В чем разница между налогом и пошлиной?
Практически не существует таких государств, которые не взимали бы со своих граждан и работающих на их территориях предприятий какие-либо обязательные платежи и взносы. С их помощью государство формирует свои финансы и за их счёт решает возложенные на него задачи (оборону, социальное обеспечение и так далее).
Такие платежи называют налогами, сборами, пошлинами.
Все они — обязательные, т. е. отказаться от их уплаты нельзя.
Все возникают не потому, что так договорились сами участники таких отношений, а потому, что их установило государство. В одностороннем, так сказать, порядке, пользуясь тем, что оно осуществляет огромные полномочия и имеет огромные права (власть).
Все три платежа могут существовать с точки зрения закона только тогда, когда у них совершенно чётко определены плательщики, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, ставка.
Но почему-то потребовались целых три слова, чтобы этот самый «установленный законом обязательный платёж» обозначить! Значит, они чем-то существенно различаются?
Нет необходимости приводить здесь целиком довольно громоздкие «законные» определения того, что называет «налогом», что «сбором», а что «пошлиной». Юридические формулировки легко можно найти в источнике — Налоговом кодексе РФ: «налог» и «сбор» — в статье 8-ой, а «пошлина» — в статье 333.16.
Попробуем их «пересказать по-русски».
Итак, и налоги и сборы, и пошлины — это обязательные платежи, установленные государством. Причём, строго говоря, есть только два вида таких платежей — налоги и сборы; пошлины — это разновидность сборов.
На этом сходство кончается и начинаются различия.
Во-первых, налог — платёж периодический, а сбор (и пошлина) — разовый.
Во-вторых, налог призван обеспечивать деятельность государства в целом (на каком уровне — федеральном, региональном или местном — зависит от того, в какой бюджет «пойдёт» налог), а сборы и пошлины — не обязательно. Они могут применяться (и чаще всего так оно и есть) для формирования бюджета конкретного государственного органа или для финансирования какой-то отрасли.
В-третьих, налог уплачивается в «пользу государства в целом», а сбор и пошлина — за предоставление какой-то конкретной государственной услуги.
Как говорят юристы: налоги — безвозмездные платежи, лично плательщик прямо от их уплаты ничего не получает (получает потом, косвенно, поскольку все налоги формируют государственный бюджет, так или иначе содержащий «всех плательщиков»); а сбор (пошлина) — платёж возмездный, в обмен на него плательщик прямо получает услуги или права (разрешение, лицензию, свидетельство о регистрации и так далее).
Чем отличаются сборы от пошлин? Строго говоря, почти ничем.
Просто традиционно сбором называется платёж, за который плательщик получает особое право на осуществление какой-то деятельности (скажем, на отстрел животного или на торговлю алкоголем), а пошлиной — платёж, в результате которого государство совершает в пользу плательщика услугу («юридически значимое действие») (например, регистрацию права собственности, выдачу водительских прав или развод).
И, наконец, в четвёртых, различаются последствия неуплаты.
Если не уплачен или уплачен не полностью налог, может наступить особый вид ответственности — налоговый, в виде штрафа. В некоторых, особых, случаях ответственность может быть и уголовной (штраф, лишение свободы, запрет занимать должность).
Если же неуплачен сбор или пошлина, то неплательщик просто не получит нужное право или ему не будет оказана нужная услуга.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1418432-v-chem-raznica-mezhdu-nalogom-i-poshlinoj.html
Налог, сбор и пошлина. Сравнительно-правовая характеристика
Понятие налога, сбора и пошлины.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ ,
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с частью второй того же Кодекса,
Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.
17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?
Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.
Признаки налога, сбора и пошлины.
Согласно ст. 17 НК РФ “Общие условия установления налогов и сборов” налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).
Сходство и различия налога, сбора и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.
На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина — «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).
4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг.
То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д.
Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков
5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).
Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.
Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ.
Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.
Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.
Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.
Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).
Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.
С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.
Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий.
Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации.
Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.
Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):
Налог | Сбор | Пошлина | |
Целевое назначение | Указано | Не указано | Не указано |
Периодичность внесения | Да | Нет | Нет |
Индивидуальная возмездность | Нет | Да | Да |
Устанавливается уровнем власти | Федеральный, региональный, местный | Федеральный, региональный, местный | Только федеральный |
Использованная литература:
Источник: http://www.kobzew.ru/sudeisky-voprosnik/nalog-sbor-i-poshlina-sravnitelno-pravovaya-kharakteristika.html
Отличие налога от сбора — что говорит законодательство?
Экономическая литература содержит понятия «налог» и «сбор» неделимо друг от друга, подразумевая их общую природу. Это вполне логично, ведь оба термина подразумевают собой какой-либо обязательный бюджетный платёж. Однако, существуют различия, характеризующие их назначение и суть.
Определение понятий
Законодательство определяет налог, как определённый денежный платёж, уплачиваемый в бюджет всеми лицами, как физическими, так и юридическими.
К его особенностям относят обязательность и безвозмездность, то есть плательщик не получает взамен уплаченной суммы какой-либо услуги или товара.
В зависимости от вида платежа, уплаченные деньги могут пойти местному бюджету, так и государственному.
По сути, институт налогообложения обеспечивает функционирование государственных структур, так как заключается в изъятии части средств лиц в пользу государства для его нужд.
Законодатель определяет следующие характеристики налога:
- Обязательность уплаты. Если он не уплачивается лицом, имеющим обязательство к его оплате, то государство может использовать свои полномочия для императивного взыскания.
- Безвозмездность. За уплату налога не следует никаких действий или услуг со стороны государства.
- Нецелевое использование. Суммы уплаченных налогов формируют бюджет, но не идут на конкретные цели.
- Регулярность. Уплачивается с установленной законодательством периодичностью.
- Финансовый эквивалент. Уплачиваются всегда в денежной форме, государственной валютой.
Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.
Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.
Отличие налога от сбора
Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.
Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:
- При установлении налога, чётко определяется его плательщик, а также подробно устанавливаются элементы налогообложения, то есть его размер, сумма, база и т.д., сбор же определяется лишь его плательщиком и суммой.
- Налог может быть оплачен только в денежной форме, для сбора же нет таких чётких ограничений.
- Суть налога заключается в его обязательности, даже принудительности, при отсутствии оплаты государство может использовать инструменты его взыскания, тогда как сбор имеет добровольный характер, однако, его неуплата означает невозможность получения какой-либо услуги от государства.
- Система налогообложения существует с целью обеспечения функционирования института государства в целом, а сборы — для деятельности по определённым направлениям, либо функционирования отдельных его органов.
- Оплата налога не влечёт каких-либо действий со стороны государства, тогда как после выплаты сбора плательщик получает какую-то услугу.
- Сбор имеет фиксированный размер, расчёт налога может отличаться от его типа и плательщика. При оплате налога может также учитываться социальный статус его плательщика, при этом сумма сбора неизменна.
- Оплата налога происходит на регулярной основе. Сбор взыскивается разово.
Читайте также! Подоходный налог с зарплаты — правила расчета
Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.
Отличия налога, сбора от пошлины
Пошлина — это платёж, уплачиваемый государству в финансовом эквиваленте при вступлении лица в определённые правовые отношения с ним. Пошлина — платёж обязательный, но только в случае, если лицо вступает в эти отношения, в противном случае она не подлежит уплате.
Как правило, пошлина взыскивается в случае обращения за некоторыми услугами, такими как:
- Обращение к нотариусу с целью совершения каких-либо действий.
- Оформление документов, например, визы, паспорта.
- Обращение в суд с заявлением, если данное обращение облагается уплатой пошлины (например, иски о защите прав потребителя не оплачиваются).
- Оформление гражданства.
Пошлина имеет свои отличительные черты:
- Выплачивая пошлину, плательщик выражает свою волю для вступления с государством в определённые правоотношения.
- Сумма, уплачиваемая плательщиком, напрямую поступает в бюджет.
- Уплата пошлины носит возмездный характер, то есть, за ней следует какое-то действие со стороны государства.
Общей чертой всех понятий является оплата государству. В остальных признаках понятия содержат множество отличий, хотя сразу может показаться, что они имеют одинаковую природу.
По своей сути, понятия пошлины ближе к понятию сбора. Они оба носят добровольный характер, являются разовыми платежами, а не регулярными, если сравнивать с налогом.
Но существует и существенное различное, которое не сразу может показаться очевидным: в случае уплаты сбора плательщик получает какую-то «привилегию», например, при покупке авиабилетов дополнительно взимается сбор, либо за получение лицензии на определённую деятельность тоже придётся уплатить сбор, а при оплате пошлины государство выполняет какое-то юридически значимое для плательщика действие, например, выдаёт документ или принимает исковое заявление.
Законодательство РФ о налогах и сборах
Основой налогового законодательства в России является Налоговый Кодекс. Однако, это не единственный акт, регулирующий налоговую сферу. В дополнение к федеральному законодательству, региональные и местные органы власти также имеют свои акты, регулирующие данную сферу.
Читайте также! Как начисляется аванс — советы для бухгалтерии
Федеральная власть прямо предусматривает возможность региональных и местных властей устанавливать какие-то особенности налогообложения на своей территории, о чём говорит Налоговый Кодекс РФ. Однако, есть условие — местные законы не должны противоречить Федеральному законодательству.
По сути, федеральное законодательство содержит виды налогов и сборов, а местное конкретизирует нормы, касающиеся исполнения данного законодательства. Даже региональные и местные законы закреплены в Налоговом кодексе, не регион или муниципальное образование их устанавливает.
Если рассмотреть конкретнее, то виды налогов и сборов закрепляются в 12 статье Налогового Кодекса РФ, которая устанавливает трёхступенчатую налоговую систему, включая налоги:
- местные;
- региональные;
- федеральные.
Тип налога зависит именно от бюджета, в который они уплачиваются. Тоже можно сказать и про сборы, которые также установлены кодексом и имеют такую же иерархию.
Любой местный или региональный налог определён в кодексе, при этом субъект или муниципалитет также имеют законодательный акт, регулирующий их взыскание, имея некоторые особенности.
Например, Федеральным законодательством может быть установлен верхний предел ставки, тогда как муниципалитет имеет право установить меньшую. При этом нарушать верхний предел запрещено.
Устанавливает местный или региональный налог или сбор законодательный орган муниципального образования (или региона). Он издаёт соответствующий законодательный акт.
На определённой территории может быть введёт специальный налоговый режим, который заключается в каком-либо послаблении, либо, наоборот, введении на данной территории дополнительных сборов. Однако, возможность установления такого режима есть только у Федеральной власти.
Система налогообложения в России представляет собой иерархию, включающую ступени разных уровней, такие как федеральные налоги, региональные и местные.
При этом закон чётко определяет возможность установления основ законодательства о налогах и сборах только Федеральной властью.
Кроме того, законодательство РФ содержит общие черты и различия налогов, сборов и пошлин, что позволяет последовательно выстроить налоговую структуру.
Источник: http://vesbiz.ru/buxuchet/otlichie-naloga-ot-sbora.html
Чем отличается налог от сбора
Главная → Бухгалтерские консультации → Общие вопросы налогообложения
Актуально на: 28 февраля 2017 г.
Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):
- либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
- либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:
- являются обязательными к уплате;
- взимаются с организаций и физических лиц.
А вот дальше начинаются отличия.
Чем отличается налог от сбора
Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.
А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.
Разница между налогом и сбором в порядке их установления
Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).
Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.
Также читайте:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен
Источник: http://GlavKniga.ru/situations/k503265
Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина»
Объективная необходимость налогов.
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.
С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.
Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота.
Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.
Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).
Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.
Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.
От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.
Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.
Специфические признаки налогов.
К специфическим признакам налогов можно отнести:
1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
2.Обязательность — каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)
4.Общие условия установления налогов и сборов — налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
5.Участие в экономических процессах общества.
Функции налогов и их взаимосвязь.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:
§ фискальная;
§ контрольная;
§ распределительная или социальная
§ регулирующая
Фискальная функция — основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная или распределительная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.
Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция — проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая — через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная — аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.
Фискальное и регулирующее значение налогов.( см. вопрос 4)
Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.
Сходство и различия налога, сбора и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина — «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.
Источник: https://megaobuchalka.ru/4/2691.html
В чем заключаются отличия налогов от сборов?
Не только юридические, но и физические лица достаточно часто должны выплачивать какой-либо налог или сбор в пользу государства.
Являются ли данные понятия равнозначными, или между ними существуют отличия? Подробнее об этом — далее в статье.
Определение понятий
Налог — это обязательный платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в пользу государства. Это отчуждение части имущества плательщиков в государственный бюджет путем уплаты налоговых платежей.
Выделяют его следующие характерные черты:
- Обязательность — каждый должен уплачивать налоги, перечень которых закреплен нормативными актами в Налоговом кодексе РФ.
- Безвозмездная уплата — уплачивая средства в пользу государства, субъекты не получают в ответ какие-либо права, имущество и т. д.
- Отсутствие целевого назначения — с их помощью покрываются не какие-либо определенные траты государства (например, на здравоохранение, образование), а все расходы в целом.
- Постоянность уплаты, так как налоги — это финансовая основа деятельности государства.
- Уплата в денежном эквиваленте, то есть в какой-либо иной форме они законодательством не допускаются.
Налоги делят на:
- Федеральные — обязательны к уплате на территории РФ.
- Региональные — вводятся в действие в субъектах РФ.
- Местные — устанавливаются местными органами власти и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований.
Их основные функции:
- распределительная — состоит в перераспределении денежных ресурсов, т. е. осуществляется передача средств в пользу менее защищенных слоев населения за счет увеличения налогового бремени на более сильные категории граждан;
- регулирующая — заключается в регулировании при помощи налогов экономических процессов государства;
- контрольная — состоит в государственном отслеживании своевременности и полноты поступлений в бюджет.
Под сбором понимается взнос, осуществляемый с целью получения от государства каких-либо услуг (выдача лицензий, получение разрешения и другие).
Подробную информацию о федеральных налогах и сборах смотрите на следующем видео:
Разница между ними
На первый взгляд может показаться, что между налогом и сбором нет никакой разницы, т. к. оба этих платежа устанавливаются государством и имеют обязательный характер. Но различия есть, причем существенные:
- В соответствии с НК РФ, устанавливая налог, должны быть определены плательщик и элементы налогообложения — объект, налоговая база, период, ставка, а также порядок исчисления и сроки уплаты. Для определения сбора требуются лишь налогоплательщик и величина взноса.
- Налог — это платеж в денежном эквиваленте, сбор же может быть внесен в любой форме, не зря ведь налог именуется «платеж», а сбор — «взнос».
- Законодательство определило в качестве цели уплаты налогов финансовое обеспечение деятельности государства. Целью же сборов является финансирование определенных сфер деятельности государства либо органов власти
- Налог имеет принудительный характер, то есть обязателен к уплате субъектами налогообложения независимо от их желаний. Сбор — это добровольное волеизъявление плательщика.
- Уплачивая налог, физическое или юридическое лицо не ждет от государства ответных действий. В свою очередь сбор взимается с плательщика за предоставление определенных услуг или прав. Это возмездный платеж, то есть органы власти гарантируют его плательщику получение права или услуги.
- Для того чтобы исчислить и уплатить в бюджет налог, необходимо процентную ставку умножить на налоговую базу. Сбор — это фиксированная сумма.
- Сбор — это разовый платеж, а налог уплачивается на постоянной основе и с определенной периодичностью (ежеквартально, ежемесячно и т. д.).
- Государство может при определении размера налога учитывать платежеспособность и социальный статус налогоплательщиков, величина сбора одинакова для всех.
Отличие от пошлины
Под пошлиной понимается сбор в денежном эквиваленте, уплачиваемый юридическими и физическими лицами, которые вступают с государством в определенные отношения. Пошлина носит обязательный характер, но только для тех граждан, кто вступает в юридические отношения друг с другом или с государством.
Можно выделить, в частности, регистрационные пошлины, гербовые сборы, таможенные пошлины при перевозке товаров через границу и др.
Государственная пошлина взимается с физических и юридических лиц при их обращении в государственные или местные органы власти за определенные действия с их стороны, а именно:
- при обращении с исковым заявлением в суд;
- за осуществление нотариальных действий;
- при оформлении заграничных паспортов, виз;
- при получении гражданства РФ и т. д.
В чем же ее отличие?
- Во-первых, уплата пошлины — это прямое волеизъявление налогоплательщика обратиться к государству за определенной услугой.
- Во-вторых, она взимается в доход государства напрямую.
- В-третьих, что немаловажно, пошлина имеет возмездный характер за услугу.
Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/otlichie-ot-sbora.html
Чем отличается налог от сбора
В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.
Отличие налога от сбора: законодательная база
В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор».
Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки.
В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.
Основные признаки налога:
- Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
- Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги — это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
- Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
- Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.
Основные признаки сбора:
- Сбор — это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
- Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.
Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.
Налог и сбор: сходства и различия
Разница между налогом и сбором:
- Налог — это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор — это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
- Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
- В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
- Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
- За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
- Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.
Сходства между налогом и сбором:
- И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
- И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
- Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.
Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие.
Пошлина — это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти.
К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.
С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.
Источник: https://spmag.ru/articles/chem-otlichaetsya-nalog-ot-sbora
В чем отличие налога от сбора и государственной пошлины
Налоговое законодательство;
Оплачивать основные налоги и обязательные государственные сборы в казну страны, должны как юридические, так и физические лица, если граждане являются законопослушными и не хотят нарушать законы Российской Федерации.
А в чем заключается отличие налога от сбора и можно ли такое понятие считать равнозначным, попробуем проанализировать далее в статье.
Суть налога и сбора
Прежде чем рассматривать, в чем заключаются отличия вышеперечисленных понятий, нужно понять их суть.
Налог
Под налогом следует рассматривать обязательную выплату, которую вносят в государственный бюджет как физические, так и юридические лица.
Условно охарактеризовать это понятие можно следующими чертами:
- обязательностью, так как каждый гражданин России должен уплачивать налог, о чем гласит НК РФ;
- безвозмездная уплата денежных средств, так как при оплате налога плательщик в ответ ничего не получает;
- выплаты не имеют целевого назначения, то есть денежные средства, поступающие в государственную казну, не используются для определенных целей, к примеру, для сферы образования или здравоохранения, а применяются для общих государственных нужд;
- так как налог в первую очередь рассматривается как финансовая база деятельности страны, то уплата этого платежа должна осуществляться на постоянной основе;
- в государственный бюджет должны поступать только денежные средства, иные виды выплат в качестве оплаты налога, согласно законодательству, не принимаются.
Все обязательные налоговые выплаты разделяют на 3 основные группы:
- Федеральный — платеж считается обязательным, действует на территории всей страны.
- Региональный — сумма и размер платежа устанавливается и вводится в действие субъектами РФ.
- Местный платеж устанавливается, согласно закону РФ, местными региональными органами властями, денежные суммы плательщики выплачивают по месту проживания.
Основные функции обязательного взноса таковы:
- распределение денежных ресурсов путем перечислений из государственной казны в пользу малоимущих или менее защищенных российских граждан;
- денежные средства, поступившие после уплаты налога, помогают регулировать государственный экономический процесс;
- владея информацией по обязательным выплатам, государственные органы управления могут контролировать своевременное и полное поступление налоговых платежей.
Сбор
Под понятием сбора следует рассматривать такой вид платежа, который позволит плательщику в дальнейшем получить от государства нужный вид услуг, к примеру, получить на руки определенный вид разрешения или лицензию.
Чаще всего размер сбора определяет тот субъект, который его в дальнейшем и будет взимать с плательщика. Простыми словами можно сказать так — если рассматривается сбор, который будет взимать не государственная структура, то его размер не начисляется государством.
В чем различия между налогом и сбором
После того как суть, а также цель налога и сбора нами была вкратце проанализирована, можно рассмотреть, в чем состоит разница между ними:
- Согласно НК Российской Федерации, налоговая инспекция при начислении размера обязательного налога должна также определить следующее:
- размер налоговой базы;
- категория объекта;
- период уплаты и процентную ставку;
- схема, которая будет использоваться для исчислений.
Источник: http://nalogiexpert.ru/zakonodatelstvo/v-chem-otlichie-naloga-ot-sbora-i-gosudarstvennoj-poshliny.html
Государственная пошлина
Государственная пошлина — это процедура взимания денежных средств определёнными учреждениями, которые являются уполномоченными в данной сфере, за факт совершения действий, проведенных в интересах организаций и предприятий. Госпошлина взимается также при выдаче документов, имеющих определённую юридическую ценность.
<\p>
В большинстве случаев государственная пошлина включается в общенациональную налоговую систему.
Её можно смело позиционировать в качестве отдельного налогового платежа, что обусловлено обязательностью уплаты в бюджет и распространении общих условий установления, которые предполагают идентификацию плательщика и дополнительных элементов налогообложения.
Отличие госпошлины от налога
Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности.
Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства.
Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.
При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.
Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён.
Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.
Освобождение от уплаты государственной пошлины
Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.
- К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
- Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.
Виды государственных пошлин
Существует несколько видов государственных пошлин. Речь идёт о судебной, нотариальной, регистрационной и административной. В качестве плательщиков пошлин могут выступать юридические и физические лица. Более того, субъекты, не являющиеся резидентами конкретной страны также должны произвести оплату такого налога.
Объектами госпошлин являются услуги, осуществляемые органами государственного значения, а также отдельных должностных лиц.
Если одновременно в соответствующие органы с целью совершения юридически значимых действий обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих права на льготное обслуживание, государственная пошлина должна быть уплачена в равных долях.
При условии, что в сделке участвуют лица, которые освобождаются от произведения оплаты, размер госпошлины должен быть уменьшен в соответствии с количеством лиц, освобожденных от налогов.
Часть суммы пошлины, которая вследствие проведения такой процедуры будет по-прежнему подвергаться оплате, должна быть уплачен оставшимися участниками сделки.
Источник: http://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/gosudarstvennaya-poshlina.html
В чем разница между налогом и пошлиной?
Налог — это обязательный, безвозмездный платеж в пользу государства физических или юридических лиц для того, чтобы государство могло существовать. Платеж налога осуществляется периодически. Пошлина — это плата за определенные услуги, берется разово.
Практически не существует таких государств, которые не взимали бы со своих граждан и работающих на их территориях предприятий какие-либо обязательные платежи и взносы. С их помощью государство формирует свои финансы и за их счт решает возложенные на него задачи (оборону, социальное обеспечение и так далее).
Такие платежи называют налогами, сборами, пошлинами.
Все они обязательные, т.е. отказаться от их уплаты нельзя.
Все возникают не потому, что так договорились сами участники таких отношений, а потому, что их установило государство. В одностороннем, так сказать, порядке, пользуясь тем, что оно осуществляет огромные полномочия и имеет огромные права (власть).
Все три платежа могут существовать с точки зрения закона только тогда, когда у них совершенно чтко определены плательщики, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, ставка.
Но почему-то потребовались целых три слова, чтобы этот самый установленный законом обязательный платж обозначить! Значит, они чем-то существенно различаются?
Нет необходимости приводить здесь целиком довольно громоздкие законные определения того, что называет налогом, что сбором, а что пошлиной. Юридические формулировки легко можно найти в источнике Налоговом кодексе РФ: налог и сбор — в статье 8-ой, а пошлина — в статье 333.16.
Попробуем их пересказать по-русски.
Итак, и налоги и сборы, и пошлины это обязательные платежи, установленные государством. Причм, строго говоря, есть только два вида таких платежей налоги и сборы; пошлины это разновидность сборов.
На этом сходство кончается и начинаются различия.
Во-первых, налог платж периодический, а сбор (и пошлина) разовый.
Во-вторых, налог призван обеспечивать деятельность государства в целом (на каком уровне федеральном, региональном или местном зависит от того, в какой бюджет пойдт налог), а сборы и пошлины не обязательно. Они могут применяться (и чаще всего так оно и есть) для формирования бюджета конкретного государственного органа или для финансирования какой-то отрасли.
В-третьих, налог уплачивается в пользу государства в целом, а сбор и пошлина за предоставление какой-то конкретной государственной услуги.
Как говорят юристы: налоги безвозмездные платежи, лично плательщик прямо от их уплаты ничего не получает (получает потом, косвенно, поскольку все налоги формируют государственный бюджет, так или иначе содержащий всех плательщиков); а сбор (пошлина) платж возмездный, в обмен на него плательщик прямо получает услуги или права (разрешение, лицензию, свидетельство о регистрации и так далее).
Чем отличаются сборы от пошлин? Строго говоря, почти ничем.
Просто традиционно сбором называется платж, за который плательщик получает особое право на осуществление какой-то деятельности (скажем, на отстрел животного или на торговлю алкоголем), а пошлиной платж, в результате которого государство совершает в пользу плательщика услугу (юридически значимое действие) (например, регистрацию права собственности, выдачу водительских прав или развод).
И, наконец, в четвртых, различаются последствия неуплаты.
Если не уплачен или уплачен не полностью налог, может наступить особый вид ответственности налоговый, в виде штрафа. В некоторых, особых, случаях ответственность может быть и уголовной (штраф, лишение свободы, запрет занимать должность).
Если же неуплачен сбор или пошлина, то неплательщик просто не получит нужное право или ему не будет оказана нужная услуга.
Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/obshestvo-i-politika/v-chem-raznica-mezhdu-nalogom-i-poshlinoj/