Чем отличается материализм от идеализма

2.2 Отличие идеализма от материализма

идеализм материализм бытие философский

Выбор этот для каждого отдельного философа был неслучайным и некоторым образом выражал его базовую жизненную ориентацию.

Ведь принимая позицию материализма, мы тем самым выказываем доверие нашему повседневному опыту, который свидетельствует о реальности окружающих нас предметов, процессов и не дает оснований считать, что для своего существования они нуждаются в неосязаемой, духовной первопричине. Такова позиция здравого смысла.

Когда возникает наука, основанная на измерениях и точных Опытах, она придерживается именно этой позиции. Однако признание неоспоримой, самостоятельной реальности материального мира ставит перед философами-материалистами очень непростой вопрос о происхождении и сущности сознания, мира духовности.

Здесь уже совершенно недостаточно было бы просто заявить, что сознание существует так же, как и телесные предметы, ибо его существование весьма специфично. Мысль об огне не горяча и не холодна. Мысль о Вселенной не велика и не мала.

Если изначально реальны только осязаемые вещи, то духовность, сознание надо вывести, объяснить исходя из первичной реальности этих телесных, материальных вещей. В этом смысле сознание для материалистов вторично по отношению к материи- и, значит, проблематично, нуждается в обосновании [1, c. 40].

Философский идеализм тоже небеспочвенен; его предпосылки тоже можно вывести из человеческих самонаблюдений, относящихся прежде всего к причинам изменений, происходящих в мире, к источникам возникновения новых явлений, предметов.

Единственной такой причиной, действие которой было хорошо знакомо человеку еще в далекой древности, был сам человек. Вначале человек строит мысленный, идеальный план действий, а затем осуществляет его, воплощает в вещах. Вещи, созданные человеком, представляют собой материализацию его идей, замыслов, устремлений.

Человеческие планы скроены по меркам человеческих же возможностей. Человек может сначала замыслить, а потом вырыть пруд или канаву.

Но, может быть, ум более могучий направил возникновение рек, озер и даже морей? Примерно так формировались мифологические и религиозные объяснения материального бытия, в которых активная, деятельная причина признавалась сверхчеловеческой и даже сверхприродной.

Идеализм лишь более последовательно и четко выражает эту, психологически отнюдь не удивительную установку, утверждая, что подлинная, первичная и изначальная реальность сверхприродна и бестелесна, т.е. духовна, а весь материальный мир есть творение и поприще созидательной деятельности духовных сил. Таким образом, идеализм обнаруживает изначальную близость к религии и мифу.

Но и для идеализма задача целостного истолкования мирового бытия, соединяющего в себе материальные и духовные стороны, оказалась весьма непростой.

Если духовная реальность и материальный мир качественно, сущностно различны, принадлежат к несоизмеримым типам бытия, тогда творение или хотя бы упорядочение материального мира изначальным духом выглядит как чудо.

Чудеса же сверхразумны, и у философов, опирающихся на силу разума, понятийного мышления, остается мало шансов постичь, как все-таки устраивается и существует окружающий нас мир реальных, осязаемых предметов.

Идеалистические понятийные конструкции бывают очень интересными и изобретательными, но где-нибудь в них все-таки прячется фундаментальное чудо творения. Это резко снижает доверие к ним со стороны материалистически ориентированных людей — не только философов, но и ученых, да и просто обывателей или, скажем более уважительно, людей, занятых практическим делом [1, c. 42].

Тем не менее среди философов, действовавших в русле греко-европейской традиции, идеалисты, пожалуй, оказываются в большинстве. Творческая созидательная деятельность, направляемая человеческим духом, или сознанием, знакома нам из жизни и уже поэтому кажется понятной и убедительной.

А вот способность материи как таковой к творчеству и созиданию значимого нового далеко не очевидна. Ее можно было провозглашать, но ее очень трудно было доказать.

Поэтому, надо признать, в материализме прошлого имелась какая-то неустранимая декларативность: он всегда обещал гораздо больше, нежели реально мог объяснить (это в не меньшей степени относится, впрочем, и к идеализму).

Только в самое последнее время развитие естествознания и, в частности, синергетики вплотную подвело нас к пониманию реальных, а не предположительных, механизмов самодвижения, саморазвития материального мира.

Все это побуждает нас сделать вывод о том, что противоположность материализма и идеализма, скорее всего, вынужденная и отнюдь не абсолютная. В мире действительно есть и материя, и дух. Проще всего жестко разграничивать их и абсолютизировать либо то, либо другое.

Труднее, но и, надо думать, плодотворнее искать их взаимообусловленность, взаимосвязь.

У нас нет достаточных оснований утверждать, что раскол философов на материалистов и идеалистов имеет абсолютный характер, а вопрос о том, что первично — материя или сознание, является действительно основным вопросом философии на протяжении всей ее многовековой истории.

В новейшей философии он уже не является таковым, да и в прошлом имели место весьма интересные попытки обойтись без утверждения единственности первоначала. Одной из них была, например, философия Б. Спинозы (1632-4677). Будущее же философии видится скорее на путях синтеза противоположностей, нежели на путях углубления конфронтации.

Философскую позицию, утверждающую единственность первоначала, называют монистической. Бывают, следовательно, материалистический и идеалистический монизм. Дуализмом называют утверждение изначальной двойственности первоначала.

Правда, история философии свидетельствует о том, что дуализм никогда не удавалось провести последовательно, построив на его основе действительно цельное философское учение. Далее, идеализм выступает в двух основных разновидностях — объективной и субъективной. Объективный идеализм утверждает объективную реальность духовного первоначала, т.е.

его независимость от сознания отдельного человека как субъекта. Наоборот, субъективный идеализм берет в качестве отправной точки в своих рассуждениях сознание отдельного субъекта, отдельной мыслящей и переживающей свое бытие человеческой личности.

Но и здесь можно отметить, что ни одна из известных в истории философии форм субъективного идеализма не была вполне последовательной. Видимо, сознание отдельного человека — чересчур шаткая опора для того, чтобы на ней можно было воздвигнуть целостное всеобъемлющее миропонимание.

Обычно субъективные идеалисты рано или поздно наталкиваются на серьезные затруднения при построении своих учений и переходят на позиции объективного идеализма. Вообще можно отметить, что чистый идеализм, как и чистый материализм, встречаются нечасто.

В период господства в социалистических странах философии марксизма, материалистической в своей основе, предпринимались, правда, попытки искусственно увеличить численность материалистов среди философов прошлого, и к таковым относили даже многих мыслителей, придерживавшихся религиозных убеждений, но это все-таки трудно совместить с последовательным материализмом.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/2051

Чем отличается философ-идеалист от философа-материалист­а?

Знаю ли я ответ? Знаю. Поймёт ли кто? Сомневаюсь. Объяснить — объясню.

Только, сначала скажу: Учитывайте, пожалуйста, что я представитель Культуры — искусства. Кто-нибудь будет спорить против Культуры? А если представитель Культуры скажет, что не согласен с наукой?

Искусство и наука — два направления человеческой деятельности. И если искусство говорит, что наука ошибается, то, наверное, стоит прислушаться?

  1. Вопрос: из чего, из какого материала творится искусство?

Психический материал — образы и эмоции. Слова тоже важны… в театре, в кино… в литературе — поэзии особенно. А вот живопись, архитектура, балет, пантомима, немое кино, согласитесь, обходятся без слов. Там только образы и эмоции.

Но, как мы их понимаем, если нет слов?

Мы что ОБРАЗЫ ПОНИМАЕМ?

  1. Второй момент: Собственно, а что такое ОБРАЗ?

Образы — переработанные нашим мозгом, чувственные отражения действительности.

Видим реальный объект двумя глазами — камерами, двумя половинками мозга. Даже на первичном этапе восприятия — мозг должен обработать и совместить два отражения в один образ. А затем опознать его, сверив, сравнив с образами, которые уже есть в памяти. Это мышление.

Так, что такое “материя” для нашего мозга? О-Б-Р-А-З-Ы!

Значит, материалист, который ставит во главу разума материю, мыслит, в первую очередь, чем? Образами. Слова на втором месте.

Все люди, обладающие действительным и большим талантом, — в искусстве, в науке, в технике… да, во всём…. — материалисты по сути. Отвлечённо, они могут придерживаться каких угодно взглядов. Но, не будучи материалистами по миропониманию, — талантливыми они не будут. Любое творчество — это работа с образами.

  1. Ещё один крайне важный момент. А где, они помещаются в голове эти образы?

Это называется сенсорная кора. По Павлову “первая сигнальная система”. Около семидесяти процентов коры головного мозга, располагающихся не в одном полушарии, а поровну распределённых на две доли.

Центр первой сигнальной — ассоциативные разделы коры, где хранится вся информация о нашей жизни, начиная с младенчества. Вся и очень подробно. Мы можем зрительно представить любой фрагмент нашей жизни.

Если же что-то забыли, информация стала подсознательной. Сознательно о ней не помним. Но ассоциативная кора с ней работает помимо нашего сознания.

Мыслим мы именно образами. С помощью слов или без, но образами. Последовательности художественных образов несут совершенно чёткие мысли.

Наблюдение жизни без слов… не делает её непонятной.

Мышление — это импульс, проскочивший в голове на огромной скорости, активировавший некоторое количество образов, которые логически связались в конкретную мысль.

  1. Вся проблема в том, что именно человеческий разум образовался лишь тогда, когда у него появились… не просто лобные доли, они есть и у животных… а способность обозначать реальную жизнь, материю, образы — символами.

Каждый материальный предмет — процесс может быть обозначен неким условным, абстрактным символом — слово, цифра, нота, жест, какие-то закорючки, цвет. Люди уславливаются, что красный свет — стой, зелёный — иди. Что это — стул, а это стол.

Названия — символы легко менять. А, поскольку между образами и символами устанавливается жёсткая рефлекторная связь, люди могут общаться символами в отсутствии материи.

Общение возможно только потому, что в головах присутствуют образы.

Но это ещё понять надо!

В результате, люди, которые не умеют работать с образами, отнесли разум к абстрактным, совершенно бессмысленным, формам — символам. Заявили человечеству, что разум — это слово, работа лобных долей. И поставили эту символьную работу мозга — на роль разума.

Вот вам и идеалисты. Для которых слова важнее реальности.

Формы слов легко менять, словами крайне легко врать, придумывать фантастические идеи, не заботясь, насколько они соответствуют реальному положению дел. Хочу, так прокомментирую действительность, хочу, этак.

Людей с материалистическим мышлением обмануть трудно, они — то сверяют слова и реальность. А с идеалистическим мышлением можно в узел завязать и сказать, что так и положено.

Больше двух тысяч лет ведётся философская дискуссия между материалистами и идеалистами. В общем-то, верх одержали идеалисты. Почему?

Эта идеология выгодна власть имущим.

Идеалистический народ легко держать в повиновении. Поэтому, он просто выращивается. Разработана система воспитания, направленная на развитие у детей именно такого мировоззрения.

Вряд ли это было сделано сознательно. Тем более, в СССР, который был заложен на материалистических идеях.

Вопрос спорный, но логично было бы внимательнее присмотреться к науке психологии. В её базисе лежит установка на разумность слова. А семьдесят процентов коры, работающих с образом, психологически не изучены. Поскольку, психологи сочли этот раздел мозга неразумным. Идеалисты.

Сегодня… не только в России… но, надо думать, и в других странах… люди не имеют знаний даже об основных видах образного мышления — о воображении и фантазии. А эмоционально — образные разделы коры, в массе, у всех недоразвиты. Сегодняшний мир — идеалистический. Потому и падает Культура, не хватает талантов, вводятся дикие законы.

У идеалистов, повторяю, недоразвиты два раздела коры, работающие с образами и эмоциями. Такие люди хорошо учатся, запоминают… но плохо умеют думать.

Читайте также:  Чем отличается dvi-i от dvi-d

И высшие чувства не развиваются. Духовность. А это, прежде всего, нравственность и эстетика.

Это анализ работника Культуры. Учёные с этим не согласны. Хотя, сомнительно, понимают ли они — о чём вообще идёт речь?

Поэтому, людям самим придётся решать — где правда?

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/105293-chem-otlichaetsja-filosof-idealist-ot-filosofa-materialista.html

Материализм — это… Материализм и идеализм :

Материализм — это философское научное направление. Есть несколько вариантов понимания этого термина: стихийная уверенность в том, что внешний мир — единственная существующая объективная реальность, и философское воззрение, которое представляет собой развитие и углубление стихийной уверенности. Материализм и идеализм как философские течения прямо противоположны друг другу.

Что это за учение?

Материализм — это философия, которая утверждает, что все материальное первично, а духовное — вторично. Сознание считается только продуктом первичной материи.

Именно поэтому материализм и идеализм являются конфликтующими между собой системами на почве признания первичных и вторичных начал и следствий.

Материалистический подход рассматривает сознание в качестве отражения мира внешнего. Таким образом, природа является познаваемой.

Исторические предпосылки и эффект

Материализм — это достаточно древнее учение. С давних времен это мировоззрение в основном имели представители передовых слоев общества и классов, которые были заинтересованы в познании мироздания, усилении власти человечества над природой.

Материализм способствовал развитию научного знания и методов, их совершенствованию. В свою очередь, это оказывало позитивное влияние на человеческую практику, развитие сил производства.

Материализм — это учение, которое тесно связанно с развитием специальных прикладных и теоретических наук.

История учения в древнем мире

Впервые подобного рода мысли появились у философов, которые жили в обществах с процветающим рабовладельческим строем. В Индии, Греции и Китае за много веков до нашей эры родились идеи о познаваемости мира материального, о том, что он существует независимо от людей и их сознания.

Это характерно для Лао Цзы, Ван Чуна, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Эмпедокла, Анаксагора и других. Многие материалисты древности были предшественниками такого направления, как диалектический материализм, который развил Карл Маркс через много столетий.

Представители древнего материализма пытались найти общее первозданное начало всего происходящего и существующего во всем природном многообразии. В то же время была сформирована гипотеза атомистического строения материи. Большинство философов того времени не проводили различия между психическим и физическим.

Также развитие диалектических и материалистических взглядов сочеталось с сильным влиянием мифологии.

История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Средневековый материализм — это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам.

Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм — это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства.

Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.

История учения в эпоху Просвещения

Материализм — это учение, которое во многом связано с прогрессирующими тогда науками — механикой, математикой. В отличие от предшественников-натурфилософов, материалисты в восемнадцатом веке начали рассматривать элементы природы в виде бескачественных и неодушевленных.

Особенность учения данной эпохи — стремление к разделению природных явлений на обособленные объекты и области, анализ их развития. Среди известных мыслителей материалистического направления видное место занимают французские философы восемнадцатого века — Дидро, Ламетри, Гольбах.

Вершиной развития считается антропологический материализм Фейербаха, в котором виднелась домарксовская созерцательность.

В странах Восточной Европы в девятнадцатом веке появилась революционно-демократическая философия (Герцен, Белинский, Вотев, Маркович, Добролюбов, Чернышевский и другие), которая опиралась на традиции Радищева и Ломоносова в ряде проблем метафизических и антропологических.

Дальнейшее развитие

Диалектический материализм (который появился на рубеже девятнадцатого века и двадцатого) является общепризнанно высшей формой этого философского направления. Он был разработан в середине девятнадцатого века Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом. Диалектический материализм преодолел недостатки «классического», а также раскритиковал идеалистическое понимание социума.

Одна из особенностей его развития — обогащение новыми идеями. В дальнейшей истории философии просматриваются две основные тенденции. С одной стороны — диалектический и исторический материализм. С другой — упрощенные и вульгаризованные его разновидности. Вульгарный материализм — это так называемая «ревизия марксизма» .

Он представляет собой искаженную форму марксистской диалектики. В девятнадцатом веке материализм оказался фактически несовместимым с интересами класса буржуазии. Философы этого класса обвинили его в аморальности, неправильном понимании природы человеческого сознания.

Многие отвергали познавательно-теоретический оптимизм и атеизм, однако допускали отдельные элементы мировоззрения материалистического (Карнап, Сартр, Башляр).

Диалектический марксизм

Диалектический материализм — это целая совокупность системообразующих принципов:

– единство и целостность бытия как универсальной развивающейся системы, которая включает в себя все формы и проявления действительности от объективной материи до субъективного мышления;

– материальность мира — утверждение, что материя по отношению к человеческому сознанию первична, определяет его и отражается в нем;

– познаваемость мира — мир познаваем, и только производственно-общественная практика является мерой его познания;

– принцип постоянного, непрерывного развития, источником которого является разрешение и возникновение все новых противоречий;

– преобразование мира, так как цель общества состоит в получении свободы, которая бы обеспечила гармоническое всестороннее развитие личности и общества в целом.

Цель материализма диалектического — это стремление к соединению всех достижений диалектики и материализма как методов познания и преобразований реально объективно существующего мира (действительности).

От всех предыдущих форм данного учения эта форма отличается тем, что принципы философии распространяются на понимание функционирования и развития общества.

Функции его состоят в обосновании синтеза наук для единой картины мироздания.

Источник: https://www.syl.ru/article/198228/new_materializm—eto-materializm-i-idealizm

Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды

Поиск Лекций

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

Различие философии и мировоззрения можно наблюдать, например, в ситуациях политических выступлений, где есть второе, но, как правило, нет первого. Это связано, прежде всего, с принципиальной идеологизированностью мировоззрения, с тем, что, по словам В. Бибихина, «мировоззрение — это всеобщее мобилизационное предписание». В то время как философия — свободная критическая мысль.

Вывод. «Философия не есть мировоззренческая проповедь». (М. Хайдеггер) Можно говорить о философском мировоззрении, но нельзя говорить, что философия это мировоззрение.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок: 1. Космоцентризм — свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир — космос; 2. Теоцентризм — характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);3.

Антропоцентризм — философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человекастановится центральной для философских размышлений;4. Эгоцентризм — философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, вцентре отдельное “Я”, субъективность.5.

Эксцентризм — современная философия; дословно — не центризм, эго ирациональное начало определено вне человека.

Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.

Материализм (так называемая “линия Демокрита”) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Формы материализма :

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит — огонь, Фалес-вода, Анаксимен- воздух, Демокрит — атомы и пустота.)

2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный.«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».Метафизические материалисты конца 18 века — Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют самосознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм (“линия Платона”)— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея, она первична;

• вся окружающая действительность делится на “мир идей” и “мир вещей”;

• “мир идей” изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• “мир вещей” — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением “мира идей”;

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия “чистых идей” и превращения “чистой идеи” в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

4.Понятие метода философии:диалектика и метафизика , их разновидности. Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико- познавательной и практической деятельности. Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов.

Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность. В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Читайте также:  Как прикрепить зеркало к стене?

Методы подразделяются на 3 группы: 1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.) 2.

Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика). Метафизика — система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика — система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному.

Главная линия этих изменений — развитие (изменение не только количественное, но и качественное). 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. 3.

Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики: 1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество. 2.

Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь — внешняя. 3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения — внешний.

Метафизики признают только внешние силы.( метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

Источник: https://poisk-ru.ru/s7227t1.html

МАТЕРИАЛИЗМ-ИДЕАЛИЗМ И «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ» | Клуб интеллектуалов

Материализм и идеализм — термины, при помощи которых дихотомично и упрощённо разделяли направления в философии. Не следует эти философские термины путать с их обыденным словоупотреблением, при котором материалистом называют человека, стремящегося к материальным благам и чувственным утехам, а идеалистом — утонченного сторонника высоких идеалов.

Современный материализм, который иногда называют реализмом, признаёт существование потенциальной и актуальной реальности.

Потенциальная реальность — это информационно неисчерпаемое поле возможностей для актуализирующегося в процессе эволюции субъекта познания.

Представления и знания возникают в результате взаимодействия познающего субъекта, обладающего определёнными биофизическими и социокультурными характеристиками, с окружающеё средой, в которую он «встроен» эволюцией Вселенной.

Познающий субъект со всеми своими свойствами, с мышлением, рассудком и разумом, с искусственными сооружениями и носителями информации, со всей своей духовностью тоже принадлежит реальности.

В процессе деятельности субъект познания создаёт образы реальности, превращая таинственный мир из «вещи-в-себе» в актуализированную реальность, но образы реальности этим не выводятся за сферу реальности.

Фактически мы имеем дело только с актуализованной реальностью, с «вещью-для-нас», поскольку мы всегда ограничены нашим способом взаимодействия со средой обитания. При этом на нас воздействует и всегда будет неведомыми путями воздействовать потенциальная реальность, как то, что лежит за пределами наших знаний, но в том же единственном мире, в котором мы живём. Наши знания всегда ограничены, неизведанное перед нами всегда безгранично и остаётся неисчерпаемым источником новых знаний.

Идеализм в марксистской традиции подразделяли на объективный и субъективный.

Думаю, в философии последовательными идеалистами можно назвать только сторонников объективного идеализма, которые полагают, что в основе мира лежат некие нетленные идеи в качестве самостоятельной и первичной субстанции и что всё сущее порождает Абсолютный Дух, невыразимый Абсолют.

Идеализм возник задолго до нашей эры, с развитием науки и философии в своей простейшей форме он давно умер, но его сторонники ещё встречаются.

Они могут говорить о трансцендентном (находящимся за пределами человеческих возможностей, потустороннем, непостижимом) «не опускаясь», а вернее не поднимаясь до уровня современного знания в какой-либо области науки. Они договариваются до отрицания существования материализма и всей истории происхождения человека.

В пылу демонстрации своей фанатичной религиозности или конъюнктурной рьяности они могут заявить, что наука и логика враждебны философии, думая, что таким образом укрепляют веру в потусторонний мир. И действительно, поскольку атеизм связан с наукой и материализмом, то последние становятся опасными и нежелательными для невежественного фанатика.

Однако если начальство их притормозит — то они начнут брататься с наукой. Современные грамотные богословы поняли, что в наше время попытки отвергать науку и материализм не вызовут симпатий и предложили новые способы защиты религии.

Так, православный митрополит Антоний Сурожский считает, что христианин — это единственный последовательный материалист, который верит в материю и её «бесконечно бездонные возможности». Митрополит утверждает, что Бог как абсолютное бытие преодолевает ограничения материального и идеального, существующее в тварном мире, что христианство — это материализм, поскольку признаёт «этот материальный мир, который оказался способным вместить самого Бога», и настанет время, когда материальное обновится, соединится с духовным, и всё будет пронизано Божеством. Насчет пронизанности божеством помолчим, но сам факт желания некоторых священнослужителей перейти «на сторону» материализма примечателен.

Что такое идеальное? Это образы и представления, которыми оперирует наш мозг как сложнейшая квантово-механическая система. Деятельность мозга связана не только с состоянием человеческого организма, но и встроена в социальные структуры.

Детям свойственно интуитивное, берущее своё начало с первобытных времён представление о принципиальном различии между материальным и духовным, например между телом и душой, мозгом и сознанием. В философии это называют дуализмом. Дети знают, что мозг нужен для решения задачек, но отказываются верить, что мозг нужен и для игры в прятки.

Когда дошкольников спросили, что будет, если мозг мальчика пересадить поросенку, они отвечали, что получится очень умный поросенок, но все желания у него останутся поросячьими.

Склонность к дуалистическому миропониманию пока сохраняется и у многих взрослых, что препятствует восприятию достижений современной нейробиологии, которые показали, что всё «духовное» в человеке определяется материальными процессами, происходящими в мозге, и носителями их являются материальные процессы в нейронных сетях мозга.

Идеальные образы не существуют как самостоятельная «субстанция», иначе её можно было бы поместить, скажем, в книгу. Но в книге знаний и образов нет! В книге есть только материальные знаки, испачканная типографской краской бумага.

И только читатель декодирует знаки, осмысливает слова в меру ранее приобретённой компетенции, получает информацию, создаёт образы. В речи знаний тоже нет, звуки есть лишь колебания воздуха.

Обмениваться мыслями невозможно, можно обмениваться знаками, буквами, звуковыми и зрительными материальными носителями информации, сигналами, под воздействием которых возникают идеальные образы у человека, который читает текст, слушает собеседника или открывает файл. Редуцент, т.е. получатель информации, понимает её не совсем так, как хотел продуцент, т.е. тот, кто этот носитель информации создал. Вывод: идеальное нельзя отрывать от его носителя и объективировать.

Субъективный идеализм. В советской официальной философии к нему причисляли многих философов, которые, подчеркивая активность мышления считали что в восприятии материального мира мы не можем выйти за пределы человеческих мыслей и ощущений.

Но если философ признаёт существование материального мира, то какой же это идеализм? И если не кликушествовать о потустороннем мире, то мы действительно не можем выйти за пределы своих собственных мыслей и ощущений. Правда, возможна крайняя форма субъективного идеализма — «солипсизм» (от лат.

«solo» — один) восходящая к епископу Беркли XVIII века: чтобы мир существовал его должен кто-то воспринимать, но существование было и до человека, вещи существуют даже когда люди их не воспринимают. Следовательно должен быть всеобщий и всевидящий восприниматель, коим является Бог. Вряд ли можно такую позицию рассматривать серьёзно, читатель легко приведёт возражения.

А обвиняемые в субъективном идеализме современные философы, о которых мы говорили, вовсе не приходили к солипсизму, просто они рассуждали о способах и особенностях восприятия мира.

Многие философы справедливо считают, что споры о первых началах и первопричинах мироздания бессмысленны, если эти первоначала понимать как некие окончательные Истины и Абсолюты. Иногда говорят, что это потому, что наши знания ограничены.

Но дело не в ограниченности, мы знаем, что «наши знания всегда ограниченны, наше невежество всегда безгранично». Дело именно в бессмысленности, в логической несостоятельности.

В самом деле: какое бы начало я не назвал, будь то, как утверждает астрофизика и космология, точка сингулярности, «первоатом», сгусток огромной энергии, с большого взрыва которого 14 млрд.

лет назад началось формирование нашей Вселенной, или, как думают креационисты, сверхъестественное божество, меня спросят — а что было первоначалом этого начала? Как возникла сингулярность? Кто сотворил Творца? Ответа на такой вопрос нет ни в науке, ни в религии. Но:

Бессмысленность вопроса об абсолютном первоначале и ограниченность знаний не означает, что принципы нашего взаимодействия с миром недоступны. За тысячи лет выработаны исходные понятия и категории, с которых начинается наше познание.

Например: пространство, время, причина, вещь, свойство, отношение… Подобные категории являются абстракциями, они порождены нашей способностью к обобщениям и не существуют как самостоятельные субстанции, которые можно «потрогать», но они и не возникли до всякого опыта, априорно.

Они возникли в результате длительной эволюции мышления и языка. Можно потрогать вот это яблоко, но нельзя потрогать фрукт, не потрогав какое-нибудь конкретное яблоко или грушу. Не случайно в английском языке есть определённый (the) и неопределённый (а) артикли. О первоначале как Абсолюте ничего нельзя сказать.

А о чём ничего нельзя сказать о том следует молчать, так как любой подобный разговор, как совершенно верно утверждал Людвиг Витгенштейн, будет лишь бессмысленной словесной переформулировкой.

Основной вопрос философии. Дуализм, как мы уже знаем, утверждал, что в основе мира лежат два независимых начала: материя и дух. Из этой архаической предпосылки, идеалистическое решение которой предложил один из первых философов-теоретиков Платон, родилось то, что в XIX веке сформулировал Ф.

Энгельс как «великий основной вопрос» об отношении духа к материи, так называемый «основной вопрос философии» /ОВФ/. По Энгельсу он имеет две стороны: «Что первично, материя или дух?» и «Познаваем ли мир?». В советские времена студенты заучивали: «Материя первична», «Сознание вторично», «Мир познаваем».

В постсоветские времена некоторые перевёртыши стали говорить наоборот: «Дух первичен». Что таким прикажут — то они и скажут.

Но мир не состоит из двух субстанций (духа и материи), поэтому ОВФ не может быть даже поставлен. Генетически человеческое сознание вторично в том смысле, что оно действительно возникло в результате длительной эволюции материального мира.

Мышление — свойство и функция мозга, посредством которого человек получает информацию о себе и среде своего обитания. Мышление — свойство, а не субстанция.

Поэтому первая «онтологическая» сторона ОВФ теряет смысл, а вторая, «гносеологическая» сводится к выяснению отношений между материальной субстанцией и одним из её свойств, — сознанием.

Но это уже не «ОВФ», так как проблемами познания занимается теория познания, современная эволюционная эпистемология, методология научного исследования. Многие современные учебники даже не упоминают ОВФ, но мне думается представление о нём будет не лишним, хотя бы потому, что до сих пор кое где у нас его ещё решают.

Как справедливо пишет наш современный философ Виктор Мерцалов «Драма философии — это драма иллюзий ложного сознания, скрывающего истинное невежество. И самым выразительным символом этой драмы служит её «основной вопрос»… единственный способ окончательно «решить» его заключается в том, чтобы перестать его «решать»… Так же, как в своё время алхимики перестали искать философский камень. А как же быть с библейским «…и сотворил»? Да никак.

Не пытайтесь сопоставлять несопоставимое.

Источник: http://maxpark.com/community/88/content/689463

Материализм и идеализм как способы

Миропонимания, их исторические формы.

Относительность противоположности

Материализма и идеализма

Основные вопросы и типы философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись — это вопрос «Что такое философия?».

Читайте также:  Какой цвет волос подходит кареглазым девушкам?

В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.

Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя»,

для философов Нового времени — как возможно познание,для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют также основные вопросы, которые раскрывают характер и направленность философского мышления. Основные вопросы философии — это вопросы, которые возникают при решении мировоззренческих проблем.

Поскольку мировоззренческие проблемы отличаются многообразием, то не существует одинакового на все времена и для всех философских течений основного вопроса философи.Рассмотрим три основных вопроса философии: онтологический, гносеологический и аксиологический.

Онтологический вопрос (онтология — учение о сущности)– это вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками.

В философии сложились три варианта ответа на онтологический вопрос, которые выступают также как типы философии: материализм,идеализм и дуализм.Материализм первоначалом мира считает материю(природу), а сознание — результатом развития материи (природы). Это «линия Демокрита» в философии.

Идеализм первоначалом мира считает дух (сознание,идею), а материю — производным от духа образованием. Это«линия Платона» в философии.Дуализм рассматривает материю и дух как два независимых друг от друга первоначала мира. Это «линия Декарта» в философии.

Гносеологический вопрос (гносеология — учение о познании) — это вопрос о познаваемости мира: познаваем ли мир?Существуют три ответа на данный вопрос, которые одно-

временно можно рассматривать как типы философии: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности по-

знания окончательно решен быть не может и, более того,мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков а философская позиция, кото-

рую они представляют, — агностицизм.Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления — скептицизма, который высказывает сомнение в возможности достижения достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии.

Наконец, можно выделить гносеологичекий оптимизм.Многие мыслители верят в

силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.Аксиологический вопрос (аксиология — учение о ценностях) — это вопрос о том, ради каких ценностей стоит жить.

Гедонизм — это философское учение и одновременно жизненная позиция, которые провозглашают стремление к удовольствиям как главное благо жизни.

Аскетизм — это философское учение и одновременно жизненная позиция, которые провозглашают главным благом жизни стремление к духовным ценностям.

Материализм и идеализм как способы

Миропонимания, их исторические формы

Остановимся более подробно на характеристике материализма и идеализма.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII–XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений было дано немецким философом Ф.

Шлегелем: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не

следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком,характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма.

С точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы.

Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов .Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы.

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика.Существуют и такие формы материализма, как, напри-

мер, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории .Специфической формой непоследовательного материализма является деизм

(от лат. deus — бог), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения .

Далее можно выделить вульгарный материализм, который сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей .Подобно материализму, идеализм также неоднороден.

Прежде всего следует различать две формы идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.Объективный идеализм провозглашает независимость

идеи, Бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.Субъективный идеализм характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека .

Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм.

Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики .

Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.

Относительность противоположности

Материализма и идеализма

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и взаимодействии материализма и идеализма.

В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в утверждении, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом,«линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой — история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма. На наш взгляд, такая «борьба»,

причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии.

Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она

всегда и везде определяет развитие философии.Материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма.

Источник: https://lektsia.com/9x49ed.html

Материализм и идеализм — основные направления философии

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829).

«Материализм — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»1.

Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма, можно отметить следующие его основные формы.

Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения.

Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии.

Согласно другой — «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма…»1.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический.

Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным.

Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем.

Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, — агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления — скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания.

Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/43011.html