Ответы@Mail.Ru: Что изучает философия? Предмет изучения философии?
Человек и его духовные границы.)
Философия — это определенный способ познания, направленый на разрешения множества вопросов (как правило, общих) . Так что, философия изучает не только человека, но и все, что его окружает, в том числе и вещи исключительно предпологаемые. В состав философии входит много различных дисцплин, например, логика, метафизика, теология этика и т. д.
Тётенька учительница, ученики устали и хотят спать! Но скоро придёт детский сад, они там точно знают ответы на ваши вопросы!
Философия изучает БЫТИЕ (бытие — все существующее) во всем его разнообразии!
Письмо ХС (О философии и ремеслах) Луцилия приветствует Сенека! От Бога — философия и жизнь. Одевший философии доспехи Понять стремится: Как он должен жить? Как ночи мрак пронзает солнце утром, Так мир от философии ясней. Пусть от рожденья не дана нам мудрость, От Бога — всем дана способность к ней.
Представь, что все бы мудрыми родились — К чему стремиться в суматохе дней? Не ценна обязательная милость, Трудом приобретенная ценней. В ней труд один: отыскивая сущность Во всех людских, Божественных делах, Идти к добру сквозь тернии, и пуще: Не устрашиться вида грозных плах. И учит: Бога чтить — в нем все начала. Нас учит: человечное любить.
Содружество людей бы не кончалось, Но алчность “помогла” о нем забыть. Ты вспомни: были первые из смертных, Живя во всем с природою в ладу, И Лучшие там правили посмертно, Прогнав от соплеменников беду. Ведь подчиненье лучшему, мой милый — В природе и животных, и людей. Ведущий стадом бык — не самый хилый.. . И людям нужен Царь, а не злодей.
Там выбирали по душевным свойствам — И в счастьи проживали племена: Ведь, для царя, о ближних беспокойство работой было в эти времена. Лишь мудрый мог по праву сесть на троне В тот век, который звали золотым.. . И дело было вовсе не в короне, А — в голове, без алчной пустоты. Там слабых от сильнейших защищали, Учили: что полезно, а что нет.
Не тиранию люди ощущали, А — добродетели волшебный свет. Потом порок проснулся в человеке, И мудрые придумали закон. Семь мудрецов прославились в том веке, Афины основал мудрец Солон. Залевк из Локры, и Ликург из Спарты, Катанский (что в Сицилии) Харонд.. . Сумели, без дебатов разных партий, Установить и право, и закон. Пусть говорят: “Философ, на потребу, Науки и ремесла изобрел..
. ” Ты от меня согласия не требуй: “Ворона гложет кость, но, не орел. ” “Философ научил жилища строить? ” — Знак алчности в жилищах для меня. Так, алчность сокрушила крепость Трои (Через Елену, а потом.. . коня) . Тогда на свет явился архитектор, Чтоб роскошь гордый строила полог По вычурным немыслимым проектам, Включая золоченый потолок.
А раньше от дождя спасали ветки, Уложенные правильно на скат. И не боялись, что их сдует ветром.. . Теперь под белым мрамором дрожат. Не мудрецы изделья из железа Изобрели и начали ковать: Что хитрости, наверное, полезно, То мудростью не стоит называть. “Что раньше появилось: Молот? Клещи? “- Вопрос, не интересный для меня.. . Для мудрого не требуются вещи.
Зачем ему себя обременять? Кого сочтешь мудрее ты сегодня? — Придумавших диковинный фонтан, И над столом изменчивые своды? (Здесь фокус — поворотная плита) . Иль тех, кто показать другим способен, Что не нужны ни повар, ни солдат? Что мир для жизни создан и удобен, И каждый встречный дорог нам, как брат. Необходимость тьмы забот не знает, А наслажденье — множество трудов.
И шкуры лис от ветра нас спасают, А также, от январских холодов. А летний зной прогнать гораздо проще: От древности в горах полно пещер. Простой навес хорош, никто не ропщет, Кругом найдешь достаточно вещей. Животные легко живут в природе, Без знания ремесел и наук.. . А человек настолько сумасброден, Что сам создал хлопот несметный круг.
Пресытившись имевшимся, доступным, Мы алчем, повышаем цену трат. И с матерью-природою преступно Обходимся, пытаясь обобрать. Страсть к роскоши оставила природу, Влечет изобретательность порок. Нам хочется все больше, год от года, Давно забыт естественный порог. Ремесел суматоха завертелась: Куют, кроят, сшивают, вяжут, ткут.. .
И, для чего? — Все на потребу телу, Что, не рабом — хозяином зовут. Вот Посидоний: Мудрецам — дал Боже: Искусство ткать полотна, спрявши нить. Прозрачность тканей нынче не поможет Ни тело, ни стыдливость защитить.. . Потом он переходит к землепашцам, Описывая пахоту земли, Посев и обработку… В годы наши Тьму нового здесь выдумать смогли. На мельницу, и тесто в печь положи
Фило софия — любовь к мудрости.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/17959342
Предмет философии
Философия — это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления.
Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке.
С развитием общества объект этой науки расширился.
Что такое философия
Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.
Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.
Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.
Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.
Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».
Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.
Человек
Человек — главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.
В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.
Длительное изучение человека привело к трем выводам:
- Человек — высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
- На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
- На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.
Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек — один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.
Общество
Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.
Существует два подхода к изучению общества:
- изучение производства и получения материальных благ;
- изучение духовной части общества.
Важным правилом является — оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:
- Марксизм, последователи которого считают, что человек — это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
- Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек — существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. Бытие человека — уникальное явление, а интуиция — основной метод постижения действительности.
- Кантианство. Основоположник этого течения — Кант. Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.
Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.
Познание
Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение — сложный процесс. К методам познания относят:
- ощущение;
- восприятие;
- наблюдение;
- другие.
Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.
Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.
Развитие предмета философии
То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:
- Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
- В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
- В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
- Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.
На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.
Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:
- Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
- Теоцентризм — это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
- Антропоцентризм — третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.
На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса — непонятной для них материей.
По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место.
В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.
Предметы осмысления действительности
Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:
- Природа — все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
- Бог — понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
- Общество — это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
- Человек — существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.
Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.
Объект философии — всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия — наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/predmet.html
Предмет и объект философия. Основной вопрос философии
Прерогативой философского мировоззрения является философия. Философия – это учение об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свои атрибуты, а именно:
І.Ообъект философии. Объект любой науки — это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта (носителя познания). Объектом философии является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.
Другими словами, объектом философских размышлений есть природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.
ІІ.Ппредмет философии. Предмет любой науки — это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества, человеческого мышления, разработанные на основе объекта ее исследования.
ІІІ.Оосновной вопрос философии. В связи с тем, что весь мир человек делит на две группы: 1) материальный (бытие) и 2) идеальный (сознание), то возникает вопрос: Что является первичным — бытие или сознание? Этот вопрос о соотношении материального и идеального называется основным вопросомфилософии, ибо:
1) в мире, кроме материального и идеального ничего не существует;
2) от решения его, что считать первичным, зависит решение всех остальных вопросов.
Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе — что является первичным, а что — вторичным, производным — дух или природа, сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления:
1)материализм — это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия и рассматривает сознание, как вторичное, т.е. свойство материи;
2)идеализм — это философское учение, которое утверждает, что сознание, мышление первично, а материя, природа — вторично, производно, зависимо.
В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Субъективные идеалисты считают такой основой свое собственное сознание.
Объективные идеалисты — сознание некого объекта — Мировой дух, Мировую душу, Абсолют (Бог).
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм — это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего.
3)дуализм — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — материального и идеального.
Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникло три философских направления:
1)агностицизм (греч. а — отрицание, gnosis — знание) — это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира (это, как правило, представители субъективного идеализма);
2)скептицизм — это направление в философии, которое ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира;
3)оптимизм — философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений и процессов объективного мира.
ІV. Категории философии. Философия как наука располагает набором базовых понятий или категорий.
Поскольку мир человека состоит из таких вещей, свойств, отношений, которые во многом равны друг другу, постольку категории философии выражают общность составляющих мира человека и создают предпосылку для общения людей.
Основными категориями философии являются: бытие, материя, природа, общество, человек, движение, закон, вещь.
V. Структура философии. Философия как наука имеет свое строение или структуру. Её структурными элементами являются философские учения, которые рассматривают одну из сторон материального и идеального мира.
Отсюда она включает в себя: онтологию — учение о бытие; гносеологию или эпистемологию — теорию познания; аксиологию — учение о ценностях; праксеологию — учение об общественной практике; социальную философию — учение об обществе, философскую антропологию — учение о человеке.
VІ. Методы философии. Метод в переводе с греческого означает путь. В философии известны такие пути, методы познания окружающего мира:
1)диалектика – метод, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;
2)метафизика — метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособлено, статично (игнорируется изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно (поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям);
3)догматизм – восприятие мира через призму догм — принятых убеждений;
4)эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций;
5)софистика — метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылки;
6)герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Таким образом, философия — это теоретически разработанное мироззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношений человека к миру.
Источник: https://megaobuchalka.ru/1/13617.html
Предмет философии. Структура, основные функции и предназначение философии
Философия — теоретически сформированное мировоззрение. Предметом философии является система общих теоретических воззрений на мир, человека, социальную структуру, уяснение разных форм отношения человека к миру. Философские учения представляют собой ту или иную систему.
Философские системы существенно отличаются друг от друга. Как говорилось, Б. Рассел рассматривал предмет философии как промежуточное знание между теологией и наукой. Подобно науке, философия обращена к знанию, а не к авторитету (будь то авторитет традиции или Откровения). Науке принадлежит точное знание, а теологии — догма.
Между ними лежит область философии.
Что такое «философская система«? Рассмотрим это понятие на некоторых примерах.
Так, Вл. Соловьев называл свою философскую систему «свободной теософией«. Он полагал, что философия должна стать не только теорией, но делом жизни. Философия — такое знание, которое формирует особое религиозно-нравственное состояние. Философия формирует свободу выбора и мудрость, основанную на божественной Премудрости . Другой русский философ Н. Бердяев свою философскую систему назвал персонализмом. Он высказал мысль о том, что философия всегда сохраняет личностный характер. Как бы ни была философия многообразна, она всегда беззащитна. Она находится под давлением и властей, и религии, и науки. Это происходит, потому что философия не работает на “социальный заказ”. Великие философы в своих учениях стремились к возрождению души, философия для них была делом спасения. К числу таких мыслителей Бердяев относил индийских философов, Сократа, Платона, стоиков, Гегеля, В. Соловьева. Даже тогда, — писал Бердяев, — когда философ обращался к Богу или богам, то Бог философа был иным, чем в Библии. Философия всегда боролась против просто веры, против традиций. Сократ пал жертвой этой борьбы. Философия всегда претендовала не только быть любовью к мудрости, но и мудростью. Философа опасаются. Философ — угрожающее существо, потому что стремится к самостоятельности. Философа не хотят признать свободным существом. Не успел он освободиться от подчинения религии, теологии и церковной власти, как потребовали его подчинения науке… Но философия не социальна, философия персональна. Персонализм — философская система Н. Бердяева. Н.Бердяев и В.Соловьев понимали под философской “любовью к мудрости” не только логику и полноту знания. Философия формирует нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.
Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа. Именно в таком смысле это понятие им употреблялось с самого начала. Таким образом, слово «философия» получило более глубокий смысл, чем его этимология.
И это Соловьев считал естественным. Соловьев привел в пример другое слово — “химия”.
Этимологически оно значит “черноземная” или же “египетская” (от слова “хем”- черная земля, как собственное имя — Египет), в современном своем смысле оно имеет, конечно, мало общего с черноземом или с Египтом.
По Соловьеву, многие люди понимают философию буквально соответствующей ее этимологии. И в разговорном языке называют философом и малообразованного, и вовсе неграмотного человека, главное — чтобы он обладал определенным умственным и нравственным настроем. Значит, заключил В.
Соловьев, не только этимология, но и общее употребление слова придают философии смысл размышления о жизни и дела жизни. Именно такой смысл придавали философии многие мыслители: Л. Толстой называл философа и писателя “учителем жизни”, а философию “делом жизни”, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше придавали философии глубоко личный, субъективный характер; Маркс и Н.
Федоров — оба говорили, что философия может не только познать, по и изменить мир. Но какой разный смысл они вкладывали в это “дело жизни”! У Маркса эта идея (и смысл ее хорошо понял Н. Бердяев) приобрела карикатурные, уродливые формы, стала идеологией грубого насилия и гибели духовной культуры, ибо поощряла разрушение. У Н. Федорова активность философии не несла политического смысла.
Философия общего дела у Н. Федорова имела глубоко религиозный смыл. Она раскрывала тайны христианского Откровения и перспективы развития личности и свободы. Большинство философов склонялось к мнению, что философия не должна зависеть от общества, а общество должно зависеть от философии. Научив человека подлинным ценностям, философия должна способствовать переменам в мире. Х.
Ортега-и-Гассет, рассуждая о предмете философии, проводил существенную грань между предметом изучения естествознания (физики, например) и философии. С точки зрения мыслителя, в современном мире слишком большое значение придается физике. Но даже, если человек чувствует, что ему везет, и он пользуется благосклонным вниманием общества, то он тут же начинает переоценивать свои силы.
Именно так случилось и с физикой. Интеллектуальная жизнь Европы уже более века страдает оттого, что можно назвать «терроризмом лабораторий». Философию же на протяжении весьма длительного времени стараются свести к теории познания. Х.Ортега-и-Гассет справедливо замечает, что философы «обожествляли способы познания мира, предлагаемые физикой».
В то же время физики-теоретики признавали, что физика есть низшая, по сравнению с философией, форма познания, поскольку она познает мир с помощью символов. «Теоретическая физика входит в соприкосновение с Природой только в одной сфере — экспериментальной. Эксперимент — это та манипуляция, посредством которой мы вторгаемся в область Природы, заставляя ее отвечать на наши вопросы.
…Физическая реальность — это квазиреальность, т. е. реальность не абсолютная, а зависимая, поскольку она зависит от человека и относится к человеку. Короче, физик называет реальностью тот процесс, который возникает в результате его манипуляций с объектом исследования. Эта его реальность существует постольку, поскольку существуют манипуляции».
Чем же отличается предмет исследования философии — объективная реальность — от предмета познания частных наук? В отличие от физики и других частных наук философия исследует реальность, которая не зависит от наших действий. Реальность, не зависящая от человека, и есть объективная реальность.
К суждению Ортега-и-Гассета о предмете философии и отличии ее предмета от частных наук можно только добавить, что в настоящее время мы порой под философией понимаем именно естественнонаучную теорию познания, в то время, как никакая иная философия, кроме классической, не способна дать человеку того, что он от нее ждет.
Чем же различается предмет физики и предмет философии? Физика — одна из форм познания природы. В ней природа познается с помощью математических и физических символов. Физика использует эксперимент как средство познания. Но эксперимент — это своего рода манипуляция, с помощью которой мы вторгаемся в область объективного мира, «заставляя» его действовать по нашим правилам.
Ортега-и-Гассет говорил поэтому, что в данном случае мы имеем дело уже не с подлинной реальностью объективного мира, а с условной реальностью, или «квазиреальностью». Но эта реальность не является абсолютной, а — зависимой, она зависит от человека и его теории познания (физики, в частности).
Таким образом, предметом анализа в физике является процесс, который возникает в результате ее манипуляций с объектом исследования. Эта реальность существует постольку, поскольку существуют манипуляции. В отличие от физики и других частных исследований природы, философия изучает объективную реальность, которая не зависит от наших действий, в том числе и научных манипуляций
Предметом философии является изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания.
Особенностью философии является то, что это мировоззренческая и методологическая наука. Именно этими двумя чертами она отличается от всех других наук. Мировоззренческий характер философского знания выражается в следующем. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории.
Философия может формировать материалистическое или идеалистическое мировоззрение. Материализм принимает за основу мира материю, материальное, природное начало Идеализм — идеальное, духовное начало. Материализм может носить натурфилософский характер или механистический (когда природа и человек рассматриваются как механизм).
Идеализм может быть объективным идеализмом или субъективным, поскольку идеальное начало может быть либо независящим от человека, объективным, либо субъективным, зависящим от субъекта. Методологический характер философского знания выражается в том, что философия есть наука о методе (т.е. о пути) познания.
Методы, применяемые в ходе познания, могут быть различными. Это может быть следование традиции и привычке, догме и авторитету. Такой метод называется догматизмом. Научная философия противопоставляет любой догме диалектику.
Диалектический метод предполагает признание бесконечной изменчивости мира, развития, а следовательно, и — бесконечно развивающегося познания этого мира. Немецкий философ нашего времени М.
Хайдеггер определил философию как «спрашивание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что мы сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».
Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но «они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия».
Предметом философии является анализ предельно широких, универсальных понятий, категорий. К ним относятся такие понятия как бытие и материи, предмет и явление, процесс и изменение. Философия изучает взаимодействие понятий причины — следствия, случайного — необходимого, части — целого, элемента — структуры и т.д.
Философские категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они относятся не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности.
Поэтому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами «чистого» разума (И. Кант). Философия как представление о целом имеет свою структуру. Философское знание по своей структуре — сложное явление. В ней три основных компонента.
Первый компонент философии — учение о бытии, или онтология. Слово «онтология» происходит от греч. ontos — сущее и logos — учение. Онтология — это философское учение о сущности бытия.
Второй компонент философии — учение о познании, или гносеология. Слово «гносеология» происходит от греч. gnoses — познание и logos- знание.
Гносеология — это философское учение о познании бытия.
Третий компонент философии — учение о ценностях, аксиология. Слово «аксиология» происходит от греч. axios — ценный и logos — знание. Аксиология — это философское учение о ценностях бытия.
Философия включает в себя также философскую антропологию, этику, эстетику, философию истории, социальную философию, философию права, философию науки и техники, историю философии, философию религии и другие разделы философского знания. Основные философские вопросы — это проблемы соотношения бытия и сознания, бытия и познания, материального и идеального.
Философские вопросы, поистине, это «вечные вопросы» бытия. Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Эти две функции философии отражают ее главное предназначение. Эти функции можно назвать функциями экспликации (т. е. выявления). Они позволяют выделить “универсалии”, целое, построить целостное представление о мире.
Из других функций философии наиболее значительными являются следующие. Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. К примеру, атомистика Демокрита берет начало из простого обыденного опыта и его обобщения; наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение веществ в жидкостях и т. д.
Повседневные наблюдения служили толчком к открытию закономерностей. Критическая функция. Основа философского знания — это ориентация на научный рационализм. Философское знание отвергает всякого рода заблуждения и ошибки, предрассудки и стереотипы, встающие на пути к истинному познанию и деятельности.
Особое неприятие у философов во все времена вызывал догматизм (религиозный или иной) и филистерство (самодовольное мещанство и ханжество, невежество обывателя и лицемерие). Ориентация на будущее.
Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропонимании, системы для будущего. Таковыми могут считаться “планетарная философия и этика”, или “русский космизм” Вернадского, Циолковского, Чижевского. Философия рассматривает единство человека и Вселенной, единство бытия, перспективы развития человека во Вселенной.
В чем состоит предназначение философии?
На этот счет есть замечательное рассуждение европейского мыслителя ХУП в. Р.Декарта. Обратимся к его произведению «Началам философии». Во-первых, философия, по мысли Декарта, означает мудрость, «бдагоразумие в делах», «совершенное знание всего того, что может знать человек». Такое знание направляет самую жизнь.
Во-вторых, философия «одна только отличает нас от дикарей и варваров». Декарт замечает: «Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». В-третьих, есть четыре ступени мудрости.
Первая содержит ясные и всем понятные истины, которые не требуют особого размышления. Вторая включает все данные чувственного опыта. Третья — то, чему учит общение с другими людьми. Четвертая — знание книг как вид общения с их творцами. Таким образом, мудрость, которой обладает человек, приобретена этими четырьмя ступенями.
Однако бывают люди, которые пытаются овладеть пятой ступенью мудрости, более возвышенной и верной, чем четыре предыдущие. Они пошли по пути сомнения и новых открытий. Они и получили имя философов. Декарт создал оригинальный образ философии.
Он писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицина, механика и этика.
Под последней я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости.
Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». Итак, очевидно, что философия имеет свое особое предназначение, которое отличает ее от иных наук. Философия является методологией научного знания и определяет мировоззрение. Нет других наук в познании человека, которые имели бы подобное предназначение.
Далее мы обратимся к истории философии, и посмотрим, какую школу жизни прошло человечество и как оно размышляло о мире и о себе самом.
Источник: https://philotime.ru/predmet-filosofii-struktura-osnovnye-funktsii-i-prednaznachenie-filosofii.html
Философия. Ч. 1
Библиотека студента
Философия — это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками — социальными, гуманитарными, естественными, техническими.
Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений.
Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.
Философское понимание мира осуществляется посредством формирования различных философских теорий.
Понятие теория в самом широком смысле обозначает комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснения какого-либо явления.
Теория в узком и специальном смысле -это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.
Любая философская теория обязательно проходит проверку практикой. Практика — это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.
1.4.2. Предмет и объект философии
В научной и философской литературе термин «объект» всегда соотносится с термином «субъект».
Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.
Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект — это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это совершенно различные понятия. Объект любой науки — это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.
Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства.
Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д.
В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.
Предмет любой науки — это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.
1.4.3. Основной вопрос философии
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе — что является первичным, а что — вторичным, производным — дух или природа, сознание или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм — это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
Близким к понятию «материализм» является понятие «натурализм» — взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.
Идеализм — это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно, зависимо.
В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые — сознание некоего объекта — Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
Понятие «душа», близкое понятию «дух», выражает исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
В религии и ряде философских учений — это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.
Абсолют — философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм — это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Существует также дуализм — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.
Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм — это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира.
Скептицизм – это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира.
Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.
В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.
1.4.4. Категории философии
Философия как наука располагает набором своих базовых понятий или категорий. Поскольку мир человека состоит из таких вещей, свойств, отношений, которые во многом равны, тождественны друг другу, постольку категории философии выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей. Категории философии могут быть выражены в языке или речи.
Философские категории постоянно развиваются, уточняются, подвергаются критике, отвергаются, наполняются новым содержанием. Ведущими категориями философии являются: «бытие», «материя», «природа», «общество», «человек», «движение», «развитие», «закон», «вещь», «отношение», «содержание», «форма», «свойство», «общее», «единичное», «сущность», «явление», «причина», «следствие» и другие.
1.4.5. Структура философии
Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.
В качестве составных частей философии как науки выделяются история философии и теория философии, которая включает в себя онтологию — учение о бытии; социальную философию – учение об обществе; диалектику — учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира; гносеологию или эпистемологию — теорию познания; философскую антропологию — учение о человеке; аксиологию — учение о ценностях; праксеологию — учение об общественной практике; методологию — учение о методах.
Возможно выделение и других составных частей в структуре философского знания. В частности, в некоторых случаях в качестве составной части философской теории выделяется натурфилософия, или философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
2009-05-06 13:21:16 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 |
Источник: http://www.studd.ru/lib/2/43/4/
Предмет философии
Предмет философии — понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.
Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.
Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое — это и есть философия.
Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.
Содержание статьи
Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.
Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.
Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.
1. Что является предметом философии?
Предметом философии является — от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.
Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.
1.1. Человек как предмет философии
Человек как предмет философии — один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.
Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.
В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.
Следующий этап — это изучение человека при помощи изучения биологии.
За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.
С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.
- Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
- Второй — историю формирования человечества.
- Третий этап — это изучение каждого индивида отдельно.
Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.
1.2 Общество как предмет философии
Общество как предмет философии — познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.
Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй — изучает духовную часть.
Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.
А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила, аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.
Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.
1.3 Познание как предмет философии
Познание как предмет философии — является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.
Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.
Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного — отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.
Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.
В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.
1.4. Предмет изучения философии
Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.
Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.
Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом.
В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения.
Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.
Подытожим: предмет философии, что это такое — рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии — это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.
2. Историческое развитие предмета общей философии
2.1 Формирование предмета философии
С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.
История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.
Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.
Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.
Философию начали рассматривать как:
- специфический метод восприятия мира;
- форму общественного сознания;
- науку о принципах существования и отношения человека к природе;
- учение о методах познания мира;
- вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.
Большинство философов все-таки считают, что философия — это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.
2.2 Изменение и развитие предмета философии
Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.
Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».
С появлением христианства ( 1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.
В Средневековье, когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.
Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени, когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.
2.3. Эволюция предмета философии
Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:
- Первой стадией можно считать космоцентризм — то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
- Второй стадией эволюции считается теоцентризм — объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
- Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм — то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.
Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам.
Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения.
Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый.
Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются — бытие, материя, движение и пр.
3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре
Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:
- уровнем развития цивилизации;
- уровнем развития личности;
- научным прогрессом;
- влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.
3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе
Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.
Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания, которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.
Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк — основание функционального назначения философии. Основные задания — более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.
3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре
История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия — многовариантная наука.
В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение.
Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ — мыслитель, который олицетворяет мудрость.
Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.
Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.
Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль.
Философию , как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр.
Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.
Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.
4. Предмет и проблемы философии
Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:
- не подтверждения практикой теоретических мыслей,
- субъективного мнения философов,
- быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.
История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.
Первой является бытие человечества, а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений.
То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи.
Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.
Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека.
Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия.
Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.
Третья проблема — бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.
4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению
Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов, а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.
Философские домыслы — системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.
Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.
Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения ( научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.
Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.
В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.
5. Вывод о предмете философии
Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.
Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.
Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.
С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.
Источник: https://poisk-istini.com/osnovy-filosofii/predmet-filosofii