Чем отличается форма права от правовой формы

Основные виды форм права. Формы права понятие и особенности

Понятие «источник права» в правоведении многозначно, используется в нескольких смысловых значениях.

1. Источник права в материальном смысле — это развивающиеся общественные отношения (экономические, социальные условия жизни общества и др.), которые выступают соответствующей правообразующей силой.

Так, формирование рыночной экономики в современной России обусловило принятие многих законов экономической направленности.

Соответственно, Конституция и Гражданский кодекс РФ устанавливают и регулируют различные формы собственности; расширен круг субъектов рыночной экономики (частные предприятия, акционерные общества, банки, биржи и т.д.), определена их правосубъектность, предоставлена свобода предпринимательства.

Итак, источники права в материальном смысле — это материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, оказывающие существенное влияние на формирование и действие права.

2. Источник права в идеальном смысле — правовые идеи, взгляды, правосознание, теории, формирующие определенное правопонимание, оказывающие значительное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Напомним, в послеоктябрьский период в нашей стране советские суды и административные органы руководствовались в основном «революционным правосознанием». Результаты такой юридической практики хорошо известны.

В настоящее время в России приоритетны идеи формирования правового государства и гражданского общества, положительного отношения к праву, признание личности высшей социальной ценностью и др.

3. Источник права в формально-юридическом смысле, понимаемом, как форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. По сути, имеется в виду форма права, т.е.

официальный нормативный правовой акт, откуда мы получаем, «черпаем» сведения о юридических нормах, необходимых для решения конкретного юридического дела.

Именно с этой точки зрения выделяют такие разновидности источников, как юридический прецедент, правовой обычай, нормативный правовой акт и нормативный договор.

Следовательно, когда говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, закрепления правовых норм (закон, указ, постановление и т.д.).

Существенно то, что именно здесь происходит совпадение формы и источника права.

Форма указывает на то, как, каким образом выражена во вне государственная воля, а источник содержит сведения о том, какие юридические нормы закрепляет, фиксирует эта форма, откуда мы можем получить информацию о юридических предписаниях.

Итак, источник права в названном аспекте — это форма внешнего выражения правового предписания, понятие, отображающее содержащиеся в нем нормы права. В этом видится главная причина отождествления источника и формы в отечественном правоведении.

К основным формам (источникам права в формально-юридическом смысле) относятся: правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания, нормативный правовой акт.

Правовой обычай — сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством, получают его одобрение и защиту.

Именно государство придает таким обычаям юридическую силу, значение правового регулятора. Правовой обычай — исторически первый источник права. Так, «Русская правда» — важнейший источник права Древней Руси, включающий законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике.

В настоящее время обычаи в качестве формы права имеют место в гражданском и других отраслях права. Примером одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленного в ст. 5 ГК РФ. Это правило предоставляет возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определить условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству.

Правовой прецедент — решение суда или административного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел, как правило, того же уровня либо нижестоящими органами.

Наибольшее распространение правовой прецедент имеет в странах общей правовой семьи — Англия, США, Канада и др.

В Российской Федерации на официальном уровне прецедент не признается источником права.

Вместе с тем, в юридической литературе и на практике прецедентными признаются акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда, обязательные для нижестоящих судов.

Правовые положения, выработанные Верховным Судом, нередко компенсируют отставание норм права от развивающихся общественных отношений.

Договоры нормативного содержания — соглашения различных субъектов права, заключаемые для решения определенных задач, имеющие юридическое значение для договаривающихся субъектов.

Здесь обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным в договоре правовым нормам.

В отличие от обычая, который складывается исторически, договор нормативного содержания представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Обязательное условие договора — равенство, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения, взаимная ответственность сторон.

В юридической литературе выделяют следующие виды нормативных договоров:

1) договоры о разграничении компетенции;

2) договоры о сотрудничестве, взаимодействии;

3) договоры о разрешении вопросов, связанных с распоряжением государственной или иной собственностью и др.

Договор как особый источник правовых норм применяется в основном в следующих областях:

в конституционном праве — такой договор характеризуется тем, что его стороны добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Примером такого соглашения могут служить договоры между Федеральным Центром и регионами, например по вопросам о разграничении компетенции;

в трудовом праве — нередко трудовые отношения регулируются коллективными договорами и соглашениями. Трудовой кодекс РФ в ст.

40 содержит определение коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации, и заключаемого работниками и работодателем в лице их представителей.

По-видимому, примером договора нормативного содержания с участием индивидуального субъекта может быть трудовой договор (контракт).

в международном публичном праве — такими договорами определяются отношения между государствами.

Нормативный правовой акт — существенно отличается от других форм права, представляет собой наиболее важную разновидность правовых актов, выражение государственной воли. Все изложенное позволяет перейти к более обстоятельной характеристике нормативного правового акта, право издания которого, закреплено законом за строго определенными органами

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/20512.html

Ответы на экзаменационные билеты

Формы права

ПодробностиКатегория: Правоведение

Источник (форма) права — внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

К исторически сложившимся разновидностям форм выраже­ния права относятся:

· правовой обычай,

· судебный прецедент,

· нормативный договор,

· религиозные тексты,

· доктриальные тексты,

· общие принципы права

· нормативный правовой акт как источник права

Исторически первым источником права является правовой обычай.

Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай — правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки.

Правовой обычай — это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством в качестве общеобязательного правила, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Как источники права обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается.

Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

Судебный прецедент — это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.

Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права.

Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры.

Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора.

В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

К последним относятся так называемые типовые договоры, которые представляют собой форму участия государства в регулировании различного рода отношений (в основном гражданско-правовых и семейных).

В типовом договоре, имеющем обязательную юридическую силу и поэтому выступающем в качестве формы права, устанавливаются, непременные основные условия, тех или иных соглашений.

Религиозные тексты — это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран — собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты — это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел.

Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

Общие принципы права — это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли.

В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.

6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

Нормативный правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).

Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Под юридической силой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актам.

Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства.

Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не могут им противоречить.

Среди законов выделяют:

основные — Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;

конституционные — принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения;

кодифицированные — сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;

Читайте также:  Чем отличаются смешанные леса от хвойных

текущие — принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

Источник: http://eksdan.ru/otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/32-pravovedenie/1162-formy-prava.html

Понятие формы права: внутренняя и внешняя форма. Понятие источника права, его соотношение с понятием формы права

Для того чтобы уяснить понятие формы права, необходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории «форма»— одной из центральных и сложнейших в философии.

Парной категорией для нее выступает другая философская категория — «содержание», понимаемое как определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития.

Что же касается формы, то она есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

При относительном единстве содержания и формы, первое представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.

В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма самого права.

Правовая форма — вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосрсдующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

Форма права — это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права.

Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это — сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.

Раскрытие внешней формы права предполагает выяснение способов, которыми данная экономически и политически властвующая группа «возводит в закон» свою волю и соответственно — форму выражения правовых норм.

Право всегда воплощается в определенные формы, является формализованным. Но не следует смешивать внешнюю форму права и внешнюю форму законодательства.

Теория права оперирует также понятием «источник права», посредством которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обусловливают правовые нормы.

Источники права — обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось — в «идеологическом смысле»); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения.

К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Иными словами, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.

Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Источники права в «юридическом смысле» рассматриваются как результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

Надо, однако, отметить, что некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права.

С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права. Полагаю, что вряд ли есть резон отрывать процесс правообразования от его результата

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права”, “правовая форма”, “источник права”.

Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические “резервуары” (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права.

Если категория “правовая форма” используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий “источник права” и “форма права”:

а) согласно первой — названные понятия тождественны;

б) согласно второй — понятие “источник права” более широкое, чем понятие “форма права”.

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова “источник” как “всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки”, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права (см. схему 32):

┌───────────────────────────────────────────┐

│ ФОРМЫ ПРАВА │

└─────────────────────┬─────────────────────┘

┌─────────────────┬────────┴───────┬────────────────┐

┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ ┌───────┴─────┐

│Нормативный акт│ │Правовой обычай│ │ Юридический │ │ Нормативный │

└───────────────┘ └───────────────┘ │ прецедент │ │ договор │

└─────────────┘ └─────────────┘

нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт — одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право — хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма.

И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст.

5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой — от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

41. Проблема определения видов источников права. Основные источники права

Источники права — это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Схема 20

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково (см. схему 20). В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай.

Это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права.

В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е.

сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Судебный прецедент — это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, “общее право” Англии).

Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

Нормативный договор — соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права.

Читайте также:  Чем отличается визаж от макияжа

В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных ее субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран — собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты — мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую клались в основу решения юридических дел.

Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых.

В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

Общие принципы права — руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли.

В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.

6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

Нормативный правовой акт — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права.

Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет.

Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами.

Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения.

Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного акта. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего его органа в механизме государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

___________

Понятие “источник права” существует много веков. Сто­летиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.

Если исходить из общераспространенного значения термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право.

Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответству­ющие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также при­знать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помо­щью формы право обретает свои неотъемлемые черты и' признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую зак­лючены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкциони­рованный обычай и договор. В отдельные исторические пе­риоды источниками права признавали правосознание, пра­вовую идеологию, а также деятельность юристов.



Источник: https://infopedia.su/1×3723.html

Основные виды форм права

1.

Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования обычное правило поведения, санкционированное государством. В литературе выделяют два формальных требования, предъявляемые к правовому обычаю: 1) он должен существовать и использоваться весьма продолжительное время; 2) не противоречить действующему праву.

Именно с данной формы начиналось развитие права. По мере развития общества и систематизации признанных государством обычаев были созданы «Русская правда», «Салическая правда» и другие сборники обычного права. Современное государство по-разному относится к различного рода обычаям.

Одни из них, отражающие расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов, противоречащие общественной морали и т.д., как правило, запрещаются законом (ст. 232 УК РСФСР — выкуп за невесту).

Другие, эффективно регулирующие общественные отношения, напротив, признаются судебной и арбитражной практикой, поощряются и санкционируются законодателем.

Отмечая общественную значимость и рациональность обычая, он предлагает руководствоваться его содержаниями. Причем обычай не воспроизводится в этом акте текстуально, на него делается лишь ссылка. См., например, ст.

130 КТМ РФ «срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для перевозки груза, определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки», или ст. 19 ГК РФ.

Обычаи, как правило, регулируют такие «деликатные» отношения, в которые вмешательство государства или нежелательно, или преждевременно. Поэтому они сохраняют большее значение в отраслях частного и меньшее в отраслях публичного права.

2. Правовой прецедент — такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Его разновидностями являются судебный и административный прецедент.

Формально он может выражаться как в единичном, персонально определенном решении высшей судебной или административной инстанции, так и в нормативном обобщении практики, обеспечивающей единство правоприменительной деятельности. Правоположения, содержащиеся в отдельных ращениях судов, служат правовой базой при создании прецедента.

Специфическое преимущество данной формы права состоит в том, что ее создает руководящий орган, обеспечивающий координацию повседневного применения права и способный учесть наиболее целесообразный опыт, разнообразие и динамику общественной жизни. Причем в прецеденте обязательно не все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего прецедентное решение или приговор. В этой позиции отражаются основополагающие принципы национальной правовой системы.

Основанная на них правовая аргументация определяющая специфику выработанного правоположения составляет правовой прецедент. Все остальное означает лишь попутно сказанное.

Своеобразие прецедента может быть выражено и в целом комплексе решений, акцентирующих внимание на различных аспектах типичной жизненной ситуации.

При этом судье, в последующем рассматривающему конкретное дело, предоставляется широкая возможность проявления личного усмотрения, так как при отсутствии полного тождества сравниваемых ситуаций именно он оценивает степень их аналогичности.

Только судья, при оценке деяния в целом решает, какому из обстоятельств (индивидуальные качества личности, взаимоотношения субъектов, объективные составляющие) следует придать наиболее важное значение. Ведь особенно в гражданском праве, материальный закон это не всегда может учесть.

Степень обязательности прецедента зависит от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение является прецедентом по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентом. Своеобразие прецедента состоит и в том, что он обладает не только убеждающей, но и принудительной силой.

Все нижестоящие судьи не вправе уклоняться от использования соответствующего прецедента. Прецедент оказывает связывающее влияние на все связанные с ним последующие решения. Сам же правотворческий орган минимально связан своими решениями прецедентного характера. Он может, при необходимости изменять или преодолевать их, создавая новые нормативные предписания.

При этом следует иметь в виду, что создание прецедента требует от руководящего органа соблюдения некоторых формально-юридических процедур. Кроме того, общеобязательный характер прецедента должен подтвердиться его официальным опубликованием в специальных сборниках.

Таким образом, использование прецедента характерно для стран с особой правовой культурой и независимым положением суда в системе государственной власти.

В Российской Федерации наличие судебного прецедента подтверждается использованием прецедентов Европейского суда по правам человека, а также с деятельностью Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ, их руководящие указания наряду с нормами права составляют основу решений судов первой инстанции.

Благодаря выполнению функции нормоконтроля они признают юридически ничтожными нормы некоторых правовых актов. Тем самым данные органы активно вмешиваются в правотворчество, и становятся своеобразными негативными законодателями.

Использование прецедента связано с невозможностью для правоприменителя с помощью традиционных форм устранить постоянно возникающие пробелы и неточности при регулировании общественных отношений. Это следствие неспособности законодателя вовремя реагировать на постоянно меняющуюся обстановку.

Для российской судебной системы использование прецедента является вспомогательной, вынужденной мерой, так как суд не вправе отказать в юридической помощи даже в случае умолчания, неясности или недостаточности закона.

Судебный и административный прецеденты не следует отождествлять с судебной и административной практикой, которая представляет собой накопленный правовой опыт, выражающийся в деятельности по использованию уже сложившейся системы правил, приемов и способов формирования и уточнения значения правовых норм. Она является своеобразным источником (но не формой) права, о значимости которого свидетельствуют многочисленные справочники и сборники судебной, арбитражной, следственной, нотариальной и т.п. практики.

Правовой прецедент следует отличать от прецедента толкования. Если правовой прецедент вырабатывается при отсутствии необходимой юридической основы для принятия решения по делу, то прецедент толкования используется относительно уже существующего, но не ясного правового предписания.

Таковыми в большинстве случаев, являются постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда РФ содержащие в актах их официального толкования обобщенный опыт правоприменительной квалификации.

3. Нормативный договор — добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес.

Практика его использования особенно расширилась благодаря демократическим процессам, проходящим в России, изменениям в правовом положении политических, хозяйствующих и иных субъектов права.

Договор с нормативным содержанием это не только правовой институт объединяющий систему правовых предписаний, но и средство определения правовых позиций заинтересованных субъектов и регулирования их взаимной деятельности по достижению согласованной цели.

Он весьма удачно соединил преимущество частно-правового договора, обеспечивающего интересы частных лиц, с традиционно властными общенормативными способами регулирования. Участвующие в нем стороны связаны друг с другом не только взаимосогласованными правами и обязанностями, но и государственной волей, обеспечивающей общественное признание и гарантированность прав и обязанностей.

Примерами нормативного договора могут послужить многие международные договоры, договоры между федеративным центром и субъектами Федерации, а также собственно договоры с нормативным содержанием, один из участников которых, обладая публично-властными полномочиями, на основе взаимной договоренности с другой стороной, устанавливает взаимные права и обязанности неопределенного круга лиц (коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией и т.д.). К их числу можно отнести типовые договоры, являющиеся своеобразной формой приглашения к сотрудничеству. Одна из разновидностей — это договор присоединения.

Любой нормативный договор характеризуется следующими свойствами:

– нормативностью содержания, выражающего правовой алгоритм последовательной деятельности субъектов по достижению поставленной цели;

– добровольностью заключения, согласием сторон по всем существенным аспектам договора. Содержание договора определяется не столько государственным волеизъявлением, сколько волевым усмотрением контрагентов.

В нем отражаются их реальные интересы и возможности, а также средства обеспечивающие достижение общей цели.

На основе правового дозволения субъекты сами определяют свои взаимные права и обязанности, руководствуясь своими интересами, таким образом, активной правотворческой силой становится сознательная и свободная воля непосредственных участников договора; равенством сторон; общностью интереса; эквивалентностью взаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Государство не только признает условия договора, но и обеспечивает его претворение в жизнь (ст. 8 ГК РФ).

Его следует отличать как от договоров-сделок (купля-продажа, дарение и т.д.), имеющих индивидуально-разовый характер, так и от нормативно-правовых актов, принятых в одностороннем порядке властными органами.

4. Нормативно-правовой акт — принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской системы права).

Читайте также:  Чем отличается тест на овуляцию от теста на беременность

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны прежде всего с повышением роли государства как координатора общественной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документально письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т.д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т.е. одновременно и нормативный и правовой.

Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и т.д.

) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т.д.). Данное отличие наглядно проявляется при комплексном анализе признаков нормативно-правового акта.

1.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от компетенции органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами, формируя соответствующее содержание в установленной законом форме внешнего выражения.

2. Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Эти нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

3. Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и конструкций построения текста.

4. Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно-правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания (с соблюдением требований регистрации, официального опубликования) и реализации.

5. Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь ввиду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определѐнного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом.

Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или актом более высокой юридической силы выпадает их данной системы и по существу становиться формой проявления правонарушения.

Так что, не любой акт правотворчества содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Особо следует обратить внимание на отличие нормативно-правового акта от акта применения права.

Это важно для правильного определения порядка их опубликования, вступления в действие, систематизации, конституционного контроля, механизма реализации и т.д. Однако это отличие иногда довольно сложно определить и профессионалу.

Тем более, что достаточно широкое распространение получили смешанные акты. Для этого необходимо использовать совокупность следующих отличительных признаков:

1) нормативно-правовой акт содержит правила поведения общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений. Он рассчитан на множество типичных ситуаций, а акт применения права регулирует конкретное жизненное отношение, разрешает оперативную ситуацию;

2) нормативно-правовой акт сохраняет действие независимо от исполнения предписания, а акт применения права рассчитан на единичный случай, носит разовый характер;

3) нормативно-правовой акт адресуется неопределенно большому количеству лиц, оказавшихся в типичной жизненной ситуации, а акт применения права имеет конкретных индивидуально-определенных адресатов.

Виды нормативно-правовых актов:

1.

По субъектам правотворчества: акты, принятые в порядке референдума; нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных организаций; совместные нормативные акты.

2. По срокам действия: акты неопределенно-длительного действия; временные акты.

3. По сферам действия: общефедеральные акты; нормативные акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты.

4. По юридической силе: законы; подзаконные акты.

Источник: https://studopedya.ru/1-27987.html

Понятие и формы реализации права. Отличительные особенности правоприменения от других форм реализации норм права

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда — значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Правореализация — это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов — социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других.

Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии.

Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Реализация права — способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

При соблюдениисубъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным.

Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов — от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг — отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд — вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование — это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов — достаточно того, что их разрешил сам закон.

В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется “вмешательство” надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям.

Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения.

В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права — это значит применять власть, а нередко — принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это — властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права — соблюдения, исполнения и использования.

Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется “вмешательство” соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x4ca2.html