Чем отличается структура от системы

Понятие системы и структуры

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Современные представления о системе и структуре языка включают целый комплекс взаимосвязан понятий, к числу кот относятся понятия яз знака, яз ярусов, синтагматических, парадигматических, иерархических отношений и др.

Науке известны несколько попыток разграничения понятий системы и структуры. Согласно одной из них это разграничение мыслится с позиций целого и его частей. Так подходит к вопросу проф.

Реформатский, согласно кот «система в языке — это взаимосвязь и взаимообусловленность однородных явлений в пределах одного яруса структуры — фонетической, морфологической, синтактической и даже лексической.

Все ярусы языковой структуры системны… Структура — это результат вертикального анализа языка от периферии вглубь, это та «ось», на которой «крепятся» различные ее ярусы, образуя единство разнородных элементов в целом».

Такую попытку разграничения понятий системы и структуры вряд ли можно признать эффективной. Главный ее недостаток состоит в том, что понятие структуры закрепляется здесь исключительно за иерархическим типом отношений яз единиц, а понятие системы — за синтагматическими и парадигматическими типами связей, что исключает возможность осмысления языка как системы систем.

Большинство языковедов понимает под системой тип целостности как закономерно организованное множество языковых единиц, связанных устойчивыми инвариантными отношениями. системе присущи: 1) целостность, 2) наличие элементов (единиц), 3) наличие связей и отношений между ними.

Систему нельзя свести только к сумме составляющих ее элементов. Для ее характеристики решающее значение имеют связи и отношения между элементами, которые делают данную систему единым, целостным образованием. Связи и отношения — это способ организации элементов в систему.

Он-то и представляет собой то, что называют структурой. Таким образом, структура — это одна из сторон системы, сеть, схема отношений между элементами за вычетом самих элементов.

Поскольку совокупность элементов и структура являются компонентами системы, понятие системы является более широким по объему, чем понятие структуры.

Следовательно, система представляет собой организованное иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее ее в субстацию (элементы), присущую конкретному языку для выполнения определенных целей.

Главные причины, отличающие языки друг от друга, коренятся в различиях структур — в разных способах организации элементов в пределах целого.

Поэтому « трактовать язык как систему — значит анализировать его структуру».

Структура конкретного яруса (уровня), подуровня создается органическим единством синтагматических и парадигматических связей и отношений между единицами соответствующего уровня.

16. Эмиль Бенвенист. Уровни лингвистического анализа.Основное понятие для определения процедуры анализа — понятие уровня. Лишь с помощью этого понятия удается правильно отразить такую существенную особенность языка, как его членораздельный характер и дискретность его элементов.

Понятие уровня мы будем изучать применительно к языку как органической системе языковых знаков.Цель всей процедуры анализа заключается в том, чтобы выделить элементы на основе связывающих их отношений. Эта процедура состоит из двух взаимообусловленных операций, от которых зависят и все остальные: 1) сегментация и 2) субституция.

Рассматриваемый текст любой длины прежде всего должен быть сегментирован на все более мелкие отрезки, пока не будет сведен к неразложимым далее элементам. Параллельно этому элементы отождествляются при помощи допустимых субституций.Постепенно, переходя от одного знака к другому мы можем выявить всю совокупность элементов и для каждого из них — совокупность возможных субституций.

Таков вкратце метод дистрибутивного анализа.

Этот метод состоит в том, чтобы определить каждый элемент через множество окружений, в которых он встречается, и посредством двух отношений: отношения к другим элементам, одновременно представленным в том же отрезке высказывания (синтагматическое отношение), и отношения элемента к другим, взаимоподставимым элементам (парадигматическое отношение).

Два класса минимальных элементов: элементы, одновременно поддающиеся операции сегментации и операции субституции, — фонемы, и элементы, поддающиеся только операции субституции, — различительные признаки фонем.1. Два уровня: фонематический уровень, на котором возможны обе операции (сегментация и субституция), и субфонематический уровень, то есть уровень различительных признаков — меризмов, на котором возможна только операция субституции, но не операция сегментации — меризматический уровень. Здесь предел лингвистического анализа.

Между ними отношения 2х последовательно достигаемых уровней. 4 различительных признака: смычность, дистальность, звонкость, придыхательность.Выявление новой единицы высшего уровня должно удовлетворять требованию осмысленности.Осмысленность — осн. Условие, кот. Должно удовлетворять любая единица любого уровня, чтобы приобрести лингвистический статус.

Единицы более низкого уровня определимы только как составная часть единицы более высокого уровня.Языковая единица является таковой, только если ее можно идентифицировать в составе единицы более высокого уровня.2. уровень знака.Знак может выступать в виде или свободной формы(слово), или связанной формы (морфемы).Знак практически совпадает со словом.

Слово с одной стороны разлагается на фонетический единицы низшего уровня, с другой — входит как значащая единица вместе с др. значащими единицами в единицу высшего уровня — предложение.Предложение реализуется посредством слов, но не сводится к их сумме.

Слово — компонент предложения, в нем проявляется часть смысла всего предложения.

Но! Слово не обязательно выступает в предложении в том же самом смысле, кот. оно имеет как самостоятельная единица. В: слово — минимальная значимая свободная единица, которая может образовывать предложения и которая сама может быть образована из фонем.

Слова бывают: самостоятельные (автономные) и вспомогательные. Отношения между единицами одногоуровня — дистрибутивные, отношения между единицами разных уровней — интегративные.

Единица признается различительной для данного уровня, если она может быть идентифицирована как «составная часть» единицы высшего уровня, интегрантом которой она становится.

Отношение формы и значения.Производя разложение языковых единиц, мы выделяем формальные конститутивные элементы.Интеграция дает значимые элементы.

Форма языковой единицы — способность этой единицы разлагаться на конститутивные элементы низшего уровня. Значение яз. единицы — способность этой единицы быть составной частью единицы высшего уровня. Значение слова с одной стороны — имплицитно, внутренне присуще языковой системы; с другой — яз. соотнесенность с миром предметов, референция.

3. Уровень предложения — категорематическому уровню. Предложение от других единиц отличает предикативность. Все др. свойства предложения являются вторичными по отношению к этой особенности. Предложение не может быть интегрантом.Предикативный член предложения достаточен сам по себе, т.к. он детерминирует «субъект».

«Синтаксис» предложения — грамматический код, который обеспечивает правильное размещение его членов.Вне предикации предложение не существует.Предложение содержит знаки, но само не является знаком!Предложение не дискретно, число предложений невозможно сосчитать, в отличии от единиц других уровней.

Предложение обладает и смыслом и референцией.

Это верхняя граница языковой системы, т.к. предложение не может быть интегрантом единиц более высокого уровня.

Единицы языка.

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ (КЕ). Базовые, основные единицы в системе языка, обладающие воспроизводимостью и исчислимостью в языке, имеющие формальные (материально-идеальные) показатели, обладающие относительно постоянным статусом в системе языка. Обладая воспроизводимостью, классы таких единиц существенно различаются между собой в системной иерархии языка.

Совокупность КЕ одного порядка, их материальная и идеальная природа, выполняемые функции, парадигматические и синтагматические отношения между ними, возникающая на этой основе значимость создают структурный уровень языка, входящий в иерархию других языковых уровней, которые, в свою очередь, образуют стратификацию языка.

К конститутивным единицам относятся фонемы, морфемы, словоформы, слова, словосочетания, предложения.

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКОВЫЕ НЕКОНСТИТУТИВНЫЕ. Единицы, образующиеся непосредственно в актах речи, свидетельствующие о том, что язык не является жесткой системой. НКЕ опираются на строго организованные структуры языка, базисные единицы языка. Они выполняют внутриуровневые и межуровневые функции.

Они образуются в речи по-разному: 1) по принятым в языке правилам и законам: фонетическое слово, синтагма, члены предложения, элементы актуального членения предложения и т.п.

); 2) другие НКЕ выступают элементом той или другой КЕ: слог, интонация, ударение; 3) образуются на базе КЕ: фразеологизмы, лексикализованные сочетания слов, аббревиатуры; 4) образуют новые единицы с новыми функциями: словообразовательные модели, основы слова. Такие единицы могут образовывать подуровни языка.

18. Парадигматика и синтагматика языка.Существует два типа таких отношений, присущих каждому ярусу (уровню) языка — синтагматические, т.е.

отношения сочетаемости одноуровневых единиц в речевой цепи, и парадигматическиеотношения противопоставления (оппозитивные) и отношения функционального тождества элементов в системе языка (эквивалентностные). Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

Парадигма– совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.Примеры парадигматических отношений: Фонетико-фонологический уровень: Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. Совокупности гласных фонем, согласных фонем — парадигма гласных/согласных. Общая парадигма: гласные.

Частная: переднего ряда; долгие и краткие. [Г]осподи! — [Х]осподи!Морфологический уровень: Падежная парадигма: дом — дома — дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма. волн[ой] — волн[ою]. Лексический уровень: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа. смелый — храбрый.

Синтаксический уровень: Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего. Студенты успешно сдали экзамены и разъехались на каникулы. — Успешно сдав экзамены, студенты разъехались на каникулы.Синтагматические — отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения.

Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи. например, согласный + гласный в слоге, словообразовательная основа + словообразовательный аффикс, подлежащее + сказуемое и др.

Синтагма — это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Валентность и дистрибуция. Валентность единиц языка — способность единицы вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства. Дистрибуция — конкретная реализация этих свойств и возможностей.

Источник: https://lektsia.com/1x66cb.html

система и структура — это… Что такое система и структура?

  • система и структура — по В.М. Солнцеву: система — некоторый объект в целом, включающий в себя элементы и взаимосвязи элементов. Структура — совокупность внутрисистемных связей, или, что то же самое, внутренняя организация, упорядоченность объекта, поскольку между… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  • система и структура языка — Две стороны языка, презентующие: 1) язык как уникальную систему мира; 2) структуру языка как важную сторону системных отношений единиц и их разрядов. Система обладает целостностью, которая обусловлена строго закономерными отношениями единиц,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  • система и структура языка — Две стороны языка, презентующие: 1) язык как уникальную систему мира; 2) структуру языка как важную сторону системных отношений единиц и их разрядов. Система обладает целостностью, которая обусловлена строго закономерными отношениями единиц … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
  • концептуальная система или структура — Ментальный уровень, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  • Система — [system] множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Следует отметить, что это определение (взятое нами из Большой Советской Энциклопедии) не является ни единственным … Экономико-математический словарь
  • система — Группа взаимодействующих объектов, выполняющих общую функциональную задачу. В ее основе лежит некоторый механизм связи. [ГОСТ Р МЭК 61850 5 2011] система Набор элементов, которые взаимодействуют в соответствии с проектом, в котором элементом… … Справочник технического переводчика
  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Система языковая — (от греч. σύστημα целое, составленное из частей; соединение) множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённое единство и целостность. Каждый компонент С. я.… … Лингвистический энциклопедический словарь
  • структура — (framework): Логическая структура для классификации и организации сложной информации [3]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008: Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья 3.38 стру … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • СТРУКТУРА — (от лат. structure строение, располо жение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождест венность самому себе, т. о. сохранение осн. свойств при различных внеш. и внутр. изменениях. В более… … Философская энциклопедия
Читайте также:  Чем отличается моккачино от капучино

Источник: https://text_analysis.academic.ru/206/%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Структура

Структура — это упорядоченная совокупность внутренних связей некоторого объекта, обеспечивающих воспроизводимость при изменяющихся условиях.

Иногда в определении понятия структуры добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе.

Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и тому подобными структурами. Понятие структуры выражает основную характеристику системы (см.

Система), подразумевая взаимосвязь или отношение между элементами некоторой материальной или концептуальной системы.

В первом случае структура выражает взаимосвязь между составляющими систему материальными объектами, в результате чего возникают целостные, системные качества, которыми не обладают её элементы. В концептуальной системе образующие её понятия и суждения связаны логическими отношениями определения и вывода (дедукции). Тесно связанные с понятием структуры термины (такие, как «связь», «отношение», «взаимодействие», «функция», «элемент») играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности.

Исторически сложилось двоякое понимание структуры. В холистическом понимании структура приравнивается к системе. Система при этом понимается как элементы плюс связи между элементами. Второе определение различает понятие структуры и понятие системы.

Структура при этом понимается как внутренняя организация и упорядоченность объекта, его внутреннее устройство, строение, обусловленные характером взаимоотношений между элементами.

И в том, и в другом случае понятие структуры предполагает динамическое и статическое измерения: статическая парадигма обозначает статику и синхронию структуры, что следует из самой этимологии латинского термина «structura», который обозначает упорядоченное строение.

В античной грамматике и риторике и в средневековой герменевтике структура обозначала организацию предложения или композицию речи и текста. В этом смысле субстанция составляющих элементов, а также изменение и развитие системы не принимается во внимание. Структура обозначает относительно неизменную сторону системы.

Динамическая парадигма особенно успешно развивалась в биологии и психологии, где структура используется в органически-функциональном смысле. При этом динамические структуры подчёркивают регулярности процессов и эволюции. Кибернетика и теории систем развивали структурные матрицы и другие модели формализации динамических структур. Ж.

Пиаже рассматривал динамику как конститутивную характеристику структуры вообще. Холистическое определение структуры вводит такие характеристики как целостность или единство. В контексте гуманитарного знания введение понятия структуры традиционно связывается с именем В. Дильтея.

В своей структурной теории Дильтей развивал холистическую парадигму структуры в противоположность атомистической психологии. Понятие структуры основывается на диалектическом отношении части и целого. Структура, по мысли Дильтея, представляет собой некоторый порядок взаимосвязанных психических фактов. С точки зрения целого, отношения между психическими факторами характеризуются регулярностью.

Таким образом, структура определяется как холистический организующий принцип, предопределяющий интерпретацию составляющих элементов. В то же время целое и части, по Дильтею, образуют герменевтический круг: части значимы только с точки зрения целого, и наоборот.

Холистическая парадигма доминирует и в структурализме. К.

Леви-Стросс определяет структуру как модель и выделяет четыре холистических критерия: «Мы полагаем, что модели, достойные наименования структуры, должны удовлетворять четырём требованиям: во-первых, структура обладает свойствами системы.

Она состоит из элементов; модификация каждого из них влечёт за собой модификацию всех остальных; во-вторых, каждая модель принадлежит к группе преобразований, каждое из которых в свою очередь соотносится с моделью того же семейства; таким образом, множество преобразований; в-третьих, указанные особенности позволяют предвидеть, каким образом будет реагировать модель в случае, если её элементы подвержены определённым модификациям; в-четвёртых, модель должна быть сконструирована таким образом, чтобы её функционирование характеризовало все наблюдаемые факты».

В противоположность холистической парадигме, особенно в математике, распространено представление о структуре как о схеме отношений, связывающей элементы системы. Система в таком случае представляет собой и совокупность элементов, и схему отношений между элементами. Таким образом, система отличается от структуры.

Система состоит из совокупности элементов, однако они никакого отношения к анализу структуры системы не имеют. В противоположность структурализму, который абсолютизирует структуру ценой отрицания элементов, данная парадигма рассматривает элементы как далее неразложимые сущности. Согласно Ж.

Пиаже, структуру можно определить как модель, принятую в лингвистике, математике, логике, физике, биологии и других областях знаний и отвечающую трём условиям: целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; саморегулированию: внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Согласно такому определению, структура тождественна любым системам, в том числе динамическим.

В социальных теориях понятие структуры развивается в оппозиции к понятию социального действия. С одной стороны — макротеории типа структурализма, структурного функционализма, теории систем, а с другой — микротеории типа символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии.

Макротеории определяют структуру как нечто первичное, независимое от индивидов. Социальное действие оказывается таким образом полностью продуктом и производным социальной структуры. Микротеории совершенно противоположным образом строят понятие социальной структуры как производное от социального действия и взаимодействия.

С начала 1980-х годов в социальной теории наблюдается попытка интегративного понимания социальной структуры и социального действия. Тенденция интегративного подхода наиболее чётко проявляется в «многомерной социологии» Дж. Александера, в теории «коммуникационного действия» Ю. Хабермаса, в «теории структурации» Э. Гидденса, в когнитивном анализе А. Сикурела и других.

В частности, Э. Гидденс развивает положение о «дуальности структур»: «Структуры следует концептуализировать не просто как налагающие ограничения на человеческую деятельность, но как обеспечивающие её возможность … В принципе всегда можно изучать структуры на основе их структурации как ряда воспроизводимых практических обычаев.

Исследовать структурацию практики — значит объяснять, как структуры формируются благодаря действию и, обратно, как действие оформляется структурно».

Анализ структуры в научных теориях предполагает ответ на вопрос об онтологическом статусе этих структур. В Средние века вопрос об онтологическом статусе структуры разделял философов на номиналистов и реалистов.

В то время как реалисты рассматривали структуру в качестве объективной реальности, существующей независимо от исследователя, номиналисты отказывались принять тезис об объективной реальности структуры. Большее неприятие вопрос об онтологии структуры вызывает у структуралистов.

Так, Леви-Стросс основывает свой ответ на этот вопрос на разведении реальности и модели. Согласно его представлениям, структуры не составляют часть реальности, а конституируют модели реальности. Структуры никакого отношения к реальности не имеют.

Таким образом, социальные отношения представляют собой только «сырой» материал, из которых задним числом строятся модели. Несколько видоизменённый тезис о реальности структур развивается в рамках семиотики (см. Семиотика), которая, в соответствии с представлениями У. Эко, утверждает методологический структурализм.

Последний рассматривает структуру как полезный и необходимый инструмент мышления для целей упрощения различных феноменов с какой-то одной точки зрения У. Эко рассматривает структуру как техническое средство в целях гомогенизации различных объектов.

С позиций методологического структурализма вопрос об имманентности структуры исследуемому объекту или познавательной деятельности исследователя оказывается излишним. С точки зрения «теории структурации» Э. Гидденса структуры обладают виртуальным существованием и характеризуются как вневременные, бессубъектные.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7096

Строение и структура системы

Когда говорят о строении системы, то имеют в виду те ком­поненты, части или элементы, из которых она состоит. Наи­меньшими единицами системы служат элементы, из которых могут быть образованы отдельные ее части, которые правиль­нее называть подсистемами. Обычно такие подсистемы встре-

чаются в иерархически организованных системах, к которым относятся многие социальные и живые системы. В них под­системы представляют собой относительно автономные, само­стоятельные системы меньшего размера. Поскольку они уча­ствуют в осуществлении единой цели всей системы, то их функционирование и деятельность подчинены задачам общей системы и управляются ею.

В то же время в рамках системы они осуществляют свои особые функции и поэтому обладают относительной самостоятельностью. Типичным примером иерархической системы может служить человеческий организм, который состоит из нервной, сердечно-сосудистой, дыхатель­ной, пищеварительной и других подсистем.

В свою очередь эти подсистемы содержат в своем составе определенные органы, состоящие из тканей, ткани состоят из клеток, а клетки — из молекул. По такому же иерархическому принципу построены многочисленные социальные системы.

Все подобные системы состоят из подсистем разного уровня, в которых каждый низ­ший уровень подчинен высшему, но в то же время обладает относительной самостоятельностью. Именно они имеют наи­лучшие условия для своего развития.

Структурой системы называют связь и взаимодействие между ее элементами, благодаря которым возникают новые ин-тегративные свойства системы, отсутствующие у ее элементов. Чтобы подчеркнуть отличие вновь возникающих свойств от свойств, присущих ее элементам, в западной литературе их на­зывают эмерджентными.

В зависимости от конкретного харак­тера взаимодействия между элементами, различают разные типы систем: физические, химические, биологические и социальные.

В свою очередь, среди этих систем выделяют соб­ственные подсистемы, например, в рамках физических систем различают электромагнитные, атомные, ядерные и другие под­системы.

Поскольку взаимосвязь и взаимодействие не существуют изолированно от элементов, частей и компонентов системы, постольку часто они включаются в ее структуру.

Необходимо, однако, учитывать, что понятие структуры вводится именно для изучения отношения между ее элементами, их взаимосвязи и взаимодействия, и поэтому оно обычно для теоретического ана­лиза рассматривается обособленно от составляющих ее элемен­тов, т. е. строения системы.

Каждая система в реальном мире взаимодействует с окру­жающими ее телами, явлениями и событиями, которые опреде­ленным образом влияют на протекающие в ней процессы.

Читайте также:  Как делать цветы из гофрированной бумаги?

По­этому исследование системы было бы неполным без указания ее окружения, или внешней среды.

Нередко влияние этой среды бывает настолько значительным, что эволюцию системы при­ходится рассматривать в коэволюции с окружающей системой.

Классификация систем

Как известно из логики, классификация проводится по определенному признаку, называемому основанием деления. В научном анализе классификации могут осуществляться по разным, но существенным признакам.

1. Материальные и идеальные (концептуальные) системы. Такое деление систем основывается на отношении познающего субъекта к объективному миру. Соответственно этому, к мате­риальным относятся все объективно существующие реальные системы. К ним относятся все системы неорганической и орга­нической природы, а также социальные системы.

Эти системы могут, в свою очередь, классифицироваться по тем формам и видам движения материи, которые они представляют. В связи с этим обычно различают космологические, геологические, фи­зические, химические, биологические и социальные системы.

Все эти системы называются материальными потому, что их субстрат материален, существуют они независимо от познающего субъекта, который может все глубже, полнее и точнее познавать их свойства и закономерности. Именно в этих целях создаются концептуальные, теоретические системы.

Такие системы называются также идеальными потому, что представляют собой относительно верное отображение свойств и закономерно­стей объективно существующих в природе и обществе материаль­ных систем.

Для этого необходимо, чтобы наше знание выступало в форме логически связанной совокупности понятий, суждений, гипотез и законов, которую и называют концептуальной системой. Типичным примером концептуальной системы, как мы мог­ли убедиться в главе 8, является научная теория, представляю­щая собой целостное отображение определенной области объ­ективного мира. В известном смысле можно рассматривать в

этом качестве также гипотетико-дедуктивную систему, но она представляет скорее путь к построению законченной теории, чем законченный результат познания.

На первых этапах сти­хийно-эмпирического познания отдельные факты, их обобще­ния, гипотезы, и даже эмпирические законы, не объединены в единую целостную систему, связь между ними часто не про­сматривается, логические определения и выводы если иногда и используются, то только для отдельных фрагментов знания.

В отличие от этого в научной теории можно четко выявить не только ее элементы, но также структуру и окружение. В ка­честве элементов теории выступают понятия, законы, обобще­ния, гипотезы и потенциально возможные высказывания о фактах, которые можно вывести из теории.

Под структурой теории подразумевают логическое отноше­ние, которое существует между ее понятиями и суждениями. Такое отношение между понятиями выражается через логиче­ское определение одних понятий через другие.

В этих целях, как подробно показано в главе 8, небольшое число понятий выби­рается в качестве исходных, неопределяемых, а все другие — вводятся путем логического определения через другие, а в принципе — через исходные понятия.

Аналогично этому, все суждения теории стремятся доказать или вывести по правилам дедукции из некоторого числа основных суждений, которые представляют собой аксиомы (в математике) или основные за­коны или принципы (в фактуальных науках).

Наиболее четкой логической структурой обладают теории математики и матема­тического естествознания.

Под окружением концептуальной системы имеют в виду те системы, с которыми данная система связана определенными логическими отношениями. Для теории это будут системы, входящие в состав соответствующей научной дисциплины.

По­скольку между теориями такой дисциплины также существует логическая связь, то подобные дисциплины можно рассматри­вать как концептуальные системы большего объема, чем тео­рии.

В последние годы возникло множество междисциплинар­ных направлений исследования, которые выступают как кон­цептуальные системы еще большего объема, чем отдельные на­учные дисциплины.

Этот процесс интеграции научного знания служит дополнением противоположного ему процесса — диф­ференциации — ив известной мере устраняет некоторые недо­статки последнего, выражающиеся в обособлении и изоляции

отдельных научных дисциплин друг от друга, в разобщении ученых, непонимании ими результатов, полученных в узких об­ластях исследования.

Систематизации знания является важнейшей функцией нау­ки, без которой невозможен ее дальнейший прогресс.

Отдель­ные изолированные факты и результаты исследования не пред­ставляют особого интереса для науки, и только когда удается установить связи между ними и другими элементами знания, а в идеале включить их в состав определенной концептуальной системы, — только тогда они приобретают вполне определен­ный смысл и значение.

2. Открытые и закрытые системы. Эта классификация осно­вывается на выявления характера взаимодействия системы с окружающей ее средой.

В соответствии с ним открытыми — как показывает само их имя — называют системы, которые оп­ределенным способом взаимодействуют со средой. Для систем неорганической и органической природы такое взаимодействие происходит путем обмена веществом (массой) и энергией.

В системах живой природы к этому добавляется еще передача насдедственной информации от родителей потомкам.

В соци­альных системах и обществе в целом важнейшую роль приобре­тает все расширяющийся обмен информацией, но вместе с тем для жизнедеятельности общества необходим также обмен ве­ществом и энергией в процессе производства материальных благ и удовлетворения других потребностей людей.

В закрытых, или изолированных, системах такой обмен ис­ключается. Однако само понятие закрытой системы, введенное в классической термодинамике, является далеко идущей аб­стракцией и в действительности почти не встречается.

Все ре­альные системы в той или иной степени взаимодействуют с окружающей средой и поэтому в лучшем случае являются час­тично закрытыми. Тем не менее понятие закрытой системы, как и всякая научная абстракция, оказалось небесполезным для дальнейшего развития науки.

Выявление границ его примене­ния послужило, как мы покажем ниже, основой для возникно­вения теории об открытых системах и их самоорганизации.

3. Детерминистические и стохастические системы. Такие ,, системы разделяются по характеру их поведения и предсказа­нию результатов их действия. Типичными детерминистически­ми системами являются механические, космологические, неко­торые физические и химические системы и другие, которые

обычно состоят из сравнительно небольшого числа элементов, поведение которых описывается законами универсального ха­рактера. В качестве такого примера может служить наша Сол­нечная система, описываемая универсальными детерминисти­ческими законами механики и гравитации.

Точность, ясность и однозначность теорий, описывающих детерминистические системы, долгое время служили препят­ствием для признания стохастических систем, управляемых за­конами случая. Даже само существование закономерностей слу­чайных явлений приходило в противоречие с классическим представлением о законе.

Однако наука постепенно все больше и больше вторгалась в мир случайных явлений и процессов. Законы, которые она открывала в этом мире, отличались от универсальных законов и поэтому относились непосредственно не к отдельным случайным событиям, а к целому их коллекти­ву.

Поэтому они могли предсказать появление отдельного слу­чайного события или явления, лишь в зависимости от его при­надлежности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности.

4. Телеологические (целенаправленные) и ненаправленные си­стемы. Эта классификация приобрела интерес в последнее время в связи с исследованием целесообразного поведения.жи­вых систем и цел сориентированных действий социальных кол­лективов.

Новейшие методы исследования в биологии, опи­рающиеся на методы кибернетики, дали возможность изучать целесообразные действия живых систем в первом приближении с помощью принципов отрицательных и положительных обрат­ных связей.

В социологии, как отмечалось в главе 9, весьма ин­тересным оказался подход, основанный М. Вебером на анализе целеориентированньгх действий социальных коллективов.

В методологии науки произошло возвращение к телеологическим, или финалистским, объяснениям, выдвинутым еще Аристоте­лем, но впоследствии забытым под влиянием успехов причин­ных и номологических методов объяснений естествознания.

В настоящее время ситуация в социальных и гуманитарных нау­ках коренным образом изменилась: на первый план выдвигают­ся проблемы, связанные с исследованием деятельностной сто­роны познания, целей и мотивов поведения людей, стимулов и потребностей к труду, когда все большее значение приобретает субъективная сторона деятельности: ценность, редкость и по­лезность производимых товаров.

Приведенную классификацию можно было бы расширить, но для наших целей она представляется наиболее важной для освещения вопросов, непосредственно связанных с системным методом. Одним из них является вопрос об организации и са­моорганизации систем, решение которого проливает новый свет на проблему эволюции систем.



Источник: https://infopedia.su/14×797.html

структура

Слово структура произошло от латинского слова structūra, что означало строение, расположение, порядок в смысле совокупности устойчивых связей (частей, элементов объекта), обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Понятие структура Википедия определяет как внутреннее устройство, пространственное строение чего-либо.Однако мне больше нравится определение структуры из Яндекс.Словари:

Структура синоним

Структура определения понятия легче определить как синоним следующих понятий: строение, расположение, порядок, конструкция, архитектура, организация, как совокупность устойчивых отношений и связей системного, сотового или сетевого по природе объекта, его состояний, происходящего процесса, данного движения, а также траекторий движения, отношений и связей, их пространства, собственного времени в каждый последующий момент и т.п.

Что значит структура

Думаю, мне для раскрытия такого понятия как структура значение лучше брать формулировки как цитаты из известных источников, чем выдумывать собственные. Возможно, получиться короткая и информативная статья.

Как описать структуру

В более широком, нестрогом смысле термин структура употреблялся в научном и философском обиходе достаточно давно (по крайней мере, со средних веков) и выступал в качестве одного из способов определения понятия формы (форма как С., организация содержания).

Как определить структуру

Понятие структуры и понятие системы близки по причине объективного факта: любая система, если это настоящая система обязательно структурирована, она внутренне организована, а, отнюдь, не хаотична.

Можно сказать также, что, если перед нами настоящая система, то она обязательно структурна. В свою очередь, можно утверждать, что любая структура (как организация, как конструкция, как «скелет» и основа целого) суть, в пределе своего развития, — структурой системы называется — некая система, хотя, конечно структурны также и фракталы, сети, соты и т.п.

Понятие структуры системы

Понятие структура можно определить двояко: во-первых, с точки зрения статики, а, именно, как строения, фундамента или скелета объекта, а, во-вторых, его динамики.

Предпосылкой структурности в онтологии мира (теории мира) надо считать объективную возможность расчленения целого на части, его атомизации, реальное наличие в мире составных объектов, их дискретности и связности.

Нерасчленяемый на части мир был бы безструктурен. Так же был бы безструктурен и лишенный связей и взаимодействий безсвязный мир.

Изучение структур во многих науках — главный предмет и их главная проблема. В контексте новой экономической науки — неокономика — особую ценность представляет изучение законов структурности человеческих общностей.

Данная статья о слове СТРУКТУРА написана для пояснения положений разделов Мировой экономический кризис, Микрозаймы в Тамбове, Экспресс кредит в Тамбове, Кредит наличными в Тамбове, Кредитные карты Тамбов. Ссылка на данную статью: http://design-for.net/page/struktura

Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:

Источник: http://design-for.net/page/struktura

Сходства и различия классов, структур и объединений

Совместимость Си и C++

Отличия структур и объединений от классов

Структура — это производный тип данных, обычно представляющий собой определяемый пользователем набор именованных компонентов.

Объединение можно определить как структуру, все компоненты которой размещаются в памяти с одного и того же адреса. Таким образом, объединение в каждый момент времени содержит один из возможных вариантов значений.

Для размещения объединения в памяти выделяется участок, достаточный для размещения члена объединения самого большого размера.

Применение объединения также позволяет обращаться к одному и тому же полю памяти по разным именам и интерпретировать как значения разных типов.

Структуры (struct) и объединения (union) представляют собой частные случаи классов. Структуры отличаются от классов тем, что доступ к элементам, а также базовый класс при наследовании по умолчанию считаются public. Структуры предпочтительнее использовать для объектов, все элементы которых доступны.

Доступ в объединениях также устанавливается public, кроме того, в них вообще нельзя использовать спецификаторы доступа. Объединение не может участвовать в иерархии классов. Элементами объединения не могут быть объекты, содержащие конструкторы и деструкторы. Объединение может иметь конструктор и другие методы, только не статические. В анонимном объединении методы описывать нельзя.

В отличие от структур С++, объединения С++ не могут использовать спецификаторы класса доступа:public, private и protected. Все поля объединения имеют доступ private.

При создании Си++ стремились сохранить совместимость с языком Си. Большинство программ на Си будут исправно работать и с компилятором Си++. Си++ имеет синтаксис, основанный на синтаксисе Си.

Нововведениями Си++ в сравнении с Си являются:

поддержка объектно-ориентированного программирования; поддержка обобщённого программирования через шаблоны; дополнительные типы данных; исключения; пространства имён; встраиваемые функции; перегрузка операторов; перегрузка имён функций; ссылки и операторы управления свободно распределяемой памятью;

дополнения к стандартной библиотеке.

Си++: разработан как универсальный язык со статическими типами данных, эффективностью и переносимостью языка Си.

разработан так, чтобы непосредственно и всесторонне поддерживать множество стилей программирования (процедурное программирование, абстракцию данных, объектно-ориентированное программирование и обобщённое программирование).

разработан так, чтобы давать программисту свободу выбора, даже если это даёт ему возможность выбирать неправильно.

разработан так, чтобы максимально сохранить совместимость с Си, тем самым делая возможным лёгкий переход от программирования на Си.

Классы и объекты. Определение класса и области видимости. Опережающее объявление класса

Класс, таким образом, представляет собой новый тип данных, позволяющий создавать новые переменные этого типа (объекты) (иногда их еще называют экземплярами класса) и вести связанные с ними процедуры и функции.

Программист описывает класс как сложный структурированный тип, состоящий из элементов, которые могут быть как собственно данными, т. е. значениями определенного типа данных, так и функциями, реализующими операции над элементами-данными. Элементы-данные называются свойствами класса, элементы-функции — методами класса.

Такое описание служит шаблоном для создания в программе конкретных экземпляров (объектов) данного класса, имеющих свои конкретные имена.

Класс – это тип структуры, расширенный таким образом, что позволяет включать в описание не только элементы данных, но и функции.

Структуру классического Си можно рассматривать, как предшественницу класса. Объединяя программный код с данными, структура может служить элементарной формой класса. Множество объектов одного типа составляют понятие класса

Две роли классов

У класса две различные роли: модуля и типа данных. Класс — это модуль, архитектурная единица построения программной системы. Модульность построения — основное свойство программных систем.

В ООП программная система, строящаяся по модульному принципу, состоит из классов, являющихся основным видом модуля. Модуль может не представлять собой содержательную единицу; его размер и содержание определяется архитектурными соображениями, а не семантическими.

Модульность построения — основное средство борьбы со сложностью системы.

Вторая роль класса не менее важна. Класс — это тип данных, задающий реализацию некоторой абстракции данных, характерной для проблемной области, в интересах которой создается программная система. С этих позиций классы — не просто кирпичики, из которых строится система.

Каждый кирпичик теперь имеет важную содержательную начинку. Представьте себе современный дом, построенный из блоков, и дом будущего, где каждый блок выполняет определенную функцию: один следит за температурой, другой — за составом воздуха в доме.

ОО-программная система напоминает дом будущего.

Состав класса как типа данных определяется не архитектурными соображениями, а той абстракцией данных, которую должен реализовать класс. Объектно-ориентированная разработка программной системы основана на стиле, называемом проектированием от данных.

Проектирование системы сводится к поиску абстракций данных, подходящих для конкретной задачи. Каждая из таких абстракций реализуется в виде класса, который и становится модулем — архитектурной единицей построения нашей системы.

В основе класса лежит абстрактный тип данных.

В хорошо спроектированной ОО-системе большинство классов играет обе роли, так что каждый модуль системы имеет вполне определенную смысловую нагрузку.

синтаксис описания класса:

[атрибуты][модификаторы]class имя_класса[:список_родителей]{тело_класса}

Возможными модификаторами в объявлении класса могут быть модификаторы abstract, sealed, и четыре модификатора доступа, два из которых — private и protected — могут быть заданы только для вложенных классов.

По умолчанию класс имеет атрибут доступа internal.Чтобы сделать класс доступным не только классам одного проекта, его явно нужно объявить с атрибутом public.

Так что в простых случаях объявление класса может выглядеть так:

public class Rational {тело_класса}

В теле класса могут быть объявлены:

  • константы;
  • поля;
  • конструкторы и деструкторы;
  • методы;
  • события;
  • классы (структуры, делегаты, интерфейсы, перечисления).

Из синтаксиса следует, что классы могут быть вложенными. Такая ситуация довольно редкая.

Ее стоит использовать, когда некоторый класс носит вспомогательный характер, разрабатывается в интересах другого класса, и есть полная уверенность, что внутренний класс никому не понадобится, кроме класса, в который он вложен и, возможно, его потомков. Внутренние классы обычно имеют модификатор доступа private или protected. Классы как типы данных

Поля класса

Основу любого класса, представляющего тип данных, составляют его конструкторы, поля и методы. Поля класса синтаксически являются обычными переменными (объектами) языка. Их описание удовлетворяет обычным правилам объявления переменных.

Содержательно поля задают представление абстракции данных, которую реализует класс. Поля характеризуют свойства объектов класса. Существует четыре области видимости: локальная, функция, файл и класс.

Локальная: Имя, описанное в блоке, является локальным в этом блоке и может использоваться только в нем и в блоках, содержащихся в этом блоке и появляющихся после момента описания. Имена формальных параметров рассматриваются, как если бы они были описаны в самом объемлющем блоке этой функции.

Функция: Метки можно использовать повсюду в функции, в которой они описаны. Только метки имеют область видимости, совпадающую с функцией.

Файл: Имя, описанное вне всех блоков и классов, имеет область видимости файл и может быть использовано в единице трансляции, в которой оно появляется после момента описания. Имена, описанные с файловой областью видимости, называются глобальными.

Класс: Имя члена класса является локальным в своем классе и оно может быть использовано только в функции-члене этого класса, или после операции .

, применяемой к объекту данного класса или объекту производного класса, или после операции ->, применяемой к указателю на объект данного класса или на объект производного класса, или после операции разрешения ::, примененной к имени данного или производного класса.

Имя, введенное с помощью операции friend, принадлежит той же области определенности, что и класс, содержащий описание friend. Класс, впервые описанный в операторе return или в типе параметра, принадлежит к глобальной области видимости. Специальные соглашения действуют на имена, введенные при описании параметров функции и в описаниях friend.

Имя может быть скрыто явным описанием того же имени в объемлющем блоке или классе. Скрытое имя члена класса все-таки можно использовать, если оно предваряется именем класса, к которому применена операция ::. Скрытое имя объекта, функции, типа или элемента перечисления с файловой областью видимости можно использовать, если оно предваряется унарной операцией ::.

В дополнение к этому, имя класса может быть скрыто именем объекта, функции или элемента перечисления, имеющего ту же область видимости. Если класс и объект, или функция, или элемент перечисления описаны (в любом порядке) с одинаковым именем в одной области видимости, то имя класса становится скрытым.

Имя класса, скрытое в локальной области видимости или в области видимости класса именем объекта, функции или элемента перечисления, все-таки можно использовать, если предварить его подходящей спецификацией class, struct или union.

Аналогично, скрытое имя элемента перечисления можно использовать, если предварить его спецификацией типа enum.

Моментом описания имени считается момент завершения описателя имени, предшествующей части инициализации (если она есть). Например:

int x = 12;

{

int x = x;

}

Здесь второе x инициализируется своим собственным (неопределенным) значением.

Моментом описания элемента перечисления считается момент сразу после появления его идентификатора, например:

enum { x = x };

Здесь элемент перечисления x опять инициализируется своим собственным (неопределенным) значением.

Опережающее объявление

class Point2D;

// Это имя будет определено в программе далее

Опережающее объявление классов. Оно позволяет всем классам в модуле быть перечисленными в начале секции объявления типов. Это очень удобно.

Использование опережающего объявления возможно только при определении ссылок и указателей на объект класса, т.е. в тех случаях, когда не важна внутренняя структура класса.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s4012t4.html