Чем отличается парламентская республика от президентской

Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика?

Самой распространенной формой правления государства является республика. Она возникла еще до нашей эры, но наиболее актуальной стала только к XIX веку. Сегодня эта форма правления характерна для 140 стран мира. Какие виды республик существуют? Чем они отличаются друг от друга? Ответы на эти вопросы вы найдете далее.

Республика: понятие и виды

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган — сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо.

В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением.

За все свои решения он несет юридическую ответственность и может быть отстранен от должности за преступления.

Одной из характерных особенностей такой формы правления (за исключением некоторых примеров) является разделение власти между несколькими независимыми друг от друга ветвями (исполнительной, законодательной и судебной).

Существует три основных вида республик:

    Президентская. Парламентская. Смешанная.

Различия между ними связаны с нюансами, которые определяют, как именно осуществляется государственная власть, а также — кто стоит во главе и обладает большими полномочиями — парламент или президент. Подробнее виды республик и их признаки рассмотрим ниже.

Президентская форма

Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.

В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть.

Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.

Основными его обязанностями является утверждение и подписание законов.

Зачастую президент также является главнокомандующим военных сил, может объявлять военное или чрезвычайное положение, может сам назначать на должность верховных судей.

Как правило, он не обладает полномочиями для роспуска парламента, не имеет права выбирать премьер-министра. За свою деятельность он несет ответственность и в случае нарушения законов лишается должности процедурой импичмента.

Парламентская форма

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

Источник: https://www.nastroy.net/post/vidyi-respublik-chem-otlichaetsya-parlamentskaya-i-prezidentskaya-respublika

newinspire

Классификация республик: президентская и парламентская

Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента — главы государства, парламента — законодательного органа и правительства — органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.

Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства.

Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных — при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным.

Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным.

Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.

Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д.

В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями.

Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение.

Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.

Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.

Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» — структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке.

Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.

Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Иногда встречаются смешанные формы правления — парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики — Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.

Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство — монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство — республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.

Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.

Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

Итак, вопрос о форме государства — это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/317-klassifikatsiya-respublik-prezidentskaya-i-parlamentskaya.html

«Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик» (стр. 1 из 4)

Академия Бюджета и Казначейства Министерства Финансов

Российской Федерации

Кафедра « Политологии »

Реферат на тему:

« Сравнительный анализ президентской, парламентской

и полупрезидентской республик».

Выполнила ст.гр. 1ФК2: Максимова З. М.

Научный руководитель: Скрипкина Ж. Б.

Москва — 2003 год

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава первая . Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентских республиках (на примере стран США, Германии и Франции)………………………………………………………….6

Глава вторая. Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………….11

Глава третья . Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………….19

Заключение ……………………………………………………23

Литература……………………………………………………25

Введение.

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Королевство Швеция и т.д.

Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель.

Они дифференцировали государства в зависимости от того, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала «неправильная форма», названная тиранией.

Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия; с «неправильной» формой — олигархия. Если многие граждане — то полития; с «неправильной» формой — демократия.

Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранялось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классификации государств являются методы осуществления власти.

Итак, типология современных государств зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется их классификация. Я в своем реферате рассмотрю государства в зависимости от формы правления.

«Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства) их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих».[1]

По формам правления государства делятся на монархии и республики . Институт монархии сохранился в настоящее время более чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Канада, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.

Но меня больше интересует республиканская форма правления, где органы власти выбираются народом.

Республикой (лат. Res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

1. Президентские республики — республики, где президент выбирается независимо от парламента (в результате прямых или смешанных выборов), правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Полномочия правительству делегируются президентом, и подтверждаются парламентом.

2. Республики смешанные — республики с правительством двойной ответственности. Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.

3. Парламентские республики — правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия.

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские формы правления.

Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа.

Глава первая. Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции).

Юридически отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, Казахстан и др.

) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти.

Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

В отличие от президентской, парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром.

Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Третьей разновидностью республиканской формы правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.

Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Он осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр.

Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия.

Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

Логично будет начать рассмотрение полномочий президента в различных типах республик на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США .

Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.

Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он — глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны.

Президенту как главе исполнительной власти подчинен громоздкий аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий более 3 млн. государственных служащих. Руководство внешней политикой по конституции сосредоточено в руках президента.

Ему принадлежат прерогативы “заключать международные договора при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов”[2] . Эти полномочия фактически закрепляют за президентом роли главного дипломата страны.

Президент также наделен правом заключать международные договора в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации сената. Ему принадлежит право признавать или не признавать иностранные правительства.

Президент, по закону, имеет право сам, без просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, “противозаконные действия организации или объединения либо восстание против властей Соединенных Штатов” делает невозможным исполнение федеральных законов в данном штате.

Другой важной функцией президента выступает законодательная. По конституции, президент не наделен в явной форме правом законодательной инициативы, однако в послевоенный период произошло значительное усиление его законодательной роли. В обязанности президента вошли разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение конгрессом.

Какими же полномочиями обладает президент Франции?

Президент Франции на заседаниях парламента не присутствует и сносится с ним посредством посланий, которые не обсуждаются. Не существует никаких обязанностей президента относительно тематики и сроков направления таких посланий.

Президент Франции также может потребовать от парламента нового обсуждения принятого им закона.

Но потребность возвращения закона в парламент в значительной степени уменьшается, а то и вовсе исчезает в связи с тем обстоятельством, что обсуждение законопроектов в парламенте происходит только по тексту, представленному правительством, а к тексту, выработанному в случае разногласий между палатами смешанной комиссией не может быть принята никакая поправка, если с ней не согласно правительство.

Источник: http://MirZnanii.com/a/281982/sravnitelnyy-analiz-prezidentskoy-parlamentskoy-i-poluprezidentskoy-respublik

Парламентская и президентская республика: сходство и различие

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический университет

Семестровая работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Парламентская и президентская республика: сходство и различие»

Вариант №47

Выполнил:

Студент гр. АТЗ-211с

Пирожков А. В.

Шифр:20092327

Проверил:

доц. Селезнёва И.Д.

Волгоград, 2011

Содержание

Введение ……………………………………………………. ……………………. 3

Республика и ее основные признаки ……………………………………………4

Президентская республика………………………………………………………6

Парламентская республика ………………………………………………………8

Сходство и различие …………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………………17

Введение

Республика – это форма правления, основанная на принципе выборности на определённый срок высших органов государственной власти

Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V — I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и т.д.).

Существенное значение в условиях республики имеет избирательное законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и порядок доступа населения к выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для её подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламент и др.

В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентарные и президентские. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в мире существует огромное количество государств, которые активно взаимодействуют между собой.

Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире.

Задачами данной работы являются:

1) Раскрыть понятие президентской республики как одной из форм правления;

2) Показать основные типы существующих видов президентской и парламентской республики;

3) Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления

4) Показать сходство и различие этих республик

Предметом исследования являются понятие и сущность формы правления, президентской республики и парламентской республики.

Республика и ее основные признаки

Республика (от лат. respublica — общественное дело) — это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок .

В отличие от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство.

Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая — в Риме), республиками являлись многие города государства в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен — в Германии).

Но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стали США.

Республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся не легитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно — президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем и т. д.

) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.

) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, — словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933г., Ж. Мобуту в Заире (тогда — Конго) в 1960г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить.

Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.

Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин. Известны парламентарные и президентские республики.

Президентская республика

Источник: http://freepapers.ru/65/parlamentskaya-i-prezidentskaya-respublika-shodstvo/165148.1014827.list1.html