Образ и характеристика доктора Борменталя в повести “Собачье сердце”: описание внешности и характера
Доктор Борменталь в исполнении Б. Плотников.”Собачье сердце” (1988) |
Доктор Борменталь является одним из центральных персонажей повести “Собачье сердце” Булгакова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика доктора Борменталя в повести “Собачье сердце”: описание внешности и характера героя.
Смотрите: Все материалы по “Собачьему сердцу”
Полное имя героя — Иван Арнольдович Борменталь: “…Заметьте, Иван Арнольдович…”
Доктор Борменталь является ассистентом и учеником выдающегося профессора Преображенского:
“…Подпись: ассистент профессора Ф. Ф. Преображенского доктор Борменталь…” “…я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре. Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор, учитель…” “…хирург ухитрился восемь раз поссориться со своим воспитанником…” О внешности доктора Борменталя известно следующее: “…очень красивым, молодым с острой бородкой…” “…увидел мужскую ногу на белом табурете. Штанина и кальсоны на ней были поддёрнуты…” “…а Борменталь в рубашке и синих подтяжках…””…Ответил Борменталь, не снимая заснеженной шапки…” “,..своими короткими пальцами…”
О глазах Борменталя автор сообщает следующее:
“…его сегодняшние глаза. Обычно смелые и прямые, ныне они бегали во все стороны от пёсьих глаз. Они были насторожены, фальшивы и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление…” “…не сводя с пса насторожённых дрянных глаз, высунул из‑за спины правую руку…”
У доктора Борменталя приятный голос:
“…спросил приятный мужской голос и триковая кальсона откатилась книзу…”
Доктор Борменталь является молодым мужчиной:
“…Но ведь я же не мальчик и сам соображаю, насколько это может получиться ужасная шутка…” “…Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик…” (Преображенскому 60 лет, поэтому он называет Борменталя мальчиком)
Иван Арнольдович Борменталь — способный врач, хотя и не мировая знаменитость:
“…И я вас полюбил как способного врача…” “…своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухитрился янтарной нитью его там замотать…” “…Потому что вы‑то ведь не величина мирового значения…”Доктор Борменталь является не только помощником, но и верным другом профессора Преображенского: “…сидели двое — сам Филипп Филиппович и верный, привязанный к нему Борменталь…”
Иван Арнольдович безмерно уважает профессора Преображенского и искренне восхищается им:
“…Как это вы успеваете, Филипп Филиппович? — с уважением спросил врач…” “…Моё безмерное уважение к вам… Позвольте вас поцеловать, дорогой Филипп Филиппович…” “..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», — смутно подумал Борменталь…”
Известно, что отец доктора Борменталя был судебным следователем:
“…Какой там чёрт! Отец был судебным следователем в Вильно…”Это был цитатный образ и характеристика доктора Борменталя в повести “Собачье сердце” Булгакова, описание внешности и характера персонажа.
Смотрите: Все материалы по “Собачьему сердцу”
Источник: http://www.literaturus.ru/2016/02/doktor-Bormental-Sobache-serdce-obraz-harakteristika.html
Результаты швондеровского воспитания Шарикова
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» отражает послереволюционную эпоху 20-х годов — время НЭПа. Реалистическое описание советской действительности этого времени сочетается в повести с повествованием о грандиозном фантастическом эксперименте профессора Ф.Ф. Преображенского.
В результате операции на собаке с пересадкой ей гипофиза человеческого мозга профессору удаётся получить новое существо. Произошло «очеловечивание» собаки — пёс превращается в человека.
Об этом свидетельствуют записи, названные автором «Из дневника доктора Борменталя». Вначале это просто «история болезни», где описаны исходные данные «пациента» — пса Шарика, ход операции, медицинские назначения.
Затем состояние больного меняется: у него выпадает шерсть, появляется голос, увеличивается рост…
Постепенно он превращается в человека, хотя и плохо развитого, но умеющего разговаривать, а затем и понимать окружающих. Как нового жильца, его берёт под свою опеку председатель домкома Швондер — он закладывает основы миропонимания Шарикова (по его совету новый человек выбирает и имя — Полиграф Полиграфович Шариков).
Для Швондера очень важно оказывать на Шарикова определённое влияние — ведь к профессору Преображенскому Швондер относится враждебно, считая его буржуем. Его вульгарно-социологические взгляды Шариков усваивает быстро: всё определяется классовым происхождением человека.
Горничная Зинка — «обыкновенная прислуга, а форсу, как у комиссарши».
Филипп Филиппович, конечно же, «не товарищ» — «мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ванными не жили». Шариков быстро усвоил, что «в настоящее время каждый имеет своё право», но он не хочет понимать, что у него должны быть и обязанности.
Поэтому он предъявляет профессору множество претензий, но не способен на элементарное чувство благодарности. Под влиянием Швондера он читает книги, содержания которых не понимает, а всё, чего он не понимает, будь то книги или театр, — это «контрреволюция».
Читая переписку Энгельса с Каутским, он «не согласен» с обоими, его мнение простое: «Взять всё, да и поделить».
Швондер писал обличительные статьи против профессора — Шариков пошёл дальше: он научился писать доносы. Швондер с удивлением увидел, что Шариков выходит из-под его влияния, когда зашла речь о необходимости документов, прописки, взятия на воинский учёт — Шариков согласен «взяться на учёт», но воевать отказывается категорически.
Когда же Шариков пропил деньги, взятые на покупку учебников, Швондер окончательно убедился в том, что Шариков — «прохвост». И всё же социально близкий Шариков Швондеру ближе и понятнее, чем классово чуждый профессор Преображенский.
В отличие от Швондера, профессор понял, что Шариков в своей подлости и наглости пойдёт гораздо дальше своего «воспитателя», показав себя достойным «учеником».
(1 votes, average: 5.00
Источник: http://school-essay.ru/rezultaty-shvonderovskogo-vospitaniya-sharikova.html
Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Скачать сочинение |
Тип: Характеристика героев |
Повесть Булгакова «Собачье сердце» представляет собой фантастическое произведение, основанное на реальной исторической почве — послереволюционной Москве. В произведении раскрывается ужас происходящего со страной после захвата власти большевиками. Булгаков выводит перед нами две группы москвичей. Это потомственные интеллигенты, жители Пречистенки.
К ним относятся профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент, доктор Борменталь. Вторую группу представляют «народившиеся» люди, представители пролетариата — Полиграф Полиграфович Шариков, который превратился из собаки в человека. А также Швондер и множество второстепенных лиц, которые, однако, создают фон и настроение повести.
Автор повести сталкивает эти два класса, противопоставляя их друг другу как с идеологической и нравственной стороны, так и с социальной, общественной. Они находятся на разных ступенях развития, по-разному смотрят на происходящее, по-разному строят свое будущее.
Особенно остро их противостояние показано в таком вопросе, как воспитание «нового» человека — Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Особенно активно за душу пса боролись два человека — профессор Преображенский и председатель домкома Швондер. Профессор явился для Шарикова «отцом» и первым учителем человечности.
Ведь научиться говорить — еще не значит стать человеком! Филипп Филиппович хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью, достойным членом общества. Но ошибка этого героя в том, что делал он это не совсем терпеливо. Своих детей у него не было, а потому не было и опыта, к тому же отказывал Шарикову в ласке и сообразительности.
Но, в конце концов, Преображенский — ученый, а не педагог. Профессор Преображенский, воплощение образованности и высокой культуры, во многом становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо».
Ученый очень определенно высказывается о наступившей «разрухе», о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок. Но эта философия Преображенского терпит крушение.
Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет…» Но и председатель домкома не далеко ушел от Филиппа Филипповича. Швондер видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» дома, который ему вверен. И его целью было сделать из Шарикова не человека, но «пролетария».
В конце концов, восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком культурным и образованным. Мне вообще кажется, что плохим быть легче, и образ «пролетариата», рисуемый Булгаковым, оказывается откровенно негативным. Швондер старается повлиять, воспитать Шарикова в марксистском духе. Его влияния нельзя не заметить.
Это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о своих правах, но и о превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили…» Самое интересное, что Шариков вообще не мог обучаться где бы то ни было, а также работать.
Это характеризует его, по мысли Булгакова, как совершенно неприемлемого типа, который не имеет права не только указывать людям, но и вообще существовать. Невероятно красноречив эпизод за обедом, когда между профессором и Шариковым происходит следующий разговор: « — Что же вы читаете? — Эту… как ее… переписку Энгельса с этим… как его — дьявола — с Каутским.
– Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? Что вы со своей стороны могли предложить? — Да что тут предлагать? Взять все, да и поделить…» Итак, Полиграф Полиграфович Шариков становится прямым продуктом Швондера, и если последний раскрывается в повести схематично, то бывший пес выписан ярко и узнаваемо.
В борьбе за Шарикова анализируемые персонажи раскрываются полностью, до конца, правдиво. И мы видим как негативные, так и позитивные черты этих характеров. Так, в Преображенском нельзя не отметить высокую культуру, юмор, самообладание, силу воли. Правда, пес, говоря о вышеприведенных качествах в начале повести, отмечает, что это оттого, что этот человек всегда сыт. Но в профессоре нельзя не отметить и презрения к людям, высокомерия и снобизма, а также предприимчивости. Вспомним, что за одно посещение пациента «ученый» брал червонец.
Швондер же представляет собой умственно ограниченный тип, пораженный классовой ненавистью. Этот герой желает без разбору, только потому, что у него есть власть, мстить всем, направо и налево.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Смотрите также по произведению “Собачье сердце”:
- Краткое содержание
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00052401184864255914/
Описание героев «Собачье сердце»
Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» богата колоритными и интересными персонажами. Героев произведения условно можно разделить на две группы. Первую составляют профессор Преображенский и его окружение.
Им присущи ум, честность и порядочность. Во вторую группу входят Шариков, Швондер и другие члены домкома.
Они агрессивно настроены и жестоки, имеют очень смутные понятия о морали и справедливости, хотя всячески ратуют за её восстановление.
Характеристика профессора Преображенского с цитатами
Профессор Преображенский — один из главных героев повести. Филипп Филиппович — гениальнейший доктор, талантливый ученый, «европейское светило» медицины.
Он уединённо живет в московской квартире и занимается операциями по омоложению богатых и «власть имущих» клиентов. Он — представитель старой московской интеллигенции, поборник высокой нравственности и гуманизма.
Резко выступал простив применения грубой силы и принуждения:
«Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему.»
«Никого драть нельзя!…На человека и на животное можно действовать только внушением.»
Профессор Преображенский олицетворяет собой уходящую дореволюционную эпоху и ее культуру. Он часто критикует новую власть и наступившие с ней порядки:
« …до марта 1917 года не было ни одного случая… — чтобы из нашего парадного внизу пропала бы хоть одна пара калош. … В марте семнадцатого года пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто, и самовар у швейцара»
«Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее»
Он всецело на стороне прежних времен, когда «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо». Он считает, что необходимо обучить людей элементарной культуре и разруха исчезнет сама собой. Однако философия профессора идет крахом, когда он сталкивается с Шариковым. Все его попытки обучить и воспитать своё творение не приводят ни к чему, кроме возрастающей агрессии и недоверия.
Преображенский раскаивается в своём неудавшемся эксперименте: «нарвался на этой операции, как третьекурсник». Он видит перед собой не новое человеческое существо, а «воскресшего» вора-рецидивиста Клима Чугункина. Со временем профессор начинает понимать весь ужас сложившейся ситуации и чувствует свою ответственность за её последствия:
«Я хотел проделать маленький опыт, после того как два года тому назад получил из гипофиза вытяжку полового гормона. И вместо этого что ж получилось, боже ты мой! Этих гормонов в гипофизе, о господи…Доктор, передо мной тупая безнадёжность, я, клянусь, потерялся.»
Проводя «обратную» операцию, профессор хочет не только себя обезопасить от Шарикова.
«Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки!»
Характеристика Борменталя с цитатами
Борменталь Иван Арнольдович — один из главных действующих лиц повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Доктор Борменталь — помощник, ассистент и друг профессора Преображенского. Он молод, красив, обладает высоким ростом и достаточно крепким телосложением: «Красавец-тяпнутый — он был уже без халата, в приличном черном костюме — передёрнул широкими плечами.»
Иван Арнольдович умен и хорошо образован. Обладает высокими моральными качествами, принципиально честен и благороден. Он достойный ученик профессора Преображенского, относится к нему большим уважением и восхищен его гением. Через образ доктора Борменталя показан представитель нового поколения интеллигенции.
После проведения эксперимента он восторженно наблюдает за перевоплощением собаки в человека. Однако со временем он начинает замечать в Шарикове стремительно развивающиеся черты Клима Чугункина. Борменталь, со своей стороны, пытается образумить наглеца и защитить профессора:
«Не беспокойтесь, Филипп Филиппович. Я сам. Вы, Шариков, чепуху го-родите, и возмутительнее всего то, что говорите её безапелляционно и уверенно. Водки мне, конечно, не жаль, тем более, что она не моя, а Филиппа Филипповича. Просто — это вредно. Это раз, а второе — вы и без водки держите себя неприлично.»
По характеру доктор достаточно вспыльчив, решителен и при необходимости способен применить силу. Он более остро реагирует на хамское и агрессивное поведение Шарикова.
«…Быть тише воды, ниже травы. В противном случае за каждую безобразную выходку будете иметь со мною дело. Понятно?»
Борменталь предан своему учителю и готов прийти на помощь в самой рис-кованной ситуации, не взирая на последствия.
«Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск покормлю его мышьяком. Черт с ним, что папа судебный следователь. Ведь, в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существо.»
Характеристика Швондера с цитатами
Швондер — один из героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой иронией и сарказмом.
Он и его соратники показаны яркими представителями «разрухи», которую так критикует профессор Преображенский.
О внешности Швондера сказано мало, упоминается только скромная одежда и «на четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос.»
Председатель домкома явно чувствует ненависть к классовым врагам в лице Преображенского и Борменталя. Он и его товарищи хотят экспроприировать одну комнату из квартиры, с явным неодобрением относятся к профессору и его образу жизни.
«…общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.»
Швондер большой поборник бюрократии. Для него наличие соответствующего документа является жизненно необходимым.
«Довольно странно, профессор, — обиделся Швондер, — как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?».
Конфликт Швондера и Профессора Преображенского — это конфликт интеллигенции и люмпен — пролетариев. Швондер и ему подобные ратуют за права и свободы рабочего класса, но самом деле только сеют бескультурье, разруху и слепое следование бессмысленным законам. Они изображают из себя тружеников, но на самом деле просто бездельники. Чего стоит «вечернее пение» так возмущавшее профессора.
Шариков интересует Швондера с практической точки зрения, для него он просто очередной жилец. Швондер вплотную занимается его «воспитанием» — он внушает ему мысль о пролетарском происхождении, необходимости документов и прописки, находит ему работу по призванию, подает идею написать на профессора донос.
Характеристика Полиграфа Полиграфовича Шарикова с цитатами
Шариков Полиграф Полиграфович — один из главных героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В начале повести Шариков — это просто добродушный дворовой пес, которого подбирает профессор Преображенский. Он лечит рану пса и хорошо с ним обходится. Шарик доволен жизнью.
«Обо мне заботятся, — подумал пес,- очень хороший человек. Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки…»
В результате эксперимента по пересадке гипофиза на свет появляется Шариков. Вначале профессор думал, что ему удалось создать человеческое существо, но вскоре становится понятно, что, на самом деле ему удалось «воскресить» уголовника Клима Чугункина.
«Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович, — вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…»
Шариков аморален и глуп, у него нет ни чести ни совести. Он лишен даже зачатков нравственности и благородства. Свою новую жизнь он начинает играя на балалайке, пьянствуя и ругаясь. Он пристает к женщинам и портит мебель, устраивает в квартире потоп. Из пса Шарика получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают».
Шариков получает поддержку власти в лице Швондера, который видит в нем пролетария и полноценного члена общества. От пса у Шарикова осталась, пожалуй, только нелюбовь к кошкам. Швондер находит ему работу по душе — теперь он руководит отделом по отлову кошек.
Но и тут Шариков проявляет жестокость, не свойственную ни животным ни людям.
Профессор Преображенский стойко сносит проделки своего подопечного и поначалу питает надежду на его перевоспитание. Но поведение человека-пса с каждым днем ухудшается. Шариков переходит все границы когда пишет на профессора донос и угрожает его убить.
«Но кто он? Клим, Клим!….Вот что-с: две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали…..Хам и свинья…»
Преображенский делает «обратную» операцию» и на свет снова возвращается добрый ласковый пес Шарик. Словами профессора Преображенского автор как бы подводит черту, вывод: «Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей.» А настоящим зверем был не пес Шарик, а бездушный и жестокий Клим Чугункин.
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=325
«Собачье сердце» характеристика героев
Шарик — главный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», бездомный пес, которого подобрал и приютил профессор Преображенский. Это вечно голодный, замерший, бездомный пес, который скитается в подворотнях в поисках пищи.
В начале повести мы узнаем, что жестокий повар обварил ему бок, и он теперь боится у кого-либо просить еду, лежит у холодной стены и ждет конца. Но вдруг откуда-то доносится запах колбасы и он, не выдержав, следует за ней.
По тротуару шествовал загадочный господин, который не только угостил его колбасой, но и пригласил к себе домой. С тех пор, у Шарика началась совершенно другая жизнь.
Профессор хорошо ухаживал за ним, вылечил больной бок, привел в надлежащий вид и кормил по несколько раз в день. Вскоре Шарик стал отворачиваться даже от ростбифа. Остальные жители большой квартиры профессора также хорошо относились к Шарику.
Он в ответ готов был преданно служить своему хозяину и спасителю. Сам по себе Шарик был умным псом. Он умел различать на уличных вывесках буквы, точно знал, где магазин «Главрыба» в Москве, где мясные прилавки. Вскоре с ним произошло нечто странное.
Профессор Преображенский решил провести на нем удивительный эксперимент по пересадке человеческих органов.
Эксперимент удался, но Шарик после этого стал постепенно принимать человеческий вид и вести себя как прежний хозяин пересаженных органов — погибший в драке вор и рецидивист Клим Григорьевич Чугункин. Так Шарик превратился из доброго и умного пса в невоспитанного хама, алкоголика и дебошира по имени Полиграф Полиграфович Шариков.
«Собачье сердце» характеристика Преображенского
Преображенский Филипп Филиппович — центральный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», светило медицины мирового значения, хирург-экспериментатор, достигший замечательных результатов в области омоложения.
Профессор живет и работает в Москве на Пречистенке. У него семикомнатная квартира, где он и проводит свои опыты. Вместе с ним проживают домработницы Зина, Дарья Петровна и временно его помощник Борменталь.
Именно Филипп Филиппович решился провести уникальный эксперимент на бродячем псе по пересадке человеческого гипофиза и семенников.
В качестве подопытного он использовал бродячего пса Шарика. Результаты его эксперимента превзошли ожидания, так как Шарик стал приобретать человеческий вид. Однако в результате этого физического и психологического очеловечивания Шарик превратился в жуткого грубияна, пьяницу и нарушителя правопорядка.
Профессор это связывал с тем, что он пересадил псу органы Клима Чугункина — дебошира, вора-рецидивиста, алкоголика и хулигана. Со временем слухи о собаке, которая превратилась в человека, просочились в свет и творению Преображенского был выдан официальный документ на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Более того, председатель домкома Швондер вынудил Филиппа Филлиповича прописать Шарикова в квартире, как полноценного обитателя.
Шариков выступает полным антиподом профессора, что приводит к неразрешимому конфликту. Когда Преображенский попросил того съехать с квартиры, дело закончилось угрозами револьвером. Ни минуты больше не медля, профессор решил исправить свою ошибку и, усыпив Шарикова, провел вторую операцию, которая вернула собаке доброе сердце и прежний вид.
«Собачье сердце» характеристика Шарикова
Полиграф Полиграфович Шариков — главный отрицательный персонаж повести «Собачье сердце», человек, в которого превратился пес Шарик после операции профессора Преображенского. В начале повести, это был добрый и безобидный пес, которого подобрал профессор.
После экспериментальной операции по вживлению человеческих органов, он постепенно принял человеческий вид и вести себя как человек, хоть и аморальный. Его нравственные качества оставляли желать лучшего, так как пересаженные органы принадлежали умершему вору-рецидивисту Климу Чугункину.
Вскоре новообращенной в человека собаке дали имя Полиграф Полиграфович Шариков и вручили паспорт.
Шариков стал настоящей проблемой для профессора. Он дебоширил, донимал соседей, приставал к прислуге, выражался нецензурно, вступал в драки, воровал и много пил. В результате стало ясно, что все эти повадки он унаследовал от прежнего хозяина пересаженного гипофиза.
Сразу после получения паспорта он устроился на работу заведующим подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Цинизм и бездушие Шарикова вынудили профессора провести еще одну операцию по превращению его обратно в пса.
К счастью у него сохранился гипофиз Шарика, так что в конце повести Шариков опять стал доброй и ласковой собакой, без хамских повадок.
«Собачье сердце» характеристика Борменталя
Борменталь Иван Арнольдович — один их главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и ассистент профессора Преображенского. Этот юный доктор по натуре принципиально честен и благороден.
Он полностью предан своему учителю и всегда готов прийти на помощь. Его нельзя назвать слабохарактерным, так как в нужный момент он умеет проявить твердость характера. Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре.
Сразу после окончания учебы способный ученик стал ассистентом профессора.
В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и всячески старается защитить его и других персонажей. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую подобрал и приютил профессор.
В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. Со временем собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов — вор и рецидивист Клим Чугункин.
Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику выдали документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.
Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы. Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору пришлось провести повторную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.
«Собачье сердце» характеристика Швондер
Швондер — второстепенный персонаж повести «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл немаловажную роль во внедрении Шарикова в общество. Несмотря на это, автор не дает ему развернутой характеристики.
Это — не человек, а общественное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась густая копна вьющихся волос.
Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и всячески это демонстрирует.
Для Швондера самой важной вещью на свете является «документ», то есть бумажка. Узнав, что у Филиппа Филипповича в квартире проживает незарегистрированный человек, он тут же обязывает прописать его и выдать паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Его не волнует, откуда взялся этот человек и то, что Шариков это всего лишь собака, преображенная вследствие эксперимента. Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, нормативов и документов. Его даже не волнует то, что профессор совершил настоящий переворот в науке и медицине.
Для него Шариков — это просто очередная единица общества, жилец квартиры, которого надо поставить на учет.
Источник: https://kratkoe.com/sobache-serdtse-harakteristika-geroev/
Все, наверное, смотрели фильм «Собачье сердце» и/или читали одноименную книгу. Вроде бы всем очевидны положительные герои — Преображенский и Борменталь, а нехорошие — это , ясное дело, — Швондер и Шариков
Все, наверное, смотрели фильм «Собачье сердце» и/или читали одноименную книгу. Вроде бы всем очевидны положительные герои — Преображенский и Борменталь, а нехорошие — это , ясное дело, — Швондер и Шариков.
Но ведь фильм — это не роман! Большое влияние оказывает зрительное восприятие. Роль Преображенского великолепно сыграл симпатичный Евстигнеев . Шариков же даже на вид оказался каким-то неандертальцем.
И его претензии к профессору выглядели на экране нелепо (если не задумываться ). Профессор же смотрелся весьма убедительно. Да и товарищи из домкома оказались в телевизоре показаны неприятными субъектами — этакая смесь чекистов и гопников.
А Швондера сыграл клоун Карцев.
Задумайтесь — относились бы вы так же негативно к Шарикову и Швондеру, если бы их сыграли Миронов, Шукшин или Тихонов? И с таким же пиететом относились бы к Преображенскому сыграй его, скажем, Иван Бортник — знаменитый «Промокашка» из «Места встречи изменить нельзя»?
Ну да ладно, Швондер и товарищи из домкома — это тема отдельная. Но так ли положителен Преображенский? Все его считают умным, культурным, интеллигентным человеком. Но как-то мало обращают внимание на то — как он себя ведет.
Давайте рассмотрим:
«Собачье сердце» писалась, как известно, в 1925 году. Это НЭП, по выражению Ленина — «вынужденное отступление». Окончился период, охватывающий три года мировой войны, а потом четыре года войны гражданской. Голодно и холодно сейчас в Москве зимой. Простой народ в городе откровенно голодает. Безработица — жуткая (ведь у нас свободный рынок).
И вот в этом хаосе и разрухе читателю является профессор Преображенский. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт». Профессор в шубе «на черно-бурой лисе с синеватой искрой», на холодном ветру улиц гигантскими буквами взметается его реклама: «Возможно ли омоложение?».
Островок стабильности и благополучия в море советской действительности послевоенных лет.
И, конечно, квартира. «Я один живу и работаю в семи комнатах, — ответил Филипп Филиппович. — И желал бы иметь восьмую.
В общем, мне не хватает…»
Вот ведь бедняжечка…Сытно жрет, сладко пьет, имеет семи-комнатную квартиру, когда люди по землянкам да баракам ютятся, да желает себе ещё одну приобрести — для библиотеки.
Если кто не знает, то в то время было много людей, которым просто жить негде — переезд из землянки в барак за праздник считали…
Но за что ему всё это, что он делает такого ценного?
Ответ на поверхности: а) Производит аборты, занимается «омолаживанием», «поднимает» половые железы — все на дому, по расценкам «особые услуги — для особых клиентов». (Шарик, ещё пока Шарик выносит суждение — “Похабная квартирка”).
Его расценки — 10 рублей за одно посещение, так что обычная машинисточка, «получающая … четыре с половиной червонца» (т.е. 45 рублей в месяц) не придёт к нему лечить «верхушку правого лёгкого» и «женские болезни».
; б) Чинит больших советских начальников и пользуется их протекцией, шантажируя прекращением лечения, если к нему не отнесутся «по-особому». в) Для души занимается евгеникой, что очень близко к фашизму.
Единственным общественно-полезным пациентом из описанных был начальник «кровавой гэбни» — и по совпадению он был единственным, у которого что-то действительно болело, создавая угрозу жизни, а не требовало «омоложения», абортирования, или «поднятия» половой железы… И, как вы думаете, кого наш доктор шантажирует прекращением лечения, когда его просят потеснится на одну комнату? — Правильно! — Не растлителя, и не импотента, а того, кто действительно может ласты откинуть…. Если верить роману — человеку довольно неплохому. Как бы вы сегодня назвали врача, который лишь укоризненно качает головой растлителю и в милицию бежать не спешит?
Благосостояние Преображенского базируется не на какой-нибудь научной или производительной деятельности: он обслуживает тех самых людей, которые неожиданно пришли к власти и достатку и решили, что пришло их время, т.е.
тех, кто может тему реально заплатить хорошие деньги. А кто это был? — НЭПманы, взяточники, воры, …и конечно те, кому нельзя светится в больницах. Простого работягу, машинистку или крестьянина Преображенский не врачует.
Только того, кто может ему заплатить звонкой монетой.
Нынешний профессор Преображенский не стал бы вырезать рак у бедной офисной девочки или работяги с завода, но с интересом бы отнесся к предложению, подкрепленному баблом.
Как ни дико звучит, но профессор Преображенский — фашист. Вот отрывок из романа: «Я заботился о совсем другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы.
» — Не напоминает печально известного Адольфа? Этакий доктор Менгеле.
А вот следующий пассаж Преображенского: «Человечество… в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».
Т.е. по Профессору Преображенскоу — имеется рождение нескольких десятков гениев в год, а остальное — мразь… Самого себя к «мрази» наш профессор, разумеется, не причисляет.
У Филиппа Филипповича нет Родины — ему всё равно где жить (заявляет об этом в телефонном разговоре с таинственным Петром Александровичем, когда к нему пришли из домкома). Для него безразлично — какая власть, лишь бы была сильной и лишь бы был порядок.
Откровенно говоря, результат эксперимента профессора Преображенского симпатичен мне не более, чем сам профессор. Все отрицательные характеристики Шарикова, все его «отнять и поделить» — отвратительны. Проблема, однако, заключается в другом.
«Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович, — вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…..
Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества!» Воспитание, возможно, сделало бы из Шарикова «хоть сколько-нибудь приемлемого члена социального общества».Этого шанса, однако Преображенский ему не предоставил.
Более того, он даже не делал серьезной попытки его воспитать. Преображенский, по-сути — отец Шарикова, он за него в ответе. Но воспитать не смог, должного терпения в научении отпрыска не имел, а действовал тупыми запретительными методами, типа сжигания книги в печке.
Затем и вовсе ужас — Преображенский, потерпев фиаско в воспитании, считая, что эта личность доставляет ему дискомфорт — эту личность убил. Это по-человечески — убивать того, кто тебе неприятен?
Преображенского противопоставляют Швондеру — но равны ли силы? С одной стороны — образованный, элитный, “упакованный”, с деньгами, “этот солонину жрать не будет”- профессор, имеющий надёжную “крышу” в лице загадочного “Петра Александровича”, а с другой стороны — “неэлитный”, необразованный, без “крыши” и особых талантов преддомкома.
Швондер, тем не менее, ведет себя куда как достойнее своего оппонента. И после разговора с этим самым Петром Александровичем обескураженно роняет: “Это какой-то — позор!”.
Обсудим?
Источник: https://xn--b1agop3c.xn--p1acf/istoricheskie-fakty/vse-navernoe-smo/
Почему мне дороже управдом еврей Швондер, чем русский доктор Преображенский (очень неожиданный поворот с комментариями Пучкова — Гоблина)
Чувствуется, что сам Булгаков ненавидел созданный им персонаж — мелкого советского служащего — Швондера. Альтернативная версия трактовки образа Швондера. (Эмоционально не сдержанным просьба не читать. Гневные отзывы не оставлять. Швондеры обычно пишут — «Швондер таки потомство дал»).
Автор не найден.
А благодаря талантливой игре Карцева образ Швондер стал крайне неприятен и для большинства поклонников Булгакова.
Но давайте задумаемся: кто такой Швондер, каково его происхождение?
Отец Швондера да и он сам, скорее всего жили в черте оседлости, которая просуществовала фактически до 1915г., и на него, как на лицо еврейской национальности, распространялись Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам.
То есть, до революции Швондер не имел права жить не то что в Калабуховском доме, а вообще в городе, даже в подвале, под ногами Преображенского.
Скорее всего Швондер не участвовал в революционном движении, а свою большевистскую карьеру он начал после 1917 года. Возможно, что до революции он был ремесленником или приказчиком. Революция дала ему возможность покинуть своё местечко и приехать в Москву.
Именно крушение старых порядков дало Швондеру возможности полноправного гражданина, и было бы странно, если бы он любил «старорежимных». В профессоре Преображенском он видел и чувствовал своего личного врага, и это вполне естественно: сын архиерея, т.е.
одного из своих гонителей, без труда получивший медицинское образование, совершенно недоступное таким как Швондер, открыто заявляющий, что он “не любит пролетариат” — т.е. всех тех., у кого нет 7 комнат и прислуги.
Конечно, для «кухонных интеллигентов» Профессор Преображенский, в отличие от Швондера, такой из себя белый-пушистый-позитивный)))) Ведь у него служанка, восемь комнат, ковры, книги, уважаемое имя и житейская философия. И большие связи — может одним телефонным звонком смахнуть Швондера, как надоедливую муху.
А что Швондер? Утрется трудяга Швондер и пойдет дальше своим кружком хорового пения руководить, после работы, естественно….
Ведь Швондер — простой работяга — служащий, вкалывающий в голодном городе за продпаек: журналы в помощь детям Германии распространи, культурный быт пропитым пролетариям обеспечь, жильцов уплотни, рассели тех баб с детишками, что по баракам ютятся, да еще и проследи, что бы они паркет не жгли… Не хочет богатый Преображенский журналы покупать? Уплотнятся не хочет, блат имеет, один в семи комнатах живет и восьмую требует? А хоть наизнанку вывернись, Швондер, это твои проблемы.
Можно сколь угодно называть Швондера бюрократом, чинушей, но некоторые его поступки говорят сами за себя:
ПЕРВОЕ Пытается «уплотнить» профессора. Плохо это или хорошо? У профессора 7 жилых комнат, не принадлежащих ему — в них он только живет (ведь он не говорит что хочет КУПИТЬ восьмую комнату, он хочет что бы ее ему ВЫДЕЛИЛИ).
Думаю, если Вы председатель домкома, а у Вам надо подселить мать с двумя детьми (к примеру), которые живут в бараке зимой, то прислуга профессора могла бы и потеснится или профессор мог бы аборты делать да члены импотентам «поднимать» не на дому, а в больнице…
ВТОРОЕ В отличие от профессора обеспокоен судьбой Шарикова как ЧЕЛОВЕКА, а не как результат занятного эксперимента. Да он дает ему не ту литературу! — Но Преображенский не делал и этого;
ТРЕТЬЕ Еврей и большевик Швондер, а не русский аристократ от медицины Преображенский — потребовал оформить документы Шарикову как ЧЕЛОВЕКУ и устроил на работу . Т.е.
сделал все ,чтобы Шариков стал членом общества. Для Преображенского Шариков так и остался всего лишь результатом эксперимента.
Он получил свои 15 минут славы ,после чего забил на воспитание Шарикова , найдя оправдание ,что дело в дурной наследственности.
В то время как Швондер…Пусть топорно, неумело, но осознано он пытался делать из Шарикова полезного члена общества.
И если смотреть в сухом остатке — даже преуспел.. Шариков начал РАБОТАТЬ, сделал какую ни какую, но карьеру, и даже попытался устроить личную жизнь.. Но Преображенский сначала расстроил намечающийся брак Щарикова, рассказал его невесте прошлом своего «пациента» , а потом вообще как личность- убил. Подозреваю, что из-за семи комнат…
P/S/ В ДОГОНКУ…Преображенский стар, детей-жены нет и не упоминается даже — т.е. старый холотстяк, но при нем, как преданная собачка, смотрит влюбленными глазами, молодой доктор Борменталь… Стремно как то )))
Источник — maxpark
Источник: http://isroe.co.il/pochemu-mne-dorozhe-upravdom-evrej-shvonder-chem-russkij-doktor-preobrazhenskij/
Тайны фильма “Собачье сердце”
25 лет назад, в конце 1988 года, состоялась премьера телефильма «Собачье сердце» Владимира Бортко по одноименной повести Михаила Булгакова. С тех пор популярность этого двухсерийного шедевра только росла, он неизменно входит в топы советских/российских фильмов.
Выражения профессора Преображенского вошли в обиход: «Разруха не в клозетах, а в головах», «Дайте мне такую бумажку, чтобы это была броня», «Не читайте утром советских газет!» Здравый смысл ученого противопоставлялся революционному абсурду, который воплощали на экране Швондер и Шариков, чьи фразы тоже стали крылатыми: «Абырвалг», «Это какой-то позор, профессор», «Котов душили, душили», «Все отнять и поделить», «В очередь, сукины дети, в очередь».
«Вести» решили разобраться в научной, революционной, художественной и даже музыкальной составляющей бессмертного произведения.
НЕМЕЦКИЙ БОБИКОВ И ЧИЧЧОЛИНА
Повесть была написана Михаилом Булгаковым в 1925 году. Ее должны были напечатать в альманахе «Недра», но соратник Ленина, член Политбюро Лев Каменев ее запретил, начертав отрицательную резолюцию: «Это острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя». И впервые повесть была опубликована в 1968 году за границей — в ФРГ и Англии.
Первая экранизация тоже была за рубежом: режиссер Альберто Латтуада поставил итальяно-немецкую картину «Собачье сердце» (итал. «Cuore di cane», нем. «Warum bellt Herr Bobikow?» — «Почему лает господин Бобиков?») в 1976 году. Фильм отразил разочарование в цветочных революциях хиппи конца 60-х: швондеры и шариковы воплощали разрушителей революционных иллюзий студенчества.
В роли Преображенского снялся известный шведский актер, дважды номинант на «Оскар» Макс фон Сюдов, а одну из эпизодических ролей исполнила будущая порнозвезда Чиччолина.
Публикация в СССР «Собачьего сердца» случилась в журнале «Знамя» только в 1987-м, через 62 года после написания. Владимиру Бортко дал почитать этот журнал на «Ленфильме» режиссер Сергей Микаэлян. «Я знал другие известные произведения Булгакова, того же «Мастера и Маргариту», но «Собачьего сердца» не читал», — рассказал нам Владимир Владимирович.
Монолог профессора мгновенно захватил Бортко, он решил снимать. Цензурных проблем с этой картиной, несмотря на ее остроту, не возникло — на дворе гремела перестройка. В отличие от картины Бортко «Блондинка за углом» с Андреем Мироновым, которая пролежала на полке два года — до 1984-го. Кстати, эта картина и принесла режиссеру первую известность.
ФИЛЬМ СНЯТ НЕ ТОЛЬКО ПО ПОВЕСТИ
Зрители после премьеры «Собачьего сердца» бросались читать повесть, но многих шуток и сцен не находили. Дело в том, что сценарий Владимир Бортко вместе с супругой Натальей написали не только по повести — они сделали выжимки из рассказов и фельетонов писателя.
Сошедший с ума дворник, которому библиотекарь, чтобы отделаться, посоветовала читать тома энциклопедии — из фельетона «Самоцветный быт», пророчица в цирке — из рассказа «Мадмазель Жанна» («Дура, делай умное лицо!»), вызов духов — из «Спиритического сеанса», а «звездины» Клары и Розы, которые проводил Швондер, — из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева». Эти сценки и остроты не только придали блеск картине.
«Используя булгаковские рассказы, — поделился с нами режиссер секретом, — мы раздвинули рамки квартиры, где происходит действие повести. Теперь там была улица, цирк». Кстати, московские улицы «сыграл» Питер, поскольку съемки проходили на «Ленфильме».
ПРОФЕССОРЫ ПРЕОБРАЖЕНСКИЕ И БОРМЕНТАЛЬ
На роль Преображенского пробовались звезды первой величины: Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик. Выиграл «тендер» Евгений Евстигнеев, и эта роль пришлась ему очень кстати. После раздела МХАТа между Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, Евстигнеев остался с последним.
Но попросил главрежа, поскольку недавно перенес инфаркт, не давать ему новых ролей, а только доигрывать старые. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча рубанул: «Так иди на пенсию…» У Евстигнеева был шок. Именно в таком состоянии он и явился на кинопробы.
Так что сам он в тот период испытывал чувствительные удары судьбы, которые выпали и на долю Преображенского. «Все актеры на пробах замечательно играли, но Евстигнеев был точнее», — вспоминает Бортко. Сын артиста, Денис Евстигнеев, заметил: «Фильм буквально спас отца. Он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал сцены.
Картина стала для него опорой в тот тяжелый период». Многие отмечали проникновенность манеры Евстигнеева в этой роли, которую он сам называл потом любимой. Что касается доктора Борменталя, его режиссер сразу увидел в Борисе Плотникове, тогда актере Московского театра сатиры. «Плотникова я моментально утвердил, — говорит нам Бортко.
— И был им очень доволен». Плотников побаивался играть с именитым артистом, но Евстигнеев сказал: «Мы с вами равны, коллега» — и робость прошла.
ШАРИКОВЫ И ШАРИКИ
На роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова пробовалось более десятка претендентов. Ярким среди них был Николай Караченцов, органично озвучивший пса-гасконца в мультфильме «Пес в сапогах», снятом по мотивам «Трех мушкетеров» (1981).
«Караченцов талантливо изображал пса, но его актерское амплуа — герой-любовник, а мне нужен был в одном образе пес и алкоголик», — говорит Бортко. Владимира Толоконникова отобрали по актерской фотобазе, которая была на всех крупных студиях, — он служил в Алматинском русском театре им.
Лермонтова (как мы узнали, он там работает и сейчас, а после «Собачьего сердца» одна из его самых ярких ролей была в фильме «Хоттабыч» в 2006-м, где он сыграл старика-джинна). Толоконников на кинопробах так колоритно произнес тост: «Желаю, чтобы все!», что у режиссера отпали сомнения.
«Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток, — говорит режиссер. — Разумеется, это была не водка, а вода. Но выпил он очень убедительно». Роль Шарика исполнила дворняга по кличке Карай. Он был выбран из нескольких претендентов — членов собачьего клуба «Дружок». «Это был умнейший пес, — говорит режиссер.
— Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля». Карай впоследствии стал «кинозвездой», снявшись в картинах «Свадебный марш», «Переэкзаменовка», «Рок-н-ролл для принцессы» и «Навеки 19-летний».
ПИВА НЕ ПРЕДЛАГАТЬ. ТОЛЬКО КОНЬЯК!
Известно, что Евгений Евстигнеев «для куража» любил выпивать 50 грамм коньяка перед выходом на сцену или перед съемками. Толоконников рассказывал, что из-за театральных передряг Евгений Александрович стал все больше приносить на съемки спиртного. И делился с Толоконниковым.
Фраза из фильма «Пива Шарикову не предлагать!» обернулась в закадровую: «А не налить ли Шарикову?» Владимир Бортко рассказал нам о конфликте с Евстигнеевым на этой почве: «Евгений Александрович решил, что съемок уже не будет сегодня. И очень хорошо выпил. Произошел тяжелый разговор.
Но после этого подобных конфликтов с ним уже не было. Спиртное на площадке больше Евстигнеев не употреблял».
РЕВОЛЮЦИЯ И ПАРАЗИТЫ
«Собачье сердце» — фильм-предупреждение о том, что социальные и научные революции несут побочные эффекты. Преображенский в финале говорит с разочарованием: «Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей!»
Что касается сатирического изображения социальных реформ, режиссер Бортко замечает: «Поймите, я не против революции. Я против идеологических паразитов, которых она часто порождает. Включите телевизор — Швондеры и Шариковы вещают оттуда. Картина вырабатывает иммунитет к ним, что, наверное, и объясняет долгожительство фильма. Его, кстати, часто показывают перед выборами».
НА ЧАСТУШКИ ВДОХНОВИЛ ЕСЕНИН
Запоминаются в фильме и песни «Суровые годы уходят», «Частушки Шарикова» барда Юлия Кима («Бумбараш») на музыку Владимира Дашкевича («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»).
«В книге Булгакова написано: «Поют», — рассказывает Бортко. — Но что? Я заказал песни Дашкевичу и Киму. Они замечательно написали. Но потом я понял, что, когда Шариков танцует, ему частушки нужны.
Как у Есенина в поэме были, вроде таких: «Пароход плывет мимо пристани — будем рыбу кормить коммунистами».
И опять позвонил Киму, а через день он мне по телефону продиктовал: «Эх, яблочко, ты мое спелое, а вот барышня идет, кожа белая, Кожа белая, шуба ценная, Если дашь чего, будешь целая» и т. д.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЛЮДЬМИ И ЖИВОТНЫМИ
Нам стало любопытно узнать, насколько реалистичны были опыты Преображенского по омоложению.
«В 20–30-е годы пересаживанием яичек от обезьяны пожилым мужчинам делал русский эмигрант во Франции — доктор Серж Воронов, — рассказал нам заместитель директора Института геронтологии, профессор Валерий Шатило. — Но это давало временный эффект, на несколько месяцев. К тому же существовала реальная опасность занести вирус».
Преображенского из наших современников по смелости и уникальности экспериментов напоминает директор Института генетической и регенеративной медицины, академик Геннадий Бутенко: «Мы решили сшить двух мышей. Молодое и старое животное. И, к своему удивлению, увидели, что старое не помолодело, а молодое, наоборот, стало старым. Механизм старения доминирует».
Тот же эффект наблюдался и при пересаживании стволовых клеток. По поводу пересадки органов от собаки к человеку Бутенко сказал нам: «Это опасно. Срабатывает видовой барьер — когда органы отторгаются иммунной системой».
Из последних омолаживающих веществ академик назвал рапамицин — антибиотик, замедляющий развертывание программ старения. И резерватрол — вещество из красного вина. «Однако, чтобы получить омолаживающий эффект от этого вещества, в день нужно выпивать не менее пяти литров красного вина. Быстрее станешь алкоголиком», — смеется академик.
По его мнению, науке будущего нужно копаться в геноме: «В прошлом году конгресс США выделил для изучения генома человека $9 млрд. Преображенский теперь должен быть генетиком.
Но не нужно надеяться на рывок в этой области. И вариации на тему «Собачьего сердца» — на сегодня лишь фантастика.
Ко мне приходят писатели, чтобы я им подсказал реальный сюжет для книги, но революционных переворотов в этой сфере не предвидится».
Источник: https://vesti-ukr.com/kultura/29275-tajny-filma-jubiljara-sobache-serdce