Чем отличается человеческая субъектность от субъективности

Субъект и субъектность деятельности

В энциклопедическом словаре субъект (от лат. subjectus -лежащий внизу, находящийся в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект.

В философском словаре субъект (от лат. subjectum -подлежащее) определяется как активно действующий и познающий, обладающий сознанием или волей индивид или социальная группа.

Отмечается, что первоначально, например, у Аристотеля понятие «субъект» обозначало носителя свойств, состояний и действий.

Очевидно, в него должны входить и его свойства и состояния, и источник активности, направленности на объект.

Рассматривая понятие «субъект», мы не можем обойти вниманием термины «субъектность» и «субъективность».

Субъективное есть то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Когда мы определяем субъективное как то, что свойственно субъекту, мы фактически даем характеристику субъекту, описываем субъекта через его свойства и состояние (Аристотель).

Когда же мы определяем субъективное как производное от деятельности субъекта, мы даем характеристику результату деятельности субъекта со стороны индивидуальных характеристик этого результата, обусловленных качествами субъекта.

Интересным в рассматриваемом аспекте нам представляется определение субъекта и субъективности, даваемые в словаре иностранных слов12. Субъект определяется как: • человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; • человек — носитель каких-либо свойств, личность;

• субъект права — человек наделенный правами и обязанностями.

Субъективность — отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности.

Субъективный: • свойственный только данному лицу, субъекту, личный; • односторонний, лишенный объективности, пристрастный.

Попробуем свести приведенные выше определения в систему.

Будем исходить из того, что в действительности существуют люди, которые проявляют активность (действуют), обеспечивая этим свое бытие. Отдельного человека назовем индивидом. Если рассматривать его с позиций источника активности, деятельности и отношений, то индивид будет выступать субъектом жизнедеятельности.

Каждый индивид характеризуется набором индивидуальных качеств, которые в своей совокупности и характеризуют его как индивидуальность.

Если рассматривать индивидуальность с позиций ее проявления в отношениях и деятельности, то мы получим субъективность как свойственную данному субъекту деятельности систему отношений, индивидуальных характеристик и результата.

Субъективность есть выражение индивидуальности в системе отношений, характеристик деятельности и ее результата.

Становление личности субъектом деятельности происходит в процессе организации своей деятельности. Организация личностью своей активности предполагает мобилизацию ресурсов в соответствии с мотивацией и целью деятельности.

«Саморегуляция — это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта.

Саморегуляция заключается в направленной активизации психических процессов, в поддержании их определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активности на протяжении единой личностно значимой линии деятельности».

Системный характер активности субъекта в его целостном отношении с требованиями деятельности, отмечает К.А. Абульханова, реализуется через механизмы оценки, контроля и принятия решений.

Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи.

Сознание отражает мир через мотивацию субъекта. «Человек воспринимает не только то, что есть в мире в целом, но прежде всего то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание — это отражающая способность действующего, деятельного субъекта.

Субъект, по-видимому, отражает причинную связь своих действий с изменением действительности (что позволяет ему осмыслить способ, характер, причину своих действий). Способность к отражению связана с изменением позиции субъекта в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является значимым на другом.

Именно поэтому надо говорить об условиях, которые в деятельности постоянно изменяются, обновляются».

Таким образом, делает заключение К.А. Абульхано-ва, «в сознании субъекта отражается способ его действия, но особым образом — на основе динамики деятельности, изменения ее задач, событий. Для понимания сущности деятельности мы предложили в качестве единиц ее анализа понятие «задачи деятельности».

Оно, на наш взгляд, более адекватно отражает тот факт, что не всякая деятельность и не на каждом этапе имеет результат в виде предмета или продукта. Результатом может быть решение разного рода задач, которые ставятся самим субъектом (или перед ним) в профессиональной деятельности.

При решении задачи и проявляется способность субъекта к целостной организации деятельности, к оптимальной комбинации ее условий и требований».

Прекрасную характеристику проявления индивидуальности в деятельности дает Е.А. Климов.

«Психика — объект в высшей степени не стандартный, имеющий огромное количество неповторимо своеобразных вариантов, признаков, различных проявлений у разных людей (в зависимости от возраста, пола, типа нервной системы, условий среды и воспитания, накопленного опыта, конкретной жизненной ситуации и множества других возможных факторов, не поддающихся полному учету и счету). При этом индивидуальные различия тем значительнее, чем более сложные психические проявления мы наблюдаем и чем выше, в частности, уровень профессионального мастерства человека. Так, если на уровне простейших реакций на сигналы, эмоциональных переживаний соответствующие показатели имеют все же более или менее четкие пределы варьирования, то на уровне характера, направленности личности, высших чувств и опыта личности закономерно возникает не “стандарт” (чего бы хотелось исследователю, стоящему на позициях естественнонаучного мышления), а множество неповторимых индивидуальностей (композитор П.И. Чайковский — один на весь мир, математик Н.И. Лобачевский — один, полководец М.И. Кутузов — один, механик-самоучка И.П. Ку-либин — один, биолог-селекционер И.В. Мичурин — один, и так без конца). Приходится принять не как помеху, а как норму положение о том, что человек принципиально не стандартен. Более того, тенденция стандартизации (уместная и рациональная по отношению к техническим объектам) по отношению к “человеческому фактору” труда оборачивается тенденцией обезличивания, бюрократизации, неуважения к личности, бестактности, подавления личности. Идея множества одинаковых людей противоестественна, поскольку противоречит идее кооперации, взаимодополнения людей в ходе социальных взаимодействий и делает непонятным факт существования самого общества.

Человеку, умонастроение которого сложилось в преобладающем опыте взаимодействия с “холодными” объектами — природными неживыми, техническими, математическими, абстрактно-теоретическими, важно помнить, где стандарт — благо, а где — несообразность и даже зло.

Обсуждаемое обстоятельство порождает перед специалистом в области “человеческого фактора” производства ряд непростых проблем, поскольку важнейшая профессиональная цель такого специалиста — обеспечить оптимальное соответствие техники и человека; т.е.

систем стандартизуемых и нестандартизуемых.

Предрассудок душеведческой “слепоты” обнаруживается самым различным образом в “честном” (непредумышленном) игнорировании замыслов, интересов, потребностей других людей, в отсутствии сочувствия к ним, непонимании того, что для них сейчас крайне важно, в неспособности взглянуть на ситуацию их глазами, в неприятии чьих-либо мнений, кроме своего, в раздражении или злобном отношении к тому, что люди имеют свои цели и интересы и в связи с этим “не слушаются” и пр. И наоборот, если человек имеет в сознании четкую и истинную мысленную модель психики тех, с кем взаимодействует, это позволяет ему строить данное взаимодействие наилучшим образом.

Заметим, что интерес человека к вопросам психологической теории или к некоторым частным и общим психологическим проблемам, сопровождаемый соответствующей эрудицией, или интерес к психологии, подкрепленный особым вниманием человека к его собственному внутреннему миру, не гарантирует ни его интереса к “живой” личности, ни желания понять и принять ее своеобразие. Нужно специально культивировать в себе особое отношение именно к личности (а не просто к “сенсомоторике”, “оперативной памяти” и т.п.) стороннего человека.

Задачи психологии труда не сводятся, конечно, только к личностному уровню анализа психики. В исторической традиции этой отрасли знания скорее преобладал отнюдь не личностный, а дробно-функциональный подход к трудящемуся.

Но важно помнить, что трудится не “восприятие”, не “память”, не “мышление” или “психомоторика”, а человек, которому свойственны подобного рода явления, процессы. Задача психологии в связи со сказанным — разрабатывать научно-психологическую картину труда во всех его проявлениях и обусловленностях, т.е.

картину системную; а это обязательно предполагает некоторое “душелюбие”, ибо, как справедливо говорят, то, что “открыто сердцу”, не составит тайны для ума».

В лице субъекта деятельность приобретает индивидуальное выражение, характеризующееся как «индивидуальный стиль деятельности». Поэтому, рассматривая теоретические вопросы деятельности, мы, в первую очередь, сталкиваемся с методическими проблемами индивидуальности и субъекта деятельности, в котором эта индивидуальность проявляется.

Источник: https://psyera.ru/subekt-i-subektnost-deyatelnosti_8998.htm

Понятия субъектности и субъективности в контексте категории «субъект»

Категория субъекта породила множество работ, посвященных исследованию субъектных свойств человека. Поэтому для того, чтобы исследовать развитие этой категории необходимо дифференцировать понятия «субъективность» и «субъектность».

В отечественной психологии понятие «субъектность» появилось относительно недавно. Поэтому оно и понятие «субъективность» выступали как синонимичные.

В контексте дифференциации этих понятий необходимо рассмотреть концепцию В.Э. Чудновского, который ставил своей задачей разработку не категории субъект, а понятия субъектности, субъективности.

Для него, как и для многих современных исследователей, важно понятие «субъектная активность». Чудновский, рассматривая преломление внешнего через внутреннее, выходит на существование внутреннего источника активности и развития. Он пишет о том, что отечественная психология боится признать внутреннюю логику развития индивида, «спонтаннейность».

А она «необходима для понимания подлинной диалектики развития: человеческий индивид в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. Они — результат их взаимодействия, деятельности индивида как единого саморегулирующего целого» [Чудновский В.Э., 1993, с. 7].

Этим целым является субъективная реальность, которая обладает относительной самостоятельностью. Она формируется под влиянием объективных условий, но позже сама начинает влиять на них и создавать себе «малую среду развития», которая свидетельствует об «активности субъективного начала» [Чудновский В.Э., 1988, с. 23].

По мере эмансипированности от влияния среды вырастает вместе с тем её значимость.

Чудновский разрабатывает также структуру внутреннего мира, выделяя в нём ядро и периферийный слой (хотя анализирует только первое).

Ядро субъективности представляет собой средоточие внутренней активности, которая, сформировавшись, определяет весь процесс становления личности и её внутреннего мира [Чудновский В.Э., 1988, с.

18]; в нём соотносятся природные, возрастные и личностные особенности. Под влиянием ядра субъективности у человека появляется субъективная картина мира.

Итак, В.Э. Чудновский пытается выявить структуру внутреннего мира и доказать, что субъективность развивается по своим внутренним законам. Но, как видно, специально он категорию «субъект» не разрабатывал.

На современном этапе осуществляется дифференциация указанных понятий и дается их определения.

Итак, за термином «субъективность» закреплено понятие внутреннего мира человека, а единого определения понятия субъектности нет (в него исследователи вкладывают некоторые аспекты категории субъекта, т.е.

обозначают им качества «быть субъектом»). Но можно, говоря словами СЛ. Рубинштейна, разделить субъекта как идеальную реальность, и субъекта как функцию.

Тогда первое закономерно будет субъективностью, а второе — субъектностью.

В последние годы появилось множество эмпирических работ, посвященных исследованию субъектности человека в разные периоды онтогенеза.

Самой ранней из данной серии работ является исследование Е.Н. Волковой, которая анализирует субъектность педагогов.

Она пишет, что субъектность определяется «через категорию «отношение» и представляет собой отношение к себе как к деятелю» [Волкова Е.Н., 1998, с. 5]. Используя субъект-субъектный подход, Е.Н.

Волкова говорит о том, что субъектность предполагает такое отношение не только к себе, но и к другим людям, особенно к своим ученикам; появление данного отношения связывается с общением с другим человеком, обладающим субъектностью.

В понятие субъектности у нее входит сознательность, свобода выбора и ответственность за него, уникальность.

Рассматривая динамику субъектности в процессе развития человека, Е.Н. Волкова описывает две его сущностные характеристики: во-первых, это «способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней» и, во-вторых, «реализация им своею жизнью принципа меры…

преобразовывая, сам человек устанавливает размеры преобразований и границы своего вмешательства» [Волкова Е.Н., 1998, с. 22]. Отмечается важность того, что человек может передать другому человеку свои намерения, рассчитать их последствия. Из этого Е.Н.

Волкова выводит три составляющие субъектности: способность изменять, измерять и излагать.

Она рассматривает субъектность как качество личности: «В субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности» [Волкова Е.Н., 1998, с. 38].

Читайте также:  Чем отличается алюминий от меди

Н.Х. Александрова ставит перед собой особую задачу исследования особенностей субъектности на поздних этапах онтогенеза.

Поэтому для нее в качестве центрального выступает понятие «субъект жизнедеятельности»: «Необходимым признаком субъекта жизнедеятельности является способность ставить и решать задачи активной адаптации к условиям своей жизни и способность самосовершенствоваться в процессе этой адаптации» [Александрова Н.Х., 2000, с. 17].

Субъект исполняет роль интегратора всех уровней организации человека: индивидного, психофизического, психологического и личностного.

Но при этом субъектность считается личностным свойством и определяется «характеристиками его самосознания: переживаниями идентичности, сохранностью функций контроля, устойчивостью и вариативностью Я — образа, уровнем самопринятия, интернальным типом локализации контроля». Подчеркивается, что принятие себя у пожилых людей должно выражаться в признании себя активным деятелем, что позволяет человеку принять изменения, как в своем физическом облике, так и в социальном положении. Субъект имеет в своей основе противоречие между своими возможностями и ограничениями.

В работе Т.В. Прокофьевой субъект определяется как «рефлексивный способ существования, который характеризуется наличием и фиксацией отношения к объективной действительности и проявляется в преобладании самоопределения над определением обстоятельствами» [Прокофьева Т.В.

, 2001, с. 18]. Субъект — проявление инициативы и ответственности как форм активности. Субъектность — это способность быть субъектом или «способность инициировать и реализовывать различные виды деятельности».

В субъектности Прокофьева выделяет два слоя: первый — общий для всех видов деятельностей, связанный с ценностно-смысловой сферой личности, второй — специфичен для каждого вида деятельности и состоит из набора способностей к саморегуляции в конкретных ее видах.

Таким образом, автор пытается преодолеть тенденцию полисубъектности.

В концепции Ю.А.

Вареновой субъектность понимается как «интегральный процесс психики, обеспечивающий адаптацию и преобразование человеком себя и окружающей среды за счет интеграции эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов своего образа «Я» [Варенова Ю.А., 2001, с. 4].

Это попытка представить субъектность динамической характеристикой, где сменяют друг друга два указанных процесса. Субъектность появляется тогда, когда необходимо сделать выбор, при этом характеризуется все более совершенным набором средств.

Рассмотрение человека как субъекта своей жизнедеятельности, представлено в концепции Е.Ю. Коржовой. Под субъектностью она понимает «способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие, то есть быть ее субъектом» [Коржова Е.Ю., 2001, с. 17].

Основным предметом ее исследования стала субъект-объектная ориентация в жизненных ситуациях, которая определяется как «степень зависимости внутреннего мира от мира внешнего, заключающегося в «выстраивании» собственного бытия, то есть субъектной включенности в жизненную ситуацию». Е.Ю. Коржова выделяет два вида ориентации: субъектную и объектную. Для них свойственно то, что человек в любой ситуации остается субъектом, хочет он того или нет, но если в случае субъектной ориентации (или интериоризованной субъектности) для него характерна сознательная работа над собой, самоанализ с помощью разных техник (например, религии или психотехник), то для объектной ориентации (эстериоризованной субъектности) человек неосознанно помещает себя в такие жизненные ситуации, в которых он вынужден развиваться.

Таким образом, разница между этими двумя видами может быть описана, во-первых, через осознанность и неосознанность своих усилий для развития и, во-вторых, как это не покажется странным, но субъектная ориентация связана с созерцательным способом взаимодействия с жизненными ситуациями, а объектная — с деятельностным. Коржова применяет для описания дифференциации субъект-объектных ориентации понятия трансситуационной изменчивости (определяет, на что настроен человек — на измерения или сохранение гомеостаза), трансситуационной направленности освоения мира (указывает на то, кто является главным — сам субъект или обстоятельства), трансситуационного локуса контроля (показывает, куда направлены действия — вовне или вовнутрь), трансситуационной подвижности (говорит о том, где находит субъект источник для изменений — в новом или привычном).

В результате автор выводит 4 типа субъектности: «преобразователь жизненных ситуаций», «гармонизатор жизненных ситуаций», «пользователь жизненных ситуаций», «потребитель жизненных ситуаций».

В работе Е.Н. Азлецкой субъектность выступает как характеристика личности. Человек определяется «не как деятель — исполнитель, а как пристрастный сценарист своих действий, которому присущи определенные предпочтения, мировоззренческие позиции, целеустремленность преобразователя» [Азлецкая Е.Н., 2001, с. 14]. Вслед за Л.И.

Анцыферовой, Азлецкая выделяет уровни развития субъектности личности: от субъекта целеполагания до субъекта своего жизненного пути. Таким образом, делается вывод о том, что «сложнейшая целостная структура человека как субъекта жизни раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности».

Но разве человек не социален изначально?

В целом, Е.Н. Азлецкая выделяет следующие характеристики субъекта: ответственность, высокий уровень эмоциональной зрелости, способность к внутреннему контролю, осознанность действий, эмпатия.

Большой интерес для нашего исследования представляет концепция С.Д. Дерябо. Она продолжает субъект-субъектную традицию отечественной психологии, выявляя, как формируется отношение у человека к другому человеку и к природе.

Главным понятием этой концепции является так называемая «субъектификация», что означает «наделение объектов и явлений мира субъектностью» [Дерябо С.Д., 2002, с. 12]. В основе этого процесса, как замечает автор, лежит стремление человека «сделать мир своим», создать свою реальность.

Субъектность определяется «как свойство, открывающееся в способности субъекта «полагать себя в основу» экологического мира и самого себя». Дерябо выделяет три основных свойства человека, в которых конкретизируется субъектность: самоупорядочивание, самопричинение и саморазвитие.

Уточняется структура субъектности: человек познающий, человек относящийся, человек преобразующий.

И соответственно в процессе субъектификации выделяются 3 стороны: гносеологическая («считать субъектом»), аксиологическая («относится как к субъекту») и праксиологическая («поступать как с субъектом»).

Интересно, что к традиционной активности субъектности добавляется не менее традиционная субъективность в смысле пристрастного отношения к окружающему, а также признание ценности каждого человека в качестве основных характеристик субъекта.

Таким образом, в современной отечественной психологии за понятием субъектность закрепляется значение особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями.

Причем впервые подчеркивается процессуальный характер категории субъекта: он связывается именно с процессами, происходящими внутри человека (самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией и так далее), то есть самостными процессами.

Анализ концепций отечественных психологов позволит нам определить поле значений категории субъекта.

АВТОР: Богданович Н.В.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3972

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества — политике, науке, культуре, экономике, актуализировали проблемы понимания сущности и назначения человека, его способностей распоряжаться своей и чужой жизнью, нести ответственность за принятые решения. Социальные изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к школе, которая переориентируется с исключительно образовательно-обучающих технологий на личностно-ориентированное обучение и воспитание, позволяющее ученику в процессе обучения раскрыть свой потенциал, развиться как личность. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по формированию субъектности учащихся, потому как становление данного качества личности аккумулирует в себе способности к целеполаганию и рефлексии, ответственности, активности, свободе выбора.

Мы считаем целесообразным проанализировать понятие «субъектность» и рассмотреть те области знаний, в которых используется данное понятие.

Субъектность и саморазвитие личности как субъекта в научной литературе выступают как предмет философского осмысления (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, М. С. Каган и др.); психологического изучения (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), педагогического анализа (З. П. Горбенко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Категория субъекта является одной из центральных в философии. Человек рассматривается как часть бытия, одновременно выступающий и объектом преобразований, и субъектом. Аристотель, Г. Гегель, Н. А.

Бердяев представляли человека свободным, активным субъектом познающий действительность, философы подчеркивали творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, видели конечную задачу в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании и усовершенствовании природы.

В психологии основы субъектного подхода были заложены С. Л. Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» [3] связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию.

В настоящее время исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке.

Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности.

С позиции современной науки субъектность «пронизывает» все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, и в универсальном способе бытия.

По мнению В. И. Слободчикова субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. [4, с.

74] Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. [4, с. 131]

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время не существует однозначного представления о сущности и наполнении понятия «субъектность». Подчас оно используются без четкого определения, при этом понимается или как атрибут «субъекта», или как его эквивалент.

Педагогам для реализации задачи по формированию субъектности личности учащихся, необходимо четко представлять психологическую основу категории «субъектность».

В связи с этим, нами был проведен контент-анализ данного понятия, который дает нам возможность установить рабочее определение понятия на основе изучения содержания текстов, заключающих в себе определения, данные феномену различными учеными.

Проанализировав работы десяти авторов, мы составили таблицу, включающую в себя существенные признаки субъектности человека (таб. 1).

Количественный этап методики контент-анализа, проведение которого должно дать достоверное определение, заключается прежде всего в нахождении наиболее значимых (т. е. чаще встречающихся) признаков.

Исходные определения ранжированы нами по степени научной обоснованности и доказательности, с одной стороны, и возможности их использования в педагогике — с другой.

Ранг 0 — в теории нет четкого определения субъектности, слабо подходит для педагогической науки; ранг 1 — в определении обосновывается какой-либо признак понятия, подходит для педагогической науки; ранг 2 — в определении обосновываются два или более признака, оно адаптировано для педагогической науки. В результате частоты встречающегося признака были определены баллы, которые позволили нам сформулировать определение, содержащее в себе все существенные признаки понятия.

Таблица 1

Исследования содержания понятия «субъективность человека»

Автор Признак понятия
Свойство личности Качество индивида Проявляется в общении Проявляется в деятельности Быть творцом своей жизни Изменения мира и себя Основа индивидуальности Активность Саморегуляция Ранг
С. Л. Рубинштейн + + + + + + 2
А. Н. Леонтьев + + +
А. В. Брушлинский + + + + + + + 2
К. А. Абульханова-Славская + + + + 2
В. И. Слободчиков + + + + + + 1
А. К. Осницкий + + +
В.А. Петровский + + + + 2
Е.Н. Волкова + + + + + + + 2
И. А. Зимняя + + + + + + 2
Б. Г. Ананьев + + + + + 1
4 5 4 7 3 9 3 10 6

Проведенный контент-анализ позволил определить общую тенденцию исследований: вне личности субъектности не существует. Становление субъектности происходит через деятельность, причем психологами акцент делается на активно-преобразующей деятельность, при этом специфика субъектности заключается во взаимозависимости и взаимосвязи предметов преобразований.

Под субъектностью мы понимаем интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности.

Говоря о субъектности личности, мы должны определить, когда происходит формирования и развитие субъектности, и каковы условия, необходимые для ее становления.

Ученые В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков рассматривают развития субъектности в онтогенезе, в ходе которого происходит наращивания субъектности и преодоления объектности. С. Л. Рубинштейн и А. В.

Брушлинский определяли субъектность — как системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития.

Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [1]. Высшей формой субъектности является личностное осмысление, придаваемое событиям и действиям.

В работах психологов содержатся описания системы условий, необходимых для проявления субъектности человека. Так в работах В. А. Петровского исследуются феномены надситуативной активности как проявления субъектности, а субъектность выражает качественное своеобразие человека как целеполагающего, свободного, ответственного и развивающегося существа. В исследованиях А. Г.

Читайте также:  Чем отличается трюмо от трельяжа

Асмолова, А. Н. Леонтьева субъектность представлена как одна из системных характеристик деятельности и рассматривается через структуру мотивации: потребности, мотивы, цели, установки, эмоции. С. Л. Рубинштейн в деятельности видел условие формирования и развития субъекта. Таким образом, практическая деятельность человека является условием формирования и развития субъектности.

Опираясь на психологические исследования, можно говорить о том, что учебная деятельность является открытой системой для становления субъектных качеств личности учащихся, которые формируются посредством совместной продуктивной деятельности педагога и обучающихся, самостоятельных и практических работ учеников.

Результативность процесса развития субъектности школьников зависит от способа организации образовательного процесса. Наиболее эффективными являются так называемые активные, деятельные методы, основанные на осмыслении учебного материала в сочетании с собственным опытом школьников.

Деятельностное освоение содержания учебного материала: дискуссии, выступления, участие в деловых, имитационных играх, участие в «круглых» столах, самостоятельные и исследовательские работы, выполнение проектных и творческих заданий, мы рассматриваем как основное условие, обеспечивающее развитие субъектности ученика.

Все эти методы позволяют учащимся принимать активное участие в процессе обучения, быть его со-организаторами, проявлять свою самостоятельность.

Еще одним важным условием, обеспечивающим развитие исследуемого качества личности, является построение субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

Установлено, что субъект-субъектные отношения в обучении способствуют актуализации учащегося, раскрытию его новых возможностей, способностей и функций. По нашему мнению, процесс развития субъектности школьника должен осуществляться в рамках таких отношений.

При этом степень развитости собственной субъектности учащегося, является важнейшим условием конструктивного субъект-субъектного взаимодействия.

Таким образом, субъектность как сложная характеристика человека выражается самостоятельностью, активностью, способностями к самоанализу и саморегуляции, умением преобразовывать себя и действительность. В результате правильно организованного процесса обучения у учащегося происходит развитие субъектности, которое определяет специфику его поведения в учебной деятельности и в жизни в целом.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ, 2003. — 408 с.

  2. Зимняя И. А. Основы педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.

  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

  4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/46/5654/

Философский словарь — значение слова Субъект, Субъективность, Субъектность

– характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект — человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно-теоретических задач. Субъективность — психологический и духовно-мыслительный план, аспект деятельности человека.

Традиционная философия сводила субъективность человека к познанию, оценивала ее по меркам познавательных стандартов. В таком истолковании человеческая субъективность представала в своей “неполноценности”, была символом ненадежности и ограниченности человеческого опыта.

В социально-философском рассмотрении субъективность определяется в качестве важного аспекта бытия человеческого субъекта, необходимой формы и связи социального бытия. Субъективность оказывается важным аспектом реализации качеств человека, процессом переживания субъектом своей причастности бытию, реализации субъектом своей самобытности.

В качестве субъекта в философии могут быть представлены не только отдельные индивиды, но и их группы, классы, государство. Однако практика социального анализа и социологии XX в. показывает, что попытка строить социальные онтологии, т. е.

схемы социального бытия, отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса, приводит к серьезным противоречиям: из теории исчезают люди и их энергия преобразования социальных форм, а социальные системы (и “надчеловеческие” субъекты) приобретают качества квазиприродных сил, стоящих над человеческим бытием. В. Е. Кемеров

Смотреть значение Субъект, Субъективность, Субъектность в других словарях

Субъект — лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. ивный, противопол. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. ивное чувство, личное, свое, в которое……..
Толковый словарь Даля

Субъективность Ж. — 1. То же, что: субъективизм (2*). 2. устар. То же, что: индивидуальность (1).
Толковый словарь Ефремовой

Субъект — ( лат. sub ectus лежащий в основе) — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носители каких-л. свойств; личность.
Политический словарь

Субъект И Объект В Политике — — в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике — та часть политической реальности,……..
Политический словарь

Субъект Политики — (от лат. “субъектус” — лежащий внизу, находящийся в основе) — тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.
Политический словарь

Субъект Федерации — — государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С.ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина,……..
Политический словарь

Субъект — субъекта, м. (от латин. subjectum-подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике — предмет суждения, к-рый определяется и раскрывается в своем содержании предикатом……..
Толковый словарь Ушакова

Субъективность — субъективности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к субъективный. взглядов. || Субъективное отношение к кому-чему-н. Проявить крайнюю субъективность в споре.
Толковый словарь Ушакова

Малое Предприятие (субъект Малого Предпринимательства) — — коммерческая организация, и уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций……..

Экономический словарь

Субъект — — 1. человек как носитель каких-либо свойств: 2. действующий самостоятельно, прикладывающий к чему-либо свое воздействие.
Экономический словарь

Субъект (экономический, Хозяйствующий) — лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство.

Экономический словарь

Субъект Естественной Монополии — Хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 №……..

Экономический словарь

Субъект Инвестиционной Деятельности — — инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические……..
Экономический словарь

Субъект Исследования — — человек, фирма, государство, их экономическое поведение.

Экономический словарь

Субъект Малого Предпринимательства — — хозяйствующий субъект, действующий в сфере малого предпринимательства. Под С.м.п. понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государственной……..
Экономический словарь

Субъект Медицинского Страхования — — субъекты, действующие в медицинском страховании, к ним относятся: граждане, страхователи, страховые медицинские организации, медицинские учреждения. Реализацию государственной……..
Экономический словарь

Субъект Международного Договора — — одна из сторон, участвующих в заключении международного договора. С.м.д. могут быть все субъекты международного права, т.е. государства, нации, борющиеся……..

Экономический словарь

Субъект Международного Права — участник международных отношений, обладающий международными правами и обязанностями и осуществляющий и имеющий их в рамках и на основе международного права. Основными……..

Экономический словарь

Субъект Налогообложения — — лицо (налогоплательщик), на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. От имени налогоплательщика налог может быть уплачен……..
Экономический словарь

Субъект Права — — либо возможный, либо действительный участник правоотношения того или иного вида.
Экономический словарь

Субъект Предпринимательской Деятельности — — гражданин данного государства, иностранный гражданин, лицо без гражданства, занимающееся предпринимательской деятельностью, а также группа граждан (партнеров) — коллектив……..
Экономический словарь

Субъект Преступления — — один из четырех элементов состава преступления, представляющий собой вменяемое физическое лицо, достигшее предусмотренного уголовным законом возраста.

Экономический словарь

Субъект Регистра — — объект наблюдения регистра.
Экономический словарь

Субъект Товарного Рынка — — продавцы и покупатели товара (продукции, работы, услуги). Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то……..
Экономический словарь

Субъект Управления — — управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы. С.у. в зависимости от целей исследования может рассматриваться и как……..
Экономический словарь

Субъект Хозяйствующий — юридические и физические лица, занимающиеся производством или реализацией товаров.

Экономический словарь

Субъект, Хозяйствующий — — юридические лица и граждане, занимающиеся деятельностью по производству, реализации или приобретению товаров.

Экономический словарь

Субъектность — — наиболее личностная характеристика сознания

Экономический словарь

Субъект — -а; м. [лат. subjectum]1. Филос. Существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. С. и объект познания………

Толковый словарь Кузнецова

Хозяйственный Субъект — юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, экономические, хозяйственные операции.

Экономический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Субъект, Субъективность, Субъектность

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/12235

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 2

По мысли Гуссерля, оно должно снять свойственную объективной науке ( прежде всего естественной) претензию на раскрытие реальности, открыв науке ее действительное место в мире, отношение кчеловеческой субъективности. Пафос философа направлен против якобы чистого познания, оторванного от непосредственности человеческой жизни. [16]

Описанный пример позволяет более конкретно — социологически — представить себе гегелевское понимание механизма отчуждения и его снятия.

Как в общем построении феноменологии, так и в отдельных ее разделах отчуждение выступает в качестве определенного способа отношения человека к результатам своей собственной деятельности, которые с неизбежностью отличаются от того, что вызревало в глубинахчеловеческой субъективности.

Превратившись в общественно признанный объект, результат деятельности человека выпадает из отношения субъект-объект, включается в более широкую объективную структуру, получая от нее новые характеристики, не предусмотренные субъектом.

Следствием этого оказывается напряжение, разрыв между субъектом и объектом, их взаимное отчуждение. Снять это отчуждение невозможно ликвидацией одной из его сторон: субъект должен подняться на уровень созданного им объекта, принять его как свое собственное деяние, взять на себя ответственность за содеянное. [17]

Важную методологическую роль при исследовании места социального управления в структуре социума и определения его антропологического фактора выполняет универсальный принцип системности.

Системный подход, являющийся основополагающим методологическим принципом исследования феномена управления с позиции системно-кибернетического подхода и обогащенный методологией социально-философского анализа, позволяет соединить при разработке модели социального управления социально-общие характеристики социума, обусловленные закономерностями его функционирования и развития, с гуманитарной сферой человеческого бытия ичеловеческой субъективностью, которые определяют ценностно-мотивационные ориентиры в деятельности людей. Только исследовав механизмы и специфику индивидного личностного развития людей и определив причинные связи этого развития с условиями, средствами и результатами их социальной деятельности, возможно определить сущность социально-антропологического фактора как в системе общественного производства в целом, так и в осуществлении отдельных социальных процессов. Системный подход позволит также выявить наиболее оптимальные методы и средства, используя которые, возможно воздействовать на сознание и поведение людей с целью управления социальными процессами. Задача состоит в том, чтобы разработать методологическое обоснование модели социального механизма реализации в системе управления социально-антропологического фактора и определить условия воплощения этой модели в практике управления. Социальный механизм мы рассматриваем как интегральное единство структурных элементов системы управления, взаимодействие которых в процессе ее функционирования обеспечивает на выходе определенный, заранее предполагаемый позитивный результат. [18]

Человек организации, будучи ее системоорганизующим элементом, также выступает как система, которой присущи фундаментальные признаки его организации.

Его социальное качество как личности определяется, во-первых, структурой социального пространства той организации, элементом которой он является и выполняемыми им социальными ролями, и во-вторых, его человеческой субъективностью.

Однако именночеловеческая субъективность является основанием их различия. [19]

Когда Гегель характеризует историю нового времени в словах бог умер, он вовсе не становится на сторону атеизма, но лишь выражает свойственную философии этого времени тенденцию к поиску нового образа бога.

Гегелевское понимание абсолюта как единства бесконечного и конечного явно размежевывается с абсолютизациейчеловеческой субъективности, в которой Гегель видит опасность погружения в бездну Ничто, нигилизма.

И все же, если не бог, то вера в бога и религия, как еще не адекватная форма познания абсолютного духа, относятся в гегелевской философии к сфере преходящего. [20]

В рамках неклассической науки возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на вопросы, возникающие в процессе познания, определяются не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности.

Читайте также:  Чем отличается визаж от макияжа

Таким образом, неклассическая наука поместила наблюдателя внутрь системы наблюдения, и мировая машина стала выглядеть по-разному в зависимости от того, где находится наблюдатель.

Тем не менее Эйнштейн усматривал высшее предназначение физики в достижении такого описания мира, в котором не было бы местачеловеческой субъективности, и отстаивал концепцию реальности, которую наука должна описывать независимо от существования человека. [21]

С одной стороны, данная идея направлена против структурного функционализма, высокий уровень абстрактности которого привел к потере повседневной непосредственности жизненного мира.

Стремление к объективизму — очищению истины от субъективности, сузило сферу научного поиска: структурному функционализму чужд мир повседневной жизни, жизненного человеческого смысла — человеческой субъективности. [22]

Болезненную остроту приобретают психологические проблемы. Человек утрачивает представление о самом себе. Он нередко устремляется в русло психологических экспериментов с собственным сознанием.

Философы обсуждают сегодня не только проблему биологической ущербности человека, его психологической подорванности.

С опаской осмысливается всячеловеческая субъективность, присущий человеку мир мысли, воли, чувства. [23]

Страницы: 1 2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id491922p2.html

Субъектность — это что такое? Понятие, принцип, формирование

Образование 8 ноября 2016

Принцип субъектности был сформулирован впервые в древневосточной философии. Практически всеми мыслителями индивид рассматривался как уникальное существо, высшая ценность.

Натуралистический подход

Понятие “субъектность” рассматривалось древними через простой и сложный аспекты. Первому соответствовала структура “чистого листа”, последнему — врожденное поведение. Натуралистический подход не отрицает развитие субъектности. При простой модели ее становление происходит в виде записей, при сложной — посредством условно-рефлекторной идеи.

Средние века

В эту эпоху рассматриваемая категория получила расширенное толкование.

Средневековые мыслители указывали, что субъектность — это такое основание индивида, которое, с одной стороны, обуславливается Творцом, передающим знания и инициирующим разум, с другой — непосредственно его мышление. Смысл жизни представлялся в постижении божественного.

Средневековые философы больше уделяли внимание внутреннему миру индивида. В результате формулировались предпосылки для отрыва человека от мира природы и постепенного противопоставления ему.

Видео по теме

Философия Нового времени

С выходом цивилизации на новый уровень субъектность личности стала рассматриваться в качественно новом аспекте. Бог перестал считаться непосредственным участником становления мира и индивида. Человек, как и окружающее его пространство, рассматривался как результат продолжительной эволюции.

При этом ключевым качеством индивида была признана его разумность. Кант в своих работах существенно расширил спектр вопросов, касающихся субъектности. Он признал, в частности, наличие оппозиционной категории. В качестве нее выступает объект. По Канту, субъект представляет собой источник априорных идей, категорий и способности рассудка.

Объектом он называл то, к чему все эти формы могут относиться.

Особенности

Субъектность как личное качество стала впервые рассматриваться Гегелем. Он трактовал ее как определенность, тождественную с бытием. При этом в существующих определениях характеристики субъектности даются с разных аспектов.

В первую очередь, в плане постоянства качества эта категория неизменная во времени. Во-вторых, человеческая субъектность рассматривалась в соотношении со свойством. По Гегелю, потеря признака не меняет вещи, но при изменении качества сам предмет изменяется.

Третий аспект понимания — рассмотрение субъектности как системы свойств. Четвертый — через соотношения с качествами прочих объектов.

Экзистенциализм

Это направление философии, ключевой идеей которого было обращение индивида к собственному Я. В рамках экзистенциализма человеческая субъектность связывалась с осознанием своего сознания. Как указывал Кьеркегор (один из приверженцев теории), для реализации подлинной природы индивиду необходимо покинуть общество и предстать перед Богом. При этом он должен пройти 3 этапа экзистенции:

  1. Эстетический.
  2. Этический.
  3. Религиозный.

От индивида будет зависеть, сможет ли он реализовать свое отношение к субъектности.

Труды Ж.-П. Сартра

Автор раскрывает субъектность в двух аспектах. С одной стороны — индивид выбирает себя самостоятельно. В рамках второго аспекта человек не в состоянии выйти за грани субъектности. Сартр настаивает на последней позиции. Личность всегда придумывает, изобретает и себя, и свои ценности. В жизни не будет смысла, пока индивид ее не проживет и не осознает.

Из этого следует, что человек — центр мира. Но при этом он не внутри, а вне себя. Он находится в постоянном движении в будущее, стремлении в неизведанное. За все, что он делает, он несет ответственность. Стремясь к своей свободе, человек выявляет зависимость от чужой, ограничивающей его. Выбирая себя, индивид формулирует образ в целом.

Возникающая ограниченность фиксируется в конкретных поступках, их совокупности и в жизни в целом. Можно сказать, что в качестве ключевой темы в экзистенциализме выступало существование человека в отчужденном комплексе социальных отношений. Последователи теории указывали, что индивид обречен на свободу, если он не хочет погибнуть духовно.

Человек и мир имеют будущее только в том случае, когда субъект находит силы жить и творить.

Персонализм

Идеи этого философского направления развивали Шестов, Лосский, Бердяев. В рамках персонализма выдвигалась идея о божественности личности, несводимости ее к природным и социальным признакам. Общество представлялось как совокупность индивидов. По мнению Бердяева, человек расценивает себя в первую очередь в качестве субъекта.

Тайна индивида раскрывается во внутреннем его существовании. В объективизации человека она закрывается. Индивид узнает о себе только то, что отчуждено от его внутреннего существования. Он не принадлежит объективному миру целиком, а имеет свое пространство, несоизмеримую с природой судьбу.

В трудах Лосского центральное значение придается тому, что проявления субъектности ученика сугубо индивидуальны. Носитель органического единства представляет собой “субстанциального деятеля”. При этом, по мнению Лосского, он выступает не как личность, а как некоторая ее потенция.

В ней выражается творческое, активное начало мира, которое вложено непосредственно в его субстанцию. Персонализм рассматривает личность и индивида. Последний существует в рамках сложного переплетения общественных взаимодействий. Он подчиняется тем изменениям, которые происходят в мире.

Именно это препятствует выражению собственного Я индивида. Личность, в свою очередь, реализуя волю, утверждает себя. Она преодолевает социальные преграды и конечность жизни.

Выводы

Анализируя разные философские течения, можно отметить, что субъектность — это категория, касающаяся разных аспектов жизни.

При ее рассмотрении исследуются вопросы свободы индивида, его волеизъявления, сознания. При этом человеку предоставляется выбор “самого себя” или того, который формулирует для него мир.

Из этого следует, что формирование субъектности происходит через создание своего сознания.

Постмодернистские теории

В них стираются границы между классами, национальностями, социальными институтами. В рамках теорий мир представлен как абстрактное общество. В качестве опоры выступает индивидуальность. Поскольку твердый комплекс ценностей отсутствует, нет и отношения к ним. В таких условиях теряется значение и индивидуальности.

Многие исследователи считают, что субъект при таких обстоятельствах разрушается. Чтобы выжить, ему нужно или становиться приспособленцем и принимать мир таким, какой он есть, или оставаться личностью хотя бы на эмоциональном уровне.

При изучении рассматриваемой категории американские философы особое внимание обращают на вопросы свободы. Они поддерживают мнение, что субъектность — это элемент конфликта власти и народа. Индивид борется за свободу, пытается изменить или разрушить устои и создать новый комплекс ценностей.

Личность существует в постоянном противостоянии с непрерывно изменяющимся миром. Соответственно, субъектность — это постоянно преобразуемая категория.

Общие признаки

Субъект в философии представляет собой источник познания и изменения действительности. Он является носителем активности, осуществляющим преобразование в самом себе и остальных людях. Субъект — целостное, целеполагающее, свободное и развивающееся существо, воспринимающее, кроме прочего, окружающий мир.

Он рассматривается в философии с двух сторон. В первую очередь оценка выполняется в рамках противостояния его объекту. С другой стороны анализируется субъектность деятельности для описания общего уровня организации социума.

В философском определении она рассматривается как рефлексивное осознание себя в качестве физиологического индивида, имеющего общность с другими представителями цивилизации, как члена социума. Субъектность — основание для характеристики индивида. Рождаясь, он не имеет каких-либо качеств.

По ходу своего развития человек становится субъектом, когда входит в систему общественных взаимодействий.

Психологическая наука

Анализ субъектности можно выполнять, основываясь на исторически сложившейся логике изучения категории “субъект”. В качестве него выступает индивид либо группа как источник исследования и преобразования действительности.

Рубинштейн выделил понятие субъекта как философскую категорию, обозначающую имманентный источник человеческой активности (по Гегелю). В его трудах выработан соответствующий подход к построению методологических направлений.

В частности, оно начинается с анализа “деятельности” и завершается формулированием проблемы ее субъекта. При этом Рубинштейн выступал против рассмотрения взаимосвязи этих категорий как чисто внешнего явления. В деятельности он усматривал условия для становления и последующего развития субъекта.

Индивид не только преобразует предмет согласно своей цели, но и выступает в различном качестве ее достижения. При этом изменяется и он сам, и объект.

Другие подходы

По мнению Леонтьева, необходимо говорить о субъекте, реализующем в совокупности деятельностей собственные отношения. Он отмечал, что в качестве ключевой задачи психологического исследования выступает анализ процесса объединения, связывания активности индивида. В результате различных деятельностей создается личность. В свою очередь, ее анализ требует особого подхода.

В частности, необходимо исследовать предметную деятельность субъекта, опосредованную процессами сознания, соединяющими отдельные активности друг с другом. Брушлинский указывал, что по ходу взросления в жизни индивида все большее место отводится самопознанию, самовоспитанию.

Соответственно, приоритетными становятся внутренние условия, через которые выражаются внешние факторы влияния.

Концепции

В идее Рубинштейна была сформулирована методологическая основа исследования субъектности. Она была конкретизирована в его научной школе. В концепции человек рассматривается в первую очередь как автор, режиссер, актер в своей жизни. У каждого индивида есть собственная история. Он творит ее самостоятельно через изменение себя.

Внимание при этом акцентируется на активно преобразующей деятельности, его субъективных свойствах. Аналогичную позицию занимает Якиманская. Она указывает, что субъектность — это приобретаемое, создаваемое свойство. Однако оно существует за счет сложившейся активности индивида. При этом она кристаллизуется в потенциях учащегося.

Исследования Петровского

В его трудах сформулирован новый человеческий образ. Индивид преодолевает барьеры собственной природной и общественной ограниченности. Автор отказывается от устоявшегося и господствующего взгляда на человека как на адаптивное существо, наделенное определенной целью и стремящегося к ней.

Идея, предложенная Петровским, позволила существенно переосмыслить процесс становления индивидуальных свойств и выразить его терминами самоактивности. Личность была представлена в виде самостоятельно развивающейся системы. В орбиту своей активности она включала других людей как обладателей их идеальной продолженности и представленности.

В концептуальной модели формирования субъектности ученый объединил моменты активной неадаптивности и ее отраженности в людях. Петровский смог показать, что воспроизводство и порождение себя образует единый комплекс самоценной активности. В переходах виртуальной, возвращенной, отраженной субъектности человек является свободным, целостным.

Суть порождения себя Петровский видит в существовании в этом качестве и впредь, возвращении к себе с выходом за собственные пределы.

Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

Девальвация идей становления индивидуальных качеств на протяжении последних десятилетий 20-го столетия была остановлена новой трактовкой. В науку прочно вошел “феномен субъектности”. Она была представлена как особая форма целостности.

В нее были включены проявления свойств индивида как субъекта отношения к миру, предметного восприятия, общения и самосознания.

Во всех случаях, когда авторы используют рассматриваемую категорию, они имеют в виду определенное качество, некий потенциал индивида к реализации тех или иных поведенческих актов. Субъективность, в свою очередь, рассматривается как механизм практического его осуществления.

Она не может быть реализована в отсутствии потенциала. Субъектность может существовать без субъективности. К примеру, это имеет место в случае, когда избиратель ставит галочку напротив чьей-то фамилии наугад либо контрагент подписывает соглашение, не читая его условия.

Источник: fb.ru

Deprecated: DEPRECATED: Do not call this method or, even better, use SphinxQL instead of an API in /var/www/www-root/data/www/monateka.com/sphinxapi.php on line 771
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/180042/