Чем отличается инкультурация от социализации

Культурная социализация

Определение 1

Культурная социализация является процессом, при котором происходят постоянная передача обществом и освоение индивидом на протяжении всей его жизни культурных норм, ценностей, регуляторов, правил, традиций; вырабатываются культурные интересы и потребности, установки, жизненные ориентации, этнокультурная самоидентификация, художественные предпочтения и, в конечном итоге, формирование культурной картины мира. Это позволяет индивиду жить в пространстве культуры определенного общества.

Близким понятием к культурной социализации является инкультурация, однако, их все же необходимо разделять, поскольку социализация является более широким понятием.

Социализацией охватываются все процессы обучения и воспитания, приобщения к культуре, при помощи которых индивидом приобретается социальная природа и способность к участию в социальной жизни.

Определение 2

Инкультурация, в отличие от социализации, связана с обучением индивида нормам поведения и традициям в условиях конкретной культуры в процессе взаимообмена человека и его культуры.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Данный процесс также как и социализация является двусторонним: с одной стороны, культурой определяются главные черты личности человека, а с другой, — человек сам оказывает влияние на культуру.

К инкультурации относится:

  • процесс формирования ключевых человеческих навыков, таких, к примеру, как тип общения с остальными людьми,
  • контроль над своим поведением и эмоциями,
  • приемы удовлетворения главных потребностей,
  • оценочное отношение к разнообразным явлениям окружающего мира и т. д.

Считается что явление инкультурации более сложно, нежели процесс социализации, поскольку процесс усвоения социальных законов жизни проходит намного легче и быстрее, чем процесс усвоения культурных ценностей, норм, обычаев и традиций.

Замечание 1

Отделяя понятие инкультурации от понятия социализации, важно учитывать, что социализация является процессом интеграции индивида в социум, приобретение им опыта, требуемого для выполнения социальных ролей.

В процессе же инкультурации происходит освоение индивидом присущих культуре миропонимания и поведения, итогом становится формирование его когнитивного, эмоционального и поведенческого сходства с представителями его культуры и отличия от представителей иных культур.

Процесс инкультурации начинается с рождения — когда ребенок приобретает первые навыки и осваивает речь, продолжается на протяжении всей жизни, заканчиваясь, можно сказать, со смертью.

Он совершается в основном не в специализированных институтах социализации, а под влиянием старших и на собственном опыте, т.е. представляет собой процесс научения, но без специального обучения.

Конечным результатом процесса инкультурации выступает человек, который компетентен в культуре — в языке, традициях, ценностях и т.п. Однако необходимо особенно подчеркнуть, что социализация и инкультурация являются одновременными процессами, так как без вхождения в культуру индивид не может существовать в качестве члена общества.

Культурная трансмиссия

Для характеристики процесса культурной социализации существует также понятие культурной трансмиссии.

Определение 3

Культурная трансмиссия включает в себя процессы социализации и инкультурации, являясь механизмом, посредством которого происходит передача «по наследству» этнической группы и ее культуры.

Принято выделять три вида культурной трансмиссии:

  • вертикальную трансмиссию, в процессе которой происходит передача культурных ценностей, умений, верований и т.п. от родителей к детям;
  • горизонтальную трансмиссию, при которой освоение социального опыта и традиций культуры происходит в общении со сверстниками;
  • «непрямую» трансмиссию, при которой усвоение культурных норм и ценностей происходит через институты социализации (школы, вузы) и также на практике — от взрослых, которые окружают его помимо родителей (родственники, старшие члены общины, соседи и т.п.).

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/kulturnaya_socializaciya/

Различие инкультурации и социализации

Итак, процесс вхождения в новое культурное пространство и присвоения этнокультурного опыта, специфичного для локальной исторически сложившейся культуры, определяется как процесс инкультурации. Как уже было сказано, нередко в качестве аналогичного понятия используется термин «социализация». Употребление этих терминов в качестве синонимов возможно при условии прирав-

5.3. Инкультурация и социализация 103

нивания культурного пространства к социальному.

Социологизация культуры, широко применяемая в американской культурантропологии, подразумевает, что каждая социальная общность имеет собственную систему норм и правил поведения (особых структур), разделяемых всеми ее участниками. Тождественность процессов социализации и инкультурации, таким образом, вытекает из единства социальных и культурных структур.

Для выделения специфики процесса инкультурации не следует жестко разграничивать эти структуры, но необходимо учитывать их самостоятельность. Основоположник культурно-исторической психологии Л.С.

Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами (языком, орудиями и т.д.) невозможно вне социальной структуры, т.е. социальная среда является необходимым, но не достаточным условием для инкультурации индивида.

Инкультурация подразумевает усвоение и символического пространства культуры. Непрерывность культурного развития порождает единый процесс усвоения обычаев и реализации их в будущей практике, условия для которой как раз и предоставляет общество.

Таким образом, результатом социализации является обретение способности изменяться, результатом же инкультурации — качественные особенности изменений.

Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства, — это незавершенный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды обитания на новую (переезд из сельской местности в город или эмиграция и пр.).

Освоение в ходе первичной социализации объектов культуры и их значений возможно только в определенной знаково-смысловой среде.

Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первичной социализации, не только выполняет функцию удовлетворения потребностей, но и позволяет усвоить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.

Процесс инкультурации

Культурное пространство включает в себя много аспектов — это и природные условия в их первозданном виде («дикая природа»), и природа, преобразованная согласно нуждам человека (искусственные насаждения, изменение рельефа, дороги, заповедники и заказники, одомашненные животные и культурные растения), и мир артефактов, и сфера социальных отношений, интегрирующая предыдущие аспекты в единый уклад жизнедеятельности локальной местности,

Глава 5. Субъект культуры

5 3. Инкультурация и социализация 109

рации позволял активно адаптироваться в западноевропейской среде.

Например, в Праге, Берлине, Белграде открывались Русские Народные институты с целью подготовки специалистов для работы в России, а также внедрения русской культуры в европейское общество.

Таким образом, собственная культура русской эмиграции была не только «водоразделом» между ней и европейскими народами, но и «мостом» между ними.

Итак, процессы социализации и инкультурации взаимообусловлены и присутствуют на каждой ступени культурно-исторического развития человека. Социализация при этом подчеркивает статусное положение человека в общественных отношениях.

Инкультурация же является процессом освоения символического пространства, связанного с этим статусом, и всей организации общественных отношений, ее исторической детерминированности, выраженной в национальной культуре.

Первичное культурное пространство, формирующее «картину мира», в дальнейшей жизнедеятельности человека определяет его мировосприятие.

Дети любой культурной общности в большей степени похожи друг на друга, чем на своих предков, поэтому, как писал Клакхон, «если ребенок из России окажется в Соединенных Штатах, то, став взрослым, он будет действовать и думать как американец, а не как русский»1.

В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность выступает на первый план, определяет взаимодействие, тогда как социально статусное положение отдаляется на второй план.

Внутрикультурные отношения, наоборот, дистанцируются социальной принадлежностью, протекая на фоне культурного единства.

Дифференцированность этих процессов от установки «Я среди своих» и «Я среди чужих» позволяет провести грань между социализацией и инкультурацией человека.

1 Клакхон К.Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 230

Глава 6. ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ (СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ)

Информационно-семиотический подход к культуре

Семиотика

Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах. Основы ее были заложены в XIX в. американским философом и логиком Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф.

де Соссюром (последний называл ее семиологией).

Говорить о семиотике культуры — значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств «тексты», которые несут в себе определенную информацию.

Как бы ни были различны определения культуры, даваемые разными авторами, в них всегда предполагается, что содержание культуры находит выражение в языке. Под языком в обиходе обычно понимают естественный разговорный язык — русский, английский, китайский и т.д.

Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают и передают друг другу разнообразную информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков, способные служить этой цели (например, язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографические знаки и др.).

Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.

6.1. Информационно-семиотический подход к культуре 111

112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/6097.html

Понятия «социализация» и «инкультурация»

Процессы освоения индивидом социокультурного пространс-

тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация»,

которые перекрывают друг друга по содержанию.

Наличие таких близких по смыслу терминов обусловлено дву-

мя обстоятельствами. Во-первых, тем, что приобретение биологически

ненаследуемого опыта является предметом анализа и в социологии,

и в культурной антропологии. Как уже говорилось ранее, между

познавательными областями существуют определенные различия

в точке зрения на эту тему: внимание к массовым процессам в социологии, к первичным

группам и индивидам в психологической антропологии. Этим

можно объяснить, желание исследователей разграничить термины.

Во-вторых, несходством представлений о

культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто отно-

сит понятие ко всем животным и обозначает им биоло-

гически ненаследуемые последствия существования популяций в

жизненной среде, склонны употреблять термины практически как

синонимы. Те же, кто ограничивает его содержанем

общественной жизни только человека, считают целесообразным

разводить термины. С этой точки зрения в процессе инкультура-

ции индивид «осваивает традиционные способы мышления и дейс-

твий, составляющие культуру и отличающие его общество от дру-

гих человеческих групп». Этот сложный процесс начинается в ран-

нем детстве приобретением навыков овладения своим телом и эле-

ментами непосредственной жизненной среды и продолжается всю

жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкультурации…

поскольку без него не может существовать как член общества»1.

Понятие же «социализация» связывается с приобщением к социальным

нормам и институциональным формам взаимодействия.

В этих процессах принято выделять две ос-

новных стадии: первичную, или детскую (обычно включая под-

1 Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955. P. 326–327.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ростковый возраст) и вторичную, относящуюся к взрослым

(включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках

и пенитенциарных учреждениях). На первом этапе дети впервые

осваивают самые общераспространенные, жизненно значимые элементы социокультурного пространства. Задача взрослых

здесь — сформировать у нового поколения навыки,

необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача де-

тей — максимально полно овладеть «азбукой» взаимодействия и

коммуникации. Для этого периода в любых обществе, социальном

слое, группе существуют специальные приспособления, которые

минимизируют степень риска при использовании детьми полу-

ченных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и

показательным примером такого рода может служить феномен

игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием

роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией социокультурного

опыта, вплоть до использования механизмов принуж-

дения ребенка к постоянному выполнению определенных стерео-

типных форм активности. Эта ступень социализации рассматри-

вается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих ста-

бильность социокультурного пространства.

Основные черты второй стадии обусловлены

правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных

в данных обществе, социальном слое, группе. Он начинает ком-

бинировать полученные знания и навыки для решения жизненно

важных задач; расширяются его возможности принимать решения,

которые могут иметь значимые последствия для него и для других;

он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами

которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во

всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индиви-

дуального риска при выборе альтернатив.

Таким образом, начальные этапы освоения окружения способству-

ют сохранению стабильности институциональных социокультурных

форм, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым

поколением уже имеющихся паттернов отношений контролиру-

ют беспрепятственное проникновение в совместную жизнь лю-

дей случайных и новых элементов. На последующих ступенях

членам общества приходится принимать на себя от-

ветственность за экспериментирование в социокультурном про-

странстве, за внесение в него изменений различного масштаба.

Эти процессы обеспечивают в каждой его области нормальное

формирование личности и поддержание жизненной

среды.

Социализация, инкультурация ребенка как предпосылка транс-

формации его во взрослую, способную к адекватному участию в

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Читайте также:  Как считать проценты по кредиту?

социокультурной жизни личность составляют одну из централь-

ных проблемных областей психологической антропологии. Она отличается

спецификой теоретических оснований и предмета ис-

следования по отношению к другим областям социальной и куль-

турной антропологии. Речь идет об изучении процессов освоения

ребенком знаний и навыков, необходимых для его существования

в ближайшем окружении, в социокультурной

жизни, характерной для группы, слоя, общества, к

которым он принадлежит. Детский опыт формируется на перво-

начальной стадии благодаря взаимодействию врож-

денных предпосылок ребенка (свойств и потенций) с социокуль-

турными образцами, нормами, правилами, характерными для его

социальной сети и передаваемыми с помощью механизма тради-

ции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции

(от старшего к младшему, от знающего и умеющего к неопыт-

ному).

Детство понимается главным образом не как самодостаточная

стадия индивидуального существования, но как период

приготовления человека к полноценной социокультурной жизни. Взрослым индивид

считается в случае приобретения им определенной совокупности

врожденных и приобретенных характеристик:

– достижение необходимой степени зрелости организма, как пра-

вило, несколько превышающей наступившую способность к вос-

произведению потомства;

– овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уров-

нях домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

– овладение достаточными знаниями и практическим

опытом через участие в определенных первичных и формальных группах и

знакомство с различными социокультурными кодами;

– принадлежность к конкретным социальным слоям, группам, по-

зициям, характерным для взрослых членов общества.

Обычно достижение состояния «взрослости» отмечается в лю-

бой культуре обрядом инициации или его аналогами. С их помощью

специально выделенные институциональные структу-

ры в лице исполнителей особых ролей утверждают за индивидом

право не только осваивать социокультур-

ное пространство, не только пребывать в нем, но и менять его эле-

менты. Как правило, во всех обществах и культурах от взрослого

индивида ожидаются проявления способностей, возможностей и

эффективной

активности, направленных на воспроизведение со-

циокультурной жизни в ее ключевых измерениях (социокультур-

ное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизве-

дение потомства).

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s43867t1.html

Инкультурация и социализация

Социализацией (от лат. socialis — общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется — процесс социализации. Процесс социализации проходит фазы, которые называют стадиями жизненного цикла человека.

Это детство, юность — начальная социализация; зрелость, старость — продолженная социализация.

Социализацию подразделяют на два вида — первичную и вторичную.

Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Эта сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений.

Инкультурация (enculturation) — это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию.

Однако не следует их отождествлять.

Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация — это обучение человека жизни.

Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.

Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура.

Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным.

При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Инкультурация также, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры. Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение.

Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация — это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность. Инкультурация — это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент. Инкультурация и социализация — это два процесса, которые развиваются по разным законам.

Итак, обобщая можно сказать, что социализация — это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера.

Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это — приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества.

В общем виде инкультурация — это приобретение широкой гуманитарной культуры.

Источник: https://kultyres.ru/stati2/inkulturatsiya_i_sotsializatsiya.html

Понятия «инкультурация» и «социализация»

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и в связи с этим социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Любому из нас крайне важно определœенное умение приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию и одиночество.

Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир.

С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными.

Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом крайне важно го количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества.

Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и в связи с этим всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями ʼʼинкультурацияʼʼ и ʼʼсоциализацияʼʼ. Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов, англ. pattern) какого-либо общества.

Под последними обычно понимают устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определœенные представления о реальности. По этой причине в современной научной литературе понятия ʼʼинкультурацияʼʼ и ʼʼсоциализацияʼʼ нередко используются как синонимы.

Это характерно для той группы исследователœей, которые придерживаются широкого понимания термина ʼʼкультураʼʼ как любой биологически ненаследуемой деятельности, закрепленной в определœенных результатах.

Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, отличающей человека от всœех других живых существ нашей планеты, считают целœесообразным проводить различие между этими терминами, отмечая качественные особенности каждого из них.

При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида.

Получая в повсœедневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под социализацией принято понимать гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

Самые простые кросскультурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности.

Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целœенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему.

В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказаниям. Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению.

Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение.

Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, в случае если приложат соответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать обратный результат.

С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его.

Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Только в эти годы ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, он учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье.

По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс воспитания основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Баловать детей — значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно.

Мягкость и нежность они проявляют скорее к животным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. В случае если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание.

Наказывать детей в Англии — право и обязанность родителœей.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Οʜᴎ рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не нужно специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, к примеру, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения базовых потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.

Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителœей других культур.

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повсœедневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

‣‣‣ жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

‣‣‣ личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

‣‣‣ социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

‣‣‣ восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей.

При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определœенную ценность, поскольку состоит из определœенных поз и жестов, наделœенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсœем другое — поведение культурного человека.

Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами какой-либо культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половинœе дня. У англичан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.

Читайте также:  Чем отличается пудра от румян

Источник: http://referatwork.ru/category/kultura/view/579721_ponyatiya_inkul_turaciya_i_socializaciya

Этнокультурная вариативность социализации, Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия — Этнопсихология Библиотека русских учебников

1. Социаилизация, инкультурация, культурная трансмиссия

2. Сравнительная-культурное изучение социализации

3. Этнография детства

4. Методы исследования социализации

5. Переход к миру взрослых

1 Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия

Большинство исследователей в области наук о человеке сходятся во мнении, что наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации. Некоторые теоретики выделяют этнографию детства я как самостоятельную субдисциплин, имеющая свои теории и методов исследованияя.

Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг вопросов, которые условно можно разделить на четыре группы:

1) изучение процесса социализации, его средств, методов и специфических способов усвоения детьми культуры своего народа;

2) исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. Особое внимание уделяется социальным институтам, которые определяют цели и средства воспитания и контролирую ют его результаты;

3) сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации. В этом случае исследователей интересует, чем отличаются дети, выросшие в разных социокультурных средах, их ценности, и идеалы, стереотипы поведения;

4) изучение отдаленных результатов социализации, т.е. присущего культуре взаимосвязи между методами воспитания ребенка и характером взрослого человека, является исходной проблемой теории «Культура и лич стистьість”.

Все эти проблемы связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа — н культа рацией (понятие введено в культурантропологии. М. Херсковиц). Понятие”инкультурация”отличается от понятия”аккульт турация”, используемый для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культурову для нього культуру.

Интеграцию индивида в человеческое общество и приобретение им опыта, который необходим ему для выполнения социальных ролей называют социализацией

В отличие от социализации, в процессе инкультурации индивид усваивает миропонимание и поведение, которые характерны для определенной культуры, в результате чего у него формируется когнитивная, эмоциональная и поведут. Инков сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения — по приобретению первых навыков и усвоение речи, а заканчивается, условно, со смертью.

Этот процесс реализуется не в специальных институтах социал лизации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения.

Конечным результатом процесса инкультурации является человек, компетентный в культуре — в языке ритуалах, ценностях тощщо.

Однако процессы социализации и инкультурации происходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества

М. Херсковиц выделил два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры: 1) детство; 2) зрелость

1 этап — детство, в течение которого происходит усвоение языка, норм и ценностей культуры, несмотря на то, что ребенок не является пассивным элементом процесса инкультурации, вероятно, она является инструментом а не игроком. Взрослые, применяя систему санкций (положительных и отрицательных), ограничивают его права выбора и оценкии.

Несмотря на то, что”инкультурация индивида в первые годы жизни — это основной механизм стабильности и непрерывности культуры”, этот механизм не приводит к полному повторение предыдущих поколений. Ре. Результатом процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным усвоением культуры новым поколениям и полной неудачей в ее передачїї передачі.

2 этап — зрелость. Вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Однако инкультурация взрослого человека имеет непрерывный характер и касается лишь отдельных”фрагментов”культуры — вин изобретений, открытий, новых идей, которые поступают извне.

На втором этапе индивид имеет возможность в определенной степени принимать или отвергать то, что ему предлагает культура, он может дискутировать и творить.

Поэтому инк ультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась (М. Херсковиц (М.. Херсковіц).

Социализация является более универсальной по сравнению с инкультурации, что больше специфической (по результатам исследований процессов инкультурации и социализации. М. Мид и. Д. Мацумото). Однако, если рассматривать и процесс развития отдельной личности, то очевидно, что во время этого процесса происходит специфическое для определенной культуры социализация и общая инкультурациція.

Процессы социализации и инкультурации являются составляющими процесса культурной трансмиссии выступает механизмом, с помощью которого этническая группа”передает себя в наследство”новым членам, прежде всего детям. Вставить стовуючы культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью специфических механизмов научения (Г. Баррия (Г.. Баррі).

Исследователи выделяют три вида трансмиссии:

– вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и пр. передаются от родителей к детям;

– горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок усваивает социальный опыт и традиции культуры в процессе общения со сверстниками;

-“косвенная”трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школа, вузы), а также на практике — в почти всех окружающих его взрослых, кроме родителей (родственники, старшие член лены общины, соседи и т.п.сіди тощо).

Социализаторы дифференцируются не только по семейной принадлежности (родители, родственники, неродичи) и возрасту (взрослый, старший ребенок, ровесник), но и по функциям, которые выполняются в процессе культурной трансмиссии

Агенты социализации — это люди, социальные институты, которые существуют для того, чтобы обеспечить прохождение института социализации. Основными агентами социализации являются родители

По характеру воздействия на ребенка выделены таких агентов социализации (по. Г. Барри):

– опекуны — осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности;

– авторитеты — на собственном примере прививают ребенку культурные ценности и нормы;

– дисциплинаторы — распределяют наказания;

– воспитатели — целенаправленно учат ребенка, передают им соответствующие знания и навыки;

– компаньоны — участвуют в совместной с ребенком деятельности на более или менее равных правах;

– сожители — проживают с ребенком в одной квартире

Стоит заметить, что никогда не было и не может быть независимым от культуры влиятельных и социально значимых социализаторив.

Если с точки зрения обыденного сознания современного европейца родители, прежде всего мать и — это важнейшие и природные социализаторы, выполняющих все вышеперечисленные функции, то во многих более традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, а всей общине, в которые и она живет, и соответственно вся сообщество участвует в воспитании младенцеви.

Этнографы отмечают”подвижность”детей из многих народов. Океании — 61% детей в 50-60 гг XX в на одном из островов жили не в родительской семье, а переходили в разные семьи два и более раз. Обычай и обязательного воспитания детей вне родительского дома был распространен в раннеклассовых обществаху суспільстві.

Роль одних и тех же социализаторив в разных культурах неодинакова. Например, в традиционной русской культуре существовали определенные градации и уровни материнства, в частности, представителем образа матери у в период младенца была бабушка. В. Советском. Союзе основным социализатором выступало государство, в свя связи все граждане претендовали на участие в воспитании чужих детейей.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/etnopsihologiya_-_savitska_ov/etnokulturna_variativnist_sotsializatsiyi.htm

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая>

Термин “инкультурация” был введен в оборот американским культурантропологом М. Дж. Херсковицем в 1948 г. Примерно в то же время К.

Клакхон, известный исследователь культуры навахо, ввел аналогичный по смыслу термин — “культурализация”. В английской социальной антропологии применялось для обозначения сходных процессов слово “социализация”.

Американцы использовали новые категории, чтобы подчеркнуть, что в отличие от заокеанских коллег они ставят в центр своих научных изысканий именно “культуру”, а не “общество”. Вместе с тем четкого разделения между словами “инкультурация” и “социализация” не проводилось.

Инкультурация/культурализация в работах Херсковица и Клакхона обозначали и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса.

Инкультурация — это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. В узком смысле слова под инкультурацией в современной культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком.

В более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства, но включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям.

С его помощью описываются сложные аспекты адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду.

До недавнего времени термин “инкультурация” не имел широкого хождения. Им пользовались почти исключительно в американской культурантропологической традиции. Более того, он подвергался критике ввиду неопределенности своего значения.

Действительно, в работах вышеназванных авторов и их последователей “инкультурация” по сути дублировала гораздо более часто использовавшийся термин “социализация”, а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры.

Однако сегодня в научно-гуманитарном знании оба понятия активно применяются и уже не дублируют друг друга. Каждое из них имеет свою область применения, ими оперируют в различных дисциплинарно-предметных областях. И за инкультурацией, и за социализацией закреплен свой смысл, хотя очень часто они и употребляются в качестве синонимов.

Как явствует из самой этимологии слов, под социализацией понимаются в первую очередь социальные, социологические моменты адаптации индивида к среде обитания; под инкультурацией — соответственно, культурные, культурологические.

Социализация

Слово “социализация” происходит от лат. — общественный. В социологии под социализацией подразумевается процесс становления личности. Он происходит посредством усвоения индивидом ценностей, этических и юридических норм, мировоззренческих установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности или группе.

В социологии и в социальной психологии делается акцент на такой стороне этого процесса, как формирование на основе усвоения социального опыта активной жизненной позиции личности.

Социализация может осуществляться и в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, и под влиянием широкого круга других воздействующих на человека факторов окружения.

В первом случае используются различные образовательно-воспитательные процедуры, унифицированные в каждом обществе в рамках пайдевтических (образовательно-воспитательных) учреждений. Во втором же задействуются разнообразные явления и формы социальной реальности: семейное или внесемейное общение, искусство, средства массовой коммуникации, совместная деятельность, организация досуга и пр.

Социализация, как полагают большинство современных социологов, происходит по крайней мере в трех основных сферах — в деятельности, в общении и в самосознании.

В сфере деятельности социализация осуществляется, во-первых, как расширение видов последней, когда индивид вовлекается в какое-нибудь новое дело, в процессе чего усваивает новые нормативные и поведенческие установки, и, во-вторых, как ориентирование в системе каждого вида деятельности, т.е.

когда индивид обучается отделять в ней главное от второстепенного, осмысливать характер своих и чужих действий, оценивать результаты, устанавливать границы, использовать методические рекомендации, достигать цели и пр. В сфере общения осуществляются расширение круга общения человека и развитие его навыков.

В сфере самосознания происходят формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации выделяют три стадии. Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Сюда входят раннее детство и период обучения.

Границы трудовой стадии охватывают период зрелости человека, его активного участия в созидательной деятельности общества. И наконец, послетрудовая стадия относится к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом.

Естественно, жесткой грани между стадиями социализации провести подчас не удается. Нередко человек, еще не закончив обучения, чуть ли не с детства вынужден зарабатывать себе на жизнь.

Многие пенсионеры не пользуются предоставленным им обществом правом на заслуженный отдых, чувствуют в себе и силы, и потребность продолжать трудовую деятельность и принимают активное участие не только в передаче социального опыта, но и в его воспроизводстве.

Тем не менее в современной жизни каждой стадии социализации соответствуют особые институты: семья, образовательно-воспитательные учреждения, трудовые группы и коллективы, неформальные объединения, профессиональные сообщества, клубы “по интересам” и пр. Воздействие каждого такого института обусловлено системой общественных отношений, регламентировано доминирующими социальными установками.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая>

Источник: http://geum.ru/kurs/inkulturatsiya_sotsializatsiya.php

Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия

[с. 89]Большинство специалистов в области наук о человеке согласны с тем, что главные достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации. Некоторые теоретики даже выделяют этнографию детства в качестве самостоятельной субдисциплины, имеющей свои теории и методы исследования.

Читайте также:  Чем отличается реальная заработная плата от номинальной

Современные исследования социализации детей охватывают широкий круг тем, которые условно можно разделить на четыре группы.

· Изучение процесса социализации, ее средств, методов и специфических способов освоения детьми культуры своего народа.

· Сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации. В этом случае исследователей интересует, чем отличаются ценности, идеалы, стереотипы поведения детей, выросших в разных социокультурных средах.

· Изучение отдаленных результатов социализации,т. е. характерной для культуры взаимосвязи между методами воспитания ребенка и характером взрослого человека, что являлось исходной проблемой теории «Культура и личность».

· Исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. Особое внимание уделяется социальным институтам, определяющим цели и средства воспитания и контролирующим его результаты.

Но какие бы проблемы ни изучались, все они связаны с вхождением индивида в культуру своего народа — инкультурацией, если воспользоваться термином, который ввел американский культурантрополог М. Херсковиц[27]. Разделяя понятия социализации и инкультурации, [с.

90]под первым он понимает интеграцию индивида вчеловеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей.

А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения.

Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре (в языке, ритуалах, ценностях и т.п.). Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества[Herskovits, 1967].

Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.

Первый этап — детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Ребенок, хотя и не пассивный элемент процесса инкультурации, тем не менее скорее «инструмент», нежели «игрок».

Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора и оценки.

Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни — главный механизм стабильности и непрерывности культуры» [Herskovits, 1967, р. 30], она не может привести к полному повторению предыдущих поколений.

Результат этого процесса может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным освоением культуры новым поколением (с едва уловимыми различиями между родителями и детьми) и полным провалом в ее передаче (с детьми, абсолютно не похожими на родителей). Если вспомнить классификацию культур М.

Мид, то первый вариант инкультурации характерен для постфигуративных, а второй — для префигу- ративных культур[Мид, 1988].

Вхождение индивида в культуру не заканчивается с достижением совершеннолетия. Второй этап инкультурации, выделенный Херсковицом, — зрелостьв большей степени характеризуется инновациями. Инкультурация носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры — изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей.

Основная черта второго этапа — возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность [с. 91]дискуссии и творчества.

Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась[Herskovits,1967].

Используя — вслед за Херсковицем — понятие инкультурации, исследователи сталкиваются с серьезными трудностями при попытках отграничить его от понятия социализации, тем более что и последний термин имеет множество толкований. Так, М.

Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а инкультурацию рассматривает как реальный процесс научения в специфической культуре[Мид, 1988]. Д.

Матсумото видит различие между двумя понятиями в том, что «социализация, как правило, больше относится к процессу и механизмам, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы», а инкультурация — «к продуктам процесса социализации — субъективным, базовым, психологическим аспектам культуры»[Matsumoto,1996, р. 78].

Хотя исследователи с разных точек зрения разграничивают интересующие нас понятия, они сходятся в одном: в подчеркивании большей универсальности социализации и большей специфичности инкультурации. Но если рассматривать развитие отдельной личности, то становится очевидным, что в этом процессе достигается специфичная для определенной культуры социализация и общая инкультурация.

В настоящее время в этнопсихологии используются и другие понятия — этническая социализация и культурная трансмиссия.

Понятие этническая социализация используется в возрастной психологии для обозначения процессов развития, которые приводят к формированию у детей поведения, восприятия, ценностей и аттитюдов, свойственных одной из этнических общностей, в результате чего они начинают рассматривать себя и других людей их членами[Phinney, Rotheram,1987].

Иными словами, исследования в этой области, проводящиеся на индивидуальном уровне, способствуют пониманию процессов развития, которые формируют Я-концепцию и самопринятие детей, их аттитюды и поведение по отношению к своим и чужим этническим общностям.

Рассматриваемая на групповом уровнекультурная трансмиссия включает в себя процессы инкультурации и социализации и представляет собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям[Berry etal.,2002]. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения (learning and teaching). Обычно выделяют три вида трансмиссии:

· [с. 92]вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

· горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

· «непрямую» (oblique),при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.)[28].

В современных исследованиях получено эмпирическое подтверждение того, что по трем «каналам» трансмиссии передается разное, хотя и частично пересекающееся содержание.

Вертикальная трансмиссия ответственна за передачу по наследству личностных черт, языка, когнитивного развития, религиозных верований, паттернов социализации, образовательного и профессионального статуса, представлений о сексуальных ролях, пищевых предпочтений и многого другого. С помощью остальных двух «каналов» передаются такие элементы культуры, как ритуалы, детские игры, подростковое поведение, социальная и профессиональная мобильность, сексуальное поведение, агрессивное и альтруистическое поведение, моральные ценности, конформность, сленг, технологические инновации, потребительское поведение, стиль в одежде[Boyd, Richerson,1985].

Но это только голая схема. В реальной жизни картина намного сложнее.

Так, социализаторы различаются не только по семейной принадлежности (родитель, родственник, неродственник) и возрасту (взрослый, старший ребенок, сверстник), но и по функциям, выполняемым ими в процессе культурной трансмиссии. Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребенка:

· опекунов, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;

· авторитетов, на собственном примере прививающих ребенку культурные ценности и нормы;

· дисциплинаторов, распределяющих наказания;

· учителей-наставников, целенаправленно обучающих ребенка, передающих ему знания и навыки;

· [с. 93]компаньонов, на равных участвующих в совместной с ребенком деятельности;

· домочадцев, проживающих в одном доме с ребенком [по: Кон, 2003].

Совершенно очевидно, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры единой иерархии социализаторов по степени влияния и социальной значимости.

Если с точки зрения обыденного сознания современного европейского общества родители, в первую очередь мать, — главные и естественные социализаторы, выполняющие все перечисленные функции, то во многих более традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой он живет, и, соответственно, общность принимает самое непосредственное участие в его воспитании.

Обычай воспитания детей вне родительской семьи был широко распространен и в средневековом европейском обществе: у валлийцев, англосаксов, скандинавских народов.

Так, в Англии вплоть до начала Нового времени детям знати позволялось жить дома до 5–9 лет, а затем — для воспитания хороших манер — родители отдавали их в другой знатный дом или монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей, принимая у себя чужих детей.

В низших сословиях практиковалась аналогичная традиция, только детей посылали в ученичество[Демоз, 2000]. Как отмечал наблюдатель того времени, мало кому, независимо от состояния, удавалось избежать этой участи[Арьес, 1999].

Этнологи выявили «подвижность» детей у многих народов Океании даже в середине XX в.: на одном из островов в 50–60-х годах 61% детей жил не в родительской семье, причем многие переходили из одной семьи в другую дважды, трижды и даже четырежды [Бутинов, 1992а].

Даже смысл терминов родство, отец, мать в некоторых культурах значительно отличается от привычного для европейца:

«Первобытный человек хорошо знал, какая женщина его родила, и все же называл многих женщин термином “мать”. Первобытный человек действительно знал, кто его отец, и отличал его (в том числе и терминологически) от других “отцов”, только в слово “отец” он вкладывал совсем иной, отличный от нашего, смысл» [Там же, с. 7].

Многие народы различают физическое и социальное родство, понимая последнее как родство по кормлению. В этом случае, если ребенок попадает в новую семью, его родителями становятся те, кто растит, кормит (создает плоть) и воспитывает. При этом он[с.

94]продолжает называть отцом и матерью многих других мужчин и женщин, в том числе и своих биологических родителей[Бутинов, 1992б].

Конечно, это не исключает того, что и в культурах, являющихся этнографическим аналогом первобытности, например в племенах австралийских аборигенов, ребенок в первые годы жизни теснее всего связан с матерью, а сироту воспринимают как несчастного и плохо воспитанного ребенка.

Но в подобных коллективистских обществах у родителей много помощников в воспитании детей и разработаны строгие правила, кто — в случае смерти — их заменит[Артемова, 1992].

Ребенка с момента рождения кормят грудью разные женщины, его часто передают с рук на руки, а когда он подрастет — из дома в дом. Не только родственники, но и другие соплеменники обучают его нормам поведения, трудовым приемам, правам и обязанностям по отношению к окружающим.

Такое «общественное» воспитание, как отмечает М.

Мид, «приводит к тому, что ребенок привыкает думать о мире как о чем-то, что наполнено родителями, а не как о месте, где его безопасность и благополучие зависят от сохранения его отношений со своими собственными родителями»[Мид, 1988, с. 264].

О том, что роль одних и тех же социализаторов в разных культурах неодинакова, свидетельствуют не только данные сопоставления первобытного и современного обществ, но и сравнительно-культурные исследования, проведенные в «цивилизованном» мире. В 70-е годы У.

Бронфенбреннер сравнивал место родителей, других взрослых и сверстников в процессе социализации детей в США и СССР. Одной из особенностей советского воспитания он считал «перепоручение материнских обязанностей — готовность посторонних лиц принимать на себя роль матери»[29][Бронфенбреннер, 1976, с. 17].

Отмеченная исследователем особенность трансмиссии культуры свидетельствует о большей традиционности советской культуры в сравнении с американской.

Э.

Эриксон (1902–1994) «разделение и размывание материнства» приписывал и традиционной культуре крестьянской России, где, по его словам, существовали «градации и уровни материнства», а «представителем образа матери периода младенчества» являлась бабушка[Эриксон, 1996а, с.

514–515]. В русской дореволюционной деревне, кроме родителей, непосредственное и очень[с. 95]значительное участие в воспитании детей принимали члены большой семьи и всего крестьянского мира.

Многочисленные родственники, даже очень дальние («твой дед был внучатым моему покойному Ивану Петровичу по первой его жене, стало быть, свои»), активно вмешивались и в воспитание русского дворянина[Муравьева, 1999]. А в Советском Союзе главным социализатором было само государство, поэтому его граждане не считали себя «посторонними лицами» и претендовали на участие в воспитании чужих детей.

Источник: https://stydopedia.ru/4xb588.html