1. Что изучает культурология. — Страница 2
Страница 2 из 5
1. Что изучает культурология.
Все разнообразие явлений культуры изучает наука культурология — одна из самых молодых, но, тем не менее, активно развивающихся наук. Исследованием культуры до середины XIX века занимались преимущественно философия и история, а позже — этнография, антропология, филология. Предметом специального изучения культура становится только в Новое время.
Именно тогда ее начали понимать как совокупность процессов, радикально отличающихся от природных. Культуру как нечто «искусственное», созданное творческим усилием человека, противопоставили «натуральности», естественности, стихийности природы. Позже (в классической немецкой философии) она понималась преимущественно как духовное саморазвитие общества и человека.
Впоследствии это понятие расширили, включив в него материальный аспект — практическую деятельность человека и совокупность результатов этой деятельности. Одной из первых работ, посвященных непосредственно культуре, была книга английского историка Эдуарда Тайлора «Первобытная культура» (1871). Однако культурология в полном смысле слова появилась лишь в XX веке.
Происхождение термина «культурология» обычно связывают с именем американского ученого Лесли Уайта. За последние два-три десятилетия это название прочно закрепилось в России. Однако в западной науке оно не прижилось.
В Европе и Америке исследованием культуры, понимаемой там преимущественно в социально-этнографическом смысле, занимаются социальная и культурная антропология, семиотика, лингвистика.
Но и в России культурология до недавнего времени не была самостоятельной дисциплиной, хотя теперь развивается очень активно. Таким образом, эта наука все еще находится в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее статус пока до конца не определен.
И все же можно уже достаточно определенно говорить и о месте, занимаемом культурологией в системе гуманитарных дисциплин, и об ее специфике.
В культурологии выделяют несколько основных подразделов:
1) философия культуры — это культурологическая дисциплина, занимающаяся разработкой проблем возникновения и развития культуры, определением места культуры в мироздании. Следует заметить, что многими учеными в качестве самостоятельного раздела культурологии выделяется теория культуры. В таких случаях в ее компетенцию входят вопросы о сущности и структуре культуры;
2) социология культуры исследует реальное функционирование культуры в целом или же составляющих ее субкультур, к примеру, массовой и элитарной; прослеживает динамику происходящих в культуре изменений и реакцию на них различных слоев общества;
3) история культуры исследует процессы развития мировой культуры.
Иногда в качестве составляющих культурологии называется психология культуры, изучающая своеобразие поведения человека в рамках культурного поля и стремящаяся выделить культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.
В западной науке активно развивается этнологическая культурология, называемая иногда культурной антропологией. Ее предметом является исследование традиций, обрядов, верований и всего уклада жизни традиционных обществ.
Филологическая культурология изучает культуру через анализ письменных текстов.
Источник: http://religiocivilis.ru/rihc/theory-of-culture/kulturologiya-kak-nauka.html?start=1
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГлавнаяКультурологияКультурология: украинская и зарубежная культураПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Культура стала предметом исследования с момента возникновения философии, однако выделение культуры как специфической области знания произошло в эпоху.
Нового времени и связано с философскими концепциями истори ее. Дж. Вико и. ИГ. Гердера и. ГВФ. Гегеля. Профессиональное изучение культуры стало актуально в XX в. Об этом первым сказал американский ученый. Л.
Байт, и он же предложил название повое дисциплинисципліни.
Итак, культурология — молодая научная дисциплина. Сначала. Л. Байт назвал культурологией сочетание теоретических основ антропологии и этнологии с философским анализом культуры. Позже к упомянутым наук пр риедналися этнография, психология, социология, лингвистика и др.. Культурология бы объединила все гуманитарные дисциплины под одной. ГАХОахом.
Поскольку культурология использует для рационального осмысления культуры идеи и методы философии, она близка к философии культуры.
Различие между ними в том, что философия культуры изучает и к ослиджуе универсалы и наиболее общие проблемы культуры (например, антиномию природного и культурного, соотношения национальных и общечеловеческой культур, культуры и цивилизации), а культуро логия — конкретные феномены культуры, ту часть бытия в целом, стала полем преобразовательной деятельности человека. Можно согласиться с мнением, что культурология интегрирует различные виды и способы творческой действие льности человечества в совокупности всех поколений, живущих и когда-либо живших на землелі.
Культурология делится па фундаментальную и прикладную. Фундаментальная охватывает теорию и историю культуры человечества (состоящий из множества отдельных культур со своими системой смыслов, сущностью, внут. Тришна логике), разработку категорий и методов ее исследования. Прикладная — исследует вопросы управления культурой, культуро охранной деятельности и иін.
Итак, культурология изучает культуру как целостность, систему, как синтез знаний о сущности и закономерности ее существования и развития, значение культуры для человечества, способы ее познания, а также различные, д очень специфические сферы культурной жизни, примерные формы и нормы (патероны.
Чему учит культурология?
Радикальное изменение отечественной образовательной парадигмы в условиях стремительного реформирования традиционных образовательных институтов и устоявшихся способов педагогической деятельности стимулирует интенсивные процессы формирования при инципово нового многомерного образовательного пространства.
Сложная социально-культурная ситуация ставит профессионала перед проблемой одновременного включения в различные виды профессиональной деятельности в различных культур них сообществах.
Полноценная самореализация специалиста в таких условиях будет зависеть от его способности выходить за пределы узкопрофессиональной жизнедеятельности, умение проектировать новые ее способы и виды адекватно трансформации существующей социокультурной ситуации.
Взаимосвязь образовательных и социокультурных процессов актуализирует культурологическую образование студента высшей школы как один из факторов профессиональной готовности к д ияльности в современном динамичном миреіті.
Курс”Культурология”позволяет объединить разграничены по сциентистской традиции искусствоведение, литературоведение, религиоведение, этику, эстетику, всемирную историю проблем духовной жизни люди ини и общества в различных национальных и исторических картинах миринах світу.
Культурологический метод предполагает осмысление культурной динамики человечества как полифонии ценностно значимых норм бытия человеческого сообщества, способов ее”жизни, смыслов и структуры картин мира, принципов п поведения людей в отличие от традиционной истории украинской и зарубежной культуры как истории уникальных творений культурного гения. В поле зрения культурологии попадает и так называемая низкая культура, н будние, субкультурные, маргинальные достояние, раскрывающие постоянные потребности человека, антропологические смыслы массовых проявлениипроявів.
Культурология систематизирует колоссальный материал благодаря установке интеграцию культурных явлений в исторических и национальных картинах мира — как полифонии аристотеливско-птолемеевской космоса,.
Конер рникансько-галилсивського пространственного континуума, эйнштейновской модели. Вселенной, естественности восточного образа бытия, духовной экзальтированности христианства, прагматической этики эпохи.
Нового времени и и.
Предметом культурологического курса является смыслы, воплощенные в результатах культурной деятельности человечества, состоящие в реальном историческом пространстве и времени и отражают неповторимый социально-культурной й опыт существования сообщества. Овладение человеческой культуры возможно лишь при условии формирования ценностного отношения личности к действительностиі.
время опыт постижения ценностей культуры всегда индивидуален, требует внутреннего погружения в пространство культурных предметов и явлений. Последнее предполагает раскрытие в культурологическом курсе прежде им личностного измерения культурной истории человечества, освоение культурного цикла бытия человека.
Центрирование культурологического курса антропологической проблематикой является залогом формирования представлений будущих ф ахивцив о себе как о субъектах культурно-исторического процесса, создателей культурных ценностей.
Это с принципиально важным не только для профессионального развития, но и для способности адаптироваться к противоречивым их условиях современного бытия, противостоять негативным воздействиям массового среды, т.е. для становления личности в ее целостностисті.
Новейшее общество планетарной цивилизации, где разные культуры взаимно переплетены так, что выживание человека обеспечивается сохранением равновесия культурного многообразия.
Современный специалист повинной ен быть готовым заниматься профессиональной деятельностью в поликультурном мире, даже если воспитывался в определенном культурной среде и сознательно разделяет его нормативы и ценности.
Вот почему культурологической й курс с поликультурным по своей сути, раскрывает множественность культурного космоса.
Бесспорно, национальная культура, с помощью которой человек осваивает ценности своего этноса, развивает национальную самосвидому омисть, осуществляет культурную самоидентификацию, остается доминантной в культурологической образовании. Однако только диалог мировых культур делает глубину понимания особенностей национальной культуртури.
В теоретическом разделе учебного пособия рассматриваются основные категории и принципы общей теории культуры, проблемы ее морфологии и динамики, механизмы ее социального функционирования, дияльнис во культурных институтов, сущность взаимодействий культурных картин мир.
Типология мировой культуры в учебном пособии построена в соответствии с принципом полилинийности социокультурного развития человечества.
Территориально-типологический подход отражает логику возникновения и а существование ранних цивилизаций человечества и культур так называемого осевого времени, исторический прогресс которых осуществлялся в первую очередь в пространственных координатах как своеобразная эстафета культурно-дивилизацийних у творений. Древнего. Египта,. Междуречья,. Греции,. Рима.
Последовательно-исторический подход показывает студентам логику развертывания европейской культуры. Эволюция социально-политических систем, науки, философских конце пций, религиозных взглядов, стилевых художественных парадигм от. Романика к постмодернизму отражает цивилизационный процесс европейского мира.
Развитие украинской культуры охватывает период от ее ис л до новейших стремлений интеграции в мировое культурное пространство. Взаимодействие подходов, заложена в учебном пособии, дает возможность формировать широкую поликультурное эрудированность, целостность мировоззрений нчення.
Учебный курс будет способствовать восстановлению культуры в правах естественной и единственной основы образования, обеспечению введения в образование культурного контекста, а следовательно, станет одним из мощных факторов реформирования су участниками образовательного процесса па основе гуманизаци.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/kulturologiya_ukrayinska_ta_zarubizhna_kultura_-_zakovich_mm/peredmova_vivchaye_navchaye_kulturologiya.htm
Предмет и метод культурологии
назад в содержание | Лекция: 1 2 3 4 |
Термин “Культурология” утвердился к середине XX века (Лесли Уайт “Что такое культурология”). Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности — стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история…)
Предмет Культурологии — культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Культурология — наука о множестве культур.
Культурология — дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика — наука о знаках и символах, лингвистика…)
Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами…
Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё — какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.
В культурологии выделяются две ориентации:
- одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;
- другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей данной культуры.
1.2. Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.
- Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;
· Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: – Генетический: направлен на обнаружение генезиса.
– Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований.
Арнольд Тойнби “Постижение Истины”).
назад в содержание | Лекция: 1 2 3 4 |
Вернуться на предыдущую страницу
Источник: http://gumfak.ru/kult_html/lecture2/lect01.shtml
Главная
Культурология относится к базовым учебным дисциплинам обязательного блока гуманитарных дисциплин Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию.
Культурология в широком смысле — особая отрасль познания, целостное изучение культуры. Предмет культурологии обширен.
В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия.
Исследуется этническое своеобразие культур, роль культурных контактов и общечеловеческих ценностей в истории человечества, значение культуры для развития личности и групп общества, для гуманизации человеческих отношений и т.д.
В качестве основных разделов культурологии обычно выделяют: историю культуры, историю самой культурологии, философию культуры, социологию культуры, психологию культуры, аксиологию культуры, семиотику.
Более узкое понимание культурологии сводит её к теории культуры. Поэтому и учебная дисциплина «Культурология» включает в себя два основных раздела: теорию культуры и историю культуры, которые могут дополняться специальными курсами по частным разделам культурологии.
Теория культуры. Структура и функции культуры
В «Словаре» Аделунга издания 1793 г. термин означает: «облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа» И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений.
Среди них — способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса ; развитие наук, искусств, ремёсел и торговли ; наконец, политика.
Представления Гердера во всём совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.
Культура это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого правомерно выделять мировую и национальную культуры.
Мировая культура это синтез лучших достижений всех национальных культур, различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.
Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной ( особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства )сферах жизни и деятельности.
Материальная культура — это культура труда и материального производства: культура быта: культура топоса , т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города ) ; культура отношения к собственному телу: физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
Культура делится на определённые виды и роды. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой » вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры — всестороннее развитие человека.
Культура — это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.
Важнейшая — функция передачи социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной.
Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из неё. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Семиотическая, или знаковая функция — важнейшая в системе культуры. Представляя собой определённую знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без учения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.
Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Далее … УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Источник: https://kultyres.ru/
Тема: «Введение в культурологию. Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии»
Культурология — это сравнительно новая дисциплина, которая является базовой во всех ВУЗах России, в том числе и технических.
Включение данного предмета в образовательное пространство высшей школы обусловлено самим определением «университет», который представляет собой своего рода символ развития науки, культуры, творчества, инноваций, совершенствования интеллектуальной и духовной сферы человека и, соответственно, общества. Культурология уже заняла одно из главных место в социально — гуманитарном научно — образовательном блоке.
Сущность и смысл культуры
Н.А. Бердяев, великий русский философ, писал, что «культура родилась из культа. Истоки ее сакральны…» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1990. С. 248). Вильгельм Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» из латинского «colere», что означает «обрабатывать», «возделывать» (землю).
Отсюда произошел термин «cultus agri» — сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В. Вундтом
переводится как забота, направленная на облагораживание жизни.
Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К.
Клакхон подсчитали, что таких определений более 160, а ученый А. Моль в книге «Социодинамика культуры» называет уже 250 определений феномена культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции.
Поэтому одной какой-либо формулировкой его определить нельзя.
В развитии культурологии как академической учебной дисциплины можно выделить два этапа:
1. Первый период охватывает 1987 — 1990 годы. В это время формировался «общекультурный» курс на кафедрах истории и философии, определялась структура, цели и задачи дисциплины. Происходил процесс деидеологизации гуманитарной образовательной системы.
2. Второй период можно определить как этап стабилизации. К 1991 году курс «Культурология» усовершенствовался и обрел автономную специфику в учебном процессе технического вуза.
Более четко определились и цели курса:
– формирование способности к прогнозированию социально — экономических, экологических, этических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
– развитие общего культурного, духовного, художественно — эстетического потенциала личности в среде высшей школы и, в частности, в условиях инженерно — технической специализации;
– овладение морально — нравственными, социальными, этическими нормами, способствующими достижению не только личного успеха, благополучия и безопасности, но и общественного блага.
Исходя из данных размышлений можно предложить одну их версий общего определения культурологии как науки: она изучает содержание и особенности реализации всего творческого потенциала человека и человечества.
Культуру в широком смысле можно охарактеризовать как полноту общественной жизни и многогранной деятельности людей, создающих духовные и материальные ценности (артефакты).
В области гуманитарного знания принято различать «науки о духе» (социально — гуманитарные) и «науки о природе» (естественные).
В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой, с природой в процессе совместной жизнедеятельности.
Разные аспекты этого взаимодействия изучаются социологией, культурологией, социальной психологией, социальной, культурной и психологической антропологией. Прародительницей социальных наук, которые стали оформляться преимущественно во второй половине ХIХ века как самостоятельные дисциплины, явилась философия. В России раньше (официально до 1990 года) социологов называли философами (с 1990 г. появились ученые степени по социологическим наукам).
Социальная, гуманитарная, культурная сфера сложнее по структуре и содержанию, чем естественнонаучная, и поэтому гораздо труднее поддается научному анализу.
Ее специфика определяется тем, что центральным звеном здесь является человек, личность, субъект, обладающий уникальностью психофизического склада, внутреннего мира и требующий тончайшего исследования всей совокупности неповторимых свойств, опосредующих его поведение, деятельность и характер взаимодействия с другими людьми в культурном сообществе.
Теперь подробнее остановимся на том, что же конкретно изучает культурология? Культурология в настоящее время рассматривается как интегративная область знания, рождение которой произошло на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, истории и теории культуры, теологии (богословия) культуры. Культурология — это социогуманитарное знание, однако в ней довольно часто используются методы естественных наук.
В область культурологии входят и взаимодействуют два типа знания: естественнонаучное, формально — логическое, математическое, с одной стороны, и социогуманитарное — с другой.
Оба этих типа знания в своем единстве образуют единую картину мира, общую модель мироздания, по отношению к которой и самоопределяется человек, выстраивая собственную мировоззренческую парадигму.
Оговоримся сразу, что в разные исторические эпохи развития цивилизаций и человеческого общества, картины мира были разными, различались и индивидуальные парадигмы миропонимания, о чем мы будем говорить позднее.
«Культурология, таким образом, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему» (Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980. С.10).
Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, выявление механизмов межкультурной коммуникации, изучение универсального и специфического, постоянного, устойчивого и изменчивого в культуре.
Правомерно дать и такое определение культурологии: данная дисциплина изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, психологических технологий — словом, изучает в целостности все многообразие человеческих форм и смыслов существования и взаимоотношений людей, учитывающих их географическую, расовую, национальную, религиозную принадлежность, гендерную специфику, психологические особенности, исторические ментальности, политические, экономические приоритеты — то есть, по сути, все аспекты творчества человека.
Целью культурологического исследования является понимание своей собственной и иных культур, а предметом — содержание индивидуальной и общественной жизни в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов понимания форм культурной жизни и изучает объекты (артефакты) и культурные процессы. Современная культурология охватывает область как фундаментальных, так и прикладных исследований, к которым относятся: социокультурное проектирование и прогнозирование, социально — культурные технологии, социально — культурный менеджмент и т.п.
Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных психологических, естественных, технических наук и комплексного гуманитарного знания.
Основные задачи культурологии:
– анализ культуры как системы культурных феноменов; — исследование ментального содержания культуры; — выявление типов связей между элементами культуры; — исследование типологии культур; — изучение механизмов культурного развития человека и общества; — исследование культурных текстов, культурных кодов, символов и межкультурных коммуникаций;
– изучение влияния на развитие человека, культуры, науки, искусства и общества.
Кратко рассмотрим особенности антропологического подхода к изучению культуры. Этот подход в науке получил название культурной и социальной антропологии как науке о человеке.Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли именно в культурной и социальной антропологии. В становлении этого знания ученые выделяют три этапа:
1) этнографический (1800-1860); 2) эволюционистский (1860-1895);
3) исторический (1895- 1925)
Обратимся к авторитетным ученым и мыслителям, внесшим значительный вклад в развитии культурной и социальной антропологии.
Пионером в становлении антропологии считается известный французский философ, педагог и писатель Жан Жак Руссо,изложивший свои прогрессивные идеи в труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Это, по сути, первое научное исследование по общей антропологии.
Он выделил ее в сложившейся системе естественнонаучного и гуманитарного знания. В своей работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно уметь смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, необходимо наблюдать различия.
Это правило Руссо стало одним из первых методологических законов антропологии. Цель антропологии при изучении человека, по словам Руссо, — «увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях».
Основоположником антропологического подхода к изучению культуры является американский этнограф, лингвист и археолог, профессор Колумбийского университета Франц Боас(1858-1942), который противопоставил сравнительно — историческому методу эволюционной школы в изучении культуры собственный, а именно «исторический метод», который сводился к эмпирическому. Боас отрицал законы социального развития, теоретических обобщений и утверждал, что изучение культуры заключается в описании культурных феноменов и накоплении исторических фактов.При этом каждое культурно — историческое явление рассматривалось им как уникальное.
Значительный интерес для понимания содержания культурологии представляют труды одного из наиболее известных в мировой науке антропологов К. Леви-Строса,который, в частности, отмечал, что «в своем коллективном существовании человек также должен познать себя как «другого», до того как он осмелится претендовать на собственное «Я» (Леви-Строс, К. Первобытное мышление).
Следует сказать, что, в отличие от социальной, культурная антропология характеризуется большим вниманием к духовным, чем к материальным феноменам культуры, историко — описательной
методологией исследования и выдвижением на первый план механизмов трансляции культурного опыта, проблем динамики культуры.
В рамках нашей темы коснемся и некоторых аспектов социальной антропологии, в контексте которой изучаются примитивные и традиционные общества с участием этнических особенностей культур.
Обратимся к истории: уже в трактатах Платона, Аристотеля, Цезаря, Геродота, Тацита, Ибн Батуты и других античных мыслителей были заложены основания для формирования научного направления «социальная антропология». Философско — исторические основания современной социальной антропологии были сформулированы американским ученым
А.Л.
Кребером,который назвал культуру «суперорганичной», то есть стоящей над биологической и социальной реальностью. Особенность социальной антропологии заключается в том, что главное место в ее исследованиях занимает этнологический анализ культуры (этнология изучает распространение человека на Земле, его поведение и обычаи).
В методологическом плане для социальной антропологии характерно движение от факта к гипотезам, отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культур.
В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры и их функциональности (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б.
Малиновский). В работах уже упомянутого нами К. Леви-Строса социальная антропология приобрела черты семиотической науки. Американский социолог и культуролог
Т.
Парсонссчитал, что социальная антропология «включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности… Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, и в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам» (Цит. по: Американская социология. — М., 1972. С. 362-363).
В 70-е годы ХХ столетия происходит сближение исследовательских установок социальной и культурной антропологии. Особенно это проявляется в области социокультурной динамики.
Накопленный богатый эмпирический и теоретический материал и построение различных моделей генезиса (происхождения) культуры позволили современным культурологам переключиться с реконструкции прошлого на изучение современного человека во всей совокупности его межличностных, социальных, социоприродных, социально — политических, социально — экономических и иных связей, а также его этических, конфессиональных предпочтений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/a37988.html
Понятия культура и культурология
Понятие культура — центральное в культурологи. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со 2 пол. 18 в.
Культура — неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций.
Возникшая вместе с человеком, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной.
Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).
Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, кт вызваны естественными причинами.
Уже в первоначальном содержании можно выделить важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности. Например, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров».
В средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей 18 в. культура означала «разумность».
Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства.
Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической (направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни).
Со 2. пол. 19 в. Понятие «культура» приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими понятиями как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Это понятие ввел в научный оборот Карл Маркс. Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.
В 20 в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности.
Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает.
Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.
В общем, единого ответа, что такое культура нет. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.
Понятие «культура», — отмечается в философском словаре, — означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Поэтому мир культуры — это результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Можно привести в пример стихотворение Николая Заболоцкого (1903-1958):
Два мира есть у человека:
Один, кт нас творил,
Другой, кт мы от века
Творим по мере наших сил
Т.о. понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует без человека.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание — не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, кт была создана до него, тем самым, осваивая опыт предшественников, но одновременно он вносит свой вклад, тем самым, обогащая ег
Культура как мир человеческих смыслов
Культура — это особая сфера общественной жизни, в кт наиболее полно осуществляется творческая природа человека, и в первую очередь это искусство, образование, наука. Но только такое понимание культуры обедняло бы ее содержание. Наиболее полным является такое понимание культуры, кт раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.
Отношение человека к миру определяется смыслом, в свою очередь смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком. Если нечто лишено смысла, оно, как правило, перестает существовать для человека.
Смысл является как бы посредником м/у миром и человеком. Смысл не всегда осознается человеком и не всякий смысл может быть выражен рационально. В большей мере смыслы таятся в человеческом бессознательном.
Но смысл может стать и общезначимым, объединяя многих людей. Именно такие смыслы и образуют культуру.
Т. О. культура — это способ творческой самореализации человека через смысл. Культура предстает перед человеком как мир смыслов, кт вдохновляет и сплачивает людей в сообщество (нацию). Культура есть универсальный способ, кт человек делает весь мир «своим», т.е. превращает в «дом человеческого бытия», в носителя человеческих смыслов.
Когда же происходи рождение новой культуры? Для того, чтобы родилась новая культура, надо, чтобы новые смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, т.е. стали смысловыми доминантами.
Доминанта — главенствующая идея, основной признак.
Культура является рез-том свободного человеческого творчества, но она и удерживает его в своих смысловых рамках. В эпохи культурных трансформаций старые смыслы не всегда удовлетворяют человека. Новые же смысловые парадигмы создаются, по утверждению русского философа Николая Александрович Бердяева, индивидуальным творчеством.
Структура культуры
Для культуры как социального явления основополагающими являются понятия культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости, второе — рассматривает культуру как процесс в движении и изменении.
Основные элементы культуры существуют в 2 видах — материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных — духовную.
Важная особенность материальной культуры — ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству.
В материальную культуру входят культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.
Совокупность нематериальных элементов образует духовную сторону культурной статики: нормы, правила, образцы, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Например, для знаний таким посредником являются книги.
Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
По мнению многих культурологов, существуют виды культуры, кт невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Это, например, экономическая, политическая, эстетическая культуры.
В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям, называется культурным наследием. Наследие — это важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.
Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала — географического района, внутри кт у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — нормы, ценности, правила, традиции, свойства, кт присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Как уже отмечалось, культура — это весьма сложная, многоуровневая система. Принято разделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры.
Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, кт руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общ-во распадется на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и т.д.
), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами.
Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре и т.п.
От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть сильно выражены, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
А субкультура, кт противостоит доминирующей, т.е. находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.
Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и Америки, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, политическую лояльность, конформизм и рационализм.
Конформизм (от позднелат. Conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующих порядков, господствующих мнений, отсутствие собственных позиций.
Источник: http://biofile.ru/his/13702.html