Чем отличается лирика от эпоса

В чем разница между лирикой и эпосом

В большинстве случаев лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь речь идет о двух абсолютно разных родах литературы. Проанализируем каждый из них и выясним, чем отличается лирика от эпоса.

Содержание статьи

Под лирикой в литературе понимают произведения, в которых присутствует эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм обозначает взволнованность, чувственность, задушевность.

Эпическими называют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, произошедших в жизни людей. Тематика эпоса часто героическая, прославляющая отдельных персонажей или целую нацию.

к содержанию ↑

Сравнение

Итак, главным в лирике является образ-переживание. Если и упоминаются какие-либо события, то в скупой форме, лишь для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение. При этом автор выражает необязательно личные впечатления. Лирическим героем может быть любой, даже вымышленный персонаж.

Задача эпоса – познакомить читателя с определенными событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое произведение разворачивается некоторый сюжет. Если лирика, отражая мгновение жизни, часто выражена настоящим временем, то эпическое повествование ведется, как правило, в прошедшем времени.

Отличие лирики от эпоса состоит в том, что лирика предполагает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым. Такая беспристрастность помогает лучше понять смысл произошедшего и разобраться в причинах и следствиях.

Лирика своим названием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И недаром. Ведь она по своей сути сродни музыке, позволяющей выражать чувства без слов.

И самой подходящей формой, в которую может облачаться лирика, является стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью. В эпосе же мощным инструментом является именно слово.

Оно используется для детального изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.

Определенные выводы можно сделать, и сравнив объем произведений, соответствующих каждому из двух родов. В чем разница между лирикой и эпосом? В том, что лирические творения часто небольшие.

Самыми ценными из них являются те, в которых автору удалось с помощью минимума слов наиболее полно выразить живое чувство. В свою очередь, особенностью эпоса считается неограниченный объем.

Подобное произведение может представлять собой как небольшой рассказ или очерк, так и многотомный роман, рассчитанный на длительное чтение или слушание.

к содержанию ↑

Таблица

Лирика Эпос
Образ-переживание Описание событий
Субъективность Объективность
Отсутствие сюжета Сюжетность
Часто выражена в настоящем времени Используется прошедшее время
Ритмична, нередко в форме стиха Инструмент – слово
Преимущественно небольшое произведение Неограниченный объем

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-lirika-ot-eposa/

Что такое лирическое произведение

Выделяется три рода художественной литературы: эпический (повествовательный), драматический и лирический.

Название последнего произошло от музыкального инструмента, лиры, в сопровождении которого исполнялись стихи.

Главной особенностью лирического произведения является то, что оно сообщает читателю не столько о событиях и фактах, сколько о чувствах, переживаниях и внутреннем мире героя.

Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса или драмы, которые повествуют о человеке и проявлениях его характера при самых различных обстоятельствах, лирическое произведение показывает единое и конкретное состояние человеческой души в определенной ситуации.

Лирические произведения подразделяются на следующие жанры: ода – торжественное стихотворение, прославляющее великого человека или событие (ода зародилась и достигла вершины популярности в 18 веке, в настоящее время она перешла в разряд архаических жанров); гимн – стихотворение хвалебного содержания; элегия – лирическое произведение, посвященное раздумьям; эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение; эпистола – лирическое послание, или письмо в стихах; сонет – стихотворение, состоящее из четырнадцати строк с особой рифмой и стилем; сатира – стихотворное обличение и осмеяние пороков или отдельных людей; баллада – лиро-эпическое стихотворение с развернутым сюжетом. Часто литературное произведение сочетает в себе признаки нескольких лирических жанров.

Центральным персонажем такого произведения является лирический герой, именно через его внутренний мир автор доносит до читателя определенные переживания и чувства. Внешний мир отходит при этом на второй план и изображается в разрезе впечатлений, которые тот производит на героя.

Создавая неповторимый образ литературного героя, поэт может сделать его очень близким себе. К примеру, Сергей Есенин, который отождествляет в своей лирике себя с простым крестьянским парнем.

Однако при правильном анализе лирического произведения необходимо говорить не о чувствах и переживаниях самого автора, а о внутреннем состоянии его лирического героя.

Для лирики в целом характерен разговор о прекрасном, возвышенном и волнующем, в лирическом произведении провозглашаются идеалы человеческой жизни. Основной принцип лирического рода литературы: как можно короче, но как можно ярче и полнее.

Источники:

  • Лирический род литературы
  • лирические произведения

Не новость, что одно слово может иметь разные значения. Но бывает и иная ситуация – одно и то же слово обозначает в целом сходные вещи, но применяется в совершенно разных областях. Отличный тому пример – термин «лирика», который, никогда особенно не меняясь по смыслу, может применяться в разном контексте.

Инструкция

Лирика – это, прежде всего, род литературы, наряду с эпосом и драмой. Род этот включает в себя практически все формы стихосложения, но при этом объединяет их общей тематикой и идеей. Во главе угла в лирическом произведении находится не объективное восприятие реальности, а чувства поэта и (или) лирического героя.

Главное здесь – внутренняя жизнь автора, его субъективное отношение к чему-либо, выраженное в форме внутреннего монолога или диалога, спора с самим собой. Талантливым в таком контексте можно считать произведение, которое, оставаясь глубоко личным переживанием, понятно и доступно любому, принимает «общечеловеческое значение».

Безусловно, подобным талантом обладали все русские поэты-классики.Сходное значение «лирика» имеет в музыке. Условно можно сказать, что любая грустная композиция считается «лирической», по тем же причинам, что и стихи в предыдущем пункте.

Однако лиричной можно считать не только песню, но и просто мелодию, вводящую слушателя в состояние легкой грусти. Очевидно, что подобная музыкальная тема должна отличаться небольшой скоростью и быть спокойной. Технически же она должна исполняться в (как правило) минорной тональности.

Кроме того, «лиричным» может быть и состояние человека. Оно характеризуется повышенной сентиментальностью, романтическим настроем и в общем – эмоциональным, поэтическим взглядом на мир. Зачастую лиричное настроение подразумевает вдохновленность, стремление рисовать, писать стихи или заниматься иного рода творчеством.

В повседневной речи «лирика» имеет несколько утрированное значение. Выражения вроде: «Хотелось бы меньше лирики, а больше дела» употребляются с явным сарказмом.

Подразумевается, что в тексте/книге/монологе слишком мало объективной и полезной информации, а в основном рассуждения, не имеющие отношения к делу или практической ценности. «Лирика» в данном случае используется как синоним слову «демагогия», т.е. «ненужные разговоры».

Распечатать<\p>

Что такое лирическое произведение

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-243469-chto-takoe-liricheskoe-proizvedenie

Эпос, лирика, драма

Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит ещё к временам Древней Греции и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н.э.).

Читайте также:  Самая высокая гора в россии

Некоторое представление о трёх главных видах литературы есть у каждого из вас, но те, кто никогда не задумывался о смысле этого разделения, часто имеют о нём упрощённое, не совсем правильное понятие. Многим кажется, что лирика — это обязательно стихи, с ритмом и рифмой, драма — то, что играют на сцене, а эпос — это любой художественный прозаический текст.

Однако чуть более искушённый читатель знает, что и драмы бывают в стихах, а древние поэмы — например, «Илиаду» и «Одиссею», называют “эпическими”. Зато и в прозе бывают иногда небольшие рассказы, в которых почти нет событий, а главную роль играет настроение. Цикл своих рассказов, написанных в таком роде, русский писатель И.С. Тургенев назвал «Стихотворения в прозе».

Задача эпоса (по-гречески “эпос” значит повествование) — описывать события. В эпическом произведении авторский взгляд — это взгляд со стороны.

Очень долго эпос не умел и не брался описывать события внутренней жизни человека, но даже когда такие описания появляются, автор, для того чтобы рассказать о своих переживаниях, должен сделать как бы шаг в сторону и взглянуть на своё внутреннее состояние чужими, отстранёнными глазами.

Эпос — это соразмышление повествователя и его слушателей (а позже — читателей) о смысле происшедших событий. Размышление требует спокойного, трезвого взгляда на вещи. Часто говорят: “Рассказано с эпическим спокойствием”.

В самом деле, Гомер, к примеру, с одинаковой обстоятельностью, “не опуская глаз”, рассказывает и о том, как циклоп доит своё стадо, и о том, как он убивает и ест спутников Одиссея. Вернее, рассказывает об этом в поэме сам Одиссей, но и он не привносит в рассказ своих чувств: страха, жалости, отчаянья.

Его отделяет от этих событий пройденный путь и прожитые годы — эпическая дистанция, которая придаёт взгляду отстранение.

Зато при таком беспристрастном, объективном рассказе становится понятнее связь причин и следствий, из которых состоят события человеческой жизни. За хаосом повседневных случайностей открываются законы, которым подчинено движение жизни.

Лирика, напротив, более всего занята изображением чувств человека, его внутреннего состояния. Даже если лирическое произведение описывает какие-то предметы и события, описание всегда окрашено личным, субъективным отношением. Это отношение и есть главный предмет изображения. Когда мы читаем в стихах Пушкина:

нас интересует не столько описание комнаты и печки (которого, вообще-то говоря, здесь и нет), сколько впечатление уюта, радости, тепла и света, которое встаёт из этих строк.

Лирика — это сопереживание читателя автору стихотворения.

Лирика требует не отстранения, а наоборот, погружения читателя (слушателя) в чувства и настроения — и авторские, и в свои собственные, потому что, если мы не угадаем за авторскими словами что-то уже знакомое нам по внутреннему опыту, стихи останутся для нас как бы письмом на непонятном языке. Когда мы не понимаем стихи, мы просто не замечаем, не слышим в них того главного, о чём идёт речь.

Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека. Оказывается, нам гораздо легче это сделать, если лирический текст соединён с музыкой.

Слово “лирика” по-гречески означает “произносимый под звуки лиры” — струнного музыкального инструмента, который, как считали древние греки, когда-то изобрёл бог Гермес и передал Аполлону — покровителю искусств.

Само название лирики показывает, что она глубинной своей сутью родственна музыке — искусству, которое умеет выражать человеческие чувства, не называя их.

Это родство объясняет нам, почему лирике свойственны ритм и мера. Ритм, напевность, музыкальность помогают лирическим произведениям выразить то, что не всегда вмещают слова.

Или можно сказать по-другому: музыка стиха заставляет слова выражать больше, чем они могут выразить в обычной речи. Ритм стиха сам вводит нас в нужное настроение.

Сравните, например, два описания лунной зимней ночи в пушкинских стихах:

Чтение стихов, как и пение песен — если говорить не о подделках, а о настоящем искусстве, — это одновременно и наслаждение, и труд души.

Из-за того, что форма стихов достаточно сложна, а восприятие их требует определённой культуры, может сложиться впечатление, что стихи — какое-то позднее и искусственное изобретение в литературе. Это не так. Стихи древнее и в некотором смысле естественнее прозы. Ритм удивительным образом присущ человеческой речи.

Русский поэт Н.С. Гумилёв сказал однажды, что об этом “знает всякий, кто, внимательно оттачивая кусок прозы, употреблял усилия, чтобы сдержать рождающийся ритм”. Потому и древние эпические сказания сложены в стихах, подобно лирическим песням. И те, и другие, по мнению учёных, возникли из древней хоровой поэзии.

Драма по-гречески значит “действие”. В ней не рассказывается о совершившихся событиях, а показываются события, как бы происходящие на наших глазах. Знаменитое определение, которое дал драме Аристотель, начинается словами: “Драма есть подражание действию…”

Автор драмы не имеет возможности говорить “от себя”: всё, что он хочет сказать, должно быть понятно зрителю из событий, происходящих на сцене, и разговоров действующих лиц.

При этом зритель вникает в события чужой жизни и начинает переживать их так, будто они близко касаются его самого. В театре (особенно в детском) часто случается, что зрители забывают, что перед ними пьеса, написанная драматургом.

Бывает, что они волнуются, кричат, пытаются изменить ход действия: кого-то предупредить, кому-то помешать…

Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма делает зрителя буквально “соучастником” событий.

Долгое время драма не мыслилась и не существовала вне театра, и этим объясняются многие её особенности. Действие в драме ограничено строгими рамками.

Оно должно иметь логическое начало (завязку), развитие действия и конец (развязку). Ожидание развязки держит зрителя в напряжении, которое в какие-то моменты действия нарастает, становится захватывающе острым.

Такие моменты называются кульминациями — точками наивысшего напряжения действия.

Интерес зрителя к действию совсем не обязательно держится на желании узнать, “чем дело кончилось”. Более того, в Древней Греции, где родилась европейская драма, в основу драматических сюжетов обычно клались мифы, которые всем были хорошо известны. Напряжённое внимание держалось на другом. В основе драматического действия лежит конфликт — столкновение жизненных позиций героев.

Драма — это всегда диалог, спор двух сторон, двух “правд”, и зрители ждут решения (или, вернее, выносят решение): что же в самом деле в той или иной ситуации является “правдой”, кто прав, кто победит в споре.

Древние сюжеты осмыслялись заново, в них высвечивались острые конфликты, так или иначе задевающие каждого зрителя, и главное было — найти правильное решение, а не узнать конец какой-то давней истории.

К примеру, в трагедии Эсхила — первого из великих трагических поэтов Древней Греции (ок. 525–456 гг. до н.э.), которая называется «Умоляющие», спорят две стороны: девы-Данаиды, дочери царя Даная, бегущие от огромной преследующей их армии, и маленький греческий город Аргос, у которого Данаиды просят защиты.

Город оказался перед трудным выбором: с одной стороны, он совсем не обязан защищать Данаид, тем более что войско преследователей велико и могуче и город вряд ли сможет дать ему отпор. С другой стороны, выдав Данаид преследователям, город отречётся от своих принципов: от закона, права, уважения к свободе — и молча согласится с тем, что грубая сила может творить на свете любой произвол.

На сцене не происходит почти никаких событий, только разговоры: Данаиды умоляют, вестник вражеского войска угрожает, представители города решают, как им быть.

И постепенно всем становится понятно, что свободный человек, подчинившись грубой силе, перестанет быть свободным. Защищая Данаид, Аргос будет защищать не стены, не богатство, а суть своего города — его свободу и независимость.

Читайте также:  Как сшить кожаную сумку своими руками?

И перед Данаидами открывают ворота. Трагедия завершается словами вестника о том, что вражеская армия подошла к стенам города.

Зрители не увидят, чем кончится битва. Для самой драмы это не важно: решение найдено, конфликт разрешён, развязка совершилась. Хоть, впрочем, все, для кого Эсхил написал и поставил свою трагедию, прекрасно знали, что город погибнет в сраженьи.

На этом выборе правды ценой жизни основан удивительный эффект любой трагедии, который Аристотель назвал “катарсис” — очищение через страдание, или очищение самого страдания; светлый подъём духа, который ощущают все участники и свидетели трагической, но праведной развязки.

Существует рассказ о том, как в час опасности афиняне поставили трагедию, чтобы поднять свой дух, после неё пошли в бой и победили.

В былые века драму считали высшим из родов литературы, соединяющей в себе достоинства эпоса и лирики.

С эпосом драму роднит интерес к событию, сюжету, с лирикой — эмоциональный накал, полнота погружения зрителя в мир художественного произведения. Но происхождением своим драма существенно отличается от эпоса и лирики.

Она восходит к древним обрядовым действам, которые в самом деле затрагивали всех членов рода, равно и зрителей, и участников.

К эпосу относятся следующие жанры: сказка, басня, былина, древние эпические поэмы, роман, повесть и рассказ.

В древности и в Средневековье выделялось множество лирических жанров: гимн, послание, ода, элегия, сонет, рондо, песня, романс и т.д. Но в XIX–XX веках лирические произведения чаще всего называются просто “стихотворение”, без деления на жанры.

К драме относятся трагедия, комедия и средний жанр — просто серьёзная пьеса, не такая глубокая и возвышенная, как трагедия; такие “средние” пьесы, как и весь род, называют драмами.

Есть произведения, в которых сочетаются черты сразу двух родов. В частности, существует довольно большой круг лиро-эпических произведений, в которых лирика (передача чувств) сочетается с эпосом (описанием событий). К примеру, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — это лиро-эпическое произведение.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200900817

Лирика как литературный род. Жанры лирики

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒

ЛИРИКА– род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

1) Лирический герой (не тождественен автору). а) прототип, герой – тип. читатель – со-герой

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог.

Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение).

В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я».

Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике.

Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме

Жанры лирики возникли в античные времена.

Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

(ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание)

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.

Драма – (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты.

В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого.

В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям.

Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

Читайте также:  Чем отличается сдобное тесто от несдобного

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

По своему содержанию драма отражает наиболее острые в социальном и психологическом отношении моменты жизни.

О драматических жанрах нужно говорить, не забывая, что драма сама по себе – жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их в отдельности друг от друга нельзя. Мы говорили о драме уже достаточно, однако, значения драме как театральному действу не дали до сих пор.

Для того, чтобы какое бы то ни было произведение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе конфликт, либо конфликтную ситуацию. Конфликт имеет право быть и комичным и трагичным. Зачастую драма вмещает в себе большое количества и того и другого. Наверно поэтому, она нередко трактуется в специализированной литературе как промежуточный жанр.

Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также нередко встречается и комбинация из перечисленных выше видов, особенно это будет характерно для драмы литературной.

Драма также может быть национальной, так можно выделить испанскую драму – её иногда ещё называют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», тут всё целиком и полностью зависит от того, какой конфликт разработан в драме. Жанры драмы – способны проявляться только в литературе.

Их на самом деле не слишком много:

• Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)

• Комедия

• Интермедия

• Трагедия

• Бурлеск

• Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)

• Сценарий

Драматическая проза отличается от прозы обычной в первую очередь тем, что в ней много постоянно сменяющих друг друга событий, при этом большое количество действующих лиц, гораздо большее, чем скажем в обычном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков.

Считается, что читатель в состоянии запомнить не более 5-7 действующих персонажей, драма нередко нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда есть возможность заглянуть на форзац и посмотреть, кто именно тот герой, о котором он совсем забыл.

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы — художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.

В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления — один из видов авторской речи.

Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Источник: https://lektsia.com/5×4557.html

лирика – это… Что такое лирика?

  • Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… …   Литературная энциклопедия

  • Лирика —     ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… …   Словарь литературных терминов

  • Лирика — Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское название Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… …   Словарь медицинских препаратов

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИРИКА — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество …   Современная энциклопедия

  • ЛИРИКА — (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • лирика — сущ., кол во синонимов: 7 • задушевность (14) • лиризм (10) • миннезанг (1) • …   Словарь синонимов

  • Лирика — (греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает… …   Энциклопедия культурологии

  • Лирика — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… …   Литературный энциклопедический словарь

Источник: https://literaturologiya.academic.ru/295/%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Ссылка на основную публикацию