Чем отличается описание от рассуждения

Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи.

Источник: http://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми тек­стов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить чита­те­ля.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мыс­ли.

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет,  ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформ­ле­ния.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во вре­ме­ни.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков предмет?/ каков чело­век?

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных гра­ниц.

Разновидности текста с описанием

  • опи­са­ние внеш­но­сти чело­ве­ка (порт­рет);
  • опи­са­ние состо­я­ния чело­ве­ка;
  • опи­са­ние харак­те­ра чело­ве­ка;
  • опи­са­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (при­ро­ды);
  • опи­са­ние места (горо­да, села, мест­но­сти);
  • опи­са­ние пред­ме­та и пр.

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру:

  1. общее впе­чат­ле­ние от пред­ме­та речи;
  2. при­зна­ки пред­ме­та речи;
  3. автор­ская оцен­ка опи­сы­ва­е­мо­го.

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые сред­ства:

  • пре­об­ла­да­ют име­на суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные;
  • гла­го­лы в  фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида;
  • состав­ные имен­ные ска­зу­е­мые;
  • обсто­я­тель­ства места.

Пример текста

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изме­не­нии.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные пла­ны.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повест­во­ва­ния:

  1. завяз­ка (нача­ло дей­ствия);
  2. раз­ви­тие дей­ствия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец дей­ствия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые сред­ства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные фор­мы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни.

Что такое рассуждение?

Рассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки.

Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли.

 Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние дей­стви­тель­но­сти.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суж­де­нию.

Пример

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опро­вер­же­ние);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лек­си­ка;
  • име­ют­ся ввод­ные сло­ва;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступ­ки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступ­ки.

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Источник: https://russkiiyazyk.ru/leksika/tipy-rechi.html

Отличие рассуждения от повествования и описания

Поиск Лекций

Приветствие уч-ся.

— Русский язык – удивительный язык. Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Слайд 1

— Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы определите сами.

— В русском языке существует 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе. Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).

— Я предлагаю вам прослушать текст и определить тип речи. Правильно определив тип речи текста, вы определите тему нашего урока.

Слайд 2

Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (учителем или подготовленным учеником):

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

( К.Д. Ушинский)

Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:

-Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Запишите его, объясните (издавна, очень давно)

— Какова тема текста? (Тема любви к Родине)

— Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Родина, как и мать, у человека одна?

— А что для каждого из вас означает слово Родина?

-К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)

— Почему?

— Сформулируйте тему урока?

Слайд 3

— Тема нашего урока «Рассуждение как тип речи» Запишите её в тетрадь.

— Давайте подберём к этому слову однокоренные слова, запишем их.

— А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.

Постановка целей и задач урока.

— Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок, зная его тему?

(Ответы учеников)

Итак, задачи нашего урока:

Слайд 4

— узнать, что такое рассуждение как тип речи;

— как строится текст-рассуждение;

— научиться отличать рассуждение от других типов речи;

— мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

Основной (информационно-аналитический) этап.

Определение понятия рассуждение.

— Мы определили, что текст о Родине К.Д. Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать определение рассуждению.

(Ответы учеников)

Слайд 5

— Рассуждение – это тип речи, в котором автор доказывает что-то, размышляет о чём-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.

— Запишите определение в тетрадь.

Строение текста-рассуждения

— Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.

— Перед вами схема строения текста типа рассуждения. Опираясь на неё, расскажите, как строится текст этого типа речи. Слайд 6

(Ответы учеников)

Слайд 7

— Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, доказательства и вывод.

(Текст читает ученик)

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый…

Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину – мать!»

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

(В. Коротаев)

Работа с текстом.

— Что такое святыни? (то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)

— Какова главная мысль текста?

(Ответы учеников)

— Прочитайте абзац, в котором заключена основная мысль текста.

(последний абзац, он же вывод)

— Найдите тезис, доказательства.

Читайте также:  Как понять, что ты нравишься парню?

— В тексте много причастных оборотов. Что такое причастный оборот?

(Причастие с зависимыми словами)

-Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.( у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)

Отличие рассуждения от повествования и описания.

— По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)

(1) В повествовании говорится о событиях, последовательно сменяющих друг друга. К тексту — повествования можно задать вопрос «Почему?»

Приём фотографирования – 2 и более фото. Строится текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках этих предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото. Строится текст — описание так: признак + признак + признак.

3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования — фото сделать нельзя. Строение текста: тезис – доказательства – вывод.

Определение типа речи.

— Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.

Слайд 8

Чтение текстов учителем или подготовленными учениками:

} Текст 1.

И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет.

Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт.

Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

} Текст 2

И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.

} Текст 3

Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!

Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы должны помнить о подвиге, который совершил наш народ в те страшные годы. Вечная память всем погибшим в годы этой войны.

— Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

— Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

— Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

-Вы сказали, что к описанию можно сделать 1 снимок.

Слайд 9

— Памятник Советскому солдату стоит в Берлине в Трептов-парке.

Творческая работа.

Поработаем с 3-м текстом-рассуждением. Подберите свои аргументы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)

Источник: https://poisk-ru.ru/s10240t2.html

Типы и стили речи

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности.

Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Описание — это мир в покое (одна фотография) Типичная композициятекстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета;3) авторскую оценку, вывод, заключение Разновидности описания:1) описание предмета, человека (его характеристика) Какой он?
2) описание места Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
3) описание состояния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
4) описание состояния лица (человека) Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композицияповествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию;4) развязку (итог событий) Разновидности повествования:1) изобразительное;2) информативное

  В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

 Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

 Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир Типичная композициятекстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);3) вывод Разновидности рассуждения:1) рассуждение- доказательство Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
2) рассуждение- объяснение Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

 Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Стили речи

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.Каждый функциональный стиль характеризуется:а) сферой применения;б) основными функциями;в) ведущими стилевыми чертами;г) языковыми особенностями;д) специфическими формами (жанрами).

Стили речи делятся на
 Научный
Официально-деловой
Публицистический
Художественный

 

Сфера применения (где?) Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
Функции (зачем?) Сообщение, научное объяснение
Основные стилевые особенности Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
Основные языковые средства Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении;широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает…, согласно теории…, итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
Жанры Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение). 

Официально-деловой стиль

Сфера применения (где?) Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
Функции (зачем?) Сообщение, информирование
Основные стилевые особенности Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности
Основные языковые средства Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);значительные по объему сложные и осложненные предложения
Жанры Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги

В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

Публицистический стиль

Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность;сочетание экспрессивности и стандарта
Основные языковые средства Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
Жанры Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)


Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический. 

Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).

Читайте также:  Чем отличается право от прав человека

Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур. 

В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

 

Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.

 

В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.

 

Художественный стиль

Сфера применения (где?) Художественная литература
Функции (зачем?) Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)
Основные стилевые особенности Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
Основные языковые средства Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка;использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов
Жанры Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение

В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Разговорный стиль

Сфера применения (где?) Бытовая (неофициальная обстановка)
Функции (зачем?) Непосредственное бытовое общение;обмен информацией по бытовым вопросам
Основные стилевые особенности Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
Основные языковые средства Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
Жанры Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/77-tipv

Задание № 21: описание, повествование или рассуждение? | Сайт о русском языке, литературе и…о Санкт-Петербурге. Всё об итоговом сочинении, ЕГЭ и ОГЭ

Это задание проверяет ваше знание функционально-смысловых типов речи, если проще говорить, то вы должны различать описание, повествование, рассуждение, видеть их элементы в тексте.

На законный вопрос «зачем?» отвечу: помимо понимания текста вы должны текст конструировать, а для этого представлять себе, какие типы речи использовать для того или иного текста.

Какие типы речи бывают?

Всего их три: повествование, описание и рассуждение.

Опознаются они по нескольким признакам:

  • цель передачи информации;
  • строение текста;
  • языковые средства (слова, части речи, синтаксические конструкции).

Повествование

Это самое простое, что может быть. Цель сообщения – рассказать о СОБЫТИЯХ, которые происходят во времени, потому для повествования характерно ИЗЛОЖЕНИЕ действий последовательно: встал, пошел, пришел, потом сел и так дальше. Если есть диалог и глаголы совершенного вида чаще всего в прошедшем времени, то это повествование.

Описание

Цель описания – ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, явлении, процессе. Языковые средства могут быть любыми, тут надо внимательно смотреть на функцию текста: если есть рассказ о сторонах предмета, аспектах явления, то это описание.

Вопрос на засыпку: какой это тип речи? Демосфен стремился стать хорошим оратором. Для этого он ходил на берег моря и часами кричал, тренируя силу голоса. Иногда он набивал камнями рот и проговаривал слова, пытаясь довести дикцию до совершенства.

Да, здесь много глаголов, но это описание! Только процесса, а не предмета.

Рассуждение

Будете смеяться, но это НЕ повествование и НЕ описание. Да, рассуждение опознается путем исключения двух первых, для порядка приведу определение из учебника: рассуждение – это изложение мыслей  в логической последовательности. В таком тексте содержится определённая мысль (тезис), доказательства (аргументы) и вывод.

Важно помнить, что «чистые» типы текстов встретить практически невозможно, поэтому в задании вы увидите такие формулировки, как «элементы рассуждения», «содержит описание» и проч.

Давайте обратимся к варианту этого задания из демоверсии 2015 года:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2)В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

3) Предложения 24–25 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложении 43 присутствует элемент описания.

Начнем по порядку:

(4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. 5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью.

Здесь есть события, которые происходят последовательно (днем, потом ночью), это повествование.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.

22-е это повествование, 23-е – описание. Рассуждения здесь нет.

(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки. Конаков появился, растолкал, тот снял, выбрался, мы уселись – действия происходят во времени, это повествование.

Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат.

(39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину.

(41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… Элементы описания – это предложение 37, там дается представление о том, как выглядит окоп, хотя все остальное – повествование.

Вот так и решается это задание.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Источник: http://samarus-school.ru/zadanie-21-opisanie-povestvovanie-ili-rassuzhdenie.html

Тип речи: описание, повествование, рассуждение. Тип речи описание: примеры

Образование 15 марта 2016

В школьной программе обязательно присутствует тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». Но спустя время знаниям свойственно стираться из памяти, поэтому нелишним будет закрепить этот важный вопрос.

Что такое типы речи? Какие функции они выполняют?

Типы речи: описание, повествование, рассуждение — это то, как мы говорим о предмете. Например, представим себе обычный стол в кабинете или дома на кухне. Если потребуется описать этот предмет, то следует подробно рассказать, как он выглядит, что на нем находится. Подобный текст будет нести описательный характер, следовательно, речь идет об описании.

Если рассказчик станет рассуждать о том для чего этот стол, не слишком ли он стар, не пора ли поменять его на новый, то избранный тип речи, будет называться рассуждением.

Повествованием текст можно назвать в случае, если человек расскажет историю, как этот стол был заказан или изготовлен, привезен домой и остальные подробности появления стола на территории квартиры.

Теперь немного теории. Типы речи используются рассказчиком (автором, журналистом, учителем, диктором) для передачи информации. В зависимости от того, как она будет подана, определяется типология.

Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.

Повествование сообщает о развивающемся действии, донося определенную информацию во временной последовательности.

С помощью рассуждения передается течение мысли относительно предмета, ее вызвавшего.

Видео по теме

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи часто называют функционально-смысловыми. Что это значит? Одно из значений слова «функция» (существует множество других, включая и математические термины) — роль. То есть речевые типы играют определенную роль.

Функция описания как типа речи — воссоздать вербальную картинку, помочь читателю увидеть ее внутренним зрением. Достигается это за счет использования прилагательных в различных степенях сравнения, деепричастных оборотов, иных речевых средств.

Данный тип речи чаще всего можно встретить в художественном стиле. Описание в научном стиле будет значительно отличаться от художественного неэмоциональным, четким ходом рассказа, обязательным присутствием терминов и профессиональной лексики.

Для повествования характерно изображение действия, ситуации или конкретного случая. При помощи глаголов и кратких, емких предложений создается эффект присутствия. Этот тип речи часто используют в новостных репортажах. Его функция — оповещение.

Рассуждению как типу речи свойственно многообразие стилей: художественный, научный, деловой и даже разговорный. Преследуемая цель — разъяснить, раскрыть определенные особенности, что-то доказать или опровергнуть.

Особенности структуры типов речи

Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:

  • описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
  • подробное описание места;
  • описание состояния.

Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.

Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:

  • тезис (утверждение);
  • аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
  • финальное умозаключение или вывод.

Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.

Типы и стили речи: в чем различия?

В учебниках русского языка фигурирует понятие речевых стилей. Что это такое и есть ли отличия между стилями и типами?

Итак, стиль представляет собой комплекс определенных речевых средств, используемых в конкретной сфере общения. Насчитывается пять основных стилей:

  1. Разговорный.
  2. Публицистический.
  3. Официально-деловой (или деловой).
  4. Научный.
  5. Художественный.

Чтобы увидеть характерные особенности стилей, можно взять любой текст. Тип речи (описание, примеры которого будут представлены), присутствует как в научном, так и в публицистическом стиле. Разговорный стиль мы выбираем для ежедневного общения.

Он характеризуется наличием просторечных выражений, сокращений и даже жаргонных слов.

Он уместен дома или с друзьями, но по приходу в официальное учреждение, например, в школу, университет или министерство — стиль речи изменяется на деловой с элементами научного.

В публицистическом стиле написаны газеты и журналы. Используя его, вещают новостные каналы. Научный стиль можно встретить в учебной литературе, для него характерно множество терминов и понятий.

Наконец, художественный стиль. Им написаны книги, которые мы читаем для собственного удовольствия. Ему присущи сравнения («утро прекрасно, как улыбка любимой»), метафоры («золотом сыплет на нас ночное небо») и другие художественные обороты. Кстати, описание — это тип речи, довольно часто встречающийся в художественной литературе и, соответственно, в одноименном стиле.

Как отличить стили речи от типов? Типы речи — это то, как и о чем мы говорим. Описываем цветок или дом — значит, тип речи — описание.

Утверждаем, что дом здесь появился в определенном году, приводя тому веские аргументы — наш речевой тип — рассуждение.

Ну а если рассказчик желает поделиться опытом высадки и ухода за растением или поведать, как он построил дом, то мы имеем дело с повествованием.

Отличие состоит в следующем: описывать, размышлять или повествовать можно, используя разные стили. Например, рассказывая о цветке в художественном стиле, автор использует массу выразительных эпитетов, чтобы передать слушателю или читателю красоту растения.

Читайте также:  Как красить круглые глаза?

Биолог же, опишет цветок, с точки зрения науки, применяя общепринятую терминологию. Таким же образом можно рассуждать и повествовать. К примеру, публицист напишет фельетон о неосторожно сорванном цветке, используя рассуждение как тип речи.

В то же время девочка, применяя разговорный стиль, расскажет подруге, как одноклассник подарил ей букет.

Использование стилей

Специфика стилей речи делает возможным их успешное соседство. Например, если тип речи — описание, то оно может быть дополнено рассуждением.

Все тот же цветок можно описать в школьной стенной газете, используя при этом как научный или публицистический, так и художественный стиль. Это может быть статья о ценных свойствах растения и стихотворение, воспевающее его красоту.

На уроке биологии преподаватель, применяя научный стиль, предложит ученикам информацию о цветке, а после этого может рассказать увлекательную легенду о нем.

Тип речи описание. Примеры в литературе

Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.

В рамках описания выделяют следующие формы:

• портрет;

• описание состояния;

• пейзаж или интерьер.

Автор рассказывает об объекте, предмете или месте так, чтобы слушатели могли представить, увидеть его, но с помощью словесного описания. Стоит ознакомиться со следующими примерами.

Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» пейзажи также играют важную роль. При помощи словесного изображения летнего неба и заката писатель передает могущественную красоту и силу природы.

Чтобы запомнить, что такое описание как тип речи, стоит рассмотреть очередной пример.

«Мы вышли на пикник за город. Но сегодня небо было хмурым и становилось к вечеру все неприветливее. Сначала тучи были тяжелого серого оттенка. Небо закрывалось ими, как сцена театра после спектакля. Солнце хоть еще и не село, но уже было незаметным. И вот между мрачными заслонками туч появились молнии…».

Для описания характерно использование прилагательных. Именно благодаря им этот текст производит впечатление картины, передает нам цвет и погодные градации. К рассказу описательного типа задаются следующие вопросы: «Как выглядит описываемый предмет (человек, место)? Какие признаки ему присущи?»

Повествование: пример

Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.

«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».

В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи. Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь.

Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке.

Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома».

В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

В заключение

Наша статья была посвящена типам речи — описанию, повествованию и рассуждению. Выбор определенного речевого типа зависит от того, о чем мы говорим в данном случае и какую цель преследуем. Также мы упомянули характерные речевые стили, их особенности и тесную взаимосвязь с типами речи.

Источник: fb.ru

Deprecated: DEPRECATED: Do not call this method or, even better, use SphinxQL instead of an API in /var/www/www-root/data/www/monateka.com/sphinxapi.php on line 771
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/183178/

Задание № 22. Типы речи

Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.

Повествование

Повествование — это тип речи , в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

  • завязка действия( начало событий)
  • развитие действий
  • кульминация (наивысшее напряжение действия)
  • развязка

Особенности текста-повествования

  • большое количество глаголов, которые передают движение действия
  • в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
  • повествование свойственно многим стилям( разговорному, художественному, научному)

Пример текста-повествования

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
        Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены.

Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
        Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно.

Ветер между тем час от часу становился сильнее. 

                                                («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

 Описание

Описание — это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться  впечатления о  ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

  • портрет, описание внешности человека, его состояния
  • пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
  • интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
  • вещь, например. игрушка
  • животное, например, любимая собака

Композиция описания

  • общее представление о предмете описания
  • отдельные признаки предмета описания
  • может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

  • ведущие части речи — существительные, прилагательные, причастия
  • глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания.

    Так как что-то описывается в данный момент времени

  • предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?( справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?( хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Пример текста – описания

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

   («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, описание Емельяна Пугачёва)

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста — рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение — доказательство: почему так , а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?( толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение — размышление : как быть ? что делать ? ( даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

  • Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
  • Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов,  вводных конструкций, сложноподчинённых предложений

Пример текста – рассуждения

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

                                                            «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу.

Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах : описание и повествование,  описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

 Именно такие  задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8  — рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните , каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами  повествования и описания

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание].

 Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.

Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

                                                                 «Бежин луг» И.С.Тургенева.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-teoriya/zadanie-21/163-zadanie-21-tipy-rechi

Ссылка на основную публикацию