Чем отличается ислам от мусульманства

Ислам и мусульманство: в чем разница?

В чем разница между исламом и мусульманством Вы узнаете в этой статье.

Разница между исламом и мусульманством

Почти четверть населения мира исповедует религию, которая была открыта Пророку Мухаммеду и впоследствии записана в Коран. Но несмотря на число верных последователей, многие жители Запада не имеют четкого представления о том, какая разница между исламом и мусульманством.

Между Исламом и мусульманами действительно мало различий:

1. Ислам и мусульманство — оба слова, используют для описания религии, открытой пророком Мухаммедом.Он начал ее проповедовать в Мекке в начале 7 века нашей эры. Откуда же взялись разные названия для одного понятия? Все дело в особенностях арабского языка. Эти слова, хоть и означают одно и то же, имеют незначительное семантическое отличие, да и происхождение у них разное.

2. Ислам и мусульмане имеют одинаковое происхождение в арабском глаголе s-l-m.

3. Илам — это акт подчинения воле Бога, тогда как мусульманин — это человек, который участвует в акте подчинения.

Когда использовать слово ислам и мусульманин?

Слово ислам обычно используется в разговоре, чтобы обозначить религию или сообщество верующих в целом. Например: «Исламская община в городе будет праздновать Ид на следующей неделе». Она также используется, когда речь идет о религии как о существительном для себя. Например: «Ислам основан на высказываниях пророка Мухаммеда, записанных в Коране».

Мусульманин обычно используется в разговоре, чтобы квалифицировать или различать человека. Например, «Помните мусульманина, который работает в банке?». Также слово «Мусульманин» может быть использовано как простое описание религиозных убеждений.

Например: «Он христианин, но она мусульманин». Потому что мусульмане — это сообщество меньшинств во многих странах и на большей части Запада.

Описывая кого-то, как мусульманина, также могут размышлять о образе жизни и выборе одежды в дополнение к их религиозным убеждениям.

Ислам: грамматически говоря, должен относиться только к религии или действиям, совершаемым во имя этой религии, а не к человеку, который практикует эту религию. Исламское сообщество и исламское искусство правильно, исламского человека нет.

Мусульманин: следует использовать для описания всех людей исламской веры, но не самой веры. Вы можете сказать, что вас интересует религия мусульман, но никогда что вас интересует мусульманская религия.

Теперь, ясно что различий между исламом и мусульманством нет. Просто словом ислам обозначают всю религию в целом, а словом мусульманин — человека, который исповедует эту религию.

Источник: https://kratkoe.com/islam-i-musulmanstvo-v-chem-raznitsa/

Ислам и мусульманство — в чем разница? История вероисповедания

Ислам входит в тройку наиболее многочисленных и почитаемых мировых религий.

И несмотря на то, что этому вероисповеданию не так много лет, как, к примеру, христианству, по количеству последователей религиозное течение стоит на втором месте.

Многие из нас часто слышат и иное название, которое ассоциируется с этой религией. Одинаков ли смысл слов “ислам” и “мусульманство”, в чем разница между этими понятиями и есть ли она вообще?

Исторический экскурс

История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.

Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога.

Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы.

Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) .

Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения. После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став “центром” ислама, который объединил всех арабов.

Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.

Ислам и мусульманство: зачем одной религии нужно два имени?

Оба эти слова происходят из арабского языка и оба, естественно, относятся именно к религии. Вся загвоздка в том, что “ислам” (по-арабски — الإسلام‎) – это истинное название религии, его этимология сводится к словам “принятие” и “примирение”.

А вот название “мусульманин”, или “муслим” (арабское — مسلم), характеризует приверженца ислама и дословно переводится как “тот, кто покоряется (предается) Аллаху”.

Однако при переводе их на другие, в том числе, славянские языки, возникла некая путаница, что привело к разночтению этих слов и чуть ли не сформировало у людей мнения о том, что это названия разных религий или же разных течений одного вероисповедания.

Таков ответ на закономерный вопрос о том, что такое ислам и мусульманство, в чем разница между ними и почему некоторые считают эти слова названиями разных религиозных течений.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1183807148419189330/islam-i-musulmanstvo-v-chem-raznitsa-istoriya-veroispovedaniya/

Что такое ислам и кто такие мусульмане? — База ответов на любые вопросы

В мире существует множество религий. Почти все они носят названия своих основателей или наций, в которых появились впервые. К примеру, христианство названо в честь Иисуса Христа, а буддизм — по имени Будды.

Эта тенденция не относится к одной из самых распространенных мировых религий — исламу, зародившемуся благодаря пророку Мухаммеду.

Откуда произошло слово «ислам»? Что это за мировоззрение и чему оно учит?

Что означает слово «ислам»?

В переводе с арабского слово «ислам» означает «покорность» или «предание Богу». Его происхождение связывают с арабским глаголом, определяемым как «быть благополучным» или «спастись».

Часто в качестве синонима «ислама» используется термин «мусульманство».

Религия зародилась в VII столетии в арабских странах на учениях пророка и проповедника Мухаммеда, которому, согласно преданиям, Всевышний (Аллах) ниспослал свод законов под названием «Коран».

До появления ислама каждое племя на аравийском полуострове имело своих божеств. В 610 году во время пребывания Мухаммеда в пещере Хира ему явился ангел Джабраил (один из приближенных Аллаха) и продиктовал первые своды Корана.

С той поры пророк стал проводить проповеди среди арабов и учить их единству Бога, в результате чего со временем люди отказались от поклонения многочисленным божкам и уверовали в Божественное единоначалие.

Что такое ислам?

Ислам — одна из самых распространенных религий в мире. Несмотря на то, что она сравнительно молода, ее приверженцами являются около 1,5 миллиарда человек в 120 государствах.

Наибольшее количество мусульман сосредоточено в азиатских странах и Северной Африке, около 20 миллионов проживает в Китае, остальные рассредоточены по всему миру, причем в последние годы их количество в Западной Европе и Северной Америке неуклонно растет.

Мусульмане — это последователи ислама. Они почитают Аллаха и следуют законам, записанным в их священной книге — Коране. В арабском языке слово «муслим» значит «покоряющийся Аллаху», хотя мусульмане следуют не только заветам Корана, но и учениям Мухаммеда.

Чтобы стать приверженцем исламской религии, человек должен произнести шахаду (формулу Единобожия), а также придерживаться религиозных традиций, именуемых «шариатом».

Что такое столпы ислама?

В мусульманстве существует пять так называемых столпов ислама, представляющих собой основные предписания шариата. Они формируют нравственные ценности исламистов, их религиозную совесть и самосознание.

Первый столп — это шахада, то есть догмат, который произносится при посвящении в мусульманство.

Второй столп — намаз, согласно которому каждый мусульманин обязан ежедневно пять раз молиться Аллаху.

Третий столп — закят, или налог, который верующие должны уплачивать в пользу нуждающихся.

Четвертый столп — ураза, то есть пост, соблюдаемый мусульманами в девятый месяц исламского календаря.

И, наконец, пятый столп — хадж, подразумевающий паломничество в Мекку для поклонения исламской святыне Кааба или в Медину к могиле Мухаммеда.

Учение ислама

Согласно учениям Корана, Аллах является единственным, вечным и трансцендентным (превосходящим). По мнению мусульман, ислам выступает окончательным откровением от Всевышнего, появившимся в результате изменения авраамических религий.

К последним относят три религии о единоначалии Бога, куда, помимо ислама, входят христианство и иудаизм. Верования исламистов основываются на шести столпах имана, в числе которых вера в Бога, ангелов, Священное Писание, пророков, Судный день и предопределенность всего сущего.

Считается, что непризнание хотя бы одного из этих столпов делает мусульманские верования недействительными.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-islam-i-kto-takie-musulmane/

ИСЛАМ, или мусульманство

одна из т. наз. мировых религий, распространенная гл обр. в странах Ближнего и Среднего Во стока, в Сев. Африке, Юго-Вост. Азии в СССР — среди верующих среднеазиатских республик. Сев. Кавказа, Закавказья, Татарской и Башкирской АССР. И. возник в Зап. Аравии в 7 в., в период перехода араб.

народов от первобытнообщинного строя к классовому об-ву, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат. И. явился идеологическим отражением этих процессов. Вероучение И., изложенное в “священной” книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма.

В его основе лежит вера в единого бога (аллаха), творца небес и земли, по воле к-рого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Учение о божественном предопределении, проповедуемый в И. фатализм Маркс назвал “стержнем мусульманства”. Внушая своим последователям идею бессилия человека перед аллахом, И.

призывает их к смирению и покорности не только всевышнему, но и его посланникам на земле. Предписываемая верующим система религиозных обязанностей имеет целью связать с И., всю их жизнь, помыслы и поведение. Наградой за неуклонное выполнение религиозных предписаний служит обещание райского блаженства после смерти.

В то же время непокорные запугиваются грядущими мучениями в аду. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), совершать паломничество к мусульманским святыням. Два осн. направления в И., суннизм и шиизм, отличаются гл. обр.

различным толкованием ряда мусульманских догматов, что нередко приводило к острым конфликтам между ними, использовалось заинтересованными кругами для разжигания национальной розни. И. всегда играл важную роль в жизни тех стран Востока, где он получил распространение. Эта роль возросла в совр.

эпоху подъема национально-освободительной борьбы трудящихся, в процессе к-рой мусульманские лидеры стремятся использовать И. в качестве идеологии освободительных движений. Выдвигается, в частности, теория “исламского социализма”, к-рая пытается разработать “особый путь” к социализму на основе соединения его с мусульманской религией.

В то же время реакционные идеологи И. проповедуют враждебное отношение к коммунизму, заявляют о неприемлемости социалистического строя для мусульман. Эта противоречивость обусловлена классовой разнородностью, а следовательно, и различными классовыми интересами приверженцев И., опирающихся на одну и ту же систему догматов.

Именно поэтому при уяснении роли И. важен конкретный анализ взглядов широких слоев мусульман, а также их лидеров, по-разному интерпретирующих религиозное вероучение в соответствии со своими классовыми позициями. В СССР И.— второе по численности приверженцев вероисповедание. Советские мусульмане принимают активное участие в прогрессивных общественных преобразованиях.

Источник: Философский энциклопедический словарь

, — одна из трех мировых религий. Возник в VII в. Его основатель Мухаммад (Мухаммед, Магомет — 570—632) родился в Мекке.

Его родители принадлежали к племени курайшитов, занимавших в Мекке господствующее положение хранителей древнего святилища Кааба (буквально «куб») — каменное полое здание, в одну из стен которого вмонтирован черный метеорит — основной предмет культового поклонения.

И хотя род Му-хаммада (именовавшийся по имени его прадеда Хашима) был очень известным и благородным, но семья — крайне бедной. Его отец Аб-даллах умер еще до рождения сына, мать Амина — когда мальчику было шесть лет, а еще через два года Мухаммад потерял и деда Абд аль-Мутталиба.

Очень часто пишут, что смерть близких людей отразилась на характере Мухаммада: именно этим объясняли его религиозные переживания и склонность к уединению. С восьми лет Му-хаммад воспитывался в семье дяди со стороны отца — Абу Талиба. И.

(буквально «предание себя Богу») представляет собой синтез верований аравийских племен и заимствований из иудаизма и христианства; не случайно поэтому многие ведущие персонажи Ветхого и Нового Заветов представлены и в Коране с чуть-чуть измененными именами. В самом общем виде И.

— это вера в единого, всемогущего, милостивого Бога (Аллаха) и Мухаммада, который является его посланником и пророком, а также — вера в Божественное предопределение, загробную жизнь, воскресение из мертвых, воздаяние за добрые дела в раю и аду. Сущность вероучения содержится в устоях (или, как их иначе называют — «столпах»), которые вместе с указанным выше (т. е.

Читайте также:  Чем отличается стационарный блендер от погружного

вера в единого Аллаха и его пророка) составляют основу И. как мировоззрения и образа жизни. Эти «столпы» таковы. Молитва со строго регламентированными молитвенными позами и движениями должна сопровождаться так же строго определенными молитвенными формулами.

Коран предписывает (заимствованный из Ветхого Завета) обязательный ежедневный цикл из пяти молитв; перед молитвой — обязательное омовение. Пост, приходящийся на месяц рамадан (девятый по счету месяц мусульманского лунного календаря, во время которого Мухаммаду было ниспослано первое откровение).

Пост у мусульман — это полное воздержание в светлое время суток (когда можно отличить белую нитку от черной) от пищи, воды, табака, половых отношений и рсего того, что отвлекает от благочестивых размышлений. Эти запреты снимаются с наступлением темноты. Завершение поста — большое событие, которое сопровождается роскошным пиршеством.

Пост — основной поступок, показывающий умеренность и воздержанность мусульманина; время тщательного выполнения всех других обязанностей, кротости и милосердия. Милостыня — это закат (буквально «очищение»): регулярный, обязательнйй, строго нормированный и пропорциональный доходу взнос каждого взрослого мусульманина, обладающее достаточным для этого доходом.

Закат предназначен для поддержания обездоленных, нищих путников, людей, попавших в беду. Принципиально важно подчеркнуть, что закат — это не добровольное, а строго обязательное для мусульманина деяние. Паломничество (хадж) к Каабе в Мекке — основной святыне мусульман — совершается в определенное время и по строгому обряду, который был установлен Мухаммадом во время его прощального хаджа в 632 г. Паломничество туда является обязанностью мусульман — тех, кто в состоянии совершить этот путь. В И. существуют два основных направлений: сунйизм и шиизм, соответственно, верующие — это сунниты и шииты. Сунниты (их большинство среди мусульман) кроме Корана признают еще и Сунну, сборник хадисов, или преданий, о поступках или изречениях Мухаммада. Шииты не признают суннитских халифов (т. е. правителей), считая законными преемниками Мухаммада лишь 12 имамов (духовных руководителей) из династии Алидов (от Али — мужа дочери Мухаммада Фатимы, а также их прямых потомков).

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

от араб. «муслим» — верный): одна из трех мощных и динамичных мировых религий наряду с христианством и буддизмом, насчитывающая в современном мире около миллиарда приверженцев. Возник в начале 7 в. в Западной Аравии, в период образования арабского государства. У истоков ислама стоял Мухаммад, которого мусульмане чтут как пророка, посланного Богом — Аллахом.

Основы вероучения и культа ислама изложены в Коране и Сунне. Главное в исламе — почитание Аллаха как единственного истинного Бога, создавшего небо, землю и человека, и признание Мухаммада его пророком («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его») .

Приверженцы ислама веруют в предопределение Аллахом судеб мира и человека, в загробную жизнь (рай и ад), в конец света и Страшный суд. Они обязаны ежедневно совершать пятикратную молитву (намаз), обращая лицо к Мекке; соблюдать 30-дневный пост (ураза), приуроченный к 9-му месяцу лунного календаря (рамадан, рамазан); давать милостыню обездоленным (араб.

«закят» — очищение), совершать паломничество в Мекку к святыням ислама (хаджж). Важнейшими праздниками ислама являются: ураза-байрам («завершение поста»), курбан-байрам («праздник жертвоприношения»), мавлюд (день рождения Мухаммада) Жизнь приверженцев ислама регулируется шариатом (араб.

«шариа» — надлежащий путь) — сводом норм мусульманского права и религиозно-нравственных предписаний, основанным на Коране и Сунне. Основные обрядовые действия мусульмане совершают в мечети (араб. «масджид» — место поклонения). Служителем культа в исламе — муллой (араб. «маула» — владыка, господин) может быть только мужчина.

После смерти Мухаммада в единой исламской общине возникли серьезные разногласия. Так, хариджиты обвинили третьего халифа («заместителя» или «преемника» Мухаммада) в непотизме и злоупотреблениях. В соответствии с Кораном, они объявили джихад, или священную войну, и убили неугодного халифа. В 8-9 вв. у арабов начинает формироваться мощная рационалистическая теология.

Ее представители, мутазилиты, считали, что человеческий разум способен сам разобраться, где добро, а где зло; Бог — это лишь чистая сущность, лишенная вечных качеств. Тем самым мутазилиты объявили Коран, записанный «со слов Аллаха», временным, преходящим творением. В 9 в.

мутазилизм стал государственной доктриной Халифата, однако в следующем столетии возникла новая, суннитская (или «ортодоксальная») теология. Сунниты превратились в центральную исламскую общину. Они осуждали расколы и клеймили еретиков. Ставя перед собой высокие нравственные требования, сунниты стремились к унификации учения. Благодаря этому им удалось сохранить целостность ислама.

Секта шиитов возникла в результате политического конфликта в кон. 7 в. Постепенно шииты подвели свою политическую программу под теологический базис. Вероятно, под влиянием гностического или древнеиранского дуализма, они разработали учение об эзотерическом знании. В центре учения стояла фигура имама (или «вождя»), через которого раскрываются истины Корана.

Эта доктрина была воспринята суфиями, членами аскетического движения, возникшего в ответ на «обмирщение» раннемусульманских династий. Благодаря суфиям ислам проник в Индию, Центральную Азию, Турцию и африканские районы южнее Сахары. В распространении ислама большую роль играли также мусульманские купцы. В 19-20 вв.

, в период западных колониальных завоеваний, исламская общность утратила былое политическое значение. Однако в сер. 20 в. многие мусульманские народы стали под знаменем ислама бороться за свою политическую независимость и государственный суверенитет. Возникает течение фундаментализма, крайне нетерпимое к другим конфессиям.

Внутри его действуют различного рода террористичекие организации. Терроризм приобретает международный характер. Его угроза становится хначительной и требует объединенных усилий народов земли против этой угрозы. В настоящее время насчитывается около 1 млрд. приверженцев ислама, живущих в 120 странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной, Центральной Азии и, в том числе, в Казахстане, а также Европы. В 35 странах они составляют большинство населения, а в 28 ислам является государственной религией. В Российской Федерации ислам распространен главным образом на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Источник: http://terme.ru/termin/islam-ili-musulmanstvo.html

Чем отличается христианин от мусульманина?

Вопрос: Плохо или хорошо, если ребёнок не заплакал сразу при рождении и второй день даже не плачет. И хотел бы узнать ещё, кто родился из святых, больших людей — пророки, или авлия, или шейхи — в среду? И вообще — это хороший день считается?

Ответ алима: Если ребёнок не заплакал, вам нужно обратиться к врачу. Среда не отличается от других дней, а самым лучшим днём недели считается пятница.

Я не знаю, кто родился из Пророков (аляйхим ас-салям) в пятницу, не знаю, кто родился из валиев (да будет доволен ими Аллах), не знаю, кто родился в пятницу из алимов (да смилуется над ними Аллах).

От того, что вы узнаете это — нет абсолютно никакой пользы.

Вопрос: Чем отличается христианин от мусульманина?

Ответ алима: Христиан от мусульманина отличается вероубеждением. Мусульманин верит в Единого Творца, и свидетельствует, что Тот, Кому поистине обязаны поклоняться, и никому кроме Него, это — Единственный Бог — Аллах, и что Мухаммад — Его Пророк и Посланник.

А христиане это свидетельство не признают.

Если немусульманин с искренней верой произнесет: «Я свидетельствую, что нет никаких иных божеств, кроме Единого Бога, и что Мухаммад — Его Пророк и Посланник», человек становиться мусульманином и с этого мгновения у него смываются все предыдущие грехи и жизнь начинается с чистого листа.

Вопрос: Почему и в каком году мусульманские женщины начали носить паранджу? И что это означает, что символизирует?

В пятом году по Хиджре был ниспослан аят о хиджабе. Всевышний говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, то есть лицо и кисти рук» (сура Ан-Нур, 31).

Что касается паранджи — это когда всё тело закрыто и лицо — то следует знать, что лицо закрывать необязательно.

Вопрос: Есть вопрос, который меня очень сильно беспокоит. Я совсем недавно женился и за 3 дня до свадьбы мы с отцом моей жены ставили махар в присутствии двух мулл. А когда я повторял положенные слова за муллой, ко мне поступали звонки, которые я, не вытаскивая из кармана телефон, сбрасывал — а звонящий не знал, чем я занят и звонил упорно.

Я не мог выключить телефон, так как мою руку и руку её отца мулла держал вместе. Вопрос вот в чём: действителен ли мой махар, если я отвлекался на то, чтоб сбрасывать звонки? Но при этом я ведь осознавал всё, что произносил за муллой! И ещё я подумал: если было бы что-то не так, то мулла сделал бы мне замечание и повторил бы всё заново.

А потом я спросил у другого: засчитывается ли такой махар? Он сказал: «если ты всё осознавал, что говорил, то всё хорошо». Но чувство сомнения меня всё равно тревожит. Как наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Отдаляйтесь от всего сомнительного». Поэтому я и обращаюсь к вам. Пожалуйста, не оставьте без внимания — это очень и очень важно для меня.

Заранее Баракаллах.

Ответ алима: Ваш махар, конечно же, считается действительным. Не стоит на это обращать внимание: то, что вы отвлеклись, не вредит махару.

Вопрос: Можно ли молиться после применения ректальных и вагинальных свеч, не принимая душ?

Ответ алима: В этом случае вам не нужно купаться и, соответственно, можно совершать намаз.

Вопрос: Если жена одевается именно так, как нравится мужу, несмотря на то, как она выглядит. Грех ли это? Ведь так хочет именно муж, и именно ему, а никому-нибудь другому, жена должна нравиться.

Ответ алима: Если жена одевается не по Шариату, то, конечно же, ей за это будет грех и наказание. Нет разницы: нравится это мужу или нет. Аллах обязал женщин одеваться по Шариату.

Вопрос: Мне 18 лет, я учусь в университете. Семь месяцев получаю стипендию в размере 3000 рублей. Должен ли я выплачивать закят с этой стипендии сейчас — или когда пройдёт год?

Ответ алима: Со стипендии, которую вы получаете закят выплачивать не надо.

Вопрос: Последнее время у нас в селе многие женят двоюродных братьев и сестер друг на друге. Разрешено ли женить двоюродных братьев и сестёр?

Ответ алима: Жениться на двоюродной сестре не запрещено — но нежелательно.

Вопрос: В книге «Талхисуль Маариф» на странице 78 дано определение слова «Кутб», написано, что в суфийской иерархии есть 4 человека, по воле которых происходит всё на земле. Я не понял этот момент, прошу объяснить.

Ответ алима: Распоряжаться всем может только Аллах. Все что совершается, рабами и творениями Создателя происходит только с соизволения Аллаха. Как ангелы, которые спускаются с каплями дождя, как ангел Израиль, который забирает души, как человек может сглазить другого и т.д.

Ведь в хадисе говорится:

الْعَيْنُ حَقٌّ

«Сглаз это истина» (Муслим №4057).

Как колдуны могут наводить порчу. Даджал будет оживлять мёртвых, когда он захочет, пойдёт дождь, он устроит ад и Рай, он кяфир. Также и праведные люди — с соизволения Аллаха — могут по своей воле делать что-либо.

Канонический отдел сайта Исламдаг.ру

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/23004

6 отличий исламизма от ислама

Ужасные атаки в Париже Президент Франции Франсуа Олланд назвал актом войны. Теракт был объявлен исламской войной, но на самом деле исламисты объявили войну исламу.

Дуглас Мюррей считает, что эти нападения не имеют ничего общего с исламом. Отвратительное кредо ИГИЛ, безусловно, связывают с исламом, но оно всем своим существом враждебно этой религии. Эта трагедия в Париже взволновала все мусульманское сообщество. Антипатия соединяется с чувством осквернения, когда террористы перед убийством кричат «Аллаху Акбар».

Эти зверства в Париже, называемые исламизмом, являются неисламскими. Дамасский ученый Бассам Тиби определяет 6 принципов исламистов, которые отделяют их от реального ислама.

  1. Ищут новый мировой порядок, пытаясь установить глобальный «диктаторский халифат».
  2. Установление исламизма без демократии. Исламисты участвуют в выборах, но как только они получают власть в свои руки, ворота для демократии закрываются.
  3. Позиционируют евреев как главного врага ислама. Антисемитизм занимает центральное место в политике исламистов. Об этом свидетельствует и устав ХАМАС.
  4. Мутация классического джихада в террористический джихад. Увы, мир хорошо знает только второе явление.
  5. Шариат. Для исламистов не существует шариата, предписанного Кораном, они придумали свою версию с тоталитарным правлением, не имеющим никакого основания. Милосердие не имеет место у ИГИЛ. Британский адвокат Садакат Кадри называет это «безжалостным наказанием». Средневековое западное варварство стало реальностью современного мусульманского мира, чего там не было даже в те времена. Кадри отмечает, что за пять столетий существования Османской империи был зафиксирован только один случай побивания человека камнями.
  6. Любое действие исламистов свидетельствует о неисламском поведении. Профессор Тиби называет его «тоталитарной идеологией, создающей тоталитарное государство» наравне с нацизмом. Эта идеология — новая форма тоталитаризма, сходная с фашизмом ХХ века. Они одеваются как средневековые мусульмане, но их методы и идеология ужасают современников.
Читайте также:  Чем отличается инкультурация от социализации

Таким образом, мы должны называть все своими именами. Это не просто слова, а предоставление миллионам мусульман шанс для мирного сосуществования с остальным человечеством. Нужно убедить немусульман, что эти исламисты — ложное проявление Ислама.

Канта Ахмед

Переведено специально для info-islam.ru

Источник: The Spectator

Источник: http://www.info-islam.ru/publ/stati/obzory/6_otlichij_islamizma_ot_islama/6-1-0-36593

Чем отличается исламизм от ислама?

Знаете, чем отличается исламизм от ислама? Нет, не так. В чем я вижу главное отличие ислама от исламизма? Сейчас расскажу. Можно я длинно порассуждаю, а то поболтать охота?

Раньше люди верили, что земля плоская и стоит на трех китах. Потом они верили в то, что солнце вращается вокруг земли.

Не буду приводить все заблуждения, суть не в них, а в том, что их основным рассадником были религии. Естественно религиозные деятели не могли не замечать, что наука неуклонно попячивает религию. Тут есть два варианта действий — бороться с наукой или как-то приспосабливаться к ее открытиям.

Сначала христианская религия пошла по первому пути. И оглушительно проиграла, несмотря на большую фору. Церковники опомнились и отступили на последние рубежи, откуда их никакой науке не выбить, — за морально-этические брустверы. Христианству пришлось учиться сосуществовать с наукой.

А значит — меняться, находить какие-то точки соприкосновения.

Ислам делал ровно это же. Есть столпы веры и нормы поведения. Это обязательно, это желательно, это нельзя. Собираются богословы и на основании научных диспутов решают: интернет- это хорошо или плохо? Социальные сети — благо или зло? Ну, как-то пытаются выживать в современном мире. Но беда в том, что ислам как религия существует лишь в смутной теории.

Раскольничество в исламе сейчас достигло критических размеров. И преодолеть это раскольничество объективно невозможно. Между прочим, в Коране есть предупреждение о возможности такого раскола, но оно не помогло. То есть, сейчас мусульманин мусульманину — волк. А по религии должен быть братом. Короче, ислам переживает кризис. Причем давно.

Причем этот кризис все углубляется и углубляется.

Надо, что-то делать, не так ли? Но главная проблема в том, что религия позволяет получить власть. И борьба внутри исламского мира — это в первую очередь борьба за власть. никто не хочет решать противоречия между сторонники разлитчных течений, потому что кто-то в результате этого обязательно потеряет власть.

Пока ученые пытались решить нарастающий ком новых проблем — как должно относиться к тому или иному явлению, исламисты решили подчинить себе всех мусульман. С помощью кнута и пряника.

Что мы и видим сейчас у нас в стране — “добрые имамы”, проповедующие “правильный ислам” и злые террористы, убивающие других имамов, не желающих подчиниться исламистам. Причем главной опрой идеологии исламистов является нетерпимость и двуличие. Исламисты гении политики двойных стандартов.

“Правильный ислам” запрещает грабить других мусульман? Значит вымогаем деньги под видом “зяката” на джихад. Нельзя убивать других мусульман? Значит нужно объявить человека мунафиком, муртадом и т.д.

То есть с одной стороны — “мы хотим установить слово Аллаха”, а с другой — “пока мы будем делать этонам пофиг на то, что сказано в Коране”.

Изначально исламисты были обречены на неуспех, потому что противопоставляют себя цивилизации — “мусульманин не должен читать ничего, кроме Корана, а должен убивать и брать в рабство немусульман, и вообще то, что ему говорит имам”. Сама идея фундаментального ислама отвергает получение любых знаний, противоречащих сведениям, изложенным в Коране. Никакого знакомства с теорией Дарвина, никакой высшей математики, никакой медицины. Болит? Вот список молитв, которые следует читать при боли. Умер? Такова воля Аллаха.

В борьбе с наукой христианская церковь потерпела безоговорочное поражение. Исламисты решилит воевать не с наукой, а с предпорсылками к ней: образование мусульманину не нужно — все, что нужно объяснит имам.

Мусульмане оказались в неоднозначном положении. С одной стороны — вроде бы исламисты тоже мусульмане, а значит, братья. С другой — они пытаются сделать из своей паствы послушных чужой воле рабов.

А рабом быть никому не хочется.

Почему же исламисты до сих пор действуют успешно? Потому что они давно стали оружием в чужих руках. Они выгодны тем, кому пофиг любая религия. С помощью исламистов можно получить влияние в исламских странах.

Есть ли страны с исламским населением, чье правительство не является марионеткой в руках США? Есть — Иран и Сирия. Если исламисты не справятся с Сирией, то придется решать проблему самостоятельности этих двух государств другим путем.

Не сомневаюсь, что это будет интервенция.

Вот смотрим на ситуацию в Сирии.

Если там, как заявляют США и Европа, с правительством воюет оппозиция, то что там делают наемники? А откуда у оппозиции вдруг появилось столько денег и оружия? Ну, не поеду я участвовать в чужой гражданской войне ни за какие деньги. А тут целые подразделения из других стран. И их нужно вооружать, обеспечивать техникой и снаряжением и платить им. Кто-то ведь оплачивает все это, не так ли?

Ислам — это религия, которая определяет как должен жить ее последователь. Исламизм — это такая штука, которая использует мусульман для достижения чужих интересов, не имеющих к исламу никакого отношения. Ислам выжил потому что нужен был людям, у которых не было денег, исламизм выживает благодаря тому, что нужен людям, у которых деньги есть…

Источник: https://blognews.am/rus/news/57171/chem-otlichaetsya-islamizm-ot-islama?.html

Разновидности ислама: Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов | Религия и вера

В связи с последними террактами, думаю, что моим читателям будет небезынтересно узнать об особенностях исламских течений. Конечно, мои упрощенный взгляд на движения в мусульманском мире не претендуют на научный труд. Это просто мое понимание ислама, который я буду сравнивать с христианскими течениями. Так, будут более понятны процессы, происходящие в исламском мире.

Сунниты

Это самая распространенная ветвь ислама — 85-90% (более миллиарда приверженцев) от всех мусульман. Суннитов можно считать традиционными мусульманами. Они чтят Писание (Коран) и Предание (Сборники хасидов, написанных праведными людьми).

Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов (что-то вроде апостолов в христианстве) — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Прислушиваются сунниты и ко мнению ученых-богословов, если их позиция не противоречит Писанию .

Видят идеал управления мусульманскими общинами в теократической разновидности монархии с правоверным халифом во главе, которого соборно выбирают члены общины. Если сравнивать с Христианством, то, на мой взгляд, сунниты образно соответствуют православным.

Шииты

Вторая по величине ветвь ислама — 10-15%. Они отличаются суннитов тем, что признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.

Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — духовенству.

Догматически шииты Здесь мне видится уместным образное сравнение шиизма в исламе с католицизмом в христианстве.

Суфизм

Это классическое мистико-аскетическое течение в исламе. Его могут разделять как сунниты, так и шииты. Это что-то вроде философии монашеских орденов в католицизме и последователей исихазма в православии.

Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

Критики нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими влияниями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Салафиты, ваххабиты

Это религиозно-политическое протестное движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Сторонники его идей сами называют себя салафитами.

Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда , и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне.Они отрицают необходимость духовенства, противники паломничества к могилам исламских праведников, не приемлют суфизм и призывают очищать ислам от нововведений.

Другими словами, ваххабиты (салафиты) — это прототип протестантов в христианстве. Радикальные формы ваххабизма выражаются в объявлении джихада неверным, шахидство, совершение терактов.

География распространения

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов (богословских школ). К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман.

Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии.

Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана кроме Татов и ногайцев.Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.

В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.

Ваххабизм импортируется в России преимущественно из Саудовской Аравии, где ваххабизм является господствующей исламской доктриной.

Источник: http://maxpark.com/community/43/content/2424641

Мусульманин — кто это такой? История и религия мусульман. Священная книга мусульман :

Среди трёх основных религий мира второе место по числу своих последователей занимает ислам. Мусульманами являются сегодня полтора миллиарда человек, проживающих в 120 странах.

Ислам уступает лишь христианству (2,3 млрд), но опережает буддизм (500 млн).

О том, кому поклоняется и во что верит правоверный мусульманин, кто его религиозный наставник и как называется священная книга ислама, будет рассказано в данной статье.

Зарождение новой религии

Религия мусульман относительно молодая, она возникла в VII веке среди жителей Аравийского полуострова.

Там, по утверждению мусульман, Аллах через ангела Джибриля (в христианстве — архангел Гавриил) явил пророку Мухаммеду своё божественное учение, записанное на страницах священной книги Коран.

С тех пор основным законом жизни последователей ислама является неукоснительное следование её заповедям, а также учению и наставлениям самого пророка, изложенным в Сунне — священном предании, содержащим примеры из его жизни.

История мусульман уходит корнями в тот период, когда многобожие, бытовавшее много веков в Западной Аравии, стало постепенно вытесняться монотеизмом (верой в единого Бога), основанном на откровении пророка Ибрахима (Авраама). Новое учение имело большое количество толкователей, каждый из которых пытался по-своему интерпретировать Священное Писание, что вызывало острую полемику между ними.

Пророк, принесший миру ислам

Наиболее ярким религиозным деятелем той эпохи стал пророк Мухаммед, родившийся в Мекке 22 апреля 571 года. До сорокалетнего возраста он пас овец, занимался торговлей и едва ли чем-то выделялся среди своих соплеменников.

Но в 610 году его жизнь пошла совершенно по иному руслу.

Произошло это после того, как, объявив себя посланником Божьим (расулем) и Его пророком (наби), он стал проповедовать среди жителей Мекки новое, неизвестное до той поры учение, названное им исламом.

Религия мусульман, основателем которой стал Мухаммед, кроме веры в единого Бога (Аллаха) учила своих последователей соблюдению простых этических норм и устанавливала между ними законы братства.

Это последнее требование отвергала мекканская знать, не допускавшая мысли о некоем единении с простолюдинами.

Пророк подвергся нападкам с их стороны и был вынужден, покинув Мекку, обосноваться в Медине.

Торжество новой веры

В этом городе, расположенном в западной части нынешней Саудовской Аравии, он нашёл много сторонников в лице местных арабов и создал первую мусульманскую общину.

Проповеди, осуждавшие ростовщичество и иные формы наживы, способствовали популярности пророка Мухаммеда и дальнейшему распространению ислама, ставшего в результате захвата мусульманами Мекки (630 год) государственной религией.

После смерти пророка, последовавшей 8 июня 632 года, на территории Аравийского полуострова образовалось мощное исламское государство Халифат, в котором зародилась и начала развиваться вся мусульманская культура.

Религиозные расколы внутри ислама

Как и большинство религий, ислам не избежал религиозных расколов, первый из которых последовал вскоре после кончины пророка Мухаммеда.

Его причиной стали разногласия между духовными лидерами во взглядах на характер существовавшей власти и порядок её преемственности.

Расхождения по этим вопросам привели к разделению прежде единого мусульманского мира на три отдельных направления — суннитов, шиитов и хариджитов.

Впоследствии количество спорных вопросов увеличилось, а вместе с тем возросло и число самостоятельных религиозных направлений внутри ислама, в которых с трудом мог ориентироваться простой мусульманин. Кто чьи интересы отстаивал, какие имелись на то скрытые причины, — все это терялось в бесконечных потоках риторики.

Поскольку на протяжении веков так и не удалось сформировать признаваемого всеми учения, религиозная полемика не прекращается и по сей день, принимая порой весьма агрессивные формы. В целом же современный ислам представляет собой некий баланс интересов и взглядов, выработавшийся за истекшие 14 веков.

Читайте также:  Чем отличается туя от кипариса

Основы вероучения

Священная книга мусульман Коран учит, что Бог (Аллах) един, трансцендентен, то есть находится вне тварного (созданного) мира по ту сторону земного бытия, а следовательно, недоступен познанию.

Он вечен, никогда не был рождён и никого не родил. Мусульмане утверждают, что из трёх авраамических (признающих праотца Авраама) религий, таких как христианство, ислам и иудаизм, их вера является высшей и завершающей стадией.

Иисуса Христа они признают, но лишь как одного из пророков.

По мнению последователей ислама, в отличие от всех предыдущих Писаний, Священная книга мусульман (Коран) является неизменным и окончательным изложением Божественного Откровения.

Также и пророк Мухаммед, по их утверждениям, является последним, и после него других выразителей воли Аллаха быть не может.

Следует отметить, что само слово “мусульманин” (по арабски — муслим) в переводе означает «человек, предавшийся Аллаху», то есть посвятивший ему жизнь и неуклонно исполняющий его волю.

Основные столпы исламского вероучения

Духовная жизнь в исламе основана на шести столпах (основных положениях) веры, которые обязан признавать каждый мусульманин. Кто отвергнет хотя бы один из них, считается отпавшим от ислама.

В кратком изложении они включают в себя веру в Аллаха, ангелов (малаика), Священное Писание, посланников (расуль) и пророков (наби), в Судный день (киямат), а также в кадар — божественную предопределённость судьбы каждого человека.

Правоверный мусульманин исповедует, что всё на свете (хорошее и плохое) происходит исключительно по воле Аллаха.

Религиозная практика приверженцев ислама также строго регламентирована и в её основе лежат пять столпов (в данном случае — требований), следование которым является непреложным законом. В их число входят:

  1. Шахада — вера в единство Бога и пророческую миссию Мухаммеда.
  2. Намаз — ритуальная молитва, совершаемая пять раз в сутки.
  3. Ураза — пост во время священного месяца рамадана (9-й месяц по мусульманскому календарю).
  4. Закят — ежегодное пожертвование в пользу бедных.
  5. Хадж — обязательное паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни совершает каждый мусульманин.

Кто положил начало мусульманскому летоисчислению?

Традиционно исламский мир живёт по собственному календарю, состоящему из 354 дней, и ведущему летоисчисление от 16 июля 622 года — дня переселения пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину.

Это событие явилось ключевым в истории ислама, и именно в тот день его основатель положил начало отсчёта нового времени.

Поскольку мусульманский календарь на 10 — 11 дней короче общепринятого (солнечного), все даты в нём ежегодно смещаются, в том числе и даты его двух главных праздников.

Мусульманские праздники

К их числу относится мусульманский праздник, называемый Ураза-байрам.

Это своего рода разговение после поста в период священного месяца рамадана, в течение которого правоверные от восхода солнца и до его заката воздерживаются от еды, питья и любых действий сексуального характера.

Во время поста, кроме пяти ежедневных молитв, они совершают каждую ночь, коллективно или в индивидуальном порядке, ещё один дополнительный намаз, носящий название таравих.

Другой, не менее важный мусульманский праздник, — это Курбан-байрам. Отмечается он через 70 дней после Ураза-байрама и установлен в память жертвоприношения пророка Ибрахима, известного в христианстве под именем Авраама, исполнившего повеление Бога и возложившего на жертвенник собственного сына Исаака.

В день праздника положено совершать омовение и надевать праздничный наряд. Кстати, мусульманская одежда не имеет каких-либо характерных особенностей.

За исключением того, что, согласно шариату, она должна закрывать у мужчин всё, что расположено от пупка до колен, а у женщин — всё тело, кроме кистей рук и овала лица.

После праздничной молитвы, совершённой в мечети, наступает пора традиционных жертвоприношений, для которых используются бараны, коровы или даже верблюды.

Исламское духовенство

В отношении духовных наставников и главных организаторов религиозной жизни мусульмане и христиане во многом отличаются друг от друга. Если в христианской церкви священник — это прежде всего преемник апостольского служения, наделённый во время обряда рукоположения “божественной благодатью”, то в исламе его функции сводятся исключительно к техническим вопросам отправления культа.

Например, мулла, отнесённый в дореволюционной России к разряду священства, является, по сути, лишь духовным учителем и толкователем Корана, имам — настоятелем мечети, муфтий — руководителем одной или нескольких общин.

Есть и другие религиозные звания, такие как улем — богослов или факих (правовед), и т. д.

Каждый из этих служителей выполняет определённую функцию, но никто из них не претендует на роль посредника между человеком и Богом, как это установлено в христианской церкви.

Мусульманская культура

Исследователи с полным основанием признают, что практически все жанры искусства в мусульманских странах направлены на обслуживание религиозного культа и обрядов. Во всех своих проявлениях оно демонстрирует общность эстетических принципов и идеологических установок, сформированных на основе Корана.

Именно он определил основные направления исламской культуры. Например, установленный в нём запрет на изображение людей и животных дал толчок развитию каллиграфии и искусству составления орнаментов, служивших украшением не только книг, но также предметов быта, оружия и самих мечетей.

Ещё одной характерной гранью исламской культуры является поэзия. Следует отметить, что ещё на заре исламской культуры вошло в традицию включать стихотворные вставки в самые различные тексты. Причём это касается не только художественных произведений, но также научных трактатов и даже дипломатических посланий.

И, наконец, архитектура. Если, как было сказано выше, мусульманская одежда не имеет каких-либо характерных особенностей, то исламское зодчество глубоко уникально.

На основе работ восточных математиков, научившихся из простейших геометрических фигур создавать сложные архитектурные композиции, был выработан оригинальный стиль, применявшийся как при строительстве дворцовых сооружений, так и мощных цитаделей.

Его неотъемлемой частью являлась декоративная отделка, включавшая в себя мозаику, роспись, полировку и художественную резьбу.

Источник: https://www.syl.ru/article/302884/musulmanin—kto-eto-takoy-istoriya-i-religiya-musulman-svyaschennaya-kniga-musulman

Терминологическая путаница: чем «политический ислам» отличается от «исламизма»

2013-12-25

Хотя для многих это прозвучит слишком надуманно и умозрительно, позвольте заметить, что определение вещи непосредственно влияет на отношение к ней.

Например, читая новости о Сирии, возможно, не все видят разницу между словами «зверства», «насилие», «преступления» и «резня», но впечатление, оставшееся от новости, определяет ответное действие или бездействие. Если речь все равно идет о гражданской войне, то «пусть сами разбираются», возможно, думает читатель.

Но когда пишут о «массовом убийстве мирных жителей», то, не исключено, что этот читатель задумается о том, чтобы помочь. То же, только в большей степени, касается понимания исламских движений, их идеологий и деятельности — особенно в арабском мире.

Почему они так упорно смешивают религию и политику? Почему не учатся на трудном европейском опыте? Неужели они все ослеплены блеском власти? Действительно, это совершенно законные и логичные вопросы, но чтобы на них ответить, давайте отступим на шаг назад.

Кризис идентичности На протяжении всей истории господствующие цивилизации задавали тон интеллектуальных рассуждений остальному миру. «Западу виднее» — эта установка воспринимается как нечто само собой разумеющееся, хотя скоро может измениться.

Сознательно или бессознательно, но многие арабы и мусульмане, особенно в интеллектуальных кругах, вскормлены западной академической мыслью и культурой, причем большинство впитали из нее все, что она предлагала, без разбора.

Ибн Хальдун поясняет это в своей «Мукаддиме»: «Побежденный всегда хочет подражать победителю в его отличительных признаках… это вытекает из ошибочного предположения, что его подчинение объясняется не самой природой поражения, а совершенством победителя».

Например, большинство египетских университетов готовят политологов, которые так давно пережевывают теории Локка, Руссо и им подобных, что у них уже не хватает интеллектуальной смелости считать ибн Хальдуна ровней этим философам, тем более — их успешным предшественником. Подобный кризис идентичности заставляет арабских и мусульманских ученых смотреть на себя глазами других.

Их интеллект подавлен исторически сложившейся привычкой к раболепию и деформированным самосознанием, что создало огромный разрыв между ними и окружающей их реальностью арабского мира.

Проницательный мусульманский ученый, не имеющий проблем с идентичностью, опирающийся на наследие своей религии и цивилизации не может мириться с терминологической и интеллектуальной путаницей, свойственной большей части современных литературных трудов, пытающихся объяснить поведение исламских движений.

Такие термины, как «политический ислам» и «исламизм» должны заставить читателя остановиться и задуматься: разве политическая версия ислама отличается от самого ислама? разве то, чем занимаются эти «исламисты», требует называть их особым словом, а не просто «мусульманами»?

Является ли ислам религией? Западный ученый, замкнутый в рамках своей идентичности и цивилизации, ответит «да». По сути, большинство западных писателей и ученых утверждают, что мусульман, смешивающих религию с политикой, следует называть по-особому: «исламистами», а то, чем они занимаются — «политическим исламом».

С другой стороны, история ислама знает много подъемов и спадов в смысле политической активности и участия в политике, тем не менее, термин «исламиун» (арабское название «исламистов») появился в исламской литературе лишь недавно.

Коран использует термин «муслимун» (мусульмане) или «му'минун» (верующие), но никогда «исламиун» (исламисты). «Та же традиция наблюдается и в новое время среди мусульманских авторов XVII, XIX и XX веков» (Мехди Мозаффари, «Что такое исламизм. История и определение» (Mozaffari, Mehdi. “What is Islamism? History and Definition of a Concept)).

Главная проблема, от которой не может избавиться большинство западных ученых, это их понимание слова «религия» и ложное предположение, что это понятие транскультурное.

«Универсального определения религии не существует не только потому, что ее составные элементы и отношения имеют историческую специфику, но и потому, что такое определение уже само по себе является историческим продуктом дискурсивных процессов», — утверждает Талал Асад (Бобби С.

Саид, «Фундаментальный страх: евроцентризм и возникновение исламизма» (Sayyid, Bobby S. A Fundamental Fear: Eurocentrism and the Emergence of Islamism)).

Подобное представление западных ученых-религиоведов основано на их христианском опыте, ибо христианство — сугубо духовная религия.

Мусульмане называют ислам «дин», что по-арабски значит «образ жизни». То, что ислам является таковым, доказывают многие аяты Корана, достаточно привести два аята из суры «аль-Анам»:

«Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть — во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества. Такая [вера] велена мне, и я — первый из предавшихся Ему» (Коран, 6:162-163).

В других аятах те, кто не руководствуются откровением, явленным Аллахом Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), названы «неверными», «нечестивцами» и «грешниками» (Коран, 5:44, 45, 47).

Шариатские ученые утверждают также, что Сунна и поступки праведных халифов не дают мусульманину выбора, заниматься ли политикой в соответствии с Кораном и Сунной или как-то иначе.

Действительно, всякого, кто в состоянии заниматься политикой, но делает это не в соответствии с исламским законом, Коран называет неверным, грешником и нечестивцем.

Понимание арабского мира Хотя практикующие мусульмане могут по-разному смотреть на то, что значит «правильная» политика в исламском понимании, они единодушны в том, что ислам — это всеобъемлющий образ жизни, «дин», который выходит за рамки частной жизни и простирается на политику, экономику, культуру и все сферы общественной жизни. Таким образом, «политический ислам» и «исламизм» — термины, свидетельствующие о незнании природы ислама и того, как его понимают сами мусульмане.

«Подавляющее большинство этих терминов и категорий, арабских и иностранных, имеют одно принципиальное слабое место, которое ограничивает их способность четко объяснить феномен ислама во всем его разнообразии и со всеми его составляющими, это слабое место — в том, что большинство из них возникли на инородной эпистемологической почве», пишет Диаа Рашван (Diaa Rashwan), директор Центра политико-стратегических исследований «аль-Ахрам», в своей книге «Гид по исламским движениям мира» (Guide to Islamic Movements in the World). Не все политологи способны постичь исламские движения, которые сейчас становятся все более весомой силой в арабском мире. Западный ученый должен встать из своего удобного кресла, выйти за рамки своей культуры и присмотреться к корням учения, которое он объективно анализирует, чтобы иметь возможность анализировать и понимать действия тех, кто связан с этим учением. Только тогда мир сможет прийти к осознанию того, что идентичность — это свершившийся факт, и определять свои действия соответственно.

Источник: OnIslam

По материалам onislam.net

Источник: http://islam.plus/politika/916-terminologicheskaya-putanica-chem-politicheskiy-islam-otlichaetsya-ot-islamizma