Чем отличаются способности от задатков

Задатки, способности, одаренность, талант

едкие родители не считают своего ребенка самым лучшим, самым умным, способным и талантливым. Кто-то начинает рано говорить, кто-то в три года знает буквы и цифры, кто-то замечательно рисует и лепит, и каждое отличие своего ребенка от сверстников — повод горделиво сказать: «Видите, какой он у нас одаренный!».

Между тем настоящая одаренность встречается не так уж часто. Как правило, достижения ребенка, отличающие его от ровесников (особенно это касается малышей) связаны с его индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также с количеством времени, которое родители посвящают его развитию.

С другой стороны, недооценить способности и возможную одаренность ребенка — это почти преступление. Ведь одаренный ребенок требует особого внимания. Он не сможет быть счастливым, если его способностям не найдется должного применения. Кроме того, способности могут сами найти себе развитие во вредном для ребенка направлении.

Давайте разберемся, как определить способности ребенка, его одаренность и (возможно!) талант.

Способности — что это такое?

Борис Михайлович Теплов, известный русский психолог, в статье «Способности и одаренность» включает в понятие «способности» три признака:

  1. Психологические особенности человека, отличающие его от других.
  2. Такие особенности личности, с помощью которых возможно успешное выполнение какой-либо деятельности.
  3. А также индивидуальные особенности, которые способствуют быстроте приобретения различных навыков и знаний.

То есть способности, включая в себя определенные навыки и умения, не сводятся к ним. Способности существуют в развитии, в движении. Это развитие осуществляется в процессе деятельности.

Способности — это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений.

Поэтому для определения способностей нужно учитывать соотношение успеваемости и усилий для ее достижения. Простыми словами, ребенок способный для достижения того же результата затратит намного меньше усилий, чем ребенок неспособный.

Итак, главное — способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь, насколько легко дается ребенку та или иная деятельность. Если при качественном результате он, по-видимому, затрачивает совсем немного усилий, — значит, у него есть способности к этой деятельности.

Врожденные или приобретенные?

В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой — от обучения и воздействия окружающей среды?

Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание — насколько они будут реализованы.

Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим.

Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л.

Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.

Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.

Исследования природы способностей

Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.

Было выяснено, что прабабушки Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сестрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, что всех городских музыкантов в то время называли «бахами».

Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.

Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друга на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.

Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приемных детей, усыновленных сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приемных.

Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.

Задатки

Итак, большинство исследователей считают, что природные факторы, наследственность создают лишь предпосылки для развития способностей, а их реализация определяется обучением и воспитанием.

Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки — это врожденные физиологические особенности мозга, зрительного, слухового и других анализаторов, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность нервных процессов).

Задатки — лишь одно из необходимых условий развития способностей. Сами по себе они не гарантируют это развитие.

Характеристикой задатков является и их многозначность; на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности.

Классификация способностей

Успешность любой деятельности обусловлена не наличием какой-то одной способности, а комплексом способностей.

Различие требований, предъявляемых различными видами деятельности, отражается в классификации способностей. Их принято делить на две группы: общие и специальные. В свою очередь они разделяются на элементарные и сложные, а уже в них выделяют конкретные виды.

Общие элементарные способности

Они присущи всем людям, хотя и выражены у каждого по-разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному, мнемоническому, волевому. В результате упражнений действие может стать навыком.

  • Способность ощущать
  • Способность воспринимать
  • Способность запоминать
  • Способность мыслить
  • Речевая способность
  • Способность воображать
  • Способность переживать

Специальные элементарные способности

Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определенных психических процессов. Эти способности можно развить обучением, но в границах, определенных задатками.

  • Глазомер
  • Высокая обонятельная чувствительность
  • Музыкальный слух
  • Словесно-логическая память
  • Критичность мышления

Общие сложные способности

Тоже присущи всем людям, при этом каждая из них — это сложная структура, характеризующая свойства человеческой личности.

  • Способность к труду
  • Способность к общению
  • Способность к игре
  • Способность к учению

Специальные сложные способности

Их принято называть профессиональными способностями, так как они относятся к определенной профессиональной деятельности. Они присущи не всем людям, и степень их выраженности может быть очень разной.

  • Математические
  • Музыкальные
  • Конструктивно-технические
  • Художественные
  • Организаторские

Способности и одаренность

В просторечии слово «одаренность» употребляют как синоним «способности». На самом деле это не так.

Мы выяснили, что способности проявляются и формируются только в деятельности. То есть, если вы хотите выяснить, какими же способностями обладает ребенок, то следует включить его в определенную деятельность.

Эта деятельность должна соответствовать таким условиям:

  1. Вызывать стойкие положительные эмоции.
  2. Вызывать активный, серьезный и глубокий интерес.
  3. Иметь творческую компоненту.
  4. Ставить перед ребенком цели, всегда чуть-чуть превосходящие его возможности.

Наблюдая за ребенком в таких благоприятных условиях, установить наличие и силу способностей к какому-то виду деятельности не сложно.

Одаренность же заявит о себе так ярко и явственно, что ошибиться будет не возможно. Одаренный ребенок:

  1. Проявит крайне высокую степень успешности в выбранной деятельности.
  2. Его мотивация будет очень высокой, он будет сильно вовлечен в деятельность.
  3. Он будет действовать креативно, создавать новое или находить нестандартные способы действий.
  4. Он проявит поразительную интуицию, бессознательную чуткость в решении поставленных перед ним задач.

Все это потому, что одаренность — это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это их синтез с новым качеством — качеством, неотделимым от личности ребенка. Можно сказать, что одаренность — это функция личности.

Запомните, что раннее проявление способностей говорит об одаренности ребенка. Повторим, что под «ранним проявлением» следует понимать выражение способностей в деятельности.

Одаренность и талант

И все-таки у способности и одаренности есть общее свойство. Сами по себе они не обеспечивают успех деятельности. Они дают лишь возможность успеха, для которого еще нужно приложить знания, умения и труд.

Талант же — другое дело. Его можно сравнить с «данайским даром». Он определит судьбу ребенка независимо от желаний его и родителей.

Чем более талантлив одаренный ребенок, тем более его талант ведет себя как «самостоятельная личность», далеко превосходящая и возраст ребенка, и его готовность следовать своему предназначению.

Талант сам заставит ребенка набраться нужных знаний и умений, заставит трудиться и добиваться результата.

Как и одаренность, талант встречается редко. Но, если вы заметили у вашего ребенка признаки того или другого, знайте — вы поступите очень неправильно, если не будете заниматься таким ребенком.

Неизвестно, что бы мы сейчас знали о Моцарте, если ли бы его отец, Леопольд Моцарт, не посвятил своей жизни талантливому ребенку.

Родители Николая Цискаридзе и Юлии Липницкой бросили устроенный быт и работу, чтобы перебраться в Москву и дать своим детям возможность учиться у лучших педагогов.

Жертва, на которую идут родители талантливых детей, исходит из любви к ребенку и желания ему добра. Ведь талант требует действия, и без этого ребенок не сможет быть счастливым.

Источник: http://baby-ved.ru/vospitanie-shkolnika/zadatki-sposobnosti-odarennost-talant/

Способности и задатки

Несмотря на то, что категория «способности» давно является объектом научно-психологических исследований — однозначной, единой трактовкой этой психологической категории пока нет.

В различных научных публикациях можно найти различные определения понятия способности, значительно отличающиеся друг от друга. Одним из ведущих специалистов в исследовании способностей является Б.М. Теплов.

По его мнению, способности — психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них.

Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и самобытности приемов, используемых в деятельности.

Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность деятельности человека, часто зависят от успешности обучаемости.

Способность переноса совокупности знаний, навыков и умений на новую ситуацию, при этом новая ситуация схожа с предыдущей не последовательностью способов действия, а требованиями к свойствам человека.

Читайте также:  Чем отличается семга от горбуши

Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова.

Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»).

А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.

Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется.

Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.

Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других.

Фундаментом для развития способностей выступают задатки

Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.

Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов: — Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы. — Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова — способ.

– Функциональный механизм (процессуальный) — качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.

Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.

У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой — у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.

Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности.

Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.

Следует подчеркнуть, что на развитие способностей решающее влияние оказывают социокультурные факторы.

При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимo исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней: Репродуктивный уровень — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.

Креативный уровень- обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.

Е.А. Климов связал способности с конкретными видами проффесиональной деятельности, разделив их на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые эти профессии направлены.

Рассмотрим, что собой представляют некоторые виды способностей.
Природные (врожденные, естественные) — в своей основе они обусловлены биологически.

Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.

), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.

Специфические человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.

Общие — обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные (профессиональные) способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода.

К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны.

Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.

Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления — либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.

Учебные и творческие способности — определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.

Способности к общению и взаимодействию — наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.

Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.

Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.

Одаренность — особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.

Талант — высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не noxoжее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.

Гениальность — высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры, Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.

Наряду со способностями, существуют и неспособности.

Неспособность — определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.

Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).

Развитие способностей предполагает в первую очередь не сковывание игр детей, а вовлечение их в творческие, комплексные игры, многоплановость и разнообразие видов деятельности, творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудностей, соответствующая мотивация, положительный эмоциональный настрой.

Источник: https://psyera.ru/sposobnosti-i-zadatki-1217.htm

Понятие о способностях. способности и задатки. виды спосоностей

Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

1. это особенности, отличающие одного человека от другого; важнейшим признаком способностей Б.М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности;

2. способности служат успешному выполнению деятельности;

3. для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию.

Основу способностей составляют задатки.

Задатки — это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности — это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б.М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам.

Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека.

Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности.

Общие способности необходимы для всех видов деятельности.

Они подразделяются на элементарные — способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные — способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности — деятельности.

Деятельность — это функциональное взаимодействие человека с действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека.

Сама же деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей. В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность.

Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — способности к определенным видам деятельности — графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические, музыкальные, педагогические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность.

Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Читайте также:  Чем отличается брынза от феты

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры.

Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты “личности.

Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Источник: https://studopedya.ru/2-7159.html

Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности. — Способности и задатки — Зачет без хлопот

Страница 20 из 26

Способности и задатки

Задатки — анатомо-физиологические предпосылки развития способностей (тип нервной системы, особенности строения мозга, органов чувств, телосложение, физическая сила и т.д.).

3адатки могут передаваться по наследству. Наличие задатков является одним из условий успешного развития способностей, особенно специальных. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Например, острота зрения и точность движений лежат в основе способностей и художника, и часового мастера, и оператора радиолокационной станции. Хороший слух необходим и для успешных занятий музыкой, и в работе радиотелеграфиста или гидроакустика.

Иногда недостаток задатков может компенсироваться усиленным развитием пси-хологических качеств, их перестройкой.

Способности — такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.

Способности бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические, способности к обучению; другие — узкие, специальные: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические.

Будучи взаимосвязанными, общие и специальные способности развиваются в единстве. При этом каждая способность включает целый ряд психических осо-бенностей человека и зависит от них.

К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критич-ность, гибкость, быстрота).

Психологическими предпосылками развития способностей являются мотивы, а также эмоцио-нальные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от способностей личности.

Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие способностей, помогают овладению специальностью. От способностей надо отличать задатки.

Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Людей всегда волновал вопрос, какова связь способностей с наследственностью. Науке известно более двух десятков случаев, когда человеческие дети по случайным причинам оказались вскормленными в логове зверей. Хотя эти дети имеют все наследственные задатки человека, но они выросли вне общения с людьми и не обладают ни человеческой речью, ни разумом, им недоступно человеческое поведение.

Две девочки, вскормленные волчицей и найденные в логове (в Индии, где круглый год тепло), проявляли враждебность к людям, не ели растительной пищи, набрасывались на сырое мясо и поедали его без помощи рук, пили, лакая, как волки или собаки, боялись света, а ночью хорошо ориентировались и выли, как волчата. Как видим, в этих случаях наследственность явно не играла «роковой» роли в развитии — не сделала этих детей людьми; роковую роль сыграли неблагопри-ятные условия роста и развития.

Все, что человек знает и умеет, он приобретает в ходе взаимодействия с другими людьми или с продуктами их деятельности (книгами, орудиями труда).

Хотя наследственные предпосылки и не предопределяют полностью возможность развития способностей, тем не менее с ними нельзя не считаться, подобно тому, как нельзя не считаться с особенностями грунта, на котором строят дом. Будет ли дом или не будет, хороши ли будут люди, которые поселятся в нем, — все это зависит не от грунта, но не учитывать его особенности тоже нельзя — дом может осесть, дать трещины и развалиться в ходе постройки.

К числу существенных природно обусловленных предпосылок (задатков) способностей отно-сятся, в частности, свойства типов высшей нервной деятельности. Люди могут резко различаться по этим типам.

Принято различать так называемые «специальные» и «общие» типы высшей нервной деятельности (не смешивать с общими и специальными способностями!). Специальные — то есть имеющиеся только у человека, но не у животных (специально человеческие). Общие — наблю-даемые и у человека, и у животных. Специальные типы в большей степени, чем общие, обуслов-лены особенностями воспитания.

Рассмотрим некоторые факты поведения и деятельности людей, относящихся к разным специальным типам. Представители «мыслительного» типа склонны к речевому оформлению впечатлений, к рассудочности, к умствованию, общим рассуждениям (иногда беспочвенным, оторванным от реальности). Такие люди запоминают общие правила и общий смысл явлений лучше, чем конкретные факты, внешние детали предметов.

Следует твердо запомнить, что принадлежность к этому (как и любому) типу высшей нервной деятельности не связана жестко с определенным уровнем способностей. Человек «мыслительного» типа — это не обязательно прони-цательно мыслящий человек; это склонный к умствованию, но не обязательно умный человек. Уровень умственных способностей у людей этого типа может быть высоким, но может быть и низким.

Представители «художественного» типа склонны к более непосредственному восприятию впечатлений, без их детального анализа, разбора, обсуждения (без раскладывания «по полочкам»), они лучше ориентируются в реальной обстановке, чем в общих правилах, лучше запоминают конкретные предметы, явления и их особенности, чем общие закономерности, принципы, правила.

Человек «художественного» типа — это, во-первых, не обязательно художник в смысле склонностей и способностей к искусству, литературе. Это может быть человек конкретного практического ума. Во-вторых, если речь идет о собственно практическом или художественном складе ума, то в том и другом случае возможен как высокий, так и низкий уровень способностей.

Примеры выдающихся способностей у людей практического ума можно найти, изучая деятельность крупных общественных организаторов, хозяйственных руководителей, полководцев.

Если у человека одинаково выражены черты как «художественного», так и «мыслительного» типа, то его относят к «промежуточному» («среднему») типу.

Разные профессии и виды труда требуют разных личных качеств, поэтому не имеет смысла ставить вопрос, какой тип лучше. Люди могут быть разными и в то же время равноценными для общества.

Каковы вообще основные различия между людьми по типам нервной деятельности?

1.

Выносливость по отношению к сильным или длительным воздействиям — устойчивая работоспособность даже при неинтересной работе, отсутствие заметных признаков утомления в конце урока, в конце учебного дня; преобладание положительного настроения в разнообразных условиях; сохранение бодрости, самообладания, отсутствие сильных переживаний тревоги и страха в неожиданных ответственных обстоятельствах; пониженная отзывчивость на слабые раздражители. Свойство, выражающееся в описанных симптомах, условно называют силой нервных процессов или силой нервной системы. Было бы грубой ошибкой вкладывать здесь в слово «сила» обыденный смысл, полагая, что сила — хорошо, слабость — плохо. Сильный тип от слабого отличается, образно говоря, так же, как барабан от скрипки. Барабан иногда явно полезнее скрипки, он надежнее и крепче, на него мало влияют сильные удары, на слабые воздействия он не отзывается, хотя в ответ на достаточно сильные издает необходимый звук. Скрипка, наоборот, отзывается на слабые воздействия, а сильные выводят ее из строя. Из всего этого не следует, что мир должен быть заполнен только скрипками или только барабанами. Всякий предмет незаменим в своей роли, на своем месте. Точно так же и люди разных типов в своем роде ценны и незаме-нимы на разных работах, в разных профессиях. Есть профессии, требующие тонкого опознания едва заметных признаков и различий между ними. Но есть профессии, требующие длительного нервного напряжения, выносливости и т.д.

2. Быстрота перехода от одного состояния к другому (от покоя к деятельности, от одного вида деятельности к другому, от решения к исполнению; быстрота и легкость привыкания к новым людям и обстоятельствам). Свойство, выражающееся в описанных симптомах, называют подвижностью нервных процессов или подвижностью нервной системы.

Не следует думать, что подвижность — это обязательно хорошо, а противоположное качество, так называемая инертность, — плохо. У неторопливых (инертных) людей часто наблюдается систематичность и упорядоченность в работе; сниженную скорость движений они возмещают (компенсируют) хоро-шим наблюдением за обстановкой и предусмотрительностью.

У подвижных при наличии такого достоинства, как высокий темп работы, может наблюдаться торопливость, суетливость, склон-ность не доводить до конца одно дело и браться за другое; наблюдается также иногда неосторожность, «лихачество».

Инертные люди более устойчивы и лучше справляются с монотонной кропотливой и тонкой работой, не допускающей торопливости и ошибок, под-
вижные — со срочной, оперативной, причем такой, где небольшие ошибки допустимы (не опасны) и могут быть легко исправлены.

3. Сдержанность — это способность к значительным усилиям в области подавления своей активности, неуместных желаний, посторонних мыслей. Свойство, выражающееся в этих симп-томах, называют уравновешенностью, или балансом, нервных процессов.

Иногда под влиянием учебных или трудовых перегрузок, усталости, конфликтов и других неблагоприятных условий даже уравновешенный человек становится раздражительным или сонливым, заторможенным, или подавленным. В этом случае нужно дать отдых нервной системе, оградить ее от перегрузок.

Многие конфликты и ссоры между людьми объясняются тем, что они не отдают себе отчета в истинных причинах своей раздражительности, и, вместо того чтобы заставить себя отдохнуть и отвлечься от неприятностей, продолжают находиться в потоке тревожащих их событий.

Итак, люди могут стойко различаться по так называемой силе, подвижности и балансу нервных процессов. Эти свойства могут по-разному сочетаться у разных людей.

Один человек может характеризоваться силой, уравновешенностью и инертностью нервных процессов, другой — силой, уравновешенностью и подвижностью, третий — силой и неуравновешенностью, четвертый — слабостью в сочетании с подвижностью или уравновешенностью,

Вы, конечно, уже «примерили» себя к каждой из рассмотренных выше типичных харак-теристик. Возможно, что при этом вы не склонны отнести себя ни к одной из них. Но это совсем и не обязательно. Каждый человек неповторим.

Читайте также:  Чем отличается аллегория от метафоры

Вполне достаточно, если вы обратите внимание на то, как у вас выражены названные выше симптомы типологических свойств, и пусть их сочетание будет не стандартно-типовым; важно, чтобы оно было известно.

Все эти обстоятельства нужно знать, чтобы не только наилучшим образом подобрать себе будущую специальность, но и приспособиться к ней, выработать свой стиль работы.

Источник: https://www.libsid.ru/sotsialno-psichologicheskaya-osnova-trudovoy-deyateln/obschaya-sotsialno-psichologicheskaya-charakteristika-trudovoy-deyatelnosti-lichnosti/sposobnosti-i-zadatki

Способности и задатки

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей).

Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей.

Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-sposobnosti.html?id=sposobnosti-zadatki

Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика

Поиск Лекций

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

· репродуктивный (учебный)

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. Репродуктивные способности — это, прежде всего, общие способности

· творческий

На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное. Творческие способности — специальные, определяющие успех творчества.

· Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то оно было бы не в состоянии развиваться. Их взаимодействие определяет развитие человечества . Всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная — творческую.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Талант

· Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность – связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками.

Одарённость может быть специальной — то есть применимой к одному виду деятельности, и общей — к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.

К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант – является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

Восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

· О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

· Способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.

Формирование новых способностей проходит в несколько этапов:

· Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов.

· Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости.

Время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности.

· Введение в деятельность. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к.

способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности.

Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей.

Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность:

· Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.

· Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д

· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач.

В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.

· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание.

Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды.

Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.

Взаимосвязь способностей и возраста:

Способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.

Развитие способностей у детей происходит в процессе обучения и воспитания, обучения материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные и более совершенные способности.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Юные годы — исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными.

Источник: https://poisk-ru.ru/s16175t7.html