О соотношении понятий «группа» и «коллектив»: педагогический контекст
В статье предпринята попытка размежевать понятия «группа» и «коллектив» путем сравнительной характеристики двух систем обучения: традиционной — классно-урочной системы и инновационной — коллективного способа обучения.
Проведенный сравнительный анализ позволяет утверждать, что в классно-урочной системе преобладает групповая форма работы, а при коллективном способе обучения — коллективная.
Авторы обосновывают свое педагогическое объяснение соотношению понятий «группа» и «коллектив», построенное на раскрытии сущности индивидуальной, парной, групповой, коллективной форм организации учебного процесса.
Теория коллективов на сегодня является одной из наиболее разработанных в гуманитарных науках [1-14]. Исключение не составляет и педагогика. Причем данная проблема в педагогике рассматривается в двух основных аспектах: ученический коллектив и педагогический коллектив.
Оба аспекта имеют весьма сложную архитектуру.
Касательно первого аспекта эти проблемы связаны с формированием детского коллектива, очень разнородного и динамичного как по возрастному составу, так и по другим социальным категориям, и с организацией учебного процесса, где основной формой, как известно, является урок.
При классно-урочной системе (КУС), по которой обучают во всем мире уже на протяжении 300 лет, четко выделяется групповая форма работы. Будучи основной формой организации, урок не располагает факторами прямого (курсив наш. — Авт.) воздействия на формирование ученического коллектива.
Попробуем это пояснить.
В общепринятой трактовке коллектив представляет собой ту же группу, но только на высшей стадии своего развития [15]. Как известно, в диалектике формирования и развития группы можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели, в частности:
- й этап — объединение людей на основе их территориальной близости в данный момент времени (так называемая случайная группа);
- й этап — добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения интересов и целей, как правило, недолгосрочных, оперативных (номинальная группа, конгломерат);
- й этап — объединение людей, при котором возникают общие цели, требующие совместных действий. На третьем этапе выделяются несколько уровней: 1) уровень ассоциации, которая по истечении определенного временного периода или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень; 2) уровень кооперации, которая отличается более осознанной деятельностью и организованностью; 3) уровень автономизации, где четкая организационная структура и согласованность действий, цели и мотивы деятельности отличаются внутренним единством; 4) наконец, коллектив, как высший уровень группового объединения людей.
Коллектив — понятие латинского происхождения, означающее «собранность» или целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности.
Здесь, в свою очередь, выделяются уже стадии развития:
1) стадия социального единства;
2) стадия корпоративного товарищества;
3) стадия социальной зрелости и
4) стадия самоуправления.
Итак, эти две ключевые категории социологических наук имеют общие основания, а именно:
- наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы;
- наличие свойств единого целого (композиция, структура, групповые процессы, социальный контроль;
- наличие идентификации — осознания принадлежности к группе, которое лежит в основе самоопределения личности;
- наличие определенных отношений между членами группы.
Их различие определяется качественными параметрами — чем выше это качество, тем выше уровень развития группы. Но именно здесь и возникают сложности размежевания группы от коллектива. В силу этого объективно сложно дать четкое определение этим двум понятиям: изучение и анализ многочисленных дефиниций свидетельствуют об их идентичности и даже тождественности.
Задавшись целью все же выяснить их отличительные признаки и свойства, мы посчитали возможным обратиться к такой форме организации учебного процесса, как коллективный способ обучения (КСО), искренне полагая, что она представляет собой альтернативу классно-урочной системе.
Поскольку эта система, точнее, технология, в отличие от рассматриваемых феноменов, малоизученная область педагогической науки, мы решили чуть подробнее остановиться на истории вопроса
При КСО в школе нет привычных расписаний уроков, нет одновозрастных классных групп, вместо этого:
- есть только учебные кабинеты (по предметам или предметным областям);
- школьники занимаются в разновозрастных и разноуровневых группах (все учащиеся школы, кроме первого класса, одновременно в конкретном учебном кабинете);
- в учебном кабинете работает тьютор или учитель-предметник, который выдает задания каждому ученику;
- ученик, получив задание, самостоятельно выполняет задания, затем дважды обсуждает свои решения в паре с другими учениками (независимо от возраста), т.е. задания выполняются в парах сменного состава;
- при затруднении он обращается к учителю-предметнику за дополнительной консультацией (расписание консультаций учителей утверждаются заранее);
- после выполнения заданий в паре сменного состава в разновозрастной группе ученик сдает выполненное задание тьютору;
- затем учитель проверяет задание и выставляет оценку в журнале.
Как известно, все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм четыре: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными.
Ни одна из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди). Работая в парах, ученики обмениваются карточками с заданиями. При этом один из пары становится учителем, другой — учеником.
Учитель дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке. Партнеры обмениваются карточками и работают в других парах.
В результате все обучают каждого и каждый всех, активизируются межличностные отношения (ученик — ученик), обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.
Постепенно и неуклонно ученики оказываются в такой среде взаимоотношений, для которой характерны совпадение индивидуальных целей в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая общность основных социально-психологических характеристик. Именно эти характеристики и отличают коллектив от группы.
Особо важным при этом является то, что происходит ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии с их особенностями.
Исследователи рассматриваемой нами проблемы выявили следующую закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего.
И напротив, чем больше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем значительнее возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.
При КСО вторая позиция нейтрализуется практически полностью, так как такому объединению учащихся присущи все признаки коллектива как высшей стадии развития группы, а именно:
- совместная деятельность;
- наличие общих интересов, целей и задач;
- единая организация и управление;
- относительная устойчивость и длительность функционирования.
В целом при коллективной форме обучения формируются такие социально-психологические характеристики, как сплоченность (способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, выражающая стремление каждого следовать целям деятельности и нормам группы, хорошая организационная структура, четкое распределение ролей между членами; наличие стимулов для членов группы, личная привлекательность и высокая степень симпатии членов группы друг для друга), совместимость (способность продуктивно работать вместе, успешно решать задачи, требующие согласованности действий и хорошего взаимопонимания, общность взглядов, ценностных ориентаций; высокая мотивация участия в группе; совместимость психофизиологических качеств членов группы; разнополярность индивидуальных особенностей; загруженность целенаправленной деятельностью; высокая критичность к себе и терпимость к окружающим), сработанность (результат координированного взаимодействия участников деятельности, складывающаяся в рамках организационной структуры коллектива) и др.
Итак, педагогическое объяснение соотношения понятий «группа» и «коллектив» основывается на соотношении традиционной формы организации учебного процесса — классно-урочной системы, при которой преобладает групповая форма работы, и альтернативной системы — коллективного способа обучения, при котором преобладает именно коллективная форма работы.
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс. — 2000. — 256 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1988. — 180 с.
- Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. — М.: Ин-т психологии РАН, 1996. — 215 с.
- Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. — М.: Просвещение, 1996. — 250 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 245 с.
- Лебедев С. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность. — Омск, 1999. — 315 с.
- НемовР.С. Психология. — М.: Владос, 1999. — 320 с.
- Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Владос, 1995. — 345 с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М.: Просвещение, 1994. — 270 с.
- Позняков В.П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. — М.: Инфра-М, 1999. — 290 с.
- Радугин А.А. Психология. — М.: Центр. — 2001. — 450 с.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 265 с.
- Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. — М.: Инфра-М, 2000. — 330 с.
- Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- [ЭР]. Режим доступа:www.psi.webzone.ru
- Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. — Красноярск, 2010. — С. 56-67.
Фамилия автора: Л.А.Шкутина , Л.Ж.Бимагамбетова , Н.Б.Михайлова
Источник: https://articlekz.com/article/11930
Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива
Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями.
Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы.
История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.
Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.
Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.
Во-первых,благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.
Во-вторых,группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.
В-третьих,в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни, В-чствертых,в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим “Я”, и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.
Наконец,группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуальность ребенка.
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома.
Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности.
Когда мы говорим, что ребенок воспитывается в социуме, то подразумевается не число людей, не их внешний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социально-психологический климат, социальное поле отношений, в котором размещено “Я” ребенка.
. Климат рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье — все, как лучи света, как электромагнитная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.
Социально-психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы.
Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:
—доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
—защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
—работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
—инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного “Я”;
— мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.
Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений.
Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы. Способы влияния на атмосферу (в итоге, на климат) достаточно разнообразны и, на первый взгляд, не поддаются жесткому обозначению. Звук скрипки, запах пирога, ласковое слово, нарядные одежды, ритмические движения и т.д.
– все это кажется случайным, стихийным, зависимым от индивидуального творческого выбора педагога.
Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист, представитель власти, герой труда) или опосредованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись).
Их влияние направляется по аудиалъному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, художественное полотно, вещь, образ природы), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов.
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/28175.html
Понятия малой группы и коллектива
Понятия малой группы и коллектива
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами . Среди таких групп можно выделить большие и малые.
Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам.
Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 3 до 20 30 человек), занятых какимлибо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества.
В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.
Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социальнопсихологическим образованием.
Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи).
Мера психологической общности определяет сплоченность группы одну из основных характеристик уровня ее социальнопсихологического развития.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственноэмоциональный тон межличностных отношений психологическим климатом группы . Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами . Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.
Рассмотрим классификацию малых групп. Условные, или номинальные, это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы.
Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.
В противоположность номинальным группам выделяются реальные . Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.
В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какоголибо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.
Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно только в лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название официальные и неофициальные).
Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу).
Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания.
Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.
Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые .
Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.
Вторые представляют собой социальнопсихологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.
Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.
Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.
Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, похозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе.
На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива.
Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив.
Коллективизм это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива.
В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность . Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.
Организованность это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы.
От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью .
Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения.
Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект.
Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.
По отдельным своим социальнопсихологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.
источник: azps.ru
Источник: http://hr-portal.ru/article/ponyatiya-maloy-gruppy-i-kollektiva
Корпорация и коллектив — основные отличия
Контрольная работа по дисциплине социология и психология управления
Тема: Корпорация и коллектив — основные отличия
Корпорация и коллектив — основные отличия.
В современном определении корпорация — это “совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права” . С. П.
Перегудов и другие исследователи склонны рассматривать ее как “социально-политический институт” . Ключевое словосочетание к пониманию сущности корпорации — “организованные интересы”.
Опытные руководители и идеологи корпорации уделяют особое внимание двум факторам: внутрикорпоративным отношениям и образу на социальной сцене.
В демократическом обществе происходят процессы, при которых и отдельные личности, и объединения должны согласовывать свои действия с действиями других, учитывать чужие интересы, определяя цели и направления собственных.
В связи с этим система образования вынуждена учитывать тенденции к созданию профессиональных, производственных, экономических, финансовых объединений, действующих на корпоративной основе.
Формирование деловых качеств, получение навыков гражданского поведения происходят в образовательных учреждениях по тем образцам, которые предпочитаемы в обществе.
Невозможно представить себе ситуацию, когда общество строит свои структуры по принципу корпоративных интересов, а образовательные учреждения остаются вне поля гражданских отношений. Еще Дж. Дьюи писал, что отсутствие разносторонних и сбалансированных интересов может привести к невниманию к человеческому фактору, а замкнутость в собственных интересах мешает полнокровному взаимодействию с другими группами.
Становление корпорации идет определенными этапами; особенное влияние на нее оказывают деятельные, инициативные харизматические личности.
Именно они проявляют необыкновенные организаторские способности, энергию, гибкость, которые позволяют им добиться в самых неблагоприятных экономических условиях великолепных результатов.
При этом их демократический стиль поведения строится, как правило, на прекрасном знании психологии и уважении к людям. Личностный фактор, несомненно, сыграл огромную роль в разработке правовых основ деятельности образовательных учреждений в условиях рыночных отношений.
Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но
ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив — взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей
достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части.
В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях.
Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними.
Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит.
С другой стороны — изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта — термин “референтная группа”, впервые
употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой.
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего.
И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстает от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Это пример взаимоотношений в микрогруппе — диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.
По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде.
Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. С этой точки зрения можно рассматривать и коллектив туристской фирмы.
К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
Совместимость — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.
Сработанность — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность — результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. В туристской группе тоже существует сработанность, которая проявляется в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.
Сплоченность — это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов. Она предстает как динамическая характеристика развития внутри групповых связей, которые нужно изучать на трех уровнях: эмоциональной привлекательности, ценностно-ориентационного единства, устойчивости к деструктивным (разрушающим) воздействиям.
Группы также рассматривают по их отношению к обществу: позитивному — просоциальные, либо негативному — асоциальные. Любой коллектив — это хорошо организованная просоциальная группа, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.
Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным (например, хорошо организованная группа преступников). Социальная группа обусловлена взаимодействием двух тенденций — интеграции и дифференциации.
Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Дифференциация — на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. Поэтому функционирование и развитие группы носит противоречивый характер.
Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и, наоборот — от высокого уровня развития до простой ассоциации.
Важное социально-психологическое явление в жизни группы — лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других. Выделяют следующие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя.
Велика роль лидера в туристской группе. Очень важно, чтобы руководитель группы (официальное лицо) был лидером. Это влияет на степень и уровень сплоченности группы, психологический климат в ней, взаимоотношения в группе людей разного возраста, пола, профессии, национальности и т. д.
Во многих исследованиях делались попытки выявить качества личности, свойственные лидеру. По-видимому, установление между человеком и группой людей тех или иных отношений власти зависит от внешних обстоятельств, а иногда и просто от случая.
Очень часто такие отношения связаны со способностью человека, имеющего доступ к определенным ресурсам или обладающего определенными качествами, обратить на себя внимание в тот момент, когда группе потребуется руководство ее деятельностью.
Властные отношения в группе в значительной степени обусловлены теми социально-психологическими ролями, которые должны выполнять члены группы.
Роли — это ожидаемое поведение, система прав и обязанностей, вытекающих из объективных потребностей общества. Роль матери в современном обществе связана с любовью и заботой по отношению к детям. Детей балуют, отдают им все самое лучшее. Но никто не ожидает таких действий от начальника на работе. Его социальная роль иная.
Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями и характером образования.
В процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения.
Известны пять типов социальной власти, которые с раннего возраста испытывает на себе каждый: власть вознаграждения, принуждения, эксперта, авторитета и власть закона.
Важнейшая проблема психологии — развитие социальной группы. Эта проблема часто решается в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма.
Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.
Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.
Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.
На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.
Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей.
В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.
Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.
В отличие от коллектива, который определяется как совокупность людей, объединенных совместной работой, общими интересами , корпорация — это субъект права, она обладает экономической самостоятельностью, имеет устав, приобретает черты и качества инициатора социального взаимодействия.
Понятие “корпорация” обычно обозначает оптимальную форму организации крупномасштабного производства промышленной продукции и услуг. Многие исследователи, в их числе и такие авторитетные, как Дж.К.
Гэлбрейт, определяли саму индустриальную систему как часть экономики, которая характеризуется деятельностью крупных корпоративных структур1.
В самом деле становление и развитие индустриального сектора исторически было и остается неразрывно связанным с их функционированием.
Между тем необходимо иметь в виду, что корпорация изначально (она возникла в позднее средневековье) представляла собой объединение свободных хозяйственных субъектов для достижения экономических целей.
С течением времени сложились качественно отличные друг от друга ее типы.
Это отличие становится особенно выразительным, если рассмотрение вести от целей: задаются ли они собственно корпоративной логикой борьбы за рынки; обусловливаются внешними обстоятельствами; определяются создателями и владельцами корпорации.
Источник: http://student.zoomru.ru/soc/korporaciya-i-kollektiv–osnovnye/144139.1104409.s1.html
Тема 11 Психология групп и коллективов
1 Малая группа: понятие, виды, динамические процессы в малых группах
2 Коллектив: понятие, признаки, стадии развития, виды коллективов
3 Проблемы руководства и лидерства в малой группе
4 Стили руководства малой группой
Основные понятия по теме
Малая группа — это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Классификация малых групп:
– условные и реальные.
Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).
Реальные группы — это группы, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы в свою очередь могут быть лабораторными и естественными.
– формальные и неформальные.
Формальные группы создаются в соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и основная деятельность членов группы.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами по себе.
– группы членства и референтные группы.
Референтные группы — это группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».
По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:
– ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);
– кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
– корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;
– коллектив — группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Групповая динамика – это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями.
Основные элементы групповой динамики:
– цели группы;
– нормы группы (групповые санкции и система ценностей);
– структура группы и проблема лидерства;
– сплоченность группы;
– феномен группового давления;
– фазы развития группы.
Нормы группы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно быть подчинено поведение её членов.
Групповые санкции — это механизм, посредством которого группа возвращает своих членов на путь соблюдения норм группы. Они могут быть поощрительные и запретительные.
Сплоченность — это взаимное тяготение членов группы друг к другу и выражается в стремлении оставаться в группе и сохранить её любой ценой.
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.
По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.
По статусу различают коллективы официальные — «формальные» и неофициальные — «неформальные». Официальные коллективы являются юридически оформленными в рамках правового пространства, а неофициальные – на желании людей сотрудничать друг с другом.
Основные отличия лидера и руководителя:
1 Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель — регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.
2 Лидерство можно констатировать в условиях микросреды, т.е. малой группы, а руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3 Лидерство возникает стихийно, руководитель реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. это процесс целенаправленный и контролируемый социальными структурами.
4 Явление лидерства менее стабильно и зависит от настроения группы, руководство — явление более стабильное.
5 Руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках у лидера нет.
6 Процесс принятия решения руководителемзначительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидерпринимает решения более непосредственные, касающиеся групповой деятельности.
7 Сфера деятельности лидера– малая группа, где он и является лидером, сфера деятельности руководителя шире, т.к. он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Лидерство чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, а руководство — социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей, управления и подчинения.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем у других членов группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Теории происхождения лидерства: «теория черт», «ситуационная теория лидерства».
Стиль управления — это устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив).
Стили руководства коллективом (К.Левин):
Авторитарный стиль
Формальная сторона | Содержательная сторона |
1 Деловые краткие распоряжения. 2 Запреты без снисхождения, с угрозой. 3 Четкий язык, неприветливый тон. 4 Похвала и порицания субъективны. 5 Эмоции не принимаются в расчет. 6 Позиция лидера — вне группы. | 1 Дела в группе планируются заранее. 2 Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. 3 Голос руководителя — решающий. |
Демократический стиль
Формальная сторона | Содержательная сторона |
1 Инструкции в форме предложений. 2 Не сухая речь, а товарищеский тон. 3 Похвала и порицания с советами. 4 Распоряжения и запреты — с дискуссиями. 5 Позиция лидера — внутри группы. | 1 Мероприятия планируются в группе. 2 За реализацию предложений отвечают все. 3 Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Либеральный стиль
Формальная сторона | Содержательная сторона |
1 Тон — конвенциональный. 2 Отсутствие похвалы и порицаний. 3 Никакого сотрудничества. 4 Позиция лидера — незаметно, в стороне от группы. | 1 Дела в группе идут сами собой. 2 Лидер не дает указаний. 3 Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.
Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).
Тематика рефератов
1 Формирование коллективного мнения.
2 Лидер и стили руководства.
3 Конформизм как явление социального характера.
4 Лидерство как внутриличностная потребность человека.
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое малая группа?
2 Какие существуют классификации малых групп?
3 Какие разновидности групп выделяют по уровню развития?
4 Что такое групповая динамика?
5 Каковы основные элементы групповой динамики?
6 Что такое коллектив?
7 Какие виды коллективов выделяют по виду деятельности?
8 Какие виды коллективов выделяют по статусу?
9 Каковы основные отличия лидера и руководителя?
10 Какие существуют теории происхождения лидерства?
11 Что такое стиль управления?
12 Какие стили управления коллективом выделяет К. Левин?
Литература
1 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.- М.: Аспект-Пресс, 2001.- 376 с.
2 Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики : ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Мн.: ТетраСистем, 2010.-192 с.
3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
4 Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979. — 160 с.
5 Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. — М.: Политиздат, 1992. — 496 с.
6 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. — 490 с.
7 Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.- 3-е изд., перераб. и доп.– Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. — 672 с.
8 Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. — 2-е изд.,перераб. и доп. — Мн.: Амалфея, 2003. — 350 с.
Тест
1Вставить пропущенные слова.
Относительное устойчивое объединение небольшого числа людей, лично знающих друг друга и непосредственно общающихся между собой в процессе осуществления общей для них цели, является … группой:
1) малой; 3) средней;
2) большой; 4) вторичной.
2 Вставить пропущенные слова.
Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для … :
1) лидера; 3) общества;
2) их развития; 4) каждого из членов коллектива.
3 Какое из данных определений коллектива является правильным:
1 Коллектив — это группа взаимодействующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные раздражители.
2 Группа людей, объединенных совместной деятельностью и общностью интересов, является коллективом.
3 Коллектив — это группа людей, составляющих часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества.
4 В малой группе: добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве, называется- … :
1) убеждение; 3) конформизм;
2) сплоченность; 4) сотрудничество.
5 Вставить пропущенные слова.
Руководство — положение лица, на которое … возложены функции и управления коллективом и организации его деятельности:
1) официально; 3) добровольно;
2) неофициально; 4) авторитетно.
6 Вставить пропущенные слова.
Лидерство — положение члена группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать решения в … для нее ситуациях:
1) наименее важных; 3) незначимых;
2) значимых; 4) привычных.
7 Что из перечисленного можно отнести к лидерству (лидеру):
1) назначается или избирается;
2) нестабильно, нуждается в подтверждении;
3) продукт «естественного отбора»;
4) выдвигается стихийно благодаря авторитету и личному влиянию;
5) стабильно;
6) наделяется строго оговоренными законом правами и обязанностями;
7) регламентированных прав и обязанностей не имеет.
8 Что из перечисленного можно отнести к руководству (руководителю):
1) назначается или избирается;
2) нестабильно, нуждается в подтверждении;
3) продукт «естественного отбора»;
4) выдвигается стихийно благодаря авторитету и личному влиянию;
5) стабильно;
6) наделяется строго оговоренными законом правами и обязанностями;
7) регламентированных прав и обязанностей не имеет.
9 В рамках какого психологического направления была разработана компенсаторная теория лидерства:
1) бихевиоризм; 3) гуманистическое направление;
2) психоанализ; 4) гештальтподход.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/a73819.html