Чем отличается методика от программы

Методика создания программ (стр. 1 из 2)

.

Здесь мы рассмотрим один из наиболее важных вопросов: как создавать программу?

До сих пор мы имели дело с относительно небольшими программами для решения несложных алгоритмических проблем.

Мы познакомились с важностью и ролью спецификации программы, ясностью формулировки основных шагов алгоритма при обработке данных, трансляцией этих шагов в эффективные последовательности операторов программы на языке Pascal, комментировании программы, проверки ее правильности.

Мы убедились, что проверять правильность программы надо, даже тогда, когда корректность использованного алгоритма была доказана. Причем, заметим, что внутренняя организация всех программ, которые мы написали до сих пор, может быть представлена в a’lePascal форме как на рис. 13.1.

Разработка большой программы отличается от разработки малой в двух основных аспектах.

Текст программы для решения большой проблемы занимает много больше места, чем одна страница.

Создание таких программ путем написания Pascal программы “с листа”практически невозможно.

Как правило, эта разработка предполагает систематический подход:

описание проблемы;

разработка алгоритма;

написание программы.

Созданная программа должна быть читабельной, эффективной и корректной.

Program Exmpl.

{{Q} Exmpl {R}}

{Описание используемых пременных в пред и пост условиях}

begin

{Ввод исходных данных}

{Проверка выполнения предусловия,

т.е. корректности исходных данных}

if {Данные корректны} then

{Q}

begin {Обработка данных}

{R}

{Вывод}

end

else {Сообщение об ошибке ввода}

end

Рис. 13.1. Типичная внутренняя организация программы.

Создание программы — это систематический процесс, состоящий из определённых этапов. В результате этого процесса мы получаем программу. Поскольку мы хотим получать программу

ясную для понимания, т.е. читабельную;

эффективную, т.е. экономно расходующую ресурсы исполнителя и выполняемую им быстро;

правильную, т.е. не содержащую ошибок;

то не любой процесс создания программы нам подходит.

Нам нужна методика создания ясных, правильных, эффективных программ.

Ясность означает, что любой, кто знаком с языком Pascal и прикладной областью, поймет алгоритм, читая текст программы, комментарии и спецификацию проблемы.

Эффективность предполагает, что алгоритм и программа составлены так, чтобы минимизировать по возможности ресурсы вычислительной системы, необходимые для ее решения.

Корректность означает, что любое исполнение программы с допустимыми исходными данными дает правильный результат.

Под методикой создания какого-либо продукта мы будем понимать чётко определённую последовательность этапов, выполнив которую, мы получим желаемый продукт с нужными характеристиками.

Давайте напишем небольшую программу, сосредоточив теперь наше внимание именно на процессе её создания. Пусть к нам обратились с просьбой написать программу на Pascal, которая размещает компоненты вектора в возрастающем порядке. Пусть после общения с заказчиком нам удалось выяснить, что:

компонентами вектора могут быть только натуральные числа;

компонентов всегда 100;

все компоненты попарно различны.

Мы уже специфицировали исходные данные для этой задачи в лекции 7. Там исходные данные мы специфицировали так:

Q1 = “i : 1 £i £ 100 :vi ÎN Ù vi>0.

Теперь надо выразить тот факт, что все компоненты различны:

Q2 = “i : 1 £i £ 100 : Ø$j : 1 £ j £ 100 : vi = vj Ù i¹j.

Отсюда спецификация исходных данных выглядит так:

Q=Q1 ÙQ2 =”i : 1 £i £ 100 : (vi ÎN Ù vi>0)ÙØ$j : 1 £ j £ 100 : vi = vj Ù i¹j .

Спецификация множества возможных результатов там была записана в следующей форме:

“i : 1 £i < 100 :(oi ÎN Ù oi>0 Ù o100 ÎN Ù o100>0 Ù oi 0 Ù$j : 1 £ j £ 100 : оi = vj Ù

“k : 1 £ k £ 100 : îk 0 ;

“i: 1 £ i £ 100 : Ø$j: 1 £ j £ 5: v[i] = v[j] Ù i¹j .

{Проверкаусловия Q1: “i: 1 £ i £ 100 : v[i]ÎNÙ v[i]>0}

errngtv:=0 ; for i:=1 to 100 do if v[i]

Источник: http://MirZnanii.com/a/112338/metodika-sozdaniya-programm

Чем метод отличается от методики

Термин «методология» греческого происхождения. В переводе с древнегреческого языка он означает «знание о методе», «учение о методе» или «теория метода». Как отмечает Я.

Скалкова, методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования.

Она возникла на основе анализа научной деятельности ученых, общих особенностей применяемых методов и средств, их сравнения и систематизации [10, с. 7].

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология.

Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот.

Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Подробнее: xn--c1ajbfpvv.xn--p1ai

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.

Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.

Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Подробнее: dic.academic.ru

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь».

Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения, от метода решения школьной задачи? В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования.

Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Каждый из нас много раз слышал такие понятия, как метод или методика. Но не многие могут знать, что они тесно связаны между собой, а иногда могут думать, что это слова синонимы.

Следует знать, что метод дополняется методикой подхода к задаче.

Следует учитывать, что при выборе того или иного метода решения какой-либо задачи, необходимо следовать определенной методике разрешения определенной ситуации.

Подробнее: vchemraznica.ru

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач.

Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь».

Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Кроме вышеуказанных обязательных характеристик и требований, научное познание руководствуется еще рядом методологических принципов. 1. Принцип объективности. Это требование рассматривать объект таким, “каков он есть”, независимо от мнения и желания субъекта.

Любое научное исследование — индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

Подробнее: NauchnieStati.

ru

?Метод и методика различияВ разделе Гуманитарные науки на вопрос Отличие метода от методики заданный автором ?устам Фахретдинов лучший ответ это Методика — ОБЩИЙ свод правил, алгоритм, приемы изучения чего-то, способ или путь теоретического исследования. Общее понятие.Метод — ЧАСТНОЕ понятие — путь исследования и практического осуществления чего-то конкретного, способ достижения определенной цели.

Метод — это очень широкое понятие, применимое практически к каждой науке и неразрывно связанное с исследованием. Тем не менее у него есть очень точное определение. История развития методов и методологии делится на два периода, о чем подробнее будет рассказано в данной статье. Кроме того, будут затронуты вопросы классификации и эволюции методов.

Это наука, которая может помочь воплотить любые методы. Она содержит в себе различные способы и организации, при которых взаимодействуют исследуемые объекты и субъекты, применяя конкретный материал или процедуры. Ответ может быть и здесь:Как перевести сканированный документ в word?Как отключить автоматическую активацию в Windows 10?Где Прометей — скалы подспорье и пособье?

Подробнее: laseomasertysa.ru

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология.

Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот.

Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Многим доводилось бывать в научных кругах и слышать следующие выражения: “методика преподавания” , “психодиагностическая методика”, “методика обучения иностранному языку” и другие использования слова “методика”. Слово методика пришло к нам в большей степени из науки.

Во многих контекстах термины «методика» и «программа» очень близки по смыслу. Но в большинстве случаев между ними наблюдается существенная разница. В чем она заключается? Содержание статьи Что представляет собой методика?Что представляет собой программа?СравнениеТаблица

Подробнее: TheDifference.

ru

В учебной и научной педагогической литературе понятия «технология» и «метод» находятся в такой тесной взаимосвязи, что нередко их рассматривают то как синонимы, то как соподчиненные явления, то как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти категории, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие.

1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Источник: http://www.chsvu.ru/chem-metod-otlichaetsya-ot-metodiki/

Виды тестирования и подходы к их применению

Из институтского курса по технологиям программирования я вынес следующую классификацию видов тестирования (критерий — степень изолированности кода). Тестирование бывает:Классификация хорошая и понятная. Однако на практике выясняется, что у каждого вида тестирования есть свои особенности.

И если их не учитывать, тестирование станивится обременительным и им не занимаются в должной мере. Здесь я собрал подходы к реальному применению различных видов тестирования. А поскольку я пишу на .NET, ссылки будут на соответствующие библиотеки.

Блочное (модульное, unit testing) тестирование наиболее понятное для программиста. Фактически это тестирование методов какого-то класса программы в изоляции от остальной программы.

Не всякий класс легко покрыть unit тестами.

При проектировании нужно учитывать возможность тестируемости и зависимости класса делать явными. Чтобы гарантировать тестируемость можно применять TDD методологию, которая предписывает сначала писать тест, а потом код реализации тестируемого метода. Тогда архитектура получается тестируемой.

Распутывание зависимостей можно осуществить с помощью Dependency Injection. Тогда каждой зависимости явно сопоставляется интерфейс и явно определяется как инжектируется зависимость — в конструктор, в свойство или в метод.

Читайте также:  Чем отличаются обыкновенные акции от привилегированных

Для осуществления unit тестирования существуют специальные фреймворки. Например, NUnit или тестовый фреймфорк из Visual Studio 2008. Для возможности тестирования классов в изоляции существуют специальные Mock фреймворки. Например, Rhino Mocks. Они позволяют по интерфейсам автоматически создавать заглушки для классов-зависимостей, задавая у них требуемое поведение.

По unit тестированию написано много статей. Мне очень нравится MSDN статья Write Maintainable Unit Tests That Will Save You Time And Tears, в которой хорошо и понятно рассказывается как создавать тесты, поддерживать которые со временем не становится обременительно.

Интеграционное тестирование

Интеграционное тестирование, на мой взгляд, наиболее сложное для понимания. Есть определение — это тестирование взаимодействия нескольких классов, выполняющих вместе какую-то работу. Однако как по такому определению тестировать не понятно.

Можно, конечно, отталкиваться от других видов тестирования. Но это чревато.

Если к нему подходить как к unit-тестированию, у которого в тестах зависимости не заменяются mock-объектами, то получаем проблемы.

Для хорошего покрытия нужно написать много тестов, так как количество возможных сочетаний взаимодействующих компонент — это полиномиальная зависимость. Кроме того, unit-тесты тестируют как именно осуществляется взаимодействие (см. тестирование методом белого ящика).

Из-за этого после рефакторинга, когда какое-то взаимодействие оказалось выделенным в новый класс, тесты рушатся. Нужно применять менее инвазивный метод.

Подходить же к интеграционному тестированию как к более детализированному системному тоже не получается. В этом случае наоборот тестов будет мало для проверки всех используемых в программе взаимодействий. Системное тестирование слишком высокоуровневое.

Хорошая статья по интеграционному тестированию мне попалась лишь однажды — Scenario Driven Tests. Прочтя ее и книгу Ayende по DSL DSLs in Boo, Domain-Specific Languages in .NET у меня появилась идея как все-таки устроить интеграционное тестирование.

Идея простая. У нас есть входные данные, и мы знаем как программа должна отработать на них. Запишем эти знания в текстовый файл. Это будет спецификация к тестовым данным, в которой записано, какие результаты ожидаются от программы.

Тестирование же будет определять соответствие спецификации и того, что действительно находит программа.

Проиллюстрирую на примере. Программа конвертирует один формат документа в другой. Конвертирование хитрое и с кучей математических расчетов. Заказчик передал набор типичных документов, которые ему требуется конвертировать. Для каждого такого документа мы напишем спецификацию, где запишем всякие промежуточные результаты, до которых дойдет наша программа при конвертировании. 1) Допустим в присланных документах есть несколько разделов. Тогда в спецификации мы можем указать, что у разбираемого документа должны быть разделы с указанными именами:$SectionNames = Введение, Текст статьи, Заключение, Литература2) Другой пример. При конвертировании нужно разбивать геометрические фигуры на примитивы. Разбиение считается удачным, если в сумме все примитивы полностью покрывают оригинальную фигуру. Из присланных документов выберем различные фигуры и для них напишем свои спецификации. Факт покрываемости фигуры примитивами можно отразить так:$IsCoverable = true

Понятно, что для проверки подобных спецификаций потребуется движок, который бы считывал спецификации и проверял их соответствие поведению программы. Я такой движок написал и остался доволен данным подходом. Скоро выложу движок в Open Source. (UPD: Выложил) Данный вид тестирования является интеграционным, так как при проверке вызывается код взаимодействия нескольких классов. Причем важен только результат взаимодействия, а не детали и порядок вызовов. Поэтому на тесты не влияет рефакторинг кода. Не происходит избыточного или недостаточного тестирования — тестируются только те взаимодействия, которые встречаются при обработке реальных данных. Сами тесты легко поддерживать, так как спецификация хорошо читается и ее просто изменять в соответствии с новыми требованиями.

Системное тестирование

Системное — это тестирование программы в целом. Для небольших проектов это, как правило, ручное тестирование — запустил, пощелкал, убедился, что (не) работает. Можно автоматизировать. К автоматизации есть два подхода.

Первый подход — это использовать вариацию MVC паттерна — Passive View (вот еще хорошая статья по вариациям MVC паттерна) и формализовать взаимодействие пользователя с GUI в коде.

Тогда системное тестирование сводится к тестированию Presenter классов, а также логики переходов между View. Но тут есть нюанс. Если тестировать Presenter классы в контексте системного тестирования, то необходимо как можно меньше зависимостей подменять mock объектами.

И тут появляется проблема инициализации и приведения программы в нужное для начала тестирования состояние. В упомянутой выше статье Scenario Driven Tests об этом говорится подробнее.

Второй подход — использовать специальные инструменты для записи действий пользователя. То есть в итоге запускается сама программа, но щелканье по кнопкам осуществляется автоматически. Для .NET примером такого инструмента является White библиотека.

Поддерживаются WinForms, WPF и еще несколько GUI платформ. Правило такое — на каждый use case пишется по скрипту, который описывает действия пользователя. Если все use case покрыты и тесты проходят, то можно сдавать систему заказчику.

Акт сдачи-приемки должен подписать.

Источник: https://habr.com/post/81226/

Материал на тему: Сравнительный анализ примерных образовательных программ

«Детство»

– Цель программы «Детства»: обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

– Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.

– В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

– Задачи Программы:

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

– Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

– Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

– Содержание Программы «Детство» центрировано на ребенке, создания ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

  1. Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных

    областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей).

  2. Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей.
  3. Методический комплект программы «Детство».
  1. Дополнительная часть (региональный компонент).

Библиотеку Программы составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

Весь методический комплект к Программе «Детство» приводится в конце основной части Программы и представляет собой список научно-методического обеспечения, методических пособий, рабочих тетрадей и наглядно-дидактических пособий, альбомов и игр.

В дополнительной части Программы предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами развития дошкольников:

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Программа «Детство» исключает из образовательного процесса детей раннего возраста, т.е. она нацелена на детей 3-7 лет (три психологических возраста). Основная идея программы — социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей. Вообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье.

Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/14/sravnitelnyy-analiz-primernykh-obrazovatelnykh-programm

Ребенок играет ведущую роль в собственном развитии. Это определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностью к саморазвитию.

Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействовав, свои внутренние потенциалы.

Методика Монтессори основывается на уважении и приятии личности ребенка, как индивидуальности со своим темпом и особенностями развития.

В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт — легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу.

Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!» В силу этого, роль Монтессори-наставника значительно отличается от привычной роли педагога: он не ведет ребенка, а сам идет за ним. В методике Монтессори-педагог играет особую роль.

Он выступает как помощник и образец. Большую часть времени наблюдая за деятельностью ребенка, учитель позволяет ему самому справляться с трудностями, самостоятельно делать открытия.

Но в нужный момент педагог может и должен заинтересовать ребёнка, показать что-нибудь новое, определить ближайшую зону его развития.

Развивающие занятия детей по методике Монтессори предполагают свободную работу в развивающей Монтессори-среде. Это значит, что у ребенка есть возможность выбора материала, продолжительности работы с ним, места работы и партнера.

Развивающая среда Монтессори-среда — это Монтессори-класс, в которой четко, логически обоснованно расположен проверенный временем материал. Первое, на что Вы, конечно же, обратите внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей.

Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора.

Все материалы, с помощью которых дети познают мир, выполнены из экологически чистых продуктов — дерево, гипоаллергенные красители, натуральные ткани.

Всего одновременно для ребенка есть возможность выбора из почти четырехсот вариантов видов деятельности. Все материалы предполагают наличие контроля в самом материале и возможность самостоятельной работы ребенка. Весь материал расположен от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Конечно, на таких условиях не последнее значение приобретает умение общаться, контактировать с другими детьми.

Дети в Монтессори-группе быстро усваивают правила поведения: не мешать другим, убирать за собой материалы и приводить в порядок рабочее место и т.д. Каждый материал в группе находится в единственном числе. Обычно благодаря его огромному разнообразию споров не возникает.

Но, если двое хотят один и тот же материал, действует незыблемое правило не отнимать, а подождать или предложить работать вдвоем. Это тоже важный социальный навык.

По методу Монтессори дети занимаются в разновозрастных группах. Старшие и младшие друг другу помогают, многому друг у друга учатся. Младшие наблюдая за старшими проявляют интерес к более сложным упражнениям.

Если ребенок ходит в Монтессори-группу с раннего возраста, он успевает побыть и младшим, ведомым и старшим-ведущим. Таким образом, прорабатываются многие важные принципы социализации. Для старших важной частью их обучения становится объяснения того, что они сами уже выучили, младшим.

А, как известно, то, что кому-то объяснил, самому становится абсолютно понятно.

Читайте также:  Как привлечь клиентов в автосервис?

Никакое сообщество людей не может обходиться без правил. Они принимаются и в Монтессори-группе. Их немного, они четкие и часто принимаются совместно с детьми. Например, такие: «Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем»; «В нашем классе всем известно все что взял кладем на место»; «Когда один человек говорит, другие слушают»; «Мы друг друга уважаем и друг другу не мешаем».

Дети, посещающие группы Монтессори, способны самостоятельно принимать решения, делать выбор и организовать свое время.

Ребенок приобретает навыки концентрации на работе, и такие качества как самоконтроль и стремление к обучению и познанию.

Детям, посещающим Монтессори-группы легко адаптироваться в коллективе, так как они умеют договариваться, обмениваться идеями и обсуждать свою работу с другими.

Преимущества системы

• Гуманизм

Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.

• Максимальная индивидуализация

Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.

• Высокая мотивация деятельности

Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию.

• Развитие самостоятельности

С самого раннего возраста методика позволяет ребенку действовать независимо от взрослых.

• Формирование высокой самооценки

Происходит через достижение ребенком успеха при работе с монтессори-материалами и правильное отношение педагога к его ошибкам.

• Монтессори-среда

Специальная окружающая среда, разработанная Марией Монтессори для дошкольников, помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно.

Дидактические материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки.

В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.

• Профилактика психосоматических заболеваний

Методика относится к разряду здоровьесберегающих. В РАН числится при кафедре охраны здоровья.

Источник: http://montessori39.ru/chem-otlichaetsya-metodika-marii-montessori-ot-drugix-programm-razvitiya-detej

Чем отличается курс от программы

Вы, наверное, уже заметили, что в разделах «Центра обучения» можно встретить материалы с пометкой «Курс» и «Программа». Здесь мы разберем основные и принципиальное отличие в рамках «Центра обучения». Однако, прежде чем перейти к сути сделаем две оговорки:

  • во-первых, описанное здесь разделение между курсом и программой относится к материалам данного сайта.
  • во-вторых, с точки зрения обучающегося различий нет, и в курсе и в программе материал дается в рамках обозначенных тем.

Принципиальное отличие заключается в том, что курс содержит уникальные материалы, а программы используют материалы курса, которые загружаются в режиме реального времени, когда пользователь выбирает ту, или иную тему. Именно с этим и связаны небольшие задержки при загрузке данных в программах, а также отличная от курсов структура учебного материала.

Кроме принципиального отличия, есть еще другие отличия, об этом ниже.

Например, «Курс MS Word от новичка до профессионала», раскрывает практически все хитрости и возможности работы в текстовом процессоре MS Word, или «Список литературы в MS Word» раскрывает секреты упорядочивания списка использованной литературы и автоматизации управления ссылками в документе. Последняя возможность актуальна при написании научных трудов.

Например, «MS Word для новичка», «MS Word для студента/соискателя», «MS Word для офис-менеджера», «MS Excel для новичка».

Программа обучения пользователя может включать навыки нескольких приложений, например, «Эффективное использование пакета MS Office для студента-экономиста» и т.д.

Таким образом, основное отличие между курсом и программой, в рамках «Центра обучения» и материалов, представленных в нем, заключается в направленности, курс направлен на изучения определенного приложения, а программа на пользователя определенной специальности.

Изначально создается курс, а его материалы в дальнейшем могут использоваться для создания различных программ. Например, программы: «MS Word для новичка», «MS Word для студента/соискателя», «MS Word для офис-менеджера» используют материалы курса: «MS Word от новичка до профессионала».

После осознания разницы между курсом и программой может возникнуть вопрос: «А зачем нужны программы, если в курсе все есть?»

Ответ на этот вопрос достаточно прост, дело в том, что не всем пользователям необходимо знать все нюансы работы в той или иной программы, справедливости ради, стоит отметить, что некоторые функции могут использоваться крайне редко, поэтому были разработаны программы, в которых материал подобран таким образом, чтобы материал излагался последовательно и не было пробелов изучении, а с другой стороны — изучались только необходимые навыки. При этом, ученики программ, где используется хоть одно занятие из платной части курса, получают доступ ко всему курсу и другим программам по данному курсу.

Например, в программе «MS Word для студента/соискателя» используются платные материалы курса «Курс MS Word от новичка до профессионала», значит, ученик получивший доступ к данной программе, автоматически получает доступ ко всем занятиям курса, а также программе «MS Word для офис-менеджера».

Источник: https://msoffice-prowork.com/courses/support/course-and-program/

5.2.2. Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом.

Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах.

Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.

Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей.

Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов.

Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Читайте также:  Как стать консультантом мэри кэй?

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/522.php

Рекомендации по составлению авторской образовательной программы

Рекомендации по составлению авторской образовательной программы

  1. 1. Определение авторской программы, обоснование написания, условия создания

В системе дополнительного образования существует большое количество образовательных программ. Мы подробно остановимся на авторской образовательной программе.

Авторская программа — вид дополнительной образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся

  • ? новизной,
  • ? актуальностью
  • ? предназначенной для решения определённой проблемы в дополнительном образовании.

Авторская программа — результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы

  • ? по анализу уже имеющихся программ данной тематики,
  • ? современных методик,
  • ? инновационных технологий обучения
  • ? передового педагогического опыта.

Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.

Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.

От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:

  • ? расширять
  • ? углублять
  • ? конкретизировать его,

но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.

Еслипримерная (типовая) программавидоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе).

Авторская программа — это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.

Цельсоздания авторской программы: решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.

Отличительным признаком (обоснованием) авторской программыможет служить то, что она создаётся педагогом

  • ? по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми,
  • ? опыта,
  • ? уровня педагогического мастерства,
  • ? наработанных методик,
  • ? его видения проблемы и пути её решения.

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.

Первое обязательное условиесоставления авторской программы — это соответствие программы требованиям

  • ? Закона РФ «Об образовании»,
  • ? Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
  • ? Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).

Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:

  • ? В чём смысл программы
  • ? Каким представляется результат реализации программы
  • ? В чём новизна и степень авторства
  • ? Соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
  • ? Какие преимущества от программы получат дети
  • ? Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
  • ? Есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности

Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.

2. Построение программы согласно принципам дидактики

При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:

  • ? принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
  • ? принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
  • ? учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
  • ? принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
  • ? принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
  • ? принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
  • ? принцип результативности(в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
  • ? принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
  • ? принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности.
  • 3. Требования к составлению авторской образовательной программы

К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.

Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:

  • ? актуальность — свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
  • ? прогностичность — способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
  • ? рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
  • ? реалистичность — свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
  • ? целостность — свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
  • ? контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;
  • ? корректируемость — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.

Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.

Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:

  • ? последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
  • ? опыт других педагогов;
  • ? последние достижения психолого-педагогических наук;
  • ? современные требования к дополнительному образованию.
  • 4. Технология создания авторской программы

Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.

В первый блок входят:

  • ? Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
  • ? Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).

Второй блок

  • ? Создание образа программы — формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
  • ? Написание содержания самой авторской образовательной программы.

Третий блок

  • ? Оформление программы — передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.
  • ? Экспериментальная апробация программы.
  • ? При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и директором образовательного учреждения.

5. Алгоритм написания авторской образовательной программы

Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

  • ? Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
  • ? Установление цели, ради которой вводится новая программа.
  • ? Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
  • ? Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
  • ? Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
  • ? Определение средств, методов и форм обучения.
  • ? Составление списка необходимой литературы.

6. Структура авторской образовательной программы

Структура авторской образовательной программы содержит следующие основные блоки:

  • ? концептуальный
  • ? учебно-методический
  • ? контрольно-методический
  • ? справочный

В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.

Вот здесь необходимо выполнить второе обязательное условиенаписания авторской программы — отличие её от уже существующих образовательных программ.

При формулировке обоснования необходимо отразить:

  • необходимости создания авторской программы
  • влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом
  • на развитие его способностей
  • изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.

А также указать:

  • её отличие от типовой (базисной) программы
  • ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа
  • ключевые понятия, которыми оперирует автор и др.

Учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности.

Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать:

  • какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.

Второй блок учебно-методический,включает в себя:

  • ? учебно-тематический план
  • ? содержание программы (формы и методы организации деятельности)
  • ? методическое обеспечение

В этом блоке необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа.

В учебно-тематическом плане педагог должен отразить:

  • ? те новшества, которые он предусматривает в ходе деятельности образовательного процесса,
  • ? собственную технологию изучения программы.

В разделе «Содержание программы» педагог должен:

  • ? раскрыть содержание тем и разделов с использованием
  • собственного представления современных инновационных технологий
  • своего педагогического опыта
  • ? указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
  • ? остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,
  • ? изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.

Методическое обеспечение предоставляет педагогу возможность передать «дух» его педагогического творчества, воплотить собственные «изюминки» в конкретную картинку творческого процесса.

Методическое обеспечение включает описание:

  • ? форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу авторской образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  • ? приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Третий блок контрольно-методическийсодержит:

  • ? прогнозируемый результат реализации программы
  • ? формы и методы диагностики

Методика выявления и диагностиканеобходима при составлении авторской программы для того, чтобы определить

  • ? результативность программы
  • ? определить степень её значимости

Чтобы определить результат, нужно знать:

  • ? с чем пришли дети (стартовый контроль)
  • ? что получили на выходе (итоговый контроль)

Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие и т.д.) представить свою систему оценки.

Четвёртый блок справочный содержит сведения о литературе, использованной автором при составлении своей программы. Причём необходимо представить 2 списка литературы:

  • ? используемый педагогом для работы
  • ? рекомендованный для чтения детям и родителям.

Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы (монографии, пособия, статьи и т.д.).

Конспекты занятий, дипломы, грамоты, фотографиии др. материалы входят в раздел «Приложение».

Любая (в т.ч. авторская) образовательная программа — это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.

Литература

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России — М., 2007 г.
  2. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу 1999г.
  3. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г — М, 2001 г.
  4. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования — Волгоград, 2009 г
  5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования — М., 2006 г., школьная пресса
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

компьютерная литература
магазин часов
товары для туризма
кино

Источник: http://dush-pol.ru/2014-01-26-10-01-57/2014-01-26-10-04-42/v-pomoshch-treneru-prepodavatelyu/206-rekomendatsii-po-sostavleniyu-avtorskoj-obrazovatelnoj-programmy