Чем отличается солнечный календарь от лунного

Чем солнечный календарь отличается от лунного календаря

Лунный и солнечный календарь — что это, для чего они нужны, чем схожи и каковы отличия.

Календари — мы без них не можем представить летосчисления. В повседневной жизни мы пользуемся григорианским, но в мире существуют еще несколько вариантов, не менее популярных и признанных. В этой статье мы расскажем о солнечном и лунном календарях, их сходствах и отличиях, а также ответим на интересующий многих вопрос — какой из календарей важнее.

Что такое лунный и солнечный календарь: определение

Лунный календарь — это подсчет суток относительно фаз Луны, следовательно, образуемый синодические месяца. Согласно лунного календаря один месяц равен приблизительно 29.5 суток, поэтому один месяц может составлять 29, а другой 30 суток. Год также как в и григорианском равняется 12 месяцев. Так же как и в григорианском календаре есть простые и високосные года.

Солнечный календарь — это календарь, который отражает тропический год. Проще говоря, в нем заложены времена года. Дни исчисляются сутками, а в году насчитывается 365.2 суток. Также насчитывает обычный/простой год и високосный.

Лунный календарь на 2018 год

Какой календарь появился раньше: лунный или солнечный?

Насколько нам сообщает история, поначалу дни шли один за другим, а вот ночи человек заметил совершенно разные. Ведь Луна освещающая путь и каждый день она другой формы. Но с некой периодичностью формы повторяются, а если понаблюдать что в определенные лунные дни человек чувствует себя по-разному. Так и появился лунный календарь, а с ним и первое летоисчисление.

Следом за лунным календарем началось и солнечное исчисление времени и дней, так и появился солнечный календарь. Со временем изобрели еще более детальный календарь, в котором отображены движения обеих небесных тел — как Луны, так и Солнца. Этот календарь носит название солнечно-лунный календарь.

Чем солнечный календарь отличается от лунного календаря: сравнения, отличие

Подчинить время — то к чему люди шли не одно столетие. И ориентиром было выбрано два небесных тела — Солнце и Луна.

Но с Солнцем долго не могли совладать, ведь очень сложно донести до всех людей в обществе, как именно видны отличия. Чего не скажешь по Луне. Луна ведь каждую ночь изменяется, а раз в цикл эти дни повторяются.

Таким образом, по Луне можно было планировать события, которые чередуются раз в месяц.

Солнечный календарь — Круг Сварога

А вот события, которые появляются раз в год, было весьма сложно отрегулировать по Луне и тут помогло Солнце. Именно благодаря созданию солнечного календаря были приручены четыре сезона и земледельческие работы, скотоводство и многие другие отрасли были систематизированы и улучшены.

В обоих календарях есть точки соприкосновения, но есть и отличия:

  • Как в лунном, так и в солнечном календаре 12 месяцев/циклов;
  • Период циклов значительно отличается;
  • Начало года у солнечного всегда одна дата, а вот у лунного постоянно смещается, так как лунный цикл более короткий, чем солнечный;
  • В солнечном календаре сутки это ровно 24 часа, а вот в лунном календаре сутки имеют различное количество времени, но всегда определенное время в определенный день цикла.

Какой календарь важнее: солнечный или лунный?

Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Согласно солнечному календарю мы хорошо знаем, когда потеплеет или похолодает, когда утром вставать на работу, а вечером ложится спать.

А вот лунный календарь отвечает за менструацию у женщин, за рост волос и ногтей, за легкость переносимости операций, а также рисков поднятия давления, кровотечения и многого чего связанного со здоровьем.

Именно поэтому очень долго выдвигалась теория, что человечество это лунные дети.

Солнечный и лунный день: сравнение характеристик

Характеристика Лунный календарь Солнечный календарь
Количество времени в сутках Постоянно меняется 24 часа
Количество суток в месяце 29.5 30.5
Количество суток в году 354.36708 365.2
Первый день года в календаре Каждый раз сдвигается 1 января
Наличие високосного года да да

Источник: https://heaclub.ru/chem-solnechnyj-kalendar-otlichaetsya-ot-lunnogo-kalendarya-sravneniya-otlichie-kakoj-kalendar-vazhnee-solnechnyj-ili-lunnyj-kakoj-kalendar-poyavilsya-ranshe-lunnyj-ili-solnechnyj

Что такое лунный календарь?

Луна таинственно улыбается нам с ночного неба или прячется, повинуясь своему особому распорядку. Она может быть полной, убывающей и растущей. От Луны зависят приливы и отливы в морях и океанах, поведение и характер человека, рост всего живого. А лунный календарь способен не только рассказать о том, какие сегодня лунные сутки, но и дать особые рекомендации.

Так что такое лунный календарь? Читайте на Passion.ru!

Лунный календарь — родитель временного исчисления. Именно фазы Луны стали поводом для того, чтобы разделить год на месяцы — от одного новолуния до другого. Позже астрономы сделали уточняющие поправки и отделили солнечный календарь, по которому сейчас живет весь мир, от календаря лунного.

В лунном календаре, в отличие от солнечного, не 30 или 31 день, а 29,5 или 30.

Солнечные сутки составляют ровно 24 часа, а у лунных нет четкой продолжительности — они могут длиться от нескольких мгновений — это, как правило, либо 30-е, либо 1-е лунные сутки — до 2 дней.

По солнечному календарю мы считаем началом нового дня полночь (точнее, одну секунду первого), а по лунному следующие сутки начинаются с восходом Луны. И это может произойти в любой час дня и ночи.

Солнце находится в одном и том же знаке зодиака около месяца (все четко и зафиксировано в гороскопах), а Луна путешествует по зодиаку, задерживаясь в одном знаке не более чем на три дня.

И это тоже находит отражение в лунном календаре. Однако если нам не составляет труда выяснить, в каком знаке было Солнце на момент нашего рождения, то для того, чтобы узнать, в каком знаке была Луна, надо произвести сложные подсчеты.

Или обратиться к специальной компьютерной программе.

Солнце не имеет своих персональных фаз, оно постоянно, поэтому мы никогда не говорим, например, растущее Солнце. А Луна за свой лунный месяц проходит четыре фазы: новолуние, 1-ю четверть (растущая Луна), полнолуние, 4-ю четверть (убывающая Луна). И каждой фазе соответствуют свои собственные процессы и события, происходящие на самой Земле и с ее жителями.

Солнечный год равен 365 или 366 суткам, а лунный составляет 354 или 355 суток. Таким образом, каждый год лунный календарь как бы отстает от солнечного, в среднем, на 10 дней. И не исключено, что именно такое «опоздание» вынудило ученых древности отказаться от лунного летоисчисления. А иначе блуждали бы наши привычные месяцы по всему году.

Несмотря на то, что в повседневной жизни мы не считаем время по лунному календарю, он оказывает на нас огромное влияние. И если знать особенности «поведения» Луны, то можно сделать свою жизнь более гармоничной и успешной. Ведь Луна обладает настолько мощной энергетикой, что от нее просто невозможно отмахнуться.

Однако в одной небольшой статье физически нереально описать все аспекты лунного календаря, поэтому остановимся на основных моментах.

На растущую Луну первыми «активизируются» ноги, а к полнолунию энергия доходит до головы. И именно поэтому в это время нас посещают отличные идеи или, напротив, слабый мозг дает сбой, то есть в полнолуние мобилизуют свои силы и гении, и маньяки. Кстати, у растений все то же самое — в новолуние все соки находятся в корнях, а к полнолунию поднимаются к самой вершине.

За два дня до новолуния и в течение двух дней после него надо беречь силы — Луна высосала жизненную активность. И в это же время человек наиболее уязвим для воздействия негативной энергии или, как еще говорят, для темных сил.

Источник: https://www.passion.ru/hor/chto-takoe-lunnyy-kalendar-58390.htm

§ З. Солнечные, лунные и лунно–солнечные календари

Для понимания проблем хронологии необходимо отчетливое представление о структуре возможных календарных систем. Мы изложим сейчас соответствующий материал, поскольку это дает возможность развеять еще один миф, связанный с именем Гиппарха.

Астрономически солнечный год должен бы был определяться как отрезок времени от весеннего (или осеннего) равноденствия до следующего весеннего (осеннего) равноденствия.

Оказывается, однако, что «весенний год» несколько отличается (минуты на полторы) от «осеннего года», и оба года со временем медленно меняются (на минуту–полторы за 5—6 тысяч лет).

Поэтому астрономы вводят некую условную среднюю величину года, называемую По современным данным он равен

Как мы уже говорили, одним из основных требований к календарю является его климатичность, т.е. согласованность с хозяйственными сезонами и временами года.

В таком календаре начала времен года (зимы, весны, лета, осени) должны всегда падать на одни и те же вполне определенные даты. С абсолютной точностью удовлетворить условию климатичности на практике нельзя.

Поэтому приходится прибегать к приближениям.

Чтобы найти наилучшие приближения к числу дней тропического года, полагается по известному правилу арифметики разложить это число в непрерывную дробь.

Имеем

365,2422=365+1/(4+1/(7+1/(1+1/(3+1/4))))

откуда находим последовательные подходящие дроби

365=365,0000

365 1/4 = 365,2500

365 7/29 = 365,2414

365 8/33 = 365,2424

365 31/128 = 365,24219.

Достичь такой длительности года проще всего, считая основной календарный год в 365 дней и увеличивая отдельные (високосные) года до 366 дней.

Читайте также:  Чем отличается бакалавриат от специалитета

Если мы возьмем нулевое приближение в 365 дней, у нас совсем не будет високосов, но календарь получится совершенно неудовлетворительным. Каждые четыре года в нем будет накапливаться ошибка в 1 сутки.

Значительно лучшим результат получается, когда мы обратимся к первому приближению в 365 1/4 дней. Это — общеизвестный юлианский календарь в котором високосным является каждый четвертый год. Он дает ошибку в 1 сутки только за 128 лет.

Следующая подходящая дробь приводит к календарю, в котором на каждые 29 лет приходится 7 високосных лет. Он дает ошибку в 1 сутки за 1250 лет. Этот календарь никогда не употреблялся.

Третья подходящая дробь 365 8/33 дает календарь с 8 високосами каждые 33 года. Утверждается, что он был введен по инициативе Омар Хайяма в 1079 г. н.э. и употреблялся в средневековом Иране. Его точность — 1 сутки в 4500 лет.

Последняя подходящая дробь была положена в основание календаря, предложенного лет сто назад Медлером. Теоретически он идеален, давая ошибку в 1 сутки за 100 тысяч лет, но практически такая точность, конечно, никому не нужна.

Любопытно, что используемый нами сейчас григорианский календарь не принадлежит к числу календарей, рекомендуемых математикой. Он, выпуская из юлианского цикла каждые 400 лет три високоса, соответствует дроби

36597/400

и дает ошибку в 1 сутки за 3280 лет. Его «нематематичность» отражается в том, что в середине цикла его ошибка может достигать полутора суток, пока не будет уничтожена високосом, тогда как в «математических» календарях эта ошибка никогда не превосходит полусуток.

Для обыденного употребления солнечный год является, конечно, слишком крупной единицей. Более мелкие единицы — неделя и месяц, возникли в связи с фазами Луны. Неделя оказалась вне каких–либо распространенных календарных систем, и потому мы ее рассматривать здесь не будем.

Напротив, счет лунными месяцами (от новолуния к новолунию) лег в основу очень многих календарных систем. Средний интервал между двумя новолуниями называется

Современное его значение

Поскольку в отличие от положения Солнца фазы Луны никакого хозяйственного значения не имеют, надо думать, что лунный месяц с самого начала имел сакральное значение. Вместе с тем, в связи с общим синкретическим характером древних обществ, этот месяц, по–видимому, очень рано стая употребляться и в гражданских целях.

Однако здесь возникает характерное затруднение. Дело в том, что из–за сложности и нерегулярности движения Луны (первые появления лунного серпа после новолуния), от которых отсчитывались лунные месяцы, очень трудно надежно предсказывать.

Поэтому источники сообщают, что, например, у древних евреев календарь держался исключительно на наблюдении неомений и начало каждого нового месяца провозглашалось специальным решением синедриона.

Такая система (строго говоря, календарем не являющаяся), быть может, вполне пригодная для целей культа, совершенно, конечно, не годится для упорядоченной государственной и хозяйственной деятельности.

Поэтому–то авторы юлианского календаря, заимствовав от лунных календарей идею приблизительно 30–дневного месяца, полностью оторвали его от фаз Луны. (На этом основании юлианский календарь называется

Гражданский календарь с лунными месяцами стал возможен только тогда, когда астрономические наблюдения (достаточно долгие и, значит, основывающиеся на юлианском календаре) уже выявили закономерности движения Луны, необходимые для создания формального лунного календаря, независимого от ежемесячных наблюдений неомений. В частности, мы видим, что такой календарь не может предшествовать юлианскому.

Считается, что (единственный из лунных календарей, действующих в настоящее время) был введен в 638 г. н.э. (на 16 год хиджры) повелением халифа Омара.

По чисто календарным причинам эта информация очень сомнительна, хотя бы потому, что этот календарь необыкновенно точен (он дает ошибку в 1 сутки за 2500 лет) и обладает сложной системой високосов, которую можно было придумать только на основе достаточно продвинутой науки (к тому же этих систем существует две: «арабская» и «турецкая»).

В гл. 15 мы увидим, что на самом деле этот календарь был введен сравнительно поздно (не раньше XII века н.э.

) Это подтверждается, в частности, тем, что рудименты обычая наблюдения неомений сохранялись в мусульманских странах до самого последнего времени Мусульманский календарь является единственным широко распространенным календарем, полностью отвергшим принцип климатичности (его год меньше тропического на 11 суток) Его внедрение обязано исключительно давлению религии. Однако, несмотря на это давление, его вопиющая хозяйственная непригодность привела к появлению в странах ислама так называемой «солнечной хиджры» — варианта юлианскою календаря с началом 21 марта 622 г. н.э.

При попытке совместить лунные месяцы с солнечным годом (и получить тем самым климатический календарь) возникают так называемые Такое совмещение является, конечно, очень трудным делом, и можно думать, что первоначально оно, как и утверждает традиция, осуществлялось методом произвольных вставок тринадцатого месяца.

Однако, бесспорно, что такое «летоисчисление» могло быть использовано только в очень ограниченных, по–видимому, чисто сакральных целях. Утверждения, что оно употреблялось государственно–фискальным аппаратом, мы должны рассматривать как смехотворные.

В крайнем случае, метод произвольных вставок мог использоваться государством очень ограниченное время непосредственно перед введением упорядоченно регулярного календаря.

Кроме того, следует иметь в виду, что само обнаружение необходимости тринадцатого месяца невозможно без сравнения с каким–то регулярным, т.е. юлианским, календарем. Предложенная Идельсоном «климатическая» теория (см. [21], стр. 117) может вызвать лишь улыбку.

Поэтому мы смело можем считать апокрифической любую информацию о существовании государственных лунно–солнечных календарей в «доюлианскую» эпоху.

Этому выводу, казалось бы, противоречит находка в 1904 году в Ассуане (Египет) десяти арамейских папирусов, датируемых V веком до н.э. «Несмотря на 2300–летний возраст они, по степени сохранности, производят впечатление написанных на днях.

Бытовое значение их огромно: это нечто вроде семейно–имущественного архива двух поколений еврейской семьи, прибывшей в Египет, как можно думать, вслед за войсками Дария Персидского (-500). Период времени, ими охватываемый, составляет 60 лет (с 471 по 411 до Р.Хр.).

Для хронолога особая важность этих документов заключается в их параллельных датировках, именно в еврейском лунном и египетском солнечном календарях» ([21], стр. 118).

Идельсон приводит пример такой датировки: «21–е Кислева, т.е. в 1–ый день Месори, в 6–ой год Артаксеркса» и далее пишет, что, «исходя из данных канона Птолемея, нетрудно вычислить, что 1 Месори… приходилось на 11 ноября 459 г. до Р.Хр.» ([21], стр.

118), забывая при этом добавить, что кроме данных канона для этого вычисления необходимы определенные гипотезы о египетском «блуждающем» годе. Отождествление 11 ноября с 22 Кислева означает, что от неомении до 11 ноября прошло 20 дней. Следовательно, 22 октября была неомения.

Однако оказывается, что здесь «писец, несомненно, сделал ошибку», поскольку новолуние в октябре 459 г. до н.э. было 10 числа. Повторяя же вычисление для 5 года Артаксеркса, Идельсон получает дату 22 октября, тогда как астрономическое новолуние было 21 октября.

Это он расценивает как «прекрасное совпадение» и в заключение замечает, что «удовлетворительное согласие дают датировки и прочих папирусов» (см. [21], стр. 118—119).

На самом же деле ясно, что если эти папирусы что–либо и доказывают (аутентичность их абсолютно не очевидна), то только полную ложность традиционной хронологической сетки.

Ссылками же на ошибку писца (это в имущественном–то документе!) можно «доказать» все что угодно.

К слову сказать, именно незначительность ошибки документа (всего на год) заставляет подозревать подделку, фальсификатор в своих вычислениях мог легко допустить такого рода просчет.

Задача построения лунно–солнечного календаря основывается на сопоставлении двух чисел — длины тропического года (365,2422 дня) и длины синодического месяца (29,5306 дня) Считается, что еще в 432 г. до н.э.

греческий ученый Метон нашел, что если взять 6940 дней и распределить их на 235 месяцев, из которых 125 месяцев 30–дневных, а 110 месяцев 29–дневных, то средняя длина месяца будет фактически равна синодическому месяцу (с ошибкой, как мы сейчас знаем, меньше 2 минут).

Вместе с тем если те же 6940 дней распределить по 19 годам, то средняя длина года будет также практически равна тропическому году (с ошибкой около получаса) Таким образом, по Метону:

Это соотношение (известное как «цикл Метона») лежит в основе практически всех лунно–солнечных календарей и «справедливо считается одним из шедевров греческой астрономии» ([21], стр. 124)

Средняя длина года, по Метону, слишком велика. Поэтому Калипп якобы в 330 г до н.э. предложил в четырех циклах Метона один полный (30–дневный) месяц превратить в 29–дневный.

Таким образом, «цикл Калиппа» состоит из 27759=4×6940–1 дней, распределенных по 76=4×19 годам и 940=4×235 месяцев, из которых 499=4×125–1 месяцев полных, а 441=4×110+1 неполных (пустых).

Цикл Калиппа дает точный юлианский год в 365 1/4 дней, а в синодическом месяце допускает ошибку только в 22 секунды.

Наконец, будто бы в 125 г. до н.э. Гиппарх предложил 4 калипповых периода снова укоротить на 1 день. Это дает абсолютно точный синодический месяц и сводит ошибку в годе до 6 1/2 минут.

Чтобы найти метонов цикл (не говоря уже о циклах Калиппа и Гиппарха), нужно знать синодический месяц и тропический год с точностью, которая при старинных инструментах могла быть достигнута только многими годами непрерывных астрономических наблюдений, а значит, только на основе регулярного юлианского календаря. Это сразу делает фантастической традиционную дату 432 г. до н.э. и относит открытие метонова цикла на время никак не более позднее, чем VI—X века н.э., т.е. как раз тогда, когда был окончательно оформлен лунно–солнечный еврейский календарь, основывающийся как раз на 19–летнем цикле; традиционно считается, что этот календарь был введен в 490 г. н.э., но известный историк и исследователь еврейского календаря Х. Слонимский доказал, что это произошло в 953 г. н.э (см. [4], стр. 152).

Читайте также:  Чем отличается империя карла великого от римской империи

Это возражение против традиционной датировки метонова цикла было наверняка известно Идельсону (который одно время работал вместе с Морозовым), и потому он попытался показать (см. [21], стр.

121—124), что для открытия своего цикла Метону совсем не нужна была большая точность, а достаточно было считать солнечный год в 365 1/4 дней, а синодический месяц в 29 1/2 дней.

Не останавливаясь на том, что и такая точность была трудно достижима без юлианского календаря, обсудим соображения Идельсона по существу.

Вот как Идельсон предположительно восстанавливает рассуждения Метона:

«Самое грубое наблюдение показывает, что 3 года (1095 дней) соответствуют приблизительно 37 лунным месяцам (12×3+1); действительно, сделав из них 19 полных и 18 пустых, получим 19×30+8×29=1092 дня.

(Почему, спрашивается, не взять 22 полных и 15 пустых месяцев, что даст в точности 1095? —

Более точные наблюдения (не астрономические, а арифметические. — приводят к составлению восьмилетнего периода (кстати, в литературе известного и приписываемого астроному Клеостату, жившему якобы в VI в. до н.э. — ; в самом деле, взяв 99 месяцев и сделав из них 51 полных и 48 пустых, найдем 51×30+48×29 = 2922 дня.

Но и восемь лет (365?x8) составляют тоже 2922 дня; поэтому, через восемь возвращений Солнца к равноденствию Луна должна снова вернуться к исходной фазе.

Попробуем теперь объединить оба периода (3–и 8–летний) в один общий (11–летний); затем вновь соединим 8–и 11–летний периоды в новый (19–летний). (Арифметически это соответствует образованию промежуточных подходящих дробей…)». ([21], стр. 121—122),

Однако оказывается, «что такое наслоение периодов ни к чему не ведет; ошибка (вычисленная по современным данным.

— все время возрастает; но мы можем легко поправить дело, именно положить 8–летний период равным 2924 дням, что, как мы знаем (теперь! — ) ближе к истине, чем 2922 дня; для этого достаточно два месяца из числа пустых сделать полными…» ([21], стр. 123). В результате действительно получается метонов цикл.

Удивительно, что астроном, т.e. человек, должный привыкнуть к строгому логическому мышлению, не видит в этой «реконструкции» зияющих прорех. Он все время остается на современной точке зрения и никак не может поставить себя на место древнего астронома. Попробуем же это сделать сами.

Пусть мы знаем, что тропический год состоит из 365 1/4 дней, а синодический месяц — из 29 1/2 дней. Мы можем подозревать, что эти числа неточны, но пределы ошибки нам неизвестны. Что тогда мы можем сказать о найденных Идельсоном периодах?

Период в 3 года, конечно, неплох (особенно, если увеличить число полных месяцев до 22), но не совсем точен, поскольку 3 года состоят из 365 3/4 дней.

Напротив, восьмилетний период точно давая требуемую длину года и месяца.

Периоды в 11 и 19 лет 8–летнего, так как они содержат неточный 3–летний период.

Удлинение 8–летнего периода на 2 дня портит этот период и не делает 19–летний период хорошим (год получается меньше 365 1/4 дней, а месяц — больше 29 1/2 дней).

Таким образом, рассуждая точно по Идельсону, древний астроном должен был принять 8–летний цикл (что, по–видимому, на самом деле и случилось, только не в VI веке до н.э., а в VI веке н.э.) и отвергнуть 19–летний цикл. Только после того, как наблюдения уточнили продолжительность тропического года и синодического месяца, стал возможен (к X веку н.э.) метонов цикл.

Циклы Калиппа и Гиппарха принадлежат, конечно, еще более позднему времени.

Если доверять информации, что так называемые Альфонсинские астрономические таблицы, дающие тропический год с ошибкой меньше минуты, действительно составлены в XIII веке (а не в XV веке Региомонтаном), то время Гиппарха (год которого отличается от истинного на 6 1/2 минут) придется на X—XI века. В противном случае, он отодвигается к XV веку.

Морозов добавляет к этой аргументации еще ряд соображений.

До распространения христианства и его культа святых, все имена всегда имели определенное значение и тот или иной смысл.

Замечательным исключением является имя «Метон», которое по–гречески смысла не имеет, что одно уже доказывает его фантастичность. Морозов полагает (см. [4], стр.

155), что оно происходит от еврейского МТН — «подарок», а «метонов цикл» означает, следовательно, просто «дарованный цикл» (по–видимому, Богом, чтобы можно было создать еврейский календарь).

Морозов обращает внимание также на то, что согласно еврейской легенде изобретателем «дарованного цикла» был не Метон, а иерусалимский первосвященник Гиллель Великий, живший якобы в 333—370 г. н.э.

Можно сомневаться, что Гиллель действительно знал метонов цикл. По всем приведенным выше данным, он был найден значительно позже IV века н.э.

Однако эта информация указывает, независимо от всех предыдущих календарно–астрономических соображений, на IV век как нижнюю грань формулирования метонова цикла.

Источник: http://mirror3.ru.indbooks.in/?p=281093

Какие существуют календари?

В Мире множество календарей, но все их можно разделить на три типа. Какие же существуют календари?

  1. Солнечный
  2. Лунный
  3. Лунно-солнечный

Солнечный, лунный и лунно-солнечный.

Солнечные календари — это привычные нам Юлианский, тот, что мы называем старым стилем и Григорианский, по которому живет большая часть планеты. В их основе лежит тропический год — время, за которое Земля делает полный оборот вокруг солнца. Это 365 дней 5 часов 48 минут.

Солнечные сутки — это время оборота Земли вокруг своей оси, примерно 24 часа. Лунный календарь не привязан к движению Солнца. В его основе лежит лунный месяц — это время, за которое Луна успевает пройти полный путь от одного новолуния до другого.

В новолуние Луна оказывается между Землей и Солнцем, поэтому в этот день с Земли она не видна. Лунно-солнечный календарь основан на периодичности движения Луны и Солнца.

Лунный календарь, которого придерживаются буддисты и мусульмане — это официальный государственный календарь многих стран Юго-восточной Азии и некоторый исламских, и один из самых древних.. Тысячи лет назад люди начали отмерять время своей жизни в соответствии с лунными фазами.

Причем отсчет вели не с новолуния, которое невозможно определить без специальных приборов, а с первого появления молодой луны. Его должны были зафиксировать два уважаемых человека, если по причине плохой погоды, серп молодой луны разглядеть не удавалось, тогда предыдущий месяц продлевался еще на один день.

Таким способом до сих пор пользуются в некоторых исламистских странах, например, в Пакистане и Бангладеш.

Лунный месяц — период полного обращения Луны вокруг Земли. Он длиться от 27 суток и нескольких часов до 30 суток. Такое непостоянство связано с тем, что скорость вращения Луны вокруг Земли неодинаковая. Луна движется вокруг Земли не по кругу, а по эллипсу. В моменты, когда она приближается к Земле, ее скорость увеличивается, а когда отделяется, то уменьшается. Именно поэтому продолжительность Лунных суток непостоянно.

С точки зрения людей, живущих по привычному нам календарю, дата наступления буддистского нового года постоянно сдвигается. Он может приходиться и на февраль и на март и на апрель. Год в солнечном и лунном календарях равен 12 месяцам, но продолжительность их неодинакова.

Лунный месяц это в среднем 28 дней от новолуния до новолуния. Поэтому в году оказывается 354 или 355 дней. Солнечный месяц равен 30 и 31 день, поэтому дней в году 365. В итоге каждый год накапливается разница между календарями в 10, 11 дней.

Постоянно компенсировать разницу между солнечным и лунным календарями приходиться тем, кто живет по лунно-солнечному. Этот календарь является официальным в Израиле и Иудеев всего Мира.

Лунно-солнечным календарем считают лунный месяц, то есть 28, 29 дней и вводиться дополнительный 13 месяц, а год становить високосным. Это позволяет не смещать по сезонам года основные иудейские праздники.

Сутки по еврейскому лунно-солнечному календарю, тоже имеет свои особенности, они начинаются не с восхода луны и не с 12 часов ночи, как в солнечном. А с заката солнца и это характерно для многих древних отсчетов времени. Например, еще с древнего средневековья, так считают время Афонские монахи.

Для многих иудеев несовпадение праздничных дней собственного календаря, в котором согласно Тори, верующий не может работать или учиться с государственными, это повод ограничить себя в выборе ВУЗа и даже оказаться от хорошей работы, если нет возможности соблюдать традиционные выходные. Иудейские праздники влияют на продолжительность еврейского года.

В соответствии с положением иудаизма, даже новый год наступает в сентябре и может начаться только в определенные дни. Чтобы новый год пришелся на допустимый день недели, к предыдущему приходиться добавлять один день. Это исключительно религиозные требования, не имеющие отношение к реальному астрономическому времени года.

Читайте также:  Как написать эссе?

Солнечный календарь, по которому сейчас живет большая часть Мира, время от времени тоже нуждается в коррекции. Впервые это еще поняли древние астрономы. Например, Юлианский календарь, введённый Цезарем в 45 году до нашей эры и принятый, как общий христианский в Византии 325 году, тоже предполагал високосный год после трех обычных.

Так как уже тогда было известно, что Земля поворачивается вокруг Солнца не ровно за 365 суток, а за 365 суток и 6 часов. Таким образом, за 4 года накапливались дополнительные сутки. Понятие суток — одно из ключевых для солнечного календаря. В отличие от лунных, их длительность кардинально не меняется. Но оказываются важны даже малейшие отклонения.

Еще древние звездочеты, для определения начала и конца суток, договорились учитывать момент прохождения светила через меридиан. Например, когда Солнце пересекало меридиан над горизонтом, то фиксировался полдень, а под горизонтом — полночь. С усовершенствованием телескопов, небесные координаты и продолжительность суток, удавалось определять все точнее.

На сегодняшний день, лучший точный способ определения скорости вращения Земли вокруг своей оси, это наблюдение за радиоволнами, испущенными много лет назад квазарами — ядрами галактик, которые находятся от нас на далеком расстоянии. Для таких наблюдений используют 2 радиотелескопа, находящихся далеко друг от друга.

Столетиями человечество, недостаточно верно определяло не только длину суток, но и продолжительность солнечного года. Долгое время считалось, что год длиться 365 дней и 6 часов, которые компенсировались добавлением 1 раз в 4 года дополнительного дня. Но на самом деле продолжительность года составляет 365 дней 5 часов и 48 минут.

Эти 12 минут не учитываемые Григорианским календарем к 1581 году составили уже 10 дней. Папа Григорий XIII устранил эту ошибку, проведя календарную реформу. Вернул реальную дату весеннего равноденствия на 21 марта. Но каждые 128 лет между календарями накапливается разница еще в одни сутки, так что оно составляет уже 13 суток. Причина в неравном количестве високосных годов.

Некоторые православные церкви продолжают жить по старому Юлианскому календарю, отстающего от официального Григорианского на 13 дней. И все православные, кроме Финнов, сохранили свою древнюю пасхалию. Отсюда и разница в праздновании Пасхи.

Христианская Пасха должна быть первым воскресением после полнолуния, которая последует за днем весеннего равноденствия. Но днем весеннего равноденствия православная пасхалия считает не Григорианское 21 марта, которое гораздо ближе к астрономическому, а 21 марта по Юлианскому календарю, которое отстает от астрономического на 13 дней.

А вот разницы празднования Рождества у православных и католиков не существует. По старому стилю это 25 декабря, а по новому 7 января.

К существующему Григорианскому календарю есть ряд претензий, а именно неодинаковая продолжительность месяцев, неравенство полугодий и кварталов, несогласованность номеров дней с днями недели, наступление каждого нового года начинается с другого дня недели. Все эти недостатки усложняют работу плановых и финансовых органов.

Существует предложение о замене настоящего календаря на новый. Современных проектов нового универсального календаря представленных в ООН множество. Но оказывается, все они основаны на календаре, разработанным Французскими астрономом Армелином, еще 1881 году. Но тогда от идеи отказались по религиозным причинам.

Если же календарь Армелина введут, тогда мы будем жить по следующей схеме. В 1 году будет 12 месяцев, 4 квартала, а суток в году 364. Каждый год будет начинаться в воскресенье, каждый квартал будет заканчивать субботой, в таком году новый год будет выпадать всегда на воскресенье. А 31 декабря в универсальном календаре вообще исчезнет.

Последним днем в году станет 30 декабря, а вместо 31 будет добавляться выходной день без номера. День Мира — который компенсирует разницу в один день между универсальным и солнечным годами, и не будет учитываться в финансовых отчетах.

Не смотря на точность и универсальность нового календаря, заменить им все остальные календари, существующие на сегодняшний момент, не представляется возможным.

Источник: https://novosteika.ru/stati/kultura/kalendar.php

Чем отличается солнечный календарь от лунного? | МБУ “Муромский бизнес-инкубатор”

Календари были изобретены для удобства исчисления времени. Все существующие варианты таких систем основаны на особенностях движения наблюдаемых с Земли небесных тел. Рассмотрим вопрос подробней и выясним, чем отличается солнечный календарь от лунного.

Содержание статьи

Определение

Солнечный календарь – это система, в которой за основу берутся циклы последовательного прохождения времен года.

Лунным называют календарь, опирающийся на синодические месяцы (период, за который Луна возвращается в фазу, взятую за исходную).

к содержанию ↑

Разница между солнечным и лунным календарем

Из двух способов, позволяющих, образно говоря, упорядочить время, более древним является тот, что связан с движением Луны. Это небесное тело, в отличие от главного светила, регулярно меняет свой облик в глазах землян: то оно видно лишь наполовину, то предстает в образе диска, а иногда совсем не наблюдается.

Такое чередование лунных фаз издавна помогало людям разбивать текущее время на отрезки. Однако важные земледельческие работы полностью зависят от смены четырех сезонов. А она, в свою очередь, определяется движением Солнца. Именно поэтому возникла необходимость в создании другого, более удобного и точного, варианта учета времени.

Отличие солнечного календаря от лунного состоит, например, в датах, связанных с началом очередного года. Для общеупотребительного календаря это 1 января. А для лунного такая исходная точка непостоянна. Новый год в этом случае может наступить в самом конце зимы или в марте.

По количеству месяцев одного цикла разницы нет — их двенадцать. Но продолжительность таких отрезков в солнечном календаре чуть больше. Соответственно, и год здесь увеличивается, причем существенно — на 10-11 дней. Количество последних во второй временной системе — 354-355. Начало месяцев в этом случае связывается с зарождением новой Луны.

Рассмотрим, в чем разница между солнечным и лунным календарем относительно протяженности суток. Так, в первом случае она стабильна — 24 часа. Причем по традиционному календарю подобный отрезок времени всегда начинается в первую секунду после полуночи.

А если ориентироваться на Луну с ее особенностями движения, то сутки здесь «скачут». Они бывают совсем мизерными, а иногда достигают двух обычных дней. Начало нового витка соответствует восходу Луны. Это означает, что очередные сутки могут наступить как днем, так и ночью.

Источник: http://old.murom-biznes.ru/node/4891

Китайский солнечно-лунный календарь. Точные даты начала года

В прошлой статье мы озадачились правильным направлением головы во время сна.

Фен-шуй рекомендует определить, какая из сторон света для вас наиболее благоприятная с помощью числа Гуа.

Чтобы более точно рассчитать магическое число Гуа, следует свой год рождения сверить с китайским солнечно-лунным календарем.

Дело в том, что китайский отличается от календаря европейского — исчисление лет ведется в нем по циклу солнечно-лунному, и Новый Год выпадает каждый раз на новую дату.

Точные даты начала года приведены в таблице:

1921: 8 февраля 1941: 27 января 1961: 15 февраля 1981: 5 февраля 2001: 24 января
1922: 28 января 1942: 15 февраля 1962: 5 февраля 1982: января 2002: 12 февраля
1923: 16 февраля 1943: 5 февраля 1963: 25 января 1983: 13 февраля 2003: 1 февраля
1924: 5 февраля 1944: 25 января 1964: 13 февраля 1984: 2 февраля 2004: 22 января
1925: 24 января 1945: 13 февраля 1965: 2 февраля 1985: 20 февраля 2005: 9 февраля
1926: 13 февраля 1946: 2 февраля 1966: 21 января 1986: 9 февраля 2006: 29 января
1927: 2 февраля 1947: 22 января 1967: 9 февраля 1987: 29 января 2007: 18 февраля
1928: 23 января 1948: 10 февраля 1968: 30 января 1988: 17 февраля 2008: 7 февраля
1929: 10 февраля 1949: 29 января 1969: 17 февраля 1989: 6 февраля 2009: 26 января
1930: 30 января 1950: 17 февраля 1970: 6 февраля 1990: 27 января 2010: 14 февраля
1931: 17 февраля 1951: 6 февраля 1971: 27 января 1991: 15 февраля 2011: 3 февраля
1932: 6 февраля 1952: 27 января 1972: 15 февраля 1992: 4 февраля 2012: 23 января
1933: 26 января 1953: 14 февраля 1973: 3 февраля 1993: 23 января 2013: 10 февраля
1934: 14 февраля 1954: 3 февраля 1974: 23 января 1994: 10 февраля 2014: 31 января
1935: 4 февраля 1955: 24 января 1975: 11 февраля 1995: 31 января 2015: 19 февраля
1936: 24 января 1956: 12 февраля 1976: 31 января 1996: 19 февраля 2016: 8 февраля
1937: 11 февраля 1957: 31 января 1977: 18 февраля 1997: 7 февраля 2017: 28 января
1938: 31 января 1958: 18 февраля 1978: 7 февраля 1998: 28 января 2018: 16 февраля
1939: 19 февраля 1959: 8 февраля 1979: 28 января 1999: 16 февраля 2019: 5 февраля
1940: 8 февраля 1960: 28 января 1980: 16 февраля 2000: 5 февраля 2020: 25 января

Источник: https://sna-kantata.ru/kitayskiy-solnechno-lunnyiy-kalendar/