Чем отличается песок от глины

Как определить грунт «на глазок»

Характеристики грунта определяют не только конструкцию фундаментно-цокольной части, но и возможность построить дом вообще. Известно, насколько проблематично что-либо возводить, сваять на плывунах, на торфяниках, где под поверхностным слоем глинистовидных наносов скрывается обманщиковая подложка.

Во время строительства этап №1 работ — определить характеристики грунта. А также узнать обводненность участка, глубину промерзания, вероятность морозных пучений, и как следствие выбрать найоптимальнейшую конструкцию фундамента.

Создавать подземную часть дома по принципу «с запасом прочности» — большой урон денежно-хозяйственному положению. Ведь может «показаться» нормальным и 2- 3-х кратное увеличение тяжелых закладочных материалов.

Правильное направление преодолений производственных осложнений- изыскания и исследование грунта, определение характеристики. Но можно ли это сделать «на глазок» своими рукам?

Что в котловане

Даже далекий от геологии человек, сможет отличить песок от песчаного сланца – весьма твердой горной породы. Это очевидные явные различия.

Но сложности возникают, когда необходимо определить разновидности глинистых грунтов.

Что находится в котловане – глина, суглинок или супесь? И каков процент чистой глины в таких грунтах?

Наличием глинистых и пылевидных частиц и обуславливается склонность грунтов к пучению.

Далее рассмотрим возможность самостоятельно определить виды глинистых грунтов. Можно воспользоваться ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация». Там все расписано «от А до Я». Но практическая польза все же не велика. Так как, например, параметр «предел прочности» без лаборатории не измеришь.

Но сперва создайте достаточной глубины котлован, чтобы брать грунт залегающий как напротив стенок фундамента, что очень важно (поднимающие силы направленные по касательной к стенкам), так и под подошвой

Пластичность – важная характеристика

Важнейшей характеристикой глинистых грунтов является «число пластичности». Оно характеризует способность грунтов удерживать воду. Число пластичности для глинистых грунтов имеет следующие значения:

  • Супесь – 1 – 7
  • Суглинок – 7 – 17
  • Глина — >17

Чем более пластичный материала, тем больше в нем воды, и он лучше лепится, — склеивается, сохраняет форму целостность даже в виде тонких фигур.

Но число пластичности – результат лабораторных исследований.

Попробуем определить вид грунта в котловане под фундамент, не прибегая к конечному числу пластичности, а воспользовавшись визуальными различиями.

Что сделать для определения качеств

1. Кусочек грунта растираем в руках, пробуем определить на ощупь – если в нем песчаные частички. Исходя из своих ощущений делаем вывод:

  • при растирании песок не чувствуется – это глина;
  • при растирании песок чувствуется, хотя грунт похож на глину – это суглинок;
  • грунт растирается на песок и пылеватые частицы – это супесь.

2. Ладонями скатываем из грунта шнурок и другие фигуры:

  • глина — легко скатывается шнур, причем весьма тонкий. После этого делаем из шнура шарик, сплющиваем его – края шарика при деформации не потрескались;
  • суглинок — шнур скатывается, но у шарика при его сдавливании края растрескались;
  • супесь — шнур скатывается с большим трудом, или не скатывается совсем.

Еще способы определения грунта

Для тех же, кто хочет своими руками заменить геологические исследования, приведена таблица – Способы определения грунта, — здесь необходимо скатывать из грунта тонкий шнур, шарик, определять на ощупь пластичность и включение частиц, разглядывать состав в лупу…

С каждым образцом изъятым с определенной глубины котлована, нужно проделать несколько манипуляций согласно данных в следующей таблице

Описанный, не научный, но зато практичный метод, все же весьма груб. Процентное содержание песчаных частиц в грунте подобными методами не получишь.

Деление грунтов по числу пластичности и процентному содержанию песчаных частиц приведено в таблице.

Еще сведения по определению качеств.

Метод отделения песка от глины для изучения грунта

Вручную отделить песок от глины можно в банке с водой. А затем измерить линейкой толщину их слоев, что в грубом приближении, укажет на примерное процентное соотношение глины из песка. Набить руку в таких экспериментах можно, если повторить их многократно, взяв образцы явно разных грунтов.

Делается следующее. Берется банка с водой, туда насыпается грунт и усердно перебалтывается. После полного размешивания, необходимо дать некоторое время для взвеси отстояться, иногда для мелких частиц нужно весьма значительное время. Песок осаживается, образует видимый уплотненный слой внизу, а глинистые частицы плавучие, остаются в толще или поднимаются вверх.

Измерив толщину видимых слоев вверху и внизу стеклянной тары, можно приблизительно судить о характере грунта. Эти данные соотнести с приведенными выше табличными значениями, и по этому дать грунту свое наименование и характеристики не дожидаясь лабораторных анализов.

Источник: http://stroy-block.com.ua/fundament/39-kak-opredelit-grunt-na-glazok.html

Различие песка

Песок с глиной – достаточно распространенные материалы, они имеют свое сходство и отличие.

Попробуем сравнить эти два материала по 3 основным параметрам:

  • Водопроницаемость;
  • Пластичность;
  • Сыпучесть.

Итак, первый параметр это насколько материал может пропускать воды. Песок можно встретить в сухом виде, и его часто используют как фильтрующая составляющая.

Дополнительно читайте статью: размеры окон ГОСТ

Глина может впитывать воду, намокать и вбирать в себя влагу, но вбирать влагу она может только до определенного предела. Но пропустить через себя воду она не может.

Песок в плане пластичности гораздо хуже глины, из песка можно попытаться что-то слепить, но он имеет рыхлую структуру, но достаточной связи между частичками не будет.

Сырая глина пластична, она напоминает тесто, из неё можно вылепливать даже тонкие фигурки, благодаря этому свойству глину используют при изготовлении посуды и всевозможных строительных элементов.

Что же касается сыпучести, вспомните песочные замки, после высыхания такой замок легко распадается на части и теряет форму. Сухой же песок не имеет сцепления между песчинками и легко просыпается через любые отверстия.

А фигурка из глины даже после высыхания будет держать свою форму. В сухом состоянии глина не сыпучая, она имеет вид «комков» и частицы глины плотно сцеплены между собой. Если нужно придать глине сыпучесть – то эти комки нужно перетереть.

Различие речного песка от строительного

Песок это обязательная составляющая цемента, раствора, которые, в свою очередь, широко применяются в строительной сфере. Так же песок это основной элемент стекла.

И можно с уверенностью сказать что от этого материала от его качества зависит прочность и долговечность всей конструкции (того же фундамента).

Строительный песок, его ещё называют карьерным. Уже по наименованию видно, что этот песок вывозят из карьеров.

Из карьеров добывают «грязный» песок, который содержит много примесей (глины, пыли, вкраплений кварца) его непосредственно после получения применять нельзя, если в раствор добавить такой песок потом нельзя четко предугадать последствия.

Грязный песок промывают водой и после этого его можно использовать в строительстве. Если песок добывают при помощи намывки – то можно сразу замешивать в раствор без каких-либо обработок.

По размерам он значительно меньше, чем речной и значительно дешевле.

Речной песок по цвету может быть серым или желтым, для строительства лучше его употреблять ( если вас не смущает цена) так как у него более крупные (хоть и не одинакового размера) песчинки и нет посторонних примесей.

Добывают его со дна рек, и даже из «высохших» рек, в таком случае добывают песок с максимально крупными песчинками.

Плюсы и минусы речного песка

Плюсы речного песка:

  • Минимальное наличие примесей (особенно глины).
  • Песчинки почти все имеют одинаковый размер и круглую форму (используют для декора).
  • Низкая впитываемость влаги.

Минусы речного песка:

  • Высокая стоимость (значительно дороже, чем карьерный).
  • Песчинки почти все имеют одинаковый размер и круглую форму (меньшая вяжущая способность).

Плюсы и минусы строительного песка

Плюсы строительного (карьерного) песка:

  • Встречается разный размер песчинок, начиняя от мелких и заканчивая «гравием» (лучшее вяжущее).
  • Боле шероховатый, и имеет разные формы (лучшее сцепление).
  • Небольшая стоимость.

Минусы строительного (карьерного) песка:

  • Песок может быть загрязнен глиной и другими примесями.
  • В разных карьерах разные добавки и разные химические свойства.

Различие песка видео

Подобрано для вас:

Источник: http://stroysvoy-dom.ru/razlichie-peska/

Песок – классификация, сферы применения, ответы на ваши вопросы

Песок – это сыпучий материал неорганического происхождения, поэтому он не вступает в химическое взаимодействие с компонентами строительных растворов. Песок содержит частицы горных пород, которые в результате природных явлений приобрели округлую или остроконечную форму, диаметр крупинок – 0,05–5,0 мм.

По мнению неспециалистов, выбор этого материала не зависит от конкретного целевого назначения. Но это ошибка – для определённых работ приобретают сыпучие вещества с соответствующими химическими и физическими характеристиками. Рассмотрим классификационные признаки этого материала – природного и искусственного.

Разновидности природного песка

Сыпучий материал природного происхождения является результатом естественного разрушения скальных горных пород. В зависимости от места залегания этот материал делится на карьерный (горный, овражный), речной и морской.

  • Наиболее широко распространена карьерная разновидность, добываемая открытым способом. Её недостаток – наличие примесей в виде камешков и пылевидных частиц. Крупинки мелкие – от 0,6 до 3,2 мм, цвет – жёлтый или коричневый. Неочищенным этот материал можно применять для подушки под фундаментные конструкции или для траншей. Для строительных растворов используют сыпучий материал, очищенный от примесей одним из двух возможных вариантов – промывкой или просеиванием. Намывным называют песок, добываемый с применением значительного количества воды и специального оборудования – декантатора. В нём происходит отстаивание массы с последующим удалением примесей вместе с водой. Этот материал мелкофракционный, диаметр частиц – в среднем 0,6 мм. Вторая категория обработанного материала – сеяная. В этом случае примеси удаляются путём механического просеивания массы. Очищенные карьерные пески – недорогие и удобные в использовании – применяются на всех стадиях строительного процесса, где требуется присутствие сыпучего.
  • Место добычи речного песка – дно реки. Этот материал не нуждается в очистке, частицы мелкие – 1,5–2,2 мм, имеющие овальную форму, цвет – жёлтый или серый. Его ценное качество – отсутствие глинистых включений, снижающих эффективность строительных растворов и смесей. Минус – высокая стоимость, поэтому речную разновидность часто заменяют более дешёвым карьерным аналогом.

Внимание! При изготовлении бетонных смесей песок речного типа быстро осаждается, что требует постоянного перемешивания бетона.

  • Морской песок – нерудное полезное ископаемое, добываемое с использованием гидравлических снарядов. Это чистый материал, практически лишённый вредных примесей. Его можно использовать практически во всех сферах – от изготовления бетонных смесей до создания сухих готовых мелкофракционных составов и использования в пескоструйных агрегатах. Добыча этого полезного ископаемого достаточно затруднена, поэтому его массовое производство невозможно.
  • Достаточно редкая, можно сказать, экзотическая разновидность этого ископаемого – чёрный песок. Причина его образования – геологические процессы, которые вымывают светлые составляющие из темноцветных тяжёлых минералов – гематитов, ильменитов, магнетитов. Такое ископаемое промышленного значения не имеет не только из-за малой распространённости, но и благодаря высокой радиоактивности.

Искусственные пески – разновидности и их характеристики

Неравномерное расположение мест добычи природных песков стало причиной развития производства искусственных аналогов, которые классифицируются в зависимости от исходного сырья, измельчаемого до требуемой фракции:

  • Дроблёные. Получают из мрамора, диабаза, базальта, шлаков металлургического производства. Предназначаются для кислотостойких или декоративных смесей.
  • Для производства пористых песков в качестве сырья используют туф, пемзу, вулканический шлак и даже древесные отходы.
  • Керамзитовые мелкие заполнители для лёгких бетонов изготавливают измельчением керамзитового сырья. Эту продукцию можно использовать в качестве теплоизоляционного материала.
  • Аглопоритовые. Исходник – глиносодержащее сырьё, шлаки или золы, образующиеся при обжиге глины.
  • Перлитовые пески изготавливают методом термической обработки измельчённых стёкол вулканического происхождения, которые называют обсидианами или перлитами. Цвет получаемого продукта – белый или светло-серый. Используется в производстве изоляционных изделий.
  • «Белые пески» – кварцевые – получили такое название благодаря характерному «молочному» оттенку. Хотя чаще можно встретить продукт, изготовленный из желтоватых кварцев, в которых имеется некоторое количество глинистых примесей. Этот высококачественный материал популярен не только в строительстве (для декоративных и отделочных работ), но и в водоочистных системах и производствах по изготовлению стекла и фарфора.
Читайте также:  Как коптить рыбу в коптильне?

Определение! Понятие «строительный песок» означает не отдельный вид этого материала, а группу натуральных и искусственных сыпучих веществ, приспособленных по своим функциональным характеристикам для использования в строительстве.

Марки и фракции песка

Одной из важных характеристик этого материала, определяющей сферы его применения, является прочность, величина которой обозначается маркой:

  • для марки 800 исходным материалом являются породы изверженного типа;
  • 400 – породы метаморфического характера;
  • 300 – осадочные породы.

Не менее важным фактором, определяющим возможность применения материала для выполнения конкретной задачи, является размер зерна. Встречаются следующие разновидности:

  • Пылеватый. Структура очень тонкая, размер частиц – до 0,14 мм. Такой абразив делят ещё на три типа – маловлажный, влажный, водонасыщенный.
  • Мелкий – размер зерна 1,5–2,0 мм.
  • Среднего размера – 2,0–2,5 мм.
  • Крупный – 2,5–3,0 мм.
  • Повышенной крупности – 3,0–3,5 мм.
  • Очень крупный – от 3,5 мм.

Такая величина, как коэффициент фильтрации, показывает скорость прохождения воды через песок в условиях, определённых ГОСТ 25584. Зависит от пористости материала.

Определение! Для материалов естественного происхождения насыпная плотность составляет 1300–1500 кг/м3. При увеличении влажности этот показатель растёт.

Для определения качества сыпучего вещества также применяются такие показатели, как класс радиоактивности и процентная доля примесей – пылевидных, илистых и глинистых. В очень мелких и мелких песках допустимый предел содержания таких примесей – 5%, в остальных видах – 3%.

Какие вопросы часто поступают от наших клиентов

В чём основная разница между песком и глиной

Разные минеральный и химический состав этих двух материалов определяют их три основных отличия, сущность которых отражена в таблице:

Характеристика Песок Глина
Водонепроницаемость В природе часто встречается сухим, поскольку прекрасно пропускает воду. Это качество позволяет использовать материал для создания фильтрующих установок. Впитывает воду до определённой степени с увеличением объёма, который восстанавливается после высыхания. Этот материал не способен пропускать воду как в сухом, так и в водонасыщенном состоянии.
Пластичность Проявляет некоторую способность к слипанию во влажном состоянии, но устойчивые формы изготовить из него невозможно. Сырая глина отличается высокой вязкостью и пластичностью, поэтому может использоваться для создания художественных форм, строительных изделий, предметов обихода.
Сыпучесть Сухой материал не обладает способностью к слипанию, поэтому ему характерна высокая сыпучесть. Через любые отверстия такое сыпучее вещество проходит с одинаковой скоростью. Это свойство используется при изготовлении песочных часов. Глина состоит из крепко сцепленных частиц, поэтому сыпучестью не обладает. Для отделения глиняных зёрен друг от друга комок требуется измельчить механическим способом.

Чем отличается песок от песчаника

Зёрна песка, входящие в состав песчаника – осадочной горной породы, плотно соединены глинистыми, карбонатными или другими материалами.

Скрепляющие вещества по времени появления делятся на сингенетичные – появившиеся в породе олновременнос песчаными зёрнами, и эпигенетичные – заполнившие пустоты между крупинками через какой-то период.

Песчаники могут быть мономинеральными, состоящими из зёрен одного минерала, или полимиктовыми – из нескольких исходных составляющих.

Какой песок нужен для фундамента

Фундамент – основа строения, и она должна быть прочной и надёжной. Оптимальным вариантом для такого вида работ является среднефракционный намывной материал. Он сочетает доступную цену и требуемый уровень качества. Такую же разновидность используют для устройства стяжек.

Какой песок лучше применять для кладки

Для этой цели рекомендуется материал речного происхождения фракцией примерно 2,5 мм. Для штукатурных работ также советуют применять речную или морскю разновидности.

Какой песок нужен для пескоструя

Некоторые умельцы, пытаясь сэкономить, используют для этой цели обычный карьерный материал. Такой абразив может нанести непоправимый вред не только обрабатываемому изделию, но и самому аппарату. Самым распространённым вариантом в этом случае является кварцевый песок.

Внимание! При работе с кварцевым абразивом следует в обязательном порядке соблюдать правила техники безопасности, поскольку он образует большое количество пыли, способной спровоцировать силикоз.

Источник: https://www.navigator-beton.ru/articles/pesok-klassifikatsiya-sfery-primeneniya-otvety-na-vashi-voprosy.html

Песок с глиной

Песок — это сыпучий материал из осадочных горных пород, состоящий из зёрен размером от 0,16 мм до 5,0 мм. Зёрна диаметром более 5 мм относятся к щебню, менее 0,16 мм — к пыли.

Песок — наиболее распространённый строительный материал. Его используют в железобетоне, асфальтобетоне, во всех сухих строительных смесях, штукатурных растворах, в качестве дренажного слоя при подготовке оснований фундаментов, дорог всех классов и во многих других строительных и промышленных технологиях.

Глина также состоит из осадочных горных пород, но, в отличии от песка, они представлены в ней очень мелкими частицами. Основные минералы в глинах — из группы каолинитов, образовавшихся при распаде полевого шпата.

Глина имеет широкое применение. Из разных сортов этого материала изготавливают техническую керамику, посуду, художественные изделия, игрушки и поделки. Её используют в медицине, косметологии, изготовлении глинобитных жилищ. Много глины во всех странах идёт на изготовление кирпича.

Использование песка с глиной

Песок с глиной применяют, в основном, в качестве строительного материала. Для кладки каминов, печей годятся только огнеупорные кирпичи и раствор из глины и песка. Соотношение глины и песка в такой смеси может быть от 1:2 до 1:4. Всё зависит от качества глины. Жирная чистая глина требует больше песка, тощая — меньше.

Чтобы проверить правильность пропорции глины и песка в смеси для кладки камина или печи, готовый раствор наносят на кирпич тонким слоем (1 см) и подсушивают эту инсталляцию в печи, топке, в термошкафу, на электроплитке. Если высушенный раствор потрескался – в нём много глины, нужно добавлять песок. Если трещин нет, но материал крошится – много песка, нужно добавить глины.

Такая отработка технологии одновременно с подбором массового состава ингредиентов позволяет определить адгезию раствора из глины и песка к кирпичу. Оба материала — термостойкие, этим и обусловлено их применение в печном деле.

Песок с глиной используют и в качестве штукатурного раствора. Его составляют из песка, глины и древесных опилок. В некоторых случаях добавляют цемент, который придаёт поверхности недостающую прочность. Опилки являются связующим материалом, уменьшающим растрескивание. Для изготовления таких покрытий часто используют природные суглинки — смеси песка с глиной.

Готовые сухие смеси песка и глины для кладочных и штукатурных работ можно купить в строительных магазинах. Их расфасовывают в бумажные мешки по 25 кг. Для приготовления раствора материал нужно затворить водой и выдержать в течение времени, указанном в инструкции.

Различие свойств разных сортов глины и песка иногда требует корректировки состава купленной смеси. Для выверенных пропорций требуется большой опыт исполнителя работ.

Приглашаем посетить нашу компанию и приобрести строительные смеси песка с глиной для кладки каминов и печей.

Источник: http://nerud-expert.ru/poleznye-statyi/312-pesok-s-glinoj

Как правильно выбрать песок для строительных работ

Песок как наполнитель входит в состав смесей, «ответственных» за общее качество работ: в бетон, штукатурку, кладочный раствор. А при составлении пропорций строительных растворов важно, чтобы он был сухой и чистый. Поэтому во многих случаях для изготовления смесей «своими руками» лучше использовать песок в мешках.

Как определить качество песка

Опытные строители могут определить качество песка «на глаз». Точнее — оценить его чистоту и приблизительно отнести к стандартной группе по модулю крупности. Больше сведений должна содержать сопроводительная документация. При условии, что она есть.

На рынке существуют разные предложения по продаже песка. В приморских районах (в том же Санкт-Петербурге) многие компании торгуют морским песком, но в остальных регионах этот вид «экзотика».

Есть «горный песок», который получают как результат добычи и дробления жильного кварца. Но чаще всего продают речной (озерный) и карьерный песок. Первый вид считается чистым, с минимальным содержанием пыли и глины.

А второй вид не имеет такую «чистоту», и его классифицируют на необработанный, сеяный и мытый.

Необработанный карьерный песок не всегда отвечает нормативам, а чтобы он попал в эти рамки, его дорабатывают (обогащают):

  • просеивают — убирают крупные включения, провеивают — избавляются от пылевидных частиц;
  • моют — очищают от включений глины, пыли, органики.

Добыча в реке не дает гарантию качества и чистоты. Для примера можно посмотреть видео ниже, где автор рассказывает о наличии ила в завезенном «навалом» речном песке.

Есть несколько способов, которые позволяют определить насколько заявленное качество отвечает реальному.

Как определить группу и класс

Лабораторный анализ на сортность и класс песка проводят с помощью нескольких калиброванных сит. Но, если их нет, в «полевых условиях» можно воспользоваться и обычными тканными металлическими сетками. Для определения группы и класса песка достаточно четырех видов с разным диаметром ячейки: 10 мм, 5 мм, 0.63 мм и 0.16 мм.

Проверка на группу сводится к следующему:

  1. Отбирают 2 кг сухого песка.
  2. Просеивают через сетки 10 и 5 мм.
  3. Из отсеянного песка отбирают 1 кг.
  4. Просеивают через сито 0.63.
  5. Остаток на сите взвешивают и определяют группу.

Очень крупный песок будет иметь вес более 750 г, повышенной крупности — от 650 г до 750 г, крупный — 450-650 г, средний — 300-450 г, мелкий — 100-300 г.

Если остаток меньше 100 г, то это очень мелкие и тонкие пески, которые по определению относятся ко II классу и не используются для изготовления бетона и строительных растворов на основе цемента. Наглядно о таком песке можно посмотреть на видео ниже.

Автор немного преувеличивает, когда говорит, что такой песок вообще не нужен — его используют в изготовлении затирочных смесей. Но для бетона или засыпки фильтрующих и дренажных слоев он не годится.

Но даже, когда по весу остатка на сите 0.63 песок попадает в группу от мелкого до повышенной крупности, это не означает, что он первого класса. Ответ дает взвешивание остатка первой пробы (2 кг) на ситах 10 и 5, а также остатка второй пробы (1 кг) после сита 0.16.

У первого класса, после просеивания 2 кг песка на ситах 10 и 5, остатки должны весить не более 10 г и 100 г соответственно. А остаток просеивания после сита 0.16 должен весить не более 50 г у среднего, крупного, очень крупного песка, и 100 г у мелкого песка.

Второй класс должен иметь такие показатели:

  • песок повышенной крупности — 100 г и 400 г у зерен 10 мм и 5 мм, 100 г у зерен менее 0.16 мм;
  • крупный и средний — 100 г и 300 г у зерен 10 мм и 5 мм, 150 г у зерен менее 0.16 мм;
  • мелкий — 10 г и 200 г у зерен 10 мм и 5 мм, 200 г у зерен менее 0.16 мм.

Как оценить чистоту песка на глину, пыль и органику

Определить соответствие нормативам на пыль и глину практически невозможно. Вес глины в комках пробы в 1 кг у первого класса должен быть:

  • не выше 2.5 г у среднего, крупного и очень крупного песка;
  • не выше 3.5 г у мелкого песка.
Читайте также:  Как наносить касторовое масло на волосы?

У второго класса этот же показатель равен 5 г. Выделить «на глаз» такую мелочь у сыпучего материала, а затем взвесить — тяжело.

У пыли и глинистых частиц цифры для обоих классов выше — 20/30 г на 1 килограмм среднего и крупного песка, 30/50 г на один килограмм мелкого песка. Но как их отделить от отсева после сита 0.16?

Есть чисто оценочный способ по принципу «хороший-плохой», который основан на вяжущих способностях глины. Если глину приравнять к портландцементу, то при ее высоком содержании в песке она будет вести себя аналогичным способом.

Очевидно, что даже у мелкого песка II класса глины в комках и глинистых частиц будет недостаточно, чтобы его связать.

Поэтому, если пригоршню влажного песка сжать в кулаке, то он должен затем рассыпаться вновь, а не «слипнуться» комком.

Содержание в песке пыли, крупной и мелкой органики проверяют так:

  • насыпают в прозрачную емкость пробу;
  • заливают водой в большой пропорции (3:1, 4:1);
  • хорошо перемешивают;
  • дают отстояться несколько часов.

Зерна песка (истинная плотность более 2 г/см3) осядут на дно быстро. «Грязь», если она есть, в виде твердых не растворяющихся частиц грунта осядет верхним слоем. Взвеси из органики и пыли сделают воду мутной. Легкая органика будет плавать на поверхности.

Если песок чистый, то он осядет на дно без видимого «налета», а вода будет практически прозрачной — будет небольшая мутность из-за взвеси пыли, которую допускает норматив (до 2%-3% у крупного и среднего песка первого и второго класса, и до 3%-5% у мелкого песка).

Фракции и модуль крупности

Стандарт строительного песка в качестве характеристики зернового состава использует модуль крупности (Мк), численная характеристика которого показывает сумму долей остатков на ситах от 2.5 мм до 0.16 мм, с уменьшением размера ячейки каждого в два раза (1.25, 0.63, 0.325). И многие путают понятия модуль крупности и фракцию.

Модуль крупности имеет безразмерную величину — в его расчете принимают участие доли, как результат деления веса остатков каждого сита на вес пробы. И чем больше остатки на крупных ситах, тем выше модуль крупности. А чем больше песка отсеялось через сито 0.16, тем Мк ниже.

Фракции песка измеряются в миллиметрах, и прописывают в виде диапазона. Его границы определяются размерами ячейки предыдущего сита и того, на котором лежит остаток.

Такая «двойственность» характеристик даже отражена в ГОСТе, где по определению выделено три вида этого сыпучего строительного материала:

  • природный и обогащенный песок без разделения на фракции, группы которого определяют по проценту остатка на сите 0.63 и модулю крупности;
  • фракционированный песок состоит на 94% из зерен с размерами в четко обозначенном диапазоне.

Размеры сит промышленного оборудования, с помощью которого разделяют песок на фракции, могут отличаться диаметром от лабораторных.

Фасованный песок — преимущества

Если исходить из цены за 1 кг, песок в мешках стоит дороже насыпного — влияют стоимость упаковки, затраты на фасовку, погрузку и разгрузку. Но у него есть свои преимущества:

  • возможность покупки небольшого веса при незначительных объемах строительных работ;
  • доставка не на самосвале, а на любом грузовом транспорте, вплоть до самовывоза небольшой партии на легковом автомобиле;
  • погрузка/разгрузка возможна без применения техники;
  • при проведении строительных и ремонтных работ на этаже мешки с песком можно сразу поднимать на объект;
  • простота складирования под навесом или в помещении;
  • при хранении под тентом на поддоне обеспечивается защита от намокания осадками сверху и снизу.

Последнее достоинство упрощает изготовление бетона своими руками при строительстве за городом, когда доставка готовой смеси невозможна по какой-либо причине — сухой песок облегчает точную дозировку воды, а она важна для оптимального водоцементного соотношения.

Если в каждом мешке отгружен точный вес, это также облегчает изготовление бетона определенной марки.

Советы профессионалов

Для каждого случая есть свой вид и группа песка:

  1. Изготовление бетона. Используют природный речной или карьерный мытый песок который по модулю крупности должен относится к группе крупного и среднего песка. Есть исследования о влиянии размера зерна на прочность бетонного камня. Содержание крупных фракций с зерном от 5 мм до 1.25 мм (отсев по двум стандартным ситам) должно быть не менее 50% — отвечает за прочность на сжатие. Желательно также наличие в песке до 10% фракций с размерами зерна 0.325-0.16 мм — обеспечивает заполнение микропор при уплотнении бетона. Изменение содержания фракций средних размеров (1.25-0.325 мм) в пределах 30-50% существенно не влияет на расход цемента и прочность бетонного камня. Предпочтительно применять карьерный мытый песок, у которого шероховатое, не обкатанное водой зерно.
  2. Дренаж и обустройство подушек основания. Используют крупный и очень крупный речной или карьерный мытый песок, у которого высокий коэффициент фильтрации.
  3. Кладочные и штукатурные составы. Применяют мелкий карьерный песок — оптимальное соотношение размера фракции и пластичности раствора.

Фасованный песок — это неизменность влажности и насыпной плотности при перевозке и хранении, удобство в транспортировке и в использовании, закупка именно необходимого количества с точностью до объема мешка.

Источник: http://stroyobzor.info/materialy/nulevoj-cikl/sypuchie-materialy/suxoj-pesok-v-meshkax.html

Как выбрать качественный песок

При строительстве нет второстепенных по важности деталей. Важны и материалы, и четкий проект, и профессионализм. Что любопытно, данный тезис распространяется на простой строительный песок. Вообще песок – ключевой материал для строительного сегмента. От его грамотного выбора порой зависит целостность сооружения.

Состав песка отличается в зависимости от маркировки. Основными составляющими стройматериала являются кварц, слюда и полевой шпат. Данные компоненты есть во всех типах песка.

Каким может быть песок?

В строительных целях используют песок следующих видов:

Не находит применение в строительстве:

  • морской;
  • кварцевый;
  • горный.

Песок классифицируется по размеру частиц на:

  • пылевидный;
  • крупнозерновой;
  • глинистый.

Вопреки расхожему мнению, использовать низкокачественный песок при изготовлении раствора нельзя. Качество бетона в таком случае пострадает, что скажется на надежности конструкции и эстетическом восприятии.

Причем выиграть в этой ситуации можно, выбрав качественный песок. Что парадоксально, цемента в сочетании с таким продуктом требуется сравнительно меньше. Следственно, себестоимость бетона будет ниже.

Чтобы визуально оценить качество строительного песка и сделать правильный выбор, предлагаем ознакомиться с данным вопросом.

Как выбрать песок

Любой эксперт в области строительства скажет определенно, что прочность бетона зависит от выбора песка. Цемент также играет немаловажную роль, однако песок является структурообразующим средством.

Так, используя одну марку цемента и одинаковые пропорции приготовления раствора с песком разного типа можно получить несколько отличающихся по характеристикам составов. Высокое содержание глинистой примеси гарантированно снизит показатели прочности и морозоустойчивости бетона.

Глина, обволакивая частицу песка, выступает в роли ингибитора качественной сцепки раствора. Таким образом можно уверенно заявить: глинистый песок для приготовления надежного морозоустойчивого бетона не годится. Самым подходящим вариантом является промытый песок. Процент глины в его составе минимизирован.

Однако такой вид материала на 30% дороже аналогов ввиду обязательной дополнительной обработки.

Речной песок – оптимальное решение. Данный материал по составу идентичен мытому, отличается однородной зернистостью, высоким качеством.

Задумав масштабное строительство, целесообразно отдать предпочтение именно этому варианту. Благодаря естественному происхождению, в составе речного песка не находят инородные смеси органического или глинистого характера.

По техническим характеристикам это идеальный продукт для строительства жилья.

Как эффективно подойти к выбору песка

Тем не менее, в некоторых случаях использование речного песка можно считать нерациональным. Если требования к прочности бетонного раствора невысоки, и конструкции не подвергаются высоким механическим и природным нагрузкам, экономически выгоднее выбрать карьерный песок строительный. Купить просеянный карьерный песок можно при следующих строительных работах:

  • кладка кирпича;
  • штукатурка;
  • заливка фундамента.

Цена на материал зависит от характеристик, а также от удаленности карьера от рынка сбыта. Самым доступным считается карьерный песок. Его добывают в грандиозных карьерах. В составе продукта присутствуют крупные и мелкие частицы глины, пыли.

После промышленной обработки качество, ровно как и стоимость, повышается. К примеру, сеяный продукт может стоить в два раз дороже. Разброс цен объясняется расходами на просеивание и фильтрованием большого объема глины. Мытый строительный песок, который получается посредством промывки сеяного продукта, стоит уже в три раза дороже природного сырья.

Рекомендация специалистов: для получения высоких эксплуатационных характеристик цементно-песочного раствора необходимо выбрать песок первого, второго классов. Такой материал находит применение при установке железобетонных и бетонных конструкций повышенной прочности.

Специалисты говорят, что можно визуально и тактильно проверить качество строительного песка. 1) Визуальный способ. Класс материала определяется согласно размеру фракций и наличию дополнительных компонентов и примесей. Для этого вам понадобится компактное сито с ячейками разного размера – от 0.16 мм до 0.5 мм. Просеяв небольшую горсть песка, можно определить класс и тип.

В случае, если останутся крупные частицы глины, – это самый дешевый карьерный песок. 2) Тактильный способ. Класс и тип определяется посредством сжатия песка в ладони. Если продукт превратится в плотный комок, перед вами глиняный песок. Никакие увещевания продавца о мокром песке в данном случае не будут иметь силы. Даже влажный песок сыплется из сжатого кулака.

3) Смешивание с водой.

Для идентификации марки песка понадобится прозрачная тара. Вполне подойдет пластиковая бутылка. Итак, эксперимент выглядит следующим образом:

  • в бутылку наливается чистая вода;
  • небольшая горсть песка высыпается в бутылку;
  • емкость взбалтывается и оставляется без внимания на 24 часа.

Если песок качественный, вода существенно не помутнеет, непосредственно все частицы останутся на дне. Если песок не подвергался обработке, в бутылке будет мутная грязная вода.

Песок для детей

Помимо создания фигур в песочнице, дети могут использовать природный материал в качестве сырья для лепки фигурок. На рынке можно найти такой интересный продукт, как живой песок. Купить универсальный материал для развития детей можно с недавнего времени.

Это своеобразная замена играм в песочнице, причем доступная в любое время года. Материал приятен на ощупь, не оставляет царапин на коже. В составе практически нет глины. Он включает:

  • мелкий речной песок;
  • частицы ракушечника;
  • масла.

Живой песок настолько пластичен, что позволяет лепить фигурки, словно из пластилина. В процессе творческого досуга можно высыпать материал в открытую емкость и творить. Он не нуждается в увлажнении и дополнительных средствах защиты благодаря вязкости.

То есть пылесосить пол после занятий не придется.
Несмотря на наличие в составе органических масел, живой песок не оставляет пятен на одежде, смыть с рук его можно простой водой. Еще один важный факт: в песке не размножаются грибки и бактерии.

Но хранить его требуется в открытой упаковке.

Заключение

Итак, вы выяснили, что от выбора песка зависит прочность и определенные характеристики бетона. Для получения морозоустойчивого прочного состава, необходимо использовать песок первого класса. Это промытый чистый песок без примесей.

В случаях, когда прочность бетона не является обязательным условием, экономически выгодно добавлять простой карьерный песок. Он применяется при штукатурке, кладке кирпича, заливке фундамента. Определить качество продукта можно визуально и тактильно. Просейте песок на крупном сито.

Если частицы глины и камней остались, перед вами самый дешевый материал. Сожмите песок в кулак. Если получился липкий комок, в составе много глины.

Наконец, для детей существует живой песок – универсальное средство для лепки фигур и конструкций.

Источник: http://dachnaya-zhizn.ru/kak-vybrat-kachestvennyjj-pesok

Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»

К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Читайте также:  Какие документы нужны для открытия продуктового магазина?

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Поэтому очень важно познакомить детей с почвой, свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Предмет исследования: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе.

Тип проекта: исследовательский, познавательно — творческий .

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: средней продолжительности, 1 месяц с 1 апреля по 29 апреля.

Цель: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва, песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами почвы, глины, песка.
  2. Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы,

глины, песка в природе и в жизни человека.

  1. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
  2. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный,

рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

  1. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

Развивающие:

  1. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать

выводы.

  1. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе

взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

  1. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в

ходе экспериментирования.

  1. Систематизировать элементарные знания о свойствах почвы;

свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) ;

использование человеком песка (строительство, песочные часы,

глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду) ; о глине

как (производство посуды, игрушек, строительство) .

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы,,
  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

доводить начатое дело до конца,

  1. Прививать любовь к природе.

Методы в работе:

Наглядные методы: показ опытов и экспериментов, рассматривание почвы, песка и глины.

Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.

Практические методы: экспериментирование – элементарные опыты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

  1. Повышения интереса к исследовательской, экспериментальной деятельности.
  2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
  4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Предварительная работа:

Совместная деятельность с детьми:

наблюдения на прогулке за почвой, песком, глиной;

раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя) ;

организация огорода на окне;

труд в уголке природы и на участке;

создание альбома по теме.

Самостоятельная деятельность детей: 

дидактические игры («Четвертый лишний», «Откуда горсть земли? », «Ответь на вопрос и найди пару») ;

проведение опытов в лаборатории «Хочу все знать»;

просмотр книг, иллюстраций о песке, глине, почве и ее обитателях.

  1. Совместная деятельность с родителями.
  2. Анкетирование родителей. 3. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома». «Песочная терапия – один из методов арттерапии» «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» «Во саду ли, в огороде. » 4. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в детском саду (в группе) 5. Наглядная информация. 6. Обмен опытом.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Развитие эмоционально — ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально — поисковой деятельности своих детей.

Дети должны уметь:

  1. Самостоятельно определять что почва — это верхний, плодородный слой,
  2. Уметь называть состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.
  3. Уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения.
  4. Уметь самостоятельно определять свойства песка и его состав.
  5. Уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры с песком.
  6. Применять знания об использовании песка в деятельности человека.
  7. Уметь самостоятельно устанавливать причинно — следственные связи на основе экспериментов и делать выводы.
  8. Дети имеют представление о том, что песок – полезное ископаемое.
  9. Уметь самостоятельно определять свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая — во влажном).
  10. Применять знания об использовании глины человеком.
  11. Уметь самостоятельно применять знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи.

Этапы работы

I этап – подготовительный:

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (песок, глина, почва, лупы, трубочки, ложечки).

Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва, песок, глина? »

Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстрированного материала;

Разработка конспектов занятий, составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.

II этап – основной:

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно — развивающей среды

01.04.16

Стихи о почве

Анкетирование для родителей.

«Организация развивающей

среды в семье».

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

«Во саду ли, в огороде. »

Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина»

Пробуждать интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания и представление о почве.

Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Познакомить детей с техникой рисование песком. Опыты на закрепление свойств сухой глины и песка.

Познакомить детей с созданием игрушек из глины. Использование различных свойств веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

Конкурс на лучшую песочную постройку, сооружение по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

Развивать интерес к объектам неживой природы: почве, песку.

Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение.

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина».

04.04.16

Беседа «Кладовая Земли ».

Источник: https://chistova-dmdou12.edumsko.ru/articles/post/330796

Классификация и свойства глинистых грунтов

Глинистые грунты по праву считаются наиболее распространенным типом горных пород.

Рассмотрим более подробно характеристику глинистых грунтов:

  • В их состав входят  мельчайшие глинистые частицы (размером менее  0,01 мм, имеющие форму пластинок или чешуек) и частицы песка.
  • Обладают большой пористостью, в связи с этим имеют способность свободно поглощать и удерживать воду. Даже при частичном высыхании  удерживают в себе влагу.
  • При замерзании жидкость превращается в лед, при этом увеличивая общий объем грунта. Все породы, которые содержат в себе частицы глины, подвержены этому негативному влиянию, и чем больше ее в составе, тем сильнее проявляется данное свойство.
  • Благодаря консистенции глинистых грунтов, порода обладает связывающими свойствами, которые выражаются в способности сохранять свою форму.
  • В соответствии с содержанием частиц глины, существует классификация глинистых грунтов: глина, суглинки и супеси.
  • Способность деформирования породы без разрывов под воздействием внешних нагрузок, и сохранение формы после ее прекращения, называют пластичностью глинистых грунтов. Степень пластичности определяет строительные свойства глинистых пород: влажность, плотность, сопротивлению сжатию. При увеличении влажности происходит уменьшение плотности и сопротивление сжатию.

Гранулометрический состав и пластичность

Классификация глинистых грунтов более детально:

Супесь

  • Содержание в супеси глинистых частиц около 10 %, остальной объем занимают песчаные частицы.
  • По своим характеристикам почти не отличается от песка. Бывает двух видов: легкая (в составе до 6%  глиняных частиц) и тяжелая (до 10%).
  • Растирая супесь во влажных ладонях, отчетливо заметны частицы песка.
  • Комки в сухом состоянии  имеют рассыпчатую структуру и легко крошатся при ударе.
  • Шар, сформированный из увлажненной супеси, при давлении легко рассыпается.
  • Отличается сравнительно низкой пористостью (0,5-0,7), по причине высокого содержания песка.
  • Несущая способность супеси имеет прямую зависимость от влажности глинистых грунтов.

Суглинок

В суглинке содержание глинистых частиц  может достигать 30% от общего веса. Как и в супеси, суглинок содержит большую часть песка, поэтому его можно назвать песчано-глинистым грунтом.

  • В сравнении с супесью, отличается большей связанностью, при определенных условиях может сохранять форму, не распадаясь на мелкие куски.
  • Тяжелые суглинки содержат до 30% глинистых частиц, а легкие до 20%.
  • Сухие куски сглинка не так тверды, как глина, при ударении рассыпаются на небольшие куски.
  • При увлажнении суглинок мало пластичен.
  • При растирании, в ладонях четко заметны песчаные частицы.
  • Комки легко раздавливаются.
  • Шар, сформированный из увлажненного суглинка, при надавливании превращается в лепешку, с характерными трещинами по краям.
  • Пористость суглинка несколько выше, чем супеси (0,5­–1).

Глина

В глине содержится более 30% глинистых частиц. Среди грунтов, она имеет наибольшую связанность.

  • В сухом состоянии глина твердая, при увлажнении становиться пластичной, вязкой, прилипает к пальцам.
  • При растирании в ладонях песчаных частичек практические не ощущается, комки раздавить довольно затруднительно.
  • При разрезании ножом пласта сырой глины, на гладком срезе не видно песчинок.
  • Скатанный шарик из увлажненной глины при надавливании превращается в лепешку без трещин.
  • Обладает наибольшей пористостью (до 1,1).

Составы с различными примесями

Пылевато-глинистые грунты представляют собой состав, в котором содержится примесь органических веществ (0,05–0,1). По степени  засоленности их разделяют:

  • засоленные – содержание солей в составе превышает 5%;
  • незасоленные;

Пылевато-глинистые грунты включают в свой состав специфические породы, которые проявляют неблагоприятные свойства при замачивании:

  • набухающие – грунты, которые при замачивании химическими растворами или водой способны увеличиваться в объеме.
  • просадочные – породы, которые под воздействием внешнего давления или собственного веса, а также при значительном увлажнении водой способны давать просадку.

Среди пылевато-глинистых пород следует отдельно выделить илы и лессы.

  • Лессовые породы имеют характерную макропористость, в их составе содержится карбонат кальция, а при замачивании большим количеством воды под нагрузкой дают просадку, легко размокают и размываются.
  • Илом называют осадок водоемов, который образовался в результате различных микробиологических процессов, имеющий влажность, граничащую с текучестью.

Все вышеперечисленные породы от супесей до глины, при создании определенных гидродинамических условий способны принимать плывунное состояние, превращаясь в густую, вязкую жидкость.

Посмотрите видео: Вывоз грунта

Источник: http://ecology-of.ru/pochva/klassifikatsiya-i-svojstva-glinistykh-gruntov/

Ссылка на основную публикацию