Чем метафора отличается от аллегории
- Метафора
- Аллегория
- Примеры
- Отличие метафоры от аллегории
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения.
Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы.
Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, похожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Известный русский поэт Н. С. Тихонов, вместо того чтобы описать, как танки во время войны взрывали поля, как весной плуг на пахоте, и люди падали в строю под пулями неприятеля на этом поле , как скошенная острой косой трава, пишет иначе:
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение, которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Аллегория — это всегда иносказание. Оно возникает в художественном тексте, в публицистике, в изобразительном искусстве, скульптуре или зодчестве, если отвлеченное понятие изображают с помощью конкретного предмета, который помогает ярче воплотить это понятие, показать основные его черты.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
- мир во всем мире — это белый голубь с оливковой веточкой в клюве;
- хитрость — это лиса;
- коварство — это змея.
Примеры
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья по дубом» является аллегорией.
Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета.
Источник: https://russkiiyazyk.ru/leksika/metafora-otlichaetsya-allegorii.html
Что такое аллегория на примерах из литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория — это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой — своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос — о чем оно?
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
- Зима, которая окутала всю землю — это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
- Свеча, горящая на столе — это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
- Скрещенье рук, скрещенье ног — это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
Аллегории в баснях Крылова
Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои — животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.
Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:
Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример — басня «Волк и Ягненок».
По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.
А есть у баснописца и другое произведение — «Волк на псарне».
В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.
Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.
Другие примеры аллегорий в литературе
Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример — «Премудрый пескарь».
Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей.
Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни.
И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.
Еще один пример — «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.
Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник — это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.
Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.
Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).
Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.
В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина — Правдин и Простаков. У Грибоедова — Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.
Чем аллегория отличается от метафоры
Внимательный читатель может задать вопрос — в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.
Суть действительно одинаковая — через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора — это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.
Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку “Подписаться” Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/allegoriya-chto-ehto-takoe-primery-literature.html
Аллегория, определение и примеры в литературе, отличие от метафоры
Красивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент.
Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно.
Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово — «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.
Что такое аллегория
На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое.
В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта, средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли.
Аллегория — это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.
Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.
Чудеса маскировки
Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым.
Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов.
Это было гениальной «маскировкой» в литературе.
Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».
Традиция Эзопа
Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу.
Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев. Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей.
Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.
- Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, сатирик. Его рассказы читал каждый, кто ходил на школьные уроки литературы. Преподаватели научили понимать, что «премудрый пескарь» — это вовсе не рыбка, а один мужик вполне способен прокормить «двух генералов».
- Лев Лосев, русский литературовед. Именно он обозначил тот важный факт, что аллегория — прекрасный способ миновать правки цензуры.
- Иван Крылов, баснописец. Его басни учили все — от мала до велика. В них сокрыто столько смысла, что каждую можно пересказывать обычным разговорным языком, подстраивая под жизненные ситуации, большое количество раз. Такие аллегоричные басни в своей гениальности стали некими «матрицами» или конструкциями различных житейских историй.
Иносказания в литературе
Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию.
Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные.
Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.
Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.
Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет.
По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер.
Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.
Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики.
Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже.
Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…
Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.
Аллегории в сказках и народном эпосе
Короткое определение аллегории в сказках: слово — его завуалированное значение (предмет — его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.
- Лиса — хитрость, волк — злоба, медведь — простодушие и сила, заяц — трусость, осел — глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
- Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе — трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
- Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень — вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.
Аллегории в жизни
Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями. Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:
- Статуя свободы у американцев, которая держит факел, освещающий новый путь и на голове ее венец с таким количеством лучей, сколько штатов входит в состав государства.
- Статуя Фемиды — богини правосудия. Глаза богини завязаны, а в одной руке у нее весы — это означает беспристрастное правосудие. В другой руке меч, он опущен вниз. Это символично, означает возможность применять наказание только в крайних случаях. В некоторых вариантах Фемида держит в руке щит (защита закона для всех), а в отдельных случаях — меч поднят вверх!
- В архитектуре (зодчестве) также много аллегоричности. Шедевры зодчества скрывают в себе часто политический смысл, религиозный (духовный) или лирический (как память о любви). У зданий и сооружений имеются свои истории и легенды.
- Художественное икусство практически всегда аллегорично. Авторы картин непременно вносили иносказательный смысл в свои произведения. Абстракционизм можно рассматривать как крайнее проявление художественного иносказания.
- Кинематография в современном мире часто использует аллегории для усиления художественного и эмоционального восприятия картин. Образы природы, символы и знаки, речи героев — все идет в ход.
В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность — использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!
Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/allegoriya-chto-eto-takoe-primery-v-literature.html
Аллегория, определение и примеры в литературе, отличие от метафоры
Аллегория – метод иллюзии, используемый в искусстве для иносказательного описания реальности. Прием обрисовывает объект при содействии намеков, причем смысловое значение происходящего не пропадает, а дополняется переносным толкованием. Рассмотрим детальнее, что такое аллегория, подкрепив теорию примерами из разных областей деятельности человека.
Как появился термин «аллегория»?
Аллегория, как маскировочный символ достался нам от древнего грека Эзопа, который иносказательно в баснях показывал недостатки человека, приписывая их животным. Разберем этот термин, проанализировав басню «Лиса и виноград».
Поэт высмеивает лисицу, под маской которой скрывается безвольный и бесхарактерный человек, не желающий прикладывать усилий для достижения результата.
Что такое аллегория в литературе?
Некоторые писатели аллегорию или Эзопов язык применяли, чтобы придать сочинению сказочность и избежать правок цензуры.
- Главный персонаж сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» вроде бы рыбка, которая живет в норке на дне водоема, видит сны и дрожит от любого проплывающего мимо предмета. Но, прочитав произведение, становится понятно, что автор имел в виду не малька, а трусливого, жалкого и никчемного чиновника.
- В баснях И. А. Крылова действуют животные, которые согласно аллегории, награждены человеческим чертами характера: упрямством, глупостью, бездарностью, хитростью. Допустим, в басне «Свинья под дубом» Иван Крылов образом хавроньи осмеивает лень и невежество людей, живущих по принципу – после меня, хоть потоп.
- Поэты вводят аллегорию в стихи, наделяя времена года определенными свойствами: весна – духовное возрождение, осень – неустроенность человека, зима – поиск смысла существования, лето – продолжение начатого жизненного пути.
Что такое аллегория в народном эпосе?
В фантастических произведениях иносказание переходит на образы, где герои – лесные звери или домашние животные. Например:
Лисичка в небылицах всегда хитрый персонаж, волк – злобный, медведь – простодушный, ворон – мудрый. Именно поэтому мы говорим, давая оценку людям и их поведению: «хитрый лис», «ослиное упрямство», «щелкать зубами», «трусливый заяц» и так далее.
Что такое аллегория в жизни?
Многие иносказательные образы отражают осмысление человеком понятий добра, зла, справедливости и прочих нравственных идеалов.
- Аллегория свободных людей – это разорванные цепи, а правосудие показывается иносказательно статуей богини Фемиды.
- Белоснежный голубь считается символом мира, сон – царством Морфея.
- Изображение чаши с обвившей ее змеей – общепринятая эмблема медицины.
- Все геральдические знаки, гербы городов, короны императоров и тому подобное – тоже относятся к аллегории.
Что такое аллегория в живописи?
Аллегория в рисовании – говорящий образ, одушевляющий абстрактное понятие. Такой прием был особенно популярен и в средние века, и в эпоху Ренессанса, когда художники боялись напрямую выражать свои жизненные позиции. Приведенные примеры хорошо демонстрируют аллегорические символы.
- Питер Брейгель Старший – полотно «Две обезьяны на цепи». Художник одел на животных цепи, намекая на то, что только поборов низкие желания человек придет к душевному равновесию.
- Стефано Торелли – «Аллегория победы Екатерины над турками». В центре холста – Екатерина II в образе богини Минервы. Окружают венценосную особу благодарный народ и сподвижники, а в небесах парят крылатые создания.
- Не все картины имеют завуалированную политическую или общественную направленность, многие живописные полотна носят фантазийный характер. Валентин Коротков – «Аллегория осени…шляпка».
Как вы поняли, искусство почти всегда иносказательно, и делается это для того, чтобы повысить эффект эстетического восприятия произведения и дать зрителям или читателям самостоятельно домыслить запечатленный момент.
Двойная природа аллегории
На самом деле, обладающую двойственной природой — логического приурочения (связи образа с конкретным понятием) и поэтической соотнесенности полученного конкретного выражения аллегорию в чистом виде следует отнести к категории так называемой прикладной поэзии. Но это не означает, тем не менее, что аллегорический образ сам по себе не может являться художественным.
Все зависит от степени подчеркнутости связи его с выражаемым объектом, от меры его самостоятельности. Чем больше иносказательное значение подчеркнуто, чем точнее является соответствие между выражаемой идеей и образом, тем более окрашивает образ абстракция, умаляя его художественную ценность и самостоятельность.
В подобных случаях конкретное выражение направлено к идее, то есть образ обладает некоторой тенденцией.
Особенно явственно это сказывается на различных дидактических поэтических жанрах, которые используют такое средство, как аллегория. Примеры: басня, притча. Они обычно построены целиком на этом приеме. Характерно это и для других аллегорических произведений, основу которых составляет намерение иллюстрировать или пояснить конкретным нечто отвлеченное.
Эмоциональная окраска абстрактных мыслей при использовании аллегории
И наоборот, чем более яркой представляется самостоятельность и конкретность образа, чем его действие непосредственнее, чем логическое соотнесение с выражаемой идеей менее последовательно проведено, тем художественнее является аллегория.
В таком случае самая абстрактная мысль может получить эмоциональную окраску, приобрести художественную ощутимость и конкретную видимость, которую получает аллегория.
Пример — высказанная в стихотворении Тютчева, в последней строфе («Пошли, господь, свою отраду») образное иносказание, развитое на протяжении остальных четырех строф.
Таким же представляется художественное претворение «тремя ключами» у Александра Сергеевича Пушкина отвлеченных понятий забвения, вдохновения и юности. Оно также является таким средством, как аллегория. Примеры из художественной литературы, присутствующие в творчестве других авторов, мы приведем чуть ниже.
Где может использоваться аллегория?
Это средство является очень распространенным в различных сферах искусства.
Аллегория, примеры которой мы привели, как иносказание имеет наиболее тесную связь с метафорой, рассматривается часто как распространенная, развитая метафора или же как целый ряд образов, которые объединены в единое замкнутое целое.
Осуществима она не только в поэзии, но и в различных пластических искусствах. Таких как скульптура или же аллегория в живописи, примеры которой — «Милосердие» Шарля Лебрена, «Аллегория живописи» Яна Вермеера.
Аллегория в литературе
Распространена она для изображения художественной действительности, используется традиционно как в книжной литературе, так и в фольклоре. Словарь литературных терминов определяет это средство как изображение через конкретный образ отвлеченного понятия.
Аллегория, примеры из художественной литературы которой будут рассмотрены нами чуть ниже, очень часто используется в баснях и сказках. В них под видом животных могут подразумеваться различные человеческие пороки. Могут изображаться аллегорически важные политические и исторические события.
В русской литературе мастерами использования этого средства были И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Каждый в своем жанре, они создали великолепные образцы произведений (аллегорических). Использование этого приема у обоих авторов является сложным.
«Премудрый пискарь»
Всегда под внешним слоем скрывается философский, более глубокий смысл, имеет несколько значений у этих писателей аллегория. Пример — сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным, в которой изображен под видом маленькой рыбешки тип так называемого умеренного либерала. Это вечно боящийся за свою жизнь, трусливый человек.
Его не интересует кроме своей жизни больше ничего. Отгородился от мира пискарь, лишил себя всех радостей, никому не принес пользы. Он не хотел бороться за свои права, за свою жизнь, предпочтя прозябать целый век. Закономерен поэтому итог существования этого либерального пискаря.
Автор делает вывод, что подобных людей нельзя называть гражданами, так как это всего лишь бесполезные пискари. От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм. Ясно, что автор произведения подразумевает, изображая премудрого пискаря, сторонников либерализма — политического направления.
Обобщая образ более широко, можно сказать, что имеются в виду и другие пассивные граждане, которые глядят на творимые властью беззакония и молчат, опасаясь за собственную жизнь.
Но, кроме этого смысла, современного Салтыкову-Щедрину, можно найти в этой сказке и вечный: для того чтобы прожить яркую, полноценную жизнь и не сожалеть о пустых годах в старости, следует жить, идти судьбе навстречу, быть открытым ей, побеждать, рисковать, а не бояться всего.
«Волк и Ягненок»
Не менее многослойными являются басни Крылова. Под ежеминутным, актуальным смыслом скрываются в них общечеловеческие глубокие идеи, которые выражает аллегория.
Пример — басня «Волк и Ягненок», изображающая отношения между народом и властью, современные автору, — это взаимодействие между подчиненными и всесильными. В это же время имеются в виду также взаимоотношения между слабым и сильным в любой сфере нашей жизни.
Часто, к сожалению, бесчестный человек, повстречав на своем пути более слабого, пытается ему доказать свою власть и силу, всячески издеваясь над ни в чем не повинным существом.
«Медведь на воеводстве»
И Крылов, и Салтыков-Щедрин в произведениях своих следуют традиции народа. Чаще всего поэтому они выводят людские пороки, а также общественные события, изображая их в виде животных, жизни различных зверей и птиц.
Но мы без труда распознаем намеки, понимаем по отдельным деталям, о чем хотел сказать автор.
Например, еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина под названием «Медведь на воеводстве» автор под чередой Топтыгиных подразумевает градоначальников, которые были присланы для того, чтобы навести порядок. В фольклоре Медведь является олицетворением невежества, грубой силы, тупости.
Придерживается и Салтыков-Щедрин подобной трактовки. Градоначальники его показаны как тупые варвары, которые разрушают все на пути своем. Основная их забота — это всячески выслужиться перед вышестоящими — начальством. Наплевать этим людям на судьбу народа.
В образе Медведя Крылов также выводит различных начальников. Например, в басне под названием «Медведь у пчел» изображен казнокрад, который был допущен к государственному добру. В свою берлогу Мишка потаскал весь мед. Медведь здесь представлен как «старый плут», бессовестный вор.
Произведения, изображающие беспомощность господ
Используют оба этих автора и еще один вид аллегории. В их произведениях довольно часто героями становятся люди. Через конкретную ситуацию и здесь обличаются различные человеческие пороки. Больше у Салтыкова-Щедрина, чем у Крылова можно найти злободневных произведений.
Этот писатель, как известно, боролся активно с общественными пороками, выступая за отмену крепостного права, высмеивая высокомерных зазнавшихся господ, которые шагу ступить не могли без «необразованных» и «грязных» мужиков. Посвящены этой теме одни из самых известных сказок, созданных пером Салтыкова-Щедрина.
Это «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Выявляется в данных сказочных ситуациях беспомощность представленных помещиков. Они оказываются не способны выжить без использования труда крестьян.
Без мужицкого присмотра в обыденной жизни помещики обречены на одичание. Совершенно лишила их всяческих умений многовековая жизнь, в которой существовало крепостное право.
Эти господа оказываются способными лишь «жрать», «в пульку» играть, да ругать «сермяжных» мужиков.
В двух представленных сказках показано в аллегорической форме положение дел, которое было характерно для России современного автору времени, когда стоял во главе угла вопрос отмены крепостного права.
«Волк на псарне»
У Крылова мы также можем найти множество актуальных басен. Его произведения почти все написаны как отклик на общественное событие в сфере искусства или политики.
Например, всем известно, что басня «Волк на псарне» изображает аллегорически события 1812 года, Отечественной войны, вернее, попытку Наполеона начать с Россией мирные переговоры. Подразумевается под волком Бонапарт, а М.И. Кутузов изображен в виде седого ловчего.
Попав в Россию (на псарню) Волк оказывается сам этому не рад. Псарня для него стала адом. Этот герой решается вступить в переговоры, но ловчий на хитрые уловки не поддается.
«Демьянова уха»
Рассмотрим еще одну известную басню этого писателя под названием «Демьянова уха». Произведение это высмеивало заседания, которые устраивали «любители русского слова».
Изображая бытовую сценку, в которой Демьян, радушный хозяин, потчует ухой своего гостя так, что тот не в состоянии потом встать из-за стола, Крылов подразумевал этим самым заседания писателей, в которых сочинители пьес доводили «до белого каления» слушателей различными своими «творениями».
Эта сценка представляет собой пример использования такого средства, как аллегория, примеры из басен Крылова которой мы уже приводили. Мораль произведения говорит о том, что если не уметь вовремя помолчать и не жалеть ближнего своего, следует знать, что тошнее Демьяновой ухи будут всем проза и стихи такого автора.
Использование народной аллегории в произведениях
Настоящими виртуозами являлись И.А. Крылов и М.Е. Салтыков-Щедрин в использовании такого приема, как аллегория. Примеры из литературы, созданные этими авторами, которые мы привели, а также другие их произведения вошли в сокровищницу культурного наследия.
Эти писатели, используя традицию аллегории в народном представлении, усложнили и развили ее в своих произведениях. Оба автора создавали как актуальные, злободневные произведения, так и философские, общечеловеческие глубокие творения.
Недаром и по сей день остаются любимыми писателями эти создатели сказок и басен для читателей всех возрастов.
Мы рассмотрели такое понятие, как аллегория. Примеры из литературы в этой статье были представлены лишь некоторые. На самом деле их намного больше. 5 примеров аллегории, выделенных нами в заголовки, — это лишь одни из самых ярких произведений. Очень интересно будет познакомиться и с другими творениями Крылова и Салтыкова-Щедрина.
Примеры аллегории в русском языке благодаря творчеству этих и других авторов сегодня весьма многочисленны. Это средство обогащает нашу речь. Широко используется сегодня в устной речи аллегория.
Примеры предложений, изображающих как живые существа такие понятия, как любовь, смерть, слава, справедливость, попробуйте составить самостоятельно.
Источник: https://znaivse.biz/obrazovanie/allegoriya-primery-04-10-2018.html
Ассоциативные сравнения. Метафора. Символ. Аллегория
Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Ассоциативные сравнения. Метафора. Символ.
Аллегория!!! =>>>
На примерах древнего искусства можно увидеть образ-метафору, так сказать, в разрезе, когда имеем дело не просто со сравнением, аналогией или перенесением признаков, а с установлением своеобразного сочетания.
Делалось сплошное смешивание разных существ, естественного, человеческого и божественного, и тогда метафора и аллегория начинают сосуществовать в одном образе. Сфинкс, который символизирует сверхчеловеческую силу фараона, — в сочетании торса льва и головы царя с определенными символами божественной неприкосновенности (сокол за плечом).
Это и является примером такого фантастического соединения. Своей невозмутимостью и могуществом поражает знаменитый Большой Сфинкс около храма Хафра в Египте. В его основе — естественная скала, соответствующим образом проработанная: лежащий лев с лицом фараона и всеми атрибутами величества и власти, высеченный ирей на лбу -священна оберегающая змея.
«Невзирая на громадные размеры, — рассказывает исследователь М. Матье, — лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был вселять вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческом могуществе правителей Египта».
Если говорить о наиболее общем, что объединяет все средства образного выражения, то следует в первую очередь указать на определенную смежность, возможно даже параллельность существующих в этой смежности явлений и предметов, способных образовать ту связь между собой, которая называется ассоциативностью.
В своей генетической основе зарождения художественный образ образуется именно по закону ассоциативности. От ощущения к контурности образа, который возникает в памяти, достаточно сложный путь ассоциативного отбора, выжимания второстепенного и усиления самого характерного.
Определенный ассоциативный ряд образует целостную систему знаков, способных нести в себе обобщающие и генерализующие свойства, возобновление в памяти понятие закона ассоциативной смежности, уподобления, контраста.
Метафора (в букв. понимании — перенесение) — одно из самых распространенных понятий и средств творения художественно-образного языка. Еще Аристотелем было отмечено умение составлять метафоры как особенный поэтический дар. По определению греческого мыслителя, «составлять хорошие метафоры — значит подмечать всхожесть».
В метафоре прямое толкование вещей и явлений, употребления слов, в их автологичном значении должны быть заменены переносным. Сравнивается предмет с каким-то другим с учетом признаков, которые помогают найти общую основу. Даже отдаленные свойства в нахождении возможностей их сравнений синтезируются в сложную органическую целость.
Здесь также присутствующее противодействие элементов единственной системы в их антиномичности — всхожесть в непохожем.
К метафоре проявляется значительный теоретический интерес. Семиотика, поэтика, философия, эстетика, искусствоведение, исследуют природу метафоры в разных аспектах ее функционирования, сопоставления, с ассоциативным, художественно образным мышлением, символом и т.п.
Метафора является действительно сложным духовным образованием, которое появилось сначала, по-видимому, на основе интеллектуально психической эволюции в стремлении и умении увидеть на интуитивно-сознательном уровне сосуществования двух сущностей — дифференциации отличий и связи между ними — смыслового, причинного, знакового.
Метафора, неся в себе физический контекст объяснения явлений, построенная на противоположностях сторон и их схожести. «Путем определенных иерархически организованных операций, — пишет один из авторитетных исследователей этого вопроса Е.
Маккормак, — человеческий ум сопоставляет семантические концепты, в значительной мере не сопоставленные, что и является причиной возникновения метафоры.
Метафора предусматривает определенную всхожесть между свойством ее семантических референтов, поскольку она должна быть понятной, а с другой стороны — непохожесть между ними, поскольку метафора призвана создавать некоторый новый смысл, то есть владеть суггестивностью». Именно понятие суггестии, то есть внушение, передает достаточно существенный оттенок предметного взаимоотображения в метафоре с целью достижения более глубинной сущности идеи произведения.
Сначала остановимся на некоторых общих признаках, тех внутрипсихологических, семантических свойствах художественного образа, без которых искусство потеряло бы любые признаки своей животворной силы, движения, динамики.
Даже трудно сказать, чего здесь больше — светлой и трепетной яркости поэзии благодаря обращению ко множеству найденных средств — параллелей, уподоблений, напоминаний, ассоциативных связей, что делает наше познание полнее и богаче, а переживания — более сильными, самой реальности ли мира с его золотыми россыпями разнообразных щедрот, глубокой осмысленностью, мудрой целесообразностью, умным совершенством, в которых человечество повседневно черпает богатства своей жизни, физического и духовного роста, науку и культуру, язык и литературу, чтобы возвращать мировые достижения своего познания, образности, фантазии.
В общие признаки важнейших составляющих образной структуры входит сравнение, которое также действует по закону ассоциативности. За счет одного признака предмета в сопоставлениях усиливается другой.
Следовательно, сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении предметов, понятий, состояний, которые имеют определенные общие признаки, благодаря чему включаются механизмы художественного восприятия. Указывая на сложность и недостаточную изученность поэтики сравнения, исследователь вопроса О.
Квятковский называет его в системе разносторонних художественных средств выразительности «начальной стадией, откуда в виде градации и разветвления выходят почти все другие понятия — параллелизм, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. В сравнении — источники поэтического образа». Здесь нет никакого преувеличения.
Сравнение не только обогащает языковую лексику, расширяет содержание понятий в их новом синтезе, но и творит художественно поэтическое виденье мира. В уподоблении и сравнении будто просыпается сам собой генетический код записанных в памяти единства.
К образности человечество обращалось как преисполненным значениями и смысловым объяснениям. Много образов и понятий настолько органично вошли в лексику, что они потеряли свою первичную свежесть.
Искусство, обращаясь к художественно образному мышлению, творит новые или переосмысливает существующие структуры, неизменно обогащая наш мир воображения, творческий процесс, действуя за правилами художественности и поэтики — сравнений, иносказания, уподоблений в сближении явлений, перенесения смысловых и эмоциональных оттенков, и тому подобное.
Сочинение опубликовано: 06.12.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!
Ассоциативные сравнения. Метафора. Символ. Аллегория
Источник: http://www.getsoch.net/associativnye-sravneniya-metafora-simvol-allegoriya/
Символ — многозначность. Определение, примеры
СИМВОЛ
Особый художественный образ, вид иносказания.
Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.
Образ паруса, например, в одноименном стихотворении М. Ю. Лермонтова может быть истолкован как изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, как образ свободы, как образ романтика (которому нужна буря, а не покой), как образ философа, ищущего истину и т. п., причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу.
Символ — от греческого symbolon — знак, примета, один из видов тропов, то есть слов, которые получают в художественном тексте кроме основных (словарных, предметных) значений еще и новые (переносные).
<\p>
Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.
Например, «утро» как начало суточной активности может сопоставляться с началом человеческой жизни. Так возникают и метафора «утро жизни», и символическая картина утра как начала жизненного пути:
В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.
Вл. Соловьев
Однако символ коренным образом отличается и от аллегории и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен ОГРОМНЫМ МНОЖЕСТВОМ ЗНАЧЕНИЙ (по сути дела — неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга. Так, в строках стихотворения А. Блока «Ты была светла до странности…»:
Я твоей любовной ласкою Озарен — и вижу сны. Но, поверь, считаю сказкою
Небывалый знак весны
«весна» — это и время года, и зарождение первой любви, и начало юности, и наступающая «новая жизнь» и многое другое.
В отличие от аллегории символ глубоко эмоционален; чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста.
Наконец, в аллегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: иногда мы его почти не замечаем (так, при упоминании в литературе 18 века Марса или Венеры мы часто почти не вспоминаем живо обрисованных персонажей античных мифов, а знаем лишь, что речь идет о войне и о любви.
Метафора Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней человеческой жизни, а не образ быка пятнистой масти.
Формальное отличие символа от метафоры в том, что метафора создается как бы на наших глазах: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте, потому догадываемся, какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Мы опознаем символику «зари» и в метафоре «на заре туманной юности», и в тексте, где метафоризм ослаблен:
И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
и в совсем не метафорическом по своему строению тексту:
Ты помнишь первую любовь
И зори, зори, зори?
А. Блок
Откуда же берется символический смысл образа? Основная особенность символов — в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим.
Они имеют историю в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам, к обрядам. Слова: утро, зима, зерно, земля, кровь и прочее — с незапамятных времен запечатлелись в памяти человечества именно как символы.
Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами.
Так, Данте в своей «Божественной комедии» использовал все многообразие значений «солнце», которое восходило к языческим культам, а затем и к христианской символике.
Но он создал и новую символику «солнца», которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и так далее.
Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих же накопленных значений.
Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя.
Не все символы в литературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены по образцу общекультурных символов. Таковы, например, символические названия многих реалистических произведений 19 века: «Мертвые души» Н. Гоголя, «Обрыв» И. Гончарова, «Фальшивый купон» Л. Толстого.
Вернуться на Главную
Источник: http://filorelea.narod.ru/S/simvol.html
Чем метафора отличается от аллегории?
Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов.
В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей.
Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: о скупом человеке аллегорично можно сказать “На обухе плетью рожь молотит”; о разумном — “Слово молвит — рублем подарит”. Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи.
И вот теперь, слегка разобравшись, с понятием аллегории, могу сказать, что, в стихе «Любовь» в качестве главных героинь представлены аллегорические образы.
Прежде чем говорить о существенном различии аллегорической и метафорической образности, укажем сначала на то общее, что их объединяет. А объединяет их ярко выраженное противоположение с той образностью, которую мы выше называли индикаторной.
Индикаторная образность вовсе не фиксируется как таковая, а существует в живой речи совершенно незаметно наряду с прочими прозаическими приемами, ровно ничем на выделяясь из обыденной словесности. Оба эти вида образности всегда так или иначе оцениваются.
В противоположность явному неравновесию абстрактного и конкретного в аллегории и олицетворении она характеризуется именно полным равновесием того и другого в поэтическом образе.
Только теперь мы можем сформулировать, в чем состоит художественная специфика метафорической образности. Отмеченное различие аллегории и метафоры с индикаторной образностью показывает художественную самостоятельность и метафорической и аллегорической образности.
Однако эта меньшая живописная насыщенность аллегории отнюдь не всегда поддается определению с необходимой точностью. Если мы возьмем метафоры, которыми пользовались поэты-импрессионисты, то живописная образность метафоры выступает в них особенно наглядно.
Импрессионистическая образность приучает нас также понимать метафору не только собственно поэтически, а именно живописно. Большей частью импрессионистические метафоры есть самые обыкновенные метафоры, но только с подчеркиванием живописного элемента.
Ведь во всякой метафоре комбинируются два или несколько образов, не имеющих ничего общего между собою в субстанциальном смысле. Именно так следует понимать равновесие общего и единичного в метафоре, и ради этого мы сочли необходимым сделать небольшое замечание об олицетворении как особом виде образности.
Но этот момент ничуть не мешает присутствовать аллегории и в литературе. Так, фраза «пришла осень» нередко истолковывается как «наступила старость», а выражение «заросла дорожка» в некоторых разговорных ситуациях обозначает «к былому нет возврата».
Наглядным примером аллегорического подхода является изображение правосудия (абстрактного понятия) в конкретном образе женщины с весами. Конкретно-образное содержание аллегории явно «перевешивает» основную, заключенную в ней мысль.
Частное и единичное превалирует над той общностью, иллюстрацией которой они являются.
Источник: http://callbollonez.ru/CHem-metafora-otlichaetsya-ot-allegorii/
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория
К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.
Сравнение — изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, как будто, что. Например,
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Есть и бессоюзные сравнения: «У меня ли молодца кудри — чистый лен» (Некрасов); «И песня и стих — это бомба и знамя» (Маяковский). Сравнение также может быть выражено в форме творительного падежа: «Словно крошкой в руках улеглось» (Безыменский); «Соловьем залетным юность пролетела» (Кольцов); «Лежал закат костром багровым» (Ахматова).
Сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных.
По своей форме сравнения бывают прямыми и отрицательными. Прямое сравнение — сопоставление предметов или явлений в прямой, утвердительной форме. В отрицательных сравнениях внешне явления отдельны, но внутренне сближены:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении «Поэт» творчество поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а поэт «утратил свое назначенье».
Эпитет — художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет переносный смысл (в отличие от обычного определения): золотые руки, золотая роща, железная хватка и т. д.
Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты выражаются одним словом (тяжелозмейные волосы). В состав сложных эпитетов может входить делая фраза. Например:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
В этой строфе Пушкина первые две строки — сложный эпитет к местоимению «ты».
Эпитетами могут быть различные части речи:
— прилагательные (глухая ночь);
— существительные (волшебница-зима);
— наречия (волны ласково катились на берег);
— деепричастия (играючи расходится ветер).
Метафора — перенос по сходству; вид тропа (троп — слово в иносказательном значении), в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой.
Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразумевается. Надо уметь видеть второй, скрытый план метафоры.
Метафора заставляет работать мысль и воображение. Например:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Эта строфа стихотворения Маяковского «Багровый и белый» буквально пронизана метафорами. «Багровый», «белый» и «зеленый», в который «бросали» горстями дукаты — краски заката, дукаты — звезды, высыпавшие на ночное небо. «Горящие желтые карты» — свет, зажегшийся в окнах с наступлением темноты.
Метафора — самый емкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной стороны, сделать текст неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми. Развернутыми называются те метафоры, в которых метафорический образ охватывает, например, несколько фраз. Развернутой метафорой является, например, образ «птицы- тройки» в «Мертвых душах» Гоголя.
Метонимия — перенос по смежности. В этом случае явления находятся в какой-либо связи друг с другом: «всю ночь глаз не смыкал», то есть не спал (смыкание глаз — это внешнее выражение покоя). Виды метонимии:
— уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию («сидеть сложа руки»);
— метонимия места, уподобление того, что где-либо помещается с тем, что его вмещает («аудитория ведет себя хорошо»). Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия: «зал кипит»;
— метонимия принадлежности, когда предмет уподобляется тому, кому он принадлежит: «ехать на извозчике», «люблю читать Шекспира»;
— уподобление действия его орудию: «предать огню и мечу», «бойкое перо».
Гипербола — художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатле
ние от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, знаменитое гоголевское выражение «Редкая птица долетит до середины Днепра» — явное преувеличение размеров реки.
Аллегория — изображение отвлеченного (абстрактного) понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое. Аллегория состоит из двух элементов:
1) смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2) образно-предметного это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем, например, у символа.
В основном аллегория выражает строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). Традиционно аллегория используется в басне, притче.
Классический пример аллегории — женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.
Источник: https://scribble.su/ege/universal/24.html