Чем отличается чувственное познание от рационального

Познание — чувственное и рациональное

Изучение процесса познавательной деятельности и всех проблем, связанных с ней, является одной из основных задач философии, начиная с древности. Первую обоснованную теорию познания сформировал в своих работах Аристотель.

Философское изучение процесса познания происходит в рамках особого раздела философии — гносеологии (от греч. «гнозис» — «знание»).

Гносеология изучает природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляет условия достоверности и истинности познания.

В составе теории познания можно выделить логику как дисциплину, изучающую нормы мышления, ведущие к достижению правильного, истинного знания, а также эпистемологию (науковедение) как теорию научного познания. Кроме того, познание как процесс могут изучать и некоторые другие науки.

Например, существует когнитивная[117] психология, исследующая связанные с познанием психические процессы. Однако если в психологии ощущения, понятия, интуиция и т. д.

выступают в качестве форм психического, то в гносеологии эти же явления исследуются как средства достижения истины — высшей гносеологической ценности, как познавательные способности или формы существования знания.

Также определённый вклад в изучение познавательной деятельности, в том числе и научного познания, могут внести дисциплины, изучающие общество, поскольку познавательная деятельность человека имеет социально обусловленный и связанный с общественной практикой характер.

Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются понятия «субъект» и «объект». Субъект понимается в качестве носителя познавательной и предметно-практической активности, направленной на предметы окружающей реальности.

Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа: публика на спектакле, группа учёных, работающих над решением проблемы и пр.). Объект — это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности; то, на что направлена деятельность субъекта.

Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект (процесс самопознания).

В европейской философии Нового времени утвердилась субъект-объектная парадигма, представляющая процесс познания как взаимодействие субъекта и объекта. Причём, до конца 18 в.

как в материалистических, так и в идеалистических теориях познания субъект выступал в качестве пассивного восприемника воздействий из окружающей реальности. На активную роль субъекта в процессе познания обратил внимание И. Кант.

В этом подчёркивании активности субъекта и состоит знаменитый «коперниканский переворот в философии», произведённый И. Кантом. В философии 19-20 вв. утвердилось представление об активном взаимодействии субъекта и объекта в познании.

Познание можно определить как процесс отражения и воспроизведения действительности в сознании субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Целью всякого познания является достижение истины, правильного, достоверного знания.

Сами по себе истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, живым существам нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности.

Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.

Напомним о том, что основным вопросом гносеологии признаётся вопрос о возможности адекватного познания мира. Те, кто признаёт возможность такого познания, условно называются гностики (гносеологические оптимисты). К лагерю гностиков относится большинство материалистов и объективных идеалистов.

Сомневающиеся в возможности адекватного познания мира называют скептиками. Тех, кто однозначно отрицает возможность познания мира, называют агностиками (гносеологическими пессимистами). Скептицизм и агностицизм особенно распространены среди представителей субъективного идеализма (Д.

Юм, И. Кант).

Чувственное и рациональное познание. Познание имеет две ступени: 1. Чувственное отражение действительности и 2. Рациональное её отражение. Однако эти два уровня познания не существуют раздельно, а взаимосвязаны между собой. Этому делению в науке соответствует разделение между эмпирическими и теоретическими методами познания.

Чувственное познание осуществляется с помощью сформировавшихся в результате биологической эволюции органов чувств. Затем способность к ощущениям совершенствуется благодаря многочисленным приборам и инструментам, изобретённым человеком.

Сами по себе вряд ли человеческие органы чувств могут считаться совершенными, они уступают органам чувств многих животных, но мы ликвидируем эти недостатки изобретением приборов и развитием мышления.

Организм имеет чувствительность, направленную вовне (на объекты внешнего мира) и вовнутрь (сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма, например, болевые импульсы).

На чувственной ступени познания можно в свою очередь выделить три последовательных уровня: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это получение чувственной информации об отдельных свойствах объекта. Ощущения получаются при помощи разных чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Каждое чувство даёт нам свою особую информацию, которую надо соединить со сведениями, предоставляемыми другими чувствами.

Ощущения соединяются (уже благодаря некоторой активности субъекта) в восприятия, благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие дают больше знаний, чем ощущения.

Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности — одновременно и сила и ограниченность этих форм познания. Ощущение и восприятие сосредоточены на каком-либо данном свойстве.

Чувственное созерцание не воспринимает иных свойств и вещей, которые воздействуют непосредственно в данный момент.

Чувственное всегда схватывает единичное, конечное, ограниченное.

Оно может заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины.

Образы ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская Земля, движение Солнца вокруг Земли, «изломанная» ложка в стакане с водой и т.д.

Представление есть чувственный обобщённый образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление менее ярко, усреднено по сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных черт.

Связь представления с объектами окружающего мира является опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого-либо другого объекта, связанного с ним (принцип ассоциации).

Однако представление ещё сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения. Воображение — это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. Но стоит отметить, что исходный материал воображения всё же берётся из реально прошедшего чувственного опыта.

В ходе деятельности воображения могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс гипостазирования).

Именно в ходе гипостазирования в сознании формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и образы богов.

Роль чувственного познания весьма велика, поскольку органы чувств являются единственным каналом, непосредственно связывающим человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению; потеря части чувств затрудняет познание; рациональное же познание почти всегда базируется на анализе предоставленного чувствами материала.

Рациональное познание осуществляется с помощью процессов мышления. Мышление может быть определено как активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

, связанный с решением тех или иных задач, с обобщениями и способами опосредованного познания действительности. Для отражения действительности мышлением формируются некоторые конструкты большей или меньшей сложности, с помощью которых осуществляется получение нового знания.

Мышление по большей части связано с практикой и решением, стоящих перед человеком задач. Мышление непосредственно связано с языком, и в большинстве случаев носит вербальный характер. Язык определяется как система знаков, имеющих значение.

Язык служит одним из основных средств познания; даже когда мы размышляем о чём-то, мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог.

Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, отношений, которые признаются в определённом отношении несущественными.

Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности, производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами.

Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия.

Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. Понятие выделяет, представляя в обобщенном виде, предметы некоторого класса по некоторым определённым, существенным, общим признакам.

Один и тот же объект может выступать и в качестве чувственного образа и в качестве понятия (допустим, если судить о студенте исключительно по записям о нём в журнале преподавателя).

Понятия могут быть пустыми (если им не соответствует ни одного объекта — «нынешний король Франции»), единичными (если им соответствует лишь один объект — «современная столица Франции»), более и менее общими. Причём, существует закон обратного отношения объёма и содержания понятий.

Чем шире по объёму понятие, тем менее оно содержательно, менее информативно.[118] Понятия всегда фиксируют общие, существенные свойства, отношения предметов и явлений. Понятия — это самые простые формы мышления, на основе которых возникают более сложные.

Следующей по сложности после понятий формой мышления является суждение. Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия включаются в состав суждений как их элементы.

Задача суждений — отражать связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения могут быть утвердительные («Сейчас идёт дождь») или отрицательные («Сейчас не идёт дождь»).

Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии.

Итак, рациональное познание отличается от чувственного тем, что оно способно к отражению общего и существенного в предметах Мышление познаёт действительность глубже, чем чувственное познание.

движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине. По сравнению с формами чувственного познания оно более опосредованно связано с внешним миром и имеет больше возможностей для отрыва от реальности.

Мышление способно к конструированию на основе познанной сущности предметов понятий и идей, подлежащих опредмечиванию в процессе практики.

Мышление, которое происходит путём последовательного, плавного перехода от одного суждения к другому называется дискурсивным.

Однако в некоторых случаях оно может заменяться (помимо воли человека) интуитивным мышлением, характеризующимся быстрым решением задачи, при котором мышление пропускает промежуточные стадии рассуждения.

Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция не опирается на логическое доказательство, которое подыскивается потом, post factum.

Интуиция представляет собой некий инсайт, озарение, но ему должна предшествовать длительная подготовка, размышление над проблемой. При инсайте происходит внезапное и неожиданное для человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна.

В момент озарения совершается скачок в мышлении, с помощью которого субъект «пропускает» несколько этапов рационального рассуждения, приходя к конечному результату. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения.

После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать.[119] Наиболее известными примерами научных открытий, сделанных интуитивно, являются открытие Архимедом закона о выталкивающей силе жидкости (вспомните знаменитое восклицание «Эврика!»), открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения при виде падающих яблок, открытие Ф. Кекуле циклической структуры формулы бензола в результате случайно возникшего в сознании исследователя образа змеи, кусающей собственный хвост.

Источник: http://lektsia.info/6xe571.html

Чувственное и рациональное познание

На сегодняшний день выделяют две формы восприятия мира: чувственное и рациональное познание. У каждой из них имеются свои отдельные уровни, которые в совокупности позволяют человеку принимать правильные решения и жить в гармонии с окружающим миром.

Формы рационального и чувственного познания

Рациональное познание включает:

  1. Понятие — тезис, отражающий суть предмета, процесса, явления и др. К примеру, когда человек говорит «стул», то его мысль подразумевает не отдельные признаки этого предмета, а его сущность, обобщенный образ. То есть это может быть любой предмет, который можно использовать в качестве стула.
  2. Суждение — тезис, утверждающий или отрицающий что-либо о предмете, явлении или процессе. Например, «металл — это сплав».
  3. Умозаключение — вывод, который следует из рассуждений.

Чувственное познание включает:

  1. Ощущение. Свойства предмета, которые непосредственно затрагивают органы чувств человека — слух, зрение, осязание и др. К примеру, мандарин воздействует на зрение, то есть мы видим его цвет, издаваемый запах затрагивает обоняние, а сладкий цитрусовый вкус соответствующий орган чувств.
  2. Восприятие. Целостная картина, которая возникает вследствие работы всех органов чувств сразу. К примеру, автомобиль человек воспринимает не только как средство передвижения, но и как комфортное место пребывания, эстетически привлекательную вещь, подчеркивающую статус владельца и т.д.
  3. Представление. Предмет, процесс или явление, которое воздействует на органы чувств при воспроизведении в сознании, без непосредственного на них влияния. К примеру, когда человек представляет себе лес, он воспринимает его как единое целое, вместе с запахом хвои, пением птиц, журчанием ручьев и т.д.

В познании важно разумное соотношение чувственного и рационального. Нельзя сказать, что одно важнее другого. Только при взаимосвязи чувственных и рациональных форм происходит настоящий процесс познания. У чувственного и рационального познаний есть свои особенности. Первое выходит на первый план, когда человек рисует, занимается любовью, вкушает вкусную пищу, танцует и др.

Рациональное познание берет верх при чтении научных статей, проведении экспериментов, социологических опросов, а также конструировании и др. Да, чувственное и рациональное познания рассматриваются по отдельности, но взаимосвязь между ними присутствует всегда, потому как они выступают сторонами одного процесса и работают сообща.

Основные направления в теории познания

Существуют отдельные течения, сторонники которого выдвигают на первый план или чувства, или разум. Например, сенсуалисты считают, что все разумное уже изучено и новые знания можно получить, только опираясь на свои ощущения.

Рационалисты привыкли доверять только разуму, и считают, что информацию, получаемую от органов чувств, нельзя считать достоверной. Ведь эти пять основных органов человека подводили не раз. Здесь к слову можно вспомнить о представлениях древних людей, касающихся формы Земли и появлении на ней жизни.

Такое течение, как скептицизм, построено напессимистических взглядах. Его сторонники считают, что ни чувства, ни разум не могут дать точной картины мира.

Агностицизм является более сильной формой скептицизма. Приверженцы этого течения отрицают саму возможность познать объективный мир. Ярким его представителем был И. Кант, который утверждал, что действительный мир бескомпромиссно непознаваем.

Все, что мы чувствуем и знаем — это только видимость, искаженная нашими представлениями о действительности. Современная наука смотрит на познание оптимистически, так как с каждым новым научным открытием мы все больше приближаемся к истине.

Источник: https://womanadvice.ru/chuvstvennoe-i-racionalnoe-poznanie

Чувственное и рациональное познание. Обществознание

Основными формами чувствен­ного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение — это отражение от­дельных свойств предмета; явлений, процессов, воздействую­щих на органы чувств.

В отличие от ощущения, восприятие — это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный об­раз. Представление — это такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в со­знании, что позволяет воспроизводить их мысленно.

Следова­тельно, представление является образом объекта познания, за-
печатлённым в памяти, когда-то воздействовавшим на наши органы чувств. Представление не такое чёткое, как восприя­тие. Кое-что в нём упускается, в памяти остаётся только глав­ное, существенное.

Чувственное познание представляет собой непосредственное единство субъекта и объекта познания, т. е. человека и мира. Необходимо ещё раз отметить, что непосред­ственное не означает ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия и представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко её воспроизводят.

Та­ким образом, представление делает возможным абстрагирова­ние, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях. Это качество приобретает решающее значение на второй ступени познания — ступени рационального познания.

Итак, на следующем уровне познания — рациональном по­знании (иногда его ещё называют абстрактным или логиче­ским мышлением) тоже существуют три основные формы: по­нятие, суждение и умозаключение. Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явле­ний и процессов действительности.

Наши понятия о предмете познания лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т. е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других пред­метов того же класса, остаются только его общие черты.

Суж­дения и умозаключения — это формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, разумеется, стоящими за ними предметами. Суждение — это такая форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явле­нии.

Умозаключением называется операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают раз­личных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.

Существуют прямо противопо­ложные точки зрения: 1) единственным источником всех на­ших знаний является чувственный опыт (эмпиризм); 2) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства (рационализм).

Очевидно, вопрос может ста­виться и по-другому: не противопоставление чувственного и рационального начал в познании, а их внутреннее единство.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рацио­нального в познании выступает интуиция — способность непо­средственного или прямого постижения истины в результате озарения, наития, прозрения. В интуиции чётко и ясно осоз­наётся лишь результат (вывод, истина), а конкретные процес­сы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. ко­ренятся в области бессознательного.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Эмоции возникают на основе человеческой психи­ки, а чувства — это эмоции, но выраженные в соответствую­щих понятиях (например, чувство патриотизма, ненависть, любовь и т. п.).

Под их воздействием формируется мотиваци- онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости инте­ресов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Источник: http://myessay.ru/2017-08-02-18-23-52/12601-2017-08-02-19-10-22.html

1.1. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Субъект как индивид обладает способностью познавать через свои органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению.

Органы чувств (или анализаторы) у человека можно разделить на «внешние» (зрение, осязание, слух и т.п.

) и «внутренние»; через послед­ние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма.

Существует три формы чувственного познания:

1) ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных призна­ков предметов и процессов);

2) восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств — по «виду», «вкусу» и т.п.);

3) представление.

Последняя форма чувственного познания наиболее сложная в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует.

Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживление».

В представлении, кстати, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он мо­жет уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комби­нировать их.

Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представление о каком-либо новом техническом устройстве), или же представления не­реальные (например, о русалке, домовом, о кентавре и т.п.).

Представления по всем своим признакам — оторванности от конкретной ситуа­ции, обобщенности, способности и выделению отдельных признаков, сторон предмета и их комбинированию — есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой позна­вательной способности человека, которую принято называть «рациональной».

В рациональном познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы). Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные при­знаки вещей (например, понятие «яблоко»).

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо (например, «роза красна»).

На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выво­дится новое суждение (заключение или вывод).

Рациональная способ­ность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов.

Поскольку образы могут быть чувст­венными (представления) и понятийными (теории и гипотезы — это те же понятийные, но особого рода образы), постольку можно определить мышление как процесс оперирования наглядно-чувственными и поня­тийными образами.

Мышление связано с языком. Однако мышление неразрывно связано с языком лишь при общении людей друг с другом и при социально значимом выражении мысли. Но имеет место также и авербальное (т.е. без знаков) мышление. Ребенок еще не научился говорить, но он уже мыслит наглядно-чувственными образами. Существует и авербальное мышление в бессознательной сфере челове­ческой психики.

Известно, что сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Его представители в истории философии: Протагор, Эпикур, Гассенди, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах и др.

Противоположную линию в философии проводили рационалисты: Парменид, Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Они признавали разум (ratio — «разум) основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.

Конечно, познавательная способность чувств ограничена, но это единственный канал, посредством которого человек связан с материальной действительностью. Чувства доставляют человеку тот минимум информации, который необходим для его рациональной деятельности.

Эта деятельность относительно самостоятельна, она развивается благодаря действию законов логического мышления. Понятийное мышление (и в этом его качественное отличие от чувственного познания) способно проникать в сущность вещей, в законы объективного мира.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически без­граничное, поступательное развитие знания. Если рациональное невоз­можно без чувственного, то и полнота чувственного достижима лишь в его дополненности рациональным.

Если «каждое слово уже обобщает», как утверждают некоторые философы, то слово, связанное с восприяти­ем и представлением, вносит в чувственное познание моменты рацио­нального характера. В рациональном же, например, в физических теори­ях, немало чувственно-наглядного (в виде схем, чертежей и др. изобра­жений).

Иначе говоря, в реальном познании, как это утверждали диа­лектики (Гегель, Герцен, Энгельс и др.), чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.

Утверждению о единст­ве чувственного и рационального противостоит положение иррациона­лизма о недоверии к ним и о принятии иррационального (например, интуиции или переживания) за основной или единственный источник познания.

Источник: http://libraryno.ru/1-1-chuvstvennoe-i-racional-noe-poznanie-magai_filosofia2008/

Структура знания. Чувственное и рациональное познание

Замечание 1

Чувственное познание работает с образами, которые возникают в сознании человека на основе пяти фундаментальных чувств:

  1. Зрение
  2. Вкус
  3. Слух
  4. Обоняние
  5. Осязание

Формами чувственного познания являются:

  • Ощущение — это простой чувственный образ, который отображает какое-либо отдельное, единичное свойство вещи: форма, вкус, цвет, запах и так далее.
  • Восприятие — отображает систему свойств, к примеру, воспринимая дверь, человек видит не цвет, форму, фактуру в отдельности, а всю совокупность свойств данного предмета. Это совместная работа основных чувств.
  • Представление — является чувственным образом предмета, который может возникнуть в сознании человека в момент отсутствия перед глазами этого предмета, при условии, что ранее этот предмет имел место быть в опыте человека, через память либо в процессе воображения. Это восприятие объекта в момент его отсутствия.

Рациональное познание основывается на абстрактном мышлении, которое даёт возможность человеку найти выход из ограниченных чувственных рамок.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, отражающая объекты, явления и их взаимосвязь в широком смысле. К примеру понятие Земля не будет аналогом чувственному образу отдельно взятого человека, но носит обобщенный характер.

Это схватывание не отдельных признаков, а сущности предмета, какие-либо функции, направление деятельности. Суждение — процесс отрицания или утверждения чего-либо с помощью понятий.

В суждении происходит установление связи между понятиями.

Теория познания

Теория познания не имеет какого-либо конкретного мнения касаемо того, какое из познаний имеет ключевую роль в этом процессе — чувственное или рациональное.

Сенсуалисты

Сенсуалисты придерживаются мнения, что качественно иное и первозданное знание возможно получить только с помощью чувств, на их основании. Разум же заключается в области известного и те выводы и умозаключения на основе разума и логики не предоставляют прироста знаний по сравнению с чувственным опытом. Чувства первичны и располагаются в начале любых рациональных суждений.

Рационалисты

Рационалисты — придерживаются рационального опытного начала, указывая, что все знания, которые основываются на чувственном опыте ошибочны и не имеют достоверности. Для всяких доказательств требуется разум и расчеты. Чувственный опыт способен ввести человека в заблуждение. Без особой помощи разума чувства не смогут получить нового развития.

Поэтому ученые, опирающиеся исключительно на чувственное познание получит разносторонние знания того, что ощущает, но эти данные будут разрознены и бессвязны и будут являться чем угодно, но не наукой. Опыт имеет теоретическую нагрузку: любое научное доказательство, наблюдение имеет под собой теорию, целенаправленность, иначе все теряет свой смысл.

Оптимизм и пессимизм

Но вместе с тем, сенсуализм и рационализм способны в совокупности дать полную картину познавательной деятельности, взаимодополняя друг друга. Из этого положения выходит оптимистический подход. Пессимистическая картина мира утверждает обратное, что мир в принципе не познаваем.

Скептицизм

Скептицизм отражает пессимистический подход к познанию мира, но при этом и не отрицает возможности его познания, сомневаясь лишь в средствах познания

Замечание 2

Сегодня наука тяготеет к оптимистической концепции познания мира. Мир имеет возможность познаваться, полагают ученые, вместе с тем принимая во внимание то, что абсолютная истина не постижима, но имеется качественно позитивное стремление к ней.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/struktura_znaniya_chuvstvennoe_i_racionalnoe_poznanie/

Чувственное и рациональное познание

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, — его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый).

По количеству органов чувств различают пять основных видов (“модальностей”) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные.

Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере — чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные “картинки”-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое.

Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается.

Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное.

Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Углубление познания — ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие– это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.

Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты.

Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д.

Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: “процесс пошел”, “в политике нельзя верить словам”. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.

Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения.

В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении — субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: “Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен”. Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение — заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: “Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен”.

Аналогия– это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.

Что важнее в познании — чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм — это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах.

Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом.

Образцом подлинного знания является для рационалистов математика — научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция — способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.

Познание и истина

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны.

Абсолютная истина — это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно.

В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.

Понятие “относительная истина” служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

Но главным, решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального.

Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Так, практика долго не могла расщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость.

Но позже ситуация изменилась, атом раскололся и в прямом и в переносном смысле.

Тема 4. Философия человека.

Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, социологии, а также религии и др.

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Источник: https://lektsia.com/7×7257.html

Рациональное познание

Мировоззрение

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку

11 406 30 декабря 2016

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку. Лишь человеческой природе подвластны размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях.

Люди в обыденной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религиозные представления о мире. Рациональное познание по своей сути невозможно без анализа происходящих событий, умения сравнивать и обобщать.

В данной статье будут рассмотрены формы рационального познания, его отличие от чувственного.

Характеристика рационального познания

Рациональное познание основывается, прежде всего, на логическом подходе. Главное отличие от чувственного познания заключается в том, что рациональное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств.

Опираясь на рациональное познание, легче принимать ответственные решения. Дело в том, что люди избегают основывать свои выводы только на чувствах, ведь так возрастает вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение. Чувства имеют свойство меняться, поэтому только на них полагаться не стоит.

У одного и того же человека в разное время суток может меняться настроение, а эмоции способны сильно исказить реальную картину видения мира. Скажем, если вы пребываете в мрачном расположении духа, то все вокруг будет казаться пугающим и ужасающим.

Рациональное познание при грамотном и ответственном подходе помогает людям обезопасить себя от совершения множества ошибок, предупредить различные неожиданности.

Формы рационального познания

Существует несколько форм рационального познания. Каждая форма представляет собой способ получения новых знаний, благодаря чему у человека формируется основная база представлений о мире. Формы познания позволяют изучать окружающую действительность и делать собственные выводы о том или ином объекте или явлении.

Понятие

Понятие — это форма познания, которая основана на абстрактном представлении человека. Понятие включает в себя две основные характеристики: объем и содержание. Первое представляет собой описание множества объектов в широком смысле.

Например, к понятию «книга» относится и книга в прошлом, и современная книга. Содержание понятия — это отличительные признаки, по которым любой человек может определить, какой предмет находится перед ним.

К примеру, все знают, что такое фарфоровая чашка, как она выглядит внешне.

Суждение

Суждение представляет собой такую форму познания, которая связывает воедино несколько понятий. По сути, это субъективное мнение человека по какому-то вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то жизненных обстоятельств или событий.

Суждение складывается на основе понятий человека об окружающей действительности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект — это тот или то, о чем говорится в суждении.

Предикат — это само послание или мысль, о котором идет речь.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой самый высокий уровень рационального познания. Умозаключение связывает вместе несколько суждений.

Говоря иными словами, это окончательный вывод, к которому приходит субъект познания.

Основной характеристикой умозаключения является то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В противном случае они будут называться ложными.

Таким образом, рациональное познание основано, прежде всего, на разумном подходе. Здесь определяющая роль принадлежит абстрактному мышлению и логике.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/ratsionalnoe-poznanie.html