Чем отличается пропан от бутана

Самые важные факты о свойствах СУГ

Утверждения об отличных характеристиках топливных смесей обычно слишком общие и малоинформативные. Мы восполняем недостаток информации – в этой статье приведены фактические данные о сжиженных углеводородных газах (СУГ). Они будут полезны всем, кто уже использует такое топливо или только планирует автономную газификацию своего дома (коммерческого объекта).

Что такое СУГ и в чем их главная особенность?

Под названием «сжиженные углеводородные газы» имеются в виду смеси низкомолекулярных углеводородов – пропана и бутана. Их основное отличие состоит в легком переходе из газообразной фазы в жидкую и наоборот:

  • В условиях нормального атмосферного давления и при обычной температуре окружающей среды компоненты смеси являются газами.
  • С незначительным увеличением давления (без снижения температуры) углеводороды СУГ превращаются в жидкости. При этом их объем резко уменьшается.

Такие свойства позволяют легко транспортировать и хранить СУГ. Ведь достаточно закачать смесь в закрытую емкость под давлением, чтобы она стала жидкой и получила небольшой объем.

А перед эксплуатацией СУГ испаряется, и дальше его можно использовать точно так же, как обычный природный газ. При этом смесь бутана и пропана имеет более высокий коэффициент полезного действия.

Удельная теплота сгорания сжиженного газа примерно на 25 % выше, чем природного.

Производят СУГ на газоперерабатывающих заводах из попутного нефтяного газа или конденсатной фракции природного газа.

Во время переработки сырье разделяют на легкие и тяжелые фракции – этан, метан, газовый бензин и т.д. Две из них – пропан и бутан – дальше перерабатываются в сжиженный газ.

Их очищают от примесей, смешивают в нужном соотношении, сжижают и транспортируют в хранилища или к потребителю.

Свойства составляющих СУГ – пропана и бутана

Оба газа являются низкомолекулярными предельными углеводородами:

  • Пропан (С3Н8). В линейную молекулу входят три атома углерода и восемь – водорода. Газ идеально подходит для применения в российских климатических условиях – его температура кипения составляет -42,1 °С. При этом до -35 °С пропан сохраняет высокую упругость паров. То есть, он хорошо испаряется естественным путем и транспортируется по наружному трубопроводу даже в самую суровую зиму. Чистый сжиженный пропан можно использовать в надземных газгольдерах и баллонах – сбоев в поступлении газа во время морозов не будет.
  • Бутан (С4Н10). Состоит из четырех атомов углерода и десяти атомов водорода. Молекула может быть линейной или разветвленной. Бутан имеет более высокую теплотворную способность, чем пропан, и дешевле стоит. Но у него есть серьезный недостаток. Температура кипения бутана – всего -0,5 °С. Это значит, что при малейшем морозе он будет оставаться в жидком состоянии. Естественное испарение бутана при температуре ниже -0,5 °С прекращается, и для получения газа приходится использовать дополнительный подогрев.

Из приведенной информации получаем важный вывод: температура сжиженной пропан-бутановой смеси в газгольдере или баллоне всегда должна быть положительной. Иначе бутан не будет испаряться и появятся проблемы с газоснабжением.

Чтобы добиться нужной температуры, газгольдеры устанавливают подземно (здесь их подогревает геотермальное тепло). Другой вариант – оборудовать емкость электроподогревом (испарителем).

Заправленные баллоны всегда держат в помещениях.

От чего зависит качество СУГ?

Итак, сжиженный газ, поставляемый для систем автономной газификации, это всегда смесь. В официальных документах она проходит как СПБТ – смесь пропана и бутана технических.

Кроме этих двух газов, в СУГ всегда есть небольшой объем примесей – воды, щелочей, непредельных углеводородов и т.д.

Качество смеси зависит от соотношения в ней пропана и бутана, а также от количества и типа примесей:

  1. Чем больше в СПБТ пропана, тем лучше она будет испаряться в холодное время года. Правда, сжиженные газы с повышенной концентрацией пропановой составляющей дороже стоят, поэтому их обычно используют лишь в качестве зимнего топлива. В любом случае, в условиях российского климата нельзя использовать смесь с содержанием бутана более 60 %. Она будет испаряться только при наличии испарителя.
  2. Чем больше в СУГ примесей, тем хуже для газового оборудования. Непредельные углеводороды не сгорают полностью, а полимеризуются и коксуются. Их остатки загрязняют оборудование и резко сокращают срок его службы. Тяжелые фракции – вода и щелочи – также не идут на пользу технике. Многие вещества остаются в резервуаре и трубопроводах в виде неиспаряемого конденсата, который снижает эффективность системы. Кроме того, примеси не дают такого количества тепла, как пропан и бутан, поэтому их повышенная концентрация понижает КПД топлива.

Полезные факты о сжиженных газах

  • Пропан-бутановая смесь отлично смешивается с воздухом, равномерно горит и полностью сгорает, не оставляя на элементах оборудования сажи и нагара.
  • СУГ в газообразном состоянии тяжелее воздуха: пропан – в 1,5 раза, бутан – в 2 раза. При утечке смесь опускается вниз. Поэтому резервуары со сжиженным газом нельзя устанавливать над подвалами и колодцами. Зато подземный газгольдер абсолютно безопасен – даже при его повреждении газовая смесь уйдет в нижние слои грунта. Там она не сможет смешаться с воздухом и взорваться или загореться.
  • Жидкая фаза СУГ имеет очень высокий коэффициент теплового расширения (0,003 для пропана и 0,002 для бутана на каждый градус повышения температуры). Это примерно в 16 раз выше, чем у воды. Поэтому газгольдеры нельзя заправлять более чем на 85 %. Иначе при повышении температуры жидкая смесь может сильно расшириться и в лучшем случае занять весь объем резервуара. Тогда места для испарения просто не останется и газ в систему поступать не будет. В худших случаях чрезмерное расширение жидкой смеси приводит к разрывам газгольдеров, большим утечкам и образованию взрыво- и пожароопасных смесей с воздухом.
  • При испарении 1 л жидкой фазы СУГ образуется 250 л газа. Поэтому так опасны резервуары со сжиженной смесью, установленные внутри помещений. Даже при незначительной утечке жидкой фазы происходит ее моментальное испарение, и комната наполняется огромным количеством газа. Газо-воздушная смесь в этом случае быстро достигает взрывоопасного соотношения.
  • Испарение жидкой фазы на воздухе происходит очень быстро. Пролитый на кожу человека сжиженный газ вызывает обморожение.
  • Чистые пропан и бутан – газы без запаха. К ним специально добавляют сильно пахнущие вещества – одоранты. Как правило, это соединения серы, чаще всего – этилмеркаптан. Они имеют очень сильный и неприятный запах, который «сообщает» человеку об утечке газа.
  • Смесь обладает высокими теплотворными способностями. Так, при сжигании 1 куб. м газообразного пропана используется 24 куб. м воздуха, бутана – 31 куб. м воздуха. В результате сгорания 1 кг смеси выделяется в среднем 11,5 кВт·ч энергии.

Источник: http://GazSever.com/o-szhizhennom-gaze

Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан — это природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер). Из за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны.

Для пропана достаточно металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны способные выдержать такое давление. Чтобы облегчить массу баллонов их делают металлопластиковыми.

Теперь о запасе хода. В стандартный (50-ти литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газа, расход пропана чуть (максимум на 10%) выше расхода бензина. Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. Кроме того у метановых установок гораздо более высокие требования к безопасности.

Исходя их этого чаще всего на легковые автомобили ставят пропановое оборудование.

Практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов для этого требуется: правильно настроенное оборудование регулировка клапанов — Клапана прогорают, если величина …

Ставить стоит, а для организаций просто необходимо Исключение составляет, если Вы проезжаете менее 10 000 км в год

Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан — это природный газ (в машине под давлением 200-250 …

Не рекомендуется для карбюраторов Запрещается для инжекторов Должны сохранять работоспособность обе системы питания

Баллоны бывают цилиндрические и тороидальные (вместо запаски) практически любых объемов. Самые распространенные и недорогие: Цилиндрические – 40л, 50л, 65л, 100л, 130лТороидальные – 42л, 55л.

Принято считать, что нормальный расход газа составляет от 100 до 110 % расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10% — надо искать причину такого явления. …

Нет, не влияетГаз на турбированный двигатель В подавляющем большинстве можно и нужно

Немного чаще раз 8 – 10 тыс.км.

Для электронных редукторов причины следующие: неправильная регулировка (убавлена чувствительность) неисправность редуктора (не герметичность диафрагмы второй ступени) неисправность разрешающего …

Установка комплекта газобаллонного оборудования на автомобиль занимает от четырех часов до двух дней, в зависимости от вашего авто и устанавливаемого оборудования.

В блоке арматуры имеется специальный вентиль называемый «скоростной клапан», он предназначен для закрытия расходной магистрали в случае обрыва трубки проложенной от баллона в моторный отсек.

Источник: https://www.elecvox.ee/index.php/ee/faq/12-faq/11-3-raznitsa-mezhdu-propanom-propan-butan-i-metanom

Чем природный газ отличается от сжиженного? А пропан от метана..

На газе двигатели внутреннего сгорания работали еще в доавтомобильную эпоху Вообще-то  многие забыли, но первый в мире автомобиль так же работал именно на газе.Теперь для питания  автомобильных двигателей используют два различных типа газа — метан или пропан-бутановая смесь. 

Сжатый газ
Сжатый газ (метан, природный газ, биогаз) достаточно давно используется как горючее для ДВС.

Возможно переоборудование для работы на метане практически любых бензиновых двигателей (карбюраторных, инжекторных) и даже дизельных (хотя объем доработок последних существенно выше и это не всегда экономически целесообразно). Кроме традиционной добычи газа, метан можно получать при переработке органических отходов (биогаз).

Метан — это тот самый природный газ, который по магистральным газопроводам поступает в города и сгорает в конфорках бытовых газовых плит. Именно про этот газ чаще всего по осени спорят правительства Беларуси и России, тем самым добавляя сезонности в работу установщиков автомобильного газового оборудования.

«Газ подорожает с нового года!»  — разносится слух. И, хотя подорожает совсем не тот газ, на котором ездит большинство автомобилей, автосервисы в Беларуси потом несколько недель сидят без работы: пока еще обыватель разберется, на какой-там газ поднимут цену.

Впрочем,  переоборудование автомобилей для работы на метане не слишком популярно в нашей стране. При использовании метана в качестве моторного топлива возникает одна проблема — его можно хранить только в сжатом виде под давлением в 250 атмосфер, для чего нужны очень прочные баллоны.

Если делать их из стали, то придется возить с собой батарею баллонов весом до полутора тонн — такой балласт могут взять на борт только грузовики и автобусы, да и то ценой существенного уменьшения грузоподъемности. Есть металопластиковые баллоны. Они легче, но и значительно дороже стальных.

Переоборудования автомобиля для работы на метане более дорогостоящее, чем для работы на сжиженном газе. Заправок метановых в Беларуси мало, запас хода автомобиля на метане небольшой — много баллонов просто не помещается в багажнике.

Читайте также:  Как ухаживать за кошкой после стерилизации?

Недавно цена на метан в Беларуси была существенно повышена, до 1250 рублей за куб (что примерно равно 1 литру сжиженного газа). Все эти факторы привели к тому, что переоборудование автомобилей для работы на метане, на сегодняшний день, в принципе не целесообразно.

Впрочем есть один способ использования метана в качестве топлива, который, на наш взгляд, может иметь перспективы в Беларуси — домашние заправочные станции. Такие существуют и даже пользуются популярностью в скандинавских странах, Италии.

Такая заправка размещается на территории вашего частного дома и запитывается к общей системе газоснабжения.

Мощность насоса значительно меньше, чем мощность промышленного оборудования АГНС, однако за ночь ваша заправочная станция заправит автомобиль и вперед — наматывайте километры. Вы владелец заправочной станции.

Плюсы

* До повышения цены, метан обеспечивал экономию в сравнении бензином боле чем в три раза

* Меньше токсичность выхлопных газов

* Метан легче воздуха. Это важно при хранении автомобилей в закрытых

помещениях 

Минусы

* Большие, тяжелые и дорогостоящие газовые баллоны

* Более высокая, по сравнению с переоборудованием на сжиженный газ, стоимость работы  

* Небольшой запас хода автомобиля

* Неразвитая сеть заправочных станций

Сжиженный газ
Этот вид моторного газообразного топлива распространен куда шире.

Это пропан-бутановая смесь — сопутствующий газ, который получают при добыче и переработке нефти (продукты стабилизации газового конденсата, попутный газ при добыче нефти и природный газ (при его переработке).

Пропан-бутан можно хранить в сжиженном виде под давлением в 16 атмосфер, а стальной баллон емкостью 50-80 л, который вполне подойдет для обычного легкового автомобиля, весит не более 40 килограммов. Заправок сжиженного газа много, как у нас в стране, так и за рубежом.

Как и дизельное топливо, пропан-бутановая смесь бывает летней и зимней, и вызвано это разделение тоже особенностями сезонной эксплуатации. Дело в том, что пропан испаряется при -45°С, а бутан — при -0,5°С. Летом смесь на 75% состоит из бутана, а на 25% — из пропана, и при низких температурах она просто не сможет перейти в газообразное состояние.

Поэтому зимний состав пропан-бутановой смеси содержит 75% пропана и 25% бутана. Запуск карбюраторного двигателя на газе возможен и при отрицательных температурах. Однако специалисты рекомендуют при температуре воздуха ниже +5°С пускать двигатель на бензине и переходить на газ спустя некоторое время.

Пропан имеет октановое число 110, а бутан — 95, поэтому октановое число пропан-бутана может варьироваться от 99 до 106.

Еще одним видом сжиженного газа является диметиловый эфир, который, в ближайшие годы, может стать основной альтернативой дизельному топливу. Диметилэфир — это сжиженный газ, который вырабатывается из природного метана.

Он характеризуется высоким цетановым числом (55-60 против 40-55 у нефтяного дизельного топлива) и полным отсутствием сажи в выхлопе.

Для использования этого вида топлива не придется создавать новую инфраструктуру АЗС — достаточно сделать их двухтопливными, а на машину поставить комплект газовой аппаратуры. Кстати, эфир вдвое дешевле солярки, но расход его вдвое выше.

Плюсы

* Цены ниже, чем на бензин (но выше, чем на сжатый газ)

* Возможно переоборудование практически любых бензиновых двигателей внутреннего сгорания

* Наличие дополнительной топливной системы

* Меньше токсичность отработавших газов

* Небольшое рабочее давление в системе

Минусы

* При температуре ниже 0°С (т. е. зимой) необходим запуск и прогрев на бензине

* Запасы ограничены

* Сжиженный газ тяжелее воздуха, что создает дополнительные сложности при хранении переоборудованных автомобилей для работы на газе

Источник: https://ogaze.ru/node/108

Пропан и бутан разница

Бутан против Пропан. Оба извлекаются из нефти в нефти либо природного газа форме. Когда сгорают, они создают углекислый газ, воду, монооксид углерода и сажу.

Но вы должны знать , что бутан является более действенным , чем пропана при использовании в качестве горючего. Если же объем бутана и пропана обжигается при температуре выше точки замерзания, бутана будет в итоге обеспечивая 12% больше энергии , чем пропана.

Таким макаром, бутан может быть желаемым выбором , когда он доступен в достаточном количестве , потому что он является энергетически действенным , также имеет преимущество более дешевенькой стоимости. В отличие от бутана, пропан доступен более просто в маленьких переносных цистернах и обширно употребляется для подогрева домов.

Он употребляется в качестве горючего в газовых шашлыки, фонарей и кемпинги печей.

Бутан и пропан являются оба типа газов, которые употребляются для промышленного и питания и бытовой целей. Они очень всераспространены и могут быть применены в печах, печи, обогреватели и даже авто движков. Бутан и пропан обладает подобными качествами из-за которых люди нередко путают о их и считают их то же самое.

Пропан и бутан

Сейчас, когда мы разглядели сходства, мы будем глядеть на различия в бутана и пропана. Мы начнем с рассмотрения параметров бутана. Невзирая на то, пропан является более пользующимся популярностью, бутан по- прежнему употребляется в качестве источника горючего.

Он употребляется в качестве горючего в печах, зажигалок и даже в аэрозольных спреев в качестве пропеллента. К тому же , бутан дешевле , чем пропан , но сравнимо, еще сложнее использовать , так что это не очень обширно доступны и мало устройств, устройства созданы для использования с бутаном в качестве источника горючего.

Оба употребляются для горючего тс и для отопительных печей. Бутан против Пропан: Различия.

Есть определенные различия меж бутана и пропана, который может или быть прибыльным либо нерентабельным зависимо от того, как они употребляются. Бутан против Пропан: Базы. Бутан и пропан оба типа сжиженного нефтяного газа, и они имеют хим структуру, благодаря которой они владеют схожими качествами. Бутан против Пропан: Сходства.

Бутан и пропан сходства можно отыскать просто. Когда люди должны идти кемпинг, пеший туризм либо альпинизм, в особенности в прохладную погоду, пропан лучше бутана в качестве горючего для изготовления еды. Потому что газ пропан не имеет аромата, утечки сложнее найти .

По этой причине, этантиол соединяют с пропаном , так что утечки могут быть просто обнаружены.

Пропан и бутан разница

Авто работают на сжиженном нефтяном газе либо сжиженном газе, который делается методом смешивания пропана с другими видами горючего , такими как бутилен, пропилен либо бутан.

Когда горючее нужно хранить в течение долгого времени, пропан является наилучшим выбором , чем бутан.

Он хранит отлично в переменных погодных критериях и даже ниже температуры замерзания не будет оказывать влияние на условия хранения пропана из — за его propetries.

Источник: http://etalongaz.ru/propan-i-butan-raznica/

Основные отличия и сходства между природным газом и пропаном

Для того что бы сравнивать эти два газообразных вещества, стоит разобраться, что представляет и то и другое.

Природный газ – это состав из смеси разных газов, что был создан при разложении органических веществ глубоко под землёй без участия кислорода или воздуха атмосферы земли.

Природный газ относится к полезным ископаемым. Залегает он в глубоких слоях земли, так называемых пластах. Обычно встречается в виде газа, что заполняет земляные карманы. Можно встретить и скопление газа над нефтяными месторождениями или добыть его с той же нефти, как побочный продукт помимо керосина. Встречаются и залежи кристаллического природного газа, так называемого газогидрата.

В одна тысяча восемьсот тринадцатом году, группа учёных химического исследовательского центра, пришла к заключению, что природный газ, по составу, сравним с болотным газом, который выделяется с торфа. Они пришли к этому выводу, найдя и в первом и во втором образце примесь метана, небольшой доли азота и двуокись углерода.

Как и в атмосферном воздухе, есть и в природном газе основное вещество. Оно представлено метаном. Его концентрация колеблется от 70% до 98%.

Так как это смесь газов на основе метана, то в состав могут входить и газы с его гомологического ряда. Например, этан, пропан и бутан.

Помимо всего прочего, составными компонентами могут выступать водород, сероводород, диоксид углерода, азот, гелий и множество других газов с инертными свойствами.

Для повышения безопасности быта и облегчения обнаружения утечек, в природный газ стали подмешивать пахучие вещества, которые ещё называют одоранты. Зачастую можно учуять запах прелого сена, навоза или тухлых яиц.

Самовозгорается природный газ при температуре 650 градусов Цельсия. Он легче чем воздух в 1,8 раза. Что бы произошло возгорание природного газа, его концентрация в воздухе должна быть больше 5%, но меньше 15%.

Пропан – вещество, что относится к органическим веществам класса алканов. Входит в состав природного газа. Добыть его можно путём крекинга нефтяных продуктов, выделить из газа, что выделяется из нефти, или же добыть путём различных химических реакций. Газ пропан не имеет запаха, хотя при использовании в производстве, добавляют пахучие вещества.

Пропан самовоспламеняется при температуре 466 градусов Целсия. Что бы спровоцировать взрыв или воспламенение, концентрация газа должна быть выше 2,1% и ниже 9,5%.

Пропан используют:

  • В работах по заготовке.
  • При резке метала для переплавки.
  • Для черновых работ со сваркой.
  • Для обогревания складских помещений, ферм и ботанических помещений.
  • Для плавки битума и при кровле крыши.
  • Как топливо для газовых плит.
  • Как топливо для генераторов электричества.
  • Как отопительное вещество на котельных станциях для обогрева многоэтажек.
  • Широко используется как высокооктановое топливо (120 -150) для автомобилей.

Отличия пропана и природного газа

  1. Синтетика и натуральность. Пропан, так называемый, синтетический газ. Его получают путём отделения от других газов либо как побочный продукт различных химических реакций. Природный газ – попадает к потребителю в не изменённом виде.

    Можно даже сказать, что природный газ потребитель получает «прямо с места рождения».

  2. Примеси и чистота. Учитывая то, что пропан почти нигде не используется в чистом виде, его размешивают с бутаном. Концентрация последнего регулируется производителем государством и сезонностью.

    К примеру, существует ГОСТ, согласно которому, доля бутана в холода должна ровняться в среднем 75%, а летом – 40%. Природный газ не подвергается никаким трансформациям кроме сжатия, это по сути чистый метан (не смотря на указанную выше информацию, для промышленности используют газ с долей метана 98%).

    Остальные 2% занимает диоксид углерода.

  3. Безопасность. Пропан имеет большую плотность чем воздух, поэтому при утечке, он распространяется в низу. Природный газ же стремится вверх из-за плотности ниже чем атмосферный воздух.

    А концентрация пропана, что требуется для воспламенения, немного ниже чем у природного газа. Эти факторы делают пропан опаснее чем его аналог.

  4. Ценовой фактор. Так как пропан, это продукт переработки нефти, он и стоит дороже природного газа.
  5. Ограниченность ресурсов.

    В то время, как пропан является побочным продуктом нефтяной переработки. Природный газ есть самостоятельным полезным ископаемым и не зависит от количества нефти в мировом запасе.

Из общего можно выделить следующее:

  1. Пропан есть гомологом метана, то есть он схож по своей структуре на природный газ.
  2. И первый, и второй используются в промышленности довольно широко.
  3. Схожи как по физическим, так и по химическим свойствам (плохо растворяются в воде, довольно легко воспламеняемые).
  4. Имеют схожую допустимую концентрацию для воспламенения.
  5. И пропан, и природный газ добываются путём раскопок, хотя пропан и требует дальнейшей обработки.

Источник: http://vchemraznica.ru/osnovnye-otlichiya-i-sxodstva-mezhdu-prirodnym-gazom-i-propanom/

Чем природный газ отличается от пропана?

Статистика продаж транспорта на природном газе за 2012—2013 гг. показывает увеличение спроса в два раза. Российские автопроизводители с каждым годом расширяют ассортимент техники на «голубом топливе».

В то же время другое газомоторное топливо — пропан-бутан — продолжает ассоциироваться исключительно с кустарно переоборудованными «газелями».

В чем же разница между этими двумя видами газового автомобильного топлива? И чем объясняется столь высокая популярность именно природного газа на транспорте?

Каждый автовладелец, имевший опыт содержания машины на газу, знает, что пропан-бутан — это жидкий газ, получаемый путем нефтепереработки.

Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется госу¬дарством и зависит от климатических условий. Например, в зимний период по ГОСТу количество пропана должно быть не менее 70–80% , тогда как летом — всего 40%. Риск заправить автомобиль некачественным газом есть всегда.

И многие автовладельцы знают об этом не понаслышке. Немалую роль играет тот факт, что на газозаправочные станции пропан-бутан доставляют автоцистернами, сливая в емкости для хранения. Насколько качественная смесь в итоге доедет до АГЗС, как правило, остается загадкой.

Природный газ — это чистое топливо, на 98% состоящее из простейшего углеводорода — метана. На заправочную станцию газ поступает по газопроводу. Здесь топливо проходит очистку, осушку, сжатие (компримирование), после чего подается на заправочную колонку. По сути, это топливо, которое попадает в бак автомобиля прямо с месторождения. В него невозможно что-либо добавить и изменить состав.

Пропан-бутановые заправочные комплексы всегда размещаются на безопасном расстоянии от жилого массива. Связано это с тем, что данная газовая смесь тяжелее воздуха, при утечке она быстро скапливается. Взрывоопасная концентрация пропана-бутана достигается быстро: достаточно содержания в воздухе от 1,5% до 10% этой смеси газов.

По безопасности использования природный газ на порядок превосходит пропан-бутан. Он официально имеет наивысший класс безопасности среди горючих веществ. Природный газ в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере.

Во многих странах автозаправки компримированным газом строятся прямо внутри жилых кварталов, потому что это безопасно.

Пропан-бутан и природный газ отличаются друг от друга не только физическими и химическими свойствами, но и ценой. Стоимость пропан-бутана, как продукта нефтепереработки, привязана к цене «черного золота» на мировых рынках. А ситуация там известна: наблюдается стабильное удорожание.

Стоимость природного газа не зависит от конъюнктуры нефтяных рынков. Сегодня его средняя розничная цена за 1 кубометр составляет всего 9–15 рублей. Топливные расходы в структуре затрат любого предприятия стоят на первом месте.

Компримированный природный газ способен сократить их в 2–3 раза.

Правительство России в мае прошлого года издало распоряжение о переводе на природный газ к 2020 году половины общественного транспорта в городах-миллионниках. В городах с населением до 500 тысяч человек на газомоторное топливо будет переведена треть общественного и коммунального транспорта.

Для выполнения этого плана сегодня по всей стране создается развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) — станций для заправки автомобилей природным газом. Эту масштабную задачу взял на себя «Газпром», как крупнейшая энергетическая компания страны. Согласно планам, до 2020 года АГНКС появятся во всех регионах России.

Очевидно, что с развитием заправочной сети переход на использование природного газа станет массовым.

Источник: https://www.newkaliningrad.ru/news/business/4876961.html

Пропан или бутан – отличие двух газов

Опубликовано: 31.12.2016 11:58

Пропан и бутан используются как основные компоненты сжиженного углеводородного газа, использующегося в системах автономной газификации объектов. Как и пропан, бутан может использоваться в качестве топлива самостоятельно, однако разница в физических свойствах газов существенна, что накладывает ограничения на их самостоятельную эксплуатацию.

Пропан благодаря хорошей теплотворной способности, имеет широкое применение в быту и промышленности — от автомобильного топлива и источника питания для газовых плит и систем отопления до процесса резки металлов и сварки металлических конструкций. Бутан широко используется в качестве топлива для зажигалок, в качестве реагента в холодильных установках.

Существенную разницу составляет коэффициент объемного расширения газов — у пропана он в 1,5 раза выше (0,003 против 0,002 на 1 градус по Цельсию).

Пропан гораздо более «упругий» газ — упругость его паров достигает 1,5МПа,  в то время, как бутан при той же температуре сжимается на 283кПа.

Практическую ценность эта разница имеет при выборе баллона — для хранения чистого жидкого пропана нужна более прочная емкость, чем для бутана.

Однако наиболее продуктивно газы используются в смеси. Так, ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси.

Бутан имеет химическую формулу С4Н10, пропан – С3Н8. Оба газа относятся к классу алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой СnН2n+2). Различия в составе бутана и пропана почти не сказываются на отличиях в их физических свойствах.

Оба газа имеют схожий молекулярный вес и теплотворную способность. Однако бутан кипит (имеет температуру кипения) всего в -0,5оС, в то время как пропан гораздо более устойчив к отрицательных температурам. Температура кипения пропана – -43оС.

То есть, бутан не может эксплуатироваться топлива при отрицательных температурах. В газовый котел доставляется не жидкий бутан, а вещество в газообразной форме (в то время, как наш газ при температуре окружающего воздуха ниже нуля находится в состоянии жидкости).

В свою очередь, пропан также имеет существенный недостаток. Использование в качестве топлива чистого пропана опасно при высоких температурах. При нагревании происходит существенное расширение пропана, газ начинает давить на стенки баллона или газгольдера, что, в конечном итоге, приводит к появлению трещин на внутренней поверхности сосуда и к взрыву.

В отличие от пропана, газ С4Н10 более устойчив к высоким температурам. Поэтому ГОСТ 20448-90 устанавливает параметры пропан-бутановой смеси (сжиженного углеводородного газа) в процентном соотношении содержания обоих газов.

Для пропана и бутана установлены минимальная и максимальная процентная величина соответственно. Так, в зимнее время пропан для северных регионов страны должен присутствовать в смеси в количестве не менее 75% от общего объема обоих газов.

А содержание бутана в смеси не должно превышать 60%.

Источник: https://gazekoset.ru/stati/raznoe/125-propan-ili-butan-otlichie-dvukh-gazov

Сравнение двух видов ГБО: Пропан-бутан и Метан, отличия и особенности установки

Здравствуйте. Сегодня на gboshnik.ru продолжим разговор о двух типах газового топлива и более детально сравним метан и пропан-бутан. Вы узнаете не только об отличиях между метаном и пропан-бутановой смесью, но и о технических особенностях этих двух типов топлива.

Как-то мы уже сравнивали пропан и метан в одной из статей, кому интересно вот ссылка. Однако тогда мы не углублялись в техническую составляющую и рассматривали исключительно отличия одного типа топлива от другого. Сегодня же поговорим о том, как отличается установка ГБО на метане от установки пропан-бутанового ГБО.

Как вы знаете, в качестве альтернативы бензину и солярке сегодня все чаще выступает газ, который стоит дешевле и позволяет неплохо экономить.

Однако само газовое топливо, которое используется в автопромышленности, может быть двух видов: метан, а также пропан-бутановая смесь.

Каждый тип топлива имеет ряд отличий, и как я уже говори, заключаются они не только в химическом составе, но и в оборудовании, которое необходимо для интеграции того или иного типа ГБО на тот или иной автомобиль. Об этом мы как раз сегодня и поговорим.

Пропан-бутан

Данный тип топлива чаще всего называют просто «Пропаном» или газом, подразумевая пропан-бутановую смесь. Это объясняется большой популярностью данного типа топлива и его доступностью по сравнению с метаном.

Смесь пропана и бутана хранится в специальном резервуаре, который в большинстве случаев просто называют баллоном под давлением 16 атмосфер. Топливо находится в сжиженном состоянии, отсюда и название сжиженный нефтяной газ СНГ.

Как уже понятно из расшифровки аббревиатуры СНГ — пропан-бутановая смесь является продуктом нефтепереработки. Октановое число пропан-бутана варьируется в диапазоне от 95 до 110. То есть, как вы понимаете, на данном топливе мотор будет работать с повышенной степенью сжатия.

За счет последнего увеличивается КПД самого топлива, а также температурный режим двигателя. Стенки баллона, в котором хранится СНГ, имеют толщину порядка 3-х мм и вес в районе 30-40 кг, зависимости от того какой тип и объем баллона.

Вместительность резервуара может достигать 120 л на авто с большим объемом двигателя, сам баллон может быть цилиндрическим или тороидальным. При использовании пропана расход топлива увеличивается примерно на 10-20%. Кроме того, из-за особенностей состава пропан-бутанового топлива мощность двигателя снижается примерно на 10-15%

Метан

Метан также называют сжатым природным газом СПГ так как он имеет природное происхождение. Этот газ не имеет запаха и цвета и является простейшим углеводородом. Из-за особых химических характеристик хранение данного газа в жидком состоянии невозможно.

Этот тип альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания используется реже нежели СНГ (пропан) по ряду причин, о которых вы скоро узнаете. Простые баллоны для метановой установки не подходят по той причине, что метан содержится в специальных резервуарах под высоким давлением порядка 220 атмосфер.

Стенки такого баллона довольно толстые, от 0.6 см и толще. Для увеличения прочности используется бесшовная конструкция баллона. Вес такого баллона превышает 60 кг, а объем газа, который в них хранится, варьируется в диапазоне от 11 до 15 кубометров.

Кроме того, баллоны для метана используются исключительно цилиндрические, тороидальные не подходят ни в коем случае. Отличается также и КПД топлива, на метане мотор сжигает на 10-20% больше нежели на бензине. То есть, в переводе на цифры получается, что 1 кубометр метана равен 1 литру бензина.

Из-за чего на метановом ГБО принято использовать сразу несколько довольно громоздких баллонов. Снижение мощности при этом составляет порядка 20%, это объясняется тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, а при поступлении в двигатель занимает большой объем в цилиндрах.

Отличия касаются также и степени сжатия, у СНГ приемлемым является соотношение 11:1, в то время как для СПГ этот показатель составляет — 13:1. При этом необходимо понимать, что существенное увеличение степени сжатия сделает невозможным использование бензина в качестве топлива.

Подача газового топлива осуществляется посредством мембранных редукторов, для пропана используются одноступенчатые редукторы, для метана — двух. Цена газовых редукторов примерно одинаковая, чего не скажешь о баллонах. Как я писал выше, для метана используется более прочный бесшовный баллон, цена которого может варьироваться в диапазоне от $400 до $800.

Коррекция зажигания. Для улучшения эффективности работы мотора при использовании ГБО применяют корректировку зажигания. Из-за более высокого октанового числа газовое топливо горит медленнее, а значит зажигать ее следует раньше.

На ГБО 4 поколения используется специальное устройство под названием вариатор УОЗ, о котором я уже рассказывал в предыдущих своих статьях. Также может производиться перепрограммирование микроконтроллера.

В карбюраторных ДВС производится ручная корректировка трамблера, он смещается на определенный угол.

Отличается также и установка пропан-бутанового ГБО и ГБО работающего на метане. В большей мере речь идет о безопасности.

Так для метановых установок выносное заправочное устройство (ВЗУ) должно устанавливаться за пределами багажного отделения, то есть на внешней стороне кузова (как правило бампер).

В то время как для пропана место ВЗУ может располагаться где угодно, в бампере, в лючке бензобака, в багажнике и т. д.

Большое внимание уделяется метановым газовым магистралям, которые должны проходить в специальных вентиляционных рукавах. Сам рукав должен оснащаться эжектором с выходом в забортное пространство. Магистрали должны быть оснащены деформационными навивками, которые позволяют предупредить разрыв, протирание от вибрации или деформацию в случае аварии.

Метановые баллоны крепятся максимально тщательно и надежно, в местах вероятных трений устанавливаются специальные мягкие прокладки.

Что касается пропан-бутана, здесь обязательно наличие мультиклапана, который выполняет сразу несколько функций: контролирует заполнение баллона, стравливает избыточное давление, а также выступает в качестве запорной арматуры.

Баллоны должны регулярно проходить процедуру освидетельствования и располагаться вне краш-зоны.

То есть в местах с наименьшей вероятностью повреждения в случае ДТП, как правило, это область заднего ряда сидений, багажник или место где располагается запаска.

На сегодня все. Как видите отличий между двумя типами газа довольно много и заключаются они даже не в химическом или молекулярном составе… Важно знать и понимать на каком именно газе ездит ваш автомобиль для того, чтобы знать на какой заправке вам заправляться, а также как именно и с какой частотой вам обслуживать ваш автомобиль.

Свои вопросы и пожелания вы можете оставить, используя форму для комментариев. Буду рад если вы дополните меня, в случае если я упустил какой-то важный момент. Всем пока, спасибо за внимание и до новых встреч на ГБОшнике.

Источник: http://gboshnik.ru/sravnenie-dvuh-vidov-gbo-propan-butan-i-metan-otlichiya-i-osobennosti-ustanovki/

Чем отличается пропан от бутана

Общая молекулярная формула алканов – C(n)H(2n+2). Ряд начинается метаном CH4 и продолжается этаном C2H6, пропаном C3H8, бутаном C4H10, пентаном C5H12 и так далее. Каждый последующий член отличается от предыдущего на группу CH2.

При отнятии от алкана одного атома водорода получается одновалентный углеводородный радикал алкил, имеющий общую формулу C(n)H(2n+1). Простейший из них – метил –CH3. Для пропана это будет пропил –C3H7, для бутана – бутил –C4H9.

Первый существует в виде двух структурных изомеров – нормального пропила (н-пропила) и изопропила (втор-пропила), свободная валентность у которого находится у вторичного атома углерода.

Бутил имеет 4 структурных изомера: н-бутил, изобутил, втор-бутил и трет-бутил.

Для алканов характерна только структурная изомерия. Пропан, как метан и этан, не имеет изомеров, а начиная с бутана становится возможным разветвление углеродной цепи. Чем длиннее углеродная цепь, тем больше возможно изомеров для одной молекулярной формулы.

По физическим свойствам первые четыре члена гомологического ряда алканов (метан, этан, пропан и бутан) – газы без запаха, от C5H12 до C15H32 – жидкости, имеющие запах, дальше – твердые вещества без запаха. Это бесцветные вещества, плохо растворимые в воде, легче воды.

По мере возрастания молекулярной массы нормальных алканов температуры кипения и плавления увеличиваются, то есть температура кипения бутана выше, чем пропана.

Все алканы, исторически называемые также «парафинами», химически малоактивны и проявляют низкую реакционную способность.

Это объясняется малой полярностью связей C–C и С–H в молекулах (атомы углерода и водорода имеют почти одинаковую электроотрицательность).

Наиболее характерны для алканов реакции замещения, осуществляемые по свободнорадикальному механизму: это, к примеру, реакции галогенирования, нитрования, сульфирования, в результате которых образуются галогеналканы, нитроалканы и сульфоалканы.

При высоких температурах алканы окисляются кислородом воздуха (горят) с получением воды и углекислого газа CO2, угарного газа CO или углерода C в зависимости от избытка или недостатка кислорода.

Каталитическое окисление алканов кислородом при невысоких температурах может давать альдегиды, кетоны, спирты и карбоновые кислоты, причем как с разрывом, так и без разрыва углеродной цепи. К термическим реакциям алканов относят крекинг, дегидрирование, дегидроциклизацию, изомеризацию.

В промышленности гомологи метана добывают из природного сырья – нефти, газа, горного воска, а также синтезируют из смеси водорода и оксида углерода (II). В лаборатории пропан и бутан можно получить путем каталитического гидрирования непредельных углеводородов (пропена и пропина, бутена и бутина) и по реакции Вюрца.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-829243-chem-otlichaetsya-propan-ot-butana

Каким газом заправляют автомобили, пропан и бутан в чем разница

С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.

Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?

Для чего нужно знать особенности пропана и метана?

Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.

Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.

Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.

Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.

Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?

Читайте также  Как выполнить калибровку и настройку форсунок Valtek?

Метан, пропан и бутан

Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.

Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.

Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:

  1. Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
  2. Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.

Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:

  • газ подвергается процедуре тщательной очистки;
  • пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.

Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.

Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.

По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.

C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.

Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.

Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.

Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:

  1. Газ фильтруют.
  2. Дополняют одорантами.
  3. Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
  4. Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.

Читайте также  ГБО: когда может быть наложен штраф?

Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.

В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.

Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?

Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:

  1. Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
  2. По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
  3. Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
  4. По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
  5. По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
  6. Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
  7. По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
  8. Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.

Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.

Читайте также  Газовый редуктор Томасетто АТ-07: доверие к классике

Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.

Почему выгодно заправлять авто газом

При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:

  • автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
  • высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
  • установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
  • использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).

Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.

Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.

Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.

Источник: https://progbo.com/poleznyie-stati/propan-ili-metan

Ссылка на основную публикацию