Основные отличия психики человека от психики животных
В истории сравнительных научных работ отдельный, огромный пласт посвящен изучению различий психики человека и животных.
Тенденция исследовательской работы такова, что с каждой новым блоком изучения выясняется — между человеком и животным обнаруживается все больше общего.
Кто впервые назвал человека «общественным животным»?
Кто определил человека как «общественное животное»?
Еще в трудах Аристотеля, античного философа, труды которого и сегодня перечитывают люди разных наций, возрастов, уровня образованности.
Древнегреческий мыслитель в своей монографии «Политика» писал, что «человек есть общественное (в ином варианте перевода — политическое) животное».
Но популярность данное изречение обрело через много столетий. В 1721 году вышли в печать «Персидские письма» Шарля Монтескье, в 87-ом письме французский мастер слова удачно и к месту процитировал Аристотеля.
Порой люди употребляют выражение «общественное животное» в виде древнегреческого сочетания слов roon politikon.
А смысл данных слов в том, что состояться как личность человек способен только социуме, в среде себе подобных. Вне социума он обретает черты животного.
И это основополагающая мысль многих антропологических исследований.
к содержанию ↑
Инстинкты у людей
Если говорить упрощенно, у человека мозг делится на две функциональные части.
Одна отвечает за мышление, а это около 90%: чтобы она работала, нужно много энергии, да и все действия этой части мозга занимают сравнительно много времени.
Остальные же 10% головного мозга занимает мозг рептильный (условное название). Именно он отвечает за низменные желания человека, за инстинкты.
Работает рептильный мозг быстрее, но по устройству своему примитивен, отвечает, по большей части, за простейшие инстинкты и просто за выживание.
Рептильно-инстинктивное мышление, как несложно догадаться, требует меньшей энергии. Эта часть мозга постоянно старается заглушить часть сознательную, отвечающую за логику и стройность поведения.
Рассмотреть некоторые животные инстинкты, оставшиеся в человеке, можно на простых примерах:
- стремление к самосохранению. У животного есть такой инстинкт, и он ярко выражен. Человек тоже обладает им — он начинает лечиться, когда заболевает, избегает тех мест и ситуаций, что грозят ему смертью;
- родительский инстинкт. Большая часть животных заботиться о своем потомстве, как и человек;
- стадный инстинкт. Человеку свойственно идти за толпой, а не против ее;
- пищевой инстинкт. И человек, и животное добывают пищу, когда чувствуют голод.
Животные инстинкты нужно подчинять разуму.
Только эволюция в сторону развития разума и самоконтроля привели к появлению альтруистов, высокоморальных людей, гуманистов.
Такие черты двигают прогресс общества, цивилизации в целом.
к содержанию ↑
Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций
Психика — это общее понятие, так называют многие субъективные константы, которые изучает психологическая наука.
Живые существа в ходе своего эволюционного усовершенствования получили орган, взявший на себя ответственность за управление важными процессами.
Этот орган — нервная система. Именно оптимизация структуры и задач нервной системы стала базисным источником психического развития.
Организм приобретает новейшие свойства и органы в ходе изменений, которые происходят в генотипе: адаптация к окружающей среде, выживание за счет мутаций стали более полезными в плане жизнеобеспечения.
Развитие высших психический функций, любого психического образования, основанного на использовании знаков, стадийно.
На первой (т.е. примитивной стадии) операция происходит так, как сложилась она на еще примитивных этапах поведения.
Вторая стадия называется стадией наивной психологии, а на третьей стадии человек применяет знак уже внешним образом. На следующей стадии внешняя операция уходит внутрь.
Знаковые системы — это одно из важнейших изобретений человечества. Вторая сигнальная система (то есть речь) стала мощнейшим инструментом самоуправления, собственной регуляции.
к содержанию ↑
Сравнительный анализ
Человек — и есть животное отряда млекопитающих. Но оно эволюционировало: у человека появились существенные отличия, несмотря на сходство физиологии и потребностей.
Итак, человека от животного отличают:
- Мышление. Это главное, базисное отличие. Мозг человека хоть и не самый большой, но он уникален. Его развитая структура позволяет человеку осуществлять сложные психические функции — он может размышлять, применять память, осознавать, исследовать, созидать.
- Речь — это дар (или природное обретение, каждый трактует по-своему), которое отличает человека от животного. Более трехсот тысяч лет назад человек приобрел подъязычную кость. Это уникальная косточка, что не сочленена с прочими костями: потому человек обладает членораздельной речью. Даже у нашего ближайшего сородича, шимпанзе, гортань расположена очень низко, но говорить он все равно не может.
- Животное может действовать в пределах только той ситуации, что воспринимается наглядно. Оно не умеет абстрагироваться. Человек владеет знаковыми системами, может принимать абстрактную ситуацию, мыслить образами.
- Человек создает и сохраняет орудие труда. Животное не способно к такому созиданию.
- Человек может передавать общественный опыт, но главное, что он может его присваивать.
- Только в человеке есть развитая способность сопереживать чужому горю и радоваться за другого человека.
Стоит отметить и постоянство роста потребностей. Всем заметно, что человеческие потребности, постоянно растут. Это не просто особенность, а весомое отличие человека от животного.
Животным нужна защита от холода, корм и все те базисные потребности, которые не меняются веками, их психика не настроена на развитие потребностей.
Но стремление человека к лучшим условиям существования привели к великим географическим открытиям, к достижениям Ньютона и Эйнштейна, к высочайшему уровню медицины, к электричеству, возникновению Интернета и т.д.
Но те же потребности приводят к Мировым войнам.
Конечно, многие вспомнят племена, которые словно законсервировались в древности. Они ведут тот же образ жизни, как и их давние предки, не собираются развиваться и т.д.
У ученых много мнений по этому поводу: если прочесть книгу «Тотем и табу» З. Фрейда можно понять некоторые закономерности развития человечества и конкретно человека.
Возможно, такие племена нужны для баланса исторического процесса, по крайней мере, есть и такие теории.
Но любопытно и следующие: некоторые африканские племена напоминают потемкинские деревни. Они прекрасно создают спектакль перед туристами, при этом сами имеют мобильники, умеют водить машину и т.д.
к содержанию ↑
Чем человеческая деятельность отличается от поведения зверей?
Человеческая деятельность имеет сознательность, т.е. она целенапраленна. Человек четко осознает цель, оценивает пути ее достижения, планирует, воспринимает риски.
Отличия деятельности человека:
- Продуктивный характер, ориентированный на творчество и созидание. Активность же животных построена на потребительстве.
- Деятельность человека сопряжена с вещами духовной, а также материальной культуры, что задействованы в виде предметов удовлетворения собственных нужд. Для животного же человеческие орудия труда просто не существует.
- Деятельности человека присущ преобразующий характер: она меняет его самого, его нужды, условия существования. Активность животных мало изменяет их самих, и условия жизни преобразует незначительно.
- Человеческая деятельность считается историческим продуктом, а вот активность животных считается следствием их биоэволюции.
- Предметная деятельность человека не дается ему изначально. Но она задается культурной функцией, путем использования окружающих предметов. Ее нужно формировать, улучшать.
Активность животных дана им изначально, она определена генотипом, развивается согласно физиологии созревания организма.
к содержанию ↑
Выражение эмоций
В 1872 году Чарльз Дарвин написал труд «Выражение эмоций у человека и животных».
И эта публикация стала революцией в понимании сходства психического и биологического.
Дарвин вычленил три принципа, объясняющих жесты и выражения, что невольно применяются человеком и животными:
- принцип полезных ассоциированных привычек;
- прринцип антитезы;
- принцип действий, объясняемых строением НС, они изначально независимы от воли.
Первое отличие человеческих эмоций от эмоций животного заключено в том, что эмоции последнего зависят лишь от его биологических нужд. Человеческие же эмоции зависимы от социальных и высших нужд.
Следующее отличие: человек имеет разум, он дает контроль эмоциям, оценивает их, прячет, симулирует. Еще одно отличие — человеку свойственно обучаться, оттого меняются и его эмоции.
Стоит сказать в итоге, что человеку свойственны высшие нравственные чувства, а вот у животных таковых нет.
Но есть и схожие черты: и человек, и животное способны испытывать интерес, радость, агрессию, отвращение, страх и т.д.
Сравнение человека и животного — глубокая, фундаментальная тема.
Павлов, Ухтомский, Бехтерев, ученые-бихевиористы продолжали труды своих предшественников и открывали новые законы психологии и физиологии.
Но далеко не ко всем тайнам мироздания, в том числе, и теориям антропологического толка, человек нашел ключ понимания. Тем и интереснее дальше — эволюцию нельзя остановить.
Типы строя психики, или чем человек отличается от животного:
Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/otlichie-psihiki-cheloveka-ot-psihiki-zhivotnyh.html
11.2.1. Различие между психикой человека и психикой высших животных
Опорные слова к вопросу №11 — здесь.
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного (См. также Основные различия между человеком и высшими животными).
Первое отличие состоит в следующем.
Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подавать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт,
В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно.
Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.
Кроме того, язык даёт возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.
Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое («ручное», по Павлову) мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать «орудие».
Абстрактные способы мышления не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип.
Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Так, моряки начинают экстренно чинить небольшую пробоину в судне, а летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего.
Люди отнюдь не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации.
Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно.
Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.
Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок.
Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна.
Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Предмет приобретает определенное значение лишь в конкретной ситуации, в процессе жизнедеятельности.
Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.
В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
Третья отличительная черта психической деятельности человека — передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт.
Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребёнок овладевает способами употребления орудий, способами общения.
Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человечества.
У человека развиваются высшие, исключительно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг.
Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует, — положительные или отрицательные эмоции.
Однако только для человека характерна развитая способность сопереживать горе и радость другого человека, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.
Важнейшие отличия психики человека от психики животных заключаются в условиях их развития.
Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.
Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.
Источник: http://vestishki.ru/node/732
Сравнительный анализ психики человека и животного
Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 159.92
Дата публикации 29.10.2016
Угликова Роза Анатольевна
Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального Университета, г. Пятигорск
Аннотация: В статье рассмотрено поведение человека и животных в различных ситуациях. Выявлены различия человеческого мозга от мозга животных. Проанализировано поведение животных в дикой среде.
Ключевые слова: мышление, инстинкт, человек, животные, психика, психология, эмоции, стресс, интеллект
Comparative analysis of the human psyche and the animal
Uglikova Rosa Anatolyevna
Institute of service, tourism and design, branch of the North Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Abstract: The article considers the behavior of humans and animals in various situations. The differences of the human brain from the animal brain. Analyzed animal behavior in the wild.
Keywords: thinking, instinct, man, animals, psyche, psychology, emotions, stress, intelligence
Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий.
Но в данной статье будет выделены лишь самые значительные различия. Прежде всего, нужно дать определение понятию психики.
Психика — это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.
Высшая форма психики — это сознание, которое присуще только человеку. [1]
Психика — это понятие, которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существуют два различных философских понимания проявления психики: материалистическое и идеалистическое.
Согласно первому: психика — явление вторичное, производное от материи, а материя — первичное. Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.
Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи –мозга.Согласно второму:сущность психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.
Психика, по мнению идеалистов, — это проявление бесплотной, нематериальной основы — идеи. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.[2]
Согласно мнению ученых (Г. Уэллс, Г.В.Лейбниц), склонных к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. В эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить законы и движущие силы развития.
Научные и биологические исследования человеческого организма и животных показали, что человеческая и животная физиологии почти полностью совпадают. Но человек как природный вид не повторим своим психическим устройством, который значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание не проявляются ни у одного из видов животных, даже с наиболее развитым интеллектом.
Но в тоже время можно наблюдать некоторые сходства психики человека и животных. И человек и животные общаются с помощью движений, поз, мимики, прикосновений. До середины XVII в. исследователи считали, что между человеком и животными нет ничего общего, ни в поведении, ни в происхождении.
Из-за теории Ч. Дарвина в прошлом столетии начались быстрые исследования психики человека и животных. В начале настоящего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. ученые (В.А. Вагнер, В. Штерн) стали искать связь в групповых формах поведения человека и животных.[3]
Психология поведения человека и животного: передается по наследству, либо усваивается в процессе жизнедеятельности. У человека психология связана с обучением и воспитанием. Человек достигает большего, чем животное уровня развития. В результате обучение и воспитания, которым можно сознательно управлять.
Немного о психики животных. Психика животных – это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции.[4] Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.
Под инстинктом понимают врожденную форму поведения,способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул или обстоятельства. Инстинктивное поведение животных связано с наследственными компонентами поведения.
Инстинкт – врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей человека и животных. На разных этапах развития инстинкты у животных могут меняться подобные изменения можно характеризовать как навык. Навык подразумевает действие, которое доведено до автоматизма, путем повторений.
Это не самостоятельной форма поведения, а механическая форма, в основе которой находится инстинкт.[5] В дальнейшем идет переход от простейших форм поведения к более высоким.
Интеллект животных строится в рамках инстинктивного поведения, поэтому они связаны друг с другом. Под интеллектом понимают совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Поэтому с развитием интеллектуальной деятельности каждый поступок приобретает вариантность.
Каждое действие должно быть целесообразно и адекватно, достигаться не бессознательно, а в результате познавательному отношению действительности. В противоположность инстинкту с его слепотой и навыкам с его автоматизмом «разумное» поведение является частью интеллекта.
Разумное действие связано с объективными условиями действительности.
Способность животного видеть пространственные соотношение предметов является предпосылкой интеллекта. Развитие интеллекта связано с развитием двигательного аппарата, способностью к произвольному движению. Поэтому очень важно развитие руки и зрения и при этом наблюдать результаты собственные воздействия на окружающий мир.
В результате появления интеллекта развитии руки и зрения, биологические предпосылки зарождаются у высших форм животных. Например, среди млекопитающих дельфины считаются более разумными так: есть много случаев, когда дельфины «спасали» тонущих людей, они быстро поднимали их наверх.
Такой же случай был замечен с белыми касатками, которые спасли свою дрессировщицу, внезапно упавшую на дно. Довольно развитым интеллектом обладают слоны. Они также объединяются в группы, которыми руководят наиболее мудрые и опытная слонихи. В длительные засушливые сезоны, они способны вывести свое стадо к воде, за многие километры от их обитания.
Поражает память, свойственная только мудрым и опытным слонихам, спасающих свое стадо.
Интеллектуальное поведение животного связано с восприятием сложных отношений между предметами внешнего мира, т.е. поведения, приспособленного к условиям внешней среды.[6] Сначала животное отражает отдельные предметы, которые использует в дальнейшем, затем начинает воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливается к ним.
Также у животных существует форма отражения, которая отражает не отдельные предметы и ситуации, а сложные отношений между отдельными предметами. Любая форма приспособления животного к окружающим условиям среды это деятельность, протекающая по рефлексам. Животное имеет определенные потребности, и всегда приспосабливаются к окружающей среде.
Но животное не решает что-то в уме, а осуществляет все процессе деятельности.
Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий.
Можно отметить, что существует особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что большинство знаний и умений человека формируются в обществе.
Они не являются, результатом его собственного опыта, а приобретается в обществе, передается по наследству, поэтому отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.
Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.[7]
Мышление тесно связано с речью.
Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
Деятельность животных, значительно отличается от деятельности человека, так как она является биологической. Деятельность животного возможна в связи с биологической потребностью, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.
Возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются ограниченными, так как включают стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности, как у человека.
Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Наблюдая за действиями другого животного, они не будут помогать друг другу, так как они не выполняют коллективных действий.
Но есть исключение, например стайное поведение волков, которые помогают друг другу в нападении на добычу, сюда же можно отнести стаи шакалов и гиен. Довольно реальную помощь в охоте на добычу оказывает соединение в прайды так: львы обеспечивают безопасность львят и их матерей, а сообщество львиц специализируется на ловли добычи.
Происходит специализация внутри прайда. Интересно поведение сурикатов, мелких млекопитающих. Их организованные колонии успешно спасаются от нападения хищников: они выставляют дежурного, которого называют «часовый пустыни». При опасности он издает резкие крики, которые предупреждают об угрозе нападения.
Удивительно, что крики предупреждают конкретно о том кто, нападает (птицы, змеи, оцелоты и т.д). Ученые специально наблюдали за этим, и пришли к мысли, что сурикаты довольно умные и организованные животные способные спасти свою колонию.
Однако только человек может создавать орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт, передает его другим.
Также, память человека намного больше чем у животного. У животных она ограничена. Поэтому животные могут пользоваться только той информацией, которые приобретают в процессе жизнедеятельности. У человека память практически безгранична. Человек может хранить, воспроизводить, запоминать большее количество информации, все передает по наследству, будущему поколению.
Главным отличием считают символизацию.
Символизация — это уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями — сходством, основанным на случайных, вторичных деталях. Другими словами, символизация – это психологическая операция, с помощью которой значимый объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.
Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим и частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сочетаются друг с другом.
А животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к интеллектуальному поведению. Однако, у них отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта.
Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. При сравнение психики человека и животного надо учитывать существенную разницу между ними.
Не смотря на кажущееся в некоторых случаях общность между ними. Поэтому споры о психики животных и людей будут вечны.
Список литературы
1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новое знание, 2015, — 450 с. 2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. — М.: 2015 г. 3. Борнесса Э. М.
, Бернарда Д. Ф., Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, — М.: Новое знание, 2015, — 640с. 4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, — 440с. 5. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. — 3-е изд., перераб. и доп. ¬ М.
: Юрайт, 2015, — 639 с.6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, — 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.7. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html — Заглавие с экрана.
– (Дата обращения: 18.10.2016).
Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/sravnitelnyj-analiz-psikhiki-cheloveka-i-zhivotnogo.html
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания
Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.
Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек — активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов.
Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Сознание– это высший уровень психического отражения действительности человеком.
Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре- дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру.
Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение).
Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.
Функции сознания
ОтражательнаяСознание организует познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление), а также организует память.
ОценочнаяСознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
КреативнаяТворчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения, мышления и созерцания организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
РефлексивнаяРазновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д.
Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
ПреобразующаяЧеловек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
ВремяобразующаяСознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Задатки и способности личности. Классификация.
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.
Несмотря на то, что категория «способности» давно является объектом научно-психологических исследований — однозначной, единой трактовкой этой психологической категории пока нет. В различных научных публикациях можно найти различные определения понятия способности, значительно отличающиеся друг от друга.
Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.
Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова.
Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»).
А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.
Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.
Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других.
Источник: https://cyberpedia.su/3xed8.html
3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Зарождение и эволюция психики
Чем дальше мы продвигаемся по лестнице биологической эволюции, тем очевиднее, что движение животного управляется психическим отражением воздействующих свойств действительности…
Концепции развития психики
2. Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)
В данной концепции выделяют две стадии. Первая — стадия элементарной психики — имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики — имеет три уровня: низший, высший и наивысший…
II. Возникновение и развитие психики у животных и человека
Психика — свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности…
Понятие о психике и ее эволюции
1.2. Развитие психики животных
В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни…
Происхождение и развитие сознания человека
2. Развитие психики животных
В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды…
Психологическая сущность игр дошкольников
1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения
Данный период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника…
Развитие психики в филогенезе
3. Развитие высших форм психики у человека
Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность…
Развитие психики и сознания
Основные этапы развития психики у животных
В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики — простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения…
Развитие психики человека и животных
1. Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое…
Развитие психики человека и животных
3. Сравнительная характеристика психики человека и животных
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова…
Сравнение психики животных и человека
2. Сравнение психики животных и человека
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова…
Сходства и отличия психики человека и высших млекопитающих
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовке терминов “психика” и “высшие млекопитающие”. В “Словаре по профориентации и психологической поддержке” читаем: психика — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел…
Сходства и отличия психики человека и высших млекопитающих
Сравнение психики животных и человека
Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человека и животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих. Первое отличие — это мотивация к всякой деятельности животных и человека…
Физиологические основы психики и здоровья человека
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого…
2. Структура психики человека
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности…
Источник: http://psy.bobrodobro.ru/34067
Природные основы психики. Мозг и сознание. Эволюция психики. Отличие психики человека от психики животных
Психика характеризуется природными основами своего существования и развития, в качестве таковых выступает нервная система, образующая физиологическую основу психики, и природный эволюционный процесс, который обусловил появление и развитие психики.
Единство внутреннего мира на физиологическом уровне обеспечивает нервная система, соединяющая внутренние органы и внешнюю среду.
Выделяют центральный раздел нервной системы (головной мозг, промежуточный и спинной мозг), периферический и вегетативный разделы нервной системы.
Вся нервная система ответственна за поведение человека, но непосредственную основу психических свойств образует кора головного мозга. Она представляет собой сложное образование, состоящее из 4 областей, 52 полей, 6–7 слоев нервных клеток.
Связь мозга и психики проявляется в том, что психические функции и свойства локализованы в коре головного мозга. Так, затылочная область коры осуществляет зрительные функции, теменная — двигательные, лобно-височная — речевые, височные области — слуховые.
Следует обратить внимание, что кора головного мозга — целостно работающий орган, поэтому в случае поражения каких-либо зон коры, другие зоны частично могут компенсировать работу поврежденного участка. Существует различие в функционировании правого и левого полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за речь, чтение, абстрактное мышление и др.
Правое полушарие связано с образным мышлением, интонацией, счетом и др. Особенности нервной системы определяют темперамент человека, влияя на динамику его поведения. Патологии в развитии нервной системы ведут к патологии в поведении человека.
Однако следует помнить, что мозг, определяя строение, особенности, динамику психики, не определяет содержание психической деятельности, которое зависит от внешнего мира и особенно от общества: мыслит не мозг, но человек.
На сегодняшний день отсутствует четко выверенная, однозначная теория эволюции психики, существуют различные подходы к этой проблеме.
В частности, один из них, развиваемый в российской психологической школе, основан на идее эволюции отражения как всеобщего свойства материи.
Отражение понимается, как способность материальной системы воспроизводить в своем поведении и строении особенности действующих на нее других материальных систем или способность организма отвечать на внутренние и внешние воздействия избирательной реакцией. В мире живых существ эволюция отражения рассматривается как эволюция поведения живых организмов.
Выделяют следующие виды поведения: раздражимость, инстинкты, навыки и интеллектуальное поведение. Каждому виду поведения соответствует определенный этап в развитии нервной системы. По мере развития поведение живого организма усложняется, становится более автономным и разнообразным. Каждый последующий вид поведения опирается на предшествующий.
Так у человека есть безусловные рефлексы (например, мы отдергиваем руку, дотронувшись до горячего предмета), он способен к научению и интеллектуальному поведению. Однако, в отличие от животных, у человека нет инстинктивного поведения, то есть стандартной последовательности поведенческих актов, направленных на приспособление к среде.
Все программы поведения человека носят культурно-социальный характер, человек строит свое поведение на основе самосознания.
Современная психология обращает внимание на то, что между животными и человеком есть определенное сходство и связь. Так, единство генетического кода живых организмов демонстрирует исконно земное происхождение человека.
Многие биологические особенности человека, такие как состав крови, белка, строение тканей и отдельных органов, характерны и для некоторых видов животных, скажем, приматов. Мы можем наблюдать сходство ряда психических свойств и процессов у животных и человека, например, особенности зрительного восприятия у человека и приматов схожи. Животные, как и человек, могут испытывать состояние сна, бодрствования, галлюцинаций. Простейшие эмоции и соответствующие выразительные реакции радости, гнева, испуга и удивления также характерны не только для человека, но и для обезьян.
В то же время психика человека принципиально отличается от психики животных. Деятельность животных всегда подчинена биологическим потребностям (потребности в пище, движении, дыхании, размножении), в то время как человек руководствуется социальными потребностями, его биологические потребности принимают также социальную форму.
Познание мира животными ограничено их биологическими потребностями, в отличие от человека, они не способны к исследованию, которое бы давало объективное, то есть независимое от сиюминутных нужд знание. Если говорить о мышлении, то зачатки мыслительной деятельности есть и у животных, однако абстрактное мышление им недоступно.
Человек создает и сохраняет орудия труда, он способен к сохранению и передаче накопленного опыта посредством языка. Отсутствие речи у животных ведет к тому, что у них не возникает социальных отношений.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. — М.
: Университет машиностроения, 2014. — 67 с.
Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/30-lekczii-po-obshhej-psixologii/1512-prirodnye-osnovy-psikhiki-mozg-i-soznanie-evolyutsiya-psikhiki-otlichie-psikhiki-cheloveka-ot-psikhiki-zhivotnykh
Отличие психики животных от психики человека
Отличие психики животных от психики человека
Первый подход в большей степени рассматривает психику животных, второй — человека. Отличие первой от второй заключается в следующем:
· Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это хорошо выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога А.Гельба: “Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек”.
· Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, руководствоваться “идеально” представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.
· Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.
· У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры. Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основные направления практической психологии
Первое направление. Это, прежде всего, психотерапия, т. е. лечение при помощи психического воздействия. Этот метод используется для лечения психических, нервных и психосоматических заболеваний.
Условно разделяют клинически ориентированную психотерапию, направленную на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в решении его личностных проблем, изменении его отношения к социальному окружению и самому себе с целью успешной адаптации и преодоления возникающих затруднений. Психотерапия наиболее эффективна тогда, когда психическому фактору в лечении принадлежит определяющая или весьма существенная роль. По этой причине психологи чаще всего работают с неврозами, пограничными психическими состояниями и психосоматическими заболеваниями.
Работая с неврозами, психолог анализирует причины, вызвавшие конфликты, определяющие состояние клиента, и пытается их разрешить.
При психотерапии неврозов используются различные методы психотерапевтического воздействия, которые по количеству участников условно можно разделить на методы индивидуальной психотерапии и групповую психотерапию, а по характеру воздействия — на методы личностно ориентированной психотерапии, методы суггестивной психотерапии и методы поведенческой психотерапии.
Наиболее значимой представляется классификация направлений психотерапии по тому учению, на основании которого она возникла.
Отдельную группу составляют направления психотерапии, в основу которых положено лечебное влияние искусства (арттерапия, музыкотерапия, имаготерапия) или воздействие природы (натурпсихотерапия).
Второе направление. Другой важной сферой практической психологии является психологическое консультирование.
В самом общем виде консультирование — это оказание помощи в определении, уточнении и решении задачи или проблемы, стоящей перед человеком, при условии, что сам консультант не несет ответственности за реализацию решения (но несет ответственность за принимаемые решения).
Другими словами, консультант всегда выступает в роли человека, дающего советы, оставляя за клиентом право воспользоваться этими советами по своему усмотрению.
Между психотерапией и консультированием есть много общего, но существенным отличием является то, что консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки. Практика консультирования разнообразна и специализирована; она включает в себя несколько видов консультирования:
· семейное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем взаимоотношений супругов, а также родителей и детей;
· личностное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем обретения смысла жизни, определения и изменения жизненного пути, проблем личностного роста и т. п. Этот вид консультирования часто соприкасается с психотерапией;
· управленческое консультирование, применяющееся преимущественно в качестве психологической помощи менеджерам в решении их проблем и для решения проблем взаимодействий с персоналом, а также в вопросах профконсультирования и профориентации (как помощь в решении проблем профессионального самоопределения и выбора профессии);
· специфическим видом консультирования является “телефон доверия”, позволяющий человеку обратиться за психологической помощью в наиболее трудные моменты его жизни и предупредить, а часто и предотвратить нежелательные действия и поступки (вплоть до суицидов) (См. дополнительный иллюстративный материал.).
Различные виды психологических задач требуют специального образования и специальной практической подготовки, вследствие чего различные виды консультирования существенно отличаются друг от друга по форме и по методам проведения, а смена специализации требует серьезного дополнительного обучения.
Важным видом психологической практики, основанным на использовании психодиагностических методик и позволяющим получать значимую психологическую (в том числе и личностно-значимую) информацию о конкретном человеке или группе людей, является практическая психодиагностика, основной процедурой которой является психодиагностическое обследование.
Особой задачей при проведении психодиагностического обследования является интеграция данных, полученных при использовании различных методик, и составление психологического портрета, отражающего индивидуальность человека.
Другой, не менее важной задачей является прогнозирование поведения человека в различных ситуациях и при взаимодействии с другими людьми, что бывает важно, например, при формировании команды, выдвижении человека на руководящую должность, при деятельности в сложных и необычных условиях и т. п.
Именно такие задачи решают практические психологи в диагностических центрах и лабораториях, проводя психодиагностические обследования.
Если дополнительно требуется оценить степень соответствия данного человека занимаемой должности или возможность выполнения конкретным человеком тех или иных обязанностей, то такого рода задачи выполняются в центрах, проводящих, как правило, независимую оценку кандидатов.
Отличие психики животных от психики человека
Первый подход в большей степени рассматривает психику животных, второй — человека. Отличие первой от второй заключается в следующем:
· Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это хорошо выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога А.Гельба: “Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек”.
· Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, руководствоваться “идеально” представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.
· Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.
· У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры. Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/a16203.html
https://pndgrupp.ru емкость из полипропилена бассейн. Бассеи из полипропилена.