Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый)
Профессор Дорога, Федя Пессимистов и Вася Активистов продолжили на новой встрече разговор о проектировании системы ученического самоуправления школы. На этот раз им предстоит разобраться в том, какими бывают постоянно действующие органы самоуправления.
Федя Пессимистов: Ну что, Васечка, рассказывай, что обещал — чем отличаются друг от друга школьный парламент и школьное правительство! Теперь не отвертишься!
Вася Активистов: Погоди-погоди! А как же продолжение истории с твоим директором? Вернее, с его гениальной идеей создания Школьной Республики. Чем всё закончилось-то?
Федя Пессимистов: Чем закончилось? Двоечниками и хулиганами!
Вася Активистов: Ого! Неужели игра в Республику так быстро развалила все школьные устои?
Федя Пессимистов: Пока еще нет! Просто директор всецело погрузился в подготовку совещания по вопросам дисциплины и успеваемости. В нашу школу скоро придёт много разных «шишек», и мы должны оказаться на высоте. Так что сейчас ему — уже не до Республики.
Вася Активистов: Да, тяжёлая у директоров жизнь!
Федя Пессимистов: Еще бы! Указаний много, а директор — один!
Вася Активистов: И девиз у него — «Если не я, то кто же?» Бегает из угла в угол и пытается успеть всё сразу. А на самое-то главное времени и не остаётся!
Профессор Дорога: Заметь, Василий, что та же беда часто постигает и системы ученического самоуправления. Когда непонятно, какие задачи у того или иного органа самоуправления, работа превращается в безрезультатную беготню. Поэтому нужно выбрать такую модель, которая будет работоспособной в условиях конкретной школы.
Федя Пессимистов: Вот и объясните мне, что моей школе подойдёт лучше — парламент или правительство!
Вася Активистов: Так, перевожу твой крик души на понятный язык. Какими бывают постоянно действующие органы самоуправления и чем они отличаются друг от друга — вот в чём твой вопрос!
Федя Пессимистов: Как хорошо, когда люди понимают тебя с полуслова! Между прочим, Васечка, я тоже кое-что понимаю! Например, что органы самоуправления бывают исполнительными и представительными! Профессор как-то об этом упоминал. Только в чём между ними разница…
Вася Активистов: Это, брат Фёдор, очень просто. Представительными называют те органы самоуправления, которым ученики дали право представлять их интересы. Они могут выступать от имени учеников при решении школьных вопросов. А исполнительные органы — это те, которым поручена какая-то конкретная работа. Например, проводить школьные праздники.
Федя Пессимистов: По-моему, это напоминает принцип разделения властей. Мы его недавно проходили.
«В любой демократической стране, — говорил наш историк, — есть три самостоятельных ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. У каждой ветви — своя работа.
Законы может принимать только парламент, судить — только суд, а управлять — только правительство. Понятно, дети?»
Вася Активистов: Понятно, Фёдор Фёдорович! И что же из этого следует?
Федя Пессимистов: А то, что я, кажется, догадался, в чем отличие школьного парламента от школьного правительства! Парламент — это представительный орган, а правительство — исполнительный!
Вася Активистов: Да? А вот я, Федечка, недавно слушал выступление одной очень авторитетной тётеньки из Министерства образования. Даю краткий пересказ: «Дети, не будьте бюрократами! Нельзя в стенах школы бездумно копировать взрослую жизнь.
Детство — это особый мир! Не губите его чиновничьим формализмом! Вы еще успеете стать депутатами, министрами и президентами. А сейчас, пока вы учитесь, пусть у вас будет как можно больше возможностей для творчества.
Ни в коем случае не загоняйте себя в узкие рамки!»
Федя Пессимистов: Не речь, а просто песня! Только о чём она, я так и не понял!
Вася Активистов: Для нашего разговора из этой «песни» можно взять вот какой вывод: никто не обязывает ученическое самоуправление копировать устройство взрослого государства.
Значит, для некоторых систем принцип разделения властей подойдёт, а в других он будет лишним.
И орган ученического самоуправления под названием «школьное правительство» вполне может выполнять как представительные, так и исполнительные функции.
Профессор Дорога: Особенно в том случае, если речь идёт об одноэтажной системе. Небольшой команде активистов лучше объединиться в один ученический совет, который будет представлять интересы учеников в управлении школой и одновременно вести конкретную работу, которая ему по силам.
Федя Пессимистов: Значит, принцип разделения властей могут позволить себе только многоэтажные системы?
Вася Активистов: Причём далеко не все!
Федя Пессимистов: Получается, что разделение властей — это не главное. Тогда на какое же отличие парламента от правительства ты намекал?
Вася Активистов: Дело в том, что постоянно действующие органы самоуправления устроены по-разному. Когда мы обсуждали это на городском сборе активистов, то выделили три модели. И дали им условные названия: парламент, правительство и актив.
Федя Пессимистов: Так вот в чём дело! Ну, давай, выкладывай ваше ноу-хау!
Вася Активистов: Начнём с парламента. Первое, что отличает парламент — это большое количество депутатов. В среднем — человек пятьдесят.
Федя Пессимистов: О-го-го!
Вася Активистов: Верно, Федя, такому количеству людей наладить работу о-го-го как непросто! Поэтому парламент выбирает из своего состава небольшой руководящий орган. Например, президиум. Этот президиум и ведет каждодневную текущую работу, а парламент созывается для принятия самых важных решений. Обычно — не чаще одного раза в месяц.
Федя Пессимистов: И к чему столько сложностей? Не легче ли сразу создать президиум без всякого парламента?
Вася Активистов: Разумеется, легче! Только, если большого парламента не будет, то не будет и многих плюсов. Не догадываешься, каких?
Федя Пессимистов: Догадываюсь! Большой парламент смотрится солиднее! Не то, что какой-то там малюсенький президиум. Мимо него не пройдёшь!
Вася Активистов: Еще бы! Одно дело, когда семеро смелых права качают, а другое — целый парламент!
Профессор Дорога: А может быть, не в этом суть? Согласитесь: в идеале, ученическое самоуправление должно представлять интересы школьников — выражать не частное мнение нескольких активистов, а общую позицию учеников. И чем больше ребят войдёт в орган самоуправления, тем лучше он с этой задачей справится.
Федя Пессимистов: Это почему же?
Вася Активистов: Да потому, что это будет уже настоящий «глас народа»! Одно дело — семеро активистов, которые давно стали лучшими друзьями и имеют свой, особый взгляд на вещи. А другое — ребята, которые живут проблемами обычного школьника. В каждом классе их — абсолютное большинство. И в парламент придут именно они.
Федя Пессимистов: Значит, сила парламента в том, что он точно отражает позицию учеников? Так сказать, является рупором народных масс!
Вася Активистов: Вот именно! Представь: собрались семеро активистов и приняли решение от имени тысячи школьников.
Посмотрит на это Сидор Петрович и улыбнётся: «Чудаки вы, ребята! Вас — семеро, а учеников в школе — в 150 раз больше! Откуда вам знать, что они думают? Вот поэтому ваша резолюция для меня — филькина грамота!» А если решение принял парламент, в котором уже не семь, а пятьдесят школьников, то делать нечего: придётся директору согласиться, что позиция парламента — это и есть мнение учеников его школы.
Федя Пессимистов: Итак, парламент не оторван от народа — это его первый плюс. А какие еще?
Вася Активистов: Сейчас расскажу про второй. Мы уже усвоили, что парламент избирает координирующий орган — президиум.
В этот президиум могут войти руководители направлений работы — назовём их председателями комитетов школьного парламента.
Так вот, у такого президиума гораздо больше шансов хорошо наладить работу, чем у маленького ученического совета, избранного школьниками напрямую.
Федя Пессимистов: С чего это ты так решил?
Вася Активистов: Суди сам! Кого чаще всего избирают школьники во всякие советы?
Федя Пессимистов: Самых тихих и послушных девочек!
Вася Активистов: Ага! Вечных старост! А еще бывает, что избирают какого-нибудь Кузю Лоботрясова — как говорится, «по приколу». Что из этого получается — понятно.
Федя Пессимистов: Абсолютно понятно! «Старосты» сидят на заседании совета и под диктовку завуча всё записывают. А депутат Лоботрясов один раз покажется, и поминай, как звали!
Вася Активистов: Как ты думаешь, почему школьники выбирают именно таких представителей?
Федя Пессимистов: А вот почему: они не понимают, что им предлагают. И рассуждают примерно так: «Какая польза от этого совета? Одни заседания, пустая трата времени.» Вот и реагируют по принципу «только бы не меня».
Вася Активистов: Верно заметил! Как это ни печально, но активистам трудно «достучаться до каждого». А вот добиться понимания у парламента — вполне реально. Зачем необходимо самоуправление, как оно будет работать и что требуется от его лидеров — это парламент поймёт гораздо лучше, чем все ученики школы.
Федя Пессимистов: Еще бы! Ведь люди-то в парламент придут продвинутые!
Вася Активистов: И им вполне под силу оценить, кто больше готов для работы в президиуме — Кузя Лоботрясов или, скажем, Петя Рифмоплётов.
Профессор Дорога: Иными словами, парламент предложит более строгий отбор лидеров ученического самоуправления. И значит, шансы на то, что в президиум попадут случайные люди, будут гораздо меньше.
Вася Активистов: Но это, профессор, еще не всё! Бывает и так, что человек, которого выбрали в президиум, по каким-то причинам «не тянет».
Например, приходит он и заявляет: «Я решил, что мне нужно больше времени тратить на учёбу, и поэтому не могу заниматься работой в самоуправлении».
В этом случае парламент может быстро заменить этого активиста на другого депутата парламента, который уже в чём-то себя проявил. Если бы члены президиума напрямую избирались учениками, то это было бы невозможно.
Федя Пессимистов: Я понял! Решается проблема «мёртвых душ» в руководстве ученического самоуправления.
Профессор Дорога: Давайте, коллеги, обратим внимание еще на одну деталь. Система «парламент» позволяет формализовать ученический актив…
Федя Пессимистов: Что-что позволяет? Парализовать актив!?
Профессор Дорога: Нет, Федя, не парализовать, а формализовать. Это значит, что школьным активом считаются именно те ребята, которые избраны в парламент.
Федя Пессимистов: Ну, и при чём тут Ваш формализм?
Профессор Дорога: Формализм, Федя, тут вообще ни при чём! Дело в другом. Парламент — это уже не неформальная группа активистов-добровольцев, а формальная структура.
В данном случае, выражение «формальная структура» означает, что у парламента есть своё место в управлении школой, собственные полномочия и правила работы, которые закреплены в школьных документах.
Например, в положении о парламенте.
Федя Пессимистов: И что хорошего в том, что актив парали… то есть, формализован?
Вася Активистов: Да хотя бы то, что лидеры будут знать, на кого они могут опереться! Вместо того, чтобы искать по всей школе желающих помочь в работе, можно использовать силы членов парламента.
Федя Пессимистов: То есть, всякие комитеты, министерства или штабы можно комплектовать из самих депутатов парламента?
Вася Активистов: Совершенно верно!
Профессор Дорога:
Источник: https://lektsia.com/7x23a8.html
Верхняя и нижняя палата РФ — Народный политический рейтинг
Опубликовано 12.10.2016
Парламент России называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат. Их принято разделять на верхнюю и нижнюю. Верхняя — это Совет Федерации. Нижняя палата парламента — Государственная дума.
Парламент России называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат. Их принято разделять на верхнюю и нижнюю. Верхняя — это Совет Федерации. В Совфед делегируются по два представителя от исполнительного и представительного органов каждого субъекта страны. Нижняя палата парламента — Государственная дума, в которую входят 450 депутатов.
Двухпалатное устройство парламента
Деление на две палаты не было придумано в России. Парламент существует для принятия и утверждения законов. Двухпалатная система парламента предполагает, что нижняя палата эти законы разрабатывает и предлагает к рассмотрению, а верхняя их одобряет. Две парламентские палаты существуют во многих странах Европы и Америки.
Разделение на две палаты было введено для того, чтобы все регионы страны имели своего представителя в главном законодательном органе страны, а также для того, чтобы одна палата контролировала деятельность другой. Совет Федерации может утвердить закон только после того, как его одобрили в Госдуме. При этом верхняя палата не может ничего изменять в законе, а только согласиться с его принятием или не согласиться.
Верхняя палата (Совет Федерации) также носит неофициальное название «сенат», по аналогии с иностранной системой разделения государственной власти. В нее входят члены Совета Федерации (они не являются депутатами). Депутаты составляют Государственную думу (нижнюю палату). Каждый созыв в думу набирается 450 депутатов.
Чем занимается Совет Федерации
Совфед принимает решения в случаях, когда речь идет о важном геополитическом вопросе — изменении границ внутри страны. Они же утверждают в стране чрезвычайное положение, если решение о его введении принимает президент.
Совет Федерации регулирует участие вооруженных сил РФ, если война ведется не на территории страны. Совфед может объявить импичмент президенту, когда 2/3 состава Госдумы выражают свое недоверие президенту.
Верхней палатой назначаются на должности судьи главных судов страны (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного), Генпрокурор РФ и зампред Счетной палаты, а также 50% ее аудиторов.
Совфед в обязательном порядке рассматривает принятые Госдумой законы, касающиеся бюджета страны; федеральных налогов и сборов; финансового регулирования, выпуска в обращение новых денег; заключение и расторжение Россией международных договоров; вопросов границ страны и участия ее в военных действиях.
Если закон утвержден верхней палатой, дается пять дней на его отправку президенту. У главы страны есть две недели на то, чтобы подписать закон и проинформировать о нем население.
Распустить Совет Федерации президент и глава правительства не могут. В свою очередь, для назначение президента необходимо заручиться согласием Совфеда. Отрешение президента от должности тоже входит в полномочия верхней палаты парламента.
Совет Федерации сейчас
У верхней палаты есть свой председатель. Им с 2011 года является Валентина Матвиенко, которая стала первой в истории России женщиной на этом посту.
В соответствии с правилами формирования состава верхней палаты, когда от субъекта страны делегируется два человека, петербурженка представляет в Совфеде исполнительный орган (в данном случае городское правительство) государственной власти Санкт-Петербурга.
Представительный орган (в данном случае это Законодательное собрание Петербурга) этого же региона в Совет делегировал Андрея Кутепова.
Сенаторские кресла в 2016 году получили 18 новых представителей 39 регионов страны. Они сменили предшественников, полномочия которых были прекращены.
Некоторые члены Совета возвратились после перерыва в их деятельности. Например, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова возобновит свою деятельность в СФ, прерванную в 2012 году.
Нарусова будет представлять Туву по назначению ее главы Шолбана Кара-оолы.
Чем занимается Государственная дума
В первую очередь, Госдума существует, чтобы принимать законы и утверждать бюджет страны. Кроме того, в соответствии со статьей 103 Конституции Государственная дума обладает следующими полномочиями:
- дает согласие президенту на назначение премьер-министра РФ (второе название для председателя правительства);
- решает вопрос о доверии правительству;
- каждый год слушает отчеты правительства о его деятельности, в частности по вопросам, поставленным нижней палатой;
- назначает на пост председателя Банка России и освобождает его от должности;
- назначает на пост председателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов, а также освобождает от должности;
- назначает на пост Уполномоченного по правам человека, а также освобождает от его должности;
- производит освобождение от судебного наказания или замене его на более мягкое (амнистию);
- при принятии решения об отрешении от должности президента формулирует обвинения против него.
Только Государственная дума принимает решение о доверии правительству. Правительство РФ (которое состоит из председателя, его заместителей и министров) и сам президент отчитываются о своей работе перед нижней палатой. Однако по указу президента Госдума может быть распущена.
Это происходит, когда дума три раза подряд не согласилась к предложенным президентом кандидатом на должность председателя правительства и три месяца подряд выражала недоверие правительству.
Единственный случай, когда при соблюдении указанных условий думу нельзя распустить, это если она работает первый год.
Государственная дума сейчас
Седьмой созыв нижней палаты парламента принес свои изменения. Спикером Госдумы назначили бывшего заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина. Он занял место Сергея Нарышкина, который председательствовал в думе шестого созыва, а теперь занял должность главы Службы внешней разведки.
Источник: http://politicalrating.ru/articles/poleznoe/verhnjaja-i-nizhnjaja-palata/
Российский парламент: история и современность
«Примечания» продолжают рубрику Россия для “чайников”, в которой мы знакомим наших читателей с реалиями правовой, политической и общественной жизни новой России. Сегодня мы расскажем об истории и работе главного законодательного органа страны — Федерального Собрания.
Как известно, первый в мире парламент появился в Исландии еще в X веке.
В других странах Европы идея народного представительства в государственной власти зародилась позднее, но все же успела пройти огромный путь развития на протяжении многих столетий.
В России парламент в современном его виде существует сравнительно недавно — лишь с 1993 года. Однако история российского парламентаризма уходит корнями в далекое прошлое.
Впервые парламент появился в 1905 году в царской России. Как и сегодня, он состоял из двух палат — Государственной Думы и Государственного Совета. Но, несмотря на аналогичную структуру, парламент Российской Империи был лишь прообразом будущего Федерального Собрания, как и последующая трансформация органа народного представительства при СССР — Советов.
Основное отличие современного парламента от своих предшественников кроется в том, что законодательная власть в обоих случаях была подконтрольна правительству: в первом случае — императору, во втором — партийному руководству. А это означает, что сам смысл парламентаризма — принцип разделения ветвей власти и ее децентрации — соблюдаться никак не мог.
Так называемая система сдержек и противовесов диктует четкое разграничение полномочий и взаимный контроль между высшими органами государственной власти. В России таких органов три — Федеральное собрание, президент и Конституционный Суд.
Структура современного российского парламента схожа со структурой большинства стран Европы, Азии, а также США. Хотя, к примеру, Верховная Рада Украины — однопалатный законодательный орган. В России же функции и полномочия делят между собой две палаты — Совет Федерации, или «Палата регионов», и Государственная Дума.
Совфед реализует принцип равного участия всех субъектов федерации в законотворческом процессе, чтобы учесть голос каждого региона страны в принятии решений.
Таким образом, в верхнюю палату утверждается по одному члену от исполнительной и законодательной власти каждого субъекта.
С 2014 года в Совфеде заседают и представители Республики Крым — Ольга Ковитиди и Сергей Цеков, а Севастополь как город федерального значения представляют сенаторы Андрей Соболев и Ольга Тимофеева.
Источник: https://primechaniya.ru/home/politics/dekabr_20141/1867/
Краснов М.А., Сатаров Г.А., Яковенко И.А. Какой парламент нужен России?
Все несчастные страны несчастны по-своему, а у счастливых много общего.
В частности, в них есть независимый от президента и правительства парламент, в котором представители граждан, избранные ими на честных выборах, обсуждают и принимают законы, утверждают бюджет страны и контролируют государственную бюрократию.
И дело не в том, что одна президентская голова – хорошо, а много депутатских голов – лучше. В странах, где работают полноценные парламенты, а не «взбесившиеся принтеры», – иная конструкция власти, которая обеспечивает высокое качество государственного управления.
Многие страны вносят поправки в свои конституции, но делают это по-разному. Так, на принятие первой поправки в Конституцию США ушло 2 года.
Она запретила Конгрессу США принимать законы, которые поддерживают какую-либо религию или вводят государственную религию, запрещают свободу вероисповедания, посягают на свободу слова и на свободу прессы, ограничивают свободу собраний и право народа обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
А первая поправка в Конституцию России, которая увеличила сроки полномочий президента и депутатов Госдумы, была принята молниеносно – менее чем за 2 месяца. Принципиальная разница и в том, что в США поправка расширила права и свободы граждан, в России – властные полномочия правящей группировки.
Когда мы жалуемся на плохие законы или неразумное налогообложение, сожалеем о миллиардных тратах на сомнительные «престижные» правительственные проекты, надо зреть в корень: российский парламент – и не парламент вовсе, а послушное приложение к администрации президента. Нам нужен другой парламент!
Понятно, что жить по законам лучше, чем без них. О том, чтобы «умные и честные парламентарии принимали правильные законы», издавна мечтали лучшие умы человечества – от Аристотеля до Монтескье. В России это не получается, и одна из причин – наивная надежда на честность депутатов.
А ведь демократия как способ государственного устройства отличается от других тем, что в ней не делается ставка на совершенство людей, находящихся у власти. В технике есть похожая задача: из ненадежных элементов сделать надежное устройство.
Так и здесь: как из несовершенных людей, которых мы избираем, создать парламент, который работал бы в наших интересах, принимал правильные законы?
В поисках ответа важно не забывать, что депутатов выбираем мы сами. А понимаем ли мы – куда, кого и зачем выбираем? Было бы странно сесть в речной трамвайчик, чтобы улететь на Олимпийские игры в Сочи – надо правильно выбирать вид транспорта. Выбирая депутатов, нужно знать, что представляет собой парламент, чтобы не оказаться в речном трамвайчике вместо самолета.
Зачем нужен парламент
Представительные органы власти – древнее изобретение. Члены первобытного племени избирали вождя и решали вопросы совместной жизни. У латинян к этому допускались только мужчины, у кельтов дискриминации женщин не было.
В древних Афинах собрание граждан не только принимало законы, но и выполняло роль суда, могло приговорить к испитию чаши с ядом.
Граждане писали на осколках кувшинов имена людей, которые, по их мнению, были опасны для полиса. Того, чье имя набирало больше черепков, подвергали остракизму – изгоняли из города.
В древних республиках (Риме и Карфагене) возникли специальные органы – сенаты, которые решали вопросы войны и мира.
Русь перед тем, как стать монгольской колонией, была конфедерацией городов, похожих на древнегреческие города-республики. Конечно, вече этих городов были не парламентами в современном понимании, а органами прямой демократии.
Вече приглашали князей с их дружинами для защиты от набегов и для сбора дани. Если князья не устраивали вече, оно их изгоняло. Изгнанные бродили по Руси в поисках городов, которым могли бы понадобиться их услуги.
Говоря современным языком, вече формировали и контролировали свои силовые структуры.
В истории европейского парламентаризма был перерыв на средневековье, но полностью традиция не прервалась. Венецианская республика просуществовала 1000 лет и закончилась при Наполеоне. Впрочем, ее трудно назвать парламентской республикой – в отличие от Флорентийской, где уже было разделение властей.
Почти все средневековые европейские города имели парламентскую систему правления, которая отвечала интересам горожан. Поучительная история о разумном парламенте: в XVI веке голландцы 80 лет воевали против испанских оккупантов. В 1574 году испанские войска осадили город Лейден, но горожане героически выдержали осаду.
Лидер сопротивления, принц Вильгельм Оранский, приехал к победителям и предложил местному парламенту (магистрату) на выбор: освободить горожан от налогов на торговлю (город жил преимущественно торговлей) или учредить университет. Парламент выбрал университет.
В последствии он стал знаменитейшим в Европе, одним из крупнейших центров книгопечатания.
В средневековой Англии парламент в нынешнем понимании (как собрание представителей народа, уполномоченное принимать законы) появился в середине XIII века, в годы правления Генриха III. До того словом «парламент» обозначались любые собрания. Важнейшая функция парламента – согласование интересов различных групп граждан. Она заложена в само слово parliament.
По одной версии оно образовано из латинских слов parium (равные) и lamentum (жалобы). То тесть в парламенте люди на равных обсуждают свои проблемы и решают, что им делать. По другой версии – из французских слов parler (говорить) и ment (мнение). Важно, что интересы согласуются в ходе обсуждения, а не на полях гражданских войн.
Смуты, неурядицы и вооруженное противостояние возникают как раз тогда, когда парламент перестает работать.
Но чтобы интересы можно было согласовывать, они должны быть представлены в парламенте. Поучительная история о том, как Британия потеряла североамериканские колонии: в конце XVIII века английский парламент установил новые налоги, которые легли на колонии более тяжелым бременем, чем на метрополию.
При этом депутаты, представляющие колонии, в работе парламента не участвовали. В 1765 году колонии возмутились и выдвинули требование «Нет налогов без представительства». Метрополия ему не вняла. Это привело к войне, в которой колонисты победили. В результате появились Соединенные Штаты Америки.
Интересы групп граждан в парламентах представлены по-разному. Так, в Великобритании парламент состоит из Палаты лордов и Палаты общин. Лорды – потомки крупных землевладельцев, которые образовали первый британский парламент. До недавнего времени места в Палате лордов по традиции передавались по наследству вместе с собственностью[1].
Палата общин[2] формируется по итогам всенародных выборов. Победившая на выборах партия из своих представителей в Палате общин формирует правительство – орган большинства. Члены Палаты общин избираются на 5 лет. Однако она может быть распущена досрочно, если правительство потеряет большинство в парламенте и сочтет нужным обратиться к избирателям за поддержкой.
Хотя формально о роспуске нижней палаты объявляет королева.
В США тоже двухпалатный парламент – Конгресс. Но избираются члены обеих палат. В верхней палате (Сенате) каждый штат представлен двумя сенаторами. В нижнюю палату (Палату представителей) выборы проводятся от более мелких территориальных образований, поэтому штаты представлены разным числом конгрессменов – пропорционально численности населения штатов.
Палаты Конгресса не могут быть распущены. Президент избирается в ходе отдельных выборов. Он возглавляет исполнительную власть (является главой правительства) и может быть отрешен от должности через импичмент. Конгресс не подменяет правительство, но жестко контролирует его расходы и законность принимаемых им решений.
В этом ему помогает Счетная палата, подчиненная только Конгрессу.
В Швеции
Источник: http://www.ru-90.ru/node/1429
Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
Основополагающий принцип парламентской системы состоит в том, что правительство формируется не главой государства — президентом, а лидерами партий парламентского большинства. В силу этого правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие.
В случае, когда большинство депутатов голосует за вотум недоверия правительству, оно в полном составе, включая и премьер-министра, уходит в отставку. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства.
Другим важнейшим отличительным принципом парламентской системы является то, что главой высшей исполнительной власти по конституции считается премьер-министр, а не глава государства (президент или монарх).
Если при президентской системе кабинет министров при всей своей значимости служит лишь совещательным органом, то при парламентской системе премьер-министр — это только “первый среди равных”, который принимает политические решения совместно с кабинетом, т.е. на коллегиальной основе.
Возглавляя правительство, премьер-министр не является одновременно и главой государства, а поэтому не располагает такими широкими властными полномочиями, как президент при президентской системе.[с.486]
Прародительницей парламентской системы стала Великобритания, где данная система сформировалась на рубеже XVII-XVIII вв. Затем она распространилась на ее колонии: Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Ирландию, Ямайку и большинство стран Карибского бассейна. Самое широкое распространение парламентская система получила на европейском континенте.
Ее восприняли Швеция, Норвегия, Дания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Венгрия. В Азии на принципах парламентской системы устроена власть в Японии, Израиле и Сингапуре. Характерно, что в ряде стран парламентская система вполне сочетается с такой формой государственного правления, как конституционная монархия.
Такое сочетание часто называют парламентской монархией.
В отличие от президентской системы, при которой правительство находится у власти, пока оно устраивает президента, при парламентской системе правительство остается у власти или меняется в зависимости от результатов парламентских выборов.
Эти выборы в большинстве стран с парламентской системой проходят по пропорциональной или смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательным системам. Обе системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированных партиями.
Действие избирательных систем таких типов приводит к тому, что по итогам выборов или одна партия образует парламентское большинство, или (что происходит гораздо чаще) ни одна партия не получает большинства в парламенте.
При парламентской системе исход выборов имеет самое непосредственное влияние на состав правительства: или образуется правительство из представителей той партии, которая получила на выборах большинство депутатских мест в парламенте, или из представителей партий, объединившихся в коалицию для создания блока парламентского большинства. Возможен и третий вариант, когда правительство по партийному составу представляет меньшинство, и его пребывание у власти всецело зависит от поддержки со стороны тех партий в парламенте, чьи представители не входят в это правительство.[с.487]
Однопартийное правительство при парламентской системе наиболее характерно для таких стран, как Великобритания, Франция, Япония, Канада, Австралия.
В свою очередь, в Италии, Нидерландах, Бельгии, ФРГ, Швейцарии, Дании, Норвегии, Финляндии, Израиле у власти находятся коалиционные правительства. При однопартийном правительстве премьер-министром, как правило, становится лидер победившей на выборах партии.
При коалиционном правительстве премьер-министром становится обычно лидер наиболее влиятельной партии из тех, которые образовали блок парламентского большинства или меньшинства.
При парламентской системе премьер-министр, являясь главой кабинета и партии, ответствен не только перед парламентом, но и перед своей партией.
Именно ей он обязан своим приходом к власти, и поэтому премьер-министр, определяя политический курс правительства, прежде всего сверяет его с установками своей партии. Особенно возрастает зависимость премьер-министра от партии, когда его кабинет состоит из представителей нескольких партий.
В этих условиях премьеру часто приходится маневрировать и идти на компромисс для сохранения консенсуса в правительстве и предотвращения распада правительственной коалиции.
Очевидно, что, если правительство сформировано только из представителей партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится действительно правящей, поскольку контролирует высшие законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.
При парламентской системе партии в парламенте отличаются большой сплоченностью и твердой дисциплиной, когда дело касается поддержки “своего” правительства. Вместе с тем и в правящей партии может возникнуть недовольство действиями своего партийного лидера, находящегося на посту премьер-министра.
Иногда правящая партия выбирает нового партийного лидера, и тогда он автоматически становится новым премьер-министром вплоть до новых парламентских выборов. В последнее время такая замена партийного лидера при сохранении правящей партии у власти произошла в Великобритании, [с.488] когда в 1991 г.
консерваторы заставили уйти с поста лидера партии М. Тэтчер, и ее преемник Джон Мейджор тут же занял пост главы правительства.
В Японии подобная процедура смены премьер-министра и его кабинета происходит довольно часто, что является результатом соглашений между лидерами различных фракций в правящей либерально-демократической партии.
При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер-министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат.
Если же на парламентских выборах кто-то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, терпит поражение, то он (в том числе и премьер-министр) обычно уходит в отставку и с правительственной должности.
Таким образом, при парламентской системе на состав правительства могут влиять не только депутаты парламента, но и избиратели.
Как уже отмечалось, при парламентской системе премьер-министр, будучи главой высшей исполнительной власти, не является главой государства. Эту должность занимают президенты или монархи. Но в отличие от президентской системы глава государства в данном случае обладает весьма ограниченными, хотя и важными полномочиями.
При определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство.
Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое-либо решение парламента и правительства.
Единственное, что он может сделать, если он не согласен с каким-то законом или решением правительства, — это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров. Сам же президент не обладает правом вето на действия парламента и правительства.
В некоторых странах с парламентской системой, например, в ФРГ, Италии, Израиле, Сингапуре, президента выбирает парламент, в Австрии, Ирландии и Португалии [с.489]
Источник: https://megaobuchalka.ru/3/16974.html