Скупость или бережливость
«Жадные люди скупы не только на деньги, но и на чувства, на проявление внимания, скупы на поступки», — утверждает руководитель психологической студии «Пять элементов» психолог Татьяна Луковникова.
Боится жить
— Спрашиваю недавно свою подругу, почему она рассталась со своим женихом, а она ответила — жадный он. А ведь моя подруга совсем не корыстная девушка.
— Думаю, вашу подругу задело не только то, что этот человек жадный, но еще и многое другое, более важное. Ведь жадные люди скупы не только на деньги, но и на эмоции, на чувства, на проявление внимания, на поступки. Получается, что такой мужчина, если смотреть глубже, боится жить на полную катушку.
Постоянно боится потратить себя на близкого человека, думая, что при этом он что-то теряет, а не приобретает. Такие «экономные» мужчины дают очень мало душевного тепла. Потому что существуют на свете женщины-цветы, которые без внимания, душевного тепла начинают чахнуть.
Я думаю, что в данном случае ваша подруга сделала правильный выбор. Женская интуиция ей подсказала, что этот мужчина ей не подходит. Если оглянуться вокруг, можно увидеть огромное количество таких «полуувядших цветов», выбравших мужчин, которые им не подходят.
Но если этот мужчина не подошел вашей подруге, это совсем не значит, что он не подойдет больше никому. Это не так. И для этого типа мужчин всегда есть подходящие женщины.
Серьезность намерений
Надежда: «Дочь собралась замуж, а этот мужчина за все время, что ходит к нам, ни разу ничего серьезного ей не подарил, отделывается какими-то пустяками, дешевыми букетиками. Ни ей, ни ее ребенку! А у нее есть ребенок от первого брака.
Я пробовала ей указать на такое качество ее жениха, как жадность, а она отвечает, что он просто очень бережливый. А по-моему, просто жадный сверх меры.
И если он сейчас такой жадный, то что будет дальше, когда она выйдет за него замуж?»
— Уважаемая Надежда, есть замечательная книга «5 языков любви». К сожалению, автора не помню, но ее можно скачать в Интернете. Думаю, вам очень интересно будет ее прочитать.
Кому-то важны слова одобрения, кому-то — подарки, поступки, кому-то — затраченное на человека время или физический контакт (прикосновения). И вот так прямо судить жениха вашей дочери я бы не стала. Может быть, он просто не умеет выбирать подарки.
Или у него сейчас такой период в жизни, когда он просто не может дарить дорогие подарки. Да и вообще, дорогие подарки обычно дарят любовницам, а будущие жены и без них уверены в серьезности намерений мужчины.
Надежда, а что лично для вас означают дорогие подарки? Может быть, стоит задуматься над словами Виктора Пелевина: «Ничто так не выдает принадлежность к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях».
Конфликт ценностей
Константин Иванович: «Сын встречается с женщиной, которая в данный момент судится с бывшим мужем из-за имущества. Мне очень не нравится, что она с таким упорством и энтузиазмом старается урвать кусок пожирнее.
Я сыну говорю, чтобы он получше к ней присмотрелся, но он ничего не слушает, ни меня не слышит, ни свою мать. По-моему, он только очарован, дальше своего носа ничего не видит. Она старше его, с него ей взять нечего, а она привыкла к другому уровню жизни, и мой сын, конечно, такую жену не потянет.
Придется ломать себя, подстраиваться, а ничего хорошего не будет в таких отношениях, когда неравны и сами отношения, и взгляды на жизнь, и материальное положение.
Меня написать жена попросила, вот и просим совета — как нам быть? Не вмешиваться тоже нельзя, сын единственный, и не хочется, чтобы он наломал дров. Понятно, время сейчас трудное, много искушений, сразу не разглядишь человека, какой он».
— Константин Иванович, в вашем случае налицо конфликт ценностей. А если посмотреть на ситуацию с другой стороны? Что плохого в том, что подруга вашего сына умеет отвоевывать жизненное пространство и материальные блага? В жизни все обычно уравновешено, и если одному из партнеров чего-то не хватает, то в идеале второй должен все компенсировать.
В этом смысле эта женщина — идеальная пара вашему сыну. Она его заземляет, дает ощущение ценности материальных благ, между прочим заработанных собственным трудом. Да, да, я не оговорилась — собственным трудом! Даже если это сделал ее бывший муж, так ведь и она была его тылом, так что имеет полное право. А для вашего сына все, что происходит, — дополнительный социальный навык.
Уважаемый Константин Иванович!
Вы и ваш сын — два абсолютно разных человека, несмотря на родство. То, что хорошо вам, может быть абсолютно неприемлемо для него, и наоборот. У вашего сына могут быть совершенно отличные от ваших системы ценностей. Пожалуйста, позвольте ему прожить свою жизнь, отпустите его. Понять, своим путем он идет или не своим, сможет только он сам. Не мешайте ему.
Вы можете высказать свое субъективное мнение, только если он вас об этом попросит. И помните, что ваше мнение не является абсолютной истиной. Это всего лишь ваши выводы из ваших ошибок и вашего опыта. «Жизнь — не проблема, которая решается, а реальность, которая испытывается» — по-моему, это замечательная мысль Кьеркегора.
Как вы считаете, Константин Иванович?
Шило на мыло
Олеся: «Мой муж ушел ко мне в чем был, все оставил прежней семье. А там хорошая квартира, но он ведь ее сам, один заработал, своим горбом.
А теперь что? Все бывшей жене и сыну? А самому остаться на улице? Конечно, это благородно, спору нет, но мы живем вместе с моими родителями, его благородство выглядит просто глупостью. Мы живем теперь все на головах друг у друга, из-за этого происходят конфликты с моими родителями, особенно с отцом.
А я не знаю, как мне начать разговор с мужем о том, что он тоже имеет все права, в том числе и моральные, на часть жилплощади. А он только планы строит насчет того, что мы когда-то будем жить в большом светлом доме. Я своего мужа очень люблю, но то, что он такой бессребреник, уже начинает здорово раздражать.
И не хочется выглядеть в его глазах какой-то меркантильной стервой, которая думает, как ей оставить без крыши над головой его единственного ребенка, но, по-моему, все должно быть по-честному. А как вы считаете?»
— Дорогая Олеся, ваш муж ушел к вам, и в этот момент он сделал выбор — все оставить прежней семье. Да и вы, Олеся, знали, на что шли. Ведь так? Я думаю, ваш муж изначально поставил вас в известность о своем намерении оставить все бывшей семье. Давайте пофантазируем.
Допустим, ваш муж подал в суд на раздел имущества, чтобы угодить вам. Допустим, отсудите вы часть жилплощади. Будет ли спокойно ему жить в этой квартире? А чувство вины, между прочим, очень неприятное чувство, некоторые его даже начинают запивать. Водкой, водкой, Олеся.
Вы думаете, в такой квартире в вашей семье станет больше любви? Вы очень недальновидны. Поднимитесь над своими бытовыми проблемами и посмотрите на свою ситуацию стратегически. Боюсь, что сиюминутное улучшение бытовых условий может стоить вам очень дорого. А вашему мужчине я сочувствую. Судя по всему, он поменял шило на мыло.
В этой ситуации вы мне напоминаете старуху из «Сказки о золотой рыбке», которой все было мало. Помните, чем все закончилось? Разбитым корытом.
Стакан воды в старости
Светлана: «Муж привык в родительской семье все копить, у них там мать распоряжалась деньгами, они всегда все записывали, планировали расходы, собирали чеки, в конце месяца считали.
А я так не могу, и у нас из-за этого ссоры происходят, потому что он возмущается, что я безалаберная, а я говорю ему, что он жмотина. Ему сорок лет, мне тридцать восемь, когда еще жить-то, если не сейчас.
В отпуск мы не ездим, не покупаем красивых вещей, питаемся скромно, сыну моему ничего не светит, отчим косо смотрит, когда я с ребенком в кино пойду. Говорит, что это непомерные расходы. Мой муж как будто пережил блокаду, жмется из-за каждой копейки.
А все говорят, что я счастливая, так повезло: с ребенком на руках хорошо замуж вышла, муж не пьет, не курит, после работы — домой. А я живу как в тюрьме».
— Светлана, ваш муж не изменится. Это так работают его очень сильные родительские программы.
И зачем тогда вы живете в тюрьме? Ради чего? Ради самой идеи семьи? Ради того, чтобы быть замужем? Чтобы в старости было кому подать стакан воды? А вдруг вам пить совсем не захочется, а вы столько лет мучились? Зачем вам семья? Какой вы представляете себе идеальную семью? И насколько вашим мечтам соответствует то, что есть у вас сейчас? Попробуйте, Света, ответить хоть на один из этих вопросов. Я совсем не хочу сказать, что этот мужчина плохой. Просто, может быть, это не ваш мужчина? Фундамент, на котором строится любая семья, — это общие ценности, схожее отношение к важным аспектам жизни. В вашем случае этого нет. Сколько вы еще сможете терпеть? Или у вас получится себя сломать? Сможете вы тогда быть счастливой?
Мы с вами
— Татьяна Николаевна, чем отличается скупость от бережливости?
— Все зависит от того, кто дает оценку. Один человек скажет про другого: «Он скупой», а другой посмотрит — нет, он бережливый. Но ведь бережливость и скупость — это две стороны одной медали, и в итоге, если присмотреться, это одно и то же явление.
Если у того, кто взялся оценивать, есть аккуратное отношение к материальным ценностям, то это называется бережливостью, а если нет, то речь идет о скупости. А вот еще одно мнение — Пенни Вильяма: «Бережливость похвальна, если она не сродни скупости, а напротив, сопряжена со щедростью.
Бережливость без щедрости приводит к корыстолюбию, а щедрость без бережливости — к мотовству». Можно посмотреть на это с другой стороны, опираясь на философию буддизма.
Многие проблемы современного мира и каждого человека в отдельности исчезли бы, если б мы могли четко определить границу между желанием и необходимостью (потребностью). На первый взгляд кажется, что это одно и то же, но между ними огромная пропасть.
Необходимость (потребность) существует объективно, без ее удовлетворения жизнь невозможна. Но ведь ни одно желание ни одного человека до сегодняшнего дня не осуществлено полностью! Необходимость естественна и проста, а желание фальшиво и сложно.
Махатма Ганди говорил: «Мать-земля в состоянии накормить всех своих детей, но не может удовлетворить алчность всего одного человека».
Вот здесь и можно провести параллель с бережливостью и скупостью. Если человек живет в соответствии со своими потребностями и бережно относится к материальным благам — его жизнь является осознанной, и, согласно суфийской мудрости, вещи не владеют им. За скупостью стоит страх, желание иметь все больше и больше.
В Тибетской книге мертвых есть описание ада, где обитают существа с огромными животами и маленькими ртами. Ужас и трагедия их заключаются в том, что они пытаются через свой маленький рот набить огромный живот. И если посмотреть вокруг, то окажется, что в реальной жизни тоже есть такие существа — это мы с вами.
Уважаемые читатели «Пятницы»!
У вас есть возможность заказывать темы следующих бесед
с психологом Татьяной Луковниковой. Ждем ваших предложений и вопросов по адресу редакции или телефону 27-28-28.
Источник: http://baikal-info.ru/friday/2009/44/034001.html
Разница между бережливостью и жадностью — портал Groshi24
Большинство людей не осознают, что могут добиться финансового благополучия, имея даже скромные накопления.
Для этого всего-навсего следует научиться бережно и экономно относиться к существующим материальным благам и не заниматься безрассудным накопительством.
Бережливость — качество, которое позволяет преуспевать в личных финансах, в карьере, межличностных и семейных отношениях. Как же отличить бережного человека от жадного, и каким образом эти качества влияют на нашу жизнь?
Бережливость и жадность — в чем разница?
Бережливостью называют качество, которое проявляется в заботливом отношении человека к материальным благам. Это антоним расточительности, алчности и бесхозяйственности.
Во времена античности бережливость являлась чем-то сродни скупости и излишествам, ее считали крайностью. Римляне же внесли в это понятие «благородный» оттенок — оно ассоциировалось у них с разумной экономией, внешней простотой и превратилось в позитивную черту человека.
В новые времена бережливость воспринимали как добродетель. Буржуа считали ее источником происхождения капитала, основой процветания общества. Но на практике это понятие подразумевало под собой идейное средство оправдания эксплуатации и деления людей на классы.
При социализме бережливость имела другой смысл — разумное отношение к труду человека, забота о благополучии нации.
Понятия «жадность», «алчность» или «расточительность» наделены противоположным смыслом. Под жадностью подразумевают стремление к наживе, постоянному и часто бесцельному накоплению материальных благ, жажде обогащаться и владеть. Также жадностью называют непомерную скупость, корыстолюбие. Антонимами этого слова являются бескорыстие, щедрость и бережливость.
Часто такое качество, как жадность проявляется в раннем возрасте: когда ребенок не хочет делиться игрушками со сверстниками и напротив — отбирает их у других, пытается завладеть «своей территорией» в песочнице и т.д.
Если родители вовремя не вмешиваются в подобные конфликты, не поясняют чаду, как ему нужно себя вести, это качество перерастает в более сложные черты — алчность и скупость. Они проявляются в безосновательной жажде потребления, погоне за новыми благами цивилизации и т.д.
Однако не всегда бережливость (экономия) является разумной.
Когда бережливость переходит в жадность?
Часто бывает, что бережливый человек, который стремится рационально использовать свои средства, начинает экономить на всем.
Также он категорично отказывает, когда к нему обращаются знакомые или друзья за финансовой помощью, при этом продолжает монотонно копить, не позволяя себе «расслабиться» ни на минуту.
В такой ситуации бережливость превращается в самоцель, играет не в пользу человека, а тянет его на дно, обрекая на неудачи.
Рациональное использования средств вовсе не означает полный отказ от жизненных благ. В отличие от жадности, бережливость имеет обоснование — вескую причину экономить или собирать деньги. То есть человек копит, чтобы достичь определенной цели. К примеру, получить высшее образование, побывать в других странах, купить квартиру и пр.
Если же деньги собираются под матрас и откладываются «на черный» день, речь идет о жадности — страхе не умереть с голоду, потерять свое имущество, стать беднее других.
Жадный человек ни за что не поделиться своими накоплениями, даже в случае острой необходимости со стороны близких. Он всегда будет испытывать страх расстаться с какой-либо вещью или деньгами.
Бережливый же человек, экономно расходующий свои средства, готов прийти на помощь, если будет нужно.
Жажда к собирательству и забота о себе
Другая сторона медали — жажда к накопительству и потреблению. Бережливый человек, даже снизошедший до жадности, никогда не будет впустую тратить свои средства.
Руководствуясь конкретной целью, он спланирует расходы на неделю, месяц, год так, чтобы оставались дополнительные средства на форс-мажорные ситуации. Расточительный же человек не обдумывает покупки, не заботится об экономии, а все его действия направлены на получение сиюминутной выгоды.
Он часто совершает покупки эмоционально, импульсивно, о чем потом нередко жалеет. Помните поговорку: «Скупой платит дважды»?
Жадный человек, боясь лишиться своих накоплений, покупает более дешевые товары, срок годности которых подходит к концу. В итоге он остается и без денег, и без покупки.
А люди, которые планируют траты заблаговременно, могут позволить себе купить дорогую и качественную вещь. Они понимают, что такие приобретения прослужат дольше и не нанесут вреда здоровью.
Нередко экономные потребители закупаются на сезонных распродажах, когда можно приобрести хорошие вещи существенно дешевле, выбирают «горящие» туры для отпуска.
Последствия жадности, как и бережливости, сказываются не только на финансовом положении человека, но и на его жизни в целом.
Бережливое отношение ко всем сферам приносит намного больше положительных результатов, чем излишняя расточительность и бесцельные траты. Разумная экономия способствует гармоничному развитию личности, достижению поставленных целей.
А жадность только разрушает мировоззрение человека, обезличивает его и приводит к преждевременной старости.
Источник: https://groshi24.com.ua/berezhlivost-i-zhadnost-kak-oni-vliyayut-na-nashu-zhizn/
Секрет миллионеров, или В чём разница между жадностью и бережливостью
Эта история для тех, кто ищет ответ на вопрос о природе богатства. И попытка понять, что же важнее в бизнесе — ум, удачливость, отсутствие совести? Об этом рассуждает политолог Георгий Бовт
Cпор за копейку
Дело было в начале века. Николай угощал на своем заводе в Питере московских гостей. Сам был тамадой. Рассказал о секрете выживания:
— Вот всех конкурентов постреляли-поубивали, кроме меня. А почему? А потому, что я формально никогда и не был собственником, не владел крупными пакетами акций — так, простой управляющий.
Воспел хвалу холостяцкому образу жизни, приличествующему истинному бизнесмену, всю душу и все время вкладывающему только в дело. А самым интересным был его тост-рассказ о переговорах с главой старинного французского рода — держателей изрядной части зернового рынка Европы.
Переговоры были нелегкими, шли несколько месяцев. Наконец, Николай едет подписывать контракты на французское побережье. И тут переговоры опять затягиваются.
— Последние пару суток мы почти не покидали переговорную и спорили буквально за пару сантимов, — гордо рассказывал он. — Наконец, пришли к соглашению, подписали все бумаги и вышли на воздух с красными от недосыпания глазами.
Тогда французский миллионер пригласил партнера, как принято в таких случаях, отпраздновать контракт. Для этого неподалеку была пришвартована роскошная яхта — с бассейном и блестящими девушками уже в нем, с музыкантами на палубе, с выписанным из Парижа «пятизвездочным» поваром, с официантами, которые с трудом поднимали ведра со льдом, в которых покоилась иранская черная зернистая икра…
Российский бизнесмен сразу подсчитал, сколько это все стоит, с учетом того, что яхта в полной готовности ждала окончания переговоров.
— И я спросил француза: «Слушай, мы два дня спорили о сумме, которая в тысячи раз меньше, чем стоимость этого банкета. Надо было?» Француз сверкнул было гневно глазом, но понял, что шучу, и лишь похлопал меня по плечу… Так выпьем за творчество, за кураж в бизнесе, за бизнес как творчество!
Вот вопрос, который рано или поздно задаст себе каждый здоровый мужик: готов ли он два дня не есть — не спать, спорить за пять копеек и откладывать ради этого уже оплаченный ужин ценою в пятьсот рублей? Готов ли признать, что это разумно? Если да — тогда вопрос о связи мозговых способностей с количеством дензнаков для него очевиден.
Везунчиков лишь 7%
Ведь действительно успешные бизнесмены работают по двадцать часов в сутки просто потому, что им это нравится. Деньги-то у них уже есть на ближайшие пару сотен лет.
Но бизнесмены так устроены. Статистики-социологи это давно изучили и даже выявили, что таких людей в любом обществе всегда наберется 5-7%.
И увеличение этого числа обществу не надо, иначе некому будет увлекаться другими, тоже иногда небесполезными для страны, видами деятельности: посвящать полжизни изобретению, скажем, метода операции на сердце, чтобы болеющие могли радоваться жизни; или строительству Собора Василия Блаженного; или написанию девяти симфоний; просто детей растить…
Но, в самом деле прав Николай — какой-нибудь там Уорренн Баффет (мультимиллионер. — Ред.) вкладывает в сделку вдохновения и куража не меньше, чем Бетховен. И музыканту, и спекулянту важнее сам процесс созидания, а не предвкушение траты дивидендов от успеха мероприятия.
Мало того, настоящий бизнесмен обязан быть жадным. Иначе он не будет богатым. Это тоже описано учеными. Популярен такой пример. Баскетболисты высокого класса получают примерно по 5 млн долл. в год. Но только считанные единицы из них скапливают к 30 годам 15 млн долл.
Потому, что большинство спортсменов ведет стиль жизни, который называется «гиперпотребление». В то же время лишь менее 5 тысяч из почти 100 тысяч американских семейств зарабатывают 5 млн долл. в год.
Подавляющее большинство из тысяч американских миллионеров никогда в жизни не получали и этой суммы, но стали миллионерами (пусть когда им стало уже за 50). Практически все они отличаются бережливостью. Тот же Баффет славится феноменальной скупостью. Но! По отношению к самому себе.
Большую часть своих денег он просто отдает больным детям. Опять вопрос: считаете ли вы умным работать по 20 часов в сутки без выходных, экономить даже на еде, предпочитая, как Баффетт, недорогие гамбургеры? И при этом раздать свой заработок нуждающимся?
Или, если приблизиться к российским реалиям: готовы ли вы по 20 часов в сутки улавливать сигналы начальников в бюрократическом заведении, чтобы неделю в год отдыхать дорого, но все равно не там, где хотелось с детства, а там, где будут нужные люди поблизости? Это ведь тоже вариация на тему «Если ты такой умный…»
Совсем другая, трагическая история — про уровень жизни в стране, про расслоение общества на весьма богатых и крайне бедных.
Про ситуацию, при которой люди просто не могут честно и свободно отвечать на вопрос про ум и деньги, не имеют фактически права выбора, стать Баффетами-а-ля Николаями или жить по иному, своему разумению, когда им просто надо как-то выживать.
И беда, если для элементарного выживания 93-95% населения должны жить по правилам, которые вроде бы естественны для описанных учеными 5-7% членов общества. Просто для большинства они — вынужденные.
Источник: http://bishelp.ru/rich/anatomia/sekret-millionerov-ili-v-chyom-raznica-mezhdu-zhadnostyu-i-berezhlivostyu
О скупости и бережливости
Благодарим за помощь в подготовке опроса директора белгородской православной гимназии во имя святых Мефодия и Кирилла Светлану Полторацкую
Лена, 10 лет
Если человек все забирает себе и не дает другому, он скупой. Иногда все бывают скупыми, но лучше делиться тем, что есть. Все-таки скупость иногда полезна: вот курит один человек, а другой ему говорит: «Дай сигарету», а тот ему: «Не дам, это же вредно». Получается, вроде и сжадничал он, но в то же время и бережливость проявил.
Я берегу родителей и братьев: не только помогаю им, но и говорю добрые слова, чтобы им было легче и веселее. Например, «Мамочка, ты самая красивая» или «Папа, ты лучше всех». Беречь можно вещи: лучше всего прятать их от маленьких сестер и братиков, потому что они все любят рвать, разрисовывать и ломать.
Скупость и бережливость легко отличить: например, у девочки есть телефон, который много раз падал и ломался, ты просишь взять его в руки, а она отказывает тебе: «Вдруг сломаешь или уронишь» — это скупость.
У вас есть фотоаппарат, и вы не хотите давать его в руки малышам — это бережливость, потому что они его могут разбить: маленькие и не умеют им пользоваться, выронят вдруг, да и вообще это не игрушка.
Вика, 10 лет
Скупость и бережливость похожи. Скупость — это когда человек не делится тем, что можно пойти и купить в магазине, а бережливость — когда не дает что-то ценное, важное, дорогое. Я вот берегу своих шиншиллу и черепаху, кормлю и чищу их жилище, но гостям разрешаю их потрогать.
Но это не так уж и значимо. Всем людям нужно беречь свою душу: быть смиренными, не ссориться с близкими и чужими людьми, не грубить, не говорить неприличных слов, не злиться и не завидовать.
Душа будет чистой и светлой, от этого и настроение хорошее, и дружба будет, и любовь, и все-все сложится.
Аня, 7 лет
Бережливый человек заботится о своих вещах: не загибает листики в книжках, не мнет, не рвет тетради, ухаживает за письменным столом. Одежду можно беречь. Это значит не пачкать ее: кушать аккуратно, не прыгать в грязь.
Скупость это как жадность — человек ни с кем ничем не хочет делиться, даже ручками. Я не скупая. Если, например, останется конфета последняя, разделю напополам и дам другу. Еще говорят, что можно быть скупым на улыбки.
Я точно не знаю, но, наверное, это когда человеку радостно, а он все равно не показывает этого, потому что у него что-то случилось или злой.
Соня, 8 лет
Скупой — нехороший человек, который жадничает. Иногда можно быть скупым, но это только в крайних случаях. Бережливость — это когда мама купила тебе одежду, и ты аккуратно ее носишь. Можно беречь игрушки: не тащить их на стол, не вымазывать. Я берегу форму: вешаю ее на свое место.
Еще берегу портфель. Если в столовой дали булочку, и я ее не доела, то нужно завернуть в пакетик, а потом положить в портфель, потому что без пакета будет грязно и много крошек. И родителей я берегу: помогаю и слушаюсь.
Многие российские люди берегут свою страну: не мусорят, например, и дружат друг с другом.
Дуся, 9 лет
Скупой человек никогда никому не отдаст свои вещи, даже если они ему не нужны, а если и дает что-то, то только самое плохое, некрасивое и старое. Скупой человек обычно злой и угрюмый, ни с кем не дружит и мало разговаривает.
А вот бережливый — хороший, потому что он хранит чужие тайны и никому не рассказывает секретики других людей, даже если у него пытаются что-то выведать. Еще можно беречь свою веру: молиться и жить по заповедям. Люди берегут семейные традиции: приезжают на праздники к родителям, даже если далеко живут.
Получается, что скупость больше касается вещей и предметов, а бережливость — души и сердца.
Роман, 7 лет
Если у скупого человека попросить конфету, он не даст. Быть скупым плохо. Я не скупой. Если я буду идти из магазина с пачкой молока и увижу бездомных голодных кошек, налью им немножко молока, а остальное домой понесу. Бережливость — это когда что-то берегут.
Можно беречь игрушки, продукты, книги. Вот, например, нельзя читать, когда ешь, потому что книгу вымажешь, это значит не бережешь ее, и еда тогда плохо усвоится — получается не бережешь здоровье.
Быть бережливым хорошо, но если уж слишком беречь все, то можно и скупым стать.
Коля, 10 лет
Раньше я думал, что скупой человек — это нищий. А теперь знаю, что скупой — значит не щедрый, алчный и даже скрытный. Взрослые люди обычно скупятся на деньги, а маленькие, школьники, например, на карандаши или ручки. Вот прошу: «Дай ручку, у тебя же есть запасная», но нет, не дает.
А я бы дал, я не скупой. Даже если это не друг: другу-то и последнее можно отдать, а вот просто знакомому я бы дал ручку, тем более у меня ж еще одна есть. Или вот люблю я наклейки с аниме, а у кого-то нет их, и он грустит. Я хоть и бережливый, но поделюсь с этим человеком. Говорю же — не скупой я.
В общем, скупой и бережливый — слова даже похожие, только скупой — этой жадный и злой, а бережливый — жадненький, но добрый. Выражение «Скупой платит дважды» я понимаю так: скупой же жадный, он не только своим жадничает, а еще и воровать может, а за это его накажет Бог и полиция.
Вот и платит он дважды.
Даша, 8 лет
Скупой это почти жадный. Только если жадины всегда плохие, то скупые иногда не дают что-то не потому что злые, а потому что берегут эту вещь, она им дорога. Бережливость — это когда какой-то предмет передается по наследству, например, бабушка хранила часы или украшения, которые ей когда-то подарили, и потом она их отдает внучке.
Или медали дедушки: он их завоевал на войне и очень любил, гордился, но когда стал стареньким, отдал их внуку. Тогда эти внучка и внук должны беречь все: не приносить в школу, никому не показывать, не оставлять на видном месте.
Лучше всего беречь эти вещи в шкатулке, которая в шкафу на верхней полке, потому что у людей иногда бывает зависть, и если они что-то увидят, то могут сглазить или себе забрать.
Источник: http://bizizba.ru/children/o-skuposti-i-berezhlivosti/
Микец: как рационализировать потребление, или в чем разница между скупостью и бережливостью
«Иосиф толкует сны фараона», худ. Петер Корнелиус, 1816
Бережливость может считаться дочерью благоразумия, сестрою умеренности и матерью свободы.
Адам Смит
В этой главе фараон вызывает Иосифа во дворец растолковать свои сны. Объяснение настолько впечатляет владыку Египта, что он назначает Иосифа своим главным советником. Через несколько лет во всех странах региона наступает засуха, но, благодаря мудрой политике министра-еврея, в Египте достаточно зерна не только для пропитания местных жителей, но и на продажу.
Что нового с экономической точки зрения мы видим в этой главе? Очень простой принцип, иллюстрируемый хорошей русской поговоркой: «Не будь к весне тароват (щедр), будь к осени богат». Иными словами, трать ресурсы так, чтобы они у тебя остались к тому моменту, когда действительно понадобятся.
Итак, фараон видит два сна. В первом их них семь тощих и голодных коров пожирают семь коров тучных и сытых, во втором — семь неприглядных и плохих колосьев уничтожают колосья толстые и хорошие.
Властелину Египта Иосиф объясняет, что это один и тот же сон и говорит он о том, что сначала будут семь лет изобилия и процветания страны, но потом наступят семь лет засухи и нужды, которые, если сейчас ничего не предпринять, начисто уничтожат былую благодать, и в стране наступит голод.
Будучи человеком предприимчивым, Иосиф не ограничивается толкованием снов, а предлагает способ решения проблемы: в годы благоденствия сберегать излишки для засушливых и голодных лет.
Этот совет согласуется с простой здоровой логикой: если сейчас у тебя слишком много чего-то, действительно нужного тебе, и ты знаешь, что скоро у тебя этого же будет не хватать, то нужно сейчас сберечь излишки.
Несмотря на кажущуюся логическую простоту этого совета, большая часть из нас ему не следует — и речь не только о государствах, но и домашних хозяйствах.
Почему это происходит?
Во-первых, далеко не каждая семья может понять, что наступил период благоденствия, когда нужно что-то отложить для менее благополучных лет. Возможно, надо быть честнее с самим собой и задать себе несколько простых вопросов. Например: может ли увеличиться доход моей семьи в ближайшее время? Если ответ отрицательный, то настоящий момент — и есть годы изобилия.
«Сновидения фараона», худ. Ганс Гольбейн (Младший), 1538
Во вторых, в годы относительного процветания семья привыкает к образу жизни, требующему определенного уровня расходов, и снижение этого уровня воспринимает болезненно. А часто глава семьи (тот, кто распоряжается ресурсами) просто предчувствует, что на него посыпятся обвинения в жадности и скаредности. В этом случае надо просто объяснить окружающим разницу между скупостью и бережливостью.
Предположим, у вас порвались ботинки и вам нужны новые. Что сделает бережливый человек? Обойдет несколько магазинов и купит именно ту обувь, которая ему необходима, допустим за $100.
Ботинки ему прослужат лет пять и будут при этом хорошо выглядеть.
А как поступит скупой? Будет покупать ботинки на распродажах, за тот же период истратив на некрасивую обувь $200, и все это время будет в плохую погоду ходить с мокрыми ногами.
Одной из самых больших скряг в мире считается Генриетта Грин — американская финансистка, прозванная ведьмой с Уолл-стрит.
Женщина, оставившая после своей смерти в 1916 году более ста миллионов долларов (примерно $2 миллиарда по нынешнему курсу), никогда не включала отопление, не пользовалась горячей водой и носила единственное старое чёрное платье.
Почти всю жизнь она прожила в самых дешевых съемных квартирах, владея целыми кварталами в Чикаго. А однажды потратила целую ночь на поиски в карете почтовой марки за 2 цента.
Но самым ужасным примером ее скупости стал другой случай: ее сын сломал ногу, которую пришлось ампутировать из-за того, что Генриетта три дня искала бесплатную больницу. В возрасте 82 лет миллионершу хватил удар, когда она узнала, что кухарка «переплатила» за бутылку молока.
Источник: http://hadashot.kiev.ua/content/mikec-kak-racionalizirovat-potreblenie-ili-v-chem-raznica-mezhdu-skupostyu-i-berezhlivostyu
Скупость или бережливость
20.07.2013
Почитайте для начала отрывок из письма Ирины.
Я недавно стала вашей читательницей. Искала, что делать с мужем-тираном. Почитала комментарии девочек и поняла, что у меня не тиран. У меня просто скупой и жадный.
У меня сложилось мнение, что вы приветствуете бережливость. А какая разница между скупостью и бережливостью?
Начну с того, что Ирина смогла понять, что муж не тиран в том смысле, в каком пишут читательницы о своих. Но чрезмерно скупой человек — это тоже тиран. Только его тирания более мягкая. Мне так кажется.
Я, действительно, сторонница разумной бережливости. И надо учитывать, что разумная бережливость и скупость далеко не одно и то же.
Скупость как жизненная установка — вещь противоестественная, потому что человек копит и копит, не зная, что делать с накопленным. Ведь скупой хочет сохранить всё, что имеет. Он отказывается от многих радостей жизни.
Скупость имеет плохие последствия, как для самого скупца, так и для тех, кто от него зависит. Он может натворить много бед: разрушить брак, сделать несчастными окружающих.
Но скупого это мало волнует, он считает себя просто бережливым человеком.
Что же можно назвать бережливостью, а что уже переходит в скупость? Граница между этими понятиями строго не определена. Теоретически она проходит там, где деньги и имущество становятся самоцелью и люди начинают жить не на свои деньги, а ради своих денег. Ведь деньги сами по себе ценности не имеют, они служат лишь средством для достижения цели.
Скупому надо почаще напоминать такую поговорку: «Единственное, что оставляют после себя скупые, — это смеющиеся наследники».
Читатели всегда просят конкретных примеров из жизни. Попробую.
У меня есть правило — не покупать ненужного. Это дает большую экономию. Пусть по ТВ или где-то еще хоть каждую минуту рекламируют что-то, меня этим не проймешь. Если мне действительно что-то нужно из серьезных товаров, то я изучу советы и подсказки специалистов, и, если будет выбор, выберу не самую дешёвую модель, а самую надежную.
Я как-то упоминала, что в трудные периоды вела книгу учета расходов и доходов. Это очень помогало рационально вести хозяйство. У меня нет долгов и кредитов. И никогда не было. А периоды трудные бывали. Но на то нам и голова дана, чтобы разумно вести дом, правильно выбирать приоритеты.
Да, существует страх перед болезнями, которые сегодня весьма разорительны. Но для этого нужна «подушка безопасности», в разумных пределах. Если жить в кредит, то её никогда не создашь.
И надо уметь жить сегодня и сейчас. Если мне нужно выбирать между поездкой на такси в поликлинику в гололед и экономией ради покупки какой-то вещи, то я поеду на такси. А вещь подождет.
Это лишь несколько примеров. Но я смею утверждать, что разумная бережливость делает жизнь легче. Люблю делать подарки своим дорогим людям. Тут я позволяю себе иной раз потратить больше, чем планировала. Но это в радость.
А вообще — жизнь налегке — это вариант, от которого я и сегодня не хотела бы отказаться.
Конечно, это далеко не всё, что я могу сказать по этой теме. Может, и продолжу как-нибудь.
SanSanna, www.sudba-i-zhizn.ru
Прочитано 4987
Источник: http://www.sudba-i-zhizn.ru/miscellaneous/394-skupost-ili-berezhlivost.html
Отличие бережливости от жадности
Иногда, такие понятия как жадность и бережливость объединяют воедино. Но в действительности, это совершенно разные вещи. Если бережливость — очень полезная черта характера, то жадность — это психологическая зависимость, навязчивая идея, состояние, которое требует помощи психотерапевта.
Искать проблему жадности человека нужно в его раннем детстве. Впервые эта негативная черта характера возникает на втором году жизни ребенка. Мы всеми силами пытаемся бороться с этим, объясняя, что нужно делиться, что жадничать нехорошо. Довольно часто на детских площадках можно услышать, как мамы учат малышей быть щедрыми и добрыми по отношению к окружающим.
Но всё же основное воспитание ребенка происходит непосредственно в семье, и здесь Ваша модель отношения к материальным ценностям является для него главным примером.
У человека, который рос в семье, где были материальные трудности, долги и жесткая экономия, может появиться страсть к накопительству.
И это нормально, ведь если родители считали каждую копейку, тратили деньги только на самое необходимое, и ребенок был лишен материальных благ, скупость — это единственная и потому естественная модель обращения с деньгами для него.
Порой, жадные люди очень неуверенны в себе, им сложно расстаться с деньгами или еще чем-либо, потому как это не приносит им никакого удовольствия, а только беспокойство и угрызения совести.
Само понимание, что деньги не потрачены, а сохранены, придает им уверенности и уменьшает страхи. С возрастом скупость таких людей только возрастает.
И “складывание денег в чулок” приобретает форму зависимости.
Жадный человек, как правило, не признает свою скупость. А ведь это зачастую приводит к непониманию, скандалам в семье, и, как следствие, к разводам.
Так как же понять, где заканчивается бережливость и начинается жадность?
Что же характеризует бережливого человека?.
Во-первых, это люди умеющие правильно распределять свои финансы, они стараются не влезать в долги. А это очень важно, особенно, если доходы Вашей семьи невысоки.
Во-вторых, они стремятся преумножить сэкономленные деньги. Это может быть, как обычный вклад в банк, так и более рискованный, но прибыльный вклад в какое-либо дело.
В-третьих, экономные, бережливые люди, имеют некоторый финансовый запас, чтобы застраховать себя и свою семью от кризисных ситуаций. Например, потеря работы или другая непредвиденная проблема в жизни.
Бережливость не подразумевает под собой скупости, такие люди с удовольствием делают подарки себе и своим близким, участвуют в благотворительности, тратят деньги на разные приятные мелочи (походы в ресторан, различные поездки, и т.д.), а главное испытывают от этого радость и удовлетворение.
Понятие бережливость можно применить не только к деньгам. Эта черта характера помогает людям аккуратно относиться к своим и чужим вещам, сохраняя их. А это, в свою очередь, экономия средств и предотвращение непредвиденных расходов.
Как помочь человеку справиться в жадностью.
Если Вы осознаете болезненное отношение к материальным ценностям, понимаете, что становитесь рабом денег и хотите искоренить в себе эту пагубную черту, необходимо:
– Обратиться за помощью к близким. Поверьте, жить с жадным человеком иногда хуже, чем с пьяницей. И Ваши родные больше, чем кто-то заинтересованы Вам помочь. Правильный стимул со стороны любимого человека помогает в борьбе с вредными привычками.
– Попробуйте делать подарки себе и другим людям. Купите что-то приятное любимому человеку или другу, оплатите счет в кафе за себя и за Вашего спутника. Примите участие в благотворительности или просто одолжите деньги в долг знакомому человеку.
– Переключитесь на другие ценности. Найдите для себя интересное увлечение, тратьте деньги на книги, походы в театр, кино, музеи.
– Заставьте деньги работать на Вас.
Если Вы хотите помочь близкому человеку справиться с жадностью, лучше обратиться за помощью к психологу. Как правило, такие люди нуждаются в специальных тренингах.
Помните, что напрямую говорить о недостатках Вашего близкого человека не стоит. Наоборот, старайтесь подчеркивать его достоинства. Благодарите за малейшие знаки внимания, дайте понять, что даже незначительный подарок вызывает у Вас бурю положительных эмоций.
Периодически устраивайте разговоры на тему экономии денег. Но говорите осторожно, без агрессии. Четко сформулируйте, что Вас не устраивает по этому поводу и выслушайте всоего собоседника, быть может Вы сможете придти к компромиссу и решить такую нелегкую проблемму.
Источник: http://www.bestfamily.ru/sections/family/psihologia/Jadnost__i_berejlivost____raznyie_ponyatiya/
Этюд о скупости, бережливости и расточительности |
«Партнер» №3 (102) 2006г.
Нажить много денег — искусство,умело расходовать их — мудрость. Аристотель
Отношение к деньгам и прочим ценностям — одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение находится в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Зная, как человек относится к деньгам, можно сказать о нем если не всё, то очень многое.
Перефразируя известную пословицу, можно утверждать: скажи мне, как ты тратишь деньги, и я скажу тебе, кто ты. Отношение человека к деньгам определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя.
А старинное индийское изречение гласит: “Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно.”
Вряд ли хоть один человек появляется на свет скрягой. Безусловно, каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова “Мое! Не дам! А мне!” являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек.
И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. Однако в процессе взросления детская жадность проходит, и мы становимся нормальными людьми, иногда даже с некоторым уклоном в расточительность. В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.
…Но юноша в них (деньгах)
Ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда…
А.Пушкин “Скупой рыцарь”
Не без основания считается, что скупость свойственна в основном пожилым людям. По логике жизни, казалось бы, должно быть наоборот. Известная немецкая пословица гласит: “Letztes Hemd hat keine Tasche” (последняя рубашка не имеет карманов, т.е. на тот свет ничего не заберешь).
Однако именно в старости человека подстерегает скупость, на что тоже есть определенные основания. С возрастом по естественным причинам угасают многие чувства и желания и их замещает скупость. “Старый человек, он любит заработать, скопить и вообще при виде денег у него руки дрожат и ноги подгибаются.
Если речь идет о деньгах, то это конченое дело. Тут никакие советы не помогут» — писал Михаил Зощенко в рассказе “Про няню, или прибавочная стоимость этой профессии”. Безусловно, это суждение — преувеличение, но доля истины в нем всё-таки есть.
Кроме того, не случайно говорят, что скупость — это преимущественно мужская болезнь.
Все знаменитые литературные персонажи, символизирующие скупость, являются лицами мужского пола (я не решился назвать их мужчинами): Шейлок в “Венецианском купце” Шекспира, Гобсек в “Человеческой комедии” Бальзака, Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин в “Мёртвых душах” у Гоголя. Перечень можно продолжить. Исключением является “крохоборствующая” Коробочка в тех же “Мертвых душах”.
Не вчера было сказано, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. И это, действительно, так. Можно утверждать, что скупость — это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам.
Все психологи и писатели сходятся на том, что скупость — это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает т.н. ослепление страстью.
Лет 30-40 назад в научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса.
Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку.
Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки. Не правда ли, интересный эксперимент? Вот так же, как на собаку мясо, на скрягу действует возможность наживы. В известном мультфильме Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:
…На жадину не нужен нож:
Ему покажешь медный грош –
И делай с ним что хошь…
Как правило, не бедность является причиной скупости. Бальзак тонко подметил, что скупость начинается там, где кончается бедность. А знаменитый философ Сенека сказал: “Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего”. Великий знаток человеческой природы А.И.
Герцен писал: “Скупость бесконечна и… после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.” Но еще за 2000 лет до Герцена латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается. И наконец, совсем актуальное высказывание: “Скупой платит дважды. Тупой платит трижды.
Лох платит постоянно.”
Наверное, нет такого языка, в котором не было бы пословиц, осуждающих скупость. Особенно много их в немецком языке. Из всего многообразия я приведу только две.
“Je mehr der Geizige hat, desto weniger wird er satt” ( чем больше скупой имеет, тем он ненасытнее ). “Geiz ist die großte Armut” ( скупость — самая большая бедность ). И еще одно крылатое выражение: “Кто любит серебро (т.е.
деньги), не насытится серебром” (Библия. Книга Екклесиаста).
Отличается ли скупость от жадности и алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения. Можно ли излечиться от скупости и алчности?
Окружающая жизнь не радует нас обилием положительных примеров. Однако мне удалось отыскать такой пример в мифах Древней Греции. Каждый миф представляет собой небольшую аллегорию. Напомню историю о царе Мидасе (том самом, у которого были ослиные уши). За какую-то незначительную услугу бог Дионисий пообещал выполнить любое желание Мидаса.
И царь пожелал, не больше и не меньше, чтобы всё, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Желание было исполнено. И что хорошего из этого получилось? Оказалось, что неразумный Мидас был обречен умереть от голода, т.к. любая пища, к которой он прикасался, тут же превращалась в золото.
С огромным трудом удалось Мидасу избавиться от этого проклятия.
И всё-таки специалисты полагают, что излечение от скупости возможно, но при единственном условии: “больной” должен сам изъявить желание избавиться от этой мании. Без этого все усилия родных и близких абсолютно бессмысленны. Должен признаться, что я еще не встречал человека, который бы признал скупость своим пороком.
Само собой разумеется, что одного желания недостаточно — нужны какие-то действия. Какие же? Для начала побаловать себя дорогой обновкой, затем сделать роскошный подарок кому-то из близких. Следующий этап лечения — отправить посылку своим друзьям, коллегам по работе или бывшим соседям.
Представляете, сколько неожиданной радости вы им доставите! Указанный курс лечения следует повторять до полного выздоровления.
Если больному так не повезло, что нет никого, кто бы нуждался в его помощи, то можно совершить нечто необычное, наступив на горло собственной скупости, перевести в какой-нибудь благотворительный фонд — а их в Германии десятки — незначительную сумму, например, десять евро. Это пожертвование рекомендуется делать анонимно.
В противном случае этот фонд в течение как минимум десяти лет будет надоедать вам с просьбой о дальнейших пожертвованиях. Следует отметить, что в данном случае речь идет не о помощи беднякам, а о помощи самому себе.
Ведь если мы совершаем какой-то благой поступок, то делаем это не ради искупления грехов, а для того, чтобы сохранить и развить в себе то прекрасное, что изначально должно быть присуще человеческой душе. Опасаюсь, что многим читателям не понравятся эти мысли и они сочтут их надуманными. В свое оправдание хочу сказать, что я лишь пересказываю рекомендации, приведенные в серьезном немецком журнале.
Все, кто писал об отношении к деньгам, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. Бережливость — это разумное, расчетливое отношение не только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью.
Можно сказать, что бережливость — любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись.
Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: “Er dreht jeden Pfennig dreimal um” (он трижды повертит в руках каждый пфенниг). Подавляющее большинство знакомых мне людей отличаются бережливостью, т.е. живут в соответствии со своими, достаточно скромными доходами.
Как правило, людям, приехавшим из страны “победившего социализма”, не привыкать к скромному образу жизни. И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ, богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться.
А мы научились обходиться почти без всего. И эту, скажем так, непритязательность мы сохранили и по сей день. Любой из нас, живущих в Германии, сегодня имеет возможность приобрести не только то, что мы имели на нашей бывшей Родине, но и многое другое. Например, купить себе десять костюмов или платьев (понятно, что не за один раз).
Но что с ними делать? К сожалению, для многих пожилых людей стало актуальным шутливое высказывание времен моей молодости: “Было нечего надеть, стало некуда ходить”.
Между бережливостью и скупостью лежит зыбкая область, которую можно назвать прижимистостью или, проще говоря, жмотством. В чем это выражается? Достигнув зрелого возраста, многие люди не умеют расставаться со старыми, ненужными вещами: одеждой, обувью, электробытовыми приборами и т.п.
Они прячут их в кладовку, в подвал, где вещи приходят в окончательную негодность. Умом человек понимает, что эти вещи ему никогда больше не понадобятся, даже если они еще в рабочем или в “носильном” состоянии. Но какой-то внутренний тормоз не позволяет избавиться от ставшего ненужным.
Способность без колебаний выбросить старье — это тоже своего рода талант, которым наделен далеко не каждый. Должен признаться, что мне всегда нелегко дается расставание со старыми вещами, которые много лет служили верой и правдой.
Впрочем, я не льщу себя надеждой, что эти строки побудят отдельно взятых читателей произвести придирчивую ревизию своих кладовых.
Что такое расточительность? Это большие и, главное, нецелесообразные затраты. Что транжирят люди? В первую очередь, время, которое, к сожалению, далеко не всегда можно трансформировать в деньги, особенно в Германии, где высокая безработица сочетается с тотальным надзором за доходами.
Во вторую очередь, люди расточают собственное здоровье: неразумно едят, мало двигаются, иногда заглядывают в стакан чаще, чем это нужно для утоления жажды. В редких случаях человек растрачивает свой талант. А вот людей, бессмысленно разбрасывающихся деньгами, мне видеть не приходилось.
В последнее время появилось множество анекдотов и якобы правдивых историй о новых русских, но мне не случилось общаться с этими людьми. Можно сослаться на литературные примеры. В романах, описывающих купеческие нравы в дореволюционной России, рассказывалось, как гуляли подвыпившие купцы.
С тех пор сохранилось сравнение: ведет себя, как подгулявший купчик. Например, в романе Ф.М.Достоевского “Идиот” описан эпизод, когда купец Рогожин бросает в огонь пачку ассигнаций. Но это не расточительность, а скорее помешательство.
Расточительность хоть в какой-то степени связана с пользой или хотя бы с удовольствием. Кстати, Рогожин бросает в огонь не заработанные им деньги, а доставшиеся ему в наследство.
В заключение можно сказать, что скупость — верный симптом надвигающейся старости. Постараемся как можно дольше оставаться молодыми, находясь даже во вполне зрелом возрасте.
А для этого будем всеми силами бороться с собственной скупостью. Впрочем, я глубоко убежден, что среди постоянных читателей журнала “Partner” нет скупердяев.
Человек, решивший оплатить годовую подписку журнала, скрягой быть не может. (Шутка!)
Григорий Калихман (Дортмунд)
Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2006/3/212/2033?lang=ru