Чем отличается мечеть от храма

Питер Девелопмент / Проекты / Аналитические статьи

Если инвестор задумал построить православный или католический храм, синагогу, мечеть, дацан и т.п.,то при разработке конкретного проекта необходимо учитывать архитектурные особенности, исторические сложившиеся в религиозной культуре.

Данная статья рассчитана скорее не на конкретного заказчика или инвестора, который хочет построить тот или иной религиозный объект в мегаполисе, а скорее как общая информация и уточнение для тех, кто не разбирается в тонкостях, а порой и в основных моментах, архитектуры какой либо конфессии, так как часто приходится сталкиваться с тем, что собеседник не видит разницы между мечетью, храмом и кирхой.

В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов:

  • -общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям;
  • -местные и национальные особенности этой же конфессии, ведь не секрет что мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от своих собратьев в Самарканде и Бухаре;
  • -стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду;
  • -климатические особенности;
  • -строительные особенности;

Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять чем же вызваны те или иные требования.

Зачастую они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами — «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени.

К примеру здесь можно привести титул римского первоиерарха — Папа.

Обратимся прежде всего к тем религиям, которые в общем смысле называются монотеистическими.

Монотеизм, то есть единобожие, понятие очень древнее, главной особенностью которого является верование в то, что Бог один, а вот в дальнейшем уже начинаются значительные расхождения по самым разным аспектам понимания этого единства.

Так же мистической особенностью монотеистических храмов является то, что храм не представляется как жилище божества как в языческих культах, где божество «обитает»(живет), «питается»(принимает жертвоприношения), и где требуются особые ритуалы для вхождения внутрь такого храма.

АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Вероучительными особенностями христианских конфессий является понятие о Боге-Троице, явленном в земной жизни в личности Иисуса Христа. Центром христианской жизни является богослужение-Евхаристия (греч. ευχαριστ?α — благодарение), а целью всеобщее спасение. Отсюда можно видеть определенные особенности построения христианских храмов, где центром является алтарь, как образ Горнего мира, а все остальное пространство, олицетворяющее дольний мир, динамично и как бы ведет зрителя по направлению к алтарю. В интерьере характерен ритм пучков или отдельных колонн, пилястр, рисунок пола, ряды икон и окон, ряд паникадил или хоросов и все это завершается алтарной преградой-иконостасом, который стоит перпендикулярно основному пространству и чаще всего выполняется как перспективный портал, что еще более усиливает движение пространства от входа к алтарю.

Так же можно отметить как особенность — обращение главной частью храма, алтарем на Восток.

Где бы храм не располагался, он непременно будет обращен главным входом (чаще всего) на Запад, а алтарем на Восток, который определяется при закладке храма восхождением солнца, так как в христианской религии Христос именуется Солнцем правды.

Эти особенности характерны для Православных церквей, Древлеправославных (Дохалкидонских) церквей: коптских, сиро-яковитских, Старообрядческих (Белокринницкое согласие).

Наряду с перечисленными церквами есть ряд христианских деноминаций, которые по тем или иным причинам отклонили решения церковных соборов и другие правила христианской жизни того времени, а зачастую и просто по политическим мотивам, что повлекло за собой изменения в их богословской науке, а следовательно и архитектуре храмов.

ХРАМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К примеру Католическая церковь (от греч. καθ — по и ?λη — целая; ?ικουμ?νη — вселенная) не приняла традицию возведения иконостасов в храмах и мы прекрасно можем наблюдать полностью открытые алтарные пространства, но при этом сохраняется ритмика самого храмового пространства от входа к алтарю.

Наряду с этим в художественную практику католиков вошло широкое использование скульптур, вместо икон, хотя последние так же встречаются в католических церквах, но в виде фресок. Ритмические ряды скульптур и скульптурных композиций, богатая пластика форм и мощная эмоциональная нагрузка, характерная скульптуре вцелом, создают неповторимые интерьеры католических храмов. Так же уместно будет вспомнить храмы Армянской Апостольской церкви, особенностями которых является отсутствие иконостаса, икон как таковых, правда не всегда и настенных изображений. Внутренне пространство так же подчинено ритму и обращено к алтарю.

АРХИТЕКТУРА ПРОТЕСТАНТСКИХ ХРАМОВ

Протестантские храмы или как чаще их называют — кирхи, являют собой скорее места молитвенных, религиозных собраний, лишенные сакральных (мистических) мест.

После реформы Мартина Лютера, отвергшего гегемонию и формализм Католической церкви и написавшего свои «95 тезисов», небольшое движение его приверженцев (реформация -лат. reformatio — исправление, восстановление) стало набирать силу.

Отвержение Священного предания церкви, обрядовости и ритуалистики, замена Богооткровения индивидуальным человеческим знанием привело к тому, что храмы как таковые стали не нужны «молиться можно где угодно, ведь Бог у тебя в душе». Но тем не менее в дальнейшем протестантские группы верующих стали строить для себя места собраний и общей молитвы. Характерными особенностями таких зданий являются:
– отсутствие алтарной части как таковой, а значит и сакральной составляющей храма, так как Бог в душе, то земные (дольние) материальные воплощения горнего излишни или просто не нужны; – построение общего молитвенного пространства как лекционной аудитории, обращенной к тому месту, где в православных, Католических и Армянских храмах находится алтарь;

Но, несмотря на это внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры Православной или Католической архитектуры.

Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника-пастора (ивр. ????‎, лат.

pastor «пастух» или «пастырь»), все так же сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой.

Общей особенностью перечисленных религиозных групп можно назвать свободное расположение своих храмов в окружающей среде. Достаточно пройтись по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, что бы увидеть храмы различных религиозных конфессий, обращенные в разные стороны света. Такое свободное расположение дает просто для архитектурных подходов и решению градостроительных задач.

Наряду с перечисленными церквами необходимо вспомнить беспоповское старообрядчество. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине.

Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное знаменное и демественное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре только «дониконовских» мотивов, с почти обязательными росписями стен (фресками).

Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие, темноверы, зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и проч.

Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом.

Многие из них не строят храмы вообще, а для молитвенных собраний используют молитвенные дома, по примеру(?)протестантов с учетом национальных особенностей, порою внешне попросту похожие на избы.

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Наряду с христианством ислам и иудаизм так же являются монотеистическими религиями и при беглом рассмотрении неискушенному зрителю может показаться, что культовая архитектура этих конфессий практически ничем не отличается от христианской. Но это на первый взгляд.

Ислам (араб. ?????‎‎ [??s?læ?m] — покорность, подчинение), как самостоятельное верование зародился в VII веке. Основными понятиями ислама являются:

  • -верование в Аллаха, творца всего, что мы видим и что невидим (ангельский мир);
  • -верование в Муххамада (Мухаммеда, Магомета), что он есть истинный пророк Аллаха ко всему человечеству;

В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображанием) самому Аллаху.

Можно привести характерный пример: «Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сказал: «О Абу ‘Аббас, поистине, я — человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения».

Ибн ‘Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,1 Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда!”» (Услышав его слова,) этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело (от страха.

Тогда Ибн ‘Аббас) сказал (ему): «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».

Из этого отрывка видно, что изображению человека ислам придает сакральный смысл. В исламских молитвенных домах, мечетях (араб. ????‎‎ [?mæsd??d] — «место поклонения») полностью отсутствуют изображения людей и животных, но во всем богатстве можно видеть растительные и геометрические орнаменты, с вплетением в них фраз из Корана и Сунны. По примеру христианских храмов мечети чаще всего купольного типа и как у христианских храмов у них есть свои «звонницы» — минареты. Распространенное число минаретов 2 или 4. Но также можно заметить архитектурные особенности исламской архитектуры в разных местностях. К примеру, после захвата Византийской империи турками в 1453 году, многие христианские храмы были обращены в мечети, что послужило причиной некоему архитектурному подражательству со стороны исламских зодчих.

Мечети, выходившие из-под их руки были прототипами и уменьшенными копиями храма св.Софии Премудрости Божией (греч. ?γ?α Σοφ?α, полностью: Να?ς τ?ς ?γ?ας το? Θεο? Σοφ?ας; тур. Ayasofya). Достаточно вспомнить Голубую мечеть, расположенную напротив храма св.Софии.

Но нельзя сказать, что вся исламская архитектура носила подражательно-копировальный характер. Достаточно вспомнить мечети: Мечеть Биби-Ханым в Самарканде, Мечеть Балянд в Бухаре, Мечеть Калян (тадж.

Мас?ид‍и калон — Большая мечеть) в Бухаре, Мечеть Магоки-курпа (тадж. Ма?оки к?рпа — Яма одеял) в Бухаре, мечети Бишкека, соборная мечеть в СПб. и проч.

Тут видно характерное и ни с чем не сравнимое архитектурное новшество, при всем сохранении исламских традиций и национальных особенностей.

Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное, реже встречаются крупные мечети (как правило современные), в которых большой молитвенный зал с галереями по краям, напоминающим хоры, обращены к концу мечети как бы к центру. Неотъемлемыми атрибутами интерьера являются: ниша обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения корана и кафедра проповедника-учителя муллы.

Так же характерной особенностью внутренней организации мечетей является устройство небольших фонтанчиков или родничков для малого и большого омовения верующих, и разделения молитвенных мест для мужчин и женщин.

И все же основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой как в христианских храмах, он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать.

Даже строки из корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность исламской архитектуры.

Перед большими мечетями устраиваются открытие дворики с крытыми галереями по краям, для собрания большого количества верующих. Мечети всегда делаются однокупольными, дабы подчеркнуть единство Аллаха и венчаются полумесяцем-символом ислама.

ИУДЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Иудейские молитвенные дома — синагоги являют собой архитектурные здания внешне и внутренне похожие на христианские храмы и исламские мечети.

Чаще всего это многоярусные сооружения, в интерьере с галереями по краям молитвенного зала с сидячими местами, на этих галереях так же устраиваются молитвенные места, как правило, для женщин.

Также присутствует архитектурный ритм, который как бы направляет зрителя вглубь синагоги, где находится кафедра проповедника-раввина (от арам. ???? раби?н, возможно через греч. ραββ?νος; от ивр. ???‎, рав; идиш ???, рoв/рув — перед собственным именем haРа?в; букв. «великий», «значительный», «учитель») и где в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора (ивр. ???????‎ — тора?, букв. «учение, закон»). В убранстве синагог отсутствуют живописные изображения Бога или ангелов, так как по иудейскому учению нельзя изображать то, что не видимо и запрещено заповедями, а так же святых ветхозаветных людей. При входе в синагоги так же устраиваются купели для ритуального омовения — миквэ (ивр. ???????‎, в сефардском произношении микве?, букв. `скопление [воды]`).

Венчаются синагоги как правило одним куполом. Очень часто в убранстве синагог (на куполах и на решетках) встречается так называемая «звезда царя Давида» характерный символ иудаизма.

Продолжение матриала смотрите “Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть II”

Статью подготовил архитектор компании “Питер Девелопмент” Прохоров А.В.

При перепечатке, ссылка на сайт www.piterdevelopment.ru обязательна.

Источник: http://www.piterdevelopment.ru/our/articles/articles_69.html

Чем отличается христианская церковь от мечети?

Чем отличается христианская церковь от мечети?

  • Чем отличается христианская церковь от мечети?Христианская церковь — это собрание верующих людей объедененных и соединенных с Святым Духом. Церковь — это Богочеловеческий организм.Церковь не в бревнах, а в ребрах.Вы подразумеваете Православный христианский Храм — который в народе стал называться тоже церковью -местом собрания вот этих вышеназванных людейПлоды духа же: Любовь, Мир, Радость, Долготерпение, Кротость, Воздержание, Благость, Милосердие, Вера.Бог есть Дух и Творец и Художник этого мира. Посмотрите как богат этот мир и какое чувство вкуса у творца. Значит у истинных его служителей тоже должен быть отпечаток этого вкуса и полноты. Если они его творение и тесно соединенны с Ним. А мы видим и сердцем чувствуем, которое нам дал Творец, чтобы распознавать Истину, чтобы распознать подделку Дьявола, что в отдельных культовых сооружениях его нет. отсутствие вкуса и какая-то пародия и ограниченность — Так устроил Бог чтобы мы могли распознать где истина и где ложь, где почерк и козни дьявола.Человек Без Бога внутри может только изображать доброту, но добрым он быть не может. Также и с красотой он не может ее изобразить — криво получается.Одно из имен Дьявола: quot;Лукавыйquot; — quot;Кривойquot;, quot;Искривительquot;.Дух творит себе формы. Человека можно узнать по тому какие картины висят у него дома. Посмотрите на окружение. Бог создал человека красивым и его служители носят отпечаток этой красоты. И чем дальше человек от Истины тем безобразнее его внешний облик и те формы которыми он себя окружает.
  • Вижу два основных отличия:
    1. Христианский храм не ориентирован по сторонам света (у мечети одна сторрона обязательно обращена в сторону Мекки)
    2. Христианский храм сверху донизу изнутри увешан иконами, а мусульманская религия запрещает не только почитать изображения, но даже создавать их. Поэтому в мечетях иконы отсутствуют, а для придания эстетики внутреннему убранству помещения на стенах каллиграфически написаны стихи из Корана.

    По всей вероятности именно из-за икон мусульманам не разрешается возносить молитвы в христианских храмах, но можно (при крайней необходимости) в храмах принадлежащих последователям иудаизма.

  • Православная христианская церковь-здание отличается от мечети прежде всего не архитектурой и крестом и полумесяцем, а особым присутствием в православном храме живого Бога, чего нет ни в одной мечети. Дело в том, что в православном храме, люди в молитве призывают реальную благодать Святого Духа, потому что христиане поклоняются истинному Богу — Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. А в мечетях люди не поклоняются истинному Богу, потому что они в молитвах своих призывают какого-то другого бога, которого в природе не существует. Мусульмане неверно представляют себе Бога и поэтому живут и молятся неверно. Да и нигде в мире нет такого, кроме христианских православных церквей, где бы верующие причащались истинного тела и истинной крови Господа нешего Иисуса Христа. Эти Святые Тайны хранятся на престолах в церквях для причащения больных и умирающих на дому. Вс дело в благодати Божией.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/chem-otlichaetsya-hristianskaya-cerkov-ot-mecheti/

Можно ли православным заходить в мечеть

У каждой религии есть свои религиозные сооружения. Бывает такое, что мы находимся в поездке в другой стране и стараемся совершить экскурсии в различные места. Тогда мы и сталкиваемся с вопросом о том, можно ли посещать православным мечеть, синагоги или прочие молитвенные сооружения.

Православие и религиозные сооружения

Однозначной точки зрения на данный вопрос у священнослужителей нет:

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи.

Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

  • одни считают, что запрещено посещать храмы других религий и совершать в них молитвы,
  • вторые же считают, что Бог един для всех и нет никаких препятствий в сотворении данных действий.

Церковные каноны запрещают проводить молитвы христианам совместно другими иноверцами или даже последователями прочих христианских конфессии. Суть заключается в том, что такая молитва может говорить о том, что Вы не веруете в истинность и спасительность Церкви Христа.

Именно с такой точки зрения стоит понимать данный запрет. Однако если Ваше посещение религиозных храмов несет лишь ознакомительный характер, то это под запрет не попадает. Необходимо также обращать внимание на гостеприимство стороны представителей исповедуемой религии. Нужно соблюдать некоторые правила для того, чтобы не вызвать у них негативной реакции.

Посещение мечети

Можно православному заходить в мечеть? Уже было сказано, что если посещение несет ознакомительный характер, то можно. Самое главное — соблюдение определенных правил. Так например перед посещением мечети необходимо знать некоторые тонкости:

  • не желательно входить в мечеть во время молитвы,
  • одежда должна быть скромной. Плечи и колени стоит закрыть. В некоторых мечетях даже предлагают накидки.
  • волосы на голове у женщин должны быть покрыты косынкой,
  • перед входом всем необходимо снять обувь,
  • запрещено в мечети кушать и пить,
  • не разрешается нарушать покой молящихся: проходить перед ними или близко стоять к ним,
  • мобильный телефон стоит выключить,
  • в основном в мечете разрешается делать снимки вне часов молитвы. Под запретом фотографирование людей во время их омовения или чтения молитвы,
  • зайти в мечеть можно бесплатно, но никто не откажется от пожертвований.

Если у Вас есть какие-либо сомнения, то спросите у священника. Но можете также смотреть по своему состоянию, если Вы заставляете себя через силу идти в храм другой религии, то может не стоит этого делать?

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-pravoslavnym-zaxodit-v-mechet/

Церковь-мечеть

Ислам — это правило жизни, но Ислам не отягощает других своими правилами. Аллах повелевает мусульманам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую любовь.

Мир и веротерпимость мусульман по отношению к представителям других конфессий тоже являются неоспоримым историческим фактом, который длился на протяжении всей истории Ислама. Но в последнее время было сделано очень многое, чтобы скрыть эту истину и объявить Ислам причиной чуть ли не всех бед на земле.

На мусульманских землях всегда жили иудеи и христиане, у них были свои школы, они сохраняли свои культурные и религиозные особенности. И сегодня тоже в арабских странах арабы-христиане и арабы-мусульмане живут в мире. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий, насчитывающих около 15 миллионов верующих.

Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5–8 миллионов человек). Значительная община арабов-христиан проживает в Ливане, Сирии, есть они и в Израиле, в Ираке и в Иордании. Под охраной и особым статусом находятся церкви и синагоги. Арабы-христиане так же, как и арабы-мусульмане, произносят имя Бога: Аллах.

Правда, в Египте во время процессов, названных «арабской весной», была совершена провокация, направленная против коптов. Но дружба мусульман и христиан Египта оказалась сильнее, поэтому удалось избежать серьёзного конфликта. Однако угроза новых провокаций остаётся.

Нет принуждения в Исламе!

Если бы Ислам призвал к насилию и принудительному обращению людей в свою веру, то с момента начала распространения пророческого призыва Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и до наших дней на Ближнем Востоке, наверное, не осталось бы иноверцев.

Религия Аллаха запрещает принуждение. До прихода Ислама мир ещё не сталкивался со столь терпимым и уважительным отношением к представителям других конфессий.

В это время в Европе господствовал мрачный период религиозных войн, и насилие и принуждение было нормальным явлением.

Европа была во мраке религиозного фанатизма и варварства, в то время как исламский мир был без преувеличения самой высокоразвитой и процветающей цивилизацией мира.

Мусульмане, как повелевалось им в Коране, всегда были веротерпимы и милосердны по отношению к людям Писания. Если даже кто-то из мусульман нарушал права и свободы немусульман, то исламская умма во главе с учёными осуждала этот поступок.

К сожалению, были в истории периоды, когда последователи различных конфессий, забыв свои обеты, творили несправедливость в отношении иноверцев. Истина, однако, состоит в том, что подобные действия в корне противоречат духу Ислама, который наставляет правоверных на путь справедливости и терпимости.

Один храм на двоих

В Турции, в юго-восточной провинции Хатай (Haay), вдоль сирийской границы, можно наблюдать удивительную картину, где переплетены символы многих конфессий. Обычное явление, когда мечети, церкви и синагоги расположены на одной улице или прямо друг на друге.

В деревне Йогунолюк (Yoğnolk) (район Самандаг (Samanda), например, есть армянская церковь, которая, как полагают, была построена между 1633 и 1646 годами.

Особенностью этой церкви является то, что на втором её этаже мечеть! Дело в том, что второй этаж был построен в более позднее время и сегодня является действующей мечетью.

Церковь была построена и использовалась армянами, теперь находится в ведении местных властей.

Цементный минарет мечети был построен на каменной кладке церкви в 1940-е годы. Все новые постройки были сделаны без нанесения вреда оригинальной архитектурной структуре церкви. В настоящее время церковь главным образом посещается армянами, а также туристами.

«У этих двух храмов различная архитектура и различные входы; ни один из них не вредит другому», — говорит имам мечети Мухаммад Гулистан.

«Туристы бывают сильно удивлены, увидев церковь-мечеть. Им нравится, что храмы двух различных религий стоят вместе. Но церковь очень старая и нуждается в срочном ремонте», — говорит имам. По его словам, реконструкция церкви помогла бы деревне привлечь больше туристов.

Таким образом, церковь с мечетью на втором этаже являются теперь символом провинции Хатай.

Но более известное и грандиозное по своим масштабам мирное взаимодействие и сосуществование представителей двух конфессий было представлено человечеству на примере церкви святого Иоанна в Сирии.

Мусульмане пришли в этот регион в 636-м году, и у них не было своего храма для совершения богослужения.

И тогда они договорились с местными христианами и с их согласия начали совершать пятничный намаз в этой церкви, причём церковь продолжала считаться христианской. Люди Писания совершали свои богослужения по воскресным дням.

Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии для служения Богу использовали один храм. Позже, при омейядском халифе Аль-Валиде , церковь была куплена у христиан.

Теперь мы её знаем как Большую мечеть Дамаска, также известную как Мечеть Омейядов. Это одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Она расположена в старом городе Дамаска и представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит сокровищницу, в которой, как говорят, находится голова Пророка Яхьи (Иоанна Крестителя), почитаемого как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина Аюби, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Высочайшая культура, чувство красоты и гармонии, глубокий ум и мудрость, которую даровал верующим Аллах в Коране, озаряли собой всё человечество. Мусульмане несли с собой веротерпимость, справедливость, науку и просвещение, эстетику, чистоту жизни и процветание. Ислам — это свет, озаряющий людям благородный путь истины и красоты.

После второго пришествия Пророка Исы (Иисуса) люди Писания, разделённые сегодня на разные конфессии, объединятся вокруг единобожия и последуют за истинной.

Источник: http://www.islam.ru/content/analitics/30301

Как устроены мусульманские храмы

Мусульманские храмы именуются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-1-х, здание должно быть нацелено строго на Восток, другими словами на святое для всех мусульман место — Мекку.

Во-2-х, неотклонимым элементом хоть какой мечети является минарет — высочайшая и узенькая пристройка в большинстве случаев цилиндрической либо прямоугольной формы. Таких строительных частей в мечети может быть от 1-го до 9.

Конкретно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Фактически все мусульманские храмы оборудованы двором. Тут по традиции должен быть устроен фонтан, колодец либо хоть какое приспособление, созданное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, заходить запятанным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки.

Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно, имеют довольно умеренную архитектуру. Но если поглядеть на старенькые прекрасные мусульманские мечети, можно увидеть, что ранее дворы нередко обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.

Здание мечети венчает купол, увенчанный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане внешнего вида. Снутри же здание делится в наше время на две половины — мужскую и женскую.

На восточной стенке молитвенной комнаты в неотклонимом порядке устраивается михраб — особая ниша. Справа от него размещается особенная кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим.

Во время молитвы люди в возрасте стоят к нему поближе всего. За ними — люди среднего возраста. И в самых последних рядах — молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Потому, конечно, никаких икон в молитвенной комнате или где-нибудь еще как бы нет. В наше время стенки обычно украшаются арабскими письменами — строчками из Корана.

Очень нередко для дизайна мечетей употребляются также фрактальные либо растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи строения, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в обычных голубом и красноватом цветах.

Не считая того, в орнаментах можно нередко следить вкрапления белоснежного и золотистого.

Восхитительным примером исламской архитектуры можно считать, например, Тадж-Махал в Агре. Это очень прекрасное здание, которое считается общемировой жемчужиной культуры.

Построен этот мусульманский храм, фото которого вы сможете созидать в самом верху странички, Шахом Джахадом в честь собственной супруги. Даму звали Мумтаз-Махал (отсюда и немного переиначенное заглавие храма), а погибла она при родах.

В храме имеются две гробницы — супруги шаха и его собственная.

На втором фото — мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно именовать необыкновенную форму купола — более пологую, чем в мечетях других государств.

На третьей фото — мечеть Султана Ахмета изнутри. Достаточно нередко мусульмане приспосабливали под собственные храмы церкви покоренных народов.

Примером тому может служить самый весомый монумент раннехристианской культуры — София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким макаром, отличительной особенностью таких построек, как мусульманские храмы, можно именовать купол и наличие двора. Не считая того, неотклонимыми строительными элементами являются минареты, михраб и кафедра.

Источник: https://tipsboard.ru/kak-ustroeny-musulmanskie-xramy/

Экскурсия в Кордобу. Мечеть в Кóрдобе

Сегодня у нас — экскурсия в Кордобу. Смотрим Кафедральный собор Кордобы, он же — знаменитая мечеть Омейядов, символ Кордобы, одна из многочисленных реликвий некогда могущественного Кордобского халифата, единственного мусульманского государства в Европе.

Чем отличается мечеть от христианского храма?

В своей основе мечеть имеет три части:

— обширный двор с колодцем для ритуальных омовений;

– минарет;

— молельня.

Двор окружен колоннадой, где молились женщины. А в молельне в виде огромного пространства, разделенного рядами колонн, располагается михраб — ниша в стене, где хранился коран.

Строительство Соборной мечети в Кордове

Эта мечеть была задумана как возрождение знаменитой мечети Омейядов в Дамаске (705 — 715).

Построив в 785 — 788 годах в окрестностях Кордовы свою резиденцию, Абд ар-Рахман I назвал ее ар-Русафой в память о резиденции своего деда, халифа Хишама, в Пальмирской пустыне.

Он засадил новую ар-Русафу пальмами. Известны стихи «К пальме», в которых отождествляется судьба изгнанника с судьбой пальмы, пересаженной на чужую землю.

Обычно, когда говорят о кордовской мечети, то прежде всего упоминают ее грандиозные размеры — около восьмисот пятидесяти колонн, девятнадцати нефов, идущих с севера на юг, тридцати шести травей — с востока на запад.

Распластанная по земле мечеть настолько велика и так тесно окружена городской застройкой, что увидеть целиком ее можно только с большой высоты.

Строительство осложнялось неровным рельефом местности, склоном почвы к реке. Окруженный стеной громадный прямоугольник (200Х144 м) имеет четыре фасада. Меньше всего пострадал от переделок западный фасад.

Из массива стены выступают плоские контрфорсы, между которыми расположены сходные между собой, хотя и созданные в разное время, декорированные входные порталы.

Ни один из них не выделен в качестве главного.

Техника кладки — сложенные насухо блоки. Огромную роль играет цвет камня, иногда с густым теплым медовым оттенком, — это цвет египетских пирамид, афинского Акрополя, ансамблей Пальмиры и Баальбека.

Этапы создания Соборной мечети Кордобы

История создания кордовской мечети знала несколько этапов. Когда-то на ее месте стояла вестготская базилика — церковь Сан Висенте. Базилика — и это характерно для омейядской Андалусии и для эпохи раннего ислама — была поделена между христианами и мусульманами; слова Корана и Евангелия звучали здесь под одной крышей.

Затем Абд ар-Рах-ман I после долгих переговоров купил у христиан Кордовы церковь Сан Висенте, снес ее и в 785 году основал мечеть. Строительство пошло очень быстро.

При аль-Хишаме I соорудили первый скромный минарет сирийского типа в виде небольшой квадратной башни.

Из Северной Африки, Франции и самой Испании свезли сюда римские колонны коринфского ордера из разноцветного мрамора, порфира, гранита и яшмы. Кое-какие взяли из местных вестготских церквей, и в первую очередь — из снесенной церкви Сан Висенте.

Колонны, поддерживающие арки, оказались разной высоты. Поэтому в части, сооруженной Абд ар-Рахманом II, колонны были поставлены без баз. Они как бы прямо вырастали из пола.

Так как колонны были невелики, а столь обширное сооружение требовало высоты (она достигла одиннадцати с половиной метров), то аркам придали повышенную подковообразную форму. На капители колонн надставили четырехугольные столбы.

А уже с них, с вершины на вершину, в свою очередь, перекинули вторые полуциркульные арки.

В тех местах, где необходимо было внести в композицию особые акценты, ими стали сооружения X века — расположенные по продольной оси крытые куполами пространства перед вторым, не сохранившимся михрабом (капелла Вильявисьоса), и третьим, существующим поныне,— применены более сложные многолопастные переплетающиеся арки.

Каждый неф перекрывался, как в Сирии, двускатной черепичной кровлей, а внутри имел расписной плафон. Об этих потолках, сделанных из самого знаменитого в Испании соснового дерева Тортосы, о композиции их орнаментов и красках рассказывает известный арабский географ и путешественник аль-Идриси, который видел мечеть Кордовы в середине XII столетия.

Новый каменный минарет. Воздвигнут на месте более раннего в 945—946 годах по приказу Абд ар-Рахмана III и разрушен в XVI веке.

Величественное сооружение поднималось на сто локтей (37,5 м). Четыре его грани, расчлененные двумя рядами арок на мраморных колонках, были покрыты каменной резьбой.

Наверху находилось помещение для муэдзина, увенчанное куполом с тремя шарами, двумя позолоченными и одним серебряным.Другая особенность мечети в Кордобе заключается в огромном количестве колонн.

Но эта блестящая необычайно целостная и не имеющая аналогий композиция была нарушена уже при последних Омейядах.

Знаменитый своими войнами с христианской Испанией и известный в испанских хрониках и романсах под именем Альмансора, первый министр и регент при слабоумном аль-Хишаме II Иби Абу Амир аль-Мансур (Победоносный) по своей натуре не был похож на просвещенных кордовских государей, тонких ценителей искусства, подобных Абд ар-Рахману П или аль-Хакаму II.

Когда в 998 году аль-Мансур захватил святыню испанцев — город Сантьяго де Компостела в Галисии, то знаменитые колокола компостельского собора на плечах пленников были перенесены в Кордову и перелиты в лампады, украсившие Соборную мечеть.

Источник: http://espanamyhome.com/?p=715

Мечеть Сулеймание и Голубая мечеть в Стамбуле Султанахмед

Что приходит в голову, при упоминании слова мечеть? Да, конечно, купола и изящные минареты, свечами уходящие вверх, словно сдавленные соседними зданиями.

Узкий цилиндр из камня, с узкой спиральной лестницей внутри, по которой поднимались высоко к небу и оттуда, с резного балкончика, похожего на кружевную оборку, прославляли имя пророка и призывали правоверных к молитве.

Большинство мечетей имеют один, два или четыре минарета.

Что такое мечеть, ее отличие от христианского храма?

В христианстве храм — место, где совершаются богослужения, где есть алтарь и где совершаются таинства, соединяющие людей с Богом. В привычных нам православных храмах алтарь отделен от остальной части иконостасом, входить туда могут только священнослужители. Храм — окружен ореолом святости.

Мечеть же — лишь помещение для коллективной молитвы, в нем нет таких особых сакральных мест, куда нельзя зайти прихожанам, мечети не освящают. В переводе с арабского это — место, где отдаются поклоны.

В его стене есть михраб — украшенная по периметру ниша, указывающая верующим направление на главную мусульманскую святыню — Каабу, что находится в Мекке. Люди при молитве лицом обращены к михрабу. Если мечеть большая — то делают несколько михрабов.

От михраба справа находится лесенка на возвышение, на котором находится своеобразная островерхая беседочка, называемая минбар, в которой незримо находится пророк Мухаммед, а со ступеньки пониже имамы произносят проповеди.

Мечети для пятничных молитв всегда имели несколько минаретов, они часто строились лучшими мастерами, были великолепно украшены. Многие их них сейчас еще и музеи.

Самые крупные из них были не только местом для молитв, а настоящими религиозными комплексами со школами, библиотеками, духовными училищами, столовыми для бедных и так далее.

5 самых-самых знаменитых мечетей Стамбула

Исламский Восток в космополитичном Стамбуле с гордостью представлен множеством мечетей. Не только мусульманам, но и представителям других конфессий и убежденным атеистам будут интересны для посещения следующие мечети:

    1. Султанахмед
    2. Сулеймание
    3. Фатих
    4. Султана Эйюпа
    5. Новая мечеть

5 знаменитых мечетей Стамбула

  • Вы должны быть соответственно одеты, нельзя входить в шортах и майках
  • Нельзя идти в обуви, ее можно оставить при входе или нести в пакете
  • У женщин должна быть покрыта голову и укрыты руки. Во многих посещаемых храмах можно взять напрокат платок
  • Отключите мобильный телефон, не шумите, будьте сдержанны и спокойны
  • Нельзя входить во время молитвы
  • Нельзя есть в помещении
  • Мужчинам нельзя на женскую половину, которую, как правило, отгораживают резной решеткой
  • Фотографирование и видеосъемка внутри разрешены, но не направляйте камеру на молящихся людей или на людей процессе их омовения перед входом в мечеть
  • Хотя вход в святилище бесплатный, но ваши добровольные пожертвования будут высоко оценены.

Стамбул Голубая мечеть история

Голубая мечеть в Стамбуле или, как называют ее местные жители мечеть Султанахмет, со своими шестью минаретами и каскадами куполов, считается не только великим исламским архитектурным сооружением, но и выдающимся образцом мировой архитектуры.

История Голубой Мечети начинается в трудное для Турции время — время военных и дипломатических поражений. Тогда 19-летний султан Ахмет I решил умилостивить Аллаха, построив мечеть, которая стала бы лучше, чем собор Святой Софии.

Кстати, этот султан был, кто покончил с практикой королевского братоубийства. Итак, строительные работы начались в 1609 году и продолжались долгих семь лет.

Султан Ахмет, с таким нетерпением ожидавший завершения работ, скончался спустя год после окончания строительства своего шедевра, не дожив до 27 лет. Он похоронен за пределами мечети с женой и тремя сыновьями.

Голубые плитки дали мечети ее имя, но она легко могла бы называться или золотой, или многоцветной, или изысканной. Внутри нее приглушенный солнечный свет, проходя через фильтры высоких окон, дополняет свет от низко висящих люстр… В ней, несмотря на большие размеры, тихо и спокойно…

Теперь напротив друг друга стоят два великих архитектурных шедевра- Айя София и Мечеть султана Ахмета, и каждый в праве сам решить, какой же из них является наиболее впечатляющим.

Особенности Голубой Мечети

  1. Одной из наиболее примечательных особенностей Голубой мечети являются его минареты, вернее то, что их шесть.

    Был ли таким изначальный замысел или это было вызвано недоразумением, но, как бы то ни было, разразился скандал: мечеть аль-Харам, находящаяся в Мекке, внутри которой хранится главная святыня исламского мира Кааба, в это время насчитывала такое же число минаретов! Но, проблему удалось уладить, султан распорядился отправить своего архитектора в Мекку, чтобы построить седьмой минарет к мечети Харам, сохранив тем самым ее превосходство над всеми остальными.

  2. Другая поразительной особенностью является каскад куполов, которые идет от от большого центрального купола вниз. Под каждым куполом расположены арки с колоннами, все это дополнительно добавляет визуальные ритм.
  3. Название “Голубая мечеть” происходит от голубых изразцов, производимых в городе Изник, которыми внутри выложены стены и высокие потолки. Белых и голубых изникских плиточек насчитывается около 20 000 штук. Узоры на них абстрактные и растительные, но какие — одних вариантов тюльпанов больше пятидесяти! Замечено, что в пасмурную погоду или вечером, плитки выглядят не столь красиво, как солнечную погоду — вот когда красота и голубизна несравненные!
  4. Огромный центральный зал, купол над ним, поддерживающие купол мощные, словно слоновьи ноги, колонны по углам.
  5. Интерьер освещается 260 окнами с цветными витражами. Некогда это были венецианские стеклами, сейчас — самые обыкновенные.

Удобно, что возле храма есть электронное табло, на котором видно время молитв.

Проблемы с дресс-кодом туристов были особенно острыми в летние месяцы. Управление муфтия Стамбула сделало еще одну попытку найти баланс между правами верующих и интересами туризма.

Теперь в проходе мечети стоит пластиковый манекен, представляющий образец того, как посетители должны быть одеты. Одежду выдают при входе, она удобна для посетителей и соответствует религиозным правилам.

Проект оплачивается муниципалитетом Стамбула.

Однако в это день напрягал и волновал нас вовсе не дресс-код: несмотря на покрывающий пол красный ковер, разутым ногам было холодно. Я боялась, как бы не простудилась дочка. Тревога не дала нам возможность долго любоваться стенами, украшенными знаменитой плиткой, замечательной каллиграфией арабских надписей, и всем прочим. Пробыв совсем недолго, мы ушли прочь.

Стамбул Мечеть Сулеймание

Эта мечеть, возможно, не так знаменита, как Айя-Софии или Мечеть султана Ахмета, но она великолепна! Расположенная у подножия моста Галата, на одном из семи холмов Стамбула, оттуда открывается прекрасный вид на Золотой Рог, в ясный день можно увидеть все, вплоть до Принцевых островов.

Построил мечеть в 16 веке султан Сулейман Великолепный, завоеватель, от одного о имени которого дрожали короли Европы, покровитель художников и поэтов, сам поэт, законодатель и строитель.

Задумывал он ее как духовный центр своей империи, поэтому к ней прилегали во множестве здания разного назначения.

Сулейман пожелал, чтобы вид сооружения нес определенную символику, связанную с его личностью. Поскольку он был четвертым султаном Стамбула, то мечеть окружили 4 минарета, на которых в совокупности было десять балкончиков — так было обозначено то обстоятельство, что он был девятым правителем в династии.

Особенности Мечети Сулеймание

  • В настоящее время по своей значимости Мечеть Сулеймание в Стамбуле уступает Голубой. Но зато по величине до сих пор превосходит все остальные. Это — самая большая мечеть в Стамбуле. Если учесть входящие в ее состав учебные здания медресе, больницу, бани, кладбище и так далее, то этот комплекс займет место целого городского квартала. Только внутрь основного здания помещается одновременно 10 000 человек!
  • Ее купол подпирают 4 колонны, одна — из Египта, другая — из Баальбека, две были сделаны здесь.
  • Внутри святилища есть специальный павильон, где султан Сулейман молился, оставаясь видимым свои подданным
  • Прекрасная акустика. Во время недавней реставрации мечети эксперты с точностью узнали ее секрет, если ранее предполагали, что строивший ее архитектор, великий Синан, в купол и стены Сулеймание замуровал пустые кувшины, то теперь доподлинно известно, что это результат работы 256 особых полых кирпичиков, размерами 45 на 15 сантиметров, играющих роль резонаторов. Благодаря им голос имама ото всюду прекрасно слышно.
  • Здесь нет копоти от горящих свечей. Это тоже ноу-хау великого Синана.

Сейчас интерес к Сулеймание на волне просмотра сериала “Великолепный век” многократно увеличился, поскольку именно на территории этой мечети находятся усыпальницы и самого султана Сулеймана и милой его сердцу Хюррем — Роксоланы.

Хотелось рассказать о судьбе этой незаурядной женщины, но сейчас об этом столько пишут, что быстро передумала затрагивать эту тему.

По-моему, здесь не столь богатые росписи и изразцы, но заметить и прочувствовать особенности этого места, разумеется, кроме его размеров и расположения, при таком кавалерийском наскоке по достопримечательностям, нам не удалось.

О, еще забыла сказать о гранатах! Бальзам и отрада! На каждой улочке и каждом переулке стояла тележка с горкой гранатов. И из них, прямо на твоих глазах, машинкой-давилкой делали сок — как же хорошо… Вку-у-сно! Приятный бонус — почему-то сок у Мечети Сулеймание был немного дешевле, чем около Голубой мечети в Стамбуле

В тему:

Источник: http://www.control-point.ru/turtsiya/mechet-suleymanie-i-golubaya-mechet-v-stambule-sultanahmed/

Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге..

Автор: Мария Борисовна Кановская, консультант по вопросам делового этикета.

Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя уважительно. Все остальные правила очень различны.

Православный храм

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли.

По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

  • Патриарха — Святейший владыко;
  • епископа — владыко;
  • священника — батюшка;
  • игуменью — матушка;
  • диакона — отец диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!» Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!»

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Католический храм

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда.

В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино.

Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося.

Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то — это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

  • к Папе Римскому — Ваше святейшество;
  • к кардиналу и архиепископу — Ваше высокопреосвященство;
  • к епископу — Ваше преосвященство (личное — владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В личной беседе ко всем священникам можно обращаться «отец», к монахам — «брат», к монахиням — «сестра».

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул.

Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии.

Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность — как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Синагога

Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения — от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит).

В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин — кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв — на арамите (арамейском), языке повседневного общения древних евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря.

Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор.

Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма,— консервативному, реформистскому, либеральному, — синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу).

В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний — заключение браков, проведение похорон и т. д.

В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово «рабби».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Правила проведения переговоров: поэтапное руководство

Мечеть

Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба — главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар — трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться.

Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом — предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе. Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.

Изучить правила этикета и научиться достойно вести себя в любых обстоятельствах вы можете с помощью курса «Этикет и навыки делового общения». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/religioznyj-jetiket-hram-sinagoga-mechet-pravila-povedenija/