Чем отличается мотив от потребности

Мотивы, желания и потребности — в чём разница?

Мотив происходит от французского motif, который в свою очередь произошел от латинского moveoдвигаю. Другими словами:

Мотив — это главный двигатель наших действий или то, что является главной причиной побуждающей нас к действию.

В психологии по А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну, мотив одно из ключевых понятий в разработанной ими Теории деятельности.

Они назвали его «опредмеченная потребность», но общепризнанного определения, что такое мотив не существует.

Все его определения сводятся к таким понятиям как: намерения, потребности, желания, побуждения, соображения, цель, состояние, свойство личности и другим им подобным.

Для нашего восприятия, мотив является синонимом слова желание или потребность, с еле заметной разницей между ними. Разница действительно не сразу заметна.

Если последовательно описать процесс, побуждающий нас к действию, чем по определению и является мотивация, это будет выглядеть приблизительно так:

потребность -> желание -> цель.

Например, мы хотим есть. Голод это потребность, которая вызывает у нас желание. Желание побуждает нас искать пищу, то есть цель. В данном примере, нашим мотивом является желание, так как именно желание подталкивает нас что-то делать.

Но бывают и другие примеры. Я не хочу кушать, и желания искать пищу у меня отсутствует. Нет потребности, нет желаний, но мой рассудок, подсказывает мне, что чувство сытости это ненадолго, и лучше заранее обеспечить себя провизией.

Это называется мотивацией, я прокручиваю возможность будущих своих потребностей, вызывая в себе желание, подготовится к этому заблаговременно. Здесь уже не сама потребность стала причиной желаний, а мотив, предусмотревший эту потребность заранее.

Мотив занял место потребности.

Когда наши размышления касаются экзистенциональных вопросов, вроде: «жить, чтобы кушать, или кушать, чтобы жить», желание кушать становится второстепенным, и уже не желание диктует цель, а цель диктует желание. В этом примере цель становится стимулом к действию, а значит, именноцель выступает в качестве мотива.

Или ещё пример. Если нам необходимо, что-либо сделать, а желание отсутствует, мы задаёмся вопросом: «зачем мне это нужно?» Таким образом, мы ищем мотив, который аргументирует наши намерения. В этом случае мотив созвучен слову смысл.

Таких примеров, можно приводить ещё много, и все они будут свидетельствовать что, в зависимости от ситуации, мотивом может быть любое наше психологическое проявление (намерение, потребность, желание, соображение, состояние и т. д.), которое стимулирует к действию.

Источник: В поисках смысла: Психология, философия, эзотерика

Источник: http://research-style.ru/journal/motivy-zhelaniya-i-potrebnosti-v-chyom-raznica.html

Мотивация это в психологии что? Чем мотив отличается от цели и потребности? Чито такое мотивация? Примеры положительной и отрицательной мотивации. Tеории мотивации

Что такое мотивация в психологии? Мотивация в психологии ведущий термин. Она выражается в особом само побуждении. Мотивация — это в психологии стимул, желание, движение, способ заставить себя, побороть себя, подвигнуть себя, нацелена на способы начать ДЕЙСТВОВАТЬ и добиваться результатов.

Мотивация в психологии достаточно популярна. Какая психология способна справиться без мотивации?

Давайте рассмотрим что такое мотив и мотивация в психологии.

Что такое мотивация в психологии? Это:

[[$yandexInsideHorizontalCommon]]

  • Побуждение к действию;
  • Динамический процесс;
  • Психофизиологического плана;
  • Управляющий поведением человека;
  • Определяющий его направленность;
  • Организованность;
  • Активность;
  • Устойчивость;
  • Способность человека деятельно;
  • Удовлетворять свои потребности.

Что такое мотив в психологии?

  • Это материальный предмет;
  • Или идеальный предмет;
  • Достижение предмета является смыслом деятельности;
  • Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний;
  • Он характеризуется либо положительными эмоциями;
  • Либо отрицательными;
  • Эмоции всегда связаны с неполнотой настоящего положения;
  • Внутренняя работа требуется для осознания мотива.

Чем мотив отличается от потребности и от цели?

  • Жажда, еда — это потребность.
  • Желание утолить жажду, голод — мотив
  • Цель это бутылка с водой к которой тянется человек, шоколадка.

Мотивация в психологии играет большую роль. Главное это стремление и желание действовать и удовлетворять свои потребности и желания. Если есть мотив, значит есть цель.

Выделяют:

  • Положительную мотивацию.
  • Отрицательную мотивацию.
  • Устойчивую мотивацию.

Примеры положительной мотивации.

  • Если я не буду баловаться, я получу конфету.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я получу конфету.
  • Если я уберу квартиру, меня похвалят.
  • Если я приготовлю ужин, то я заслужу комплимент.
  • Если я похудею, то буду востребована мужским внимание и буду нравиться себе.

Примеры отрицательной мотивации:

  • Если я не буду баловаться, я не получу подзатыльник.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я не буду наказан отсутствием летних каникул от родителей.
  • Если я уберу квартиру, то меня не накажут.
  • Если я приготовлю ужин, то я не заслужу криков в свой адрес от второй половины.
  • Если я похудею, не буду постоянно находится под критикой и оценкой своей второй половины.

Примеры устойчивой мотивации:

  • Она основана на нуждах человека.
  • Она не требует дополнительного подкрепления.

Два типа мотивации:

  • Метод кнута.
  • Метод пряника.

Индивидуальная мотивация:

  • Голод.
  • Поддержание гомеостаза.
  • Жажда.
  • Избегание боли.
  • Стремление к температурному оптимуму.

Групповая мотивация:

  • Забота о cсобственном потомстве.
  • Поиск места в групповой иерархии.
  • Поддержание присущей данному виду структуры сообщества.

Читайте ''Нет ничего плохого и хорошего в этой жизни, главное, как мы к этом относимся!''

Читайте ''Тренинг личностного роста, причины его актуальности и причины не желания отдельных людей использовать его возможности.''

Читать ''Личностный рост. Тренинг личностного роста нужен каждому, даже если вы полагаете обратное. Он необходим даже психологам.''

Познавательная мотивация:

  • Исследовательское поведение.
  • Игровая деятельность.

Читайте ''Потребности человека. В чем они заключаются? Как их понять?''

Читайте ''Потребности и человек. Кто управляет нами? Они или мы сами? Как достичь гармонии с самим собой?''

Читать ''Что такое успех? Как его достичь? Топ 10 шагов к успеху.''

Читайте ''Как мотивировать себя? Что такое мотивация? Как она проявляется? Синонимы к слову мотивация.''

Читайте ''Пирамида Маслоу 7 уровней. Интернет главная физиологическая потребность современности.''

Автор

Александрова Алина

Источник: http://motivyspexa.ru/vzaimootnosheniya/instrumentyi-uspexa/191-motivacziya-na-dostupnyix-primerax-chem-motiv-otlichaetsya-ot-motivacz

«Общая психология»

Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

  • биологические (витальные)
  • информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми.

Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями.

Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте.

Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

К вопросу о происхождении потребностей

К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности.

Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность.

старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и т.д.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека.

Литература

  1. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 1974. С.

    145-169

  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность.- М.: МГУ, 1975.
  3. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.
  4. Рубинштейн С.Л.

    Основы общей психологии. — М., 1940.

Определение мотива

А.Н. Леонтьев так определяет мотив: “В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан.

До своего первого удовлетворения потребность “не знает” своего предмета, он ещё должен быть обнаружен.

Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом” [1].

Мотив — это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как “соображение, по которому субъект должен действовать” [2].

Х.

Хекхаузен, определяя мотив, указывает на “динамический” момент направленности действия “на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели”. Иначе говоря, мотив понимается как “желаемое целевое состояние в рамках отношения “индивид — среда” [3].

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос “зачем?” [4].

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы.

К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности.

Главные отношения, характе-ризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше — мотивы самосохранения; далее — уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии — познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

  • физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
  • потребность в безопасности (стабильность, порядок);
  • потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
  • потребность в уважении (самоуважение, признание);
  • потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

Концепции мотивации

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

Литература

  1. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. — Т. 1. М.: Мир, 1992.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
  3. Обуховский К. Психология влечений человека. — М.: Прогресс, 1972.
  4. Симонов П.В. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987.
  5. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. — М.: Педагогика, 1986.
  6. Якобсон П.М.

    Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969.

[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
[2] Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. — Т. 1. М.: Мир, 1992. С.264
[3] Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. С.33-34
[4] Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.

: МГУ, 1975.

Источник: http://www.persev.ru/book/potrebnosti-i-motivy

Вопрос № 20. понятие потребности и мотива

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 38Следующая ⇒

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и Определяющие ее направленность. Термин “мотивация” используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация включает потребности человека. “Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности — источники активности человека.

Исходным моментом их формирования является социальная обусловленность положения человека в среде. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище) и социальные — потребности физического и социального существования людей. Общеизвестна классификация потребностей А.

Маслоу, которую он предложил в книге “Мотивация и личность” (1954). Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и др.

); 2) потребность в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности); 3) потребность в социальных связях (потребности в сопринадлежности, социальной включенности, любви, нежности, доверии); 4) потребность самоуважения (в признании, одобрении, достижении, в удовлетворяющей самооценке); 5) потребности самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей). Последнюю группу он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие нужды. А.Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и в жизненно неблагоприятных условиях могут быть отодвинуты им на более поздний срок. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно .приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, развитие личности.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве) и социальные (потребность в труде, общении, в признании другими людьми).

Если потребности составляют сущность, “механизм” всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

“Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности”.

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо стремиться выяснить их мотивы. Только в этом случае можно судить — случаен или закономерен для него данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.

Содержание мотивов складывается из программы и цели деятельности, которые должны быть тесно связаны друг с другом, так как программа уточняет те средства, с помощью которых может быть реализована цель. Поэтому очень важно, чтобы “цель” оправдывала средства, предусмотренные программой. В противном случае программа может стать тормозом к достижению цели.

В отечественной психологии исследование мотива достижения началось с изучения уровня притязаний. Он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек, Первые исследования уровня притязаний проводились Й.М.Палеём и В.К.

Гербачевским (1966) в связи с изучением интеллекта и личностных особенностей. Было выявлено, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех.

Согласно последним исследованиям “успех” имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности.

Остановимся на следующем очень важном вопросе: развитии мотивов.

В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант его названия — механизм превращения цели в мотив).

Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Тема 3.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-79572.html

Чем отличается мотив от мотивации?

Мотивация — обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление.

Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу).

Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы — программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано.

Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим — поисковой деятельности.

Таким образом, мотивация — индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего — проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.

Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой — словом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Источник: http://z-motiv.ru/chem-otlichaetsya-motiv-ot-motivatsii/

Взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека

Внутренний мир человека бесконечно многообразен. Для того чтобы ограничить сферу нашего рассмотрения только тем, что имеет значение для управления, введем понятие:

Мотивационная сфера человека Часть внутреннего мира человека, в которой возникают (и исчезают) побуждения человека к действиям

Исследователи выделяют огромное количество образований мотивационной сферы: потребностей, влечений, желаний, мотивов, целей, интересов и многого другого. Наиболее часто среди них используются всего несколько: потребности, мотивы, цели.

Рассмотрим их взаимосвязь. Как было показано выше, потребность — это психическое состояние человека, характеризующееся ощущением недостатка в чем-либо.

Существующие классификации потребностей базируются на том, что поведение работника направляется теми из них, которые не до конца удовлетворены. Но потребности недостаточно конкретны, и их трудно диагностировать. Поэтому при всей красоте и простоте классификаций, определение ведущих потребностей конкретного работника в конкретный период затруднено.

Одна из самых известных и эффективных классификаций потребностей, разработанная американским ученым — выходцем из России Абрахамом Маслоу, представлена в таблице ниже.

Таблица 2

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Уровни потребностей Конкретные примеры потребностей каждого типа
Физиологические потребности Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте
Потребность в безопасности Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы
Потребность в любви, дружбе, социальной принадлежности Потребность в добрых и любовных отношениях с другими людьми
Потребность в уважении и признании Потребность ощущать себя ценимым другими и самим собою
Потребность в самореализации Потребность развивать и реализовывать свой потенциал, а также транслировать свой душевный и духовный опыт другим людям. Познание, эстетика, творчество[4]

Эти типы потребностей образуют иерархию, в которой потребности более высокого уровня могут удовлетворяться при условии достаточного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Однако чем выше уровень, тем меньше зависимость от потребностей предыдущих уровней.

Примечание 4. Следует отметить, что потребности человека, помимо теории А. Маслоу, рассматриваются также во многих других теориях. Например, Дж. Мак-Клеландом, Ф. Герцбергом и другими (см. раздел «Виды потребностей и содержательные теории мотивации»).

Потребности проявляются в поведении и речи человека. Те потребности, которые значимо чаще других определяют его деятельность, считаются ведущими. Именно на них необходимо опираться при побуждении работника к повышению или улучшению результатов деятельности.

В отличие от потребностей, мотивы указывают на способы, которыми можно удовлетворять потребности. Например, для удовлетворения насущных нужд у человека может возникнуть мотив (внутреннее побуждение человека к действию) «украсть» или «заработать».

На формирование доминирующего мотива будут влиять интенсивность потребности, убеждения человека (внутренние факторы) и характеристики ситуации, в которой он находится (внешние факторы).

Например, для нормального человека, только что ставшего безработным, наличие убеждения «воровать нельзя» и/или впечатление, что органы охраны правопорядка действуют очень эффективно, скорее повлияют на формирование мотива «заработать», чем мотива «воровать».

Мы полагаем, что полезно будет предложить следующую классификацию мотивов. Учитывая, что мотив — это способ удовлетворения потребности, для наших целей будет полезно разделение этих способов на те, которые связаны с удовлетворением потребностей путем участия в трудовой деятельности («трудовые мотивы»), и путями, не связанными с трудом:

Трудовые мотивы:

– «Материальные» мотивы: ожидание вознаграждения в денежной форме либо в формах, которые можно конвертировать в денежные (опционы, приобретение продукции предприятия по сниженным ценам, возможность использовать имущество предприятия для получения личного дохода и т. п.).

– «Нематериальные» мотивы (см. пример в таблице ниже).

Нетрудовые мотивы (приведены примеры, но далее мы их не рассматриваем):

– Мотивы, допустимые с точки зрения общества. Например, стремление к общению с природой, желание заниматься любимым делом или хобби, стремление приобщиться к прекрасному (посещение театров, музеев, чтение художественных книг) и т. д.

– Мотивы, недопустимые с точки зрения общества. Например, желание причинить боль, вред себе или другим, стремление нарушить правила («обычные» нормы поведения, законы приказы) и т. д.

Продолжая нашу классификацию, в нематериальных трудовых мотивах можно выделить следующие виды (основанием классификации служит перечень потребностей А. Маслоу), представленные в таблице ниже.

Таблица 3

Виды нематериальных трудовых мотивов как способов удовлетворения потребностей путем осуществления трудовой деятельности

Группы мотивов на основе потребностей Примеры конкретных мотивов
Физиологические мотивы Стремление к комфортным условиям труда (тепло, свет, наличие пространства), нормальный режим труда и отдыха (выходные, обеденный перерыв, паузы), физическая разрядка (спорт), питание, спецодежда и т. п.
Мотивы безопасности Стремление избежать наказания, стремление к стабильности работы предприятия (гарантированность работы и заработка), исполнение обещаний руководителями, медицинское и социальное страхование и т. п. Стремление избежать наказания (часто в литературе употребляется выражение «страх наказания») Желание определенности настоящего и будущего («уверенности в завтрашнем дне»)
Мотивы любви, дружбы, социальной принадлежности Стремление к установлению хороших отношений с руководителем, получение удовольствия от общения с коллегами, ощущение себя частью команды или организации, установление и поддержание неформальных отношений, соблюдение правил и т. п.
Мотивы уважения и признания Получение престижной профессии и места работы, возможность продвижения по службе и повышения квалификации; стремление к формальной или неформальной власти, желание служить примером для подражания и т. п.
Мотивы самореализации Возможность заниматься творчеством, проявлять инициативу, желание помогать коллегам, распространение собственных жизненных принципов, стремление к постоянному саморазвитию

Существуют и классификации мотивов, и методы их диагностики. Кроме того, по мотивам можно «вычислить» потребности работника, а также понимать его цели. Именно поэтому мотивы оказались наиболее перспективными для практики и дали название всей группе методов активизации работников на индивидуальном уровне — «мотивирование».

Более конкретным выражением желаний человека является «цель». Введем определение этого понятия:

Цель 2)количественно определенный образ желаемого будущего состояния объекта управления.

Продолжая пример с насущными нуждами, для мотива «заработать» целью нашего безработного может стать «в течение недели найти работу с доходом не менее … руб. в месяц». В свою очередь, эта цель может конкретизироваться и далее: «устроиться на предприятие АБВГД» и т. д.

Одно и то же действие может быть направлено на достижение нескольких целей. Поэтому цели очень конкретны, но, как следствие, и очень изменчивы. Отслеживание изменений целей требует постоянного внимания со стороны руководителя. Через учет целей работника им легче всего управлять. Понимая это, работник может их скрывать от руководителя.

О мотивации и мотивировании

Мотивы проявляются в любой деятельности, но только небольшая их часть осознается самим человеком. Мотивы являются внутренними побудителями человека к активности.

Мотивация Обычно этим термином обозначается индивидуальная система мотивов человека
Мотивирование Использование руководителем внешних побудителей для активизации внутренних мотивов работника

Мотивирование предполагает использование «естественных» мотивов человека (не формирование новых, а использование уже существующих), а для этого нужно уметь их определять у конкретных работников. По сути, мотивирование есть придание деятельности смысла, значимого для сотрудника; увязывание необходимости выполнить работу со значимостью этой работы и ее последствиями.

Так как потребности любого вида присутствуют у человека всегда, но могут быть удовлетворены очень многими способами, то перечень возможных стимулов может быть слишком большим, и для обоснованного выбора конкретного стимула необходима дополнительная информация об убеждениях человека.

С другой стороны, использование информации о целях сотрудника может быть затруднено ввиду сложности выявления этих целей и, как правило, их краткосрочности. С учетом этих обстоятельств основное внимание руководителя может быть уделено выявлению и использованию именно мотивов сотрудников.

Важно понимать, что человек свое собственное поведение обычно считает правильным, рациональным, даже если это поведение не соответствует интересам предприятия.

Если же руководство при этом считает, что работник работает неправильно, непродуктивно, то проблема, скорее всего, заключается в том, что руководство не объяснило подчиненным, как нужно работать правильно, не поставило работника в такие условия, чтобы правильная с точки зрения предприятия работа стала выгодной работнику.

Методы управления

Любая функция управления, в том числе функция стимулирования или мотивирования, может быть достигнута разными способами. В случае с общими функциями управления говорят о «методах управления». Приведем определения:

Метод Совокупность приемов или операций, подчиненных способу решения конкретной задачи
Методы управления Способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое

Согласно отечественным ГОСТам по управлению предприятиями, различают методы экономические, административные, социально-психологические, идеологические. Мы придерживаемся следующих определений этих методов управления:

Административные методы — методы прямого принуждения к выполнению тех или иных действий.

Экономические методы — методы косвенного побуждения к выполнению каких-либо действий, использующие в качестве стимулов материальное вознаграждение.

Социально-психологические методы — методы косвенного побуждения к выполнению каких-либо действий, использующие в качестве стимулов НЕ материальное вознаграждение, а возможность удовлетворения потребностей путем получения других конкретных благ («результатов», если использовать модель «Эффект» = «результаты действий» минус «использованные ресурсы»). Это могут быть, например, признание окружающих, возможность общения с вышестоящим руководителем, повышение в должности и т. п.

Идеологические методы — методы косвенного побуждения, не предполагающие получения человеком конкретных благ.



Источник: https://infopedia.su/6x1faf.html

Психология мотивации. — Понятие потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно-мотивационной сферы

Страница 2 из 20

Понятие потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно-мотивационной сферы.

Феномен мотивации представляет собой совокупность психических процессов, структур и функций, определяющих направление и интенсивность активности людей (и животных). К феномену мотивации относятся мотивы, разнообразные мотивационные факторы, прежде всего потребности, а также чувства, проявления воли и соответствующие качества личности.

Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность — это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество — примеры некоторых потребностей.

Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворенной) является негативной эмоцией. Синонимами “потребности” служат такие слова, как “нужда”, “нехватка”, “недостаток”, “необходимость”, иногда “интересы”. Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей.

Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существования субъекта, как и обмен веществ.

В своих первичных биологических формах потребностьесть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Биологические потребности человека также подвергаются развитию и социализации.

Человеческие потребности специфичны тем, что в большинстве своем они удовлетворяются посредством деятельности и результатами деятельности других людей. Важной предпосылкой их удовлетворения является собственность.

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей — их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.

Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов. Благодаря этому становится возможным упреждение крайних потребностных состояний. Но конкретные объекты потребностей не всегда жестко “записаны” в наследственности.

Некоторые предметы внешней среды могут становиться предметами той или иной потребности по механизму экстренного запечатления (импринтинга), некоторые обретают подобный статус условно-рефлекторным путем. У животных — это, главным образом, натуральные объекты.

Потребности человека — как высшие, так и элементарные — имеют общественную природу.

Спектр потребностей весьма богат и разнообразен: разные исследователи насчитали их несколько десятков. Количество потребностей человека как личности и организма не является конечным.

Традиционной является попытка выделения основных биологических потребностей (драйвов, инстинктов), общих для многих видов животных и различающихся сравнительно автономными механизмами удовлетворения. Их сводный перечень, составленный К.Б.

Мадсеном на основе 20 концепций мотивации, охватывает 12 потребностей, в том числе потребности в пище, воде, половая, в уходе за детенышами, в кислороде, отдыхе и сне, активности, безопасности, агрессии. Г.

Мюррей изучил около 20 сложных человеческих потребностей, а именно: потребности в достижении, в самоунижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании.

Потребности по их происхождению делят на первичные (биологические) и вторичные, приобретенные в процессе роста и развития личности.

Гомеостатическим потребностям, удовлетворение которых сохраняет постоянство внутренней среды организма, противопоставляют потребности, независимые от состояния организма, актуализируемые внешними воздействиями.

Таковы, например, познавательные потребности.

Если актуализация гомеостатических потребностей подвергается цикличным колебаниям, то познавательной потребности свойственны постоянно действующие установки на восприятие нового и неожиданного как интересного и любопытного.

Постоянством установок отличаются также негативные потребности, которые лежат в основе отрицательной мотивации, т.е. мотивации избегания. В отличие от позитивных потребностей, обеспечивающих присвоение необходимых благ, негативные потребности обеспечивают защиту организма от вредных воздействий.

Поскольку переживание потребности — это дискомфорт, а то и мучительное страдание (например, удушье), то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит, что потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

В бихевиоризме, а также и в некоторых других школах психологии к мотивам относят условия внешней среды, если их восприятие (а также мысленное воспроизведение, припоминание) предопределяет действия человека. Такого рода факторы среды следовало бы назвать “мотиваторами”. К. Левин писал: “Хорошая погода и определенный ландшафт влекут нас к прогулке.

Ступеньки лестницы побуждают двухлетнего ребенка забираться наверх и соскальзывать вниз, двери побуждают его к их открыванию и закрыванию, мелкие крошки — к их собиранию, собака — к поглаживанию, ящик с кубиками — к игре.

Книга влечет нас к чтению, пирожное — к еде, озеро — к плаванию, зеркало зовет посмотреться в него, запутанная ситуация — разобраться в ней”.

Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям. По мнению Олпорта, неверно считать, что все мотивы направлены к “редукции напряжения”, как принято думать в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме.

Конечно, основные побуждения — недостаток кислорода, голод, жажда — по-видимому, стремятся к “редукции напряжения”. Однако эти побуждения не являются достоверной моделью для всех нормальных мотивов взрослого человека. Поведение, направленное лишь на уменьшение напряжения, — явно патологично.

Оно не несет в себе ничего созидательного. Люди, которые руководствуются принципом “редукции напряжения”, не могут принять страдание, отсрочку, расстройство как случайный инцидент в своих поисках ценностей. Нормальные люди по контрасту с этим действуют по “предпочтительным моделям” самоутверждения.

Их психогенные интересы — скорее поддержание и направление напряжения, нежелиизбегание его.

Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности “с тяжелым сердцем, но с радостью”. Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь.

“Стремление к равновесию”, “редукция напряжения”, “влечение к смерти” кажутся поэтому тривиальными и ошибочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека.

Таким образом, следует вместо принципа “редукции напряжения” принять “принцип активности”, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен.

Поскольку люди взаимосвязаны друг с другом, то мотивы одного человека могут обусловливаться потребностями других людей.

В мотивационные процессы включается система социальных ценностей, в том числе убеждения, верования, предрассудки и т.д.

Например, человек может действовать по идеологическим, религиозным, нравственным или политическим побуждениям, руководствуясь соображениями добра, социального порядка, справедливости, межнационального равенства и многими другими.

Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Мотивы “стоят за целями”, побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно несовпадение мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.

Человеческая деятельность является полимотивированной.

В психологии широко используется также понятие мотивации.

Оно является производным от мотива и означает совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов поведения людей и животных.

О мотивации говорят, например, имея в виду комплекс разнообразных мотивов, управляющих какой-либо деятельностью на протяжении некоторого времени. В ряде случаев “мотивация” и “мотив” являются синонимами.

В структуру мотивации входят мотивирующие факторы. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения эти факторы могут делиться на три относительно самостоятельных класса. Мотивирующие факторы первого класса (потребности и инстинкты) являются источниками активности.

Их анализ дает ответ на вопрос о том, почему организм приходит в состояние активности. Мотивирующие факторы второго класса определяют направленность активности организма, то, ради чего избираются одни, а не другие акты поведения.

Мотивирующие факторы третьего класса – это эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установки. Они отвечают на вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения.

Источник: https://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-motivatsii/ponyatie-potrebnosti-motiva-motivatsii-stroenie-potrebnostno-motivatsionnoy-sferi

Мотивы, стимулы, потребности

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать.

В узком смысле слова, мотивированная деятельность — это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов.

В мотивированной деятельности работник сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

Процесс мотивации можно разбить на 4 этапа:

· возникновение потребности (голод, жажда, желание получить образование и т.д.);

· разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребности (купить пищу, поступить в вуз и т.п.);

· определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно, определение путей, анализ альтернатив, выбор решения);

· удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

Различают биологические и социальные потребности. Потребности находятся в постоянном развитии и имеют тенденцию к росту как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул — это вознаграждение. В переводе с латинского, буквально, остроконечная палка, которой подгоняли животных, имеет значение — принуждение. Поэтому более правильно рассматривать стимул как побуждение к действию или причину поведения человека.

Различают четыре основные формы стимулов:

· принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор;

· материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, вознаграждения за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты, ссуды;

· моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доска почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды;

· самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, защита диссертации, публикация книги, авторские изобретения. Это самый сильный стимул из известных.

Теории мотивации

Теория мотивации начала активно разрабатываться только в XX веке, хотя мотивы и стимулы использовались с древних времен. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика “кнута и пряника”.

Проблемы мотивации персонала уже долгое время находятся в центре внимания западных социологов.

и А. Смит в своих трудах подошли к основам классической теории мотивации. Ее суть может быть сформулирована очень просто — деньги — единственный мотивирующий фактор в работе. Выразителем этой теории был и , которого часто называют отцом научного менеджмента. Позднее вопросы мотивации разрабатывались Элтоном Мэйо из Гарвардского университета.

Современные теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.

В процессуальных теориях мотивации поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

К представителям первой категории относятся , Дэвид Макклелланд, Фредерик Херцберг. Ко второй относятся теории ожидания, теории справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующей на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: теорию “Х”, теорию “Y”.

Теория “Х” — это, собственно, теория Тейлора, предполагает, что человек ленив и старается избегать работы. Людей нужно принуждать к труду. Они ждут, что ими будут руководить, избегают ответственности, не терпят перемен, им нельзя доверять.

По мнению Д. Макгрегора, люди совсем не такие по природе и им присущи противоположные качества (теория “Y”).

Теория “Y” получила развитие в теорию “Z”, выдвинутую профессором Калифорнийского университета У.Оучи на основе изучения японского метода управления персоналом.

Отличительными чертами японского опыта, обеспечивающими реализацию “человеческого потенциала”, по мнению Йосихары, следует считать такие основные признаки:

· гарантия занятости и создание обстановки доверительности;

· постоянное присутствие руководства на производстве;

· гласность и ценности корпорации.

По теории “Z” каждый работник имеет свободу и работает самостоятельно, без надзора.

Абрахам Маслоу — один из крупнейших ученых в области мотивации. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.

Согласно Маслоу, люди стараются достичь целей организации в том случае, если считают возможным удовлетворить одну из своих собственных потребностей в этом процессе.

Эти потребности выстроены согласно иерархии: потребности могут быть реализованы только после удовлетворения первичных потребностей. Самые основные — физиологические потребности (питание, одежда, жилье), за ними следуют потребности в безопасности.

Далее — социальные потребности (принадлежность к группе), затем потребности в признании. Наконец, существует потребность в самоопределении.

К. Альфред считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы, но в отличие от пирамиды Маслоу, он считает, что таких групп существует только три:

· потребности существования;

· потребности связи;

· потребности роста.

Согласно теории Ф. Херцберга, факторы, которые определяют мотивацию, могут быть разделены на два вида:

“Факторы неудовлетворенности” известны как факторы гигиены или условий труда. Они действуют как функциональные предпосылки: когда происходит что-либо не так, люди могут быть недовольными. Можно привести такие факторы, как правила, условия работы, рабочие отношения и т.д.

“Факторы удовлетворенности” — мотивирующие факторы, являются стимуляторами: они служат причиной удовольствия и дают людям чувство, что они могут развиваться. Важно то, что работники могут быть творческими личностями, могут быть признаны, могут быть ответственными, успешными в работе.

В следующей схеме факторы гигиены расположены во внешнем круге. Они также относятся к факторам окружающей среды или внешним рабочим факторам. Реальные стимулы расположены во внутреннем круге и называются “внутренними рабочими факторами”.

Теория Макклелланда делает упор на потребности высшего уровня. Три потребности — власть, успех, причастность.

Теория ожидания. (Виктор Врум).

Ожидание в отношении затрат труда и результатов труда, результатов и вознаграждения, валентность (степень удовлетворенности вознаграждением).

Теория справедливости Адамса. Соизмерение с другими людьми, с затратами.

Модель Портера-Лоулера (Портер Л., Лоулер Э.). Включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Процесс мотивации зависит от действия пяти переменных: усилие, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Датский психолог К. Б. Мадсен выделяет девятнадцать основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы:

1. Органические мотивы:

· голод;

· жажда;

· половое влечение;

· материнское чувство;

· ощущение боли;

· ощущение холода (самосохранение);

· ощущение жары;

· анальные потребности (выделения);

· потребность дышать.

2. Эмоциональные мотивы:

· страх или стремление к безопасности;

· агрессивность или бойцовские качества.

3. Социальные мотивы:

· стремление к контактам;

· жажда власти;

· жажда деятельности.

4. Деятельные мотивы:

· потребность в опыте;

· потребность в физической деятельности;

· любопытство (интеллектуальная деятельность);

· потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность);

· жажда творчества (комплексная деятельность).

Источник: https://lektsia.com/5x76fb.html