Чем отличается крепостной крестьянин от раба

Суть крепостного права

Крепостной крестьянин

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Если говорить проще, то суть крепостного права была в том, что крестьяне «прикреплялись» к своему земельному наделу и определенному феодалу (помещику), причем «прикрепление» это было наследственным. Крестьянин не мог уйти со своего земельного надела, а если пытался сбежать, то его принудительно возвращали обратно.

Обычно когда говорят о крепостном праве, имеют в виду Россию. Но  в России крепостное право было введено лишь в 1649 году. А в Западной Европе оно существовало с IX века.

Немного из истории этого явления

Крепостное право соответствует определённому этапу развития государства. Но поскольку развитие различных государств и регионов шло по-разному, то и крепостное право в разных странах существовало в разных видах: где-то захватывало небольшой отрезок времени, а где-то сохранилось практически до нашего времени.

Например, в Англии, Франции и части Германии  крепостная зависимость возникла в IX-X веках, а в Дании, восточных областях Австрии – только в XVI-XVII веках.

Даже в одном регионе, например, в Скандинавии, это явление развивалось по-разному: в средневековой Дании оно сложилось по германскому образцу, а в Норвегии и Швеции его практически не было.

Так же неравномерно крепостная зависимость и исчезала.

В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, но официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.

История крепостного права в России

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило крепостное право в России, но процесс постепенного закрепощения крестьян длился веками. В Древней Руси большая часть земель была в собственности князей, бояр и монастырей.

С усилением великокняжеской власти все более утверждалась традиция награждения служилых людей обширными поместьями. «Прикрепленные» к этим землям крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»).

В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Но в 1497 годубыло введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.

С. Иванов «Юрьев день»

В 1581 году был отменен и Юрьев день и установлены Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года).

В 1597 году помещики получают право на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

В 1649 году Соборное уложение отменило «урочные лета», закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Соборное уложение 1649 года

Оно выходит при царе Алексее Михайловиче. По существу, это новый российский свод законов, которым была установлена власть землевладельца над крестьянами, работавшими на его земле.

Отныне крестьяне не имели права покидать свой надел и перейти к другому хозяину или вообще перестать работать на земле, например, отправиться в город на заработки. Крестьяне были прикреплены к земле, отсюда и появилось название: крепостное право.

При переходе земли от одного помещика к другому вместе с нею передавались и работники. Также дворянин имел право продать своего крепостного другому хозяину без земли.

Царь Алексей Михайлович

Но все-таки крепостное право отличалось от рабства: новый владелец обязан был предоставить купленному земледельцу надел и обеспечить его необходимым имуществом.  Кроме того, хозяин не имел власти над жизнью крестьянина. Например, всем известна история помещицы Салтычихи, которая убивала своих крепостных и была за это наказана.

Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха — российская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Решением Сената и императрицы Екатерины Второй она была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где и умерла.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, она получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

При жизни мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к рукоприкладству. Это была еще цветущая и притом весьма набожная женщина, поэтому о характере психического заболевания Салтыковой можно только догадываться. С одной стороны, она вела себя как верующий человек, с другой — совершала настоящие преступления.

Примерно через полгода после смерти мужа она начала регулярно избивать, преимущественно поленом, прислугу. Основными поводами для наказания были недобросовестно помытые полы или некачественная стирка. Истязания начинались с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено).

Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Постепенно тяжесть побоев становилась сильнее, а сами побои — продолжительнее и изощреннее. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также она использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши.

Часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове; Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. Салтычиха любила убивать невест, которые в ближайшее время собирались выйти замуж.

В ноябре 1759 г. в ходе растянувшейся почти на сутки пытки она убила молодого слугу Хрисанфа Андреева, а затем собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.

Барин и его крепостные

В 1718-1724 гг. была принята податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

В 1747 году помещику уже предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты (принятие на военную службу по воинской повинности или найму) любому лицу.

И. Репин «Проводы новобранца»

В 1760 году помещик получает право ссылать крестьян в Сибирь.

В 1765 году помещик получает право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

В 1767 году крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

В 1783 году крепостное право распространяется и на Левобережную Украину.

Как видим, зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, о чем мы читаем в произведениях русских писателей-классиков.

При Петре I крепостное право продолжало укрепляться, что подтверждается несколькими законодательными актами (ревизиями и др.).

Ревизские сказки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — I половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения.

Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.

Перо, которым Александр II подписал Указ об отмене крепостного права. Государственный русский музей

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, а в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.).

Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений, о чем мы и читаем в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

При Петре  также создается новый класс поссесионных крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам.

А Екатерина II своим любимцам вельможам и многочисленным фаворитам  подарила около 800 тыс. государственных и удельных крестьян.

Крепостное право было выгодно большей части дворянства, но русские цари понимали, что оно, по сути своей, все-таки мало отличается от рабства. О том, что эту систему нужно отменить, говорили и Александр I, и Николай I,  но отменил его лишь Александр II в 1861 г., за что и получил название Освободитель.

Известие об отмене крепостного права

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1715

Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве

19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

«Медуза» попросила просветительский проект InLiberty, который считает тот день одной из семи ключевых дат в истории России, ответить на стыдные вопросы о крепостном праве, а также рассчитать, за сколько можно было бы купить или продать читателей «Медузы», если бы они жили в Москве два века назад и были бы крепостными.

Да, как минимум для многих современников крепостного права. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «Земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека».

Было ли крепостное право похоже на американское рабовладение? Не совсем. Закон формально (но далеко не всегда на практике) защищал крепостных от чрезмерных поборов и насилия владельца.

Крепостные, в отличие от рабов, которые находились в полной личной собственности владельца, содержали себя сами, отдавая часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли, к которой были прикреплены.

Слово «рабство» со временем заменяют «крепостным состоянием», а затем — «крестьянским вопросом». Однако сути дела это не меняет — если человека можно купить или проиграть в карты, для описания его статуса не нужно искать сложных слов.

В основе крепостного права не было какого-то одного закона, оно складывалось постепенно и в итоге так глубоко укоренилось в сознании и повседневной жизни людей, что помыслить иное положение вещей для многих было очень сложно.

В том числе поэтому его было так трудно отменить. Можно сказать, что крепостное право было следствием специфической ситуации с собственностью в России: вся земля принадлежала князю и раздавалась в качестве вознаграждения за военную или гражданскую службу.

Крестьяне, жившие и работавшие на этой земле, закреплялись (именно отсюда происходит слово «крепостной») за ее хозяином.

Окончательно крепостное право сложилось к середине XVII века — по Соборному уложению 1649 года владельцы земли получили право на бессрочный розыск беглых крестьян. Так у крестьян появились хозяева.

Практики продажи крестьян без земли Уложение еще не фиксирует, но у государства того времени не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать. Уже в конце XVII века продажа, обмен или дарение людей стали обычным делом.

Сколько людей в России были крепостными? Крепостными были только подданные Российской империи или можно было себе купить африканских рабов?

К 1861 году в России 23 миллиона крепостных крестьян. Были и другие — «государственные», прикрепленные к земле, которая принадлежала казне, или «удельные», принадлежавшие императорской семье.

По данным ревизии 1857 года, их было еще 29 миллионов человек, а всего в стране проживало немногим больше 60 миллионов.

В некоторых губерниях крепостных было почти 70%, как в Смоленской и Тульской, в других их почти нет (в Сибири крепостных — около 4 тысяч человек).

Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого»

Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг.

Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей.

Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов.

Крепостного можно было бить — и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать?

Битье крепостных было скорее в порядке вещей. Закон формально запрещал жестокое обращение с крепостными, но правительство закрывало на это глаза.

Со времен Елизаветы Петровны дворяне получили право наказывать крепостных, ссылая их в Сибирь, и это была распространенная практика. В 1827–1846 годах помещики сослали в Сибирь почти четыре тысячи человек. Сосланные засчитывались за рекрутов, то есть помещик был волен «очищать» свои владения от тех, кто ему не нравился, и еще и ничего при этом не терять.

Телесные наказания крепостных (особенно порка) были широко распространенной практикой.

Свод законов 1832–1845 годов смягчил возможные наказания крепостных — за помещиками оставили следующие: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев, а также в рекруты и удаление навсегда из имения с предоставлением в распоряжение местной государственной администрации.

Государство наказывало помещиков за злоупотребление властью и крестьян за неповиновение примерно в одинаковых масштабах — в 1834–1845 годах по всей России было осуждено 0,13% крестьян и 0,13% помещиков от общего числа тех и других в стране.

Перечислять разнообразные способы издевательств не хочется — достаточно сказать, что среди них — изнасилования, домашняя пыточная, домашний тир с непосредственным участием крепостных, травля собаками и так далее. Но особые зверства и садизм были скорее исключением.

Читайте также:  Какие документы нужны для открытия магазина одежды?

Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных.

Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом.

Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года.

Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным?

История знает примеры разбогатевших крестьян. Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары (это большая редкость).

Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец.

Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался. Шипов вспоминал:

«Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом.

Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: „У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть, они очень богаты, и им ничего не стоит платить нам оброк“. Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка.

Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. асс оброка».

Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200–400 рублей рублевыми ассигнациями (за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара).

В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет:

«Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства.

Позже, когда Шипов убежит и начнет свою „одиссею“ странствий по всей России, после каждого бегства с необычайной энергией и талантом вновь изыскивая способы развивать начинаемые с нуля предприятия, организовывая торговлю и ремесла в Одессе или в Кавказской армии, покупая и продавая товары то у калмыков, то в Константинополе, живя то без паспорта, то по поддельному паспорту, — барин будет буквально разоряться, рассылая по всем направлениям агентов и тратя огромные деньги из своих все более скудеющих ресурсов, лишь бы поймать и жестоко расправиться с мятежным беглецом».

С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей.

За время царствования Александра I была заключена 161 сделка и освобождено около 47 тысяч человек мужского пола, или менее 0,5% всего крестьянского населения. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек.

Как пишет историк Борис Миронов, всего за первую половину XIX века коллективно и индивидуально от крепостного права освободились около 10% помещичьих крестьян.

В 1842–1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе.

Константин Маковский «Крестьянский обед в поле»

Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными?

На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано.

Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках.

Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам. Аргументов тут было несколько: и пресловутая неготовность людей к свободе, и экономическая сложность процесса (неясно было, где крестьянам взять деньги на выкуп), и размер империи.

Попадались случаи совсем причудливой логики. В 1803 году Дмитрий Бутурлин, дипломат и вольтерьянец, пишет: «Есть что-то такое отеческое и нежное во взаимных отношениях барина и крепостного, в то время как отношения хозяина и нанятого слуги кажутся мне чисто корыстными.

Свободный рынок — это обмен услуг на мои деньги, и, едва заплатив, я нахожу, что полностью освобожден от любых обязательств, поскольку выполнил все, что обещал. Мимолетная сделка, которая проходит, не оставляя по себе малейшего следа.

Она не несет ни для одной из сторон ни воспоминаний о прошлом, ни надежды на будущее. Наш обычай велит признавать за детьми услуги, оказанные их отцами, — вот вам и прошлое. Обеспечивать существование старым слугам, которые не трудятся уже по возрасту, — вот и будущее.

Все это куда человечнее и добрее, чем простой денежный рынок».

К середине XIX века к дискуссии императорского дома и либерального дворянства подключается даже охранка. С 1827 года созданная Николаем I политическая полиция готовит для императора ежегодный отчет о положении в стране. Если читать эти отчеты подряд, хорошо видно, с какой скоростью отношение к «крестьянскому вопросу» менялось в среде высшей российской бюрократии:

  • 1827 год. Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя, как евреи своего Мессию, и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их».
  • 1839 год. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством…
  • 1847 год. …Главным предметом рассуждений во всех обществах была непонятная уверенность, что Вашему Величеству непременно угодно дать полную свободу крепостным людям. Эта уверенность поселила во всех сословиях опасение, что от внезапного изменения существующего порядка вещей произойдут неповиновения, смуты и даже самое буйство между крестьянами.
  • 1857 год. Дворяне беспоместные, писатели и люди разных сословий… все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права. Они доказывают — и весьма справедливо, — что положение крепостного человека есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью…

Сами крепостные относились к происходящему по-разному: 23 миллиона человек довольно сложно считать однородной группой. Среди крепостных были более или менее предприимчивые люди, более или менее готовые к радикальной смене в своей каждодневной жизни, более или менее знающие, что делать дальше; были те, кто любил своих господ и предпочитал продолжать службу.

Крестьянскую реформу называют «ущербной» и видят в этом одну из предпосылок революции. Что в ней было ущербного? Это вообще хорошая реформа или плохая?

Манифест и «Положение о крестьянах» даровали крепостным личную свободу, но являлись компромиссными (и потому половинчатыми) результатами почти четырехлетней работы над законопроектом губернских комитетов, специально учрежденного Главного комитета по крестьянскому делу и так называемых Редакционных комиссий (предполагалось, что комиссий будет две — общая и региональная, но на самом деле работа шла в одной комиссии, которой от первоначального замысла досталось множественное число в названии).

Реформа считалась для царской России почти безупречной: более-менее впервые в процесс были вовлечены совсем разные люди с разными идеологическими взглядами — Александру II было важно, чтобы инициатива реформы исходила не от него, а от дворян.

Так она и началась: 30 марта 1856 года, выступая перед уездными и губернскими предводителями московского дворянства, Александр в первый раз пытается внушить им эту мысль: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Так начинается реформа — не вполне снизу, но настолько, насколько можно себе представить: роль инициаторов реформы берут на себя литовские дворяне, отчасти вдохновленные самим императором через виленского генерал-губернатора Владимира Назимова.

20 ноября 1857 года, в ответ на прошение дворян, император направляет Назимову рескрипт, разрешающий дворянству заняться разработкой проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», что предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем.

Григорий Мясоедов «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»

Законы 19 февраля 1861 года дали крестьянам основные гражданские права и освободили их от унизительной личной зависимости от помещиков. Но вот найти простое решение земельного вопроса реформаторам не удалось.

Предполагалось, что крестьяне могут выкупить у помещика надел земли, получив на 49 лет от государства ссуду под 6% годовых. Но до перехода на выкуп бывшие крепостные считались «временнообязанными», то есть, по сути, «арендовали» землю у помещика и продолжали платить за нее плату в виде барщины или оброка.

Переход к выкупу земли занял в целом более 20 лет — с 1883 года оставшиеся временнообязанные в основном переводились на выкуп принудительно.

Дополнительную пикантность ситуации придавало и то, что, освободившись по манифесту 1861 года от помещиков, крестьяне остались «зависимы» от крестьянской общины, которая регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.

Возможность получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям пришлось ждать очень долго — до закона 14 июня 1910 года.

Была ли реформа «плохой» или «хорошей»? Наверное, можно себе представить какой-то более правильный процесс с более точным результатом, но очевидно одно: после 19 февраля людей уже нельзя продать и купить — и это ее главный итог.

Говорят, что окончательно крестьяне освободились в 1974 году, когда им впервые дали паспорта, говорят, что реформа и ее неполноценность явились предпосылками революции 1917 года, — это все так, но где-то должно быть начало, и это начало — 19 февраля, когда в России наконец отменили рабство.

ИСТОЧНИК

Источник: https://theosophist.livejournal.com/2682610.html

Русской цивилизации характерна личная собственность на средства производства

Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-krepostnoj-krestyanin-ot-raba/

И крепостные крестьяне, и рабы представляли собой категории зависимого населения, не обладавшие личной свободой и находившиеся в собственности других лиц.

Согласно общепринятой исторической теории, наличие крепостного крестьянства характерно для феодальной общественно-экономической формации, а рабов – для рабовладения.

Чем отличается крепостной крестьянин от раба, если и тот и другой являются собственностью? Может, между ними нет никакой разницы? На самом деле различия между этими категориями несвободных людей есть, и различия существенные.

Формирование класса рабов

Рабство как социальный институт возникло с разложением первобытно-общинного строя.

Сначала оно было относительно мягким (так называемое патриархальное рабство), и раб с течением времени мог либо вернуться в свое племя (если он был военнопленным), либо стать полноправным членом рода, собственностью которого первоначально являлся.

Но по мере развития государств Древнего мира рабство становилось все более распространенным, и наивысшего развития достигло в Римской империи. Источниками пополнения рабов были прежде всего победоносные войны; кроме этого, в рабство нередко обращали преступников.

Согласно Законам 12 таблиц, рабами могли стать несостоятельные должники. Правда, довольно рано, в 4 веке до нашей эры, принимается «Закон Петелия», по которому обращать в рабство римских граждан было запрещено (за исключением тех, кто совершил некоторые особо тяжкие преступления).

Интересная особенность патриархального Рима: глава рода имел право трижды продавать в рабство своих детей (предполагалось, что они могли самостоятельно выкупаться).

Во время завоевательных походов стоимость рабов была сравнительно невелика: после покорения в 38 году до нашей эры Сардинии, например, даже появилась поговорка «дешев, как сард».

Впоследствии, когда завоевательные походы перестали быть источником рабов, пополнение осуществлялось в основном за счет естественного прироста. Причем раб, рожденный в неволе, ценился довольно высоко, так как он не знал иного состояния, кроме рабства, и не был склонен к бунту.

Обращение с рабами становится мягче, к ним все чаще применяют «не кнут, но пряник». Постепенно рабовладельческие хозяйства становятся экономически неэффективными, и хозяева начинают менять отношение к рабам.

Теперь их селят на небольших участках земли, которые те обязаны обрабатывать и отдавать часть урожая.

Эта категория зависимых людей в позднем Риме получила название «колоны», и по положению они были очень близки к крепостным.

Итак, отличие крепостного крестьянина от раба в том, что вторые были отчуждены от результатов своего труда, не имели собственности и не были заинтересованы в том, чтобы работать лучше. Именно поэтому, когда ресурс «кнута» иссякает, меняется экономический уклад.

На смену рабовладельческому типу хозяйствования приходит феодальный, более эффективный. Нет, рабы еще оставались, но они играли в экономике небольшую роль.

Разница между крепостным крестьянином и рабом

После крушения Римской империи во вновь образовавшихся варварских королевствах крепостных практически не было. Закрепощению первоначально подвергались жители земель, завоеванных удачливыми феодалами.

Читайте также:  Как закрасить седину хной?

Рабство в том масштабе, в котором оно существовало в Риме, не восстановилось. Феодалы поняли, что труд крепостных эффективнее, чем труд рабов.

Крестьяне, хоть и были подневольными, имели куда больше прав, чем рабы:

  • право на частную собственность;
  • право на совершение торговых сделок (часть рабов также имела подобное право, но это было скорее исключение из правила, и характерно оно для последних веков Рима);
  • право на часть своего труда (феодал получал обычно от четверти до половины урожая);
  • право на защиту в суде.

Статус крепостного в разных странах и в разное время отличался довольно сильно, поэтому данный перечень можно было бы дополнить. Однако приведенные пункты характеризуют наиболее значимые различия.

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве в Российской империи. Число крепостных (частновладельческих крестьян) только в отдельные периоды нашей истории немного превышало половину всего населения империи, чаще оно было значительно ниже.

С конца 18 века русские помещики экспериментируют с освобождением крестьян, как, например, фаворит Екатерины II Григорий Орлов (правда, уже после того, как императрица дала ему отставку). В 19 веке, с восшествием на престол Александра I, происходит постепенное освобождение крепостных национальных окраин (Прибалтики, Закавказья и так далее).

Надо полагать, начинать освобождение с русских крестьян самодержец опасался, так как это могло привести к непредсказуемым экономическим и социальным последствиям.

В 1861 году, накануне «Манифеста от 19 февраля», ликвидировавшего в стране феодальные отношения, число крепостных крестьян в Российской империи, по разным данным, составляло от 30 до 35 процентов населения.

Некоторые выкупились из крепостной зависимости еще за несколько десятилетий до исторической даты, как, например, основатель знаменитой торговой династии Морозовых, Савва Васильевич. За свободу своей семьи (у него было пять сыновей) он заплатил сколоченные предпринимательством 17 тысяч рублей – огромную в то время сумму.

Интересно, что отмена рабства в США состоялась почти на два года позже – 1 января 1863 года, а на отдельных территориях – лишь в декабре 1865 года.

Сравнительная таблица

Разобравшись, в чем разница между крепостным крестьянином и рабом, остается добавить, что последние проявления этих зависимых состояний были ликвидированы сравнительно недавно.

Крепостное право официально существовало в королевстве Бутан (небольшое государство в Гималаях) до 1956 года. А последним местом на Земле, в котором было юридически закреплено рабство, стала Мавритания, где окончательная его отмена состоялась лишь в 2007 году.

Хотя у международных правозащитных организаций по-прежнему есть немало претензий к этой стране.

Раб Крепостной крестьянин
Юридический статус Является собственностью рабовладельца Является собственностью феодала
Права Не имеет Имеет некоторые права (на владение орудиями труда и другим имуществом, на судебную защиту, на ведение хозяйственной деятельности)
Отношение к собственности Собственности не имеет, орудия труда предоставляются рабовладельцем Является собственником; обычно это сельхозинвентарь, скот, орудия труда для ведения разнообразной хозяйственной деятельности (торговля, кустарное или промышленное производство и так далее)

Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-krepostnoj-krestyanin-ot-raba/

Источник: https://al-knjazev.livejournal.com/5415.html

Мифы о крепостном праве, как о «генетическом рабстве» русских

О крепостном праве существует много мифов. Такие мифы, в основном, связаны с публицистикой – от Радищева до Герцена и Чернышевского.

Что характерно в негативной оценке крепостного права сходятся разные течения – от советских до либеральных историков.

Да и на Фонтанке, в связи с выступлением Зорькина о неудачной реформе Александра II, мифы о крепостном праве снова оживились.

Крепостное право. Фото: foma.ru

Описывая крепостное право, говорят о «генетическом рабстве» русского народа. Но забывают о том, что в самой развитой стране – США только в 1865 г. принята поправка к Конституции – рабство отменено на 4 года позже, чем крепостное право в России. А его пережитки (дискриминация негров) ликвидированы только в 1960-х гг. Но почему-то никто не называет американцев рабами на генном уровне.

Говорят, что почти все крестьяне до 1861 г. были крепостными. Но: «К середине XIX в. количество помещичьих крестьян в Европейской России, равнялось 21 976 232 душам обоего пола».

Численность населения России составляла в 1861 г. – 73-75 млн.

А в южных американских штатах, из 12-миллионного населения, 4 миллиона рабы, треть населения – в процентном отношении к численности населения, больше, чем в России крепостных.

Говорят, что Россия всегда была крепостнической страной. Но крепостное право в Европе появляется еще в IX-X вв. (Англия, Франция, западная Германия). В России же крепостничество распространилось только к XVI в.

, а официально закреплено Соборным уложением от 1649 г. В Европе крепостное право существовало 300-700 лет, в России – 250-300. А на большей части страны крепостничества вообще не было.

Север, Карелия, Дон, Нижняя Волга, Кубань, Ставрополье, Сибирь, частично Урал и т. п.

Причины возникновения крепостного права в России
В Европе основная причина крепостного права – это стремление получать выгоду с земель, где использовали труд крепостных.

Мягкий климат и природа, давали возможность получать урожаи, обеспечивающие благосостояние землевладельцев. В России земель хватало с избытком.

Но в связи с холодным климатом и нехваткой времени для полевых работ, земля не приносила больших доходов. Главную ценность в России имела не столько земля, сколько крестьяне.

В Древней Руси большая часть земель была у князей, бояр и монастырей. С усилением княжеской власти утвердилась традиция награждения служилых людей поместьями. Службу дворянину-помещику крестьяне воспринимали как государственную обязанность. Занимавшая земли община обязывалась обеспечивать службу помещика: содержать его, вооружать, в случае войны – слушаться как командира.

Земля в России не стала полноценной частной собственностью, как на Западе. Например, в Англии, в ходе «огораживания», феодалы сгоняли крестьян с земли, когда она понадобилась для разведения овец.

Земля принадлежала феодалу на праве частной собственности. В России же крестьяне считали землю «божьей», а не принадлежащей кому-то конкретно.

И земля давалась на условиях службы ее владельца государству.

Если в Европе крестьяне служили господину и являлись его холопами, то в России несли государственную повинность, содержали служивых людей. Помещик имел право только на труд крестьянина определенное число дней (барщина), которая могла заменяться оброком. Основной задачей крестьян была не столько работа на помещика, сколько выполнение государственного тягла.

Власть помещика ограничивалась законом и ему вменялись обязательства перед своими крепостными. Так, помещики обязывались в голодные годы содержать крепостных под страхом утраты прав на них. При Анне Иоанновне, в 1734 г. подтверждается обязанность помещиков кормить крестьян и «по миру для милостыни ходить не допускать».

Подтверждено это право было и при Елизавете Петровне в 1761 г.

Отношения между помещиками и крестьянами
Самый наглядный пример жестокости по отношению к крепостным, который часто приводят – это помещица Д. Салтыкова («Салтычиха»), садистка и убийца нескольких десятков крепостных. Ее лишили дворянского достоинства и приговорили к пожизненному заключению.

Такие наказания для помещиков, жестоко обращавшихся со своими крепостными, были не единичны. В случае убийства крепостного, виновного могли жестко наказать, независимо от социального происхождения. При Елизавете дворян, виновных в смерти своих крестьян, отправляли на каторгу. А Екатерина II в 1775 г.

уполномочила генерал-губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их опекунским советам. При Екатерине II из 20 помещиков, судимых за жестокость к крепостным, шестерых отправили на вечную каторгу. Александр I в 1817 г.

указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны. Например, за 1834-1845 гг. правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило 630 человек.

В Европе, в отличии от России, крепостное право было более жестким, феодал мог иметь право на жизнь, смерть и честь крепостного. Было и «право первой ночи».

К примеру, в Польше убийство крепостного, осуждалось лишь церковными установлениями, но не преследовалось законом. Как мы видим, сравнивать положение крепостных крестьян в России с рабством – затруднительно.

По отношению к Европе такое сравнение имеет большее основание.

Целесообразно ли было крепостное право? «Крепостное право для своего времени было рациональным институтом, ответом России на вызов трудных обстоятельств. Оно использовалось государством как вынужденное средство для решения государственных и общественных проблем» (д. и. н., профессор, Б.Н. Миронов).

Крепостное право как бы «стягивало» территорию России, прикрепляя крестьян к месту жительства. Государство вынуждено установить такой порядок в конце XVI в.

, чтобы таким образом содержать дворянское войско – главную военную силу. При Петре 1 крепостное право использовали, как инструмент, для строительства и развития мануфактур и промышленности.

Приписывая крепостных к заводам и строительству.

Проекты освобождения крестьян и отмена крепостного права Правители России, начиная с Екатерины II, сталкивались с сопротивлением дворянства, не желавшим освобождения крестьян. А учитывая влияние, которое имело дворянство в лице гвардии на государственные дела в «век гвардейских переворотов», понятно, почему освобождение от крепостного права растянулось так надолго.

Учитывая реакцию дворянства, власть ограничивалась полумерами. Так, в 1827 г. помещикам запретили продавать свою землю, без гарантии оставлять крестьянину надел до четырех с половиной десятин (почти 5 гектаров), в 1833 г. – разъединять при продаже семьи крепостных. А в 1848 г. разрешили крепостным покупать земли на свое, а не помещичье имя.

Крепостные занимались промыслами и торговлей. Они вступали под именем и по кредиту купцов в частные и казенные подряды, поставки и откупа, содержали заводы и фабрики, трактиры, постоялые дворы и бани, имели речные суда, даже наемных людей. Например, крепостные графа Шереметева создали в середине XVIII в. центр хлопчатобумажной промышленности в Иваново-Вознесенске.

Со времен советской историографии считается, что освобождение от крепостного права проводилось только в интересах помещиков. Но реформа 1861 г. привела к массовому их разорению, продаже десятков тысяч имений.

Государство пыталось найти компромисс между крестьянами, помещиками и своими интересами. Крестьяне получили в ходе реформы около 4,8 десятин на душу, или по 14,4 десятин на двор. По подсчетам экономиста Ю. Э. Янсона прожиточный минимум для семьи в 1870 гг.

10-11 десятин на двор. Но бурный рост населения (в 1858-1914 гг.

выросло в 2,2 раза) и низкая культура земледелия (помещичьи хозяйства имели урожаи в несколько раз выше, чем у крестьян), делали невозможным успешное хозяйствование значительного количества крестьян.

Радости крестьян по поводу отмены крепостного права – не наблюдалось. А выступления против такой реформы были вдвое бОльшими, чем до нее. Крестьян волновал не столько их правовой статус, сколько количество земли, которая у них была. А в результате реформы крестьяне получили на 1/5 меньше земли, чем пользовались до нее (т. н. «отрезки»).

Личную свободу и приусадебный участок крестьяне получали бесплатно, а пахотный надел – за выкуп.

Поскольку для большинства крестьян такая цена неподъемна, 80% суммы выплачивало помещикам государство, крестьяне же обязывались выплатить долг в рассрочку на 49 лет. А до выплаты вынуждены отрабатывать у помещика.

В результате крестьяне выплатили с учетом процентов почти в 2 раза больше, чем полагалось заплатить за землю.

В результате компромисса, власти не удалось удовлетворить интересы всех сторон. Значительная часть помещиков разорилась, крестьяне получили дополнительные повинности, а государство вынуждено было тратить средства на «успокоение» деревни. Да, в результате такой реформы государство получило деньги для экономики.

значительная их часть расходовалась на строительство Транссибирской железной дороги. Но в перспективе Россия получила рост революционного движения в деревне, убийство царя и первую русскую революцию 1905 года. Продолжение же реформирования Столыпиным, несмотря на благие в целом намерения, стала одной из причин новой революции 1917 года.

Но это уже другая история.

Можно сделать общий вывод: крепостное право в XVI-XVIII вв. помогло становлению Российской государственности, стянув территории России в единое целое и обеспечив государство ресурсами.

Читайте также:  Чем отличается поступок от действия

Но в то же время, специфика России – огромная территория, постоянная внешняя угроза, необходимость содержания служилого сословия и большое влияние дворянства задержала отмену крепостного права и развития России.

А большое влияние немногочисленного сословия (дворянства) на власть, сделало невозможным эффективную реформу.

Подпишитесь на нас

Источник: http://tainoe.info/mify-o-krepostnom-prave-kak-o-171geneticheskom-rabstve187-russkikh.html

Чем отличалось крепостное право от рабства?

Чем отличалось крепостное право от рабства?

  • Пожалуй что практически мало чем отличалось. До 1649 года существовала скорее жесткая система арендатор — арендодатель, когда крестьянин получив в аренду надел земли обязан был отработать на ней и определенную часть урожая отдать хозяину до Юрьева дня, после чего имел право сменить хозяина. По сути дела это была система, когда крестьянин кормил служилое дворянство, а служилое дворянство обязано было отслужить 25 лет государю и государству военной силой. После Соборного уложения 1649 года это уже классическое крепостное право, когда крестьянин жестко закреплен за землей и хозяином без права ухода с нее.Крепостного можно было купить и продать, с имуществом или без, с семьей или по отдельности. Следует отметить что крепостное право не было в России повсеместно распространенным — его не было в Архангельской губернии, в Остзейских губерниях, в Якутской и Забайкальской областях. По ревизии 1858 года крепостных в России было 37%. Отличием можно считать то, что крестьянин все же отдавал часть урожая,а не весь его труд принадлежал хозяину, то что при покупке крепостного без имущества новый хозяин обязан был обеспечить его наделом и имуществом. Номинально, по закону в жизни крепостного хозяин был не властен, хотя по факту сплошь и рядом не так (Правда Салтыкову за это казнили).Резюмируя можно сказать, что там где крепостное право было по факту оно мало чем отличалось от рабства.
  • Во первых: Рабство — признак статуса в обществе. рабами владели только богатые слои этого общества т.е. феодалы, вельможи, бароны, заканчивая монархом.Во вторых: раб никогда не считался человеком, для владельца это вещь, которой он распоряжается так, как ему вздумается. При крепостном же праве, свобода действий по отношению к крепостных ограничена, так не один барин не имел права продать, убить, или как нибудь навредить крестьянам, для примера советую вспомнить историю quot;Салтычихиquot;. кроме того владельцы крепостных, должны были каждый год отчитаться, о состоянии своего имения, точного количества крестьян и сборах с них.В третьих:В Российской империи, крепостное право было введено во время правления Екатерины quot;великойquot;. хотя официально значится 1649 год. но это не крепостное право. отменено же в 1861 году императором Александром II. рабство не учреждают государственные деятели и не имеет конкретной даты своего существования.

Источник: http://info-4all.ru/drugoe/chem-otlichalos-krepostnoe-pravo-ot-rabstva/

Почему крепостное право – не рабство

До сих пор периодически предметом дискуссий становится крепостное право. Казалось бы, данный вопрос хорошо изучен, и говорить тут не о чем. Однако раз за разом находятся люди, которые прямо утверждают, что крепостное право в России это аналог античного рабства.

Казалось бы, спорить с абсурдными утверждениями бессмысленно, но все же стоит еще раз рассмотреть эту проблему с самых основ, чтобы у манипуляторов не было оснований для создания ложного образа Царской России.

Итак, рабство это, прежде всего, юридический институт. Положение раба весьма точно описывается языком права. Раб – это человек, который находится в полной собственности другого человека.

Он лишен политических и экономических прав, его хозяин распоряжается им как любым иным имуществом, и владение рабом не накладывает на хозяина никаких обременений. Раб не правомочен и поэтому не отвечает в суде, где за него отвечает его хозяин.

В свою очередь, хозяин может сам наказывать раба так, как сочтет нужным.

Варрон в трактате «О земледелии» подразделял орудия земледельческого производства на три категории: «на орудие говорящее, полуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящее — это быки; немое — это повозки».

Такой взгляд на рабов отражен в римском законодательстве. Закон Аквилия (287 год до Р.Х.

) об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей приравнивал рабов к четвероногим: «кто, не имея права, убил раба или домашнее четвероногое, ему не принадлежащее, тот должен уплатить высшую цену стоимости убитого».

В кодификации законов Императора Юстиниана I(VI век по Р.Х.) раб рассматривался не как субъект прав, а как объект вещного права — res non persona. Поэтому раб, как и любая вещь, мог быть объектом сделок: он мог быть подарен, продан, обменен, завещан, уступлен на время по договору найма.

Такие традиционные институты, как брак и вытекавшие из него семейные отношения, не распространялись на рабов. Допускаемая связь между рабом и рабыней не считалась браком и могла быть расторгнута по воле хозяина.

Если рабам дозволялось употреблять слова «отец» и «сын», то это было актом милости владельца, не имевшим правового значения. Как пишет римский юрист Юлий Павел «отцовство у рабов не имеет никакого отношения к законам».

Раб был лишен собственности. Если господин наделял его имуществом, то делал это только в своих интересах. Имущество это оставалось собственностью владельца раба, и продажа раба не влекла утраты имущества господином. Как писал римский юрист Ульпиан: in personam servilem nulla cadit obligatio – по отношению к рабу не существует никаких обязательств.

Термины «гражданские права» и «личность» были лишены смысла по отношению к рабу, Институции Юстиниана определяли: nullum caput habet — «[у раба] нет правоспособности». Рассматривая раба как вещь, римляне признавали за господином право жизни и смерти над его рабами.

Вот что такое классическое рабство.

Если с ним все более-менее ясно и большинство имеет о нем довольно точное представление хотя бы по школьному курсу истории античности, то о крепостном праве у значительной части людей понятия самые дремучие, зачастую связаны с литературной трактовкой крепостного права как рабства в эпоху Просвещения и позже. Обличительный пафос просветителей понятен и объясним, но он не делает крепостное состояние рабством.

В чем принципиальное отличие крепостного от раба? Прежде всего в том же юридическом статусе. Крепостной – это человек не находящийся в собственности, а обязанный службой.

Он не лишается политических и экономических прав, а права его господина по отношению к крепостному сильно ограничиваются законом. Владением крепостными крестьянами накладывает на владельца целый ряд обременений.

Крепостной правомочен и отвечает за свои преступления в суде. Права господина на наказание крепостного ограничены законом.

Крестьянин выступает в русском законодательстве как органическая принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Владелец имел определенные права распоряжения крестьянами лишь тогда и в той мере, когда и в какой мере он был владельцем поместья или вотчины.

Если римское законодательство определяет правовое положение раба как объекта собственности, то русские акты формулируют это иначе.

В состав акта, с которым была связана передача прав собственности на вотчину или поместье, традиционно входила формула определяющая несение повинностей. Вот как она звучала в отказной памяти 1657 года на поместье Костромского уезда: «…

крестьянам, которые в тех деревнях живут… [господина], во всем …слушать и оброк его боярский ему платить и пашню на него пахать…».

Очевидно, что речь здесь идет совсем не о «говорящих орудиях», а о людях, несущих повинности, чье положение схоже с положением дворян несущих военную повинность за отданные им земли, в то время как крестьяне несут рабочую повинность за землю же.

Наличие правомочий нобилитета в отношении крестьян не исключало того, что крестьянин обладал как субъект права определенными правами владения своим наделом и хозяйством.

Как в Уложении 1649 года, так и во 2-й половине XVII века обе эти стороны правового положения крестьян как объекта феодального права и как субъекта права тесно взаимодействовали.

В XVIII веке под воздействием дворянства, желающего расширения прав на владение крестьянами, происходит постепенный сдвиг в сторону уменьшения прав крепостных, но уже начиная с правления Павла I, ситуация выравнивается и права крестьян восстанавливаются и расширяются.

Каковы же были права крепостного крестьянина? Они были довольно обширны и лишь немногим отличались от прав свободного. Естественно крепостной не был собственностью господина как «говорящее орудие». Вот что пишет об этом М.О. Меньшиков: «…крепостных продавали.

Но ведь это была продажа совсем особого рода. Продавали не человека, а обязанность его служить владельцу. И теперь ведь, продавая вексель, вы продаете не должника, а лишь обязанность его уплатить по векселю. «Продажа крепостных» – просто неряшливое слово…

Это оплошность Церкви и государства, не догадавшихся почистить официальный язык».

Крепостной был субъектом права – он обладал частной собственностью, она могла им приобретаться и наследоваться. Собственность крестьянина была неотчуждаема, кроме как по суду и не принадлежала его господину. Никаких ограничений на распоряжение собственностью не существовало.

В то время, когда крестьянин не нес повинности, он мог заниматься хозяйством в той мере, в какой сочтет нужным.

В случае же перевода на оброк, повинность крестьянина приобретала форму не отработки а оплаты (натуральной или денежной) и возможность хозяйствования для крестьянина не ограничивалась ничем.

Крепостной сам отвечал за свои преступления в суде. Помещик обладал в пределах имения определенной административной властью, как обладали ей в то же самое время, к примеру, английские лорды, но любое преступление, выходящее за рамки административного, судилось уже государственным судом, где крепостной выступал как правомочный ответчик.

Крепостные, равно как и другие сословия, присягали Императору. Лишенные прав объекты собственности не могут быть приведены к присяге, так как не отвечают за свои поступки и не могут принимать на себя никаких обязательств.

В этом отношении русское крепостное право отличалось от его европейской формы, где скажем в германском Privilegium Gothardianum (1570 год) определялось: «у крепостного столько прав, сколько желает его хозяин».

Со времени Екатерины II постепенно отменялись ограничения на экономическую деятельность крестьян. В ХIХ веке они могли торговать‚ заводить фабрики.

Именно крепостные крестьяне основали национальный центр хлопчатобумажной промышленности в Иваново-Вознесенске. «Главными торговыми деятелями» нижегородской ярмарки, как писал А. де Кюстин в 1839 году, были крестьяне.

Результаты труда крепостного, лежащие за пределами несомой им повинности, принадлежали только ему и не могли быть отчуждены господином.

Право крепостного на семью никогда не оспаривалось. В отличие от раба, крепостной мог вступать в брак, его дети были законны и наследовали его имущество. Жизнь, здоровье и имущество крепостных защищались законом, за преступления в отношения крепостных их господин отвечал перед государственным судом.

Помещик имел в отношении крепостных значительные обременения, не исполнять которые не мог, под угрозой лишения имущества и даже судебного преследования.

В случае неурожая, помещик был обязан кормить своих крестьян и предоставлять им посевной фонд на следующий год. В случае пожара, помещик был обязан дать крестьянину лес на новый дом и оказать при необходимости финансовую помощь (приобретение инвентаря и пр.).

Крестьяне в России всегда и без каких-либо ограничений охотились в барских лесах и ловили рыбу в реках.

И наконец, крестьянин издавна обладал правом на оружие. Держать дома и использовать на охоте оружие было не просто допустимым, но широко распространенным явлением в русской деревне. Русское крестьянство было «вооруженным народом».

Закончу словами М.О. Меньшикова: «Пушкин… придавал огромное значение свободному обращению крестьян с господами и отсутствию даже «тени рабского унижения в его поступи и речи».

Какой же, в самом деле, это был раб, если он ничуть не был похож на раба, а был совсем похож на свободного человека? Пушкин справедливо находил, что на Западе (даже в Англии) отношения между высшими и низшими сословиями отличаются гораздо большей унизительностью, доходящей до подлости».

Источник: http://monarhist.info/newspaper/article/102/4767

Ссылка на основную публикацию