Чем отличается узор от орнамента

Какие бывают орнаменты и узоры

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.

«Раппорт» от французского rapport — «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.

По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

– антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

– растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

– геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);

– зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки.

Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом.

При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции.

По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются.

Узор — узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла: — ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался.

У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть. — ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть.

Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили — «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/zhivi-raduyas/8248295/

Орнаменты и узоры на все случаи жизни

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов.

Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.

Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов.

Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности.

Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль.

В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии

Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой.

В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.

Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан

Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку.

В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.

Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник

Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.

Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день.

Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры.

Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Пейсли

Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне.

В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке.

В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.

Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск

Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.

Дамаск в современном интерьере, Architects Paper®, a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью.

Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора.

Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.

Меандр

Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.

Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента.

Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность.

На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент — это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его цветовую гамму и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Источник: http://www.diy.ru/post/6597/

«Узоры и орнаменты». Орнаментом называется узор построенный чередованием каких — нибудь рисунков или линий. Орнамент ( от лат. ornamentum украшение ) — презентация

1 «Узоры и орнаменты»<\p>

2 Орнаментом называется узор построенный чередованием каких — нибудь рисунков или линий. Орнамент ( от лат. ornamentum украшение ) узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом ( зданием, сосудом, ковром и т. д.) по масштабу, ритму, колориту, пропорциям и другим выразительным средствам гармонизации.<\p>

Читайте также:  Чем отличается сеть с выделенным сервером от одноранговой сети

3 Основным источником создания орнамента явилась природа. Человек давно подсмотрел у природы « образцы » орнамента. Ч удесными узорами « расписала » она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, а если говорить о листьях и цветах множества разных растений, то здесь как раз начинается путь в дивное царство красоты, совершенства и законченности форм и линий. Да и сам древний человек, изготовляя примитивные сосуды из глины, видел, что изделия нуждаются в каких — то дополнениях, облагоражи ­ вающих их внешний вид. И вот на горлышке или тулове сосуда он пальцем слегка продавливал концентрические круги, ромбы, зигзагообразные линии.<\p>

4 Применение орнамента как декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности, составляет основу декоративно — прикладного искусства. Без использования орнамента невозможно представить себе изделия художественных промыслов, керамики, текстиля. Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и от национальных образов, представлений, обычаев и т. п.<\p>

5 Основными принято считать следующие виды орнамента : ленточный сетчатый композиционно — замкнутый Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает « открытое двустороннее движение ». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз орнаментированная композиция, предназна ­ ченная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания. Бордюр полоса, подчеркивающая края какой — либо плоскости или объемной формы. Кайма узорная полоса, обрамляющая плоскость ( скатерти, ковра, блюда и т. п.).<\p>

6<\p>

7 Какие бывают орнаменты Естественный орнамент можно составить из изображений веток растений, листьев, цветов, ракушек, бабочек, птиц и зверей. Декоративный орнамент составляют те же природные формы, только измененные, приспособленные к форме и назначению предмета, который он украшает. Геометрический орнамент состоит из различных геометрических фигур, чаще всего — круга, квадрата, треугольника. Абстрактный орнамент представляет собой сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие конкретные предметы.<\p>

8 Естественный орнамент Декоративный орнамент Геометрически й орнамент Абстрактный орнамент<\p>

9 Принципы рисования орнамента 1. Ритм, или повтор, — многократное повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритмы могут быть разными<\p>

10 2.Чередование — набор ритмов в орнаменте. Чередование придает орнаменту разнообразие, оживляет его. Можно изменять не только форму элементов орнамента, но и другие признаки. Контрастное чередование. Изменение положения Изменение цвета. Изменение размера. Наложение элементов.<\p>

11 Характерная особенность орнамента — симметричность. Симметричный орнамент Несимметричный орнамент<\p>

12 Бордюры<\p>

13 Где используют орнаменты Орнаменты украшают дома, посуду, одежду, обрамляют произведения искусства. Орнаменты в одежде<\p>

14 Орнаменты в предметах обихода<\p>

15 Орнаменты в архитектуре<\p>

16 Орнаменты в посуде<\p>

17 В разных странах орнаментам придают свой смысл и по разному видят один и тот же предмет. Например, египетское солнце — это точка в круге. А в России солнце — это восьмиугольная розетка или просто цветок. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. Волнистые линии символизировали воду ; горизонтальные — землю ; косые — дождь, пересекающий путь к солнцу ; точки между ними — зерна, брошенные в землю ; круг представлял собой солнечный знак ; крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла.<\p>

18 Символ солнца в разных странах Россия Греция<\p>

19 Монголия Казахстан<\p>

20 Туркменистан Ирландия<\p>

21 Орнаменты народов мира Африка Америка<\p>

22 Египет Античность<\p>

23 Китай Япония<\p>

24 Арабы Русь<\p>

25<\p>

26<\p>

27<\p>

28<\p>

29 Спасибо за внимание<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/485308

Средства контроля по теме “Композиция в орнаментах и узорах”

Понятие Узор и Орнамент.

Шпаргалка для учителя.

Задания продолжи орнамент по клеткам.

Задания дорисуй узор.

Чем отличается узор от орнамента?

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно. Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

Узор, согласно определению, — это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений — их красоту, приятный для глаз вид.

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, его перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).

Разница между узором и орнаментом

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений.

В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность.

У повторяющейся части любого орнамента есть свое название — раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм. Антропоморфные, с изображенными фигурами людей. Зооморфные, стилизующие животный мир. Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего.

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример — чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается.

УЗОР — это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОРНАМЕНТ — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УЗОР — это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОРНАМЕНТ — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/testi/sriedstva_kontrolia_po_tiemie_kompozitsiia_v_ornamientakh_i_uzorakh

1 Возникновения орнамента

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент — это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент — часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя.

Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.

Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт — повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным.

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет — колоритгармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента — классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента — полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента — розетка. Розетка (от слова «роза» – центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента — сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента: классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» — животное, «морф» — форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» — человек, «морф» — форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией — русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) — изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную — буквенную или иероглифическую — часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного)  — «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь.

К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» — чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами.

Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы.

В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя.

В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках — зверя храброго и сильного, царя зверей.

Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

http://lib.1september.ru/2004/14/7.htm

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника — ахроматическая графика.

Источник: https://studizba.com/lectures/11-iskusstvo-i-iskusstvovedenie/391-lekcii-po-narodnomu-ornamentu/5314-1-vozniknoveniya-ornamenta.html

Что такое орнамент?

Узоры и орнаменты — это целый мир, загадочный и удивительный. На них можно смотреть долго и всякий раз замечать новые нюансы. Что такое узор — это понятно многим.

Так называют рисунок, в котором сочетаются между собой линии, краски, фигуры. Иногда идею подсказывает сама природа — достаточно вспомнить морозные веточки на зимнем окне. Однако не каждый узор можно назвать орнаментом.

Интересно задуматься, в чём же заключается различие.

Орнамент — это особый узор. Он состоит из элементов, которые ритмично повторяются и чередуются друг с другом. В результате образуется орнаментальный ряд. Это своего рода нарисованное стихотворение. В нём могут присутствовать самые разные изображения. Но, как правило, они очень обобщённые и схематичные. Не всегда их легко узнать.

Вряд ли возможно точно сказать, где и когда был придуман первый орнамент. Но совершенно очевидно, что произошло это много тысячелетий назад. Люди старались осмыслить и запечатлеть окружающую действительность. Первоначально роль орнаментов не сводилась к чистой декоративности. Это были отражения быта людей, их религиозных воззрений и наблюдений за природой.

Красочный фольклор

Устойчивые орнаменты складывались с древних времён. Их форма оттачивалась многими поколениями и часто затем существовала в неизменном виде на протяжении столетий. У каждого народа есть своя система орнаментов.

Она порой настолько самобытна, что её сложно спутать с другой.

Орнамент становится тем признаком, по которому определяется принадлежность предметов к определённому времени и той национальной традиции, в рамках которой они были созданы.

В некоторых культурах схематичное и условное отображение действительности было ведущим — например, у народов Азии и Африки. Там искусство орнаментов достигло большого развития.

Если понимать значения отдельных символов, то причудливые картинки можно читать. Постепенно декоративная составляющая вышла на первый план. Изначальный смысл многих узорных мотивов порой забывался.

Однако их выразительность по-прежнему привлекала внимание.

Нарисованная гармония

Орнаменты не являются самостоятельными произведениями — они украшают собой поверхности предметов. Очень отчётливо это прослеживается в декоративно-прикладном искусстве.

В оформлении архитектурных сооружений тоже нередко присутствуют орнаментальные мотивы. Ритмичные узорчатые цепочки организуют пространство и объединяют отдельные элементы.

В результате композиции обретают завершённость и целостность.

Орнаменты, при всём их многообразии, можно разделить на группы. Некоторые мотивы состоят из линий, кругов, ромбов и других абстрактных фигур. Такие орнаменты называют геометрическими.

Встречается и несколько иное: начинают мерно чередоваться цветы, листья, плоды, ветви. Это растительные орнаменты. Иногда на сцену выходят стилизованные изображения животных — как реальных, так и сказочных.

В этом случае говорят о животном, или зооморфном орнаменте.

Разновидностей может быть много. Нередко используются фигурки людей, а также всевозможные предметы. Встречаются даже надписи. Художники часто придумывают свои, авторские орнаменты. Словом, многообразию нет конца. Но везде — ритмичность, подобная смене времён года, дня и ночи. Это с древности навевало мысли о мировой гармонии. Возможно, поэтому орнаменты так любимы до сих пор.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/68194/

Орнамент и узор в интерьере. Эксперимент или традиция? (37 фото)

Украшаем интерьер при помощи обоев с рисунком

Человек отличается стремлением к красоте и совершенствованию мира. Это фундамент, заложено, ничего тут не попишешь и никуда от этого не убежишь.

Наблюдая за изменениями в природе, закономерным течением жизни, он переносил подсмотренное в рисунок, украшал им дом, храм, книгу, скульптуру. Сначала это были простые геометрические фигуры: круг, овал, спираль. Символы наделялись смыслами. Круг — солнце, земля — квадрат, горы — треугольники.

Они до сих пор живы, присутствуют в сакральной бытовой культуре. Расписные пасхальные яйца тому очевидный пример.

Ромбы на кухне в нейтральных тонах

Дальше — больше. Человек-художник не переставал наблюдать и рисовать. Так появились арабески — арабский растительный орнамент, поразивший мир.

Рисунки с использованием бесчисленных повторений элементов растительного узора. Один фрагмент вытекает из другого, переплетается, повторяется. Арабески настолько плотны, что фон, как отдельный выделенный цвет, в них практически отсутствует.

Им присущ ритм, свой язык, своя музыка и философия. Так чем же интересен нам орнамент и узор?

Орнамент в интерьере

Украшаем стены. Орнаменты в интерьере

Дизайнеры — народ практичный. Они изобретают новое на основе уже известного, модернизируют, усовершенствуют и удачно применяют. Орнаменты бывают:

  • геометрические;
  • растительные;
  • меандровые, в виде углов, ромбов, треугольников, сопровождающих непрекращающуюся, уходящую линию.

Не бойтесь экспериментировать с узорами на стене

Дамасский узор

Один из самых популярных орнаментов современности. Повторяет цветочный рисунок, уложенный в рамку витиеватых, сложных обрамлений, бесчисленное число раз. Линии его направлены вертикально вниз, как будто ниспадают, стекают, движутся. Дамаск никогда не бывает кричащим, он элегантно сдержан, ненавязчив, но, тем не менее, безусловно, богат, привлекает внимание.

Обои с узором дамаск

Обычно используются в классических интерьерах. Ими оклеивают все стены или только одну, чтобы создать акцент, дать комнате возможность проявить себя, избавиться от холодности минимализма и удручающей простоты. Немного изысканности, вычурности не помешает, когда дополнения вносятся в меру.

Если вы не прочь рискнуть, то обратите внимание на чёрно-белую палитру обоев, представленную в продаже. На первый взгляд неожиданно, на самом деле — эффектно. Такие обои вошли в моду и давно уже никого не пугают. Не следует клеить их по всем стенам, достаточно только одной, например, в спальне, у изголовья кровати.

Таким образом вы создадите акцентную стену.

Ткани с дамасским орнаментом успешно присутствуют в других элементах декора. Ими оббивают диваны, стулья, кресла, украшают подушки и пуфы.

Орнамент пейсли в интерьере

Узор ещё называют турецким или индийским огурцом, что прямо указывает на его восточное происхождение. Цветов (то есть их изображения) здесь нет, видимо дизайнеры пресытились темой. Зато есть большие, тяжёлые, вальяжные капли, устало раскинувшиеся по рисунку обоев.

Размещены они в разных позах (будто разлеглись и отдыхают), уходят в разных направлениях. Мило смотрятся нежные пейсли из тонких, плавно выписанных линий в тёплой цветовой гамме. Они чем-то напоминают бабушкин ситцевый халатик «в огурцах», что прямо намекает на приземленную, милую, прозу жизни.

Такие обои можно смело клеить в детской, где благополучно растут, набираются сил, младенцы.

Узор решётка

Динамичный, активный, пульсирующий, монохромный, то есть одноцветный. Сложные его переплетения можно встретить всюду: будь то переплёты деревянной беседки или металл ворот.

Решётка — удачная находка в интерьере квартиры или дома, позволяет избежать однообразия жилья, создаёт иллюзию объёма, расширяя пространство.

В узоре сочетаются греческие элементы вазописи, марокканская декоративность, пасторальная искренность и чистота форм, классическая прямота линий.

Орнамент гусиная лапка

Ещё его называют ломаной клеткой. Нашла лапку, облюбовала и сделала невероятно модной Коко Шанель, которая использовала орнамент в своих коллекциях, создавая дамскую одежду из лапчатых тканей. Рисунок больше абстрактный, динамичный, бегущий, лучше — убегающий. С лёгкой руки Коко орнамент получил статус одного из самых элегантных.

Органично вписывается в строгую классику, используется в оформлении кабинетов с тяжёлой мебелью. Неоценим в чёрно-белых интерьерах. Речь идёт и об обивке мебели и текстиле. Тут, как впрочем и везде, нужна мера. При обилии гусиной лапк просто замелькает в глазах. Такой интерьер явно перенасыщен, неудачен, давит и удручающе действует.

Обои гусиная лапка встречаются довольно редко, но если уж приглянулись и очень хочется, то лапку можно нанести на выкрашенные стены методом трафарета.

Такими обоями оклеивают только одну стену. Гармонично сочетается, применимо в том же помещении, аналогичное кресло в «рябушку», либо ковёр или штора.

В современных интерьерах широко используются сочетания полос и разных геометрических фигур. И тут нельзя не упомянуть знаменитую шотландскую клетку.

Шотландка (тартан)

Формально шотландкой можно назвать любую клетчатую ткань. Шотландцы для обозначения своего клана использовали сугубо одну расцветку, которая несла смысловую нагрузку.

Синяя с красным — одна община, зелёная и жёлтая — совсем другая, так что соблюдай дистанцию и уважай коалицию. Английская королева Виктория, именем которой названа целая эпоха, была страстной поклонницей этой суровой страны.

Благодаря ей, шотландка (или тартан) уверенно вошла в моду.

Клетку традиционно считают мужским орнаментом, ведь Шотландия — край сдержанных эмоций и суровых пейзажей. Поэтому она приоритетна в кабинетах и детских комнатах для мальчиков-подростков.

Это британский дух и стиль кантри. Безусловно, украсит деревенский дом. Клетчатая скатерть на столе в кухне, такие же портьеры — абсолютная атмосфера уюта, гармонии и намёк на преемственность поколений.

Обои и интерьерные ткани тартан

Ведущие современные дизайнеры, законодатели мод, смело играют с масштабами. Тартан, как гигантская клетка на стенах, выглядит захватывающе и ультрасовременно, но любит высокие потолки и длинные широкие стены. В квартире площадью в 50 метром наклеить обои-гиганты можно. Вопрос только в том, как это будет выглядеть.

Узор четырёхлистник

Четырёхлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий) — геометрический орнамент с пересекающимися окружностями. Узор дополняют углы в местах стыков. История мотивов тоже уходит вглубь веков. Ренессанс взял на вооружение эти фигуры, украшая ими мебель, окна, мозаики и витражи.

Встречается в интерьерах, стилизованных под готику, барокко. Органичен, мягок, чуть причудлив. Узоры с четырёхлистником встречаются на напольной керамической плитке и на самых неожиданных предметах.

К примеру, зеркало такой формы, с подчёркнуто острыми углами, будет выглядеть в вашей ванной богато и впечатляюще.

Узор меандр

Слово греческое, орнамент тоже греческий. Так называли когда-то реку, протекающую в Малой Азии. Сейчас название изменено. Сенека считал, что наблюдение за её извилистым руслом вдохновляет философов и поэтов на размышления о природе Главного. Меандр может состоять только из прямых, уходящих в бесконечность линий и прямых углов.

По сути, меандр представляет собой окантовку в виде причудливого, разных геометрических форм, бордюра. Меандром украшают стены, шторы, ковровые изделия. Нередко используют сочетания орнаментов растительных мотивов и меандр.

Узор чешуя

Название узора «чешуя» уже само за себя говорит. Пик популярности пришёл на пятидесятые годы прошлого столетия. Идеально подходит для воссоздания стиля ретро. Плитка-чешуя на стенах в кухне — классический пример подобного орнамента.

Нельзя не обойти вниманием этнические узоры. Комната буквально «заиграет», если на пол постелить не классический ковёр, купленный в магазине, а домотканые коврики и дорожки в полоску. Вышитые подушки, портьеры ручной работы, скатерти, вязанные крючком, — всё вернулось, традиция русского дома актуальна и востребована.

Чешуя в интерьере

Не брезгуйте эклектикой. По большому счёту — это тоже стиль и разнообразие узоров успешно насыщают интерьер. Не бойтесь экспериментировать. Пусть полосы, линии и фигуры сползают со стен на кровать, удобно сворачиваются на диванах.

Группируйте сразу несколько предметов декора с разноцветными орнаментами. Замечательно смотрятся пёстрые подушки на нейтральном фоне стен. Вешайте декоративные тарелки: деревянные, керамические, рисованные. Используйте орнаменты и узоры на всевозможных поверхностях.

Это освежает пространство, вдыхает жизнь в ваше жильё.

Видов орнаментов и узоров много. Перечислять их нет необходимости. Основные примеры собраны и приведены в этой статье. Остановимся на нескольких правилах, которые рекомендуют соблюдать опытные дизайнеры. Их нужно принять за аксиомы.

Правильное сочетание орнаментов и узоров в интерьере

Орнамент на обоях

  • Комбинируйте принты. Начинать надо с трёх разных по размеру видов. Запомните «правило трёх». Это начало, точка отсчёта. Дальше можно экспериментировать с большим количеством.
  • Объединяйте мелкие и крупные узоры и орнаменты. Вспоминаем правило первого пункта. Узор крупный, средний и самый маленький.
  • Крупные узоры «любят» объёмы. Подходят для больших помещений, комнат, студий. Там есть где развернуться и проявить себя на полную мощь.
  • Основной узор всегда крупный и включает цвета интерьера.
  • В сдержанном монохромном интерьере играют с оттенками узора. Сбалансируйте узоры в пространстве. Они должны удачно «сесть», иначе просто зарябит в глазах.
  • Орнамент выбирается с последовательными оттенками. Нагромождение орнаментов разных цветов и оттенков приводит к хаосу.
  • Не бойтесь нарушать правила. Риск — благородное дело.

Источник: http://decorwind.ru/ornament-i-uzor-v-interere-foto/

Русский традиционный орнамент как знаковая система. П. В. Макагонов

Многие ученые: историки, этнографы — указывали на то, что русский геометрический орнамент — это текст. Определим для себя это понятие. Само слово «текст» происходит от латинского textus — сплетение, структура, ткань, связь, связное изложение.

Определение текста звучит следующим образом: «последовательность предложений, слов (в семиотике — знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение».

Другими словами, текст — это связная и полная последовательность знаков.

Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда.

Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

Ряды орнаментистики — это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства». В начале XIX века вышивальщицы еще помнили смысловое значение узоров, был также и обряд их прочтения.

Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать», а «строчить письмо» значило вышивать строкой.

На санскрите, языке древнеарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь». О близости санскрита и русского языка на сегодняшний день написано немало научных трудов. Эта близость обусловлена лучшей сохранностью архаизмов в русском языке, а в особенности в диалектах Русского Севера.

Отдельные символы на вышивке имели в разных областях часто отличающиеся названия. В большинстве случаев наименование узора у вышивальщиц происходило от визуального сходства с чем-либо. Например, «гребень», «грабли», «ошейник», «кошачья лапа», «ползвезды», «зрачок», «узор крючками» (Прилузский р-н, респ.

Коми); «лягушки», «гребенки», «круги», «утья лапа», «солнца», «лежачие лягушки» (Калужская обл.). Узоры, вышитые на одежде, вместе с мифологическими образами и охранной функцией несли в себе и социальную информацию.

Так, в ряде районов Калужской области рисунок «лягушки», который является семейным оберегом, пожеланием приплода и благополучия, на подолах рубах молодых женщин располагался вертикально, а у женщин в возрасте — горизонтально. Девочка-подросток надевала рубаху с рисунком «петушки», а невеста — с «солнцами».

В Ветковском районе Гомельской области к свадьбе ткали рушники с изображением ромбов, раскрещенных косым крестом и знаками семян внутри, что, как предполагают, символизировало вспаханное поле и сев-зачатие.

Одни ромбы изображались с короткими отростками, что символизировало всходы, а на других отростки продлевались и загибались внутрь, означая зрелые колосья. Вся символика рушника была призвана обеспечить будущее «плодородие» семьи.

Про мифологические образы и социальное значение узоров в русском орнаменте было написано немало книг и статей, приводились варианты трактовок символов и целых сюжетов, анализировался сюжетно-символический язык орнамента. Считается, что символы, составляющие орнаментальные комплексы являются идеограммами, то есть знаками, отображающими некую идею, какой-то образ.

Что орнамент является своего рода идеографическим письмом, посредством которого вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания.

Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо. В таком письме отдельный знак привязан не только к образу, но и к звучанию. Как правило, такие знаки составные.

Например, китайские иероглифы фоноидеографической категории состоят из двух частей. Одна часть называется «фонетик» и отвечает за звуковое воспроизведение, а другая — «детерминатив» определяет область, к которой относится конкретное значение данного иероглифа.

Геометризированная арабская вязь XIVв. Стиль «квадратный куфи»

Русский геометрический орнамент является своего рода иконографией.

Когда-то бывшие священными образы божеств и космогонические картины, изображенные на орнаментальных комплексах, по нашему мнению, могут включать в себя или полностью состоять из более простых знаков, которые, возможно, являются фонетической частью.

Таким образом, исследуемые геометрические узоры представляют собой вязь, то есть тип письма, в котором знаки сближаются или соединяются друг с другом и связываются в непрерывный равномерный орнамент.

В таких видах письма знаки, соединяясь друг с другом достаточно разнообразными способами, могут образовывать более сложные отдельные знаки — лигатуры. Практика объединения нескольких знаков в один всегда была достаточно распространенной. Она могла применяться как для экономии места, тайнописи, колдовских практик, так и в декоративном плане.

Многократно повторенное слово «аллах» в виде орнамента. Стиль «квадратный куфи»

В Средние века арабы украшали свои мечети геометрическим орнаментом из надписей, выполненных вариацией куфического письма «квадратным куфи». Куфическое письмо — один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века и получивший свое название от иракского города Эль-Куфа.

Стиль этого вида письма — «квадратный куфи» — отличался сильной, порой до неузнаваемости, стилизацией букв. Надписи подобным стилем выполняли, как правило, скручивая их по спирали. Можно отметить, что куфический стиль напоминает знаки русской вышивки. Некоторые исследователи даже утверждали, что русский геометрический орнамент — это подражание куфическому письму.

Однако при наличии современных исторических и этнографических данных это утверждение, конечно же, не выдерживает никакой критики.

Элемент русской вышивки

Использование лигатур различных видов было широко распространено в древних видах письма, таких как сирийское письмо, деванагари и др.

Традиции орнаментальной вязи с XI века существовали в Византии, с XIII века фиксируются у южных славян, а в русской книге кириллическая вязь появилась в конце XIV века. Сохранились памятники поморской вязи.

В ее стиле отсутствуют окружности, это позволяет образовывать более сложные лигатуры, напоминающие паутину. Широко была распространена глаголическая вязь.

Кроме того, еще в XVIII веке полагали, что глаголица содержит в себе первобытные славянские «рунические» письмена, которые служили для обозначения не отдельных звуков, а целых понятий, таких, как божества, времена года, месяцы, явления природы и т.д. Такие факты действительно встречаются в культурах многих народов.

Поморская вязь

Подобная традиция объединения рун в связки существовала и у древних исландцев. В исландской рукописи XVII века упоминается: «Они притом, таким образом, устраивали сии лечебные искусства, что все руны одного слова были собраны и нарисованы как один рисунок.

Так целое слово было превращено в один рисунок и было столько подобных ставо-рисунков, сколько требовалось для их ведовства. Например, одному такому связанному ставу дано имя «Гапальдюр», а другому — «Могучая грива».

И думают некоторые, что эти картинки содержат сжатые и собранные вместе имена асов».

Глаголические лигатуры

«Ставы» — знаки, состоящие из группы рун, могли заключать в себе не только имена скандинавских верховных богов — асов, но и разного рода заговоры и личные монограммы. Такие связки рун должны были быть настолько ясны, чтоб их нельзя было прочесть по иному, чем с самого начала предполагалось.

Таким ставам часто приписывались магические свойства. Считалось, чем больше рун в себя включает став и чем симметричнее он получился, тем сильнее магия.

В одной из рукописей упоминается: «По словам некоторых людей, один став, составленный из множества ставов из этих рунических книг, весьма часто видели написанным на пергаменте, и был сей став настолько сильным, что не горел в огне».

Став, заключающий в себе имена пяти скандинавских богов: Локи, Фрей, Ньёрд, Хёнир, Тор

В разное время у разных народов для усиления графических заклинательных формул часто использовался прием многократного повторения одного знака или их последовательности. Нередко повторенный определенное количество раз знак связывался в одну общую лигатуру.

Из повторений одного знака составляли замкнутые и незамкнутые цепочки с различными приемами соединений. Это было достаточно распространенной практикой с древних времен.

Учитывая заклинательный аспект русского геометрического орнамента, отметим, что и при его составлении данная практика, безусловно, применялась.

Повторяющиеся связки знаков на орнаментальной полосе

Полосы узоров в геометрическом орнаменте в подавляющем большинстве цикличны. Знак или связки знаков, как правило, повторяются на протяжении всей изображенной полосы орнамента, а в некоторых случаях, в пределах одной ограниченной зоны.

Пример перехода одного цикличного ряда знаков в другой

Встречаются случаи, когда один цикличный ряд знаков переходит в другой или несколько изменяется на законцовках орнаментальной полосы. Это чаще всего происходит в орнаменте традиционных поясов, что связано с их охранной функцией.

В архаичном геометрическом орнаменте кроме «позитивного» изображения на переднем плане существует и бытующее неразрывно с ним «негативное» в фоне, то есть изнанка. Эти два изображения, по сути, являются одним.

Очертания знаков в «позитиве» полностью зависят от знаков в «негативе» и наоборот.

Повторяющиеся знаки в ограниченных зонах

Достаточно большой процент фигур и непрерывных бордюров в русском геометрическом орнаменте имеет четырехстороннюю симметрию, что связано с заклинательной и обрядовой практикой.

В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и т. п.

Принцип четырехсторонности соблюдался в организации внутреннего пространства жилища, а также при строительстве святилищ. Иногда может показаться что на вышивках фигурируют только узоры построенные четырехсторонним зеркальным отображением какого-то определенного мотива. Но это не так.

Геометрический орнамент строился не только исключительно на принципах симметрии, он включает в себя достаточно разнообразный арсенал способов построения сложных конструкций.

***

Итак, нами рассмотрены минимальные знаки русской орнаментальной системы, а также способы их соединения. Итоговый общий их ряд изображен на рисунке в более привычном «прямом» ракурсе.

Эти знаки являются своего рода алфавитом системы, из которого могут строиться целые повествования, заключенные в сложные орнаментальные конструкции.

Хотим обратить внимание что ряд, представленный на рисунке 60, вероятнее всего не полный, и со временем, конечно же, будут обнаружены дополнительные знаки.

Тем не менее имеющийся арсенал простых и основных сегментов позволяет нам реконструировать русскую орнаментальную систему в значительном объеме.

Пётр Макагонов, фрагменты книги “Русский традиционный орнамент как знаковая система”

Просмотреть или скачать книгу “Русский традиционный орнамент как знаковая система”

Источник

Источник: https://www.kramola.info/books/letopisi-proshlogo/russkiy-tradicionnyy-ornament-kak-znakovaya-sistema-p-v-makagonov