Чем отличается монархия от республики

чем монархия отличается о республики

чем монархия отличается о республики

  1. Монархия с точки зрения исследователей это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества) 1. Монарх для монархиста в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.

    Респу#769;блика (лат. res publica, общее дело ) форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определнный срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

    Республике присущи следующие признаки:

    Существование единоличного и коллегиального главы государства президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

    Выборность на определнный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определнный срок. Юридическая ответственность главы государства.

    Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

    Преимущественный приоритет прав личности над государственными. источник не указан 174 дня Источником власти признается народ.

    Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

  • Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или царствующему дому и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия. Указанные положения характеризуют современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил больше разнообразие монархий, которое трудно охватить единой выверенной формулой. Термин монархия греческого происхождения (монос – один, архе – власть) и означает единовластие , единодержавие , хотя известны и исключения. Например, в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в древнем Риме монархией, и наоборот, истории известны случаи, когда лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий царский период Рима. Реальные монархии на первых порах были сильно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин. Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными выступали личные качества монарха. В период феодализма институт монархии отличался особой разработанностью, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жестокое ограничение сословно-представительными собраниями. В современном понимании монархия это власть наследуемая. Республика (от латинского res publica общественное дело) это такая форма правления, при которой глава государства (например президент) избирается народом или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту. Большинство стран современного мира являются республиками. В отличии от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина республика связано с народом. Respublica est res populi, – подчеркивал Цицерон, считая государство делом народа. При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства. В конечном счете

    основывается не мандате народа.

  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/obshestvo-i-politika/politika/chem-monarhiya-otlichaetsya-o-respubliki/

    § 8. Различие монархии и республики

    Итак, классификации форм правления представляются весьма разнообразными в самых своих основаниях.

    Одни кладут в основу классификации различия в организации правительства, другие — отношение государственной власти к отдельным личностям, третьи — отношение государства к обществу.

    Однако, при всем этом разнообразии в основаниях группировки, в результатах замечается довольно значительное сходство.

    Число основных групп в различных классификациях не одинаково, но вообще замечается постоянное сокращение числа основных групп, и нет ни одной классификации, в которой бы так или иначе не различались, по крайней мере, монархия и республика. Да и в обиходных понятиях именно эти две формы государственного устройства всегда противополагаются друг другу. Очевидно, в различии монархии и республики и следует искать основного различия форм правления.

    Но в чем коренится основа этого различия? В числе правящих лиц? Нетрудно показать несостоятельность такого основания. Политики древности еще могли держаться такого взгляда, так как известные им формы государственного устройства были гораздо проще и однообразнее тех, какие приходится иметь в виду при установлении классификации современному государствоведу.

    Определение монархии, как правления одного, подходило только к абсолютной монархии и непригодно для монархии конституционной, где монарх правит не один, а с соучастием народного представительства.

    Если же определить монархию, как такое государство, в котором исполнительная власть вручена единоличному органу, то под такое определение подойдет и большинство современных республик, так как исполнительная власть вручена единоличному органу — президенту.

    Гарейс²*, задумавший последовательно провести различие форм правления по числу правящих лиц, различает монократии — правления одного, и плеонократии — правления многих, причем монократии у него подразделяются на монархии и президентские республики. Но и монархия не безусловно предполагает правление одного. В Спарте имелось два царя.

    Наша история знает пример совместного правления Петра и Иоанна, и, однако, Россия не сделалась на это время республикой, а осталась, как и была, монархией. Таким образом, число правящих лиц не составляет достаточно характерного признака для точного разграничения республики и монархии.

    То же самое должно сказать и о различии юридического положения подданных государства. Не даром Кант пришел со своей классификацией к тому, что говорит о республиканских монархиях и деспотических демократиях. И в республике, и в монархии положение жителей может быть очень различно.

    И в республике большинство населения может находиться в рабстве, и в монархии оно может пользоваться широкой политической свободой.

    Если различие по числу правящих придает исключительное значение чисто внешнему признаку, внешней форме государственного строя, то различие государств только по различию юридического положения подданных основано на совершенном игнорировании различия собственно устройства государств.

    Выдвинутое Штейном различие государств по их отношению к обществу имеет, бесспорно, очень большое значение и проливает совершенно новый свет на многие вопросы государственного права.

    Читайте также:  Что входит в прожиточный минимум в россии?

    Но на этом признаке можно основать только группировку последовательно меняющихся исторических типов государственного быта, могущих принимать формы и монархии, и республики. Сам Штейн в своем изложении с различия монархии и республики не раз сбивается на различие исторических типов государственного быта.

    Определив монархию, Königthum, как такую форму государственного устройства, при которой государственная власть не подчиняется обществу, а господствует над ним, в дальнейшем изложении он, однако, допускает существование и такой монархической власти, которая служит исключительно интересам одного какого-нибудь общественного класса.

    И, конечно, он прав в этой непоследовательности. Форма государственного устройства не может измениться только от того, что монарх станет служить не общим, а сословным интересам.

    При всей спорности теоретического обоснования различия республики и монархии, практическое различие их не вызывает сомнений.

    Относительно любого из существующих государств можно с полной уверенностью сказать монархия это или республика, и никто не сомневается, например, что при всей ограниченности власти английского короля Англия все-таки монархия.

    Точно, так же вне всякого спора республиканский характер государственного строя современной Франции, хотя права президента французской республики во многом напоминают права монарха. Задача, следовательно, лишь в том, чтобы уловить, в чем заключается основание этого различия, всеми чувствуемого, но не легко поддающаяся формулировке.

    Монархия, конечно, немыслима без монарха, а монарх есть лицо, стоящее во главе государства, призванное представлять государство, как целое, и во вне, и внутри государства и осуществляющее эту функцию самостоятельно, по собственному праву, а не по чужому поручению, и потому самому юридически безответственное. Нет монарха, который бы не имел права, по крайней мере, представлять государство в международных сношениях и во внутренних его отношениях. Вместе с тем, нет монархов юридически ответственных. Правда, Наполеон III провозгласил себя, как императора, ответственным перед народом, но и у него это не сопровождалось никакими постановлениями, которые бы могли придать ответственности императора реальное значение, и на деле это было лишь красивой фразой, прикрывавшей собою отмену министерской ответственности. Монарх, которого народ мог бы судить и, следовательно, сменять, ничем бы не отличался от президента республики.

    Таким образом, монархию можно определить, как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство, как целое, осуществляется, как собственное право, безответственным лицом; республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учреждениями.

    Такое определение различия монархии и республики имеет, без сомнения, за собою уже то преимущество, что соответствует установившемуся на практике представлению.

    Но оно может породить сомнение, не низводится ли при таком понимании различие монархии и республики к различию не форм государственного устройства, а только форм правительства. Так именно смотрели на дело Кант и Руссо.

    Они придают этому различию второстепенное значение.

    Едва ли можно с этим согласиться. Уже один факт осуществления хотя бы некоторых функций государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии своеобразный склад.

    Юридическое отношение государственного властвования не может не меняться существенно, смотря по тому, какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости получают характер норм, лишенных санкции (Leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в независимо поставленном монархе, по справедливому указанию Штейна, более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства: и в издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к законам ему принадлежат обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они безответственным монархом или ответственным пред народом должностным лицом.

    Безответственность монарха обусловливает, наконец, и существенные особенности в организации монархического правительства. Мыслимо и даже бывали случаи, что правительственные функции вручались совместно нескольким безответственным лицам. Но это явление исключительное.

    Властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами. И в действительности правительство в монархии всегда стремится принять единоличную форму.

    Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей.

    Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно так же наследственная власть свойственна монархии, избирательная — республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна.

    Избирательные монархии образуют уже переходную форму, и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей.

    Читайте также:  Как узнать, скручен ли пробег автомобиля?

    Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок, и обыкновенно на довольно короткий срок. Всего распространеннее четырехлетний срок по образцу североамериканской конституции, самый долгий срок — десятилетний, как это было установлено французской конституцией VIII года для выбора консулов.

    Таким образом, безответственное положение монарха, обусловленное тем, что он правит самостоятельно, по собственному праву, налагает определенный отпечаток на весь склад государственной жизни, и потому различие монархии и республики представляет действительно основное различие форм государственного устройства. Но, конечно, и монархический и республиканский принцип могут быть осуществимы с большею или меньшею последовательностью, и вследствие того получаются различные разновидности каждой из этих основных форм политической организации.

    Монархии могут принимать различные формы, смотря по тому, сосредоточивается ли вся государственная власть в руках монарха, так что все другие государственные учреждения действуют, как органы монарха, по его поручению, или же, напротив, наряду с монархом некоторая доля власти присваивается народу и его представителям. В первом случае, при сосредоточении всей полноты власти в руках монарха получается абсолютная монархия; во втором — монархия конституционная, ограниченная соучастием народного представительства.

    Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика.

    Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинения всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участие народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения.

    Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции.

    В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

    Но и каждая из этих разновидностей монархии и республики допускает множество различных видоизменений в подробностях. Для большей наглядности изображения характерных особенностей монархии и республики необходимо обратиться к ознакомлению с наиболее типичными образцами республиканского и монархического строя.

    Дополнение. Предложенный в новейшее время классификации государств в общем также исходят из различения монархии и республики, как двух основных форм государственного устройства, с дальнейшим в пределах каждой из них видовыми подразделениями.

    В смысле же указания признаков, по которым различаются монархии и республики, представляет интерес теория Еллинека. Еллинек ищет их в “порядке образования воли государства”.

    Процесс образования верховной воли, приводящей в силу конституции государство в движение, либо завершается в психике одного физического лица; — в этом случае налицо монархия.

    Либо — и это характерно для республики — воля государства является неволею индивидуально определенного, чувственно воспринимаемого, живого лица, а волею коллегии, имеющей лишь юридическое бытие (Staatslehre, стр. 650 и сл.; русский перевод, стр. 444 и сл.).

    Однако, и в. новой литературе имеется несколько попыток классифицировать государства иначе, чем на монархии и республики.

    Так, Борнгак различает государства монархического суверенитета, то есть абсолютную и конституционную монархию, с одной стороны, и, с другой, — государства народного суверенитета, к которым он относит республику, парламентарную монархию и “демократическую тиранию” (Staatslehre, стр. 25‑62).

    Так, Рем пытается воскресить классификацию государств по формам их устройства (Verfassungsformen) и по формам правления (Regierungsformen), различая таким образом государства с монархическим и республиканским строем и государства с монархическою и республиканской формой правления (Staatslehre, стр. 180 и сл.).

    Примечания:

    ¹* Bernatzik. Republik und Monarchie. 1892.

    ²* Gareis. Allgemeines Staatsrecht. 1883 S. 35‑40

    Источник: http://istmat.info/node/24940

    Монархия: понятие, виды. Виды монархии как формы правления :

    На протяжении многих веков практически во всем цивилизованном мире власть была организована по типу монархии. Затем существующий строй был свергнут революциями или войнами, но до сих пор сохранились государства, которые считают такую форму правления приемлемой для себя. Итак, какие существуют виды монархии и чем они отличаются друг от друга?

    Монархия: понятие и виды

    Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле – это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.

    Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству – характерная черта, которой отличается монархия.

    Понятие и виды монархий – интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй.

    Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах.

    Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?

    Классические признаки монархии

    Многочисленные виды монархии отличаются друг от друга целым рядом признаков. Но есть и общие положения, которые присущи большинству из них.

    1. Пожизненный правитель. Человек, унаследовавший власть, остается ее носителем до конца своих дней. Только после его смерти власть передается следующему претенденту.
    2. Передача трона по наследству. В любом монархическом государстве существуют законы и традиции, которые четко описывают процедуру передачи верховной власти. Как правило, она передается по наследству родственникам первого порядка.
    3. Монарх – лицо государства. По традиции, правитель изъявляет волю всего народа и становится гарантом единства нации.
    4. Монарх – лицо неприкосновенное, обладает юридическим иммунитетом.

    Есть в истории примеры, когда некоторые виды республики и монархии настолько близко граничили между собой по политическому устройству, что сложно было придать государству однозначный статус. Например, во главе Речи Посполитой стоял монарх, но он избирался сеймом. Некоторые историки называют неоднозначный политический режим РП – шляхетской демократией.

    Читайте также:  Как правильно обесцветить волосы дома?

    Виды монархии и их признаки

    Существует две больших группы монархий, которые сформировались:

    • согласно ограничениям монархической власти;
    • с учетом традиционного устройства власти.

    Прежде чем подробно разобрать признаки каждой из форм правления, необходимо определить существующие виды монархии. Таблица поможет сделать это наглядно.

    По объему ограничений

    По традиционному устройству

    Абсолютная

    Древневосточная

    Конституционная:

    • парламентская;
    • дуалистическая.

    Феодальная:

    • раннефеодальная;
    • вотчинная;
    • сословно-представительная;
    • абсолютная.

    Теократическая

    Абсолютная монархия

    Absolutus – с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная – это основные виды монархии.

    Абсолютная монархия – это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.

    В эпоху Просвещения право одного человека на единоличное распоряжение судьбой всего народа или государства богословы стали объяснять божественной исключительностью правителя. То есть монарх – это помазанник Божий на престоле.

    В это свято верил религиозный народ. Известны случаи, когда к стенам Лувра приходили в определенные дни неизлечимо больные французы.

    Люди верили в то, что приложившись к руке Людовика XIV, они получат желаемое исцеление от всех своих болезней.

    Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая – это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления – Ватикан.

    Конституционная монархия

    Эта форма монархического правления считается прогрессивной, поскольку власть правителя ограничивается министрами или парламентом. Основные виды конституционной монархии – дуалистическая и парламентарная.

    В дуалистической организации власти монарху предоставляется исполнительная власть, но ни одно решение не может быть принято без одобрения соответствующего министра. За парламентом остается право вотировать бюджет и принимать законы.

    В парламентарной монархии все рычаги правления фактически сосредоточены в руках парламента. Монарх утверждает кандидатуры министров, однако номинирует их всё равно парламент.

    Получается, что наследственный правитель просто является символом своего государства, но без одобрения парламента не может принять ни одного государственно важного решения.

    В отдельных случаях парламент даже может диктовать монарху, по каким принципам он должен строить свою личную жизнь.

    Древневосточная монархия

    Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты.

    Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени – это были его первоочередные задачи.

    Поскольку правитель в восточной монархии был в сознании народа напрямую связан с богами, то полномочия ему предоставлялись достаточно широкие. Например, он мог вмешиваться во внутриродовые дела любой семьи и диктовать свою волю.

    К тому же древневосточный монарх следил за распределением земель между подданными и сбором налогов. Он устанавливал объем отработок и повинностей, руководил войском. У такого монарха обязательно были советники – жрецы, знатные люди, старейшины.

    Феодальная монархия

    Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.

    Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами.

    Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния. Практически институтов власти не существовало.

    Под это описание подходит древнее славянское государство – Киевская Русь.

    После периода феодальной раздробленности стали формироваться вотчинные монархии, в которых крупные феодалы передавали в наследство своим сыновьям не только власть, но и земли.

    Затем некоторое время в истории существовала сословно-представительская форма правления, пока большинство государств не превратились в абсолютные монархии.

    Теократическая монархия

    Виды монархии, отличающиеся по традиционному устройству, включают в свой перечень и теократическую форму правления.

    В такой монархии абсолютным властелином является представитель религии. При этой форме правления духовному лицу в руки переходят все три ветви власти.

    Примеры подобных государств в Европе сохранились только на территории Ватикана, где Папа Римский – и глава церкви, и государственный правитель.

    А вот в мусульманских странах современных теократическо-монархических примеров немного больше – Саудовская Аравия, Бруней.

    Виды монархии в наши дни

    Пламени революции не удалось искоренить монархический строй во всем мире. Подобная форма правления сохранилась в XXI веке во многих уважаемых странах.

    В Европе в маленьком парламентском княжестве Андорра по состоянию на 2013 г. правили сразу два князя – Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.

    В Бельгии с 2013 года на трон взошел король Филипп. Маленькая страна, в которой населения проживает меньше, чем в Москве или Токио, не просто конституционная парламентская монархия, но еще и федеративный территориальный строй.

    С 2013 года Ватикан возглавляет папа Франциск. Ватикан – это город-государство, в котором до сих пор сохранилась теократическая монархия.

    В знаменитой парламентской монархии Великобритании правит с 1952 года королева Елизавета II, а в Дании – с 1972 года королева Маргрете II.

    Кроме этого, монархический строй сохранился в Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальтийском ордене, Монако и многих других странах.

    Источник: https://www.syl.ru/article/172565/new_monarhiya-ponyatie-vidyi-vidyi-monarhii-kak-formyi-pravleniya

    Ссылка на основную публикацию