отличие от этноса и народа. Нац. идеология

Этнос – довольно новая категория, была введена приблизительно в 20 веке, впервые одновременно упомянулась в трудах С.М. Широкогорова «Этнос» и М.Вебера «Die Etnezitat”. Слово «этнос» происходит от греческого слова «Народ», но в уже в греч.

языке существовали слова с приставкой к этносу, которые и имели определенный смысловой оттенок (например, народ – рожденный, народ – толпа, военная группа)…. По С.М. Широкогорову, этнос – группа людей, говорящих на одном языке и имеющие единое происхождение, обладающие комплексом традиций…+наличие общего языка.

Этнос по Веберу – объединенная культурной однородностью, общностью, группа людей. Таким образом, этнос- минимальная коллективная единица, особенность этой единицы – постоянство. Теперь, стоит сравнить этнос и народ.

Народ – фундаментальная научная категория, это тот же самый этнос, но который имеет дополнительное измерение: взгляд в будущее. Т.е. задача этноса – сохранить то, что есть, задача народа – сохранить+ сделать то, что хотел бы сделать этнос (взгляд в будущее). Второе различие между этносом и народом – временные рамки.

Этносы существуют на всех этапах человеческой жизни, а народ появляется только тогда, когда этнос «разогревается», и ему необходимо достижение целей, взгляд в будущее.

Далее – нация, от латинского – «рожденный», здесь важное значение имеет не от кого, а где, т.е. территория.

На́ция — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса, в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность.

Нация – это то, что возникает исключительно в новое время, трансформируется из парадигмы традиционного общества в парадигму модерна. Самый точный эквивалент перевода «нации» — от франц. Etat – Nation (Государство – нация).

Когда мы говорим о нации, в первую очередь, говорим о государстве – нации. Сначала возникло государство, потом нация, т.е. нация вторична. Не существует современного гос-ва без нации. Главный элемент нации- гражданин. Нация=гражданское общество.

Итак, 1.Этнос и народы существовали всегда, нация – только в эпоху модерна. 2. Нация – антиэтническое явление, Этнос – коллективное «Я», народ – коллективное «Я»+миссианская проблема.

Основные элементы создания народа: религия(евреи); цивилизация(наприм. Греческая цивилизация); Государство (Империя)(наприм. Киевская Русь).

Основной элемент Нации – Государство (Не империя).

Национальная Идеология — теоретически оформленная система взглядов на национальные проблемы, национальные интересы, национальные ценности, вырабатываемая государством и обществом в лице социальных институтов.

Национальная идеология связана с понятием «национальное государство». Именно понимание нации в качестве гражданского сообщества, выходящего за рамки этнической идентичности, предполагает развитие сообщества граждан, составляющих национальное государство.

В сознании каждым из его представителей своей государственной принадлежности, а именно гражданства, подданства и т. д., заключаются национальные сущности государства и его идеологии. Сущность национальной идеологии раскрывается через анализ социальной природы государства.

В государственных образованиях, созданных на родо-племенной или этнокультурной основе, отношения между людьми регулируются с помощью обычаев, традиций и т. д.

В нац государстве регулятивные функции определяются государственно-правовыми нормами и законами, и именно такая его функциональная сторона определяет соответствующую форму национальной идеологии.

Задачей такой идеологии является формирование у членов общества гражданского сознания и убеждения, позволяющего различным социальным и этническим общностям осмыслить себя как единую общественно-политическую силу национального государства. Исходя из всего вышеописанного можно сделать вывод, что несомненно в настоящее время «национальная идеология» имеет место.

Источник: https://studopedya.ru/2-66096.html

Чем нация отличается от этноса

Зачастую, говоря о каком-то народе, мы употребляем слово «нация». Наряду с ним существует схожее понятие «этнос», скорее относящееся к разряду специальных терминов. Попытаемся выявить основные отличия между ними.

Что такое нация и этнос

Нация – духовная, культурно-политическая и социально-экономическая общность индустриальной эпохи.
Этнос – группа людей, обладающая общими объективными или субъективными признаками.

Разница между нацией и этносом

К пониманию нации выделяются два основных подхода. В первом случае она представляет собой политическую общность граждан какого-либо государства, во втором – этническую общность, обладающую единым самосознанием и языком.

Этнос – группа людей с общими признаками, к разряду которых можно отнести происхождение, культуру, язык, самосознание, территорию проживания и т.д. Нация, в отличие от  этноса, имеет более широкое понятие, а также считается более сложным и поздним образованием.

Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время. Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой.

К примеру, российская, французская, швейцарская нации являются полиэтничными, американцы же вовсе не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.

По мнению многочисленных исследователей, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет разную природу.

Если для этноса характерна устойчивость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания посредством соединения новых и традиционных элементов.

Таким образом, главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

TheDifference.ru определил, что отличие нации от этноса заключается в следующем:

Нация является высшей формой этноса, пришедшей на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время.

Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой.

Главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

Октябрь 2018

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Июн
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Источник: http://vselustri.ru/chem-naciya-otlichaetsya-ot-etnosa/

Кратко и доступно: что такое нация

Термин «нация» часто употребляется в качестве синонима к словам «народ», «этнос», «национальность». Правильно ли это? Можно ли поставить знак равенства между всеми перечисленными словами? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале разобраться, что такое нация.

Определение термина

Если бы мы попросили жителя Древнего Рима дать определение, что такое нация, он сказал бы: это племя или народ. Ведь именно такое значение имеет латинское слово «natio», звучащее в русскоязычном варианте, как «нация». Следует отметить, что с античных времен смысл, вкладываемый в понятие «нация» претерпел изменения, и сегодня он не тождественен значениям слов «народ» и «этнос».

Историки считают: нации стали появляться только в новое время, с зарождением капитализма. Ученые называют нацией исторически сложившуюся общность людей, имеющих собственную государственность и объединенных проживанием на одной территории, единым языком, культурой и национальным самосознанием. Нация без суверенной государственности является народом, или этносом.

Поясним на примере США. Американская нация — одна из самых молодых.

Она имеет все вышеперечисленные признаки: ее представители проживают на территории страны, являющейся суверенным государством, разговаривают на английском языке и осознают себя американцами.

Однако внутри нации есть отдельная общность — индейцы, которые лишены государственности, а потому не могут называться нацией, а только этносом либо народом.

Нация: отличительные признаки

Существует несколько критериев, по которым отдельные индивидуумы объединяются в нацию. Однако некоторые из этих факторов могут и отсутствовать, при этом нация не перестает быть нацией.

  1. Общность территории проживания и наличие государственного суверенитета. А как же быть с Советским Союзом, — спросите вы, — выходит, была советская нация? Нет, не было, поскольку в случае с СССР отсутствовали все остальные составляющие, которые превращают народ в нацию: жители страны, занимавшей шестую часть суши, разговаривали на разных языках, относились к разным культурам и идентифицировали себя каждый со своей нацией: литовской, казахской, армянской, украинской и т. д.
  2. Единство языка. Принято считать, что представители одной нации должны разговаривать на едином языке. Но из этого правила есть исключения. Например, швейцарцы, говорящие на четырех языках, но при этом, без сомнений, остающиеся нацией.
  3. Единые культура, история, религия и образ жизни. В этот шаблон никак не вписывается Россия с ее многообразием национальных культур, различным укладом жизни (сравните обычаи эвенков и русских) и разными путями исторического развития (к примеру, когда на западе Российской империи уже развивался капитализм, на востоке еще только зарождался феодализм).
  4. Национальное самосознание. Каждый представитель нации должен осознавать себя ее частью. Возьмем, к примеру, американцев. По сути, они — результат смешения многих народов: англичан, французов, мексиканцев, индейцев, эскимосов и жителей Африки. Однако они смогли создать сильную национальную идею и сплотить вокруг нее нацию. А вот Советскому Союзу сделать подобное не удалось, в результате эта страна исчезла с карты мира.

Историки называют самыми старыми нациями латиноамериканские, а к самым молодым относят вьетнамскую и камбоджийскую.

Нация, этнос, народ, национальность

Выяснив, что такое нация, давайте определим ее отличия от других схожих понятий. Выше мы уже писали: нация без государственности становится народом, или этносом. К этому же результату приводит и отсутствие единого национального самосознания. Жители бывшего СССР не отождествляли себя с понятием «советский народ», поэтому попытка искусственно создать нацию потерпела крах.

Теперь о том, что такое национальность. Фактически так называется этническое происхождение человека. Мы все по факту рождения имеем какую-то национальность, определяемую этнической принадлежностью наших родителей: евреи, украинцы, русские, таджики.

Переезжая в другую страну, перенимая ее культурные и духовные ценности, ассимилируясь с местным населением, начиная думать и поступать, как коренные жители, мы становимся частью другой нации, хотя формально остаемся представителями национальности, полученной в наследство от предков.

Мы постарались кратко и понятно объяснить, что такое нация. На самом деле, неважно, к какой нации вы принадлежите, в какой стране живете и на каком языке разговариваете. Главное — всегда и везде оставаться человеком.

Источник: http://megapoisk.com/chto-takoe-natsija-kratko-i-ponjatno

Ссылка на основную публикацию