Отличия метафизики от диалектики
*по вопросу связей старого и нового: диалектика признаёт наличие связей старого и нового; метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
*по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний толчок;
*по вопросу взаимосвязи качества и количества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), а качество изменяется благодаря качеству (т. е. само по себе улучшается).
*по вопросу направленности движения, развития: согласно диалектике, развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали. Метафизика признаёт развитие а) либо по прямой, б) либо по кругу, в) либо вообще отрицает направленность развития;
*в системе мышления: диалектика сводит мышление к шагам «тезис — антитезис — синтез». Метафизика опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это». Т. о. метафизическое мышление негибкое, одностороннее;
*в отношении окружающей действительности: диалектика видит мир во всём его многообразии («цветным»), а метафизика — однообразным («чёрно-белым»);
*в отношении познания: согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение истин относительных. Согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхчувственных приёмов, носящих «умозрительный» характер;
*в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.
Категории (от греч. — определение, суждение) — это:
а) предельно широкое понятие;
б) форма мышления;
в) средство формирования Картин мира.
Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия.
Свойства категорий — объективность, универсальность, априорность, возможность языкового выражения.
Набор категорий определяет, каким мы видим мир.
Категории, с помощью которых философия осмысляет и описывает мир:
существование / несуществование; объективное / субъективное; абстрактное / конкретное; единое / особенное / всеобщее; часть / целое; простое / сложное; вещь / свойство; необходимость / случайность; причина / следствие; сущность / явление; форма / содержание или материя; количество / качество и др.
Существование / несуществование
Понятие «существование» анализировалось с античности, но в качестве категории было осознано И. Кантом. Тем не менее, рефлексию этой категории нужно начинать с античности, тем более, что категория существовала и отражалась в таких философски важных понятиях, как: бытие, реальность, сущее, сущность.
Анализ этой категории затрудняют два обстоятельства:
1) идущее с античности смещение идеи существования с идеей объективности
2) неразличение вопросов: Что значит — существовать? и Как отличить существующее от несуществующего (т. е. вопрос о критериях существования)?
Категории существование обнаруживается в том, что в нашем сознании присутствует идея «есть». Не-существование мы выражаем фразами «этого не бывает», «нет».
Существование утверждается как непосредственно, так и неявным образом.
Объективное / субъективное
«Породив» человека, мир раздвоился (в метафизическом смысле): Природа / сознание (психика).
Объективное — «в себе и для себя сущее», т. е. не зависящее от сознания, субъекта; общезначимое. В натуралистическом смысле — природно-физический, материальный мир. Объективное имеет внутренние закона и свойства.
Субъективное — обусловленное сознанием, мир сознания и психики; относящийся к субъекту.
Особый тип реальности — социальный мир.
Любой продукт человеческой деятельности объективен и субъективен: объективен в силу внутренних свойств и законов и субъективен, т. к. представляет своего создателя.
Абстрактное / конкретное
Абстрактное –
А) нечто мыслимое;
Б) реальный результат всякого мышления, процесса отвлечения от единичного, случайного, несущественного и выделения общего, необходимого, существенного.
В) всё понятийное.
Конкретное — нечто непосредственно переживаемое.
Источник: https://cyberpedia.su/15x55d3.html
Чем отличается диалектика от метафизики (стр. 1 из 3)
Министерство науки и образования Российской Федерации
Государственная полярная академия
Кафедра философии, культурологи и истории
Контрольная работа по философии
на тему:
«Чем отличается диалектика от метафизики»
Выполнила:
студ. IIкурса 781 гр.
Кряжева Н.В.
Проверил:
д-р филос. наук, проф.
Резвицкий И. И.
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Диалектика…………………………………………………………………………4
Метафизика………………………………………………………………………13
Метафизика и диалекика. Относительность истины………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…..……………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Со времён Аристотеля естествоиспытатели не могли придти к согласию о том, какими должны быть научные знания о природе и как их получить, поэтому были разделены на два противоборствующих лагеря: на материалистов и идеалистов.
Аналогичное противоборство было и в философии. Философы долго блудили в дебрях бесчисленных философских учений и в итоге разработали методы познания природы. Главными считаются диалектика и метафизика.
Триста лет назад отличие метафизики от диалектики понимали все образованные люди. Вот, например, цитата из книги А.Н.
Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» о Ломоносове: «Логика научила его рассуждать; математика верные делать заключения и убеждаться единою очевидностию; метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению…» Вот как оценивал методы метафизики великий математик и философ Анри Пуанкаре: «Построения метафизика блестящи, но эфемерны, как мыльные пузыри, и они лопаются».
ДИАЛЕКТИКА
Люди в процессе труда изменяют, преобразуют природу. Познавая закономерности объективного мира, они овладевают ими, используют их для удовлетворения своих потребностей. Познание, обусловленное потребностями развития материальной жизни общества, является жизненно необходимой функцией всякого общества.
Успех познания на всех этапах развития человеческого общества обусловливается, в конечном счете, уровнем развития материальных производительных сил, социальной организацией, дающей определённое направление познанию, уровнем знаний, накопленных за предыдущий период, и методом, применяемым с целью познания окружающего нас мира.
Метод является необходимой стороной процесса познания, одним из наиболее важных условий успеха познавательной деятельности людей.
Марксистский диалектический метод, принципиально противоположный метафизике, качественно отличается от всех ранее существовавших исторических форм диалектики как единственно научный, подытоживающий все данные наук о природе и обществе, весь практический опыт человечества. Только марксизм создал диалектику как научный, объективный, основанный на последовательно материалистическом понимании мира метод.
Марксистский диалектический метод, марксистская диалектика есть научный подход к явлениям природы и общества, теория развития, применяемая к познанию объективного мира. Марксистский диалектический метод основан на материалистическом понимании мира и неотделим от него.
Законы и категории познания, содержащиеся в диалектическом методе, являются отражением в сознании человека законов развития, свойственных всем явлениям. Марксистско-ленинское учение о методе и есть учение об объективных, осознанных человеком и сознательно им применяемых диалектических законах внешнего мира.
Метафизикам и идеалистам свойственно антинаучное понимание метода как некоей схемы познания, с которой-де должна сообразоваться действительность, под которую эту действительность следует будто бы подгонять.
На самом деле не природа, не история общества сообразуются с некими принятыми принципами, а, наоборот, принципы науки верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории.
Только принимая это основное положение материализма, можно понять, почему законы сознания совпадают по своему содержанию с законами объективного мира, хотя по форме и отличаются от них.
Между тем метафизики и идеалисты отрывают законы мышления, законы познания от объективного мира, противопоставляют их миру как нечто самостоятельное, как такие законы, которым мир-до должен подчиняться. Отвергая это в корне несостоятельное понимание законов познания, марксизм-ленинизм утверждает, что то, что имеется в познании, ещё до процесса познания имелось в действительности.
Идеалистическая диалектика Гегеля.
Попытка обосновать в новых условиях идею диалектического развития была предпринята немецкими идеалистами конца XVIII и начала XIX в., в особенности Гегелем.
Гегель поставил вопрос о всеобщности развития. Это было новой ступенью в развитии диалектической мысли, рациональным зерном гегелевской философии.
Однако, поставив этот чрезвычайно важный для науки вопрос, Гегель его не решил. Он не мог решить его, будучи идеологом немецкой буржуазии, становившейся после великой французской революции всё более и более трусливой и реакционной.
Гегель сформулировал основные принципы диалектики, но сформулировал их на идеалистической основе, вследствие чего гегелевская диалектика, пронизанная и окутанная мистикой, извращала реальные, диалектически совершающиеся процессы.
Гегель ожесточённо нападал на утверждение материалистов о материальности движения, о самодвижении материи. Он доказывал, что природа вообще существует вне времени, т. е. не имеет ни прошлого, ни будущего.
Гегель третировал как бессодержательное научное представление “о происхождении более развитых животных организаций из низших”, прямо утверждая, что “в природе ничто не ново под луной… лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, возникает новое”.
Все эти утверждения Гегеля свидетельствовали прежде сего о том, что он отрицал развитие материи, природы и материальной жизни общества и, следовательно, не признавал всеобщего характера диалектики, ограничивая её сферой идеалистически понимаемого сознания.
Диалектика Гегеля, в силу того что она была идеалистической диалектикой, в целом сама была заражена метафизикой и не могла преодолеть последнюю.
Так, по Гегелю, процесс общественного развития останавливается на прусской сословной монархии, являющейся якобы вершиной общественного прогресса; прогресс познания останавливается на его, гегелевской философии; в процессе развития противоположности якобы примиряются и борьба между ними прекращается и т. д.
К. Маркс в послесловии к первому тому “Капитала” решительно противопоставляет научную, материалистическую диалектику ненаучной, идеалистической диалектике Гегеля, раскрывая существующую между ними непримиримую противоположность.
“Мой диалектический метод не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление.
У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”.
Это классическое положение полностью разоблачает идеалистический характер диалектики Гегеля, которой рассматривал процесс мышления как сверхприродную, божественную силу.
В противовес Гегелю Маркс показывает, что процесс мышления является отражением материальной действительности, что категорически отвергал Гегель.
Маркс применяет диалектику к процессу отражения в сознании людей материальной действительности, рассматривая научный диалектический метод как отражение объективных законов развития мира.
Гегель всячески стремился доказать, что диалектика на базе материализма невозможна, что движение, изменение, развитие присущи лишь духовному. Этим самым Гегель фактически отрицал диалектику природы и, следовательно, отвергал сформулированное им самим положение о всеобщности диалектики.
В противоположность Гегелю Маркс доказал, что научный, последовательный диалектический метод возможен лишь на материалистической основе. Лишь материалистическая диалектика вскрывает наиболее общие законы развития как объективные (т. е. независимые от сознания), как действительно всеобщие, т. е.
присущие всему существующему.
Таким образом, марксистский диалектический метод в корне противоположен гегелевской диалектике. Метод Маркса — материалистическая диалектика, в то время как методом Гегеля являлась идеалистическая диалектика.
Марксистская диалектика вскрывает всеобщий характер развития и борьбы противоположностей; идеалистическая диалектика Гегеля ограничивает сферу развития пределами духа, а вместо борьбы противоположностей проповедует примирение старого и нового.
Именно поэтому в противоположность гегелевской идеалистической диалектике марксистский диалектический метод является единственно научным, единственно революционным подходом к изучению действительности, к её практическому преобразованию.
Марксистский диалектический метод — высшая, качественно новая форма диалектики.
Основные исторические формы домарксистской диалектики, рассмотренные выше, представляют собой ступени в развитии диалектического познания.
Новая, высшая ступень в развитии материалистической диалектики — марксистская диалектика была создана Марксом и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения действительности, метод революционного действия рабочего класса.
Марксистская диалектика явилась важнейшим результатом великого творческого подвига, совершённого Марксом и Энгельсом, революционного переворота, произведённого ими в философии.
Источник: http://MirZnanii.com/a/233682/chem-otlichaetsya-dialektika-ot-metafiziki
Отличия метафизики от диалектики
1. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами.
Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.
2. При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета.
Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета, так как истина в одних условиях может быть ложной в других условиях. Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при переходе от старого качества к новому качеству.
3. В ходе развития науки метафизика используется на этапе накопления научных фактов.
Диалектика используется на этапе теоретического обобщенного практического материала.
Общенаучные методы.
Общенаучные (или общие методы) методы используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей; по отношение к всеобщему методу они выступают как специальные
Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.
· · Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации.
Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.
Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.
· · Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналогические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
· · Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.
Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод том, что такое орган государства.
Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов)
· · Дедукция. Посредствам логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности теории государства и права.
Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.
Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.
· · Гипотеза — это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.
Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой.
Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции их развития.
· · Моделирование — мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Эта операция позволяет формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных, случайных свойств.
Так, например, в курсе теории государства и права изучается понятие «государство». Такого явления — абстрактного государства — не существует в реальной действительности, есть только конкретные государства — Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Франция и т.д.
Выработка общих понятий имеет огромное значение для постижения сущности, для поиска оптимального варианта развития государственно-правовых явлений. Из общего диалектического подхода прямо следует необходимость применения исторического метода во всяком научном исследовании.
Любое явление или процесс имеет свою историю развития; используя данный метод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях.
· · Исторический и логический. Среди общих методов изучения предмета «Теории государства и права» существенное место занимают взятые в единстве исторический и логический методы.
До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в качестве составляющих частиц исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение.
Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования.
Исторический метод характеризуется конкретно — историческими, историко-эмпирическими формами материалов;
Логический метод — абстрактно-теоретическими формами.
Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях
Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца. Исторический метод. Под историческим понимают реальную объективную действительность, взятую в ее временном движении, развитии и функционировании.
· · Системный подход — это направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход включает в себя также и структурно-функциональный метод, однако здесь упор делается, прежде всего, на исследование взаимодействия объекта как целостной системы с внешней средой.
· Функциональный метод, используемый в социальных науках, заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования.
Этот метод, заимствованный из естественных наук, вначале активно применялся этнологами при изучении “архаичных” обществ. Известный западный этнолог Б.
Малиновский (1884-1942) определял функцию, как “роль, которую культурные и социальные элементы играют в обществе”.
· Функциональный метод имеет границы применения. Он позволяет констатировать те функции, которые тот или иной социальный объект выполняет, но не дает ответа на вопрос, почему именно эти функции, а не другие, почему именно в данное время, а не в другое. В теории государства и права этот метод применяется при анализе социального назначения государства и права и др.
· Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений, т.е. определить те факты, которые обусловили появление того или иного феномена.
В рамках генетического метода хронология тоже имеет значение, но значение это — вторично. Генетический метод предполагает прежде всего поиск причинности в самих фактах.
В теории государства и права этот метод используется при решении проблем генезиса права, государства и ряда других проблем.
· Структурный метод в социальных науках — это выявление у социальных объектов определенных констант, т.е. относительно устойчивых внутренних связей.
Понятие структуры является понятием очень близким к понятию модели — формальному представлению каких-либо отношений. Может быть несколько моделей одной и той же реальности.
Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза — диспозиция — санкция; гипотеза — диспозиция.
· Сравнительный метод — это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для теории государства и права имеет значение сравнение на уровне нормы права.
Именно такого рода сравнение позволяет выявить различие норм права по диспозиции: различают нормы права управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Примером использования сравнительного метода является также анализ сходств и различий основных правовых систем современности.
Источник: https://megaobuchalka.ru/7/27504.html
Вопрос 27. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики
Существует несколько принципов диалектики.
Принцип развития, как следствие признания движения основным атрибутом материи. Он выделяет в многочисленных видах движения ᴇᴦο ведущую форму — развитие. Движение должна быть различным˸ круговым, регрессивным и прогрессивным. Развитие же сосредотачивает в себе особенности всех трех видов движения. Развитие предполагает необратимость изменений, их направленность и цикличность.
Принцип всеобщей связи неразрывен с принципом развития, он как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Противоречие как основное содержание принципа развития предполагает особую форму связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития. Он так же выражает и то, что развитие носит тотальный характер, охватывает и природу, и человека, и общество.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики. Именно он организует процесс познания.
Абстрактное — это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.
Конкретное — сама объективная деятельность, где существенное и несущественное нераздельны, это отражение объективной действительности в системе понятий.
Принцип единства логического и исторического способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое — это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое — процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии её конкретных форм.
Содержанием первого уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие.
Представление принципов в качестве базиса диалектики позволяет оценить её как мировоззренческую систему, в которой превосходство мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов).
Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика , представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счёт самых различных идей.
Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе — принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.
Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого — не в движении, … а как вечно неизменные”. В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие ᴇᴦο метафизически.
Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).
Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого её значения ко второму, от исторического её образа к современному показывает, с одной позиции, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать её исходную позицию — принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.
Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/358078_vopros_27_principy_dialektiki_i_ee_otlichie_ot_metafiziki
Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика
Диалектика (греч dialextice — вести беседу, спор) -учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Различают объективную диалектику, изучающуюразвитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику – закономерностидиалектического мышления (диалектику понятий).
В истории философии сложились три основных формыдиалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом. Основные принципы диалектики: всеобщая взаимосвязь всех явления; всеобщность движения и развития; источник развития – становление и разрешение противоречий; развитие как отрицание; — противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др. Основные категории диалектики – материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие.
Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания – закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: токаким образом оно происходит. Основные категории законы – качество, количество, мера, скачок.
Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды — 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей ( добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.
) Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы); б) взаимоисключают друг друга; в) их борьба — противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).
Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт — противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей).
Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы ихразвития.
Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д.
Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание — отрицания отрицания.
Важнейшей категорией закона является «отрицание» — отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность.
Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития(старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы.
Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшемразвитии системы, пусть и в существенно измененном виде.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.
Ключевые слова и понятия: бытие, материя, субстанция, пространство, время, субстанциальная теория, реляционная, диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм, энергетизм.
2. § 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика
Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности.
Принцип материального единства мира , осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи” (Ленин В.И. Полн. собр. соч.
– Т.18. — С.181.).
Для подтверждения данного положения в диалектике используется еще целый ряд идей. Наиболее фундаментальная из них — идея всеобщей взаимной связи явлений.
Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача — объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни.
Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны.
Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов.
Естьсвязи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.
Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. “В том обстоятельстве, что … тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, а это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение”, — отмечал Ф. Энгельс.
Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. “Диалектическое противоречие есть взаимодействие(выделено мною — Б.К.) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития…
” (Философский энциклопедический словарь. — М.,1989. — С.523.).
Естественнонаучный анализ прямых связей выявил, что в процессе взаимодействия материальных объектов последние, исходя из своей специфики, способны запечатлевать, воспроизводить в собственной структуре, содержании, форме “следы” воздействия на них других объектов (их вес, плотность, форму и т. п.). Данное свойство материи, вытекающее из взаимодействия материальных объектов, было названо отражением.
Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи… — отражения действительности, верные или искаженные”, — писал Ф. Энгельс.
Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира. Субъективная диалектика – процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании.
Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним). «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, — замечал Ф.
Энгельс, — что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой».
Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, — так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.
При раскрытии причинной обусловленности развития конкретных явлений мы вынуждены из всеобщей картины мирового взаимодействия выбрать фрагмент, в котором, как полагаем, данное явление представлено во всей полноте своих пространственно-временных характеристик, и уже в масштабе данного фрагмента выяснять основы (причины), обуславливающие становление данного явления.
Но как только отдельный фрагмент, по которому установлено, что есть причина, а что есть следствие, займет свое место в общей картине мирового взаимодействия, тогда то, что раньше было следствием, способно стать причиной, и наоборот.
“Причина и следствие, — писал Энгельс, — суть представления, которые имеют значение как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причина и следствие постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.20. — С.22.).
Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Диалектикой учитывается и факт существования непричинных видов детерминации (условной, функциональной, структурной).
Таким образом, содержанием первого уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие.
Представление принципов в качестве базиса диалектики позволяет оценить ее как мировоззренческую систему, в которой примат мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов).
Философские идеи, с одной стороны, придают диалектике силу мировоззрения, в то время как, с другой стороны, они оттеняют то, что диалектика по существу — это идейное видение мира, предполагающее мировоззренческое предпочтение в качестве исходного условия своего приятия.
Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика , представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.
Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике.
Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе — принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.
Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого — не в движении, … а как вечно неизменные”.
В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически.
Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).
Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.
Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию — принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.
ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.
К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».
Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики.
Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски.
Как правило, их главная цель — сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.
Основное различие софистики и эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.
Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности
3. 2. Законы диалектики и их характеристика
Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями».
Источник: http://stud24.ru/economics/principy-dialektiki-i-ee-otlichie/411947-1406868-page1.html