Что составляет духовный мир человека?

Что составляет духовный мир человека?

Тема духовного мира личности на протяжении многих веков заставляет мудрецов и ученых, служителей церкви и простых смертных размышлять, выводить новые гипотезы, подтверждать и опровергать их. Общее представление о нем имеет каждый, но конкретный ответ на вопрос, что составляет духовный мир человека, услышать удается крайне редко.

Понятие о духовном мире достаточно широкое, и дать четкую формулировку довольно затруднительно. Вероятно, подходить к вопросу определения компонентов духовного мира разумнее с разных позиций.

Содержание статьи

Психология

С точки зрения психологической науки духовный мир человека составляют эмоции и чувства, им испытываемые. Духовная жизнь личности заложена на уровне потребностей и формирует культурно-нравственное восприятие, которое, в свою очередь, представляет собой синтез внутреннего и внешнего мира.

Духовность олицетворяет квинтэссенцию внутренних стремлений к внешним идеалам и образам. При этом духовный мир отдельной личности неразрывно связан с духовным миром общества.

Психология относит к составляющим духовного мира следующие элементы:

  1. Знания. Человек обладает большим потенциалом, и сегодня им накоплен огромный информационный багаж. Духовное развитие предполагает наличие и восприятие знаний о природе, обществе и, главное, знаний человека о самом себе.
  2. Вера и убеждения. В первую очередь этот компонент предполагает, что человек верит в истинность убеждений, направляющих его разум и действия.
  3. Ценности. Данная часть духовного мира придает жизни человека осмысленность, формирует идеалы и определяет личностную позицию.
  4. Эмоции и чувства. Элементы, на основании которых строится связь человека с другими людьми и обществом в целом.
  5. Цели. В этой части духовного мира человека фокусируется его сознательная деятельность, отражающая стремления и желания личности.

Итак, психологическое представление о духовном мире человека базируется на связи личности и общества, формировании духовной культуры и использовании накопленного опыта предыдущих поколений.

к содержанию ↑

Религия

Религиозное представление о духовном мире человека во многом зависит от национальной принадлежности, обуславливающей нравственные ценности того или иного народа.

Общими моментами, объединяющими духовный мир разных наций, являются:

  • вера в Бога;
  • личностные качества (доброта, миролюбие, скромность, щедрость);
  • следование религиозным заветам.

Уровень духовности выступает как основной критерий, отражающий состояние внутреннего мира людей. Подобное положение вещей присуще практически всем мировым религиозным учениям.

Духовный мир человека верующего — это незыблемое признание существования Бога, ощущение его поддержки и постоянного присутствия. Вера позволяет личности выходить за привычные и обыденные рамки понимания духовности. Это уже не просто представление о правилах поведения и информационном восприятии, а возможность увидеть свой внутренний и окружающий мир через призму божественного начала.

к содержанию ↑

Философия

Духовный мир человека в философии — это неразделимое и абсолютно цельное понятие. При этом феномен духовности слагается из множества факторов, основные из которых:

  • разум,
  • чувства,
  • талант,
  • темперамент,
  • память,
  • характер,
  • воля.

Уникальная способность индивидуума, связанная с возможностью исследовать, воспринимать и применять опыт всего человечества, формирует его духовный мир.

При этом наработки поколений преломляются через призму мировоззрения личности, тем самым вырабатывая духовную энергию. «Вне духовного содержания, — писал современный философ М. К. Мамардашвили, — любое дело — это полдела.

Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное — слова. Люди должны узнавать себя в мысли философов».

Не что иное, как философия, побуждает к жизни абсолютно все элементы, включенные в состав духовного мира индивидуума. Наука мудрецов учит человека жить, руководствуясь разумным и согласованным с собственной совестью постулатом. Она формирует самодостаточную личность, сильную духовно. Происходит это благодаря критическому отношению и рационально-нравственному жизненному ориентиру.

Уверенность в себе вкупе с умением сделать правильный нравственный выбор — это и есть та социально-духовная ценность с особенной энергетикой, к которой стремится современное общество и которая так значительна для каждого.

Духовный мир любого человека уникален, ведь схожие компоненты имеют свойство варьироваться и принимать самые разные формы.

Духовный мир — это все многообразие чувств и эмоций, характера и темперамента, мыслей и поступков.

Духовный мир — это сочетание внутренних переживаний и внешних обстоятельств, во многом зависящих от индивидуально-типических свойств, религиозных и национальных традиций, особенностей воспитания.

Источник: https://TheDifference.ru/chto-sostavlyaet-duhovnyj-mir-cheloveka/

Духовный мир человека

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.

На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности.

В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация.

Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти.

Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности.

Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения.

Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение.

Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания.

Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них.

Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.
Читайте также:  Чем отличается глюкоза от сахара

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом.

Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира.

Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом.

Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали.

В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности.

Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества.

Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/mir-lichnosti.html

Духовный мир человека

Согласитесь, что любому человеку всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят большую и дорогую машину, другие — красивый дом на берегу моря, а третьи — стать миллионерами или миллиардерами.

Но даже добившись всего этого, люди всё равно чувствуют себя неудовлетворёнными.

Если вы тоже мечтаете заработать много денег, спросите у богатых, счастливы ли они? Большинство скажет, что нет.

И дело здесь не в том, правильно человек использует накопленные деньги или нет.

Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало, исходят из духовного мира человека.

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

Представьте себе, что внутри каждого из вас есть сказочное королевство, которое называется внутренним миром. Страна эта невидима нашим глазам, но мы знаем, что она существует.

Как и любым королевством, там правит Король, и у него, как у любого уважающего себя монарха, есть множество слуг и поданных. Это чувства, мысли, возможности, способности и много других. Подданные готовы по первому требованию прийти на помощь своему королю, ведь все жители королевства уважают своего монарха за его мудрость и справедливость, любовь и доброту и заботу о своих подданных.

«Кто же тогда этот мудрый правитель?» — спросите вы.

Король — это ваш разум, ваше сознание. В каждом случае ваш внутренний монарх думает, как лучше и правильнее поступать.

Если правитель силен, умён и добр, человек многого достигает в своей жизни, ну а если слаб и ленив, то такому государству приходится ой как нелегко.

Такие люди часто не справляются со своими чувствами, у них постоянно меняется настроение. Они сами не знают, чего хотят — сегодня одного, а завтра совсем другого, часто даже противоположного. С ними нелегко дружить, им трудно угодить, они капризны или раздражительны. Вот ведь как много зависит от силы Короля.

Очень важно изучать своё внутреннее королевство, свой внутренний духовный мир. Тем самым вы увеличите силу Короля. Ведь тот, кто знает, чем он управляет, гораздо сильнее и мудрее того, кто не ведает, какая страна ему досталась.

Поэтому важно помнить о том, что духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, процессе познания.

Однажды древнегреческий философ Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал различные философские проблемы. Увидевший это владелец таверны спросил у философа:

– Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

– Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания, — ответил философ.

И действительно, познание человеком своего внутреннего духовного мира — процесс трудоёмкий и бесконечный. Он включает не только познание себя, но и умение выражать отношение к окружающим людям, природе и миру в целом.

Ведь как говорил педагог Иоганн Генрих Песталоцци: «Человек становится человеком благодаря своей духовной жизни».

И действительно, человек отличается от животных прежде всего тем, что у него есть острая необходимость в реализации своих духовных потребностей.

Человек получает образование, читает книги, ходит на концерты, посещает кинотеатры или музеи и тем самым реализует свои духовные потребности.

Русский философ Георгий Федотов писал, что духовная жизнь отличает человека от других живых существ.

Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью — высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности.

Например, во время Великой Отечественной войны, в тяжелейших условиях блокады Ленинграда, превозмогая голод и холод, композитор Дмитрий Шостакович начал работу над своей седьмой симфонией, которая в последствии получила название «Ленинградской».

Девятого августа тысяча девятьсот сорок второго года — в день, ранее объявленный немецким командованием датой вступления на Ленинград, несмотря на опасность бомбардировки, в блокадном городе в переполненном зале симфония прозвучала.

Через громкоговорители концерт транслировали по всему Ленинграду. Его слышали и немцы на передовой. «Нью-Йорк Таймс» писала: «Симфония Шостаковича была равносильна нескольким транспортам с вооружением».

Бывшие офицеры Вермахта вспоминали: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года, стало ясно, что война нами проиграна.

Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть».

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка», — писал позже композитор.

Сегодня это произведение считается одним из символов обороны Ленинграда, которое продемонстрировало мужество и стойкость защитников города, силу их духа.

Духовный мир каждого человека уникален, его образуют духовные потребности — в познании окружающего мира, самовыражении, в пользовании достижениями культуры, знания (о природе, обществе, человеке, самом себе), вера в истинность своих убеждении; ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, отражающие его идеалы, способности человека, его чувства, эмоции, переживания, а также те цели, которые человек ставит перед собой.

Но легко ли узнать этот духовный мир человека?

Внимательно присмотритесь к окружающим вас в повседневной жизни людям и вспомните ваше первое знакомство с ними. Согласитесь, что сперва вы обратили внимание на внешность: обычная она или нет, высокий человек или низкий, у него тёмные или светлые волосы, карие или голубые глаза, как он говорит, как он двигается и так далее.

И именно по этим признакам вы сформировали своё первое впечатление о нём. Но спустя некоторое время, более близко общаясь с этим человеком, его внешность перестала играть для вас главную роль, так как вы узнали его намного ближе, вплотную познакомились с его внутренним миром, с его чувствами и эмоциями, с переживаниями, интересами и другими личными качествами.

И со временем такой человек может стать для вас не просто другом, а очень близким человеком.

Именно о таких близких людях говорят: «Главное в человеке не внешность, а душа».

Источник: https://videouroki.net/video/12-duhovnyj-mir-cheloveka.html

Духовный мир

Нам очень приятно читать о том, что каждый человек уникален. Мы — уникальны, но задумывались ли вы, почему? Понятное дело, у каждого из нас различается набор генов — это физиологический аутентизм, но, как оказалось, уникальны мы как раз из-за духовного мира.

Что такое духовный мир?

Духовный мир — это то, что делает нас личностью. Он может быть сложным или простым, поверхностным или глубоким, но наполнять его всегда будут разные элементы.

Потому что то, что составляет духовный мир человека, всегда зависит от мелких и невзрачных факторов: семьи, друзей, школы, хобби и т.д. Из этого психологи делают очевидный вывод: духовный мир определяется «шлифовкой» материального мира.

То, что внутри — едино, а поверхностность или глубина определяется только тогда, когда этот «духовный мир» пробирается наружу и взаимодействует с материальными факторами.

Элементы духовного мира

Так как духовный мир являет собой совокупность очень сложно переплетенных между собой физиологических и психических процессов, определить достоверно элементы духовного мира человека не так-то просто. Чаще всего, к нему относят:

  • веру;
  • стремления;
  • способности;
  • чувства;
  • потребности;
  • цели;
  • убеждения;
  • волю;
  • восприятие;
  • память;
  • рассудок.

Этот список можно продолжать очень долго, и все равно, каждый найдет в своем духовном мире что-то, что было в списке упущено. Именно поэтому мы и уникальны.

Все же, есть одно исключение. Духовный мир любого человека и мировоззрение неразрывно связаны. Мировоззрение — это его основа, хотя сам по себе термин тоже невероятно хитросплетенный.

Мировоззрение — это «воззревать» мир. Воззрение на мир имеет только человек. Поэтому термин — исключительно человеческий. Это понятие включает в себя знания, ценности и убеждения. Л.Н.

Толстой считал, что знания без ценностей и убеждений ничего не стоят, а русский философЛосев, сказал, что наличие первого и отсутствие второго и третьего делает человека опасным для общества.

Надо отметить, что духовный мир современного человека очень часто (увы!) строится по этой системе — знания есть, но никаких принципов нет. Причем, чем больше знаний у беспринципного человека, тем страшнее он для мира.

Духовный мир — это микрокосмос каждого из нас. У человека, жившего в Средневековье, этот микрокосмос будет кардинально отличаться от наших современников. Это не плохо, и не хорошо, просто доказывает то, что духовность формируется не просто внутри нас, а еще и снаружи, за счет уровня развития самого общества, в котором мы живем.

В этой статье мы расскажем о том, что необходимо для того, чтобы победить соперника в уличной драке, где нет правил и главной целью становится сохранение здоровья, а нередко и жизни.
Как научиться разбираться в машинах?

Эта статья расскажет о том, с чего начать изучение автомобилей и всего, что с ними связано, от технических характеристик, до внешнего вида и типа кузова.

Как быстро собрать кубик-рубик?В этой статье мы предлагаем ознакомиться с пошаговой схемой сборки кубика-рубика, которая поможет с легкостью научится собирать его, а при помощи упорных тренировок — собирать его сверхбыстро. Психология мужчины в 40 летМужская психология претерпевает метаморфозы на протяжении всей жизни. В этой статье мы расскажем о психологических особенностях мужчин, перешагнувших сорокалетний рубеж.
Читайте также:  Чем отличается мечеть от храма

Источник: http://kak-bog.ru/duhovnyy-mir

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Магомедова П.Д. 1

1Дагестанский государственный университет

Сайбулаева С.А. 1

1Дагестанский государственный университет

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальностьтемы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Духовный мир человека, мировоззрение человека

Разнообразные образы вещей и процессов природного и социального мира образует духовный, идеальный мир человека. Однако, у любого человека и общества в целом он более или менее упорядочен, системен, целостен.

В духовном мире родственные чувства, представления, мысли группируются, образуя этическую, эстетическую, религиозную, правовую и другие сферы.

Более или менее целостная и устойчивая система взглядом человека на мир или на свое место в этом мире составляет ядро духовного мира человека — мировоззрение.

Будучи развивающимся и историческим образованием, духовный мир динамичен как по содержаниюразнообразных образов вещей, так и по пропорциям этих сфер. Известно, что нравственные ценности добра и зла, ключевые представления — прекрасное.

Безобразное — существует с появлением разумного человека.

Тогда как политико-правовые понятия — закон, государство, революция, духовные — образование сравнительно недавнего времени.

Но духовный мир человека и мировоззрение многосоставны не только по предмету отражения — по разнообразию сфер человеческой деятельности, но и по характеру и глубине их представлений в сознании человека.

Очевидно, что на начальных этапах развития человека и общества мировоззрение образует чувства, аффекты, дающие примитивные и иллюзорные представления о явлениях мира в мифологических образах.

В мифах человек одушевляет природные и социальные явления, пытаясь понять их связи в конкретных отношениях людей и животных. Значительно более поздней исторической формой мировоззрения является религия, основанная на вере людей в сверхъестественное, абсолютно независимое от реального мира, вечное и всесильное.

И совсем молодой формой мировоззрения предстает философия — миропонимание, высоко абстрактное, понятийное отражение всего общего, наиболее общих законов действительности.

Нельзя полагать, что формы мировоззрения четко сменяют друг друга с развитием истории и духовного мира человека. Скажем, появление философии две-три тысячи лет тому назад отнюдь не означало, что все человечество овладело философским мировоззрением — подавляющее число людей было в плену мифологического и религиозного мировоззрения.

И сегодня, в двадцать первом веке, развитое мировоззрение — достояние сравнительно небольшой части людей.

Массовое сознание зависимости от исторических, экономических, политических обстоятельств того или иного общества составляютмироощущение, мировосприятие, миросозерцание, имеющее отдаленное отношение к развитому мировоззрению, к стройной системе философских и научных понятий.

Глобальная проблема современности видоизменили структуру мировоззрения современного человека — антропоцентризм, преломление всех взглядом человека через призму его интересов, утилитаризм, сменяются новыми ценностями, способствующими, в первую очередь, сохранению природы.

Все большую значимость в содержании мировоззрения обретает экологическая культура, биоэтика.

Ценности, основные типы жизненных стратегий в современном обществе. Стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностные отношения к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.

С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы что-то хвалим и ругаем, признаем и отрицаем, чем-то восхищаемся и возмущаемся.

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют вполне успешно.

Нравственность — это исторически сложившаяся система написанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находит отражение общепринятые нормативы и оценка человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, к своему народу, родине, к другим народам. Она распространяется и на отношения личности к самой себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек — общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества:

    Сохранял свое здоровье;

    Трудился;

    Вел себя достойно.

За тысячелетия были выработаны общечеловеческие ценности — семья, домашний очаг, образование, хорошая работа, друзья и круг общения, мирная жизнь, справедливое общество, любовь к ближнему и т.д.

Среди разнообразных форм психики человека, важнейшее значение имеет воля, само регуляция субъектом своей деятельности, проявляющие как целеустремленность, решительность, самообладание.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, высшей ее отметкой мы находим идеал.

Человек, в силу своего воображения, создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель — это предвосхищение результат социального действия. Идеал — это высшая ценность и соответствующая ей цель.

Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.

Мир ценностей у каждой личности специфичен, чем и объясняется разнообразие жизненных стратегий людей, особенно многообразны жизненные ориентиры в современном обществе. Но их можно сгруппировать в три типа: стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Все три ценности достойны целей людей, могут быть совмещены в одной жизненной судьбе. Но чаще всего что-то из них преобладает, притягивает и увлекает больше других.

Выдвижение на первый план семейного уюта, добротной, материально обеспеченной жизни дает идеал, пожалуй, подавляющего большинства наших современников — стратегию благополучия. Немало сторонников стратегии успеха — тех, кто предпочитает власть, славу, публичную жизнь на виду.

Значительно меньше приверженцев стратегии самореализации — тех, кто «прислушивается» к себе, внимателен и уважителен к своим способностям, видит смысл жизни в их реализации.

При этом, судьба человека может сложиться по-разному — незаметное, заурядная жизнь без броских достижений и признаний, материальных приобретений, хотя все это и не исключается — важно, что данная стратегия бескорыстна…

Заключение

Духовная жизнь человека и общества сформировалась в процессе долгого исторического развития, на основе истории, как своей страны, так и исторического опыта других стран и объединений.

Человек ведь не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в реальности.

Прежде чем совершить какое-либо действие нужно правильно взвесить его последствия и цель, с которым оно совершается.

Источник: https://school-science.ru/4/14/1143

В чем состоит духовная жизнь человека

В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей — боль тяжёлой утраты или огромную радость — человек испытывает не телом, а душой.

Однако уровень духовного развития личности — величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

8 уровней духовного развития человека — описание в видео:

Духовная жизнь человека: основные составляющие

Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

Главными составными частями этого микрокосма являются:

  • Наличие духовных потребностей в познании окружающего мира, в самореализации посредством разных форм деятельности (занятий наукой, искусством), в использовании культурных достижений человечества.
  • Сумма знаний о мире природы, человеческом обществе, собственной личности.
  • Комплекс ценностей, лежащих в основе взаимоотношений индивидуума с самим собой и с окружающим его пространством, отражающих его идеалы и наполняющих смыслом всю его деятельность.
  • Система убеждений, определяющих все сферы человеческой деятельности.
  • Убеждённость в истинности собственных представлений.
  • Наличие определённых способностей к некоторым видам социальной деятельности.
  • Система представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, о природе отношений между людьми.
  • Комплекс чувств и эмоций, отражающих взаимоотношения между человеком, природой и обществом.
  • Цели и задачи, сознательно устанавливаемые самим человеком, к реализации которых он постоянно стремится.

Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

  1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
  2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
  3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
  4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

  • научного;
  • политического;
  • религиозного;
  • нравственного;
  • эстетического;
  • правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Что такое духовное производство?

Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

Читайте также:  Что относится к персональным данным?

Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

  • Творческие идеи.
  • Всевозможные теории и гипотезы.
  • Художественные образы.
  • Духовные ценности.
  • Общественные связи между целыми группами индивидов.
  • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

Основными видами духовного производства являются:

  1. Институт религии.
  2. Просвещение и наука.
  3. Культура и искусство.

Духовный мир человека и его конституционные права

Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.

Что составляет духовный мир каждого человека? Это — единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

Источник: http://kapushka.ru/v-chem-sostoit-duhovnaya-zhizn-cheloveka.html

Духовный мир человека — файл Духовный мир человека (доклад).doc

Духовный мир человека
скачать (3439.8 kb.)

Реклама MarketGid:
Человек — не только микрочастица Космоса, но и огромный, очень сложный и во многом еще загадочный мир.

Внутренний или духовный мир чело­века — это тоже безграничный космос самых разно­образных ощущений и чувств, эмоций и настроений, замыслов и идей, понятий и образов, фантазий и идеалов, ценностей и теорий.

Психические свойства и состояния человека.

Основу человеческой психики составляют чувственные формы отражения действительности. Чувственный мир челове­ка чрезвычайно сложен. Человек способен различать десятки тысяч оттенков разных чувств, для обозначения которых у него существует всего 5—6 тысяч слов.

А это значит, что мы даже не можем назвать каждый из этих оттен­ков. Поэтому мы часто вынуждены называть одними и теми же словами разные оттенки чувств. В какой-то мере они могут передаваться интонацией или тембром голоса, взглядом, мимикой, жестами и т. п.

Чувства человека — это психическая форма проявления его разнообразных потребностей, отражение им своей реальной зависимости от тех предметов или условий, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей.

Следовательно, чем больше у человека различных потребностей, тем богаче и разнообразнее будет и его чувственный мир.

Вместе с тем, развивая и усложняя какую-то свою потребность, человек одно­временно развивает и делает более сложными или утонченными связанные с ней чувства.

Чувства человека не являются неизменными, они проходят разные этапы своего развития. Сначала они могут проявляться как не вполне четкие влечения. Поз­же — перерастают в желания.

Если потребности, кото­рыми они вызваны, не удовлетворяются, то чувства приобретают форму устойчивых стремлений. Наконец, когда чувство достигает высшего уровня, оно про­являет себя как страсть.

Но после удовлетворения потребностей эти чувства постепенно угасают и вытес­няются другими, более сильными.

Конкретным выражением чувств или их непосред­ственным переживанием являются эмоции. Можно также сказать, что эмоции — это внутренние положи­тельные или отрицательные реакции человека на те предметы и условия, которые способствуют или мешают удовлетворению его потребностей.

В зависимости от многих причин наши чувства и сопровождающие их эмоции могут быть продолжи­тельными или кратковременными, бурными или уме­ренными, могут усиливаться или ослабевать.

Кратковременные и бурные чувства и эмоции назы­ваются аффектами.

Это, например, отчаяние или неудержимая радость, ужас и полная растерянность, приступ неудержимого смеха или огромное удивление, которое на некоторое время овладевает человеком, лишая его самообладания и самоконтроля.

Чаще всего причинами аффекта бывают какие-то неожиданные события или ситуации, имеющие для че­ловека чрезвычайно важное положительное или отрица­тельное значение или, по крайней мере, так им вос­принимаются. Другими при­чинами аффектов могут быть долгое сдерживание наших желаний, чрезмерное напря­жение вследствие их неудов­летворения.

Кроме аффектов ярко вы­раженными эмоциональными состояниями человека явля­ются стрессы, которые могут появиться в результате чрезмерного напряжения (переутомления, опасности, необходимости принимать мгновенные решения).

В период стресса активно включаются защитные силы организма, однако длительный стресс может привести к негативным последствиям, влияющим не только на психическое, но и на физическое состояние человека. Поэтому желательно при возможности избегать стрес­совых ситуаций и не создавать их для других людей.

Определенную эмоциональную окраску состояния человека при большей психической устойчивости на­зывают настроениями. Хорошее или плохое наст­роение человека может зависеть от состояния здо­ровья, погоды, отношений с другими людьми, от успешности его действий и многих других причин.

Каждый из нас, наверное, из собственного опыта знает, что «испортить» настроение человеку, особенно, когда он очень впечатлителен, неуверен в себе и в своих силах, уставший или живет в тяжелых условиях, очень легко. Значительно сложнее, но и бла­городнее уметь поднимать настроение людей.

хорошее настроение и положительные эмоции способствуют повышению

  • производительности труда
  • уменьшению количества несчастных случаев на производстве

Поэтому на совре­менных предприятиях создаются специальные пси­хологические службы, занимающиеся налаживанием «человеческих взаимоотношений» в отдельных под­разделениях или цехах. Для психологической разрядки и отдыха оборудуют специальные помещения.

Большое значение имеет умение человека владеть собственными чувствами, что является важным пока­зателем его культуры. При этом следует помнить, что самообладание не дается человеку в готовом виде, а является результатом воспитания или самовоспитания. Культура чувств находит свое выра­жение также в доброжелательном отношении к другим людям, умении сочувствовать им, в зависимости от обстоятельств надлежащим образом проявлять свои эмоции. И наоборот: бестактность, грубость, черст­вость и несдержанность являются, как правило, сви­детельством низкой культуры чувств, а соответственно—и невоспитанности человека. Даже если человек весьма образован, но не умеет сдерживать своих чувств, управлять ими, портя этим настроение другим людям и отталкивая их от себя, то такого человека все равно нельзя назвать культурным или интеллигентным.

Одно из высших достижений человеческой куль­туры — чувство любви и дружбы, которое заставляет одного человека отождествлять себя с другим, стре­миться к постоянному общению с ним, делать все для того, чтобы видеть его счастливым. «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» Лев Толстой.

Однако любовь граничит с ненавистью, дружба — с враждой, ответственность — с безответственностью, милосердие — с жестокостью и т. д. И, вероятно, нет человека, который бы в той или иной степени не испытывал всех этих чувств.

Поэтому даже тот человек, которого называют человеконенавистником или жес­токим, не может жить без того, чтобы не испытывать хотя бы к кому-то любовь или милосердие. Часто в самом человеке идет борьба между противоположными чувствами.

В связи с этим было бы абсолютно не­правильно навешивать на человека какие-то «ярлыки», окончательно, навсегда заносить его в разряд «прес­тупников» или «благодетелей».

Наоборот, человечность и мудрость состоят в том, чтобы в каждом человеке увидеть что-то хорошее, пробудить его лучшие чувства и помочь ему преодолеть темные, недостойные человече­ского звания качества. Также и по отношению к самому себе каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы культивировать, развивать добрые чувства и преодо­левать те, которые являются выражением наших низ­менных страстей или демонстрируют негативное отно­шение к другим людям.

Темперамент и характер. Каждый человек имеет свои индивидуальные, психологические свойства и особенности, которые проявляются в его поведении, общении, деятельности.

Совокупность индивидуальных психологических особенностей человека называется его темпераментом.

А наиболее стойкие и важные свойства человеческой психики, выражающие его индиви­дуальное отношение к окружающей действительности, называются характером.

Темперамент человека характеризуется интенсив­ностью, быстротой протекания настроений и чувств, темпом и ритмом его психических процессов и состо­яний. В зависимости от эмоциональности и активности человека выделяют четыре типа его темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флег­матический.

Сангвинический темперамент характеризуется быстрой сменой разнообразных чувств.

Люди, которым присущ этот темперамент, легко общаются и находят общий язык с другими людьми, быстро приспосабли­ваются к непривычным условиям жизни, плодотворно работают, когда заинтересованы каким-то делом, но быстро «угасают» и начинают скучать, когда такого интересного дела нет.

Холерический темперамент отличает большая подвижность, быстрота реакций, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость, порывистость. У холериков выразительная мимика, быстрая речь, стремительные движения. Он с увлечением берется за дело, но быстро теряет к нему интерес и может не закончить его.

Флегматический темперамент характеризуется медлительностью, обдуманностью, уравновешеннос­тью действий. Флегматик всегда нетороплив, спокоен, настойчив. Но в определенных условиях эти качества могут перерасти в безразличие ко всему окружающему и к самому себе, превратиться в лень и безволие.

Наконец, меланхолический темперамент — это такой тип психической деятельности, который характеризуется медленным протеканием психических процессов, пассивностью и замкнутостью. В то же время чувства меланхоликов отличаются глубиной, большой силой и постоянством.

Меланхолики тяжело переживают неудачи, обиды, нелегко приспосаблива­ются к новым условиям жизни, склонны к одино­честву. Определить, к какому именно типу принадлежит человек, иногда бы­вает очень непросто.

А делать это необходимо — для того, чтобы сознательно использовать положительные (живость и подвижность у сангвиника, быстрота реак­ции у холерика, выдержка и спокойствие у флегматика, глубина восприятия и чувствительность у меланхолика) или нейтрализовать отрицательные (медлительность у флегматика, несдержанность у холерика, неустойчи­вость у сангвиника, замкнутость у меланхолика) черты человека.

Зная характер человека, мы можем заранее сказать, как он будет себя вести в той или иной ситуации, что сделает или что скажет. В характере объединяются интеллектуальные, эмоциональные и чувственные качества личности, кото­рые выражают определенное отношение человека к окру­жающей действительности и к самому себе, его направ­ленность.

Черт характера существует великое множество. Это, прежде всего, черты, в которых находит свое проявле­ние определенное отношение человека к обществу и к отдельным людям. Положительные: чувствительность, честность, доброта, правдивость, патриотизм, предан­ность, и отрицательные — черствость, лицемерие, эго­изм, нечестность и т. п.

Отдельную группу составляют черты, выражающие отношение человека к самому себе. Это скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе или же, наоборот, нескромность, зазнайство, неуверенность и др. Определенные черты характера выражают отноше­ние человека к труду.

Это трудолюбие или лень, ини­циативность или безынициативность, ответственность или безответственность и многие другие.

Особое значение имеют волевые черты характера — целенаправленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка, словом, те которые опреде­ляют способность человека сознательно преодолевать как внешние, так и внутренние трудности.

Богатство и цельность характера зависят от соеди­нения разных его черт, а также от условий жизни, воспитания и развития. Поэтому в зависимости от этих факторов характер человека может претерпевать опре­деленные изменения в течение всей его жизни.

Каждый че­ловек может и должен работать над собой, заниматься самоусовершенствованием, развивая положительные черты своего характера и избавляясь от отрицательных. И особенно важно научиться делать это в молодом возрасте. От характера или бесхарактерности человека могут зависеть и результаты его деятельности, его успе­хи в труде или в учебе, его личное счастье, а часто — и счастье близких ему людей.

Мир нашего сознания.

Сознание — это высшая форма психического отражения, свойственная лишь человеку.

Источник: http://gendocs.ru/v14952/?cc=2