Чем отличается фантазия от воображения

Воображение — Психологос

​​​​​​​Воображение — погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений.

Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений.

С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.

Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.

Возможности воображения очень велики.

Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла — изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях.

Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка.

Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему.

Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». — Такие возможности воображения — основа мысленных экспериментов. См.→

Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние — сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.

Виды воображения

Воображение бывает непроизвольным, прозвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д.

Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре.

Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.

Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника — пустыми мечтаниями.

Воображение в практической психологии

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном.

В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение.

Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии

Активное Воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия.

Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность уже хорошо доказана, о нем мало кто знает, за исключением последователей юнгианства.

А многие из тех, кто слышал о нем, считают, что разбираются в нем не настолько хорошо, чтобы применять его на практике.

В данном разделе этой книги мы исследуем основные концепции Активного Воображения, рассмотрим некоторые примеры и узнаем метод пофазового подхода, который вы сможете применять, занимаясь Активным Воображением самостоятельно.

В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.

Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение.

Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.

Вероятно, самым первым зарегистрированным применением Активного Воображения в его современной форме было видение Юнга, в котором не прозвучало ни единого слова, зато имело место активное взаимодействие между его осознающим разумом и образами, появившимися из его бессознательного. Это было одно из тех событий, благодаря которым Юнг понял, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами.

“Я сидел за своим столом и снова обдумывал все свои опасения. Затем я позволил себе «упасть» Неожиданно возникло такое ощущение, будто земля, в буквальном смысле этого слова ушла у меня из-под ног, и я полетел в черную пропасть. Я не мог избавиться от чувства страха.

Но затем, пролетев не такое уж большое расстояние, я приземлился на ноги, почувствовав под ними мягкую липкую массу. Я ощутил огромное облегчение, хотя и находился в непроглядной тьме. Через несколько минут мои глаза привыкли к мраку, который напоминал, скорее, глубокие сумерки. Передо мной находился вход в темную пещеру.

Посреди входа стоял гном с высохшей, словно у мумии, кожей. Я протиснулся мимо него в пещеру и побрел по доходившей мне до колен ледяной воде к другому ее концу, где я увидел сверкающий красный кристалл лежащий на скальном выступе. Я схватил камень, поднял его и обнаружил под ним пустоту. Поначалу я ничего не мог разглядеть, но затем увидел поток воды.

Этот поток пронес мимо меня труп молодого светловолосого человека с раной в голове. За ним последовал гигантский черный скарабей, а потом красное солнце поднялось из водных глубин”

Активное Воображение помогает лучше понять» что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я».

Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного.

Поскольку эти внутренние существа обладают “своим собственным разумом”, они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго

Хотя Юнг высоко ценил сны, он считал Активное Воображение еще более прямым путем к бессознательному.

Разница заключается в следующем: когда вам что-либо снится, вы действительно, получаете сигналы от бессознательного, но ваш осознающий разум в этом процессе не участвует.

Когда вы просыпаетесь, осознающий разум может вспомнить сон и задуматься над его значением, но во время самого сна осознающий разум бессилен. С Активным Воображением все наоборот — в этом случае осознающий разум бодрствует. Он осознанно принимает участие в событиях.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного.

В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой “место встречи”, “нейтральную полосу”, на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Любопытно, что, когда человек начинает заниматься Активным Воображением, количество его сновидений резко сокращается.

Если вы серьезно относитесь к этому искусству как к особому способу медитации, то вы ассимилируете содержимое бессознательного раньше, чем у него возникнет потребность передать его вам посредством сна.

Решение поставленных сновидениями проблем происходит в процессе Активного Воображения.

Ввиду связи между снами и Активным Воображением, Юнг прописал Активное Воображением людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами.

Когда вы начнете регулярно заниматься Активным Воображением, то обнаружите, что количество ваших сновидений резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами сновидения стали более «сфокусированными».

Когда вы решаете ваши проблемы посредством Активного Воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения.

Этот, вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.

Вы заводите разговор с другими исполнителями, обмениваетесь точками зрения, вместе отправляетесь навстречу приключениям и, в конце концов, учитесь сами и учите других.

Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии.

Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг.

Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.

Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются.

В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам.

Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.

Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно, В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями.

Читайте также:  Чем отличаются барханы и дюны

Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение.

До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.

Во всех случаях Активного Воображения вы обратите внимание на то, что имеете дело с историей, которая относится к первому лицу: в ней всегда присутствует «я». «Я» иду в определенное место.

«Я» вижу образ. «Я» взаимодействую с ним.

«Я» должно обязательно там присутствовать, взаимодействовать с другими персонажами, ибо, в противном случае, эго не будет принимать в происходящем никакого участия.

Воображение не может быть активным, если в спектакле не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий.

«Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие — символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

Посредством вашего активного участия вы превращаете то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения.

Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга.

Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.

Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Меняются отношения между эго и бессознательным.

Если имеет место невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, то эту брешь можно заделать, дополняющие друг друга противоположности можно свести воедино.

Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним “я”.

Источник: https://psibook.com/library/1001/41.html

открытая библиотека учебной информации

ВООБРАЖЕНИЕ.Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого.

Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. В случае если прошлое зафиксировано в образах памяти, то будущее представлено в мечтах и фантазиях.

С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непо­средственно воспринимаемого.

Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существен­ным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ во­ображения не имеет аналогов в реальной действительности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразова­ние прошлого опыта͵ и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1) представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: об­ращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказыва­ниями.

4) формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

5) планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состоя­ниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление, температуру тела.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией.

Мы лишились бы почти всœех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писате­лями и изобретений конструкторов.

Благодаря воображению человек творит, разумно плани­рует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная куль­тура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который соз­дает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.

По отношению человека к процессу воображения можно выделить пассивное и активное воображение. Пассивное воображениепроявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта.

Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. К примеру, в снови­дениях. Активная формавоображения проявляется, к примеру, в творчестве, образы созна­тельно формируются и преобразуются в соответствии с целями.

Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.

Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести реаль­ность в том виде, какова она есть, но которую субъект реально не воспринимал.

Такое вооб­ражение больше напоминает восприятие или память. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. К примеру, по картинам И.И.

Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как всœе растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Напри­мер, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность.

Но эта реальность про­пускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, поль­зуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображе­нию предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир ху­дожника — фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных ви­дов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности.

По этой причине существует столько специфических видов воображения,сколько имеется видов чело­веческой деятельности– конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее.

Во всœех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потреб­ности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинацияминазывают фантастические видения, не имеющие, по-видимому, поч­ти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результа­том тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болез­ненные состояния.

Грезы,в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она не­сколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, ᴛ.ᴇ. в принципе осуществима.

Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, осо­бенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрес­сивности.

Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях челове­ка, в связи с этим мечта — важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоми­нает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет инте­рес к искусству и науке.

Источник: http://oplib.ru/proizvodstvo/view/695274_voobrazhenie_vidy_voobrazheniya_passivnoe_aktivnoe_konkretnoe_abstraktnoe_funkcii_voobrazheniya_voobrazhenie_i_fantaziya

Воображение

Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении.

Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением.

Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов.

В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса.

Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

  • источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
  • оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения

Выделяют следующие функции воображения:

  • представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
  • формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
  • регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
  • основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
  • создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
  • продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Виды воображения

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения.

Более подробные характеристики разновидностей воображения показаны в табл. 10.1.

Таблица 10.1.

Характеристика отдельных типов воображения

Вид воображения Его характеристики
По степени активности и волевых усилий
Активное воображение (преднамеренное) Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)
Пассивное воображение (непреднамеренное) При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)
По степени преобразования действительности
Продуктивное (творческое) воображение Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается
Репродуктивное (воссоздающее) воображение Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть
Читайте также:  Как украсить сад и огород своими руками?

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1016-voobrazhenie-2.html

Воображение и фантазия

Всем известно, что воображение и фантазия, наделяют человека огромным творческим потенциалом. Это способность сознания создавать, творить и моделировать свои представления, которые не существуют в реальности Мира. Но при определённой концентрации и усилии воли, представления образы и идеи человека, обретают некую энергетическую форму.

А при определённых техниках, используемых человеком, направленных в свою очередь на материализацию смоделированного, способны воплощаться. При этом человек обращается не только к своему внутреннему потенциалу, но и способен привлечь к своему творительному процессу другие Силы и энергии, способные эффективно и максимально материализовать его творение.

Воображение человека, как известно, поддаётся развитию. В области Творения и моделирования реальности и пространства, человек способен создавать модели и образы предполагаемого в сознании. Затем постепенно материализовать создаваемое.

При этом человек использует специальные техники и знания позволяющие предельно развить свои возможности моделирования и творения, т.е. внутренние качества и аспектность.

воображение и фантазия являются основой, позволяющие человеку Творить энергетические формы и моделировать их реализацию в реальности Мира.

В практической работе с Силами и энергиями, сила воображения значительно выше силы воли. Например, человек видит себя кем — то: успешным, знаменитым, способным, счастливым, достигнувшим своей цели. Таким образом человек создаёт себе образ — свой образ.

Так предметом практической работы становится возможность концентрации Силы и энергии, уже на конкретном, вариативном моделировании реальности в пространстве жизни. Буд — то Ваш образ, обстоятельства жизни, развиваются таким образом, что воплощение, материализация воображаемых в сознании разума, становится всё более и более материальна.

Все аспекты жизни, словно, начинают подстраиваться под развитие конкретных моделей, творимых Вами. и такая техника применяется во всех ситуациях жизни.

Чем отличается сила намерения и воли от воображения и фантазии?

Отнюдь не одна сила воли и намерения помогают человеку достичь поставленных целей. Однако воображение и фантазия находятся на уровне Выше. Это совокупность навыков и умений человека Творить возможное, переводя его, посредством концентрации, к реальному существованию воображаемого.

Главную роль имеет воображение и фантазия человека. Так, к примеру, если Вы поставили себе цель достичь материального результата, Вами движет намерение и сила воли. Однако без образа, представления того, что это такое в действительности, Ваша внутренняя Сила становится грубой.

И это не принесёт желаемого результата. То есть представляя свои пути реализации, Вы непосредственно, создаёте, Творите образ, реальности и свои результаты. Тогда картина обретает живые краски. Человек начинает видеть путь.

Это воображение и фантазия обеспечили Вам достижение, открыли творческий потенциал.

Важно правильно понимать значение этих умений человека. Я хочу, чтобы Вы обратили внимание, сконцентрировались на видении результатов в своём воображении. Что Вы способны Творить, создавать. И всё, что Вы сможете себе представить, может быть реальным.

Поймите меня правильно. Связь намерения и силы воли, как и силы воображения и фантазии, составляют совокупность умений и навыков человека. Мы можем рассматривать эти умения в отдельности, однако они дополняют друг друга. И если не будет того или другого, Вы станете испытывать недостаток.

Представьте себя кем — то. Кем — то тем, кем Вы желаете быть. Представьте, что Вы обладаете чем — то. И Вы это обретёте. Таким образом Вы получаете неограниченные возможности.

Вы имеете возможность пользоваться любыми ресурсами разума, для достижения результата. И для этого необходимо сосредоточить своё внимание на силе воображения и фантазии. Человек творец. И он должен быть таковым.

Связные знания по тематике:

Развитие восприятия в области Искусства

Последовательная инструкция развития восприятия в области Искусства — взаимодействие с Силами, Энергиями, Высшим разумом. Комплексная практическая работа — “Путь познания от начала, к Пути Мастера”.

Источник: http://istochnick.ucoz.net

Источник: http://istochnick.net/publ/avtorskie_stati_po_prakticheskomu_napravleniju/obshhaja_informacija/voobrazhenie_i_fantazija_osnova_modelirovanija_realnosti/3-1-0-37

Воображение и фантазия — ИЗЮМИНКА-2014, занятие 6 (69)

?Виктор Кротов (krotovv) wrote,
2014-06-05 20:41:00Виктор Кротов
krotovv
2014-06-05 20:41:00Переход на летнее время (только для нашей студии)Переходим на летний режим работы. Тем более что и обычный, весенний режим уже стал труден половине участников. Это занятие продлится до 15 июля (не до 16-го!).

Следующее занятие начнётся 20 июля (закончится 31 августа), а потом уже — 5 сентября.Изменившиеся плюсики:

aderkachev = 53, iliysakucc = 85, klina = 97, lanemru = 64, mashkin_84 = 75, obi_van_ki_ro = 34, perrou = 67, tanaisie = 6, tania_al = 107, voyd_absolute = 46.

Глядите, как жара и прочие обстоятельства проредили наши ряды… Слава тем, кто остался!

Как ни странно, на эту тему у нас в Изюминке не было ни одного занятия! Разве что в разговоре о сказках она упоминалась.

Правда, есть главка с таким названием в НСК (кое-что важное я повторю и здесь). Так что повоображаем и пофантазируем почти с самого начала…Прежде всего поговорим о различии между фантазией и воображением. Ведь эти слова кажутся похожими, да и в словарях фигурируют как синонимы.

Но мне они представляются очень даже разными, относящимися к четырём разным явлениям.

Почему к четырём, а не к двум? Потому что каждое из них может относиться к способности (воображать или фантазировать), а может относиться к результату (и мы говорим: «Это только в твоём воображении» или «Это чистая фантазия»). Но вернёмся к смысловому различию.

Воображение — это представление о том, с чем я не сталкивался, но что вполне может существовать или случиться. Это, так сказать, создание несуществующего из существующего. Наш образообразующий фонтан. Наша палитра с бесконечным количеством реалистичных красок.

Фантазия — это представление о том, что вряд ли существует или может случиться, но мы это наделяем определённым правдоподобием (иначе будет просто выдумка-небылица). Способность соединять несоединимое, видеть невидимое и разгадывать незагаданное.

Если сравнивать, то это воображение, поражающее своей невообразимостью.

Ещё немного о различиях

Итак, воображение и фантазия родственны, но во многом различаются. Во-ображение, как подсказывает нам само слово, — это способность к воплощению идей и мыслей не просто в слове, но в образном изображении. Фантазия (от греческого «фантасма», призрак) означает скорее способность к созданию произвольных образов.

Наша задача — поставить фантазию на службу воображению, но ни в коем случае не отдавать воображение в рабство фантазии. Это важный творческий выбор. Когда фантазия работает на воображение, усиливаются выразительные возможности мысли. Когда воображение работает на фантазию, оно способствует развитию лишь развлекательных свойств произведения.

Воображение — один из главных инструментов писателя, даже самого реалистического. Оно обеспечивает способность к пониманию других людей и даже других существ. На нём основано умение перевоплощаться, необходимое любому автору.

Опора правды на воображение необходима и для придуманной истории (воображение даёт возможность говорить об истинном с помощью выдумки), и для взятой из жизни (воображение позволяет заглянуть в мир персонажа или восстановить скрытую основу описываемой ситуации).

Фантазия делает другую работу: примеривает несуществующее к существующему, пытается угадывать и предвидеть, что и как может произойти. Но часто и фантазия помогает разобраться в реальности, моделируя, воспроизводя её в ином облике, то есть метафорически. Ведь иногда реальное можно лучше понять через возможное. Или даже через невозможное.

Убедительность во что бы то ни стало

Фантастика и фантазия не отменяют проблему убедительности. Её даже должно быть не меньше, а больше! Ведь мы же должны достоверно описать несуществующее, то есть преодолеть естественное побуждение читателя сомневаться в том, что придумано.

Но и в чисто реалистическом произведении правдивость состоит не в старательном перечислении фактических подробностей (описать их ВСЕ — физически неосуществимо), а в искренности автора, в честном стремлении к пониманию жизни. Если я вижу, знаю, понимаю, представляю или воображаю что-то и пишу об этом искренне — это уже половина дела.

Вторая половина — в том, чтобы сделать это убедительно для читателя. Чтобы он мог достаточно ярко увидеть, понять или вообразить описанное. Чтобы жизненный опыт автора, его мысль и его художественное свидетельство были достойны читательской веры (отсюда и слово «достоверность»).Таким образом, на достоверности придуманного нами лежит двойная ответственность — описательная и смысловая.

То есть мы и описать должны убедительно, и зарядить описание нашей собственной уверенность в его смысловой наполненности. В том, что есть ради чего стараться: нам писать, а читателям — читать.

Выдумка и образ

Всё, на что работают наше воображение и фантазия, чтобы это не осталось просто выдумкой, должно обрести смысл, но ещё и образную силу. Образы не только украшают повествование, они одухотворяют его. Образ — это та увиденная в душе картинка, с которой читатель остаётся после завершения чтения.

Когда мы пишем о реальном и когда придумываем то, чего не было и даже быть не могло, мы делаем, в общем-то, одну и ту же работу. Мы рисуем словами и подробностями жизни, как художник рисует красками.

Различаются лишь наборы красок (хотя многие краски входят в оба набора) и технические приёмы нашей словесной живописи.И в живописи, и в литературе особенно удачны такие образы (такие картины или зарисовки), которые, кажется, вот-вот сойдут с холста или со страниц книги.

Если это у нас получилось, то не так важно, какова мера нашего воображения и нашей фантазии в таком образе.

Созидательность и разрушительность

Но в то же время с воображением и фантазией нужно обращаться внимательно, соблюдать некоторые гигиенические предосторожности. Очень важная линия разделения пролегает между тем, что работает на созидание, и тем, что располагает к разрушению. Не по какой-либо механической формальной классификации, а по смыслу того, о чём речь.

Разрушительные фантазии страшны не злобными воплями вурдалаков, отрубленными головами, чёрной магией или ожившими трупами. К бутафории такого типа быстро привыкаешь. Всё это лишь раздражает одних и щекочет нервы другим. Но страшен тот эмоциональный нравственный хаос, то разрушение этической гравитации, к которому чёрные (или даже всего лишь серые) повествования располагают человеческую душу.

Страшно привыкание к тёмным ситуациям, к дозволенности всего. Различение верха и низа способствует смысловой и нравственной ориентации. Вихри хаоса, раскручивающие воображение во все стороны, эту ориентацию разрушают.Здесь снова стоит вспомнить тему последнего прошлогоднего занятия: «То, для чего».

То, для чего по-настоящему нужно литературное творчество, и побуждает нас к вниманию, различению и гигиенической осторожности.

Развивающие упражнения

Читайте также:  Чем отличается брус от доски

Не стоит думать, что достаточно понять основные принципиальные вещи, относящиеся к воображению и фантазии, — и эти писательские свойства сами по себе расцветут пышным цветом. Как и всё в природе, они нуждаются в развитии и тренировке.

Попробую дать здесь краткий перечень конкретных возможностей, располагающих к такому развитию, — хотя бы по десять пунктов. Наверняка к ним можно добавить и другие. Может быть, даже более подходящих именно для себя самого.

Пробуйте пересиленное, ищите дополнительное и сигнальте мне о найденном, чтобы и другие могли это опробовать.Напомню ещё раз про то, что очень полезно записывать и сохранять результаты своих упражнений.

Кто знает, что из этого окажется всхожим зёрнышком, которое прорастёт в самый что ни на есть творческий текст…

Развитие воображения

– Придумать биографию незнакомцу по его облику или по каким-то фрагментам информации. Например, когда едешь в метро или в автобусе, можно выбрать кого-то и подумать, кто он по профессии, какой у него характер, что у него было и не было в жизни.- Покатать человека по своему воображению в машине времени. Представить, каким он был в разных прожитых возрастах, каким будет в ещё не прожитых.- Попробовать найти наиболее подходящий художественный образ (из классики или из современной литературы) для выбранного человека. Или найти подходящий психологический тип, знак Зодиака и т.п.- В разных ситуациях пробовать свои предсказательные способности. Не обязательно во всеуслышание, просто для тренировки навыка заглядывать в будущее, перенося туда сегодняшние возможности.- Пытаться угадывать сюжеты литературных произведений, кинофильмов и просто рассказов из жизни, принимая во внимание и сюжетную убедительность и своеобразие мысли автора.- Внимательное «прочитывание» сюжета живописной картины, рисунка, фотографии. Даже в школе используют упражнения «Написать рассказ по картине» или «Проанализировать стихотворение». Самому же можно придумать много увлекательных путешествий в интересные миры.- Привычка мечтать тоже может быть не просто блаженным времяпровождением, но ещё и тренингом воображения, если выстраивать свои мечты в некоторые конкретные композиции — такие, что даже записать захочется.- Поскольку в основе гадания по картам лежат не только мистические способности, а графология и хиромантия — не только науки, подобные упражнения тоже тесно связаны с воображением. Это не значит, что стоит заняться такими делами основательно, но поиграть можно.- Развитию воображения может помочь и опыт сценической игры, навыки воплощения в различных персонажей, особенно если мы углубляемся в образ по-настоящему, независимо от длины роли.- Для тех, кто любит жанр детектива, он может тоже стать школой воображения. И угадывание разворотов сюжета в книге, и приложение своего энтузиазма к угадыванию раскладов в реальной жизни — способствуют этому.

Развитие фантазии

– Рассказывать сказки детям (впрочем, можно и взрослым), не задумываясь о том, умеешь или нет. Можно поначалу плести что угодно. С помощью детей (их внимания или участия) фантазия будет оживать и плодоносить. И очень хорошо хотя бы вкратце записать рассказанное.- Играйте с детьми, приветствуя их фантазии и внося собственную лепту в виде разнообразный фантазийных элементов игры. Детям естественно быть фантазёрами, присоединяйтесь к ним!- Если говорить именно о сказочной области, полезно познакомиться с картами Проппа, а лучше — с их вариацией, описанной в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».- Быть внимательным к наиболее неожиданным разворотам своих снов. Речь не об их токовании, а именно о необычных ирреальных моментах.- Читая фэнтези и фантастику, не забывайте пытаться предугадывать дальнейший ход событий. Может случиться, что ваша собственная альтернатива даже окажется интереснее.- Почаще упражняйтесь в превращении встреченных предметов, явлений или событий в фантазийную тему. А наиболее удачные из таких тем — записывайте. Или даже все, на всякий случай.- Изобразительное искусство, если оно не приковано к сугубо реальному миру, если преодолевает рационалистические границы, — лучший тренажёрный зал для фантазии.- Декоративно-прикладное творчество тоже даёт необыкновенные возможности фантазировать и увидеть свои фантазии не только внутренним взором, но и воочию.- Встречаясь с новинками научно-технического прогресса, старайтесь не залипать на них, а представить себе, какими будут устройства и гаджеты через десять, тридцать или пятьдесят лет. А если хватит отваги заглянуть через сто или двести лет, прорывайтесь и туда.- Если интересоваться наукой и хоть немного следить за её открытиями, за новыми горизонтами физики и космических исследований, это тоже замечательный полигон и для фантазии, и для фантастики.

Игра — против занудства

В литературе воображение может проявляться разными способами. Это и выбор темы, и построение сюжета, и образы, и идеи. Воображение может проявляться и в стилистике фразы, и в самой авторской лексике.

Реализация воображения и фантазии может происходить при обращении к мифу (когда автор по-своему воссоздаёт условно обозначенную мифом картину) или к историческому преданию (когда он даёт прошлому новую, сегодняшнюю жизнь). С их помощью создаётся игровая сторона повествования. Они позволяют выступать под той или иной необходимой маской.

Творческая фантазия — это детская игра в сотворение миров для сопоставления их с жизнью. Необычное не даёт читателю соскучиться, тонизирует его. Да и того, кто пишет сказку, оно тоже мобилизует на разнообразие, не даёт впасть в монотонное русло.

Воображение и фантазия спасают нас от занудства, от чрезмерной правильности, от назидательности, от многих других прямолинейных свойств. Они раскрепощают нас, как раскрепощает игра. Полезно иногда поиграть изо всех своих творческих сил!..

Вопросы для ответов

Источник: https://krotovv.livejournal.com/264391.html

Статья “Развитие фантазии и воображения у детей”

Развитие фантазии и воображения у детей.

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение.

А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний.

Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые.

Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж.

Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи.

Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок.

Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2018/04/26/statya-razvitie-fantazii-i-voobrazheniya-u-detey