Чем отличается учебник от учебного пособия?
Кто наш лучший друг в школе и университете? Кто-то скажет сон, но нет — учебник, к которому хочешь — не хочешь, но все равно возвращаешься; хотя бы затем, чтобы шпаргалку написать или отксерить очередную страничку. В общем, мысль одна — учебники есть, были и будут, и никуда нам от них не избавиться.
Кто-то скажет, а для чего они нужен? Вот тут и включается мыслительный процесс, по большей части с фантазией. Но для начала немного скучной терминологии.
Учебником считается главный источник знаний по конкретному предмету, а написан он по всем требованиям, правилам и стандартам учебного процесса. Если говорить простым и доступным языком, то учебник помогает хоть немного расширить свой кругозор и быть на одной волне с учителем, преподавателем.
Задачи учебника:
• Мотивация, то есть учебник должен заинтересовать читателя и удержать за чтением, как минимум — до середины, как максимум — до последней страницы.
• Информация, то есть в учебнике обязательно имеется какая-то гениальная мысль, которую автор старается донести до читателя. Вот ее нужно найти, иначе время на чтение будет потрачено впустую.
Казалось бы, учебник создан во благо, но почему же тогда многие ученики и студенты мечтают растопить им печку и навсегда избавиться от ненавистной ноши?
К сожалению, на этот вопрос не может найти ответа ни один даже самый квалифицированный преподаватель и учитель.
Колоссальная польза учебников
Мотивация и информация не становятся стимулом для учащихся, однако со временем приходит полное осознание, насколько важны учебники, и что без их существования учебный процесс попросту сводится на нет.
В свое время я не любила читать, и даже возникало такое ощущение, что буквы давят на мозги.
Советуем почитать: Что такое учебник?
Сегодня же понимаю всю пользу этой справочной литературы, и хотелось бы поделиться ценными соображениями, наблюдениями, выводами и предложениями:
• Учебник помогает сдать экзамены;
• Учебник расширяет кругозор;
• Учебник помогает списывать;
• Учебник — надежная подсказка;
• Учебник — дельный советчик;
• Учебник — преданный учитель.
В дополнении к своим словам остается только добавить, что если бы не справочная информация и многочисленные учебники, то об индивидуальном обучении и, тем более, само просвещении и речи быть не могло; а мир науки как минимум обеднел бы на пару тысяч великих деятелей.
Так что мы должны уважать учебники и понимать их ценность для себя и будущего.
Учебные пособия, как удачная и удобная альтернатива
Вполне закономерно, что нелюбовь учеников и студентов к учебникам должна была придумать какую-то альтернативу. Вот как раз ей и стали многочисленные учебные пособия, которые, как ни странно, вызывают больше доверия к учебному процессу. Они имеют ряд преимуществ на фоне унылых учебников. Это:
• Емкость информации;
• Краткость изложения;
• Тезисное оформление разделов;
• Небольшие габариты, идеально подходящие для шпаргалки.
В общем, очевидно, что современные студенты выбирают ту справочную литературу, которая компактная и удобная, да и читать много не приходится. Это мысли студентов, но что думают преподаватели, к какого рода литературе они склонны?
Виды учебников
Многие считают, что все учебники одинаковые, а созданы лишь для того, чтобы утомлять студентов и вызывать чувство повышенной сонливости. На самом деле учебник учебнику рознь, а знающие люди предлагают следующую классификацию:
1. Практикум — печатное издание, которое позволяет закрепить полученные знания практическим методом. То есть студент может применить теорию на практике, разрешив задания по теме различного уровня сложности, подробно изложенные в практикуме.
Как правило, такой учебник нужен после внимательного изучения теории, а в своем содержании представляет задачи, а не утомительную теорию, статистику и определения.
2. Хрестоматия — емкий сборник статей по специальности и заданной тематике, дополненный иллюстрациями, пояснениями и ссылками. В ее составе присутствуют документы, литературные произведения и фрагменты из них, а каждый текст обязательно имеет ссылку на первоисточник, откуда была взята столь важная информация.
3. Словарь-справочник — это сборник важных терминов, которые при изучении конкретной темы по конкретной специальности остаются непонятными для восприятия.
Вся предоставленная информация требует не только прочтения, но и изучения наизусть, поскольку определения нужно заучить, а не рассказывать близко по смыслу, теряя при этом важные прилагательные или глаголы.
4. Справочник — это печатное издание, которое имеет практический и прикладной характер одновременно, при этом характеризуется систематической структурой — чаще всего по алфавиту заглавий.
5. Энциклопедия — это обязательное в любой сфере знаний печатное издание, которое содержит основные сведения по одной или всем темам, при этом содержание изложено в краткой форме и сортировано по алфавиту.
Виды учебных пособий
Конечно, говоря об учебниках, не стоит переоценивать полезность и значимость учебной литературы, которая также помогла получить диплом далеко ни одному студенту.
Советуем почитать: Что такое учебно-методическое пособие?
В данном случае также имеется условная классификация, о которой знают далеко не все студенты, или просто не хотят знать:
1. Учебно-методическое пособие;
2. Учебно-наглядное пособие;
3. Каталог;
4. Атлас;
5. Конспект лекций.
Зная особенности каждой справочной литературы, становится ясно, что предоставить информацию в полном объеме учебное пособие, увы, не способно.
Да и не должно, поскольку его главная задача — тезисно и кратко систематизировать полученные из учебников знания.
Учебные пособия выпускают по всем специальностям, включая инженерно-технические, экономические, социальные, юридические, экономические, психологические и прочие.
Субъективное мнение преподавателей
Конечно, все студенты склонны к минимализму, но преподаватели имеют несколько иное мнение об учебном процессе и его характерных особенностях.
Для себя они решили, что учебник — это основной источник информации, тогда как учебные пособия всего лишь суммируют полученные знания и выделяют главное.
Современные студенты не особенно стремятся к знаниям, поэтому крайне редко штудируют учебники в поисках «зерна истины» и саморазвития. Они живут по принципу: «Не знал, но вспомнил; сдал и забыл».
Именно поэтому преподаватели, чтобы хоть какие-то знания вложить в голову своих учеников, в качестве основного источника информации соглашаются на учебное пособие, но приветствуют студентов, которые на парах демонстрируют углубленные знания.
На какую оценку приходится рассчитывать?
Если студент в качестве главного источника знаний выбирает учебное пособие, то получить выше «тройки» ему будет сложно.
Это объясняется просто: материала, который дает методичка, недостаточно, чтобы во всех красках и подробностях осветить тему. Конечно, студент получает незначительное представление по изучаемой теме, однако его вовсе недостаточно для высшего балла.
Если же в дополнении к учебному пособию студент ознакомится с учебниками, причем во множественном числе, то у него имеются все шансы получить пятерку и заслужить уважение преподавателя.
Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?
Так что каждый выбирает себе сам, чего хочет от учебы — просто сдать предмет или получить важную информацию по теме и высший балл.
А вообще, качественная подготовка домашнего задания или экзамена должна опираться на учебные пособия, учебники, лекции, методички и другие печатные издания, которые могут предоставить хоть какую-то информацию по теме.
Сравнительная характеристика учебника и учебного пособия
Итак, попытка разобраться и сравнить два этого справочника увенчалась успехом, а собственные наблюдения позволили выяснить такие немаловажные нюансы:
• Учебник дает общие знания по теме, а учебное пособие — узкоспециализированные;
• Учебник задействует чаще иллюстрации, а учебное пособие — таблицы и графики;
• Учебник написан доступным языком, а учебное пособие активно использует сложную терминологию;
• Учебник стоит дороже, а позволить себе покупку учебного пособия может любой студент — бюджетник;
• Учебники пишут легендарные светила науки, а учебные пособия — местные преподаватели, доценты и профессоры.
• Учебник пользуется авторитетом в массах, а учебное пособие привлекает по большей части ленивых студентов.
И, тем не менее, современный учебный процесс позволяет, пользуясь одними учебными пособиями, окончить университет без «троек», регулярно получать стипендию и стать обладателем ценных знаний по специальности.
Конкурент учебников и учебных пособий
Если раньше конкурировали учебники и учебные пособия, то сегодня лидерство отвоевал интернет, который предлагает всем своим пользователям неисчерпаемый источник информации, причем для него не существует вопросов без ответа и сложных тем.
С появлением всемирной паутины получение знаний стало доступным и неограниченным, в частности было решено ряд проблем с написанием рефератов и самостоятельных работ, а также многие задачи нашли свое верное и не всегда традиционное решение.
Так что теперь всемирная сеть заменяет студентам справочники и учебные пособия, причем неплохо справляется со своими прямыми обязанностями.
Вывод: В целом, неважно, что студент использует для получения знаний, ведь имеет значение уровень его подготовки к парам, практическим занятиям и сессии.
Каждый выбирает для себя ту альтернативу, которая позволит ему хорошо учиться, получать стипендию, а в дальнейшем стать обладателям диплома о высшем образовании и гордого звания «молодой специалист».
Теперь ты знаешь о том, чем отличается учебник от учебного пособия.
C уважением, команда сайта советстуденту.рф
Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/na-parax/chem-otlichaetsya-uchebnik-ot-uchebnogo-posobiya/
Как написать учебное пособие — Молодой ученый
У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.
Учебное пособие и учебник: различия и связи
Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой.
В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы.
Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.
https://www.youtube.com/watch?v=bVo1MNqBceo
В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.
Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.
Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.
Также рекомендуем: Листы: печатные, авторские и другие
С чего начать
Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:
- углубление теоретических знаний по предмету;
- практическое изучение дисциплины;
- самостоятельная работа студентов;
- подготовка к экзамену;
- написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.
Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.
Структура учебного пособия
Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.
В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.
Аннотация
Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.
Оглавление
В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.
Введение
Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия.
По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы.
Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.
Основная часть
Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.
Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.
Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться.
Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла.
Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.
Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998].
Кибернетика — наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.
: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)
Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.
Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой.
Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции.
Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.
Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:
Все люди смертны.
Кай — человек.
________________________________
Следовательно, Кай смертен.
Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)
При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.
Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.
В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.
Также рекомендуем: Научный стиль
Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.
Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.
Кроме вопросов, дидактический материал может включать:
- таблицы;
- задания для самостоятельной работы;
- темы докладов, рефератов, курсовых работ;
- упражнения;
- тесты;
- задачи;
- списки дополнительной литературы по теме;
- домашние контрольные работы и др.
Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.
Заключение
В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.
Библиографический список
Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.
Также рекомендуем: Как оформить список литературы
Оформление учебного пособия
Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.
Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:
- Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
- Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.
Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.
Как напечатать учебное пособие
Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов.
Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень.
К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).
Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила.
В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК).
Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.
Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.
Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.
Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!
Источник: https://moluch.ru/information/kak-napisat-uchebnoe-posobie/
Некоторые правила написания учебных пособий
Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.
Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».
Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:
Учебные издания:
- учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
- учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
- рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
- самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
- хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
- практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
- задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
- учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
- учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник — это основная учебная книга по конкретной дисциплине.
В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине.
Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».
Таким образом, первая особенность учебного издания — это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)
Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:
- вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
- задания к семинарскому занятию;
- задания для самостоятельной работы дома;
- разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
- различные виды тестов;
- задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
- задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
- задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
- темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.
Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.
Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами — словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.
Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию.
Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине.
Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
Структура учебного издания может быть такой:
Оглавление (обратите внимание — именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.
Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает.
Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.
Источник: http://izd-mn.com/nekotoryie-pravila-napisaniya-uchebnyih-posobiy.html
Библиографическое описание монографии ❋ Юношеская библиотека Республики Коми
Чем отличается учебник от монографии? Такой вопрос часто звучит от студентов-первокурсников, которые только готовятся писать свою первую научную работу.
Важной частью написания научной работы является составление библиографического описания на монографию, учебники, сборники научных трудов и другие издания в списке использованной литературы.
Данная памятка предназначена в помощь учащейся молодежи.
По межгосударственному стандарту ГОСТ 7.60-2003 издания делятся по характеру информации на три группы: 1) научные и научно-популярные; 2) учебные; 3) справочные.
К первой группе относятся монографии, сборники научных трудов, материалы конференций.
Что же такое монография?
Моногра́фия (от греч. monos — «один, единый» и grapho — «пишу») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы.
В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.
Иногда можно встретить некорректную интерпретацию слова «монография» — «пишет один человек», хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив.
Перед изданием в виде книги рукопись монографии должна пройти рецензирование специалистов по профилю монографии, имеющих ученую степень. Сведения о рецензентах указываются в выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не менее двух. Если сведения о рецензентах не указаны в выходных данных книги, такое издание не считается научным.
Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.
При защите учёной степени монография может быть представлена в качестве диссертации.
Монография
Библиографическое описание монографии:
Кочерган, Л. И. Жизнь на сломе эпох: коми архитектор А. В. Холопов: моногр. / Л. И. Кочерган.- Сыктывкар: [б. и.], 2012. — 223 с.
Коллективная монография
Библиографическое описание коллективной монографии:
Макроэкономическая динамика северных регионов России: моногр. / Ю. А. Гаджиев, В. И. Акопов, Д. В. Колечков и др.; отв. ред. В. В. Фаузер. — Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 2009. — 331 с.
Сборником научных трудов называется издание, содержащее исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Сборник научных трудов
Библиографическое описание сборника научных трудов:
Европейский Север: локальные группы и этнические границы: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т языка, лит-ры и истории; отв. ред. О. И. Уляшев. — Сыктывкар, 2012. — Вып. 71. — 230 с.
Материалы конференции (съезда, симпозиума) публикуются в сборнике, содержащем итоги конференции в виде докладов, рекомендаций, решений.
Материалы конференции
Библиографическое описание материалов конференции:
«Память предков: национальный эпос и фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы» в рамках 170-летия карело-финского эпоса «Калевала»: материалы науч.- практ. конф., Сыктывкар, 1-3 нояб. 2005 г. / [сост. М. Н. Залесская, Е. А. Булышева]. — Сыктывкар: [б. и.], 2005. — 138 с.
Чем отличается учебник от учебного пособия?
Учебником называется издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
А учебное пособие дополняет или заменяет частично или полностью учебник.
К учебным изданиям относят еще учебно-методическое пособие: учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
Библиографическое описание учебника:
Коми литература: 11-öд кл. велöдчан небöг / сост. В. Н. Демин. — Сыктывкар, 2000. — 190 с.
Библиографическое описание учебного пособия:
Кожуховская, Н. В. Литературный процесс и эволюция картины мира: учеб. пособие по спецкурсу / Н. В. Кожуховская. — Сыктывкар, 2002. — 78 с.
Библиографическое описание учебно-методического пособия:
Большаков, Н. М. Дипломное проектирование: учеб.-метод. пособие / Н. М. Большаков, Б. П. Евдокимов. — Сыктывкар: СЛИ, 1999. — 142 с.
Библиографическое описание хрестоматии:
Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 775 с.
Третью группу изданий составляют энциклопедии, словари, энциклопедические словари (справочные издания).
Энциклопедией называют справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
Примечание: В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную, специализированную, региональную энциклопедии.
Словарь — это справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.
Энциклопедический словарь — энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.
Библиографические описания словарей и энциклопедий:
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Азъ, 1994. — 907 с.
Социальная философия: слов. / под общ. ред В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. — М., 2003. — 558 с.
Это основные сведения для правильного оформления описания на основные виды изданий, которые включаются в список использованной литературы. Однако в список использованной литературы учебных и научных работ включаются не только учебники и монографии, поэтому обратитесь к другой нашей консультации “Как составить список использованной литературы”.
Монография — что это такое?: памятка для студентов / сост. В. Ситникова. — Сыктывкар, 2015. — 4 с.
Источник: http://unkomi.ru/v-pomoshh-studentu/bibliograficheskoe-opisanie-monografii/
Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия
Как вполне определившийся в общей типологической системе изданий тип учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевое назначение.
Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изданий.
Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные пособия, методические указания.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику.
Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы.
В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
Методическое пособие — это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях.
Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов.
Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования.
Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дисциплины.
Главная задача учебно-методического пособия — осветить основные разделы научной дисциплины с точки зрения методики их преподавания.
Поэтому, если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недостатки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-методическое пособие.
Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика. Вам понадобится:
- – опыт преподавательской деятельности;
- – информационная база.
Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение.
Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом. При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники.
Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки. Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний.
Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.
Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения.
Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.
Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического пособия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.
Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность, но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.
Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу.
Старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами.
Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.
Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.
Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.
Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.
Включите в каждую тему, кроме теоретической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры.
Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов. Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы.
Кроме того, постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.
В качестве источников выбирайте не только привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.
Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.
Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.
Общий порядок разработки учебного издания:
- Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса.
- Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.
- Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.
- Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса.
- Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.
В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга.
Согласно первому первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем дается их раскрытие; согласно второму — сначала рассматриваются частные проблемы, подводящие студента к общим выводам и определениям.
Различают несколько видов и способов выполнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учебно-методическое указание, методическое руководство (указание) или руководство к практическим (лабораторным) занятиям.
В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.
Основные требования к содержанию учебного пособия:
- преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
- тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
- реализация принципов обеспечения вну-тридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;
- междисциплинарные связи;
- обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;
- использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.
В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:
- проводить научный анализ;
- делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;
- видеть перспективы развития соответствующей области науки;
- пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.
Ключевые требования к тексту учебного пособия:
- текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;
- текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;
- обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
- учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
- использует возможности поясняющих и дополнительных текстов.
Фамилия автора: Н.Г. Лаптева, Р.Е. Умербаева
Источник: https://articlekz.com/article/9479
Как написать учебно-методическое пособие
Инструкция
Создайте для себя источник мотивации, который будет продвигать вас в литературном творчестве.
Бывает, что человек вроде бы и готов что-нибудь написать, но постоянно откладывает такую работу, ссылаясь на нехватку времени или обстоятельства.
Работу над книгой будет начать значительно легче, если вы будете помнить о конечном результате. В самом деле, разве не приятно будет взять в руки книгу, на обложке которой значится ваше имя?
Выделите время для литературного творчества. Вероятнее всего, вам придется пожертвовать многими удовольствиями. Первый шаг к успеху — ежедневная, пусть и небольшая работа над рукописью. Лучше писать по одной-две страницы ежедневно, чем пытаться выжать из себя несколько десятков страниц в один из выходных дней.
Приступая к творчеству, хорошо подумайте, о чем будет ваша книга. Писать качественно и легко можно лишь о том, что вам близко, в чем вы хорошо разбираетесь.
В основу книги можно положить реальные события из вашей жизни, наблюдения за действительностью, рассказы ваших друзей.
Если вы затрудняетесь выбрать центральную идею и направленность произведения, смените обстановку, постарайтесь набраться новых впечатлений, которые станут толчком к творчеству.
Заведите привычку всегда иметь при себе блокнот или записную книжку. Идеи и интересные образы могут посетить вас в любой момент и в самой разной обстановке. Делайте в блокноте пометки, записывайте туда мысли, которые могут пригодиться при написании произведения.
Продумайте сюжет повествования. Чтобы произведение пользовалось успехом у читателя, в его основе должен лежать конфликт, столкновение каких-то противоположных тенденций. Бесконфликтный сюжет может в итоге вылиться в скучное и серое повествование, в лишенное живости и монотонное перечисление событий.
Поработайте над образами героев книги. Они имеют ключевое значение в произведении. Представьте персонажей живыми людьми, которые могут иметь не только неоспоримые достоинства, но и недостатки. Чем ближе к жизни описание характеров героев, тем достовернее будет книга. Герой произведения должен быть таким, чтобы после прочтения книги его образ надолго остался в памяти читателя.
После написания книги в первом варианте внимательно перечитайте написанное. Вам наверняка захочется переделать отдельные места, дополнить повествование деталями, отказаться от некоторых описаний.
Эта работа по доведению текста до совершенства обычно отнимает больше всего времени. Когда вы добьетесь соответствия содержания книги вашему замыслу, можно считать работу над произведением завершенной.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-76292-kak-napisat-uchebno-metodicheskoe-posobie
Актуальные вопросы по учебникам, учебным пособиям и рабочим тетрадям
ИЦ РАО «Библиотека им. К.Д. Ушинского» в период проведения работ по закупке учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей на 2017-18 учебный год подготовил ответы на часто задаваемые вопросы.
Какими нормативными документами регламентируются вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями?
ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 8. (п. 3, п. 6, п. 10), статья 18 (п. 1; п. 2; п. 4 ч.1, 2), статья 28 (п. 3 ч. 9), статья 35 (п. 1, п. 2), Статья 47 (п. 4).
В чьих полномочиях находится вопрос обеспечения учебниками и учебными пособиями?
Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Субъект — организует обеспечение всех общеобразовательных организаций, реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют на территории субъекта учебниками и учебными пособиями.
А муниципальные и государственные образовательные организации участвуют финансово. Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят из региона.
Какова норма обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося?
Согласно ФГОСам всех уровней школьного образования (п.
27) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?
Согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой.
В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный Приказом от 09 июня 2016 г. № 699.
В чем разница между учебниками и учебными пособиями?
Учебники — это учебные издания, включенные в Федеральный перечень учебников которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; Учебные пособия — это те учебные издания, которые изданы организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ от 09 июня 2016 г. № 699).
Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?
Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1) образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий, которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.
Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не входящие в список учебников и рабочих пособий, утвержденных школой?
Если учебное пособие не включено в данный список, значит это учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и может использоваться для дополнительного самостоятельного изучения
Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенных в перечень?
Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет бюджета, а как факультативное.
А по-хорошему, конечно, те учебные пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.
Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий школ?
Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что они соответствуют образовательной программе конкретной школы.
Какие приказы формируют действующий Федеральный перечень учебников?
Источник: http://metodbloknot.blogspot.com/2018/02/aktualne-vopros-po-uchebnikam.html