Речь. Основные отличия письменной речи от устной
Навыки устной речи особенно важны для экономистов. Именно на них основано умение убеждать собеседника и оказывать на него влияние. Между тем, многие люди испытывают затруднения при ведении беседы, выступлении на совещании или при проведении презентации. Как научиться хорошо говорить?
Пытаясь научиться хорошо выступать на публике, люди часто начинают с того, что пишут предполагаемое выступление. Этот путь крайне неудачен, поскольку не учитывает того обстоятельства, что письменная и устная речь различаются по ряду параметров. Основные различия сводятся к следующему.
Лексика. Слова и выражения, используемые в устной речи, как правило, проще, чем применяемые на письме.
Для оживления речи можно использовать (умеренно) элементы бытового или профессионального жаргона, которые обычно неуместны в письменных документах.
Напротив, сложные, длинные слова и выражения легко воспринимаются при чтении «про себя» и вызывают затруднения при произнесении, поэтому в устной речи их следует избегать.
Стилистика. Живая речь проще письменной, в ней реже используются сложные грамматические конструкции. Фразы устной речи короче.
Интонация. Устная речь предоставляет говорящему богатые интонационные возможности. Письменная речь, хотя и не полностью лишена таких возможностей, но все же существенно в этом отношении ограничена.
Соотношение краткости и обстоятельности. Вследствие различия скорости произнесения слов и чтения «про себя» в единицу времени устно можно сообщить существенно меньше информации, чем при общении посредством письменных документов.
Кроме того, полезно помнить, что отличие устного выступления от письменного документа состоит в том, что устное выступление, как правило, нельзя послушать заново, в то время как текст можно перечитать еще раз.
Это обстоятельство накладывает определенные ограничения на объем информации, который целесообразно закладывать в устное выступление.
Устное выступление, как правило, имеет достаточно простую структуру. Далеко не всегда в начале выступления целесообразно «брать быка за рога», т.е. сразу же обсуждать основную тему.
В первые секунды выступления аудитория, как правило, еще не полностью готова к восприятию информации, и вступление используется как раз для такой подготовки. При этом содержание вступления не обязательно должно быть непосредственно связано с основной темой.
Готовьте тезисы, причем чем короче они будут сформулированы, тем легче будет ими пользоваться в ходе выступления.
Основная часть выступления, как показывает опыт, обычно запоминается плохо. Но это не повод пренебрегать логикой или сокращать основную часть. Дело в том, что она создает у слушателя впечатление относительной обоснованности выводов, формулируемых в заключении. Без основной части выводы будут звучать как лозунги, а они убеждают далеко не всех.
Заключение, к сожалению, часто оказывается самым слабым местом выступления.
Это объясняется тем, что выступающему при подготовке кажется, что если он логично построит основную часть, то выводы возникнут как бы сами собой; однако у неопытных ораторов этого часто не происходит и отсутствие четко сформулированных выводов портит впечатление от презентации или выступления. Поэтому при подготовке полезно четко обозначить в нескольких ярких фразах итог выступления и, возможно, заучить эти фразы наизусть.
Ниже приводится ряд конкретных рекомендаций относительно поведения при выступлении.
Источник: https://students-library.com/library/read/344-rec-osnovnye-otlicia-pismennoj-reci-ot-ustnoj
«Характеристика письменной речи. Отличие письменной речи от устной»
Автор: Сорокина Анастасия Александровна, учитель — логопед, МКОУ для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский сад “Радуга” Киселевский городской округ
Письменной называют речь, основанную на изображении символов (знаков, букв, иероглифов и т.п.) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Она представляет собой наиболее развернутую форму речи.
Эта форма речи рассчитана на то, чтобы передавать информацию на расстояние и хранить ее до тех пор, пока ее получатель не будет иметь возможность воспользоваться ею, то есть прочесть соответствующий текст. Именно письменная речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Одним из критериев уровня культурного человека является владение этой формой речи.
Она имеет две стороны: 1) письмо, как письменное выражение мысли; 2) чтение, как восприятие какой-либо информации.
Еще до поступления в школу дети приобретают определенный запас первичных знаний о социальной функции письма. Они начинают понимать, что встречающиеся им в обиходе надписи имеют свое значение. Дети еще в дошкольном возрасте понимают, что письменные знаки на вывесках — это не столько украшение, сколько некая информация.
Они узнают, что в книжках есть рассказы, которые можно читать вслух, что можно послать письмо — сообщение о себе и о событиях и что его потом можно озвучить.
Благодаря чтению и письму, занимающим в социальном окружении ребенка огромное место, он делает для себя открытие: высказывание может быть записано с помощью букв, которые располагаются в определенной последовательности, а между графическим изображением и звуками есть определенная взаимосвязь.
Задолго до школы многие дети, начинают срисовывать буквы или спрашивают во время чтения сказки, глядя на печатное слово, как оно произносится, как читается та или иная буква. Все более развивается их познавательная инициатива и любопытство в отношении письма.
При этом дети не только стремятся подражать взрослым, но, основываясь на собственном опыте, вырабатывают свои принципы написания букв и применяют их при написании новых слов. Интерес и способность к спонтанному письму развиваются у всех детей по-разному.
Каждому ребенку присущ свой собственный темп обучения, и начинает он читать и писать только тогда, когда чувствует себя к этому подготовленным.
Письмо — это сложное речевое действие, одной из особенностей которого является его более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями. Как указывал Л.С.
Выготский, «…к началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы» .
Этот же автор отмечал, что «письмо вызывает к жизни развитие всех тех функций, которые у ребенка еще не созрели» и что обучение письменной речи формирует у детей способность произвольного оперирования собственными умениями, осознания и произвольного владения речью.
А это является важнейшим условием формирования и самой письменной речи. Грамматика и письмо обеспечивают ребенку возможность подняться на более высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций.
Письмо рассматривается как навык, как вид речевой деятельности и как навык графомоторной деятельности. Навык письма связан с устной речью и ее закономерностями, он имеет и собственную психологическую, психолингвистическую и сенсомоторную базу. Как вид деятельности (в понимании А.Н.
Леонтьева) письмо включает три основные операции: 1)символическое обозначение звуков речи; 2)моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; 3)графомоторные операции.
Каждая из них является как бы самостоятельной подсистемой столь сложного процесса и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
Письмо — процесс перекодирования содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (устное проговаривание перед записью или внутреннее проговаривание) на графический буквенный код. Набор элементов кода называется алфавитом, а сами элементы — буквами. Главными категориями (или понятиями) письма считают алфавит, графику и орфографию.
Как уже упоминалось выше, основным видом знаков, обозначающих звуки и их сочетания, являются буквы, инвентарь которых составляет алфавит. В системе алфавита каждая буква рассматривается вне сочетания с другими. Она, как правило, имеет не одно звуковое значение, а служит для передачи на письме нескольких разных фонем.
Графика представляет собой систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также совокупность всех средств данной письменности, правил начертания букв и других знаков. Минимальная единица письменной речи, служащая для обозначения фонемы — это графема.
«Графические нормативы определяют обозначение фонемы буквой на основе прямого соответствия, обозначение мягкости согласных, разделение слов пробелами, употребление прописных букв, способы сокращения слов. Однако они не обеспечивают соблюдения единообразия в написании слов.
Тенденция графической записи слов свойственна дошкольникам, которые учатся писать по слуху. Но она может сохраниться и даже закрепиться у младших школьников, особенно в тех случаях, когда учитель уделяет излишне много внимания фонематическому анализу слова, не сопровождая его орфографической работой.
Именно орфография регламентирует правилами выбор единого варианта написания слова из множества возможных» .
Орфографией называют исторически сложившуюся систему единообразного написания, которая используется в письменной речи, а также свод правил, которые определяют это единообразие. Как отмечает М.Г.
Мисаренко, к компетенции орфографии относятся: кодирование звучащего слова в написанное на основе правил выбора букв; перенос слов на другую строку; слитное, раздельное или дефисное написание нескольких связанных по смыслу слов и др.
В современной психологии формирование письма в школе в процессе обучения рассматривается как сложный, осознанный и произвольный процесс, а структура письменной речи — как многоуровневая.
В понятие «письменная речь» входит не только письмо, но и чтение. Чтение — одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Оно играет весьма значимую роль в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями.
По психофизиологической структуре чтение как бы противоположно письму. В чтении мы от восприятия букв переходим к пониманию смысла прочитанного. А.Р. Лурия отмечал, что чтение по сути является процессом перешифровки одних символов — зрительных (графических) в другую систему символов — устную речевую (артикуляторную).
На основе этих сложных перешифровок и происходит процесс декодирования, понимания сообщения.
Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что письменная речь — вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая служит основой грамматики и культуры речи.
Психофизиологические механизмы этого вида речи формируются на базе уже имеющихся связей второй сигнальной системы и развивают ее. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которые усваиваются только в условиях целенаправленного обучения.
Чтение и письмо представляют собой виды сложной психической деятельности.
Письменная речь возникла, когда у человека появилась необходимость в долговременном хранении информации и ее передаче без личного контакта. Психологические механизмы возникновения и функционирования письменной речи существенно отличаются от механизмов устной.
Письменная речь — это более позднее и сложное образование, чем устная речь. Специалистами разных областей знания –лингвистами, психологами, физиологами — установлено, что устной речью ребенок овладевает самостоятельно, неосознанно, на втором году жизни.
Ребенок подражает речи взрослых, повторяя за ними слова, выражения, обороты речи, ее интонации. При этом внешнюю сторону речи он не осознает, так как погружен лишь в тот смысл, который надо передать.
Письменной же речью ребенок овладевает целенаправленно, произвольно на пятом — седьмом годах жизни, в результате специального обучения. Эта форма речи формируется на базе устной и представляет собой более высокий этап речевого развития.
Устная речь имеет дополнительные невербальные средства общения.
«Устная речь — звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи — ускорение или замедление, повышение или понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и тому подобное), может сопровождаться мимикой и жестами, говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации» .
Письменная речь не обладает невербальными средствами. В этой форме речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной. Смысл и эмоциональная окраска письменной речи всецело зависят от того, насколько точные и выразительные слова употребляет пишущий и насколько правильно он строит предложение.
Устная речь характеризуется неподготовленностью, она возникает, как правило, в процессе личного общения. Письменная речь, отличаясь высокой степенью произвольности, связана с осмыслением грамматики и лексики родного языка, требует большей тщательности в подборе слов и их соединении, осознанного и целенаправленного построения предложения.
«В письменной речи мы чаще встречаемся с логически развернутой мотивировкой ответа на вопрос; ассоциация в письменной речи в основном ориентирована на внутренний смысл слова-раздражителя и стимулирует главным образом процессы внутреннего внимания, в то время как устная речь в целом ряде случаев осложнена ситуативными моментами, которые она не в силах преодолеть. Все это с достаточной убедительностью свидетельствует о том, что мышление гораздо более тесно связано с письменной речью, чем с устной». Письменная речь «теснее, чем устная, связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь. А эта опора двигает развитие этих психических процессов» .
Устная речь совершается в непосредственном общении с другим человеком — собеседником. В подавляющем большинстве ее структурой является диалог. Иногда, когда нужно рассказать о чем-то объемном, диалог переходит в монолог.
Собеседник зачастую знаком с предметом разговора, что в значительной степени упрощает передачу информации. Реплики, вопросы, заинтересованность собеседника содействуют контролю говорящего за последовательностью, ясностью и полнотой изложения.
А вот письменная речь совершается в отсутствии собеседника и, как правило, осуществляется в форме монолога. Содержание информации, доступность ее для понимания, логика изложения мысли не корректируются вопросами, репликами или иной реакцией извне.
Поэтому письменная речь требует более развитого самоконтроля, умения постоянно осознавать, оценивать ее и управлять ею.
Письменная речь, в отличие от устной, не допускает неточности и неполноты. Л.С. Выготский в одном из своих трудов он указывал: «При письменной речи собеседники находятся в разных ситуациях, а это исключает возможность наличия в их мыслях общего подлежащего.
Поэтому письменная речь представляет в этом отношении по сравнению с устной максимально развернутую и сложную по синтаксису форму речи, в которой нам нужно употреблять для высказывания каждой отдельной мысли гораздо более слов, чем это делается в устной». Эта же точка зрения находит свое отражение и у Л.С. Рубинштейна.
Автор отмечал, что в письменной речи не приходится рассчитывать на то, что ее содержание будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому письменная речь требует более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания.
В ней все существенные связи мысли должны быть раскрыты .
В работе Л.В. Зиндера отмечается еще одно отличие письменной речи от устной. Оно заключается в дискретности письменной формы. Для устной речи более характерно деление на синтагмы, то есть слова или группы слов, объединенные интонацией и смыслом.
Эта речь представляет собой звуковой континуум, сегментация которого с физиолого-акустической точки зрения не совпадает с лингвистическим членением на минимальные звуковые элементы — фонемы.
Письменная речь дискретна, то есть она членима на минимальные сегменты — буквы.
И, наконец, последнее отличие: письменная речь протекает более медленно, чем устная.
Она нуждается в хорошо развитом умении контролировать свои речевые действия, поскольку процесс записи растягивает высказывание во времени и пишущему труднее, чем говорящему, удерживать нить повествования, избегать соскальзывания на побочные сюжетные линии. Вместе с тем имеется возможность вернуться назад, перечитать написанное, внести правку.
Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что письменная речь — это более позднее и сложное образование, чем устная.
Письменной речью ребенок овладевает целенаправленно, в результате специального обучения. Она формируется на базе устной и представляет собой более высокий этап речевого развития.
Механизмы возникновения, выражения и функционирования этих двух форм речи существенно отличаются.
Источник: http://vospitateljam.ru/xarakteristika-pismennoj-rechi-otlichie-pismennoj-rechi-ot-ustnoj/
Отличие разговорной речи от письменной
Устная речь –это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е.
произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи.
Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз.
Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты.
Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени — одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е.
он думает как бы “на ходу”, в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: “Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него”.
С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы.
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).
Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не “заученной”, походила на непосредственное общение.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.
Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически.
Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие.
Многие так называемые огрехи устной речи — функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов , контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. — является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации.
Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь.
Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского “я”, личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих.
Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
Письмо –это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи.
В тоже время письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.
Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима.
Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п.
При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒
Источник: https://mykonspekts.ru/2-19807.html
Устная и письменная формы речи
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи.
В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный — записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания.
И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под “устность”: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п.
Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют — телеинтервью.
! Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.
Литературная речь — это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках.
Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.
Устная речь
! Устная речь — это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи.
Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз.
Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам.
Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д.
, служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени — одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е.
он думает как бы “на ходу”, в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания “Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него”.
С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению.
Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: “Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}. Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не “заученной”, походила на непосредственное общение.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить.
Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е.
следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически.
Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.
!Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. “Многие так называемые огрехи устной речи — функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов , контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. — является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации”. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского “я”, личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
Письменная речь
! Письмо — это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи.
В тоже время письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества.
! Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е.
письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, — это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст.
Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.
Письмо служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения — телефона — уменьшило роль письма.
Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого слова строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима.
Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п.
При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете.
Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста.
Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
! Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу — литературный язык и в практике занимают примерно равное место.
Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и “своих” языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю.
Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
Источник: http://works.doklad.ru/view/2uvFnU8J0Sw.html