Чем отличается проезд от улицы

Чем отличаются: проулок, улица, проезд, бульвар, проспект, шоссе?

Чем отличаются: проулок, улица, проезд, бульвар, проспект, шоссе?

  1. Проулок-маленькая улочкаУлица — большое, оживленное общ. мерстоПроезд — место на дорогеБульвар — зелнный парк, улочко усаженная деревьямиПроспект — большая улица

    Шоссе — проезжая часть

  2. размерами
  3. Правильно — переулок. Проулок — это в деревнях. А отличаются они протяженностью и шириной, по бульварам не ездят машины, хотя они сечас где хотят, там и ездят.
  4. ПРОУЛОК -небольшой, узкий переулок (небольшая улица, обычно служащая поперечным соединением двух других улиц. )УЛИЦА -пространство между двумя параллельными рядами домов в населенных пунктах для прохода и проездаПРОЕЗД — улица (обычно недлинная) , соединяющая параллельные улицы., отличие от проулка в том, что в нем не всегда можно проехать.БУЛЬВАР -(франц. boulevard), широкая аллея вдоль улицы (обычно посредине ее) , ПРОСПЕКТ (от лат. prospectus — вид) — прямая широкая улица в городе.

    ШОССЕ (франц. chaussee) название дороги с тврдым покрытием, широко применявшееся с начала 19 до середины 20 вв. вместо названия гужевая дорога . С 50-х гг. под Ш. понимают автомобильную дорогу

  5. названиями и размерами! а смысл у всего один — улица!
  6. У#769;лица элемент дорожной инфраструктуры. Обычно два ряда домов и пространство между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство между зданиями представляет собой просто участок земли) , а может быть покрыта каким-либо прочным материалом. В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт.Переулок небольшая улица между двумя крупными улицами (например, Черниговский переулок) .Проспект прямая, длинная и широкая улица в городе, осаженная зеленью (например, Невский проспект) .Бульвар улица со скамейками, газонами и аллеями, предназначенными для пешеходного движения и кратковременного отдыха.

    Шоссе длинная, широкая (как правило, многорядная) улица с хорошим дорожным покрытием (в начале XX века любая асфальтированная).

  7. и
  8. проулок — переулок, маленькая, узкая улицаулица — пространство между двумя рядами домов для проезда и прохода.проезд — улица или переулок, соединяющий параллельные улицы.бульвар — широкая зелная аллея по середине улицыаллея — дорога с рядами деревьев по обеим сторонампроспект — большая прямая широкая улица

    шоссе — всякая дорога с тврдым покрытием

  9. Насколько я понимаю:

    Проулок — узкая, маленькая улочкаУлица — обычная улицаПроезд — исключительно для транспортаБульвар — улица, посредине которой аллеяПроспект — длинная и широкая улица, несколько полос для движения транспорта

    Шоссе — дорога за городом, обычно скоростная и не предусматривающая тратуара

Источник: http://info-4all.ru/puteshestviya-i-turizm/karti-transport-gps/chem-otlichayutsya-proulok-ulica-proezd-bulvar-prospekt-shosse/

Чем проулок от переулка отличается?

Чем проулок от переулка отличается?

  1. Цитата: “Переулок небольшая УЛИЦА, обычно являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных УЛИЦ.Причудливая вязь переулков присуща историческим центрам старых городов с хаотичной застройкой: к отдельным участкам прокладывались небольшие тропинки или ПРОУЛКИ, которые позднее стали называться ПЕРЕУЛКАМИ. “Для справки: (цитата): “В Санкт-Петербурге не все ПЕРЕУЛКИ являются узкими и короткими. Например: Вяземский ПЕРЕУЛОК имеет большую ширину, чем некоторые ПРОСПЕКТЫ, а Фонарный ПЕРЕУЛОК длиннее, чем иные УЛИЦЫ. На ряде коротких ПЕРЕУЛКОВ стоят всего два дома. ..Часть ПЕРЕУЛКОВ Петербурга впоследствии меняли свой статус, становясь УЛИЦАМИ, а Геслеровский и Пороховской ПЕРЕУЛКИ даже стали ПРОСПЕКТАМИ Чкаловским и Пискарвским соответственно. ..В Красноярске до революции все УЛИЦЫ, идущие перпендикулярно Енисею, назывались ПЕРЕУЛКАМИ (а те, что параллельно УЛИЦАМИ). В дореволюционном Ростове-на-Дону УЛИЦЫ также располагались вдоль Дона, а ПЕРЕУЛКИ поперк” Раньше, (цитата): “в отличие от ПРОЕЗДА, по ПЕРЕУЛКУ не мог передвигаться транспорт. “Более разврнутый ответ по данному вопросу Вы можете посмотреть, перейдя по ссылке ниже.

    Источник:

    Из всего вышеописанного следует следующее: ТРОПИНКИ иногда превращались в ПРОУЛКИ, которые рано или поздно могли стать ПЕРЕУЛКАМИ, а те в свою очередь стать проездными (ПРОЕЗДАМИ) и т. д и т. п. по нарастающей в плоть до статуса ПРОСПЕКТА.

  2. Одно и тоже!!!
  3. проулок между улицами, а переулок поперек.
  4. Буквами
  5. ПЕРЕУЛКИ могут быть узкими, широкими, короткими, длинными, иметь название или же быть безымянными, располагаться вдоль или поперк основных улиц в населнных пунктах.
  6. а я в деревне слово проулок слышала. он разделяет дома, стоящие по одной стороне улицы
  7. Проулок — Переулок, маленькая узкая улица. Переулок — Небольшая, обычно узкая улица, соединяющая собою две другие.

    Вроде и однокоренные слова, и смысл близкий, но переулок небольшая улица между двумя крупными, а проулок не просто маленькая, но еще и поперечная улица.

  8. языком. переулок — на русском. . провулок — на украинском
  9. Вот, что пишут об этом в Викдепии : Проулок — Небольшая и узкая улица, соединяющая две крупные. Небольшой и узкий переулок.

    Переулок — Небольшая улица между двумя крупными улицами (например, Черниговский переулок) .

    Так, что это почти одно и тоже.

  10. В России на карте городов ни одного проулка никогда не встречал. Вот с “проездом” сам не могу понять. У меня дом именно на проезде, за ним берег реки, хотя чуть дальше вс это перетекает в “улицу”. Но внешнего отличия никакого, наш проезд вообще даже длиннее.

Источник: http://4u-pro.ru/puteshestviya/goroda-i-strani/prochee-o-gorodah-i-stranah/chem-proulok-ot-pereulka-otlichaetsya

Улица и шоссе, в чём разница?

?Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
2014-12-17 10:16:00Аркадий Гершман
gre4ark
2014-12-17 10:16:00

Возможно это банальный вопрос, но, видя что творится в российских городах, когда какой-нибудь чиновник решает, что тихая улица вполне себе может принять на себя пару тысяч машин в час, понимаешь, что далеко не все люди понимают, чем является улица в городе, пытаясь соорудить шулицу (шоссе+улица).

Улица

Улицы- артерии города, которые принимают на себя транспортные потоки, но как я уже говорил ранее, в транспортных вопросах нужно опираться не на личные автомобили, а на эффективность, именно поэтому во всех нормальных городах вы не увидите 10 полосные улицы, ведь вопрос стоит не сколько машин может влезть на улицу, а сколько человек мы можем переместить по ней, а тут личный автотранспорт в самом низу.Если кто не знает, то вот иерархия видов транспорта в городе:Иными словами, с транспортной точки зрения, улицы должны быть в первую очередь ориентированы на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт.Но помимо этого, улицы также являются общественным пространством. При этом доля улиц в общегородском количестве общественного пространства намного больше (в пару раз), чем доля парков, площадей и скверов. Поэтому они должны соответствовать принципам удобства и безопасности для людей. Как же это сделать? А просто.Самая большая опасность для людей на улице- автомобилисты, которые едут с высокой скорость. Именно скорость- виновник большинства ДТП, при том как с пешеходами, так и без:Поэтому, главная задача проектировщика сделать так, чтобы автомобилист не мог ехать быстро, благо за вековую истории автомобилизации человечество выяснило, как можно успокаивать трафик.Основа основ тут состоит в том, что полос движения на улицах не должно быть больше 6. В противном случае у водителя теряется связь со статическими объектами и ему сложнее чувствовать скорость ориентируясь на здания/деревья и пешеходов, дорога начинает восприниматься как шоссе. Оптимальным же количеством полос считается 2-4. При этом, если полос больше 2, то обязательно должно быть физическое разделение потоков. Не обязательно в виде суровых бетонных/железных заборов или делиниаторов, возможно это будет просто бордюр или клумба:Большое значение имеет сама ширина полос. В России ширина одной полосы иногда может достигать 6 и 10 метров. Конечно же, это никуда не годится. Даже с учётом того, что средняя ширина полосы в Москве примерно 3.5 метра, это всё равно много- дело в том, что эта ширина оставляет для водителя много места для маневров внутри его же полосы, то есть создаётся ложное чувство безопасности и провоцирование на нарушение, а это ведёт к увеличению скорости (а оно, в свою очередь, снижает быстроту реакции и обзора). И это не говоря уже о том, что пространство улицы просто растрачивается впустую. При этом, российские стандарты позволяют сужать ширину полосы до 2.7 метров, а для общественного транспорта до 3.5 (хотя поговаривают, что могут утвердить и 3.25, если очень надо). В Москве есть примеры, когда ширину полос сужали и за счёт этого делали выделенные автобусные полосы, но массово это не применяется.Прямые улицы визуально приятнее (за счёт перспективы), но сама дорога такой быть не должна, поэтому лучше всего чтобы она “гуляла”:Когда водитель видит впереди себя прямую дорогу, то это, считай, приглашение поехать быстрее. Как думаете, на такой дороге далеко водитель разгонится?
Идеально для дрифтчика Конечно, применять такой метод на всех улицах не нужно, но для жилой зоны- самое оно. Оставшиеся улицы тоже не должны быть прямыми как стрела. Сейчас у нас на улицах, в лучшем случае, есть отдельные карманы под парковку, но в основном параллельная парковка осуществляется просто вдоль бордюра. Это неправильно. Когда ты смотришь на улицу, то должен понимать, где ты можешь встать, а где нет. Например, посмотрите, как правильно всё должно быть организовано:Порою стоит разделять парковочные места физически деревьями/велопарковками или типа того, чтобы такие карманы были “человеческих размеров”, а не сплошным пятном вдоль улицы. Также (физически) нужно сужать дорогу у переходов, светофоров и заездов на прилегающие территории, чтобы у людей физически не было возможно там припарковаться и закрыть обзор, создав тем самым аварийную ситуацию:Как я говорил в начале, улицы должны быть рассчитаны на общественный транспорт, у нас об этом знают, и делают остановочные карманы. Нужны они, якобы, для удобства людей и чтобы не стопорить движение автотранспорта. При этом, на интересы пассажиров всем как-то плевать, а ведь для заезда и выезда из этих карманов общественный транспорт тратит время. Во время выезда особенно заметны все минусы, ибо пропускать автобусы и троллейбусы у нас не любят. Плюс эти карманы практически всегда наглухо запаркованы, из-за чего автобусы всё равно останавливаются на проезжей части, а пассажиры должны перепрыгивать через машины:Это, конечно же, неправильно. В 90% случаев карманы вообще не нужны, а если вдоль улицы разрешена парковка, то на остановках вообще нужно делать антикарманы, чтобы опять же выделить это место и физически не дать припарковаться на нём:Островки безопасности, или просто разделители потоков, должны быть не только обозначены разметкой, но и физически бордюрами/ клумбами/ столбиками:В противном случае они просто будут запаркованы:Это вроде бы мелочь, но нужно понимать, что делаются они там не просто так, а парковка на них снижает безопасность и создаёт чувство, что вокруг тебя много места, что снижает уровень бдительности и осторожности. Помимо этого, эту территорию можно использовать для того же озеленения.

Покрытие дорог

Сами проезжие части могут быть покрыты не только асфальтом, но и брусчаткой:Это хороший метод для успокаивания движения, но повсеместно его применять не стоит: некоторые улицы просто встанут, да и просто не хватит денег. Но на заметку его взять нужно, особенно на небольших улицах и в жилой зоне.

Пешеходные переходы

Улицы, и с транспортной точки зрения, и с точки зрения общественных пространств- для людей, поэтому они должны иметь возможность быстро и удобно перейти дорогу. Поэтому говоря об улицах, не должно идти и речи о каких-либо внеуличных переходах, ведь тогда можно просто выйти на улицу и крыть пешеходов матами, намекая на их место в городе.

Да и о развитии велодвижения тогда и говорить не стоит.Конечно, 100% гарантии безопасности в переходах нет, 1 на 100 000 да найдётся придурок, который устроит аварию, но должен быть компромисс между безопасностью и удобством.

При успокоенном трафике и правильном переходе, наезды на людей будут минимальны, а смертельные случае будут исключением (сравните статистику смертей пешеходов в Москве, где куча внеуличных переходов, и в Лондоне, где их нет, это будет для вас сюрпризом).

Если переход от человека в 300 метрах, к тому же ему нужно будет спускаться-подниматься, а он видит, что он может нарушить и перебежать где ему удобно- он перебежит, это природа человека и изменить её невозможно.

Ну а забраться на надземный переход (уровень 3 этажа), а затем ещё спуститься даже для здоровых будет проблематично, не говоря уже о маломобильных.

Более того, строить внеуличные переходы- очень дорого, их невозможно будет построить везде и через каждые 300 метров, как того требуют наши стандарты про общемировые я вообще молчу.

Поэтому нужно знать, как сделать наземные переходы максимально безопасными и удобными:Самое главное, и о чём я уже упомянул выше, в местах пешеходных переходов проезжая часть должна сужаться. Это не только сделает переход более удобным и безопасным, но и сократит время перехода.

Также это поможет разделить потоки тех, кто хочет перейти и тех, кто просто идёт по улице:Город- это пространство для всех людей, в том числе и для маломобильных, поэтому в местах переходов тротуар должен опускаться до уровня дороги. Или наоборот.

Для успокаивания трафика очень хорошо подходит поднятие перехода до уровня тротуара, за счёт этого отпадает нужда в лежачих полицейских, опускание бордюров и тротуаров, а также решается проблема луж у переходов (а она у нас встречается очень часто). Выполнено это может быть как в Чебоксарах (т.е.

асфальтом):Или как в Санкт-Петербурге:Хотя и там и там приподнятый переход не доходил до тротуара, что плохо. А должно быть что-то типа этого:Если же нет такой возможности, то переход можно сделать из брусчатки. Как-то так:В таком случае машины всё равно будут вынуждены притормаживать перед ним.

Перечисленные выше решения характерны для нерегулируемых наземных переходов, которые допустимы через 1 или 2 полосы движения. Во всех других случаях обязательно нужно ставить светофор, иначе на перекрёстке регулярно будут давить людей (такая простая истина, но для многих чиновников или работников ГИБДД наверняка будет новостью).

Если переход сделан более чем через 2 полосы, то нужно делать островок безопасности. Зачем? Чтобы люди могли спокойно остановиться и повертеть головой проверить, безопасно ли переходить им дальше. Или если переход регулируемый, то пожилые люди, которые не успели перейти все полосы, могли подождать разрешающий сигнал не в потоке машин, а в защищённом месте. Тоже вроде элементарное решение, но увидеть такое можно крайне редко у нас.

Часто в городах перекрёстки вообще целиком поднимают до уровня тротуара, чтобы людям было удобнее и безопаснее переходить. Или мостят брусчатку на них:И, конечно же, на переходах нужно подсвечивать людей, а не сами переходы, а расположены эти переходы должны быть недалеко друг от друга, иначе люди просто будут перебегать.

Шоссе

Шоссе- это не улица, шоссе- место исключительно для автомобилей, и это создаёт особые ограничения.Во-первых, такие дороги проектируются исходя из требований высокой скорости и беспрерывного движения, а это значит длинные разгонные полосы со второстепенных дорог и, конечно же, развязки.

Во-вторых, на шоссе не должно быть пешеходов и общественного транспорта, а для этого, не должно быть жилой застройки вблизи дороги.Если уж так случилось, что есть поток людей, которым нужно перейти эту дорогу, то тут нужен подземный переход, ну или в крайнем случае светофор с кнопкой для пешеходов.

Никаких нерегулируемых переходов, иначе регулярно будут трупы.Да, шоссе преимущественно должны быть за городом, но в самом городе тоже может быть сеть скоростных автодорог, но они должны отвечать перечисленным выше принципам 1)нет пешеходов; 2)нет ОТ; 3)нет застройки. В таких условиях, такие дороги прокладывают либо в пром.

зонах/ пустых местах, либо в тоннелях или на эстакадах. В Москве такой сетью будет МКАД (хотя тот оброс жильём вокруг, что неправильно) и должно было стать Четвёртое кольцо, которое отменили. Но лучшая такая дорога сейчас строится в СПб- это Западный скоростной диаметр.

Теперь вы точно знаете разницу, и не дадите себя обмануть чиновнику, который будет выдавать расширение дороги в городе за благо. Лайки и репосты приветствуются:Советую также подписаться:

В предыдущих частях:

Город для людей

Транспорт для города

Откуда берутся пробки?

Как вернуть город людям?

Каким должен быть городской общественный транспорт?

Велосипед и город

Источник: https://gre4ark.livejournal.com/134484.html

Слово “улица” в написании и произношении проспектов, бульваров и шоссе

Ксения, в разговоре “улица бульвар такой-то” совершенно неуместно. Ни “улица шоссе”, ни “улица переулок”, ни что-то еще подобное невозможно, ибо после слова “улица” должно следовать название, а слово, означающее тип улицы, в название не входит. Ваше употребление некорректно.

Но на письме такое может иногда возникать в силу того, что “улицами” за неимением более подходящего слова стали называть любой транспортный (а подчас — даже пешеходный) элемент адресной инфраструктуры населенного пункта, вплоть до площадей.

Чтобы подчеркнуть, что это не улица в узком смысле, приходится к названию добавлять слово проспект, площадь, шоссе…
Вот и появляется такая “улица Комсомольский проспект”.

Но это нежелательная ситуация, допустимая разве только в профессиональной речи проектировщиков или почтальонов.

Есть, правда, некоторые исключения. Скажем, “улица Андреевский спуск” (Киев), “улица Зеленский спуск” (Н. Новгород — наряду с рядом идущим просто “Зеленским спуском”, который не улица — поди разберись…

), “улица Почаинский овраг” (там же), “Улица Сивцев вражек” (Москва) или “улица Владимирский тракт” (ныне в черте Москвы переименована, но осталась в городах областного значения).

Спуск, тракт и даже овраг (=вражек) — это ведь исторические названия “типов улиц”, но при этом они в современном восприятии слились с именем собсвенным, став единым топонимом. Не буду сейчас искать, помнится, подобные названия есть и в других городах.

Совсем уж причудливый пример — “Площадь Васильевский спуск” (Москва). Это название узаконено, хотя площадь по своей сути никогда не может быть “спуском”. Да и сейчас ничего там нет от пощади, кроме некоторой “площадной” широты. В результате рождаются монстры типа “Улица Площадь Васильевский спуск”. Ну тут уже без комментариев.

В общем, коли возникла такая полемика, я попробую разобраться по существу. Совершенно не согласен с утверждением об очевидности понимания розенталевского правила.

============

В общем так. Я уже почти убедил было себя, что родовое слово в формулировке Розенталя — это само слово “улица” (или сопоставимые с ним “площадь” “переулок”, “шоссе”, “проспект” и прочее) вне имени собственного (а не внутри него, как следует из прямого понимания Розенталя).

Тогда бы выходило, что Зеленский спуск — со строчной (спуск — родовое слово), Улица Зеленский Спуск — со строчной (“Спуск” — часть названия, не родовое слово). При этом Проезд Художественного театра — просто другая форма, “театр” не входит в имя собственное и поэтому остаётся родовым словом.

“Улица Зеленского спуска”, существуй она в топонимики Нижнего, тоже писалась бы со строчной (примеры постараюсь найти).

Но повсеместное использование названий типа “улица 7-я линия В.О.” переворачивает всю логику, по которой она писалась бы со строчной. Остается только предположить, что исходная форма — Улица 7-й линии В.О.

По-другому объяснить не могу. Спрошу знатоков питерской топонимики, если подтвердят, я для себя этот вопрос закрою. Но это на основном ответе скажется минимально или никак.

Источник: https://rus.stackexchange.com/q/432627

Чем отличается проспект от переулка?

Вы бывали в Вяземском переулке? А на Ярославском проспекте? Если бывали, то вспомните, какова примерно ширина каждого из них. Переулок широк — метров 30, по нему проложены трамвайные пути, по обеим сторонам которых хватило места для двухрядного движения автомашин. Проспект узок: ширина его не более 10 м. Что это, правило для города? Конечно, нет: это одно из исключений из правил.

А есть ли правила, определяющие статус проезда, то есть его положение в уличной табели о рангах? В общем-то нет, но можно сформулировать ряд признаков, по которым устанавливается статус проезда, имея в виду, что правило будет сопровождаться некоторыми исключениями. Иначе и быть не может, да и скучно будет в городе без таких исключений.

Вновь обратимся к словарю В. И. Даля, посмотрим, что же такое улица в живом великорусском языке, подойдет ли значение этого старинного слова для нашего шумного огромного многоуличного города. «Улица, — пишет В. И.

Даль, — простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов; вообще простор полосою меж двух рядов каких- либо предметов…» Даль будто бы для нас оставляет вопрос: улица — лицо домов?

Разберемся по порядку. С «полосой, проездом, дорогой, простором полосою» понятно: такими словами мы бы и про любую нашу улицу рассказали. И «меж двух порядков домов» тоже понятно: есть правая, есть левая сторона улицы.

Чего еще не хватает? Ширины и длины. Но они ничего не меняют в общем определении понятия улица, был бы проезд, дорога, оставляемая для проезда между двумя рядами домов.

А широкая ли, узкая, прямая или извилистая, покрытая асфальтом или с лужами и колдобинами — все равно!

Следом за словом улица в словаре найдем улишек, улишовая, улишечная земля за наделом. Нужные нам слова! Чья же эта «земля за наделом»? «Улишечная», уличная — ничья лично, принадлежащая городу, всем вместе. И занимать ее никому нельзя, можно только обихаживать ее всем вместе, порядок на ней поддерживать, чтобы удобно проехать по ней было.

Пока все проезды в городе — улицы. Все, да не все! — скажете вы и будете правы.

Вот в петровском Петербурге появились улицы, просматриваемые насквозь, от начала до конца, — проспективые улицы, ехать по ним — одно удовольствие: и широки-то они, и замощены, и сухи даже в дождь (по краям канавы вырыты для стока воды), и чисты (Петр приказывал своим обывателям содержать проезд чистым и свободным). Проспективые улицы — будущие проспекты.

Но в Петербурге не все улицы имели две стороны. Были и есть улицы с одной лишь стороной домов — набережные улицы: с одной стороны дома, с другой—река плещется. На Васильевском острове — улицы-линии: с одной стороны улицы четная линия, с другой — нечетная. Да еще с «питерским» секретом: на четной линии только нечетные дома, на нечетной — только четные!

А вот еще странная улица: люди ходят по ее середине, а транспорт —по краям, но не близко к домам, там еще тротуары для прохожих. Посередине же улицы сквер, деревья растут, кустарник, кое-где статуи стоят. Это бульвар, французское изобретение, а в Питере прижилось!

И ещё есть особая улица: разделена по всей длине газоном или рядом деревьев, кустарников, пешеходам или велосипедистам туда входа нет. Это аллея. Самая красивая в городе Кленовая аллея находится за Зимним стадионом.

Две параллельные длинные улицы соединяются переулками. Они не только сокращают путь, но и служат для подвоза товаров в различные магазины, помогают подъехать к дому с нескольких сторон.

Переулок обычно неширок, но (вспомним Вяземский!) бывают и исключения. Иногда переулок не доходит до следующей улицы — превращается в тупик.

Ребятишкам играть в нем удобно, но тупики не любят пожарные, специалисты по чрезвычайным ситуациям. Понятно почему?

Некоторые переулки называют проездами. Улица или проспект перед мостами, дворцами или большими зданиями, церквами обычно расширяется, образуя площадь. Иногда в центре площади разбивают сквер, устанавливают памятник.

Все вместе улицы и проспекты, площади и переулки, бульвары и аллеи, линии и набережные называют проездами (не беда, что слово проезд мы использовали для обозначения некоторых переулков, их в городе совсем мало).

Улица и проспект, переулок, тупик, бульвар и аллея, линия и набережная — это статусы проездов, статусная часть топонима для обозначения годонжмов; площадь я поле — для обозначения агронимов.

В Петербурге названия объектов городской среды образовались и с другими статусными частями: для гидронимов — канавка.

канал, пролив и протока, залив, река, речка и ручей, берег, коса, остров, мост; для дромоиимов — дорога и дорожка, тоннель, путепровод и шоссе; для оронимов — гора, горка; для ойконимов — деревня, совхоз, слобода, поселок. В словарь петербургских топонимов входят названия садов, парков и скверов.

Источник: http://topinworld.ru/chem-otlichaetsya-prospekt-ot-pereulka.html

Улица, прочь с дороги!

В культурном центре ЗИЛ прошла лекция архитектора и урбаниста Ярослава Ковальчука «Люди и улицы». Лектор рассказал о некоторых градостроительных концепциях и о том, чем прекрасна улица как главный элемент городского пространства, а также объяснил, где проходит граница между улицей и дорогой. Slon публикует сокращенный вариант лекции.

Мы поговорим о важном урбанистическом концепте — улице; о том, что это вообще такое и чем улица отличается от других общественных пространств.

Когда речь заходит о градостроительстве, сразу вспоминаются генпланы и виды городов с воздуха. Тот, кто хотя бы раз был в Шанхае, легко узнает его сверху, тот, кто был в Париже, узнает Париж.

Но в обычной жизни мы видим город с другой точки, наше восприятие складывается из отдельных фрагментов: фасадов, оформления улиц, деталей, которые и можно считать главным объектом внимания в градостроительстве и архитектуре.

Улица — важное понятие, мы им постоянно пользуемся, но как только начинаем углубляться в тему, выясняется, что определение сформулировать невозможно. Так или иначе, существует некая грань между улицей и не-улицей. Как систематизировать все, что составляет наши представления об улице, и как оценить, что на улице хорошо, а что плохо?

Реальность корректирует планы

Ни один градостроительный план никогда не выполняется в точности так, как он был задуман изначально, — это аксиома. С другой стороны, не бывает хаотических городов, развивающихся произвольно.

Как только появляется город и люди, живущие в нем и строящие его, рождаются правила, ограничивающие пространство дозволенного. В самом простом варианте это так называемое соседское право: соседи устанавливают взаимные ограничения, чтобы не мешать друг другу.

Потом эти правила усложняются и формализуются, возникает законодательство и градостроительные нормы.

В истории было множество разных подходов к проектированию городов: начиная с гипподамовой сетки в греческих полисах, заканчивая самыми современными теориями и концепциями развития мегаполисов и региональных систем.

Значимой вехой стала промышленная революция, стимулировавшая стремительный рост городов. Важную книгу по урбанистике написал в то время Фридрих Энгельс, работа называлась «Положение рабочего класса в Англии XIX века».

Хотя Энгельс и перевел проблему в политическую плоскость, он также дал толчок развитию различных градостроительных теорий, в частности, идеи регулярной сетки.

В градостроительных планах расширяющихся городов уже тогда подробно разрабатывались такие вопросы, как деление на кварталы, структура улицы в профиле, высота домов.

Когда в Барселоне снесли стены старого города, основательно перенаселенного на тот момент, Ильдефонс Серда нарисовал регулярную сетку, и в ней город существует до сих пор, считаясь одним из самых комфортных для жизни в мире.

По плану, внутри квартала образовывался замкнутый озелененный двор, а на каждую группу кварталов должен был приходиться парк. Также было рассчитано, где нужно размещать школы, больницы.

В результате Барселону застроили по-другому, в три раза плотнее, чем планировал Серда: росла цена на землю, владельцы дробили свои участки. Что осталось неизменными в генплане и благодаря чему Барселона и по сей день прекрасна?

Кварталы или микрорайоны?

В начале XX века замечательный русский урбанист Владимир Семенов написал книгу «Благоустройство городов». Ее открывала такая фраза: «Главным элементом города является квартал». Согласно этой концепции, улицы — главные составляющие общественного пространства, они, собственно, и структурируют город.

Тогда же появился и другой взгляд: Эбенизер Говард придумал город-сад. Мысль довольно простая: нужно построить небольшие зеленые города, где не будет такого скопления людей, промышленных предприятий, и жизнь окажется комфортнее — вместо мегаполисов следует создавать системы подобных населенных пунктов.

Но идея, увы, провалилась, потому что существует огромная пропасть между планом на бумаге и реальностью. Да, иногда удается создавать задуманные Говардом поселения, но для этого нужна исключительная политическая воля и тщательное планирование.

Чаще схема с четким зонированием, жестким регламентом застройки перестает работать, и местность начинает застраиваться произвольно.

Одна из самых сильных концепций, концепция лучезарного города, принадлежит Ле Корбюзье. Структура многих российских городов родилась из нее. Ле Корбюзье предложил альтернативу системе кварталов и улиц.

Рядом есть площадь, стадион, школы, больницы.

В этом случае действовало два главных принципа. Первый — свободное расположение зданий среди зелени, парковых зон, где жители могут передвигаться беспрепятственно. Второй принцип — четкое зонирование: есть жилая территория, территория предприятия, общественный центр с театром или клубом.

Важно также разделение автомобильных дорог и пешеходных путей. Из этой идеи чуть позже выросла концепция микрорайонов, и, как следствие, функции улицы подверглись переосмыслению. Здесь улица воспринимается как часть сугубо транспортной инфраструктуры, а дома располагаются не вдоль нее, а где-то в глубине, среди зелени.

В 1960-е годы такие микрорайоны были построены во многих городах Франции, Британии и других стран Европы и мира в целом.

Американская урбанистка Джейн Джейкобс впервые заметила, что в таком районе довольно плохо живется и старые города оказываются куда комфортнее. Новые микрорайоны быстро деградируют, там возникает масса социальных проблем. С идей Джейкобс начинается возвращение к прежним градостроительным концепциям, но на новом уровне.

Дорога или улица?

Что такое улица сегодня? Решающее значение здесь имеет различие между улицей и дорогой. Дорога в городе — это всегда хайвей, сложное инженерное сооружение, предназначенное именно для движения автомобилей и общественного транспорта. Улица — нечто совершенно иное.

В первую очередь — это многофункциональное общественное пространство: и для пешеходов, и для велосипедистов, и для машин. Когда этим принципом пренебрегают, возникают довольно странные конструкции, например Садовое кольцо: не очень понятно, что это, улица или дорога.

Получается гибрид — улица, но крайне неудобно устроенная.

Давайте подробнее остановимся на том, в чем главное отличие улицы от дороги.
По улицам, не считая пешеходных, тоже движутся автомобили, но едут они медленно, таковы правила передвижения по городу, кроме того, есть светофоры, зебры и лежачие полицейские.

На улицах широкие тротуары, выделенные полосы для такси и общественного транспорта, много деревьев, первые этажи активно выполняют различные общественные функции.

Помимо прочего, уличная сеть очень частая: в европейских городах она проложена с интервалом 100–150 метров.

Улицы можно разделить по скорости передвижения по ним. Есть пешеходные, они всегда в центре. Проехать по такой можно, но скорость не должна превышать 5 километров в час. На пешеходных улицах нет тротуаров.

Затем — местные улицы, их больше всего, они расположены между зданий. У них есть проезжая часть и тротуары. Далее — городские улицы, вот здесь уже появляется общественный транспорт. Следом идут главные городские улицы, такие как Тверская в Москве.

Это деление, конечно, условно, ведь можно найти массу промежуточных вариантов.

Но по улице нельзя ехать на автомобиле со скоростью выше шестидесяти километров в час, таковы требования безопасности, причем как физической, так и психологической: крайне неприятно и страшно идти по тротуару, когда мимо тебя несутся на бешеной скорости машины.

Гибриды совмещают недостатки хайвеев и малую пропускную способность улиц.

Городу необходимо определенное количество хайвеев (сколько именно — вопрос довольно сложный), но большую часть внутренних сетей должны составлять именно улицы.

От того, насколько хорошо продумана и нарисована их система, и зависит качество жизни в городе. Улицы — главная часть общественного пространства, а передвижение по ним создает ощущение от конкретного города.

Нужно, чтобы сеть улиц была непрерывной, пронизывала преграды вроде парков, железных дорог, площадей.

Оптимальная схема этой сети — ортогональная решетка. Концепция микрорайонов же подразумевала, что есть жилые группы, образующие микрорайон, далее микрорайоны объединяются в жилой район, и затем все это подключается к главной городской транспортной артерии. Это две принципиально разные структуры, и гораздо комфортнее жить в городах с ортогональным расположением улиц.

Сеть хайвеев должна быть отделена от сети улиц и располагаться на другом уровне. Улица же — это главное и самое прекрасное городское пространство.

Источник: https://republic.ru/calendar/event/986957/

Чем отличается ПРОСПЕКТ от БУЛЬВАРА

Слово «проспект» произошло от латинского «pro spectus», что можно перевести как вид будущего, проектирование будущего, перспектива.

В русском языке слово «проспект» появилось во время строительства Санкт-Петербурга в самом начале XVII века.

Поначалу прямые и широкие улицы нового города называли перспективами за то, что вид с них далеко просматривался к горизонту.

Например, Невский проспект поначалу назывался Большой Невской перспективой или перспективной дорогой к Невскому монастырю. Через полвека устоялось современное название.

В Москве проспекты явились в середине XIX века. Но так называли проспекты-просеки в парках, например, в Измайловском. Однако в значении «широкая улица» в Москве проспекты появились только в 50-х годах прошлого века во время застройки новых районов. Назвали проспектами и некоторые уже существовавшие шоссе.

Сейчас так называют длинную, прямую и широкую улицу. В российских Строительных нормах и правилах (СНИП) проспект не является типом улицы. Поэтому выбор названия улицы проспектом происходит произвольно.

По европейской универсальной десятичной классификации проспекты входят в одну группу с магистральными дорогами и городскими автострадами.

Как правило, проспектами называют центральные улицы в городах, или улицы, соединяющие важные части города: центр с крупным массивом микрорайонов и т.п.

Основными признаками проспекта являются:

  • сквозной проезд, размеры которого позволяют выделение пешеходных зон без перекрывания движения;
  • отсутствие тупиков: проспект начинается и заканчивается крупной площадью, развязкой, перекрестком или границами города;
  • наличие маршрутов городского общественного транспорта.

Слово «бульвар» пришло из французского языка — «boulevard». Это слово, в свою очередь было заимствовано из средне-голландского языка, где слово «bolwerk» означает «крепостной вал». Поначалу именно валы крепостных укреплений назывались бульварами.

Такой бульвар впервые использовали англичане при осаде Орлеана в 1428 году. Это были квадратные редуты с круглыми выступами по углам, в которых находились три орудия. Бульвары строились из покрытой дерном земли и соединяли стенами с главным укреплением.

Образцы таких бульваров сохранились во французском городе Труа и швейцарском городе Шаффхаузене.

Позже так стали называть обсаженные деревьями места для прогулок горожан, которые создавались на местах старинных укреплений.

Вскоре бульвары стали обустраивать и на улицах городов. Их отличительными чертами является:

  • полоса озеленения, которая проходит по центру, с одной или обеих сторон бульвара;
  • наличие пешеходной зоны, иногда совмещенной с зоной отдыха: скамейками, беседками и т. п.

Выводы:

  1. Проспект является широкой проезжей улицей, предназначенной для движения транспорта. Бульвар представляет собой аллею с обязательной пешеходной зоной и зелеными насаждениями.
  2. Проспектами, как правило, называют центральные улицы или те, которые соединяют важные части города. Бульвары могут находиться в любой части города, часто являясь зеленой «отдушиной» в промзонах или возле загруженных дорог.

Источник: https://thedb.ru/items/Chem_otlichaetsya_PROSPEKT_ot_BULVARA/