Чем отличается психика от сознания

Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, “Духовные” мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Наряду с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.

Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:

  • Знание о окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшим мотивом познавательной деятельности.
  • Выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта “Я” и объекта “Я”, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
  • Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
  • Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.

Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности.

Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе, к форме общественной жизни.

Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=psihika-soznanie

Психика и сознание — психология

В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, «Духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Наряду с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.

Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:

  • Знание о окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшим мотивом познавательной деятельности.
  • Выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта «Я» и объекта «Я», противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
  • Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
  • Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.

Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности.

Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.

Источник:

Психика и сознание человека

Психика человека — это системное качество, которое реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Психика не дается человеку от рождения и не развивается сама по себе, она формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми. Специфические человеческие качества формируются у человека только в процессе усвоения культуры предшествующих поколений.

Функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Они непросто взаимосвязаны между собой, а обуславливают друг друга. Так отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, которая получается в процессе отражения.

Функции отражения и регулирования обеспечивают выживание организма в существующем мире. Поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение нельзя сравнивать с зеркальным (механическим) отражением. Психическое отражение действительности всегда подвергает обработке поступающую информацию.

Другими словами, психическое отражение является активным, так как связано с какой-то необходимостью и потребностями. Психическое отражение всегда субъективно, то есть принадлежит какому-либо субъекту.

Психическое отражение действительности является преобразующим.

Формула психического отражения:

Реальный (объективный мир) + психика (отражаемая система) = психическое отражение.

Таким образом, очевидно, что реальный мир не равен психическому отражению. В свою очередь, психическое отражение имеет ряд особенностей:

  1. Дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность (без искажений).
  2. Психический образ совершенствуется и углубляется в результате активной психической деятельности человека.
  3. Отражение обеспечивает выбор поведения и деятельности.
  4. Отражение носит индивидуальный характер, так как преломляется через индивидуальные особенности человека.
  5. Отражение носит опережающий характер.

Объективная и субъективная реальность

Объективная реальность существует вокруг нас независимо от человека или другого живого существа. Но как только она отражается нашей психикой, так сразу превращается в субъективную реальность, так как отражается конкретным субъектом. Мы уже говорили, что отражение является правильным, но немеханическим.

Дело в nом что одну и ту же информацию люди воспринимают совершенно по-своему. Причем на ракурс (особенности) восприятия влияют психические процессы и способность к эмоциям.

Классический вариант различий в восприятии в примере со стаканом воды, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон.

Другим примером субъективного восприятия может быть восприятие осенней природы: разные люди видят пейзаж в разных оттенках. Одни называют основным цветом зеленый, другие — желтый третьи — коричневый.

Даже один и тот же человек может отражать одну и ту же картину мира по-разному, в зависимости от условий: состояние здоровья, общее настроение и т.д.

Также погоду по-разному воспринимает человек при условии наличия или отсутствия теплой одежды.

Внешний мир можно воспринимать по-разному:

  • репродуктивно (как факт), основываясь только на ощущениях;
  • созидательно, включая процессы мышления и воображения (додумывая ситуации, наделяя окружающее воображаемыми деталями).

Иногда один из видов восприятия вытесняет другой, и в жизни можно столкнуться с людьми весьма «приземленными» (реалистами) или теми, кто живет практически в придуманном мире. В норме человек владеет обоими способами восприятия действительности, сочетая или чередуя их. Высшим уровнем психического отражение является сознание.

Сознание

Сознание можно представить как совокупность чувственных и умственных образов, предстоящих во внутреннем опыте субъекта. Суть понятия «сознание» в сочетании слогов: «со-знание», что означает знание о самом себе, понимание себя.

Казалось бы, что может быть проще, чем понимание себя, но, по сути, это отражение внутренних образов. Человек отличается от животных тем, что он не просто живет инстинктами, он осознает себя как личность со всеми потребностями и желаниями. Мы не только испытываем боль, но и оцениваем высшие чувства, такие как любовь, дружба, патриотизм и мн. др.

Сознание любого индивида уникально. Оно обуславливается внешними факторами и внутренними составляющими. Другими словами, сознание не только отражает окружающее и собственные внутренние составляющие, но и отражает отражение окружающего другими субъектами.

Это сложное понятие можно проиллюстрировать примером: человек, находясь среди других людей, отражает:

  • окружающую действительность: природу, здания, погодные условия, время суток и т. д.;
  • других людей: их внешний вид, поведение, речь и т. д.;
  • самого себя, свои ощущения и состояние;
  • восприятие окружающими людьми пространства: что им нравится, как они реагируют на погоду и др.;
  • восприятие окружающими людьми самого человека: ощущение приветливости, негатива или пренебрежения по отношению к себе.

Все это проходит через сознание человека, обогащая его внутренний опыт, обрастая отношениями и оценочными суждениями. Это происходит благодаря взаимодействию высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.д.), которые в общем-то и образуют сознание.

Читайте также:  Чем отличается светодиод от лампочки

Сознание — высший уровень психического отражения, на которое способен только человек. Сознание определяет порядок действий, контроль и управление за поведением человека.

Источник:

Лекция 6. Психика и сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, благодаря чему достигается познание и преоб­разование окружающего мира, в случае если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, в случае если психику трактуют с идеалистической позиции .[2]

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, ᴛ.ᴇ. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания.

Психологическая характеристика сознания включает:

— ощущение себя познающим субъектом;

— способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

— способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

— способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, ᴛ.ᴇ.

при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определœенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенности, наделœенности определœенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой.

то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к ком­муникации, ᴛ.ᴇ. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное. [2]

— биодинамические свойства движений, опыт действий;

— чувственные образы.

Источник: http://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-168.html

Психика и сознание

Понятия психика и сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика — это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание — процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика — как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами — это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель — это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/psihika_i_soznanie/

Психика и сознание

Психика и сознание — такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, — это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание — процесс управления человека самим собой, который также осознаваем.

Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные черты каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика — как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления — сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

  • возникновение и развитие психики на ранней стадии, в животном мире;
  • возникновение и развитие человеческого сознания;
  • развитие психики в течение всей жизни человека.

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое.

Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения.

Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку — именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.

Источник: https://womanadvice.ru/psihika-i-soznanie

Тема 2 Понятие психики и сознания

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 13Следующая ⇒

1 Понятие о психике, природа и механизмы ее проявления

2 Основные отличия психики и поведения человека и животных

3 Природа человеческого сознания, его характеристики

4 Самосознание личности: понятие и основные компоненты

Основные понятия по теме

Психика — это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.

Психика – это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека –это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».

Читайте также:  В чем разница между металлодетектором и металлоискателем?

Подходы к наличию психики у живых существ:

1 Антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку.

2 Панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность.

3 Биопсихизм — психика — свойство живой материи и растений тоже.

4 Нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.

5 Мозгопсихизм (К. Платонов) — психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

6 Наличие чувствительности — критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) — способность реагировать на биологически не значимые раздражители.

Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

1 стадия — стадия элементарной чувствительности;

2 стадия — стадия предметного восприятия;

3 стадия — стадия интеллекта.

Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

Основные этапы психического отражения Основные этапы развития поведения животных
IIIОтражение межпредметных связей. III Интеллектуальное поведение — сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.
IIПредметное восприятие. II Навыки — формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.
IЭлементарная чувствительность. I Инстинкты — врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Высшие психические функции — специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функция образует сознание человека.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и др.);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности).

Психика
Психические процессы Психические состояния Свойства личности
Познавательные процессы Эмоциональные процессы 1 Стресс 2 Усталость 3 Сон 4 Агрессия 5 Фрустрация и др. 1 Направленность личности 2 Темперамент 3 Характер 4 Способности
1 Ощущения 2 Восприятие 3 Память 4 Внимание 5 Мышление 6 Воображение 7 Речь 1 Чувства 2 Воля

Психическое отражение это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психическая деятельностьзависит от особенностей че­ловече-ского организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознаниеесть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формиро-вания человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.В этом смысле со­знание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Характеристики сознания человека:

совокупность знаний об окружающем нас мире;

закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;

– обеспечение целеполагающей деятельности человека;

– наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Самосознание – неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко):

– осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

– осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

– познавательные когнитивные представления о себе;

– эмоциональное, чувственное представление о себе.

Структура самосознания — единство трех компонентов (И.И. Чеснокова) : самопознания, эмоционально — ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности.

Компоненты структуры самосознания (Е.Т. Соколова):

когнитивный компонент (образ физического Я);

аффективный компонент (эмоционально-ценностное отношение, самооценка);

поведенческий компонент,

которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.

Формы сознания:индивидуальное, групповое и обще­ственное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые механизмы сознательных действийвключают:

неосознаваемые автоматизмы — это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);

явление неосознаваемой установкиэто готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;

– неосознаваемое сопровождение сознательных действий — это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.

Неосознаваемые побудители сознательных действий –основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, оговорки и описки, т.е. ошибочные действия, невротические симптомы.

Надсознательные процессы –это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).

Тематика рефератов

1 Вклад В. Вундта в экспериментальную психологию

2 Основные понятия психоанализа З. Фрейда.

3 Основные положения рефлекторной теории И.М. Сеченова.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое психика?

2 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

3 В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия — с другой?

4 Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

5 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6 Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

7 В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»?

8 Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

9 Почему на протяжения всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

10 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему?

11 Что такое сознание?

12 Каковы структурные компоненты сознания?

13 Что такое самосознание?

14 Каковы основные компоненты самосознания?

15 Что такое бессознательное?

16 Каковы формы сознания?

Литература

1 Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — 3-е изд., допю. и испр. — М.: Роспедагентство, 1999. — 276 с.

2 Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т.2 / Ж. Годфруа.- М.: Мир, 1996. — 376 с.

3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.

4 Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 1986. — 219 с.

5 Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ.; под общ. ред. В.А. Янчука. — Мн.: Попурри, 2001. — 848 с.

6 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. — 490 с.

Тест

1 Разработчиком учения о высшей нервной деятельности является …:

1) И.М. Сеченов; 3) П.К. Анохин;

2) И.П. Павлов; 4) Н.А. Бернштейн.

2 Что из перечисленного не входит в структуру психики:

1) психические свойства; 3) психические импульсы;

2) психические процессы; 4) психические состояния.

3 Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания:

1) социальная психология; 4) общая психология;

2) педагогическая психология; 5) возрастная психология;

3)психодиагностика; 6) патопсихология.

4 Какая из отраслей психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретной общности :

3) социальная психология; 3) общая психология;

4) педагогическая психология; 4) возрастная психология;

5) психодиагностика; 6) патопсихология.

5 К функциям психики не относятся :

1) регулятивная функция; 3) функция принятия;

2) возрастная функция; 4) функция отражения.

6 Вставить пропущенные слова.

Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в … :

1) общении; 3) обучении;

2) поведении; 4) деятельности.

7 Какие компоненты включает сознание:

1) знание; 4) целеполагание;

2) самосознание; 5) язык;

3) способности; 6) эмоциональная оценка.

8 Что из указанного входит в структуру психических процессов:

1) познавательные процессы; 3) психические состояния;

2) свойства личности; 4) эмоциональные процессы.

9 Какие составляющие входят в структуру познавательных процессов:

1) ощущение; 8) воля;

2) восприятие; 9) чувства;

3) память; 10) внимание;

4) темперамент; 11) мышление;

5) характер; 12) воображение;

6) усталость; 13) речь;

7) способности; 14) мозг.

Источник: https://lektsia.com/4x9f1b.html

Вопрос. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных

Поиск Лекций

Психика и сознание — структурно и функционально сложные образования. Психика включает в себя сознание (как ведущую часть), подсознание и бессознательное (связь с внутренними органами).

Сознание, в свою очередь, полиструктурно, его компоненты: внимание (сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте), различные виды памяти, воля (саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели), абстрактное и конкретное мышление (оперирование понятиями и создание образов), эмоции(непосредственное пристрастное переживание смысла явлений и ситуаций), чувства (одна из основных форм переживания стабильно мотивированных и значимых явлений), интуиция (знание, возникающее без осознания путей и условий его получения). Часть из этих составляющих — эмоции и интуиция — имеют и подсознательные аспекты. Столь сложная структурная организация показывает, что сознание у человека не может быть врожденным, врожденной является лишь возможность его возникновения при благоприятных социальных условиях. У большинства людей оно в основном формируется к двум-трем годам, продолжая в дальнейшем совершенствоваться. При неблагоприятном стечении обстоятельств проявление этой психической возможности тормозится или исчезает совсем. До возникновения сознания у ребенка активно действует подсознание, накапливая всевозможную информацию.

Подсознание– это существенная часть психики, представленная инстинктами (цепями рефлексов), автоматическими действиями (актами, реализуемыми без непосредственного участия сознания), а позже — навыками (действиями, сформированными путем повторения, и характеризующимися отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля).

В самом широком смысле, подсознание — это активные психологические процессы, которые не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, но оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Оно является побочным продуктом сознательной деятельности и включает в себя психические состояния, непосредственно не задействованные в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данное время. Своим функционированием подсознание помогает работе сознания, принимает на себя часть нагрузки, связанной с процессом отражения.

Накопленная психикой информация может переходить при определенных обстоятельствах из подсознательного состояния в сознание и наоборот.

Читайте также:  Как носить шарф?

Некоторая часть ученых и философов считает, что не сознание, а подсознание является основным элементом психики (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Ф. Александер, Г.Салливэн, Г. Кардинер и др.), распространяя его детерминацию на все действия человека, исторические события и общественные явления.

Фрейд и его последователи ввели в науку ряд важных проблем — подсознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Но в трактовке их преобладает биологический детерминизм, отдающий главную роль в функционировании психики инстинктам.

Современная экспериментальная психология доказала безосновательность абсолютизации подсознания, пансексуализма, антагонизма сознания, подсознания и бессознательного, неприемлемость подчинения психологическому фактору всей истории и культуры общества. Мистификация этих факторов превратила фрейдизм из научного направления в своего рода идеологию.

Отражая окружающую действительность на уровне сознания, человек постепенно начинает осознавать и самого себя как личность, выделяя и отличая себя из множества себе подобных. Он анализирует свой духовный мир, критически осмысливает совершаемые поступки, собственные слова и мысли, т.е.

речь идет о пробуждении у человека высшего этапа развития сознания — самосознания. Общество требует от человека саморегуляции его действий, оценки и предвидения их последствий.

В процессе самопознания, самооценки и самовоспитания человек формирует свое самосознание, осуществляя саморефлексию, самокоррекцию, самотворчество, готовясь к ответственности за свои проявления в обществе, свой поведенческий код. Ответственность человека неразрывно связана со свободой его действий.

Она тем выше, чем значимее и неординарней социальная активность человека. Когда деятельность носит репродуцированный (репродукция — неизменно повторяющиеся действия) характер, в ней меньше свободы, меньше творчества (создания принципиально нового и общественно значимого).

Человеческое сознание обладает способностью не только копировать действительность, отражая ее, но и преобразовывать в своих мыслях, создавать новые образы, положения, предвидеть ход развития действительности. Эта творческая активность сознания зафиксирована созданным человеком предметным миром, материальной и духовной культурой.

Одним из проявлений культуры выступает система человеческого общения, язык и речь

Язык — это система знаков, речь — различные виды использования языка.

Исторически речь не сразу возникла у людей, ей предшествовал длительный этап общения с помощью нечленораздельных звуков, затем кинетического языка (языка движений). Появление речи связано с формированием абстрактного мышления, в то время как язык обслуживает конкретное мышление.

Язык и речь — материальные средства выражения мысли (звуковые волны, печатные и письменные знаки). Языки делятся на естественные и искусственные.

Первые возникли в историческом процессе жизни народов, вторые создаются целенаправленно для повышения продуктивности деятельности, общения, познания (ноты, формулы, азбука Морзе, язык эсперанто, компьютерные языки).

Язык и речь выполняют следующие основные функции: номинативную (обозначение предметов, явлений, процессов), гносеологическую (познавательную), коммуникативную (обеспечение общения), регулятивную (управление деятельностью и поведением людей), т.е. язык и речь делают всеобщим достоянием сознание отдельного человека, обеспечивают формы социальной связи людей, облегчают процесс познания.

Из всего сказанного необходимо сделать следующие выводы:

– Сознание возникло в результате длительного развития материального мира.

– Неорганическая и органическая природа не обладают сознанием.

– Высшие животные имеют ощущения, восприятия, т.е. конкретно мыслят, но они не мыслят понятиями. У них нет абстрактного мышления, а следовательно, нет и сознания.

Билет № 6.

Источник: https://poisk-ru.ru/s21316t3.html

Мозг, психика, сознание

Цель: дать понятие о психике и сознании, раскрыть взаимосвязь мозга и психики, показать различие психики человека и животных.

Задачи

— раскрыть понятие психики, — рассмотреть уровни отражения и феномен психического отражения как предпосылки развития психики, — выявить различия психики человека и животных, — дать понятие о сознании, — рассмотреть взаимосвязь сознания и мозга,

— показать общественно-историческую обусловленностиь происхождения сознания.

Ход урока

Сегодняшняя тема сложна, но очень интересна. Мы будем рассматривать понятия, лежащие в основе всей психологии, то, с чего она началась, — это мозг, психика и сознание. На протяжении всего существования психологии как науки, ведутся споры от том, как взаимосвязаны эти понятия, но окончательных ответов так и не найдено.

Все ответы являются гипотезами: можно лишь предположить, что это так, но как это проверить? Ведь мы познаем психическую реальность (то, что у нас в голове), самими же психическими инструментами (мышлением). Вопросы же, на которые хотелось бы найти ответ, крайне интересны. Что такое психика? Ее не пощупаешь руками, не увидишь глазами, не измеришь.

Как психика связана с мозгом? Являются ли мозговые процессы психикой или она существует сама по себе? Для чего нужна психика? Что такое сознание и как оно возникает в мозгу? Чем оно отличается от психики? Чем отличается психика человека и животных? Есть ли у животных сознание? Может ли кто-то из вас ответить на какой-либо из этих вопросов? (попытайтесь вызвать обсуждение)

Так же как и вы, ученые до сих пор не пришли к единому мнению и, по-видимому, точных ответов не существует. Постоянно появляются новые факты, результаты исследований, гипотезы; мы всё больше узнаём о работе мозга, функционировании психики и всё глубже понимаем суть этих явлений. Но процесс их познания бесконечен.

На протяжении многих веков ведутся споры о том, что появилось сначала — материя (мозг) или сознание (психика), зависит ли психика от работы мозга, функционирует ли сознание по тем же законам. Первичность сознания и вторичность материи отстаивают идеалисты, а первичность материи — материалисты. Истина же, как всегда, находится где-то посередине.

Многочисленные исследования позволили определить, что есть психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Способность отражать, то есть передавать характеристики объекта взаимодействия, является свойством любой материи.

Самый низший и простой уровень отражения — физико-химический, — можно наблюдать в природе при взаимодействии материальных тел; оно связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т. п.

Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, — раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений.

Ярким примером этого является стремление организма к сохранению гомеостаза — биологического равновесия: если животное голодно, то, не поев, оно может умереть, поэтому в мозг быстро идет сигнал о том, что надо поесть, и тогда тигр идет на охоту.

Человек коснулся пальцем горячего утюга — и сигнал боли заставляет его отдернуть руку, иначе бы сгорел весь палец.

Следующим уровнем отражения является чувствительность — способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе.

Этой способности служат органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и прочие. Например, хруст ветки сам по себе не опасен для жизни, но для оленя он служит сигналом приближения хищника.

Чувствительность помогает высокоорганизованным живым существам эффективно ориентироваться в окружающем мире.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать ( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому); — у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение); — нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук); — нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций; — животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных.

Этими особенностями являются: — наличие речи, — умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи), — умение планировать свою деятельность, — наличие мира внутренних переживаний, — наличие отношения к миру, — человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,

— появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Как связаны сознание и мозг? В результате исследований установлено, что сознание есть функция мозга, его производная. Именно в головном мозге сознание возникает, так как при повреждении головного мозга оно исчезает.

Мозг влияет на сознание: при очень низкой активности нейронов коры (например, при повреждении ретикулярной формации) человек теряет сознание; при очень высоком уровне активности нейронов коры (при эпилептическом припадке) происходит то же самое. Головной мозг — это физиологическая база, на которой сознание возникает и посредством которой оно функционирует.

Если происходят изменения в мозгу, то изменяется и сознание. Этому посвящено множество экспериментов, посредством которых изучается сознание, его структура и свойства.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, управляющие движениями тела; гностические зоны, отвечающие за восприятие. Ассоциативные зоны в лобной части мозга обеспечивают мышление, речь, память и осознание положения тела в пространстве.

Интересно, как открывали местонахождение этих зон и то, за что они отвечают: иногда в определенном участке мозга что-то нарушалось, и человек переставал уметь делать что-то.

Тогда-то и понимали, что данный участок мозга отвечает за такую-то функцию.

Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, то оба уже не могли говорить и писать, но продолжали сочинять музыку — так было установлено, что центр речи и письма находится в левом полушарии.

Существует и другой путь исследования. В мозг вживляются электроды, и их стимуляция вызывает определенные реакции: стимулируется обонятельный центр — и человек чувствует запахи, возбуждают центр слуха — слышит звуки.

При травме головы, затронувшей центр памяти, человек теряет память частично или полностью (популярный сюжет мексиканских сериалов). Ранее пробовали лечить эпилепсию расщеплением мозга: перерезали мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушария мозга.

Это помогало, но пациенты теряли способность рисовать или писать, считать или говорить.

Также известен сюжет из художественных фильмов о психбольницах, когда с помощью лоботомии (иссечения участка головного мозга) делали пациента покорным, теряющим интерес к окружающему миру, — он переставал быть человеком. Сейчас этот метод официально уже не используется.

Человек рождается с зачатками сознания, но так как он — существо социальное, то развитие сознания и становление человеческого детёныша человеком происходит только в обществе людей.

Всем известен феномен Маугли: дети, с раннего детства изолированные от человеческого общества, уже никогда не становились полноценными людьми, у них отсутствовала речь, мышление, интересы, нравственные ценности, они вели себя как животные и не могли жить как люди.

Вывод

Нервная система является физиологическим субстратом психики и сознания — как высшей формы развития психики, возникшей в процессе общественно-исторического развития.

Вопросы

1. В чем сложность изучения психики и сознания? 2. Отражение и его уровни. 3. Что такое психика? Различие психики человека и животных. 4. Что такое сознание? Как оно связано с окружающим миром?

5. Как бы вы ответили на вопрос о первичности материи или духа?

Источник: http://www.psylesson.ru/node/4