Разница между большим театром и малым театром
Москву недаром называют третьим Римом. Это город-легенда, город-воин, не раз возрождавшийся из пепла и праха. В нем сотни исторических мест, известных как на весь мир, так и только небольшому кругу избранных.
И если говорить о мировом культурном достоянии, то в него по праву входят два самых старых и прославленных театра России — Большой и Малый. И, кстати, даже не все москвичи знают, чем отличается Большой театр от Малого.
Ну не в размере же дело? Давайте попробуем прояснить этот вопрос.
Содержание статьи
Оба театра ведут свою родословную с далекого XVIII века. Первым на свет появился Малый театр (1756 г.). По высочайшему указу ее императорского величества Елизаветы I: «…Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр…» –
была создана первая актерская труппа при МГУ, состоявшая в основном из талантливых студентов этого университета. Кстати, Малый театр вообще был первым официальным и публичным заведением такого плана в Российской империи. Сегодняшнее здание театра официально было открыто в 1824 году.
Рождение Большого театра задержалось ровно на 20 лет. В 1776 г. князь Петр Васильевич Урусов получил разрешение императрицы Екатерины II на возведение этого очага русской сценической культуры.
Князь начал строительство театра, который был открыт с соответствующей помпой в 1780 году (ул. Петровская). Здание не раз перестраивалось и даже переносилось.
Тот театральный комплекс, который мы знаем, существует с 1825 года.
Оба основных архитектурных ансамбля создавались разными зодчими и, естественно, по разным проектам. Большой строился по наработкам профессора А. Михайлова, частично дополненным архитектором О. Бове. В течение своей двухсотлетней истории он не раз достраивался-перестраивался-реконструировался, но родной облик в общих чертах сохранил до сих пор.
Малым театром занимался архитектор А. Ф. Элькинский, который переделал под него особняк купца Варгина. Уже упоминавшийся г-н О. Бове также отметился в данном деле. В основу проекта легли его наброски. Окончательный вид театр принял в 1838-40 годах с легкой руки известного русского зодчего Константина Тона, любимца царя Николая I.
Практически сразу же после своего открытия оба храма Мельпомены определили для себя жанр, направление театрального искусства. Соответственно были созданы отличные друг от друга внутренние структуры.
к содержанию ↑
Большой
Сегодня это огромное монументальное здание с узнаваемым обликом, знакомым, наверное, каждому россиянину.
После последней реконструкции, не потеряв ни грамма своей исторической красоты, театр превратился в современное сооружение, вобрав в себя все последние достижения технического прогресса.
Вместимость исторического зала — около 1800 человек. Общая численность труппы — более 900 артистов.
Большой театр специализируется исключительно на двух жанрах — опере и балете. И если в опере успехи весьма впечатляющи, то в балете они просто грандиозны. Балет Государственного академического Большого театра России (официальное название) по праву считается лучшим в мире!
Большой дал миру таких звезд, как М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Е. В. Образцова, И. К. Архипова… Не хватит места на странице, чтобы перечислить всех знаменитостей театра, танцевавших и певших на его сцене.
Мы можем еще долго описывать значимость самого легендарного театра России, но для того чтобы понять, в чем отличие Большого театра от Малого, пора перейти непосредственно к Государственному академическому Малому театру России.
к содержанию ↑
Малый
По своим архитектурным масштабам и вместимости Малый театр заметно уступает своему «коллеге» на ниве сценического искусства. Однако он также очень популярен.
Малый театр специализируется на драматургии. За его более чем двухвековое существование в нем были поставлены, наверное, все более-менее известные человечеству драматические произведения.
Множество талантливейших артистов и режиссеров работали в его стенах. Достаточно вспомнить такие имена, как И. В. Ильинский, Э. А. Быстрицкая, М. И. Жаров и многие, многие другие, чтобы понять — значение этого театрального святилища для России трудно переоценить.
к содержанию ↑
Руководство
Никогда, за всю историю их существования, в этих театрах не было единого руководства. Хотя в советское время предпринимались слабые попытки объединить два светоча культурной жизни под одной эгидой. Но, к счастью, такого не произошло. Ибо разница в «профориентации» каждого театра все-таки есть. И здесь должны трудиться «узкие специалисты».
Сегодня в Большом директорствует В. Г. Урин, опытный администратор, много работавший именно в музыкально-танцевальном направлении и имеющий несомненный организаторский талант. У руля Малого театра уже не один год находится талантливый руководитель и великий актер Ю. М. Соломин.
к содержанию ↑
Разница между Большим и Малым театром
В заключение создадим таблицу и занесем в нее всю известную нам информацию.
Малый театр | Большой театр |
Исторический день рождения — 1756 г. (указ Елизаветы I) | Основан 20 лет спустя, в 1776 г., с благоволения императрицы Екатерины II |
Здание театра относительно небольшое, что и отражено в названии | Большой значительно превосходит своего старшего брата в размерах, в количестве задействованных артистов и обслуживающего персонала |
Драматические спектакли составляют основной репертуар Малого. Многие артистические знаменитости выходили на его сцену, считая это высокой честью | Большой театр специализируется на музыкальных постановках. Опера и балет — два направления, в которых здесь достигли небывалых высот |
Руководителями обоих театров всегда были разные люди. Большой и Малый никогда не объединялись под одной эгидой |
Источник: https://TheDifference.ru/raznica-mezhdu-bolshim-teatrom-i-malym-teatrom/
Чем Большой театр отличается от Малого
Театралы всего мира знают о существовании Большого и Малого театров в Москве. Однако иногда происходит путаница, и любители жанра принимают одно здание за другое. Давайте же разберемся, в чем разница между Большим и Малым театром!
Начнем с истории основания. Малый театр был открыт в 1756, став первым публичным развлекательным учреждением в России.
Труппа театра состояла преимущественно из студентов Московского государственного университета, славящегося своим музыкальным образованием.
Через несколько лет после основания на базе Малого театра появилась и оперная труппа. История Большого театра началась только в 1776 году.
Сразу же после основания определилась и жанровая направленность учреждений. В Большом театре давались исключительно музыкальные спектакли — опера и балет. Малый театр считается драматургическим.
На сегодняшний день в постоянном репертуаре Большого театра значатся оперы по произведениям классической литературы разных веков и всемирно известные балеты: «Гамлет», «Эсмеральда», «Лебединое озеро» и другие.
С афиш Малого театра не исчезают такие спектакли, как «Бесприданница», «Ревизор», «Маскарад», «Царь Борис» и т.д.
Названия театров отражают еще одно очевидное различие — размеры зданий и труппы. Актерский состав Большого театра значительно превышает труппу Малого театра по численности. Здания театров имеют разную вместимость и архитектурный вид, несмотря на то, что к ним обоим приложил руку московский архитектор А. Бове.
Существующее здание Большого театра было построено в 1824 году, однако, спустя несколько десятилетий, было реконструировано. Здание Малого театра изначально было жилым домом, принадлежавшим купцу В. Варгину. В том же 1824 году владелец сдал дом внаём императорскому театру.
Следует отметить также, что оба здания располагаются вблизи станции метро «Охотный ряд», но имеют разные адреса.
Отличается Большой театр от Малого и руководящим составом. Генеральным директором ГАБТ является Владимир Урин. Генеральный директор Малого театра — Тамара Анатольевна Михайлова.
Выводы:
- Малый театр был открыт в 1756, Большой — в 1776.
- В Большом театре дают исключительно музыкальные спектакли — опера и балет. Малый театр считается драматургическим.
- Актерский состав Большого театра значительно превышает труппу Малого театра по численности.
- Здание Большого театра имеет большую вместимость, и было специально построено в 1824 году. Здание Малого театра изначально было жилым домом.
- Оба театра располагаются вблизи станции метро «Охотный ряд», но имеют разные адреса.
- Руководят Большим и Малым театром разные люди.
Источник: https://thedb.ru/items/Chem-bolshoj-teatr-otlichaetsja-ot-malogo/
Чем Большой театр отличается от Малого театра?
Чем отличается Малый театр от Большого? Наверное, немало людей задаются этим вопросом. Главное отличие заключается в жанрах. Большой это театр оперы и балета. Малый драматический.
История
Большой театр отличается от Малого театра датой основания. Принято считать, что он был открыт в 1776 году. Труппа Малого театра ведёт свой отчёт с 1756 г.
Он был первым публичным увеселительным учреждением такого рода в России. Вскоре на базе Малого драматического театра появилась оперная труппа.
В неё вошли в основном студенты Московского универститета, где давалось хорошее музыкальное образование.
Таким образом, нынешние Малый и Большой театры составили единую труппу оперно драматическую. В состав её входили и крепостные артисты, и приглашённые звёзды из за границы. В сезоне 1824 1825 гг. труппа была разделена на два самостоятельных коллектива драматический и оперный. Каждая из них обрела своё отдельное здание.
Репертуар Малого театра включает спектакли:
- “Бесприданница”.
- “Царь Борис”.
- “Васса Железнова”.
- “Усилия любви”.
- “Власть тьмы”.
- “Театр императрицы”.
- “День на день не приходится”.
- “Снежная Королева.”
- “Дети солнца”.
- “Сердце не камень”.
- “Жизнь и любовь господина Мольера”.
- “Ревизор”.
- “Маскарад”.
- “Почти всё о любви”.
- “Наследники Рабурдена” и другие спектакли.
Труппы
Большой театр отличается от Малого театра тем, что в его труппе работают оперные певцы, артисты балета и музыканты. Это обусловлено его спецификой. В Малом театре служат драматические актёры. Ещё одно отличие в количестве артистов. В Большом театре огромная труппа. В Малом актёров гораздо меньше.
Труппа ГАБТ:
- Мария Гаврилова.
- Елена Новак.
- Вадим Тихонов.
- Евгения Образщцова.
- Константин Шушаков.
- Вячеслав Почапский.
- Анна Волкова.
- Денис Родькин.
- Виктория Богоявленская.
- Ольга Дробышева.
- Вячеслав Войнаровский.
- Анастасия Горячева.
- Дмитрий Гришин.
- Ирина Васильева.
- Андрей Денисов.
- Вячеслав Лопатин.
- Ольга Кульчинская.
- Ирина Долженко.
- Марат Гали.
- Анна Леонова.
- Игорь Головатенко.
- Михаил Казаков.
- Симоне Альбергини.
- Денис Медведев.
- Анна Гребцова.
- Александр Казарез.
- Юлия Степанова и многие другие.
Труппа Малого театра:
- Наталья Швец.
- Элина Быстрицкая.
- Людмила Суворкина.
- Владимир Бочкарёв.
- Аксиния Пустыльникова.
- Борис Клюев.
- Екатерина Порубель.
- Алексей Кудинович.
- Аполлинария Муравьёва.
- Лилия Юдина.
- Филипп Марцевич.
- Юрий Ильин.
- Любовь Ещенко.
- Инесса Рахвалова и другие.
Руководители
Большой театр отличается от Малого театра и руководством. Ими управляют совершенно разные люди.
Генеральным директором ГАБТ является Владимир Урин. В 1971 году он окончил режиссёрский факультет Ленинградского института культуры. В 1975 г. театроведческий факультет ГИТИСа.
Карьеру В. Урин начал в городе Кирове. Там он возглавлял ТЮЗ. В 1981 г. Владимир переехал в Москву. В столице он возглавил Кабинет кукольных и детских театров. Он был организатором конгрессов, фестивалей, семинаров, творческих лабораторий и различных проектов.
В 1995 году стал гендиректором Музыкального театра имени К. С. Станиславского. С 1997 г. является завкафедрой менеджмента и продюсирования в Школе студии МХАТ. ГАБТ возглавил в 2013 году.
Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова. В 1981 году она окончила Московский авиационный институт. С 1980 г. работала инженером в разных НИИ.
В 2008 году и по сей день Тамара Анатольевна является проректором по организационно творческой работе в Щепкинском училище.
Благодаря ей были отремонтированы фасады и внутрення отделка помещений учебного заведения, была приведена в порядок документация и успешно прошла аудиторская проверка.
В 2009 году Т. Михайлова была удостоена благодарности от Президента России за заслуги в сфере подготовки специалистов в области театрального искусства.
Пост генерального директора Малого театра Тамара Анатольевна заняла в 2010 году.
Здания
Большой и Малый театр отличия имеют также в архитектуре зданий. Внешне они совершенно непохожи друг на друга. Хотя к ним обоим приложил руку московский архитектор А. Бове. Здание Большого театра было построено в 1824 году.
В пятидесятые годы 19 го века оно сгорело. Восстанавливал его архитектор Кавос. Он несколько изменил его внешний вид. Были изменены кровля и портик. Четырёхскатное покрытие архитектор заменил двускатным.
Художественные достоинства фасада ГАБТ несколько снизились после переделок, внесённых Кавосом.
Здание Малого театра изначально было жилым домом. Принадлежало оно купцу В. Варгину. Проект здания был создан А. Элькинским. Фасад спроектировал А. Бове. В 1824 году В.
Варгин сдал свой дом в наём императорскому театру (Малому). Через десять с небольшим лет здание было перестроено и внутри, и снаружи по проекту архитектора К. Тона. В 1914 году театр сгорел.
Восстановлен он был в 40 е годы 20 го века архитектором А. Великановым.
Адреса
Ещё одно отличие Большого театра от Малого это адреса. Хотя они и располагаются рядом.
Адрес ГАБТ: Театральная площадь, дом № 1. Ближайшая станция метро “Охотный ряд”. Адрес Малого театра: Театральный проезд, дом № 1, строение 1. Ближайшая станция метро также “Охотный ряд”.
Источник: https://autogear.ru/article/261/369/chem-bolshoy-teatr-otlichaetsya-ot-malogo-teatra/
Чем большой театр отличается от малого театра — правда или вымысел
Каждый раз, когда я попадаю в златоглавую, стараюсь подарить себе что-то такое, что в Нижнем Новгороде недоступно. В прошлом году это было посещение ресторана молекулярной кухни (да-да, вот эти все известные продукты в непривычной форме). На этот раз я решила обогатиться духовно, выбрав в качестве подарка Малый академический театр в Москве.
Малый академический театр — небольшая историческая справка
О культурном заведении я знаю давно. Организовано учреждение было еще в середине 18 века при университете, тогда же сформирована труппа, называлось оно «Вольным». Актерами были непосредственно учащиеся. Создание Малого театра в Москве было предопределено с царской руки.
Императрица Елизавета даже издала специальный указ. Уже в 1787 году впервые на сцене поставили «Женитьбу Фигаро».
В качестве сценариев использовались лучшие классические произведения русской и мировой литературы, многие из которых разыгрываются и сейчас, просто теперь они немного видоизменены.
Кстати, в то время было совсем неясно, чем Большой театр отличается от Малого театра. Разве, что просто размерами. В ту эпоху репертуар и даже направления искусства следовали бок о бок неотделимо. Один и тот же человек мог играть в драматической постановке, а потом участвовать в балетной партии.
Между зданиями даже подземный коридор был, так что народ сновал туда-сюда беспрепятственно.
Это сейчас уже 2 храма культуры живут своей жизнью, их названия давным-давно стали именами собственными, которые не переводят на иностранные языки, да и специфика каждого заведения не просто разделена, а и принципиально отличается по смыслу, задумке, исполнению.
Оказывается, у Малого академического театра в Москве еще есть другое «прозвище» — Дом Островского. Именно он писал основную часть опусов, которые потом интерпретировались на сцене. Зачастую, создание сценариев проходило по просьбе кого-то из актеров. Чехов здесь тоже был замечен, принося периодически свои рукописи для игры.
Малый театр в Москве — что найти рядом
Для себя в тот день я установила правило — ни в чем душеньке не отказывать )). Поэтому, прежде чем посетить Малый театр, я зашла в одно из лучших кафе с грузинской кухней в Москве — «Натахтари». Ну не могу я пройти мимо хачапури по-аджарски, хоть что со мной делай. Кроме него, поблизости можно найти массу приятных кафешек:
- бар Papa’s;
- заведения Jamie’s Italian, Bolshoi, Il Forno;
- кофейня «Кофе Хауз» и Vogue Café.
Если вам хочется не только посетить Малый театр в Москве, но еще и поселиться неподалеку, то могу рекомендовать отель «Татьяна» — здесь часто жила и я, и многие мои знакомые. Цены тут немаленькие (номер стоит порядка 2400 руб.
в сутки и выше), но странно было бы пытаться экономить и селиться в центре белокаменной, не правда ли? Однако живя в этом районе, вам не придется тратиться на экскурсии или туристические поездки — все достопримечательности будут у вас под рукой и даже в «шаговой доступности».
Собственно, сам театр и спектакль
Малый академический всегда впечатляет. Вообще, меня с трудом можно считать закоренелым театралом с той точки зрения, что театр-то сам по себе я очень люблю, и видела многие постановки в различных жанрах, но критика у меня слишком «непрофессиональная».
То есть, хорошо играет актер или нет, я еще худо-бедно определю, а вот интонации-антрепризы-манеры — увольте.
Чего не скажешь о высушенных бабулях в буфете, которые с уверенностью (и не без стопки коньяка, естественно) рассуждали о той или иной сцене, описывая, по их мнению, промахи героев и «как нужно было сыграть-посмотреть-вздохнуть» в конкретном месте.
Я посетила «Восемь любящих женщин» с Ириной Муравьевой в главной роли. Здесь в отдаленном особняке на праздновании Рождества убивают хозяина — кто-то из 8-ми дам, присутствовавших в доме.
Драма выполнена в камерном стиле (когда действо происходит в ограниченном пространстве и с узким числом лиц), что пришлось мне по душе, поскольку именно так я определяю игру актеров, а на память мне остались эмоции, несколько фото и программка.
В следующий раз планирую посетить Большой театр, который, как мы уже выяснили, значительно отличается от Малого театра.
Источник: https://marshrutiks.ru/dostoprimechatelnosti/arhitektura/malyy-teatr-v-moskve-iskusstvo-v-chistom-ego-vide
Чем Большой театр отличается от Малого
Любители театральных представлений со всего мира прекрасно осведомлены о существовании как большого, так и Малого театра, которые расположены в Москве.
Тем не менее, достаточно часто имеет место определенная путаница в понимании особенностей и характеристик одного из видов этих культурных объектов.
Для каждого будет интересно максимально четко и подробно уяснить, в чём же состоят особенности и ключевые характеристики каждого из этих театров.
Чтобы более подробно говорить о данных культурных объектах, лучше всего будет начать именно с истории. Годом основания Малого театра принято считать 1856.
При этом именно Малый стал, по сути, первым общедоступным развлекательным объектом в России.
Одно время труппа артистов состояла по большей части именно из студентов Московского университета, который славился своим выдающимся образованием в сфере музыки на весь мир.
Жанровые направления
Стоит отметить, что существенное различие имеет и жанровые направления каждого из этих театров. Большой театр способен предложить исключительно музыкальные виды спектаклей. К услугам ценителей оперные и балетные представления.
Что касается Малого театра, то здесь в основе своей представлена драматургическая часть.
Если говорить о постоянном доступном репертуаре, который имеет Большой театр, то здесь есть все основные характерные представления, свойственные для постановок выдающихся литературных произведений самых различных веков.
Разумеется, большое значение имеют как раз постановки, основанные на русских классических произведениях, среди которых Ревизор, Бесприданница, Маскарад, царь Борис и прочее.
Существует определенное отличие, которое базируется непосредственно на репертуаре театров и особенностях труппы.
Разумеется, общий актерский состав, который входит в Большой театр, намного превышает всю труппу Малого театра.
Кроме непосредственно численности самого состава, налицо также и общие размеры залов. Совершенно различная вместимость, а также и архитектурный вид не позволят перепутать два этих культурных учреждения.
Стоит отметить, что каждый из них строился под кураторство известного московского архитектора А. Бове. За прошедшее десятилетие Большой театр не сохранил своего изначального вида. То здание, которое мы будем видеть сегодня, официально было заложено в 1824 году.
После этого оно было серьёзно реконструировано через несколько десятков лет.
Стоит отметить, что оба театра располагаются в непосредственной близости от станции метро Охотный ряд и географически достижимы в пешей доступности. Тем не менее, у них разные адреса.
Руководящий состав
Ключевыми различиями между Большим и Малым театром является также и руководящий состав.
Источник: https://bigjournal.ru/chem-bolshoj-teatr-otlichaetsya-ot-malogo/
история театра
Малый театр — старейший театр России.
Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы труппа театра пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.
На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.
Таким образом, “прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.
Дом купца Варгина, где открылся Малый театр в 1824 году |
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название — Малый театр.
“Московские ведомости” поместили объявление о первом спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет…”
Слово “малый” сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей.
Но вскоре слова “Большой” и “Малый” стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода.
Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Здание Московского Малого театра, фотография 90-х годов XIX века |
Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведении поэта: “Руслана и Людмилы” (1825 г.), “Бахчисарайского фонтана” (1827 г.) и “Цыган” (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера.
Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и “легкий” репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком.
В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены — Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы “Ревизор” в Малом театре, написал М.С.Щепкину письмо, где давал ему советы для постановки.
Театр также создал инсценировку “Мертвых душ”, а впоследствии поставил “Женитьбу” и “Игроков” Н.В.Гоголя, причем “Игроки” увидели свет впервые. Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев. Специально для Малого и его корифея — М.С.Щепкина — создал он свои пьесы “Холостяк” и “Нахлебник”.
В Малом театре впервые была представлена на сцене знаменитая комедия “Свадьба Кречинского” А.В.Сухово-Кобылина.
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к АН.Островскому, писал: “Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться “Театр Островского”. Сегодня Островский и Малый театр — имена, неотделимые друг от друга.
Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес.
Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.
Зрительный зал Московского Малого театра 1916г. |
Еще при жизни драматурга Малый стали называть “Домом Островского”. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр.
И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение.
Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр — своего драматурга.
На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики. При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким — так, спектакль “Орлеанская дева” по Ф.
Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене в течение 18 лет, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.
Чайковского, состоялась премьера оперы “Евгений Онегин”.
Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А.Н.
Островского: “Волки и овцы”, “Не было гроша, да вдруг алтын”, “Лес”, “Бешеные деньги”, “Трудовой хлеб”, “Свои люди — сочтемся!” В былые времена театр не мог найти общего языка с А.П.Чеховым — при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили.
Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: “Вишневый сад”, “Дядя Ваня”, “Чайка”. Своего рода “визитной карточкой” Малого театра стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: “Царь Иоанн Грозный”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”. В спектаклях по А.К.
Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим внимание театр и зарубежную классику — в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба.
Театр возглавляют художественный руководитель — Народный артист СССР Ю.М.Соломин — и генеральный директор — Народный артист СССР В.И.Коршунов. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов — Народный артист СССР Е.В.Самойлов, Народная артистка СССР Э.А.Быстрицкая, Народные артисты России Т.П.Панкова, А.И.Кочетков, И.В.Муравьева, А.Я.Михайлов, Ю.И.Каюров, В.П.Павлов, Э.Е.
Марцевич и многие другие — список можно продолжать и продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра — более 700. Малый — единственный из всех драматических театров страны — сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр.
В составе оркестра — музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.
В октябре 1995 года был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Если на основной сцене Малого театра идет только классика, то филиал предполагается сделать экспериментальной площадкой, где классика будет сосуществовать с новыми для старейшего коллектива формами — так, недавно там был поставлен мюзикл А.Колкера по пьесе А.В.Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского”.
Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара.
Обширна и гастрольная география театра — за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль “Островский в Доме Островского”.
Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился еще один театральный форум — Международный фестиваль национальных театров.
Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
Перейти к афише театра
Источник: http://www.bestbilet.ru/teatry/malyi_teatr/istoriya_teatra/