Чем отличается самоуправление от управления

Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление»

Вопрос об отличиях муниципального управления от местного самоуправления достаточно сложный по причине наличия разных мнений на данный счет.

Ключ к понимаю лежит в субъектах муниципального управления и местного самоуправления.

К субъектам местного самоуправления следует отнести:

— население муниципального образования;

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

А муниципального управления только:

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

Объекты муниципального управления и местного самоуправления одинаковы — муниципальные образования.

Таким образом, в виду наличия большего числа субъектов управления, можно прийти к выводу: местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление.

Помимо этого, стоит отметить, что главным действующим лицом, осуществляющим местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.) и опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц) является население муниципального образования.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

Муниципальное управление — целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):

а) муниципальное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное управление — это прерогатива только органов муниципального управления;

в) муниципальное управление — в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление — подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.

Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью — муниципальной властью.

Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений, которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти.

Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти — в пределах определенной территории (муниципального образования).

Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления. Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти.

Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер.

Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований.

В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» (местная власть) практически совпадают по значению.

Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:

1) МСУ как формы непосредственной демократии — когда власть предоставляется населению.

2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) — создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.

3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление — это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Источник: https://cyberpedia.su/6x90ed.html

Местное самоуправление и управление

содержание .. 50 51 52 53 54 55 56

Публичная власть в стране организуется и осуществляется не толь­ко на общегосударственном и региональном уровнях, но и на местах.

Если в предыдущих главах данного раздела учебника внимание было сосредоточено на конституционно-правовых основах организации и деятельности государственных органов высшего и среднего звена, то назначение этой главы состоит прежде всего в том, чтобы дать пред­ставление о конституционно-правовых основах организации и дея­тельности низового, местного звена власти и его органов. Организация и деятельность власти на местах регулируется не только конституци­онным правом, которое определяет лишь самые общие и принципиаль­ные, конституционные основы построения и функционирования этой власти. Другие, более частные вопросы данной области — предмет ад­министративного, муниципального и ряда других областей права.

Управление местными делами может осуществляться как на основе самодеятельности населения административно-территориальных еди­ниц (местное самоуправление), так и путем решения этих дел назнача­емыми сверху чиновниками государственного аппарата на местах (местное управление).

Местное самоуправление — это публичная власть населения адми­нистративно-территориальной единицы (территориального коллекти­ва), основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладаю­щая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящая в систему государственной власти. В связи с этим государ­ство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного само­управления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправления связана с тем, что в рамках демократи­ческой системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самоде­ятельности местного населения и избираемых им негосударственных органов.

Местное самоуправление — это один из устоев современной де­мократической системы управления, выражение власти народа в свое­образной форме и на соответствующем уровне. Оно обеспечивает воз­можность на основе закона самостоятельно, т.е.

опираясь прежде всего на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной тер­ритории. Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправ­ления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

, местное само­управление означает право и действенную способность местных ор­ганов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью обще­ственных дел.

Эта Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.

В отличие от этого, местное управление — это административное управление местными делами государственными органами и их пред­ставителями на местах. При государственном управлении местные ор­ганы управления выступают как территориальные или отраслевые структурные подразделения местных органов государственной власти, центральных министерств и ведомств.

Для него характерно назначение центральными или иными вышестоящими государственными органа­ми органов государственной администрации в нижестоящие территориальные единицы, через которые и осуществляется управление ими. Во Франции, например, это префект Республики — в регионе, пре­фект — в департаменте, супрефект — в округе. Конституция страны (ст.

72) устанавливает, что представители правительства в департамен­тах и территориях отвечают за национальные интересы, администра­тивный контроль и соблюдение законов, а местные коллективы (ком­муны, департаменты, заморские территории) свободно управляются выборными советами на условиях, предусмотренных законом.

Это при­мер того, как в данной стране, да и в большинстве демократических стран современности, сочетаются принципы управления и самоуправ­ления на местах.

Хотя о природе местного самоуправления и управления и об их соотношении в различных странах бытуют далеко неодинаковые представления, в целом, однако, можно признать, что при демократи­ческой системе управления не следует их разрывать и особенно про­тивопоставлять.

Местное управление и местное самоуправление — это не антиподы, а качественно различные формы проявления единой системы управления страной, не только не исключающие, но и совме­щающиеся и дополняющие друг друга.

Как показывает опыт, одни вопросы жизнедеятельности мест целесообразно решать на путях их негосударственного самоуправления, а другие — на путях государст­венного управления, опираясь на центральные или иные вышестоя­щие органы власти.

Известная автономность местного самоуправле­ния и его органов, устанавливаемая к тому же по закону государством, не означает их изоляцию от государственного управления, отказ от взаимодействия с ним, тем более что государство может передавать осуществление некоторых функций своих органов органам местного самоуправления.

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/002_00_Konstitutsionnoe_pravo_Engibaryan_Tadevosyan_Uchebnik_2000/054.htm

3. Виды самоуправления

Самоуправление имеет различные формы. Различия существует по субъектам, объектам и уровням самоуправления, его целям, методам и формам организации. Так, в условиях персонифицированного управления выделяют индивидуальное и групповое самоуправление.

Индивидуальное самоуправление — управление собой, то, что близко к понятию “самообладание”, т.е. способность личности не менять своего “Я” в различных ситуациях.

Индивидуальное самоуправление может по своему характеру быть либо исполнительским, либо связанным с установлением заданий для других индивидов.

Способность именно к такому самоуправлению позволяет работнику быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим (кто не может управлять собой, не способен управлять другими) В этом смысле при персонифицированном управлении самоуправление предшествуют управлению.

Групповое самоуправление может быть, реализовано на основе внутренней дисциплины, консенсуса и консолидации, достигаемых членами группы самостоятельно или под влиянием лидера.

Оно может сообразовываться по целям и мотивам с идущими сверху воздействиями “помогать” им. Такая разновидность самоуправления есть кооперационное самоуправление.

Если же присущая последнему согласованность не достигается, то самоуправление становится по отношению к управлению конфронтационным, противостоит ему.

Различают самоуправление профессиональное и самоуправление общественное. В первом случае, согласно одной из известных трактовок, “система в процессе управления испытывает внешнее воздействие” и в тоже время “каждая система самоуправляема”

В общественном самоуправлении выделяют подвиды, которые реализуются:

а) трудовыми коллективами государственных предприятий, действующими в управлении на “общественных началах”

б) инициативными группами граждан по месту жительства — территориальное самоуправление городских микрорайонов

в) учредителями и членами различного рода инициативных образований общественных организаций, фондов. Система общественного самоуправления, функционирующая как в обществе в целом, так и в его подсистемах имеет свои уровни иерархии. Отсюда следует, что ей присуще свое профессиональное самоуправление.

Однако этот профессионализм, порождаемый иерархией общественного самоуправления и усиливаемый освобождением общественного деятеля от прежней работы по базовой специализации, носит вторичный характер, ибо реализуется в рамках самоуправляемой системы и ограничен ресурсами.

Это подтверждается опытом советских государственных предприятий, где иерархия в общественных организациях и органах самоуправления прослеживалась достаточно четко.

Профессиональное управление, осуществляемое в недрах общественного самоуправления, обычно называют квазипрофессиональным.

В этой связи важно отметить, что сравнительный потенциал профессионального и квазипрофессионального управления произведен от соотношения фундаментальности, основательности профессиональных знаний, получаемых персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при переподготовке, повышении квалификации, — с другой. Исходя из этого и надлежит, как подбирать работников, так и выявлять области самоуправления.

В зависимости от целей и применяемости методов самоуправления, самоуправление может быть: политическим и экономическим, в том числе производственным.

В свою очередь производственное самоуправление осуществляется либо собственником имущества, либо исходит от нанятого им и наделенного соответствующими полномочиями управленческого персонала.

Самоуправление может осуществляться также от лица работников предприятия, занятых производственно — хозяйственной деятельностью и освобождается от нее ради выполнения управленческой работы. Они могут быть наемными работниками, а могут участвовать в управлении как собственники, т.е.

являются владельцами предприятия и в этом качестве приглашать на роль исполнительного персонала управленцев — профессионалов.

В обоих случаях, т.е. когда работники выступают как владельцы, и когда они собственниками имущества не являются, самоуправление может быть непосредственным и представительным.

При непосредственном самоуправлении субъект самостоятельно принимает решение, при представительном принятии решения опосредуется действиями других лиц, представляющих интересы полномочного субъекта, делегировавшего им определенные права и ответственность.

Самоуправление, осуществляемое собственником, владельцем имущества или от его лица следует называть приватным самоуправлением. Дело в том, что, как и управление, самоуправление может идентифицироваться не только относительно управляемых объектов, но и по отношению к управляющим субъектам в их системной иерархии.

Очевидно, что самоуправляемая система есть там, где имеется не только объект, которым надо управлять, но и “собственный” субъект управления, выступающий таковым лишь применительно к данному объекту.

Нельзя не остановиться и на местном самоуправлении. Трактовать его можно как продукт организации территориального управления в масштабе страны, возникающий в условиях, когда нужно разделить компетенцию между центральными и территориальными органами государственного управления.

При этом вопрос о том, кто кому делегирует управленческие правомочия- “центр” “местам” или наоборот, видимо, произведен от формы государственного устройства: федеральной или конфедеративной. Как бы то ни было, местное самоуправление выступает следствием межуровневого распределение функций в иерархической системе, т.е.

Читайте также:  Как запечь картошку в духовке?

оно, является результатом определенного организацией сочетания централизации и децентрализации, что прежде всего, свойственно профессиональному управлению. В тоже время оно является социальным демократическим институтом, формой волеизъявления жителей той или иной административно — территориальной единицы.

Первое характерно для органов исполнительной власти, второе больше присуще органам представительской власти.

Любая сложная система уже в силу своего иерархического строения предполагает наличие самоуправления. Система полностью самоуправляемая, если не имеет над собой ни одного вышестоящего органа.

Она самоуправляемая частично, если представляет собой объект в более сложной иерархической структуре Степень этой самоуправляемости определяется мерой централизации, или соотношением между внешним управлением, реализуемым со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением исходящим от управляющего субъекта системы.

И в том, и в другом случае речь может идти как об общественном, так и о профессиональном управлении. В ходе проводимых в России преобразований изменились политические, экономические, идеологические условия. Появились экономически свободные субъекты хозяйственной деятельности, развивается частная собственность, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

Предприниматель никому не подчинен, он сам управляет собой, своим делом и то, чем он занимается организуя свое предприятие и решая задачи, возникающие в процессе его функционирования, может быть названо предпринимательским самоуправлением.

Итак, управление — это внешнее воздействие, “поступающие в систему в готовом виде извне, а самоуправление — внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой”

Источник: http://manager.bobrodobro.ru/69127

Соуправление и самоуправление

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Соуправление и самоуправление

Что же такое самоуправление? Самоуправление — это способ организации коллективной жизни. А тогда, спросите вы, что же такое соуправление. Современная наука и практика пытаются развести понятия — соуправление и самоуправление.

Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление.

Дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому в начале надо строить соуправление — совместное управление вместе со взрослыми — это Совет школы, положение о существование которого закреплено в Законе РФ “Об Образовании”, которым, как правило, по Уставу школы, руководит директор образовательного учреждения. Совет школы не только не дает простор развитию самоуправления, но и сам не может развиваться, так как его деятельность ограничена решениями педагогов и родителей. Ученые считают, когда дети научатся управлять сами, тогда и будет развиваться самоуправление.

Как распространенную форму управления воспитательной системой в школе можно рассматривать соуправление (совместное управление всех участников образовательного процесса).

Соуправление не только учитывает потребности и интересы субъектов воспитательной системы, но и дает им возможность получить опыт демократического, правового поведения, научиться правильно взаимодействовать друг с другом, нести общую ответственность за все, что происходит в воспитательном пространстве

Идея соуправления школой воплощается в деятельности всех властных параллелей и вертикалей не только в целом, но по отдельности. Некоторым из них присущи черты самоуправления.

Подходы к формированию органов соуправления могут быть разными.

Так, в комитет защиты прав или в совет школы взрослые и дети могут избираться на равных (половина на половину) и на равных могут обсуждать и принимать нормы и правила общей жизни.

Равные права можно дать всем представителям образовательного процесса. Тогда органы соуправления будут состоять на одну треть из педагогов и технического персонала, на треть из учащихся и еще на треть из родителей.

Соуправление, с одной стороны, активизирует общественную жизнь в школе, а с другой — освобождает директора от решения некоторых проблем.

Участвуя в такой деятельности, дети учатся осмыслять и разрешать житейские проблемы, чему способствует даже необходимость правильно заполнить заявление о нарушении права.

В системе соуправления образовательным учреждением, в том числе и его воспитательной системой особое место занимает ученическое (школьное) самоуправление.

Ученическое самоуправление не является управлением школой как социальным институтом. Его объект — жизнедеятельность ученического коллектива.

Ученический коллектив — часть школьного сообщества, в которое входит и педагогический коллектив. Ученический коллектив имеет относительно самостоятельную систему целей, деятельности, отношений.

Задача педагогов — строить эту жизнь вместе с ними, предоставляя им все больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой и заключается в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении.

Управлять коллективом, его развитием — значит управлять и отношениями, складывающимися между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.

Управление отношениями — дело сложное. Но только в достаточно сплоченном ученическом коллективе — с устоявшимися нравственными нормами, сложившимися ценностными ориентациями.

В таком коллективе любое отклонение отношений легко замечается и вызывает беспокойство и взрослых и детей. Самое сложное в самоуправлении — построить взаимоотношения педагогов и учащихся.

Часто под школьным самоуправлением понимается детский актив, действующий под руководством заместителя директора по воспитательной работе, что сужает его понятие.

По мнению Л. И. Новиковой, процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там — постановка целей, их реализация, анализ результатов деятельности, определение перспектив. Но это верно только при наличии одного условия: определять для себя цели, перспективы и составлять программы их достижения должны сами школьники.

С развитием ученического коллектива сфера ученического самоуправления расширяется. Содержание и формы организации самоуправления в каждой школе могут быть только своими, особенными.

В. Григорьев предлагает пошаговую модель развития внутришкольного, детского самоуправления. Она включает в себя:

— диагностирование внутришкольных отношений как процесс и результат совместной деятельности педагогов и детской диагностической службы школы;

— проектирование и реализацию «прецедентов самоуправления»;

— развитие самоуправления как основного события в жизни школы.

Замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД). В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, осмысливают результат.

Большое значение для нормального функционирования системы школьного самоуправления имеет нормативно-правовая база, на основании которой формируется и развивается конкретная модель самоуправления в конкретном образовательном учреждении.

Среди законодательно-правовых документов, регулирующих данные вопросы, назовем, прежде всего, Конституцию страны, международные конвенции и пакты по правам ребенка и человека, федеральные законы в сфере образования, другие нормативные акты, систему которых, в конечном счете, завершает Устав школы и Положение о школьном самоуправлении.

Развитие самоуправления в школе тесно связано с темой прав человека.

Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики. Права человека — это относительно новое явление как для нашего общества, так и для школы.

В нашей стране в течение нескольких десятилетий человек находился в условиях жесткой подчинённости государству. В этих условиях о правах человека не могло быть и речи: человек — винтик государственной машины.

Советская школа была призвана готовить человека к жизни именно в этих условиях. Поэтому она была построена на тех же принципах, что и государство. Точно так же, как и в большом государстве, ученики, педагоги и родители не могли оказывать существенного влияния на школьные порядки. Ученики приобретали опыт дисциплины, подчинённости, и успешно встраивались в реалии советского государства.

С начала 1990-х годов, после полноценного признания прав человека и провозглашения России демократическим правовым государством, ситуация изменилась.

Государство перестало быть всеохватной структурой, перестало контролировать и регулировать всё и вся. Человек, в свою очередь, перестал быть «винтиком» — он получил возможность противостоять государству, отстаивая свою свободу и независимость.

Государство стало пониматься как аппарат, который люди создали для обслуживания своей жизни.

Но построение демократического правового государства в огромной степени определяется уровнем правовой культуры общества. От активности самих людей в защите своих прав зависит улучшение ситуации с правами человека в нашей стране.

Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Перед школой стоит непростая задача преодоления авторитарных традиций, сформированных десятилетиями. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и уважении к правам человека.

В этом — сверхзадача школы: выпускать в жизнь новые поколения граждан, способных внести вклад в построение демократического общества и правового государства.

Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об образовании» еще в 1992 году, но так и не реализовано в подавляющем большинстве школ.

Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса — учеников, родителей и педагогов.

Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления.

Нередко в школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Нужно понимать принципиальную разницу между советским и современным подходом к самоуправлению.

Ученическое самоуправление в советской школе выполняло функции «филиала» администрации школы. Оно работало в таких формах, как «учкомы», «штабы» и другие органы, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников (жестче — проблемы с учениками).

Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством.

Прошлые традиции мешают правильно понять суть современного самоуправления. Пора перестать путать самоуправление с дежурствами, сборами макулатуры, построениями и праздничными концертами.

Сегодня школьное самоуправление — это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу.

Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения, и от выбора которых зависит жизнь учеников. Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления.

Собственно, самый простой способ создать в школе систему ученического самоуправления — это, не дожидаясь «активизации» учеников, определить круг вопросов, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников.

Если директор школы, перед тем, как принимать решения, касающиеся учеников, будет приглашать ученический совет и советоваться с ним, прислушиваться к мнению ребят, то ученики увидят: самоуправление — это не формальность, это способ повлиять на политику школы.

В этой ситуации, им будет небезразлично, кто представляет их интересы в ученическом совете. Постепенно, не сразу, самоуправление будет набирать вес, становиться престижным, расширять сферу своего влияния. Это будет означать, что ученики перестали быть в школе чужими, и перестали считать свою школу чужой. А это — уже совсем другая школа.

К сожалению, развитие школьного самоуправления недостаточно обеспечено методически. В этом вопросе существует большая путаница. Поэтому школе, прежде чем принимать за основу ту или иную модель самоуправления, необходимо хорошо разобраться в деталях этой темы.

Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой — ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями.

В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно.

Читайте также:  Что дает магистратура?

Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление — необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.

Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления — отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы.

В педагогической литературе и практике признан принцип самоуправления в сочетании с педагогическим руководством.

В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции — функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.

Организация ученического самоуправления требует от педагогов немалых усилий.

При этом их усилия в первую очередь должны быть направлены на себя, поскольку организовать работу с ученическим самоуправлением — задача не из легких.

Самоуправление невозможно внедрить административным путем, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании.

Если самоуправление работает, — это значит дети реально включаются в решение важнейших вопросов школьной жизни В итоге — это активное участие самих детей в общественной жизни.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/74086.html

Разница между руководством и управлением («Governance» vs. «Management»)

В зарубежной практике существуют различные понятия: «Governance» и «Management». В российской практики их переводят, как правило, «Руководство» и «Управление». Иногда «Governance» также переводят как «Корпоративное управление». Данная статья более подробно раскрывает эти понятия и разницу между ними в контексте проектного управления. — Прим. пер.

Акционеры всё чаще и настойчивее требуют от организации «качественного руководства» («good governance»). Активность акционеров и заинтересованных сторон всё сильнее влияет на работу организации, в том числе и в части проектного управления.

Но когда речь заходит о «руководстве», его очень часто путают с «управлением» («management»). Это распространённая ошибка.

В самом общем виде, различия между этими понятиями можно описать так: «руководство» фокусируется на создании организационной среды, в которой «управление» сможет эффективно функционировать, а также в поддержании этой среды на необходимом уровне.

Глобальные организации часто сталкиваются с неприятием акционерами низкого уровня «руководства», которое приводит к некачественному «управлению».

А это значит, что те неудачи, которые раньше были допустимы, в будущем вряд ли будут спокойно переноситься акционерами.

Это относится и к проектной деятельности: акционеры ожидают от компаний эффективного и проактивного подхода к управлению инвестициями в проекты и программы.

Такое положение дел приводит к тому, что проектное управление должно фокусироваться на двух составляющих. Во-первых, на полной цепочке добавленной стоимости от начального инвестиционного решения до получения выгод. Во-вторых — на традиционных областях знаний в управлении проектами, программами и портфелями.

В связи с этим профессионалам в области проектного управления предоставляется возможность расширить зоны своего влияния. Вероятно, проектное управление, в будущем, будет связано как со старшим менеджментом, так и с высшим руководством. PMI уже двигается в этом направлении.

Функции руководства и управления

Понимание различий между управлением и руководством необходимо для эффективной работы проектного менеджера и отстаивания интересов проекта.

Руководство, в первую очередь, фокусируется на балансировке интересов заинтересованных сторон организации. Среди основных функций руководства можно выделить следующие:

  • G1 — Определение целей организации
  • G2 — Определение ценностей организации
  • G3 — Определение культуры организации
  • G4 — Создание и внедрение модели руководства в организации
  • G5 — Обеспечение ответственности менеджмента
  • G6 — Обеспечение согласованности работы организации

Управление и его функции направлены на достижение целей организации в рамках установленной руководством модели и методологии. Анри Файоль в свой книге «Общее и промышленное управление» 1916 года выделил 5 функций управления:

  • M1 — Прогнозирование и планирование
  • M2 — Организация работы
  • М3 — Командование и лидерство
  • M4 — Координация работы
  • М5 — Контроль работы (при помощи обратной связи)

Рисунок 1 иллюстрирует взаимоотношения между функциями руководства и управления. Функции управления имеют иерархическую структуру (М2 следует за М1), имеют входы от независимых функций руководства (G1-G5 влияют на М1 и М2) и имеют выходы в независимые функции руководства (М5 влияет на G5 и G6).

Рисунок 1: Взаимосвязь между функциями руководства и управления

Задача многих крупных организаций — сформировать эффективную модель руководства для того, чтобы она формировала и обеспечивала эффективную работу функций управления и избежать проблем на нижнем уровне (проектов и программ) из-за неэффективности высокоуровневых функций руководства.

Но для этого, в первую очередь, нужно понять, что проблема именно в некачественной реализации функций руководства. Диагностировать проблему на таком высоком уровне не просто, ведь результаты деятельности, на первый взгляд, не напрямую зависят от руководства.

Причины неудач часто ищут в управлении, а не руководстве.

После осознания приведённой выше информации встаёт вопрос: как могут руководители проектов и программ повлиять на функции «руководства» для обеспечения эффективной реализации проектов и их успешного завершения?

Источник: https://www.pmservices.ru/project-management-news/raznica-mezhdu-rukovodstvom-i-upravleniem-governance-vs-management/

Местное управление и самоуправление: состояние и концептуальные положения их совершенствования

Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью.

В связи с этим в системе местных органов власти необходимо различать два вида органов — назначаемые из центра (местное управление) и избираемые местным населением (местное самоуправление).

Таким образом, под местным управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе региона, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления.

В свою очередь, местное самоуправление — это деятельность населения региона — территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами региона.

Иными словами, местное самоуправление представляет собой самоорганизацию на базовом региональном уровне там, где оно может организоваться и осуществлять свои полномочия, не обращаясь к государству.

В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.

Деятельность органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующего региона.

Государственное и местное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам.

В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д.

, причем оно характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, то есть это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества.

Местное управление имеет свойства более низкого уровня: его управленческое воздействие опирается с учетом общегосударственных интересов на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, то есть распространяется на население региона.

Следовательно, местное управление имеет как собственные, так и переданные государством полномочия и, следовательно, тесно взаимосвязано с государственным управлением.

Иными словами, местное управление и самоуправление активно взаимодействуют с государственным управлением по вопросам, сочетающим интересы государства в целом, его отдельного региона и конкретного местного сообщества.

Деятельность органов местного управления и самоуправления в нашей стране регламентируется Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 1991 г.

(в редакции 2001 г.), а также Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (5-й раздел «Местное управление и самоуправление»).

Согласно указанным правовым актам к органам местного управления относятся:

исполнительные комитеты (с правами юридического лица), являющиеся исполнительными и распорядительными органами власти на территории области, района, города, поселка, сельсовета.

Исполнительные комитеты первичного уровня — сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); базового — городские (городов областного подчинения), районные; областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

Исполнительные комитеты разрабатывают и реализуют программы экономического и социального развития, местные бюджеты, распоряжаются коммунальной собственностью региона, принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, решают вопросы охраны правопорядка, здоровья, образования, социального и культурного обеспечения населения и т.п.

; местные администрации (с правами юридического лица), являющиеся исполнительными и распорядительными органами власти на территории района в городе. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

Они распоряжаются коммунальной собственностью города, организуют работу органов территориального общественного самоуправления, строительство и ремонт жилищного фонда, дорог, осуществляют контроль за содержанием городских территорий, целевым использованием бюджетных и иных доходов, решают вопросы трудоустройства, образования, медицинского, бытового, социально-культурного и иного обслуживания населения и т.п.

К органам местного самоуправления относятся:

местные Советы депутатов, являющиеся представительными государственными органами на территории соответствующего региона и выступающие основными звеньями системы местного самоуправления.

В Беларуси установлены первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы), базовый (городские (городов областного подчинения), районные Советы) и областной (областные Советы) территориальные уровни Советов.

В компетенцию Советов входит обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь, утверждение программ жилищного строительства, социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения, а также разнообразных прогнозов, планов и программ развития регионов, решение вопросов административно-территориального устройства, распоряжение и контроль за использованием ресурсного и финансового потенциала региона и т.п. Советы являются юридическими лицами; органы территориального общественного самоуправления, представляющие собой самоорганизации граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории региона (микрорайона, улицы, двора и т.п.) для исполнения самостоятельных и под свою ответственность инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме советов, комитетов и др.). Органы территориального общественного самоуправления вправе контролировать работу местных социально-культурных учреждений и предприятий сферы обслуживания, использовать заработанные средства для развития социальной инфрастуктуры региона, принимать на общественную и другую сохранность жилые дома, торговые и спортивные площадки, выступать с инициативами по различным вопросам местной жизни и т.п.

Необходимо указать, что местное самоуправление осуществляется также путем проведения собраний граждан и местных референдумов.

Развитие каждого конкретного региона во многом зависит от системы взаимодействия местных представительных и исполнительных органов власти.

При этом совершенствование государственной региональной политики и системы местного управления и самоуправления следует рассматривать как тесно взаимосвязанные процессы, каждые из которых является непременным осуществлением другого. В связи с этим некоторые весьма авторитетные белорусские ученые-регионоведы (например, В.С.

Фатеев) указывают на необходимость разработки двух взаимоувязанных, но самостоятельных документов: Концепции государственной региональной политики и Концепции дальнейшего совершенствования местного управления и самоуправления.

Концептуальными положениями этих документов должны стать:

реформирование системы органов местного самоуправления (местных Советов) в направлении децентрализации управления и укрепления региональной финансовой базы, необходимой для деятельности местных органов, их относительной самостоятельности; совершенствование организации представительной и исполнительно-распорядительной власти на местах; совершенствование существующего административно-территориального деления Республики Беларусь.

Конечной целью возможных преобразований в рассматриваемой сфере должно стать придание органам местного управления и самоуправления, которые сегодня, к сожалению, рассматриваются преимущественно как часть государственной машины, функций полноценного инструмента согласования местных и национальных интересов. В демократических государствах до 90% всех вопросов, с которыми жители регионов обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства большинства стран мира постепенно приходят к пониманию того, что во многих случаях местные проблемы могут быть наиболее эффективно решены органами самоуправления. Поэтому все большее и большее количество функций передается, делегируется местным органам управления и самоуправления, а роль центральных органов власти в ведении местных дел заметно сокращается.

Читайте также:  Как строить каркасный дом своими руками?

Одним из ориентиров совершенствования национальной системы местного самоуправления может стать такой важнейший международный правовой акт, как Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 г.

Некоторые белорусские ученые полагают, что Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии и именно в этом направлении целесообразно осуществлять реформирование национальной системы местного управления и самоуправления.

Источник: https://www.economy-web.org/?p=471

Государственное управление и самоуправление

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 24Следующая ⇒

Понятие государственного управления.

Характеристика государственной власти будет неполной, если не рассмотреть хотя бы основные вопросы государственного управления.

Дело в том, что государственная власть неразрывно связана с государственным управлением, поскольку государственное управление является способом осуществления, реализации государственной власти.

В научной и учебной литературе государственное управление чаще всего определяется как целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач.Вместе с тем нужно иметь в виду, что государственное управление может быть истолковано как в узком, так и в широком смысле.

Государственное управление в узком смысле — это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не всех органов государства, а только органов исполнительной власти, которые нередко называют органами государственного управления. Как деятельность органов исполнительной власти, государственное управление в отечественной юриспруденции изучается наукой административного права.

Государственное управление в широком смысле — это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не только органов исполнительной власти, но и всех других органов государства и даже всего механизма государственной власти.

Само собой разумеется, что не все звенья механизма государственной власти и не все органы государства в равной мере участвуют в государственном управлении. Как отмечается в литературе, одни государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр) и непосредственно занимаются государственным управлением.

Другие обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции). Третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в государственном управлении.

Могут существовать и смешанные, государственно-общественные органы, которые тоже в какой-то мере выполняют управленческие задачи. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, которые в этом случае тоже выполняют задачи государственного управления[16].

Государственное управление в широком смысле изучается различными гуманитарными науками, в том числе и теорией государства и права.

Стадии государственного управления.Государственное управление, в каком бы смысле мы его не рассматривали (узком или широком), всегда протекает как определенный, длящийся во времени процесс.

И как процесс в своем развитии оно проходит несколько стадий.

Обычно выделяют четыре стадии управленческого процесса: стадию сбора, обработки и оценки информации; стадию разработки и принятия управленческого решения; стадию исполнения управленческого решения; стадию контроля за исполнением управленческого решения.

Стадия сбора, обработки и оценки информации является первоначальной стадией управленческого процесса и считается подготовительной.

Как такового, государственного управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор, обработка и оценка информации, которая необходима для принятия управленческого решения.

Поэтому прежде чем принять, вынести решение, нужно получить требуемую информацию, обработать ее и оценить на предмет полноты и достоверности.

Стадия разработки и принятия управленческого решения считается основной, центральной стадией управленческого процесса, поскольку выражает самое главное в управлении, его, можно сказать, квинтэссенцию. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления.

Управленческие решения могут быть двух видов — нормативные и индивидуальные. Нормативные решения носят общий характер. Они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций.

Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде определенных нормативно-правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства и т. д.). Индивидуальные решения в отличие от нормативных носят уже конкретный характер, так как адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию.

Такого рода решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуально-правовых актов (приказов, решений, постановлений и т. д.).

Стадия исполнения управленческого решения характеризует государственное управление с фактической стороны. Для того чтобы управление достигло своей цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено, реализовано.

Только путем исполнения управленческих решений можно реально, фактически осуществить управление.

При этом надо иметь в виду, что исполнение нормативных решений носит многократный характер (они исполняются, пока действуют), а исполнение индивидуальных решений является, как правило, разовым.

Стадией контроля за исполнением управленческого решения завершается процесс управления. Собственно говоря, здесь управления, как такового, уже нет, ибо оно фактически заканчивается на предыдущей стадии. Однако без организации надлежащего контроля за исполнением управленческих решений нет гарантии того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться.

Контроль за исполнением управленческих решений (причем как нормативных, так и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства (например, органы прокуратуры), либо на соответствующих должностных лиц.

Государственное управление и самоуправление.От государственного управления следует отличать самоуправление, которое является, в сущности, единственным способом реализации социальной власти в первобытном обществе, но имеет вместе с тем достаточно широкое распространение и в государственно-организованном обществе, особенно современном.

Самоуправление — этосамостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.В отличие от государственного управления самоуправление не связано с деятельностью государства, его органов.

При самоуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно решает вопросы своей жизнедеятельности без вмешательства органов государства.

В государственно-организованном обществе самоуправление наиболее широко представлено деятельностью различных негосударственных организаций (политических партий, религиозных и общественных организаций, других негосударственных объединений граждан), которые самостоятельно решают все свои внутренние вопросы. Государство осуществляет, как правило, лишь внешний контроль за деятельностью этих организаций, предъявляя к ним некоторые требования. Например, отдельные негосударственные организации должны быть официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах, ни одна негосударственная организация не может нарушать закон, заниматься антигосударственной или антиобщественной деятельностью и т. д. Только в случае невыполнения предъявляемых требований государственные органы вправе вмешаться во внутренние дела негосударственной организации и пресечь противоречащую требованиям государства деятельность.

В государственно-организованном обществе самоуправление может проявляться и в других формах (например, участие в референдумах, сходах, выборах, собраниях и т. п.), но наибольший интерес в плане соотношения государственного управления и самоуправления представляет местное самоуправление.

Местное самоуправление — этоформа осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из этого определения вытекают следующие признаки местного самоуправления.

Во-первых, местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти. Оно не является осуществлением государственной власти и не относится к государственному управлению. Это самостоятельная форма народовластия на местах, власть населения соответствующих административно-террито­риаль­ных образований (города, района и пр.).

Во-вторых, местное самоуправление — это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Население соответствующих территорий (административно-территориальных единиц), осуществляя самоуправление, самостоятельно решает те или иные вопросы местного значения на свои финансовые и другие средства и под свою ответственность.

В-третьих, местное самоуправление — это решение вопросов местного значения, котороеосуществляется населениемнепосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Основными формами непосредственного участия населения являются местные референдумы, выборы органов местного самоуправления, сельские сходы.

Что же касается органов местного самоуправления, то они автономны. Они не входят в систему государственных органов (органов государственной власти) и не соподчинены друг другу. Свои функции органы местного самоуправления осуществляют в пределах административно-территориальных границ (города, района и т. д.

), в рамках своих полномочий, на свои финансовые и иные средства и под свою ответственность.

В-четвертых, местное самоуправление — это решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление не тождественно местному управлению, поскольку последнее может быть двух видов: государственным и негосударственным.

Местное государственное управление может осуществляться как выборными органами государства (в СССР — местные органы государственной власти, народные суды), так и назначаемыми государственными органами и должностными лицами (например, префекты департаментов во Франции, воеводы в Польше, губернаторы в Таиланде и т. д.

). Местноенегосударственное управление осуществляется либо непосредственно населением, либо органами местного самоуправления. То есть оно выражается в местном самоуправлении.

Существуют разные модели местного управления. В одних государствах оно может быть преимущественно государственным управлением, в других — преимущественно самоуправлением, в третьих — и тем, и другим одновременно. В Российской Федерации местное управление выступает преимущественно в качестве местного самоуправления.

В то же время не исключается и местное государственное управление. Оно выражается, например, в деятельности местных органов государства (городских или районных прокуратур, управлений или отделов внутренних дел и т. д.).

Кроме того, органы местного самоуправления могут сочетать в своей деятельности как функции местного самоуправления, так и функции государственного управления. Так, согласно ст.

132 Конституции РФ «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Таким образом, государственное управление и самоуправление — это разные формы управленческой деятельности, которые вместе с тем могут быть тесно связаны между собой и взаимопереплетены.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под государственной властью и каковы ее признаки?

2. Как соотносятся между собой государственная власть и государство?

3. С каких позиций может быть рассмотрена структура государственной власти, и какие элементы государственной власти можно при этом выделить?

4. Что следует понимать под государственным управлением и каковы его стадии?

5. Как соотносятся между собой государственное управление и самоуправление?

Литература

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций / Г. В. Атаманчук. — 3-е изд., доп. — М. : Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. — 584 с. — (Humanitas. Учебник для высшей школы).

Витченко А. М. Теоретические проблемы исследования государственной власти / А. М. Витченко. — Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1982. — 194 с.

Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление : учебник / Н. И. Глазунова. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.

Государственное управление: основы теории и организации : учебник / под ред. В. А. Козбаненко.– М. : Статут, 2000. — 912 с.

Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. — 1994. — № 7. — С. 28–34.

Самоуправление: от теории к практике / под ред. Ю. А. Тихомирова, Г. Х. Шахназарова. — М. : Юрид. лит.,1988. — 208 с.

Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование // Изв. вузов. Правоведение. — 1992. — № 2. — С. 3–12.

Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 2002. — 320 с.

Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник / В. Е. Чиркин. — 2-е изд., исправ. и доп. — М. : Юристъ, 2000. — 384 с.

Чиркин В. Е. Основы государственной власти : учеб. пособие / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1996. — 112 с.

ГЛАВА 8

Источник: https://lektsia.com/4xb638.html