Чем отличается искусство от науки

Искусство, в отличие от науки, религии, права и других элементов культуры, отражает главным образом эмоциональную жизнь человека, состояние его души. Существуют

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Искусство, в отличие от науки, религии, права и других элементов культуры, отражает главным образом эмоциональную жизнь человека, состояние его души. Существуют различные определения искусства, но суть их сводится к одному: это — эмоциональная форма отражения мира.

Марина Цветаева, говоря об искусстве, использовала понятия “сердце” как синоним души художника, вмещающей весь мир.

Она утверждала, что сердце не инструмент искусства, а великая мастерская преображений, сцена, концертный и выставочный залы, в которых ежесекундно, круглосуточно происходят перемещения, сдвиги, — неожиданности, к которым должен быть готов любой художник, орудует ли он словом, держит ли в руках кисть, или сидит за роялем.

Сердце диктует, беря себе в помощники разум, волю, умение, страсть. Если в произведении искусства заложены чувство, отношение, понимание мира и человека как центра этого мира художником, то оно вызывает эмоциональную реакцию у воспринимающего. Если чувства нет, или оно недостаточно выражено, то часто затруднительно сказать: нравится или не нравится данное произведение.

О талантливых произведениях искусства, в которых заложены сильные чувства, часто говорится, что они созданы как бы на одном дыхании, в порыве души. Главная цель и предмет искусства — это человек, познание его сокровенных тайн. Какой бы темы ни касался художник, он все пропускает через призму человеческих раздумий, отношений, настроений.

В любом произведении искусства так или иначе раскрываются внутренний мир человека, его переживания, его субъективное восприятие природы, социальной среды, политики и т.д. Этот внутренний мир передается глазами героя, лирического “я”. Отражение средствами искусства всех граней лирического “я” — вот цель искусства.

Таким образом, в основе искусства — человеческая деятельность, которая может быть направлена двояко: 1) вовне (познание, оценка, труд, общение); 2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, “самообщение”). Искусство как бы “дублирует” оба типа деятельности, воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности. Искусство по своей природе полифункционально.

Некоторые функции, присущие искусству, пересекаются с функциями науки и религии, например, познавательная, воспитательная.

Кроме того, отметим следующие функции искусства: прогностическая ; (“кассандровское начало”), информационная и коммуникационная (искусство как сообщение и общение), внушающая (воздействие искусства на подсознание), эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации), гедонистическая (искусство как наслаждение).

Важнейшая из функций искусства — эстетическая, которая учит восприятию мира по законам красоты, гармонии. Гармония выражается различными средствами, в зависимости от того, каким языком искусства владеет художник: язык словесный, литературный, музыкальный, языка танца или изобразительный язык. Необходимо более подробно остановится на проблеме языков искусства и их понимании.

Чтобы получить образ эпохи- изучайте архитектуру, чтобы насладиться гармонией- слушайте музыку, пытаясь осознать национальные образы мира- читайте великие книги, хотите испытать духовное очищение- войдите в храм… но если хотите познать себя- изучайте язык культуры, ибо она есть способ познания человечеством его сущности. Язык как универсальное средство общения с каждым в отдельности и с миром в целом рождает мир культуры. Отсюда — полифонизм и многоголосие художественной культуры. Философ XIX в. Вильгельм фон Гумбольдт писал, что язык заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения. Три составляющие духовной сущности человека: разум, воля, чувства. Соответствие им в культуре: наука, этика, искусство. Специфика каждого элемента культуры состоит в способах отражения, средствах передачи информации и функциях. Необходимо для целостного развития человека владеть языком всех этих элементов. Культуры прошлых эпох разговаривают разными языками, а чудо и тайна искусства в том, что оно, по словам И.Канта, раскрывает свободное пространство для игры познавательных способностей. Классификация видов искусства. Первая классификация дана Аристотелем в “Поэтике”. Он различал их в зависимости от средств, предметов и способов подражания природе: в музыке и пении — это звук; в живописи и скульптуре — это краски и формы; в поэзии — слово и размер. Современные принципы классификации весьма различны: виды искусства делятся на “пространственные”, “временные”, “пространственно-временные”. Другой принцип деления основан на механизме восприятия: зрительные (визуальные), слуховые (аудио), зрительно-слуховые (аудиовизуальные). Есть деление на выразительные и изобразительные. Мы предлагаем в качестве критерия классификации видов искусства язык, который всегда специфичен. Литература, изобразительные искусства, музыка, танец, архитектура, прикладное искусство — каждый из этих видов имеет свой язык для передачи мыслей и чувств. Другую группу представляют синтетические по языку виды, такие как кино, театр, вокальная музыка.

Основа, объединяющая языки искусства, — число. Известно, что пифагорейское учение о всеобщей гармонии количественных отношений. Смысл и значение чисел: 1,2,3,7,9, — отражают некоторые закономерности в природе. Музыка — чувственное восприятие тайного значения чисел с точки зрения Пифагора.

В чем заключается специфика языка различных видов искусства? Архитектура — национальный образ культуры страны и исторической эпохи. Основные памятники архитектуры — символы, отражающие национальный колорит. Например, Парфенон, Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Кремль и т.д. Музыка — отражение смыслов, глубинных основ бытия. По словам А.Ф.

Лосева, в ней мы слышим тайную пульсацию мира, сокровенный шум и шепот его бытия, изначальную и глубинную жизнь, определяющую всю его внешнюю, солнечную образность. Живопись — это искусство выражать невидимое посредством видимого. Основные цвета и дополнительные, их восприятие с точки зрения эмоциональной окрашенности. Существует также соответствие природных стихий и цвета.

Например, желтый — это солнечный цвет, синий — это воздух, красный — это земля. Как расшифровать цветовые символы? Например, красный цвет. Известно, что физиологически это наиболее возбуждающий цвет.

Производился опыт, в процессе которого выяснилось, что в помещении, окрашенном в голубовато-зеленые тона, люди ощущают холод при 59 градусов по Фаренгейту, в то время ,как в помещении, окрашенном в красно-оранжевый цвет, они не чувствуют холода, пока температура не упадет до 52 градусов. Восприятие этого цвета вызывает ускорение кровообращения. Русский художник и мыслитель В.

Кандинский говорил, что красный цвет звучит как мощная нота почти целеустремленной силы. В культурном сознании человека этот цвет стан цветом жизни и крови, любви и ненависти, выразителем диалектического содержания противоположных устремлений и процессов, составляющих основу человеческой жизни.

Свойством приобретать символическое звучание обладают на только цвета, но и целые системы цветов, линий, организованные художником по принципу гармонии, дисгармонии и контрапункта. Если провести анализ авангардных форм изобразительного искусства, то окажется, что авангардистами изобретен новый изобразительный язык.

Например, постараемся понять, в чем смысл всем известного произведения В. Малевича “Черный квадрат”? Обычно ответ на этот вопрос, в студенческой аудитории в негуманитарных вузах отражает интеллектуальную независимость и неразвитость ассоциативного мышления. Так можно расценить варианты ответов типа: “Никакого смысла нет”, “Похоже на детские рисунки” и т.п. Как заметил Б.

Пастернак, культура в объятия первого желающего не падает. Необходимо овладеть языком живописи в смысле умения его понимать. Вот как сам В.Кандинский в работе “О духовном в искусстве” понимал природу черного цвета: “И как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне черное.

Музыкально представленное, оно есть как бы вполне законченная пауза, за которой продолжение следует, как начало нового мира. Так как заключенное этой паузой на все времена конечно, образованно: круг замкнут: черное есть нечто погасшее, как сожженный костер, нечто бездвижное, как труп, лежащее за пределами восприятий всех событий, мимо которых проходит жизнь.

Это молчание тела после смерти, конца жизни. Внешне черная — самая беззвучная краска, на которой поэтому всякая другая краска, как бы ни слаб был ее звук, звучит сильнее и определеннее”. Язык живописи тесно связан с проблемой художественного творчества.

Цели художественного творчества двояки: ориентация на подражание природе и отражение субъективных переживаний связи человека и мира. Первое представлено такими художественными стилями, как натурализм, реализм. В современном искусстве доминирует второе направление.

Преимущества второй ориентации в художественном творчестве следующие: 1)реальная действительность предстает как сфера реализации творческих возможностей субъекта; 2) искусство выступает как способ познания, вовлекающий человека в его целостности, в единстве разума, воли и чувства.

В результате, произведения искусства становятся воплощенной реальностью через призму его субъективных переживаний. В целом по средствам отражения искусство отлично от науки или религии тем, что в нем основным знаком является художественный образ. Художественный образ — это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Вспомните примеры из литературы, музыки, живописи, архитектуры известных вам эпох. Задумайтесь над ответом на вопрос: почему отдельные художественные образы становятся символами эпохи, что они отражают? Основными характеристиками художественного образа являются: метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, многозначность и недосказанность, оригинальность и неповторимость.

Таким образом, сравнение искусства и науки, искусства и религии показывает, что образное мышление, которое присуще искусству, очень многозначно и не имеет границ как на этапе создания смыслов художественного произведения, так и на этапе его восприятия.

Чем многоплановей произведение, тем оно более содержательно и может выдержать испытание временем, давая каждому поколению возможность открыть свой смысл, свое понимание. В результате — читатель, зритель становится как бы со-творцом. Наряду с автором, домысливает, достраивает авторский текст.

Взяв в качестве примера любой шедевр мировой художественной культуры, будь то “Мона Лиза” Леонардо да Винчи с ее загадочной улыбкой, или роман М.

Булгакова “Мастер и Маргарита”, мы сталкиваемся с одним и тем же феноменом искусства: чем более богато и многопланово по содержанию произведение искусства, тем большие возможности оно дает для интерпретации его смыслов. Художественный образ в искусстве неисчерпаем, как и сама жизнь.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/67021.html

Специфика искусства в сравнении с наукой | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Во-первых, наука дает «беспристрастное» знание, тогда как искусство дает «приговор» жизни. «Действительно, волнения, переживания ученого в процессе исследования элиминированы в результатах его.

Но выводы науки в своей социальной значимости отнюдь не «беспристрастны» — например, в экологии также содержатся определенные «приговоры» действительности». (Н.Г. Чернышевский).

Во-вторых, с аксиологической точки зрения, не опровергая гносеологической функции искусства можно заметить специфику художественного познания в оперировании ценностями. Этим оно и отличается от науки. Но и в научной деятельности существует ценностное отношение, сама истина — есть ценность. Но одинаковы ли эти ценности.

В-третьих, Лев Толстой обращает внимание на эмоциональное воздействие, которое имеет искусство, но этими качествами могут обладать виды деятельности, не имеющие ничего общего с художественным творчеством. В-четвертых, искусство — действительность в форме художественных образов, а наука — в форме абстрактных понятий.

Искусство есть не только специфическое отражение действительности, но и отражение специфического в действительности. Но непосредственное бытие, живые факты являются для науки лишь исходным условием постижения сущности как специфического объекта теоретического познания.

Отличие науки от искусства лежит в бытии.

Если теоретическое познание определяется переходом от непосредственного бытия, в сущности, то для искусства характерно воспроизведение действительности в живой непосредственности, то есть в чувственной реальности, органическом единстве необходимого и случайного, единичного и общего, являющегося и сущностного. Часто полагают, что искусству доступно отражение всего существующего. Действительно, нет ничего, что было бы не «подвластно художнику». При таком расширительном понимании объекта искусства опять теряется его подлинная специфика, так как это «подвластно» и ученому.

Воспроизводить жизнь в искусстве — это вовсе не характеризовать все существующее в ней или копировать ее. Да и невозможно заинтересовать художника изображением радиации или температуры магнитной лавы. Именно человеческие судьбы и переживания составляют уникальный объект искусства.

Если внимательно посмотреть на приведенную схему, то можно уловить сходство и различие науки и искусства.

Причем сопоставимость эта предполагает взаимовключаемость: искусство также может отражать сущность тех или иных сторон жизни, но через очеловеченное существование; закономерности действительности, — но через человеческие судьбы; общее социальное значение явлений, фактов, законов, — но через личностный смысл.

В связи с этим об искусстве можно сказать, что оно не только особо отражает сущность, но и особую сущность, дает не просто ценность, но ценность человеческого отношения к миру, находящего реальность в человеческих судьбах и переживаниях.

Читайте также:  Чем отличается залог от аванса

Наука отражает действительность в абстрактных понятиях, она в своем стремлении к сущности абстрагируется от единичного, случайного, кажущегося. Искусство не может отражать жизнь иначе как через конкретно-чувственные художественные образы.

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭСТЕТИКА, Дедюлина М.А.

Источник: http://uclg.ru/education/estetika/lecture_spetsifika_iskusstva_v_sravnenii_s_naukoy.html

Определение понятия «искусство». Функции искусства

Искусство — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.

Существует 3 основных способа классификации искусства.

  1. Деление искусств на пространственные и временные. К пространственным относится живопись, архитектура, скульптура. К временным относится — музыка и поэзия. Существует также такой пространственно- временной вид искусства как театр.
  2. Деление на опосредованные и непосредственные. Опосредованными называются такие искусства в которых для создания художественного произведения применяется какой либо материал помимо самого творца (инструментальная музыка, живопись, скульптура, архитектура). Непосредственными называются те искусства в которых творческим субъектом и материалом является сам человек. К ним относятся — вокальная музыка, театральное искусство.
  3. Классификация по принципу 4-х измерений. Искусства с одним измерением не существует. Искусства с 2-мя измерениями это живопись, графика, фреска. Искусство с 3-мя измерениями это скульптура и архитектура. Искусство с 4-мя измерениями — это театральное искусство.

Художественная культура является особым видом человеческой культурной деятельности т.к. связана не столько с реальным миром сколько с человеческим воображением, с идеальным представлением о мире. В этом отношении искусство отличается от науки.

Наука изучает действительность, постигает ее законы, а искусство пересоздает окружающую действительность. Искусство всегда связано с известной гиперболизацией, т.е. с определенным преувеличением того что человек видит в окружающей среде.

Это связано с тем что искусству свойственно отбирать наиболее характерное для окружающего мира и отражать это в художественных произведениях.

Искусство неразрывно связано с образностью, если для науки свойственны рациональные понятия и категории то для искусства характерным является художественный образ.

Художественный образ призван показать наиболее характерное что есть в окружающей действительности. Искусство имеет весьма значительную коммуникативную функцию.

Если научный факт является абсолютно объективным и не требует субъективного и эмоционального отношения то искусству свойственно эмоционально заражать людей.

Наука изучающая сферу художественной культуры — называется эстетика. Ее создателем был — Баумгартен. Эстетика изучает законы творческого восприятия действительности, эстетического ее основания.

В 20 веке вместе с появлением множества новых направлений в художественной культуре эстетическая наука достигла значительного развития.

Основы эстетики как науки были заложены школой немецкой классической философии.

Источник: https://kultyres.ru/bilet_kulturolog/isskustvo.html

Искусство и наука: как они соотносятся? :

Наука и искусство — эти слова знакомы человеку с раннего детства, но мало кто пытался вникнуть в их суть, понять подлинный смысл.

Особенности культуры

Она является сокровищницей достижений цивилизации и человека. Люди науки и искусства — уникальная ценность, без них невозможно существование социального общества.

Как связана почва и растение, так же культура нуждается в человеке. Данный термин подразумевает сумму плодов творческой деятельности отдельных людей. Настоящей «сокровищницей» является и искусство, и наука. Подразумевается накапливание результатов труда несколькими поколениями, создание культурных ценностей, их бережное сохранение.

Классификация культуры

Искусство и наука имеют определенную классификацию. Например, выделяют духовную и материальную культуру. Человек постоянно сталкивается с предметами, которые входят в материальную культуру. Благодаря электрическим и тепловым станциям в дома и квартиры подается свет. Элементами материальной культуры являются транспорт, одежда.

Ее духовный вид предполагает внутренний мир и богатство человека. Между двумя ветвями культуры существует тесная взаимная связь. Материальные предметы не появляются без сочетания интеллекта и исполнителя. Духовность всегда опирается на материальный компонент.

Например, чтобы осуществить цепочку “наука — искусство — литература”, необходимо воспользоваться типографскими станками, краской, бумагой. Художнику для создания своих произведений нужны краски и холст.

Вопрос о соотношении духовной и материальной культуры вызывал интерес у многих ученых. Например, немецкий философ А. Швейцер считал, что материальная сторона негативно отражается на культуре.

Ветви культуры

Искусство и наука являются ветвями на духовном «стволе дерева» мировой культуры. Еще до начала обучения в школе ребенок наблюдает за различными природными явлениями, пытается делать выводы.

Начиная обучение в образовательном учреждении, он использует научную литературу (учебники, словари, пособия), существенно увеличивая свой кругозор.

Искусство и наука помогают юному дарованию осознать смысл происходящих в природе явлений, оценить их красоту.

Роль науки в развитии общества

Целью науки является создание целостного представления о материальном мире. Для получения знаний предполагается использование определенного алгоритма. Последовательность действий предполагает формулировку гипотезы, анализ и наблюдение, проведение серии экспериментов, внедрение полученных результатов в реальную жизнь.

Основным результатом любой научной деятельности является обеспечение основы для формирования и становления культуры человеческого общества.

Наука характеризуется достоверностью, обоснованностью, системным подходом. Она не допускает бессмысленных действий. Ученые применяют в своих исследованиях опыт предыдущих мыслителей, ищут пути совершенствования полученных результатов.

От чего зависят успехи познания

В зависимости от тех средств, которые применяются в процессе исследования, успех познания может существенно различаться. Например, Галилео Галилей, который создал первую подзорную трубу, был настоящим новатором своего времени. Но она была настолько несовершенна, что невозможно было с ее помощью делать великие открытия.

В настоящее время астрономы, вооружившись мощными телескопами, могут не только наблюдать различные процессы, происходящие в космическом пространстве, но и прогнозировать поведение небесных тел.

Последовательность «наука — культура — искусство» позволяет не только разрабатывать подводные лодки, сложные лабораторные установки, космические станции, но и воспевать результаты исследований в стихах, прозе.

Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, совершенствуется, оказывает существенное влияние на жизнь людей.

Для размаха исследований нужно четко продумать порядок действий, возможность применения полученных результатов. В наши дни функционируют разнообразные научные общества, центры, академии наук.

Наука, техника, искусство в совокупности являются мощным двигателем прогресса. Наукограды, созданные в Обнинске, Дубне, Пущино, объединяют творческих личностей и научные умы. В результате их тандема появляются уникальные разработки, способные повысить уровень жизни обычных людей.

Луи Пастер писал о важности заботы о науке со стороны государства. Только при наличии мощной материальной поддержки ученые могут проводить дорогостоящие фундаментальные исследования и эксперименты.

Художественное творчество

Полотна известных художников, работы архитекторов всегда являлись объектами повышенного внимания со стороны тех людей, которым не чужда наука образования, искусства. Люди, читая романы Пушкина, Толстого, восхищаются их произведениями.

Те впечатления, которые получает человек во время просмотра художественного фильма, прослушивания музыкального произведения, связаны с настоящим искусством.

Художественное слово является мощным оружием в умелых руках, что активно используется политиками во время проведения предвыборных кампаний. Каков основной смысл связи «наука — религия — искусство»?

Живопись, архитектура, музыка, театральные постановки, кинофильмы, скульптура связаны с особенностями религии.

В наше время в один термин стараются объединять несколько направлений. К примеру, «изобразительное искусство» включает в себя скульптуру, графику, живопись, декоративно-прикладное творчество.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков в ходе взаимодействия науки, художественного творчества, техники появились «технические искусства»: фотография, кино. Они сумели за короткий временной промежуток найти множество поклонников и истинных ценителей.

На протяжении многих тысячелетий человечество вторит, восхищается произведениями культуры и искусства.

Н. В. Гоголь говорил о трех чудных сестрах: живописи, скульптуре, музыке, которые услаждают и украшают человеческий мир, делают его ярким и интересным.

Искусство не просто является украшением жизни, оно составляет ее смысл.

Связь науки и искусства

Между художественным и научным творчеством существует тесная связь. Люди для достижения поставленной цели концентрируют волю. Процессы предполагают осмысление и серьезное преобразование жизни, поиск гармонии и совершенства. Для художественного творчества характерно преобладание образного мышления.

Образы помогают художникам, музыкантам, писателям выражать чувства и мысли, демонстрировать окружающим собственное восприятие реальности.

Художественный образ является убедительным только в том случае, если его создатель вложил в него частичку собственной души. При чтении интересного романа у читателей складывается ощущение присутствия.

Например, у Некрасова есть стихотворение «Крестьянские дети», в котором показан образ мальчика в больших сапогах, полушубке из овчины, с отцовскими рукавицами, помогающего отцу в заготовке дров. Минимальное количество признаков, выбранных автором, создает яркую картину событий, разворачивающихся в то зимнее утро.

Читатель видит в данном произведении и уважительное отношение к труду, и тягости деревенской жизни, и мужество и смирение русского народа.

Благодаря искусству раскрывают основные человеческие ценности, формируют в подрастающем поколении чувство добра, прекрасного.

Если серьезно отнестись к изучению творчества русских писателей и поэтов, в них присутствует образ человека, беззаветно любящего свою Родину, имеющего чувство собственного достоинства.

Оно является той таинственной силой, которая заставляет человека быть честным, порядочным.

Значение настоящего творчества для развития человечества

Язык искусства является убедительным, побуждающим к саморазвитию, самосовершенствованию.

Несмотря на тяжелые времена, в которые создавал свои художественные фильмы советский режиссер Э. Рязанов, его герои являются олицетворением доброты и порядочности. Отвечая на вопрос представителей средств массовой информации о том, как ему это удается, гений отечественного кинематографа ответил, что он просто любит свою страну и свой народ.

Заключение

Размышляя о прекрасном, люди обращаются к храмам, восхищаются проспектами Санкт-Петербурга, читают произведения Сергея Есенина и Михаила Лермонтова. Культура является способом передачи человеческой практики, символическим измерением социальных событий, позволяющим человеку жить в собственном мире, осознанно совершать определенные поступки.

Среди последних тенденций, наблюдаемых в обществе, особую тревогу вызывает у представителей культуры и искусства массовое отсутствие у подрастающего поколения интереса к чтению, нежелание школьников знакомиться с мировым историческим и культурным наследием.

Для того чтобы решить подобную проблему, в современные школы возвращают итоговые сочинения для выпускников общеобразовательных школ.

Источник: https://www.syl.ru/article/292378/iskusstvo-i-nauka-kak-oni-sootnosyatsya

Чем отличается наука от культуры

На первый взгляд, между наукой и культурой нет ничего общего. Однако, эта связь существует.
Наука представляет собой комплекс каких-либо знаний. Многие из этих знаний были получены еще в древности и стали катализатором развития человечества.

Эти знания приходили к людям, как правило, в ходе практических действий, еще тогда, когда теоретическое объяснение им найти было невозможно.

Так, преодолевая препятствия, которые сама природа ставила перед человеком во все времена его существования, люди оттачивали свои навыки, получали все новые знания, анализировали их и применяли для решения какой-либо задачи.

Так, например, не имея ни малейшего понятия, что такое рычаг и его принцип действия, уже древние люди методом проб и ошибок пришли к выводу, что поднимать тяжелые предметы этим способом гораздо легче.

Таким образом, развитие культуры и цивилизации провоцировало возникновение и развитие науки, а достижения, полученные путем практического применения научных разработок, дает возможность человечеству развиваться и дальше.
Получается, что слова «наука» и «культура» не зря так часто употребляют вместе. Эти два понятия уже настолько переплелись между собой, что иногда становится сложно определить, о науке или все же о культуре идет речь.

А что вообще подразумевается под этими понятиями?

Слово «наука» имеет множество значений. С философской точки зрения наука представляет собой общественной сознание, но чаще всего под наукой подразумевают систематизированное знание, получение знания или внедрение его на практике.

Развитие науки оказывает огромное влияние на историю цивилизации, а значит и на развитие ее культуры.
Культура определяет развитие общества, нации, цивилизации и являет собой единство достижений человека в различных сферах деятельности.

Форма отражения действительности

Как наука, так и культура, не только формируют развитие человечества в будущем, но и являются отражением сегодняшней действительности. В науке это отражение имеет форму понятия или категории, а в культуре — художественного образа.

Точность передачи информации

Наука не допускает каких-либо неточностей, украшений действительности, личностного отношения к объекту исследования. Художественное произведение, да и в целом, искусство, как составляющее культуры, подразумевает наличие художественного образа, вымысла, творческого подхода.

Исключительность, неповторимость

Любой культурный объект уникален. Если в искусстве станет отсутствовать художественный образ, само произведение искусства станет простой констатацией факта.

Если нация будет создавать свое культурное наследие по аналогии с какой-либо другой, развитие цивилизации остановится.

Что касается науки, то она стремится к идентичности форм выражения, разложению на категории, подчинению общим законам.

Читайте также:  Как вернуть жену после развода?

Таким образом, можно выделить следующие основные отличия науки от культуры:

Наука является следствием и систематизацией культурного наследия нации. Наука преследует максимальную точность информации, культура допускает наличие субъективной составляющей.

Культура абсолютно уникальна в каждом отдельном случае. Наука стремится к подчинению всех знаний общим законам. Наука отражает действительность через понятия и категории.

Культура — через художественные образы.

Источник: http://station20.ru/chem-otlichaetsya-nauka-ot-kultury/

Отличие науки от других отраслей культуры

Концепции современного естествознания — комплексная дисциплина: её сущность, значение и задачи на современном этапе в системе высшего профессионального образования.

Значение НТР в жизни современного общества.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека вкосмос, дала ему новый источник энергии — атомную, принципиально новые веществаи технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации1 и информации и т.д., и т.п.В авангарде науки идут фундаментальные исследования.

Внимание властей к нимрезко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 годупрезиденту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии,который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.Современная наука — «дорогое удовольствие».

Строительство синхрофазотрона,необходимого для проведения исследований в области физики элементарныхчастиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитыхстранах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта.Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни еепроизводственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числемировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчетчисло ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас — 5 000000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либоживших на планете — наши современники.

Процесс дифференциации научного знанияпривел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктомэволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (поПопперу) мир — мир знаний и навыков.

В концепции трех миров — мира физическихобъектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного(общечеловеческого) знания — наука сменила «мир идей» Платона. Третий,научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «градбожий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизньючеловека: наука — продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продуктбытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближеподводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицаетфундаментального значения науки.

Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественномупроизводству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум,экономит умственную энергию. «С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказыванийчеловека обусловлена их научностью.

Поэтому наука — элемент человеческогодостоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайнымироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)С научно-технической революцией связан значительный рост промышленногопроизводства и совершенствования системы управления им.

В промышленностиприменяются все новые и новые технические достижения, усиливаетсявзаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процессинтенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новыхтехнических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрахво всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революцияоказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

Естественнонаучная и гуманитарная культура.

Критерии различения Естественные науки Гуманитарные науки
Объект исследования природа общество
Ведущая функция Объяснение (истина доказывается) понимание (истина истолковывается)
Характер методологии генерализирующий (обобщающий) индивидуализирующий
Антропоцентризм изгоняется неизбежен
Идеологическая нагрузка Идеологический нейтралитет Идеологическая нагруженность
Количественно- качественные характеристики преобладание количественных оценок (математика) преобладание качественных оценок
Применение экспериментальных методов составляют основу методологии затруднено
Характер объекта исследования 1) материальный; 2) относительно устойчивый 1) больше идеальный, чем материальный; 2) относительно изменчивый

Характерные черты науки.

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность– сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарность изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость– получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность– хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность– новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность – научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность — научные истины нейтральны в морально — этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность — получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность — научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Отличие науки от других отраслей культуры.

Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.

Лженауки.

Псевдонаука— деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

Другое распространённое определение псевдонауки— «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин»

Термины «псевдонаука» и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются как носящие уничижительный характер, так как обозначают деятельность, ошибочно или обманом отнесённую к науке.. Обвиняемые в псевдонауке обычно оспаривают подобную характеристику в свой адрес.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s7169t3.html

Отличие науки от культуры, её место в жизни

Наука — это компонент духовной культуры, поэтому все процессы, которые происходят во всей системе культуры, отражаются и на науке.

Любая наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Человек, являясь живым существом и продуктом природы, создаёт внутри природы искусственный мир культуры. Человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нём, создавая образы, модели.

Культура воплощается в предметных результатах деятельности человека, в методах и способах существования, в различных формах поведения и разнообразных знаниях об окружающем нас мире.

Человек, при помощи мысли не только овладевает природой, но и преобразует, “очеловечивает” ее, создает вторую природу — культуру, цивилизацию, науку, тот сложный мир в котором мы живем, действуем, мыслим.

Можно утверждать, что принципиальной особенностью естественной культуры является то, что она открывает естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему.

Человек, при помощи мысли не только овладевает природой, но и преобразует, “очеловечивает” ее, создает вторую природу — культуру, цивилизацию, науку, тот сложный мир, в котором мы живем, действуем, мыслим.

В историческом процессе существует определённый уровень развития общества и человека. Его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры.

В переводе с латинского «культура» означает «возделывание, образование, воспитание, развитие».

А в широком смысле слова — культура — это все то, что создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности — мифология, а в средневековье — религия, то можно утверждать, что в современном обществе в ней доминирует влияние науки.

Наука — это сфера человеческой деятельности, которая представляет собой рациональный способ познания мира. В ней вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, которые основаны на эмпирической проверке и математическом доказательстве.

Наука отличается от культуры и от других форм общественного сознания следующим:

– от искусства отличается своей рациональностью, которое не останавливается на уровне образов, а доводит до уровня теории. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;

– от религии тем, что разум и опора в науке имеет большее значение на чувствительную реальность, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеют место и интуиция, особенно при формировании гипотез, и вера в познавательные возможности разума.

Наука может существовать с религией, так как внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в религии — преимущественно на внечувственное (вера), в науке — на эмпирическую реальность.

В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении со сверхъестественным при помощи молитв, святынь, таинств, символов. Таким образом, религиозное мировоззрение выражается в общении с «божеством».

Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;

– от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества как сказание, повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.д.) были попыткой объяснить различные явления природы и общества.

– от идеологии тем, что её истины общезначимы, и они не зависят от интересов определенных слоев общества;

– от философии тем, что её выводы допускают эмпирическую проверку;

– от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира;

-от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Запада и Древнего Востока. Главное в этих образах — это общение человека с богом или другим таинственным существом. Такое общение, согласно мистике, достигается через озарение, откровение, экстаз и т.д.

Как многофункциональное явление наука представляет собой:

1) отрасль культуры;

2) определённую систему организованности (вузы, университеты, академии, издания, научные общества, лаборатории, институты);

3) способ познания мира.

Результатами научных исследований являются теории, гипотезы, модели, эмпирические обобщения. Все эти понятия можно объединить одним словом «концепции», то есть системы взглядов, то или иное понимание явлений, процессов или единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.



Источник: http://biofile.ru/chel/5694.html

Материал на тему: Доклад “В чем отличие науки и искусства, науки и философии”

В чем отличие науки и искусства, науки и философии

Отличие искусства от науки

Слайд 2. В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации, нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь.

И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так.

Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.

Слайд 3. Познание — прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность. Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя — науку и искусство.

Слайд 4. Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Читайте также:  Как рисовать космос красками?

Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира.

Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.

Соперники или союзники?

Слайд 5. Изобретение паровоза, автомобиля и самолета, кино и радио, не совершили переворота в психологии людей или их мировосприятии. Новые открытия в науке и технике несравнимы с предшествующими.

Слайд 6. Наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей а следовательно, и на их психологию. И все же существует ли взаимовлияние между искусством и наукой? Да, наука и искусство не только бесспорно влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое — в области тайн природы, второе — человеческой души.

Слайд 7. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, мало того — это его заглавная, извечная цель.

Слайд 8. Искусство — это грандиозное здание, отдельное же произведение — здание микроскопическое, но завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей.

Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования — это кирпич в его стене. Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей.

У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты — это кусочек пройденного пути. Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет.

Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты.

В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.

Слайд 9. Но ученый видит и одну область, где наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта — правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлось только искусство. В нашем веке наука разделяет с искусством, это время.

Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе.

И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства. Это не значит, что искусство — область только человеческих эмоций, автор не может согласится с мнением что рационализм объединяет и сушит человека.

Физик не видит соперничества между искусством и наукой, цель у них одна и та же — сделать людей счастливыми.

Чем же объясняется падение престижа искусства и опасность превращения его в украшателя жизни? У искусства много веков имевшего только одного соперника в борьбе за человека — религию, теперь появился новый соперник, незаметно выросший и представший, как по меньшей мере равный, перед изумленным взором художников, привыкших взирать на науку высокомерно и с пренебрежением. Теперь литература и искусство могут выполнить свое высокое назначение только тогда; когда они осмыслят, поймут необозримый духовный мир науки, если будут ориентироваться на то же высокий уровень, который молодежь ищет и так часто находит в науке. Главный пафос в том, что все направлено к радикальному изменению отношения со стороны искусства к огромному, полному исканий и подвигов миру людей науки, к их творчеству, к их мыслям, страстям, страданиям и радостям.

В прошлом столетии, когда наука, а вслед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи.

Теперь же фронт исследований, во всяком случае в наиболее развитых науках, углубился в такие дебри, что делать это трудновато. Правда, что непосредственное подбрасывание идей, наиболее простая форма влияния на науку.

Если мы хотим понять действительные возможности искусства в этом плане мы должны более глубоко изучить этот вопрос.

Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать — настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати.

В ходе обсуждения высказываются и плодотворные и противоречивые, а часто и прямо противоположные точки зрения. Они весьма поучительны. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее, ставящее практической необходимостью сегодняшнюю организацию завтрашнего дня, причем в масштабах всего мира.

Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли. Количество и уровни всех факторов достигло таких величин, не может существовать в прежнем качестве, в прежних условиях.

И суть здесь не в эволюции, а в спонтанном развитии, дело не только в отношениях между людьми разных социальных классов и разных стран, но и в отношениях между всеми людьми со всем миром, одушевленным и неодушевленным, существующим от природы и созданным людьми за время их существования.

В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. А как обстоит дело сегодня? В наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества.

В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция — вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть.

Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. По меткому выражению атомная физика, новая математика, кибернетика, космогония, информатика и интернет нуждается в большей смелости фантазии и мечте.

Искусству же нужны знания, глубокая мысль.

Слайд 10. Вечный спор между наукой и искусством… Прислушаемся к мудрым словам Гете: “Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится Истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема”.

Таким образом, приблизится к Истине — значит исследовать проблему в ее реальном, историческом развитии.

Наука и философия: сходства и различия

Слайд 11. Слово «философия» происходит от двух греческих слов «philo» — люблю и «sophia» — мудрость, так что в целом получаем «любовь к мудрости».

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, — это преимущественная деятельность человека в сфере мышления.

Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль.

Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Слайд 12. Является ли философия наукой? О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи — как их симбиоз и т.д. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру”.

В другом: “Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания”. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным.

Первое с чего нужно начать, с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».

Слайд13. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства.

Как и другие формы познания, наука — социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демократизм.

Философия (в пер. с греч, яз) — «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

Слайд 14. Сходства. Философия — это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.

В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук.

У философии иной предмет — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

Философия и Наука — две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ — она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.

Слайд 15. А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Гегель полагал, что в отличие от других наук “философия хочет познать неизменное вечное, “сущее” само по себе”, её цель — истина”.

Слайд 16. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали “Предметом философии является всеобщее в системе “мир-человек”. Философия — это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру”.

Слайд 17. Итак, наука и философия — не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Слайд 18. Разное в том что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте — плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.

Вывод: Философия — для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего — то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/13/doklad-v-chem-otlichie-nauki-i-iskusstva-nauki-i-filosofii