Чем отличаются персы от арабов

Мифы про арабов и их развенчание. География и этнический состав государств

Мифы про арабов и их развенчание. География и этнический состав государств.

halibi
Последнее время меня поражает что многие люди не знают простейших вещей. Притом даже “образованные” люди иногда несут такую “дивную чушь”, что хочется полностью прервать общение. но я пока попробую по-другому — попробую просветить по некоторым вопросам. естественно, многие россияне не знают не только арабскую культуру, но и другие, включая свою собственную. Но я расскажу именно об арабах.

Начну с главного вопроса: кто же такие арабы?

Есть такая организация Лига арабских государств. Туда входят государства так называемого “арабского мира” + Коморы, Сомали и Джибути. Население государства Коморы – африканский микс. В Сомали и Джибути живут кушиты – восточноафриканский народ. соответственно коморцы и кушиты не арабы.

лига арабских государств. (арабские страны+ Сомали, Джибути, Коморы)

Теперь перейдем к странам Арабского мира. Они делятся на три региона:

Халидж (страны Персидского Залива): ОАЭ, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт
Шам (страны Леванта) : Сирия, Палестина, Иордания, Ливан, Ирак
Магриб+ Северная Африка : Марокко, Алжир, Тунис,(эти три составляют “Магриб” – “страны Заката, т.е. Запада) + Мавритания, Ливия, Египет, СуданНациональный состав стран арабского мира разнообразен.

Арабы халиджа. Собственно именно “арабы”. Темноволосые, темноглазые и смуглые.

Арабы Шама. это давным-давно арабизированные семитские народы Леванта. (Справка: семиты вообще – это арабы, евреи, берберы, эфиопы-амхара и еще некоторые народы). Как правило, арабы Леванта не такие темные. особенно Ливанцы и Сирийцы. Кроме того, в этих странах живут и другие народности.Арабы Африки — арабизированные народы Северной Африки.

Тоже не очень темные за исключением ливийцев, которые несколько отличаются и по культуре. в Магрибе живут берберы. это тоже семиты, но не арабы. внешне они не всегда отличимы (потому что магрибские арабы на 80-90 процентов имеют берберские корни), но называть берберов арабами не стоит. кстати, наоборот -тоже.

Отдельно можно рассмотреть Мавританию, где живет микс (берберы+ арабы+ Западная Африка), потому они темные и обладают и семитскими и африканскими чертами, и Судан, где торже сильна африканская примесь и население темное. что касается Египтян — то там население тоже разнообразно, и сами египтяне (а также их друзья и жены=))) частенько обижаются, когда египтян называют арабами.

Арабский мир объединяет сходный менталитет, образ жизни и некоторые традиции. Теперь самое главное: Иран, Афганистан, Турция, Азербайджан и прочие мусульманские страны к арабскому миру отношения не имеют !!!!!!!!!!!!! ни по происхождению, ни по традициям. Почему многие считают их арабами, ума не приложу. В кратце по этим странам: в Иране живут иранцы. по-другому — персы.

Иранцы  — индоевропейский народ. т.е. они ближе к индийцам и даже к славянам по происхождению (например, скифы были народом иранского происхождения), чем к арабам. с арабами их объединяет место жительства и религия. да и то, подход к религии у арабов и иранцев отличается. в Афганистане живут племена, родственные иранцам.

Как ни странно для жителей России, но таджики тоже родственный персам народ. Просто в определенный момент их “перевели” с персидской письменности на кириллицу, в каком-то смысле оторвав тем самым от корней. теперь таджики ближе к русским по культуре. Турки и Азери — тюркоязычные народы. и тоже отличаются от арабов.

Народы Кавказа вообще отдельный разговор – сравнение арабского и кавказского менталитета требует отдельной темы.

  • 10 comments
  • Попасть в сказку Шехерезады
  • Link

Попасть в сказку Шехерезады

This page was loaded Oct 18th 2018, 9:15 pm GMT.

Источник: https://halibi.livejournal.com/267625.html

Средневековые арабы и персы о черных

В 410 году германский вестгот Аларих со своей армией разграбил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Восточная империя выстояла, но ее интеллектуальная жизнь иссякла в VI в., когда император Юстиниан закрыл афинские школы и ученые перебрались в Багдад.

Европа погрузилась в Темные века, которые длились около 600 лет. В это время в Месопотамии (современный Ирак) и в Иране переживали свой расцвет мусульманские цивилизации.

Эти цивилизации владели рабами, принадлежавшими к целому ряду этнических и расовых групп, включая черных, которых главным образом покупали на Занзибаре, острове у побережья Восточной Африки.

Поэтому арабы и персы были знакомы с черными и иногда подробно о них писали. Эти описания почти всегда были в отрицательном ключе, а многие жители Ближнего Востока и по сей день невысокого мнения о черных, иммиграция которых обычно не поощряется.

Американская ученая Мину Саутгейт своими словами подытожила характеристики черных, которые чаще всего отмечали ближневосточные писатели: “И в арабских, и в персидских письменных источниках черным вменяют в вину глупость, лживость, порочность, трусость, половую необузданность, уродливость и внешнее безобразие, чрезмерную веселость и страсть к еде и питью”. Она также приводит прямые цитаты из ряда источников.

Известно, что первым арабским ученым, отмечавшим низкий интеллект черных, был аль-Джахиз (ум. 868 г. н.э.), который писал: “Мы знаем, что зинджи [восточноафриканские черные] наименее умны и рассудительны из всех людей и менее всех способны осознавать последствия действий”.

Аль-Джахиз также заявлял, что “несмотря на свою бестолковость и безграничную тупость и глупость, приземленность восприятия и порочные наклонности, они любят длинные речи”.

Он делает такой вывод: “зинджи как вороны среди людей, ибо они худшие из людей и из всех тварей выделяются самым порочным характером и темпераментом”.

Веком позже Макдиси (известный также как Мукаддаси, расцвет творчества 966 г.) писал, что “африканцы — это чернокожий народ с плоскими носами, курчавыми волосами и малым разумением ”. Арабский географ XII в.

Мухаммед аль-Идриси отзывался о черных как о “невеждах и умственно неполноценных”, прибавляя, что “они прославились своим невежеством; ученые и выдающиеся мужи почти не известны среди них, а их цари получают представление об управлении и правосудии только из рассказов образованных гостей с севера”.

Другой арабский ученый, Ибн аль-Факих аль-Хамадани (ок. 903 г.

) писал: “люди Ирака … не рождаются словно передержанными во чреве и обугленными, так что дитя появляется на свет почти черным, зловонным, с вьющимися волосами, кривыми конечностями, ущербным умом и порочными страстями, как у восточных африканцев, сомалийцев и других черных, которые на них похожи. Иракцы не похожи на недовыпеченное тесто или на жженую корку, но находятся как бы посередине”.

В 1343 году неизвестный араб опубликовал героическую поэму об Александре Великом, озаглавленную “Искандер-наме”, в которой писал: “восточные африканцы неразумны, всевышний Господь сотворил их глупыми, невежественными и подлыми”.

Эти наблюдения относятся к черным Восточной Африки, с которыми арабы были лучше всего знакомы, но кое-что им было известно и о черных южной Африки.

Прославленный эрудит Ибн Хальдун (1332-1406) писал: “К югу нет цивилизации в истинном значении этого слова. Там лишь живут люди, которые ближе к бессловесным животным, чем к разумным существам.

Они обитают в чащах и пещерах, питаются травами и сырым зерном. Они часто поедают друг друга. Их нельзя считать человеческими существами”.

Ибн Хальдун также писал: “По этой причине негритянские народы, как правило, покорно отдаются в рабство, ведь у негров мало человеческого, а их качества очень сродни качествам бессловесных животных”.

Хальдун словно цитировал Аристотеля, который писал, что “есть, очевидно, некоторые народы, которые по природе свободны, и другие народы, которые по природе рабы, и для них выгодно и справедливо пребывать в рабстве”.

Аристотель также сравнивал рабов с животными, называя вола рабом бедняка.

Персы, которые видели черных, пришли к похожим выводам. Географ аль-Казвини (1203-1283) утверждал, что черные отличаются “слабостью ума”, а трактат “Худуд аль-Алам” (ок. 982 г.) отмечает: “Что же касается южных стран, все их обитатели черны по причине жаркого климата… Они в большинстве ходят нагими… Эти люди далеки от человеческих обычаев… По своей природе они дикие животные”.

Персидский ученый Абу Рейхан аль-Бируни не касался интеллекта черных, но писал (ок. 1030 г.) об их, по его мнению, примитивной природе: “Зинджи [черные] настолько нецивилизованны, что не имеют представления о естественной смерти. Если человек умирает естественной смертью, они считают, что его отравили. Всякая смерть им подозрительна, если человек не был убит оружием”.

Макдиси так отзывался о черных: “Женитьбы у них не бывает, дети не знают своих отцов, и они едят людей”.

Примерно три века спустя персидский ученый Насиреддин ат-Туси (1201-1274) пришел к выводу, что у человеческих рас разные уровни умственного развития и что восточные африканцы стоят на низшем уровне: “Если взять все человеческие типы и выстроить их друг за другом, то негр с Занзибара не будет отличаться от животного кроме как тем, что его руки более не касаются земли… Многие убеждены, что обезьяна более способна к обучению, нежели негр, и более разумна”.

В XIV веке некоторые арабские и персидские ученые писали, что черные отличаются сильным половым влечением, крупными половыми органами, маниакальным темпераментом и сильным чувством ритма.

Д-р Саутгейт отмечает, что “представление о половой необузданности черных встречается во многих арабских и персидских мусульманских источниках, а некоторые из них обнаруживают страх белого человека перед сексуальным мастерством черных”.

Похожие представления мы находим и в “Тысячи и одной ночи”, сборнике историй IX века преимущественно персидского происхождения, рассказанных персидскому царю его юной женой Шехерезадой.

В XIX веке эти рассказы были переведены британским арабистом Ричардом Бёртоном, который отмечал, что в сборнике есть несколько рассказов о персидских женах, искавших полового удовлетворения с черными рабами.

Эти “растленные женщины”, писал он, “предпочитают негров из-за величины их органов” и потому что “акт длится гораздо дольше и доставляет женщинам огромное удовольствие”.

Наблюдения относительно сексуальности черных были подтверждены в наше время проф. Филиппом Раштоном, который привел документальные данные о крупных половых органах и сильном половом влечении у черных, что он объясняет высоким уровнем тестостерона.

Эти цитаты из древних авторов приведены здесь не для того, чтобы унизить черных, и, конечно, не стоит полагаться на правильность их представлений.

Очевидно, что они ошибались, приравнивая черных к животным и утверждая, что обезьяны более умны.

И все же эти свидетельства нельзя отмести как простые предрассудки или как желание польстить собственной группе, оскорбляя другие. Арабы и персы были, например, высокого мнения об интеллекте греков.

Европейцы, которые впервые проникли в те районы Африки, которые никогда не были исследованы арабами, возвращались с похожими рассказами об очень низком уровне культурного развития. Какие бы предрассудки ни были им свойственны, от их фактических наблюдений нельзя отмахнуться.

Оксфордский ученый Джон Бейкер в своем классическом труде “Раса” подытожил наблюдения таких исследователей XIX века, как Джон Спик, Сэмюэл Бейкер, Генри Флинн, Поль дю Шайю, Давид Ливингстон и Георг Швейнфурт.

Нигде на огромных территориях к югу от пустыни Сахары они не встретили ни письменного языка, ни календаря, ни многоэтажного здания, ни механического прибора, ни вьючного животного, ни примеров использования колеса.

Современные общества под управлением черных, будь то в Африке, на Гаити или в анклавах на Западе, служат еще одним свидетельством о расовых различиях и способности поддерживать цивилизацию.

Несомненно, что некоторые черные способны к значительным достижениям, когда они могут воспользоваться возможностями, существующими в других обществах, но, даже если не принимать во внимание психометрические, генетические и физиологические данные, сложно расценить сегодняшний культ равноценности всех рас иначе, чем как подмену действительного желаемым и намеренный отказ соотноситься с фактами.

ИСТОЧНИКИ:

J.P. Rushton Race, Evolution and Behavior. Port Huron, MI: Charles Darwin Research Institute, 2000.

Minoo Southgate: Negative images of Blacks in some Medieval Persian writings. Persian Studies,1984, 17, 3-36.

John Baker Race. London: Oxford University Press, 1974.

Arab and Persians on the characteristics of blacks by Hippocrates, American Renaissance, май 2011


Томас Джексон



Источник: https://infopedia.su/6x39de.html

Распространенная путаница касательно арабов и мусульман

Христиан Северной Америки часто приводит в замешательство отношение между религией Ислама и этнической идентичностью мусульман. Эта путаница имеет две формы.

Первая касается отношения между религиозной мусульманской и арабской этнической составляющей.

Вторая касается глубины, на которую религиозное мусульманское самосознание проникло в этнические идентичности всех мусульманских групп людей.

Если христиане хотят понять своих соседей-мусульман (локально и глобально), полюбить их, как того велел Христос, и эффективно распространять Евангелие среди них, тогда нам необходимо осознание того, как они сами понимают себя.

«Араб» и «мусульманин»

Понятия «араб» и «мусульманин» — не синонимы. Мусульмане — последователи религии Ислам. Арабы являются этническо-языковой группой людей, большинство из которых — мусульмане, в религиозном отношении, но немало и тех, кто не исповедуют ислам.

Их корни — на территории Аравийского полуострова, но в 7-8 веках они ворвались в окружающий их мир впечатляющими завоеваниями, которые последовали после смерти пророка Мухамеда в 632 году н.э. В течении 100 лет они передвигались на запад через Северную Африку и Испанию, и добрались до юга Франции.

К востоку, арабы завоевали Персидскую империю и проникли на территорию нынешнего Пакистана и Центральной Азии. Они делали это как последователи ислама, но также и этнически, лингвистически и культурно — как арабы. С самого начала эти арабы-мусульмане жили как правящее меньшинство на большей территории их империи.

Большинство из завоеванных ими людей говорили на других языках (таких как арамейский, коптский, берберский и персидский) и исповедовали другие религии (христианство на западе и зороастризм на востоке).

Через какое-то время, однако, начались двойные процессы исламизации и арабизации, которые проистекали в разных регионах по-разному, неравномерно. Египет, Северная Африка и говорящий по-арамейски Ближний восток стали фактически полностью арабизированными в плане языка и мусульманами в религиозном отношении.

В таких же местах, как Ирак, Сирия, Ливия и Египет существенные меньшинства держались за свои исторические христианские идентичности.

Таким образом, на сегодняшний день в каждой из этих стран есть сообщества людей, которые расцениваются этнически и лингвистически как арабы, но являются приверженцами древних христианских общин: Коптская Православная церковь в Египте, Маронитская Католическая церковь в Ливане, Восточная Православная и Римская Католическая церкви в Палестине, Восточная и Сирийская Православные церкви в Сирии и Халдейская Католическая и Ассирийская Православные церкви в Ираке. Эти группы оказались меж двух огней в столкновениях, которые заполонили эти страны в 20-21 веках.

Chaoyue PAN — Coptic Good Friday Mass

Историческое христианское население на Ближнем Востоке резко сократилось в последние несколько десятилетий, в связи с тем, что христиан убивали или они были вынуждены бежать.

Например, значительная доля населения Палестины исторически были христианами в начале 20 века, но Израиль не отделяет их от палестинских мусульман, и многие покинули свои родные места.

Подобным же образом, ассирийские и халдейские верующие Ирака массово бежали от режима Саддама Хусейна. Но с тех пор, как режим был смещён, они вновь стали мишенью теперь уже для различных исламских группировок, и многим пришлось спасаться бегством.

Значительный процент арабского населения в Соединённых Штатах принадлежит к одной из древних восточных церквей (следовательно, они не мусульмане), а патриарх Ассирийской Православной церкви в настоящее время живет в Чикаго.

С другой стороны, многие другие народы под исламским правлением стали мусульманами, но никогда не становились арабами. На самом Ближнем Востоке, персы (иранцы), курды и турки являются, в большинстве своём, мусульманами.

Но они не расценивают себя как арабов и не говорят по-арабски.

Более того, большая часть мусульманского населения в мире проживает в странах, где не говорят по-арабски: Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Индия, наряду с некоторыми другими.

Большинство мусульман в мире не является арабами в языковом и этническом отношении.

Арабский центр

И всё таки, влияние арабов на этих не арабских мусульман огромно. Коран был написан на арабском языке и истинным мусульманами расценивается только Коран на языке оригинала.

Молитвы, которые мусульмане читают пять раз в день, читаются на арабском, и неважно, понимает ли молящийся этот язык или нет. Хадисы и все авторитетные документы исламского права были написаны на арабском.

Мусульмане юго-восточной Азии, не знающие арабского языка, до сих пор дают своим детям арабские имена.

Это верно, что большинство общностей, живущих по соседству с арабским миром (турки, персы, курды и берберы) испытывают что-то вроде смешанного чувства «любви-ненависти» к арабам, часто выражая свое превосходство или неприязнь по отношению к ним. До сих пор, это влияние очень сильно, и мусульманский мир нерушимым образом соединён с арабским миром.

И здесь играет свою роль второе, распространенное, но ошибочное представление. Жители Северной Америке склонны расценивать религиозное самосознание как частное и персональное. Это правда, что мы до сих пор мыслим стереотипами: поляки и итальянцы — типичные католики, жители южных штатов США — протестанты.

Еврейские семьи иногда будут отказываться от детей, которые перейдут в христианство. Впрочем, в общем и целом, религия рассматривается как право выбора, и этот вопрос держится подальше от общественного мнения. Человек может не иметь никакой религиозной идентичности, и быть американцем.

В большой же части мусульманского мира, однако, правильным считается прямо противоположное мнение. Ислам — часть их этнического самоопределения. Быть турком, персом или малазийцем или представителем другой мусульманской группы людей — значит быть мусульманином.

Вы можете попытаться перестать быть турком или персом, но не бывшим мусульманином, с точи зрения ислама. Как мусульманин, вы даже не обязаны точно следовать всем предписаниям своей религии, но вы не можете покинуть ислам.

Присоединение к другой религии означает совершение этнической и культурной измены, это значит отрезать себя от связей со своей семьей и обществом, которые служат основанием вашей идентичности.

Это одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются христиане, возвещающие Евангелие мусульманам. Ислам не делит религию, культуру и политику на разные сферы, но рассматривает их как неделимое целое.

По этой причине евангелизации и служение мусульманам расцениваются как политическая и культурная провокация, а также религиозная угроза.

Наш ответ

Что делать христианам с этими знаниями?

(1) Не принимайте каждого араба, которого вы встретите, за мусульманина. Они могут быть таковыми, но также могут быть и членами одной из древних Ближневосточных христианских церквей.

(2) Не принимайте каждого мусульманина, которого вы встретите, за араба. Большинство мусульман — не арабы, и они оценят то, что вы знаете и понимаете разницу.

(3) Поймите, что для многих мусульман ислам является религией, практикуя которую они используют язык, который не знают. И их приверженность ей базируется больше на этнической идентичности, культурной практике и семейных узах, чем на теологическом понимании.

(4) Осознайте цену, которую мусульманам нужно заплатить, чтобы следовать за Иисусом.

Они не только сталкиваются с большой вероятностью внешнего преследования, они также сталкиваются с чувством семейной, культурной и этнической измены от самых близких людей, производя крутой переворот в понимании собственной идентичности. Иисус должен быть превознесен как нечто в высшей степени ценное, за ту цену, которую стоит за это заплатить.

Автор — Zane Pratt / thegospelcoalition.org
Перевод — Л.З. для ieshua.org

Телеграм канал @ieshua.org

Источник: http://ieshua.org/rasprostranennaya-putanica-kasatelno-arabov-i-musulman.htm

Древний Иран. Земля Заратуштры

Персидская империя была уничтожена, а ее столица — Персеполь — разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим — бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов.

Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало.

А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром — Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы).

Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие.

В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Источник: http://russian7.ru/post/persidskaya-imperiya-samoe-vazhnoe/

Алекперли Ф. Сравнительная этнопсихология азербайджанцев и народов Малой и Центральной Азии

Как показывают сравнительные исследования, по менталитету азербайджанские тюрки наиболее близки к тюркам Ирана. Впрочем, это один этнос, разделенный в результате российско-каджарских войн около 200 лет назад.

Затем, по степени близости менталитета, идут турки Турции.

Окончательное национально-государственое размежевание этих двух этносов наступило примерно 500 лет назад, с провозглашением Османской и Сефевидской империй, всегда враждовавших друг с другом, и победой шиизма в Азербайджане.

Кроме того, турки формировались больше на базе византийской цивилизационной модели, в то время как тюрки Азербайджана, наряду с тюркской, усвоили иранскую модель государственного устройства. Тем не менее, турки Турции — это второй (после тюрков Ирана) по этнопсихологической близости к азербайджанцам народ.

Тем не менее, при всей сравнительной схожести менталитета турков и азербайджанцев, между ними имеются различия, которые можно суммировать следующим образом: 1. Азербайджанцы в большей степени гурманы, сибариты и эстеты, любят хорошо поесть и вообще, хорошо и красиво жить. 2.

Они в большей степени релятивисты, чем турки. 3. Придают большее значение неформальным отношениям между людьми. 4. Менее педантичны и «уперты», когда дело касается догм. 5. Склонны договариваться «по-человечески». 6. Более эмоциональны и «любвеобильны», нежели турки. 7.

Придают большее значение дружбе, в том числе «крепкой мужской дружбе» и родственной, клановой и земляческой солидарности. 8. В отличие от турков, чрезмерную педантичность и законопослушание считают «занудством». 9.

Азербайджанцы более ироничны, чем турки, а чрезмерную серьезность и отсутствие чувства юмора считают тупостью. 10. Азербайджанцы более щедры, чем турки, порой бесшабашны и расточительны, а «бережливость» презирают и считают скупостью. 11. В разговоре азербайджанцы, по-восточному, более дипломатичны. 12.

В отличие от турков, азербайджанцы гораздо более словоохотливы, любят длительные беседы «по-душам» за чашкой чая, кружкой пива или бутылкой водки. Многим «деловым» туркам кажется странным, как можно часами пропадать в чайных или кафе, беседуя «о пустяках» и не преследуя, при этом, никакой материальной выгоды. 13.

«Квасной патриотизм» и националистическую патетику азербайджанцы не воспринимают всерьез. 14. Азербайджанцы достаточно трудолюбивы, но трудоголиков из числа слишком «исполнительных» особ считают чудаками и роботами.

15. Азербайджанцы любят общаться «на равных», и, гораздо чаще, чем турки, переводят отношения из разряда официальных в разряд приятельских, неформальных. Они обижаются, сталкиваясь в ответ с холодным высокомерием собеседника или партнера. В ответ могут вспылить или затаить обиду на не весть что о себе возомнившего «задаваку».

Вообще, проводя сравнительную характеристику этносов, полезно использовать метод «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!». То есть, если этносы способны нормально, с чувством взаимной симпатии, общаться друг с другом, значит между ними есть определенная этнокультурная комплиментарность. Пользуясь этим методом можно классифицировать этносы по степени удаленности друг от друга.

Кому с кем комфортнее общаться? Возьмем азербайджанцев с одной стороны, и иные народы Ближнего и Среднего Востока с другой. Многие азербайджанцы, которые работали в Иране и арабских странах, высоко оценивают древнее культурное наследие этих народов, но отмечают что не сумели наладить искренне дружеские отношения ни с арабами, ни с персами, ни даже с близкими к азербайджанцам турками.

Как правило, отмечают свойственный арабам и персам прагматизм и «непонимание» сути «настоящей мужской дружбы». Сетуют, что арабы, персы и турки обычно избегают пышных застолий и обильных возлияний с тостами и последующим братанием.

А без этого какая же мужская дружба?! Притчей во языцех у азербайджанцев стала их чрезмерная бережливость — копейки лишней не потратят, если не ожидают заработать взамен нее две. Еще ближневосточные товарищи не любят выкладывать то, что у них на душе и беседовать на абстрактные темы.

В общем, они скрытные люди, и деловые, даже если бездельники.

Мешает взаимопониманию и то, что средний азербайджанец, особенно интеллигент, сформировавшийся в годы СССР, по натуре своей «идеалист». То есть, он жить не может без каких-то идей, пусть даже глупых и бредовых.

Он или пантюркист, поборник великого Турана, или убежденный космополит, или сторонник Запада, или панисламист, или коммунист, или даже поборник налаживания контакта с внеземными цивилизациями. Не важно какой идеей он одержим, главное чтобы идея была. Без идей нормальный образованный азербайджанец жить не может.

Он ищет единомышленников, благодарных слушателей и старается эти свои умозаключения выкладывать, особенно после очередных ста грамм, принятых с аппетитным шашлычком или жареной осетриной.

И когда в ответ на все свои идейные возлияния он натыкается на трезвый холодный взгляд ближневосточного сотрапезника, в котором читается «болтун! а что я от всего этого заработаю?», у азербайджанца пропадает всякое вдохновение и желание общаться дальше.

Дело в том, что большинство среднестатистических арабов, персов не живут отвлеченными идеями, и не любят рассуждать на абстрактные темы. Основная их идея — «мой дом, моя крепость». Цели, которые они ставят — успех в личной жизни, карьера на работе, благосостояние, хороший дом, дорогая машина.

Даже ислам для широких масс населения никакая не идея, а просто привычный образ жизни. Есть, конечно, отдельные иранские и арабские интеллектуалы, одержимые какими-то абстрактными идеями, вроде паниранизма или панарабизма, но это не общенародное явление и, ни в коем случае, не национальная черта.

Единственный ближневосточный мусульманский народ, который, наподобие азербайджанцев, живет идеями, это турки. Эта тотальная идеологизированность коренным образом отличает среднего турка от среднего перса или араба. Турецкое общество цементируют идеи тюркизма, которые прививаются детям еще со школьной скамьи.

Без этой идеи турки давно перестали бы быть турками, а распались бы на субэтносы вроде лазов, курдов, кочевых юрюков и т. д. Однако и тут нет полного тождества с азербайджанцами. У большинства турков есть некая идеологическая «упертость», в то время как азербайджанцы предпочитают «свободный полет» и некоторый релятивизм в идейной сфере.

Это-то и осложняет диалог. «Идеологически грамотный» турок твердо знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему это объяснили еще в школе, на примере цитат великого Ататюрка. Он свято верит в то, чему его учили, гордится свой великой историей, каждое утро с энтузиазмом поет государственный гимн, и не допускает каких-либо сомнений и шатаний.

Или, наоборот, он во все это не верит, но тогда он свято верит в фундаментализм суннитского толка или во что-то еще. К тому же, несмотря на все свои идеи, он также прагматик на все сто, расчетлив и прижимист.

Отличает азербайджанцев от большинства турков также присущая последним некоторая, почти европейская холодность, а также невероятная законопослушность, честность и «правильность», которую в Азербайджане нередко воспринимают как занудство.

Все этих турецкие черты чрезмерной прямолинейности отсутствуют у большинства иранцев, но это не значит, что с ними у азербайджанцев больше психологической комплиментарности.

Иранец может быть непроницаемо вежлив и улыбчив со своим азербайджанским коллегой, но азербайджанцу трудно догадается, о чем думает и что собирается предпринять иранец, учтиво улыбающийся ему в лицо.

Это создает напряженность в общении, в то время как общаясь с прямолинейным турком, азербайджанец чувствует себя расслабленным, ибо видит его почти насквозь, и может, с большой долей вероятности, предсказать его последующие мысли и действия.

Разница в менталитете ближневосточных народов и азербайджанцев, связана и с длительным пребыванием последних в составе Советского Союза. При всех своих контрастах, СССР был многонациональной социалистической страной трудящихся, рабочих и крестьян.

Так вот эта самая идея равенства всех людей, независимо от их материального достатка, социального положения и национальной принадлежности, до сих пор сидит в головах у многих бывших граждан бывшего Советского союза, в том числе у азербайджанцев, особенно у представителей старшего поколения.

Когда бакинец видит какого-то незнакомого человека, он механически считает его равным самому себе, и старается обращаться с ним с уважением, даже еще не зная, какую социальную и имущественную нишу этот незнакомец занимает.

Но не так обстоит дело у многих представителей зарубежных ближневосточных народов — арабов, персов и даже турков. Ведь народы востока тысячелетиями жили в условиях жесточайших авторитарных и тоталитарных диктатур.

В подобных обществах, обычно, народ четко разделен две категории — на рабов и господ. Причем, господин сам, в свою очередь, раб другого, более важного господина — и так продолжается вверх по иерархической лестнице вплоть до самого падишаха или диктатора-президента.

С этой точки зрения, в подобном государстве рабами являются почти все, даже сами господа (кроме самого главного господина — правителя страны). Поэтому, стараясь общаться на равных с человеком, сформировавшимся в подобной среде, наш соотечественник зачастую совершает ошибку. Общение на равных с человеком, обладающим иерархизированным мышлением просто невозможно.

Или он, образно говоря, вам докажет, что он «пан», и тогда вы пропали. Или же докажете ему, что вы «пан», и тогда пропал он. Бессмысленно пытаться держать себя на равных с человеком, который оценивающе смотрит на тебя и думает, как выгоднее и безопаснее поступить — склонить перед тобой голову, или же, напротив, наступить ногой тебе на шею.

Если пытаться в данной ситуации вести себя на равных, это будет воспринято противной стороной как самоуничижение и готовность подчиниться. Тогда партнер станет вести себя заносчиво и командовать вами, и вы все равно вынуждены будете рано или поздно его осадить, но на этот раз гораздо более жестко, возможно даже жестоко.

Если же такому человеку с самого начала дать понять, что он стоит ниже вас но иерархической лестнице, он охотно подчиниться вам и услужливо склонит голову, причем, без всякой обиды. Это в правилах игры, которую ведут авторитарные иерархические общества во всем мире уже не одно тысячелетие.

К тому же, различие в этнопсихологии арабских народов и персов одной стороны, и азербайджанцев — с другой, обусловлено тем, что в национальном характере последних сохранились остатки архетипических древнетюркских черт.

Попытаюсь перечислить некоторые ценности, связанные с этим архетипом и исторически присущие мировоззрению западных огузских тюрок, в частности азербайджанцев: — все или ничего; — доблесть — выше пользы; — поражение — хуже смерти; — просить помощи — постыдное дело; — порывы души в любую сторону находят всяческое понимание; — бережливость — это скупость; — осторожность — трусость; — гость — от бога; — сказавши слово — держись; — семья — это святое;

— честь женщины — неприкосновенна.

Прочнее всего эти традиционные тюркские ценности держались там, где жизнь тюрков продолжала быть патриархальной, и сохранялись привычный уклад жизни и традиционная военная демократия.

Однако, по мере того, как тюрки переходили к оседлому образу жизни и воспринимали древнюю и богатую ближневосточную культуру, на их мировоззрение накладывались персидские и семитские ценности.

Это, привело не только к обогащению духовной культуры, но и породило определенный культурно-психологический конфликт в душе ближневосточных тюрок, которые разрывались между тюркскими морально-этическими принципами и, воспринятыми позже, но тоже уже ставшими родными, ближневосточными ценностями.

Особенно сильно этот психологический конфликт проявляется в душе азербайджанцев, ибо у турков все проще — они уже давно взяли однозначный курс на культивирование «тюркского духа» и турецко-османских культурно-мировоззренческих принципов, замешанных на элементах европейской культуры.

Сознание же азербайджанцев продолжает оставаться многовекторным и синкретическим.

Тем не менее, несмотря на внешнее преобладание ближневосточной доминанты, в подсознании (да и в сознании) азербайджанцев продолжают доминировать патриархальные тюркские принципы, типологически близкие к кодексу чести живущих по соседству с тюрками кавказских горцев. Во всяком случае, именно эти ценности тюрки Азербайджана до сих пор считают за эталон, ими восхищаются, их ставят в пример, даже если, в силу изменившихся жизненных реалий, сами не всегда их придерживаются. Это говорит все-таки об устойчивости национального характера, который, несмотря на все внешние влияния, сохраняет свое ядро.

Теперь рассмотрим степень близости менталитета азербайджанцев и остальных тюркских народов. Тюрки северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, кумыки и т. д.) по ментальности ближе к кавказцам, т. е. горским народам Кавказа (дагестанцам, осетинам, ингушам, кабардинцам и т. д.), нежели к азербайджанским тюркам.

С этноязыковой и культурной точки зрения, под словом «кавказцы» здесь подразумеваются не те, кто живет в данный момент на Кавказе, а представители кавказских языковых групп — нахско-дагестанской и др. Типичные кавказцы — это чеченцы, аварцы, ингуши, лезгины, грузины и т. д.

менталитет этих народов резко отличается от ближневосточного, иранского и левантинского, в том числе и азербайджанского. Как известно, азербайджанцы по языку не кавказцы, а тюрки. По культуре они примыкают больше к иранским тюркам и персам, чем, например, к чеченцам и лезгинам.

В то же время, тюркским народам Северного Кавказа свойственны многие черты этого самого «кавказского менталитета», слабее выраженные у родственных по языку азербайджанцев.

Гораздо сильнее отличается от азербайджанской ментальности этнопсихология центральноазиатских тюрков. По степени относительной ментальной близости к азербайджанским тюркам идут по нисходящей узбеки, затем туркмены, а затем, с очень большим отрывом, казахи и киргизы.

Сравнительная большая комплиментарность узбеков с азербайджанцами объясняется тем, что они, как и азербайджанские тюрки, испытали значительное влияние иранской культуры, и являются древним, оседлым земледельческим народом с многовековой традицией городской цивилизации.

Эти влияния и традиции значительно слабее у туркмен, и их почти нет у казахов и киргизов, позже принявших ислам и больше дистанцированных от иранской и арабской культур.

В этой связи не удивительно, что часть туркмен исторически называла азербайджанских тюрков, живущих в Туркмении, «персами», так как не видела особой разницы между теми и другими.

Еще дальше отстоят от азербайджанцев по типу ментальности тюркские народы Поволжья и Урала — поволжские татары, чуваши, башкиры и т. д. Из них наиболее обособлены исповедующие христианство чуваши.

Что касается татар, то они по ментальности кажутся гораздо более близкими к русским, чем к какому-либо тюркскому народу Центральной Азии или Кавказа. Здесь можно провести аналогию с азербайджанскими тюрками, которые ментально ближе к персам, чем к родственным в языковом отношении туркменам или казахам.

Учитывая урбанизацию и унификацию культуры в поволжских регионах, многовековые традиции межнациональных браков между русскими, чувашами и татарами, а также исключительную, исторически довлеющую роль русского языка и культуры в этих регионах, стороннему наблюдателю разница между чувашами, русскими и татарами может показаться условной и очень незначительной, хотя специалист-этнопсихолог эту разницу легко улавливает. Имеется и известная комплиментарность казахов и киргизов с русскими, чувашами, башкирами и татарами, которые, все вместе, действительно представляют собой единый евразийский культурный и цивилизационный тандем. Еще более отдалены от азербайджанцев по особенностям культуры и ментальности якуты, сибирские и алтайские тюрки.

Таким образом, градация тюркских народов по степени близости к азербайджанским тюркам видится примерно таковой — азербайджанские тюрки, тюрки (азербайджанцы) Ирана, турки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, гагаузы, караимы, крымские татары, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, башкиры, поволжские татары, чуваши, алтайцы, тувинцы, хакасы, якуты и т. д. Разумеется, это ориентировочная и условная градация, не претендующая на абсолютную точность, которой, в подобных случаях быть не может.

Источник: http://national-mentalities.ru/east/zakavkaze/alekperli_f_sravnitelnaya_etnopsihologiya_azerbajdzhancev_i_narodov_maloj_i_centralnoj_azii1/

Персия — какая сейчас страна? Древняя Персия и современный Иран :

Персия (какая сейчас страна, можно узнать из статьи) существовала более двух тысяч лет назад. Она известна своими завоеваниями и культурой. На территории древнего государства правили многие народы. Но они не смогли искоренить культуру и традиции ариев.

Древняя Персия

С середины шестого века до нашей эры на арене мировой истории появились персы. Жители Ближнего Востока до этого времени очень мало слышали об этом загадочном племени. Известно о них стало только после того, как они начали захватывать земли.

Кир Второй, царь Персов из династии Ахеменидов, смог в короткие сроки захватить Мидию и прочие государства. Его хорошо вооруженная армия начала подготовку, чтобы выступить против Вавилона.

В это время Вавилон и Египет враждовали друг с другом, но при появлении сильного врага они решили забыть о конфликте. Подготовка Вавилона к войне не спасла его от поражения. Персы захватили города Опис и Сиппар, а после без боя завладели Вавилоном. Кир Второй решил дальше продвигаться на Восток. В войне с кочевыми племенами он погиб в 530 году до нашей эры.

Преемникам погибшего царя, Камбису Второму и Дарию Первому, удалось захватить Египет.

Дарий смог не только укрепить восточные и западные границы державы, но и расширить их от Эгейского моря до Индии, а также от земель Средней Азии до берегов Нила.

Персия вобрала в себя известные мировые цивилизации древнего мира и владела ими до четвертого века до нашей эры. Империю смог покорить Александр Македонский.

Вторая персидская империя

Солдаты Македонского отомстили персам за разорение Афин, испепелив Персеполь. На этом династия Ахеменидов перестала существовать. Древняя Персия попала под унизительную власть греков.

Изгнать греков удалось только во втором веке до нашей эры. Сделали это парфяне. Но им не дано было править долго, их сверг Артаксеркс. С него началась история второй персидской державы. По-другому ее принято называть державой династии Сасанидов. При их правлении возрождается империя Ахеменидов, хотя и в другой форме. На смену греческой культуре приходит иранская.

В седьмом веке Персия потеряла свое могущество и была включена в состав Арабского халифата.

Жизнь в Древней Персии глазами других народов

О жизни персов известно из произведений, которые сохранились до наших дней. В основном это сочинения греков. Известно, что Персия (какая сейчас страна, можно узнать ниже) очень быстро завоевала территории древних цивилизаций. Какими же были персы?

Они отличались высоким ростом и были физически сильны. Жизнь в горах и степях сделала их закаленными и выносливыми. Они славились своей храбростью, сплоченностью. В быту персы ели умеренно, не употребляли вина, были равнодушны к драгоценным металлам. Носили они одежду, пошитую из шкур животных, голову покрывали войлочными колпаками (тиарами).

Во время коронации правитель должен был облачиться в одежду, которую носил до того как стать царем. Также ему полагалось съесть сушеную фигу и выпить кислого молока.

Персы имели право жить с несколькими женами, не считая наложниц. Были допустимы близкородственные связи, например, между дядей и племянницей. Женщины не должны были показываться посторонним. Это касалось и жен, и наложниц. Доказательством тому служат сохранившиеся рельефы Персеполя, на которых нет изображений представительниц прекрасного пола.

Достижения персов:

  • хорошие дороги;
  • чеканка собственных монет;
  • создание садов (парадисов);
  • цилиндр Кира Великого — прообраз первой хартии прав человека.

Раньше Персия, а сейчас?

Не всегда можно сказать точно, какое государство находится на месте древней цивилизации. Карта мира менялась сотни раз. Изменения происходят даже в наши дни. Как понять, где была Персия? Какая сейчас страна на ее месте?

Современные государства, на территории которых была империя:

  • Египет.
  • Ливан.
  • Ирак.
  • Пакистан.
  • Грузия.
  • Болгария.
  • Турция.
  • Части Греции и Румынии.

Это еще не все страны, которые имеют отношение к Персии. Однако с древней империей чаще всего ассоциируется Иран. Что же представляет собой эта страна и ее народ?

Загадочное прошлое Ирана

Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.

Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.

Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?

Жизнь в современном Иране глазами иностранцев

Для многих обывателей Иран ассоциируется с революцией и ядерной программой. Однако история этой страны охватывает более двух тысяч лет. Она вобрала в себя разные культуры: персидскую, исламскую, западную.

Иранцы возвели притворство в настоящее искусство общения. Они очень обходительны и искренни, но это только внешняя сторона. На самом деле за их угодливостью кроется намерение узнать все замыслы собеседника.

Бывшая Персия (сейчас Иран) захватывалась греками, турками, монголами. При этом персияне смогли сохранить свои традиции. Они умеют ладить с чужаками, их культуре свойственна определенная гибкость — брать лучшее от традиций чужаков, не отказываясь от собственных.

Иран (Персия) веками находилась под властью арабов. При этом ее жители смогли сохранить свой язык. В этом им помогла поэзия. Больше всего они чтут поэта Фирдоуси, а европейцы помнят Омара Хайяма. Сохранению культуры способствовало учение Заратустры, которое появилось задолго до вторжения арабов.

Хотя в стране сейчас ведущая роль отведена исламу, у иранцев не угасло национальное самосознание. Они хорошо помнят о своей многовековой истории.

Источник: https://www.syl.ru/article/292632/persiya—kakaya-seychas-strana-drevnyaya-persiya-i-sovremennyiy-iran

Чем отличаются персы от арабов. Как выглядели древние персы

ГлавнаяДревнийКак выглядели древние персы

Последний пост, и закончу тему про Иран, а то она стала заметно превалировать в моем блоге.

Вот что интересно. Смотрим на то, как изображали себя в древности сами персы: http://v-rodyonov.livejournal.com/2543.html

На современную, качественную и дотошную иранскую реконструкцию древности: http://v-rodyonov.livejournal.com/3055.html

Или на фотографии обычных иранцев ХХ века. Вот anoushe выложила сделанные в 1920 — 1950 годах фотографии людей из древнего персидского города Исфахана: http://anoushe.livejournal.com/78655.html

Очень много сделанных в последнее время разными людьми и в разных городах Ирана фото можно найти на сервисе, на который их выкладывают в основном сами иранцы: http://www.trekearth.com/gallery/Middle_East/Iran/

Или вот фото массовых митингов этого года в Иране: http://drugoi.livejournal.com/tag/%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD2009

Сплошь смуглые, черноволосые и черноглазые жители Востока. Изредка в наши дни перемежаемые девушками со слегка осветленными волосами.

Но миф о неких белых, голубоглазых и светловолосых, одним словом, чисто “нордических” ариях в Иране живет, несмотря ни на что. Никто не знает, где именно они живут, сколько их, но уверен, что они есть.

Вот небольшой диалог в комментариях к посту про расовый тип древних персов меня в этом лишний раз убедил http://v-rodyonov.livejournal.com/2543.

html?thread=1007#t1007 Как выяснилось далее, загадочные светловолосые люди оказались не персами, а то ли курдами, то ли сикхами, сам комментирующий точно не помнит.

Но особенно впечатляет, конечно, что-то вот такое:

“Я был в Иране несколько раз… Иранцы черноволосые и смуглые, они похожи больше всего на азербайджанцев. Но среди них иногда встречаются светло- или рыжеволосые субъекты с довольно светлой кожей.

– Кто эти светловолосые люди? — спросил я иранского офтальмолога.

– Это персы, — ответил он.

– А разве персы не черноволосые и смуглые?

– В Иране около 40% населения составляют азербайджанцы, большой процент курдов, белуджи и других народов; они все темноволосые и смуглые. А вот коренные персы — светлые. Правда, они во многом перемешались с другими народами, но истинные персы отличаются от других народов Ирана”.

Источник: Мулдашев Эрнст. От кого мы произошли? 2-е изд. СПб. Нева, 2004. С. 46 — 47.

Вот ведь как все просто решается — достаточно беседы с неким “иранским офтальмологом”.

То, что сами древние персы и их современники изображали их черноволосыми, темнокожими и темноглазыми (и этот же тип сохранился у них и у парсов в Индии до наших дней — тогда как никаких якобы составляющих 60% жителей Ирана “истинных персов” на фотографиях персов нет), роли не играет. Автор “где-то об этом слышал”. И мнение это невероятно живуче — достаточно запросить на эти слова Яндекс.

А восходит, если внимательно посмотреть, все к тому же Гансу Гюнтеру и прочим “расологам” Третьего рейха: http://v-rodyonov.livejournal.com/2543.html

v-rodyonov.livejournal.com

Чем отличаются персы от арабов

Для стороннего наблюдателя (например, европейца) что персы, что арабы — примерно одно и то же: и те и другие — мусульмане разной степени смуглости, говорящие на непонятном языке.

Так ли это в действительности? Разумеется, нет. Между арабами и персами огромная разница — и в языке, и в культуре, и даже (к удивлению многих) в религии.

Чем отличаются персы от арабов, и что у них общего? Начнем по порядку.

Появление на исторической сцене

Как активные участники международных событий первыми проявили себя персы. От первого упоминания в ассирийских хрониках в 836 году до нашей эры до создания независимого персидского государства, а чуть позже — империи Ахеменидов прошло почти 300 лет. Собственно, сугубо национальным персидское государство в античное время не было.

Будучи жителями одной из областей Мидийской империи, близкой им по языку и культуре, персы под руководством Кира Великого восстали и произвели смену власти, позже завоевав обширные территории, не входившие в состав Мидии.

По оценкам некоторых историков, государство Ахеменидов в период наивысшего расцвета насчитывало 50 миллионов человек — около половины населения Земли в то время.

Арабы, которые изначально жили на северо-востоке Аравийского полуострова, начинают упоминаться в исторических источниках примерно в то же время, что и персы, однако в военной или культурной экспансии они не участвуют.

Арабские государства Южной Аравии (Сабейское царство) и Аравии Северной (Пальмира, Набатея и другие) живут в основном за счет торговли. Пальмира, решившая встать в оппозицию к Римской империи, была довольно легко разгромлена гордыми квиритами.

Но положение в корне меняется, когда в торговом городе Мекке рождается Мухаммед.

Он создает самую молодую монотеистическую религию, приверженцы которой построили одно из крупнейших государств всех времен — Арабский халифат.

Арабы полностью или частично ассимилировали большое количество различных народов, преимущественно таких, которые по уровню общественно-культурного развития находились ниже их. Основой ассимиляции стали новая религия — ислам — и арабский язык.

Дело в том, что, согласно мусульманскому учению, священной книгой, Кораном, является только оригинал, написанный на арабском языке, а все переводы считаются лишь его толкованиями.

Это заставляло всех мусульман изучать арабский и нередко приводило к потере национальной идентичности (в частности, так случилось с древними ливийцами и сирийцами, которые прежде были отдельными народами, сейчас же их потомки считаются арабскими субэтносами).

Отличие персов от арабов в том, что в 7 веке нашей эры Персия находилась в упадке, и арабы относительно легко завоевали ее, утвердив ислам. Новая религия наложилась на древнюю богатую культуру, и Персия 8 века нашей эры стала основой для так называемого Золотого века ислама.

В этот период активно развивались наука и культура. Позже персы приняли в качестве государственной религии шиизм — одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам — преимущественно суннитам.

И на сегодня Иран — преемник древней Персии — остается главным оплотом шиизма.

Сегодня персы, кроме шиизма, исповедуют суннизм и древнюю религию — зороастризм. Зороастрийцем, например, был знаменитый рок-певец Фредди Меркьюри.

Арабы, являясь в основном суннитами, частично придерживаются шиизма (часть населения Сирии, большая часть жителей Ирака и Бахрейна).

Кроме этого, часть арабов сохранила верность христианству, некогда распространенному на территории, позже завоеванной мусульманами. Из семьи арабов-христиан происходит известная латиноамериканская певица Шакира.

Разница между персами и арабами

Как это часто бывает в истории, религиозные различия стали следствием политического и военного противостояния разных государств. В религии проще закрепить догмы, четко отграничивающие «нас, своих» от «них, чужих».

Так произошло и в случае с Персией: шиизм имеет ряд серьезных богословских отличий от суннизма.

Сунниты и шииты сражались друг с другом не менее увлеченно, чем католики с протестантами в современной им Европе: например, в 1501 году Персия приняла шиизм, а уже в 1514 году начинается первая война с суннитской Османской империей, которая распространила свое влияние на большинство арабских территорий.

Что касается языка, то тут у персов и арабов нет ничего общего. Арабский относится к семитской ветви афразийской языковой семьи, и его ближайшим «родственником» является иврит — государственный язык Израиля. Сходство видно даже неспециалисту. Например, широко известное арабское приветствие «салам алейкум» и «шалом алейхем» на иврите явно созвучны и переводятся одинаково — «мир вам».

Говорить о едином персидском языке некорректно, так как, по современным представлениям, это языковая группа, состоящая из четырех родственных языков (впрочем, некоторые лингвисты все же считают их диалектами):

  • фарси, или собственно персидский язык,
  • пушту,
  • дари (вместе с пушту является одним из государственных языков Афганистана),
  • таджикский.

Широко известен следующий факт: во время войны в Афганистане советское командование часто использовало бойцов-таджиков для общения с местными жителями, поскольку их язык почти тождественен таджикскому.

Считать ли в данном случае пушту, дари и таджикский отдельными языками или только диалектами — предмет лингвистических споров.

Сами носители языков особо по этому поводу не дискутируют, превосходно понимая друг друга.

Сравнительная таблица

В концентрированном виде информация о том, в чем разница между персами и арабами, представлена в нижеприведенной таблице. Определение численности персов зависит от того, кого считать персами (это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд).

how.qip.ru

Почему в Иране блондинок больше, чем в России

Угадайте, что можно пить в аэропорту Тегерана в два часа ночи? Газированное кислое молоко! Но это после прощальной вечеринки с кампари и водкой «Столичная» в одном из частных домов иранской столицы (за употребление алкоголя, если не ошибаюсь, здесь полагается «всего» 70 ударов плетью).

И в этом весь Тегеран — огромный, внешне безликий мусульманский мегаполис с его двойной жизнью, полной секретов, козней, шепота, скрытой деятельности. Воинственно набожный снаружи и тайно легкомысленный внутри. Один из самых безопасных городов мира, где можно спокойно гулять по ночам (что-то вроде Советского Союза 60-х годов или Багдада времен Саддама Хусейна).

Странный некрасивый город, очаровавший меня своей двусмысленностью, где частит пульс могущественной и нервной державы под названием Иран.

Тегеран-2007: Борьба за красоту

Первое, что вас поражает в этом уродливом городе, — красота людей. Иногда они не просто красивы, а катастрофично красивы. Жгучие мужчины с безупречными чертами лица и приторными улыбками.

Женщины с мягкими глазами газелий, точеными носиками и сладкими кошачьими ртами. Вы видите такие лица и такие фигуры, которые в любой западной столице составили бы состояние своим обладательницам. У вас перехватывает дыхание от удивления, но вы чуете подвох.

Весь этот длинный ряд правильных носов объясняется… пластическими операциями.

Персы помешаны на красоте — и мужчины, и женщины. По городу толпами разгуливают молодые люди с пластырями на носах. Перед свадьбой считается признаком хорошего тона что-нибудь улучшить у себя в лице или фигуре. Хирургия здесь дешева и сердита.

Носы поставлены на поток и обходятся всего в 500 долларов. За последние годы Тегеран приобрел славу мировой столицы пластической хирургии. Сюда слетаются со всех концов земли, чтобы за пару тысяч долларов сделать из себя полное совершенство.

«Люди как будто сошли с ума! — говорит Зохре, персидская красавица с иссиня-черными волосами до колен (!). — У нашего зеленщика три сына, он пожалел деньги на их образование, но в прошлом году переделал всем троим носы».

«Если б не моя жена, я бы забыл, как выглядят настоящие персиянки, — вступает в разговор муж Зохре Бабак. — В городе одни блондинки и рыжие с курносыми носами (местный шик!) и голубыми и зелеными линзами глаз».

«При этом они разговаривают тоненькими, жеманными голосами, как будто во рту у них леденец, — смеется Зохре. — О чем они говорят? О пластике, конечно.

Считается престижным до замужества сделать две или три операции, потом после родов довести фигуру до совершенства и так до старости, пока это не перерастает в манию».

«Все это объяснимо, — говорит преподавательница университета госпожа Парасту В. — Когда фигуру принято скрывать, все внимание сосредоточивается на лице. Каждая уважающая себя иранка тратит в день около полутора часов на макияж.

Недавно одна моя студентка пришла с пластырем на носу. «Что, и ты сделала операцию?» — удивилась я. «Нет, — отвечает она. — У меня просто вскочил прыщ на носу, и я его заклеила. Пусть все думают, что операция: так престижнее». Они не боятся ни боли, ни последствий, ложась под нож.

Как здесь говорят: «Убей меня, но сделай красивой!»

Источник: https://religionpeace.ru/drevnij/kak-vyglyadeli-drevnie-persy.html