Чем отличается прокурор от следователя

Разница между прокурором и следователем

В уголовном судопроизводстве определенные функции выполняют прокурор и следователь. Эти участники процесса связаны между собой различными правоотношениями. От результатов взаимодействия названных должностных лиц во многом зависит соблюдение законности при раскрытии преступлений и установлении справедливости.

Отличие прокурора от следователя заключается в самой сущности их деятельности и в том, какими полномочиями наделен каждый из них.

При этом важно отметить, что нормы, управляющие правовым положением упомянутых представителей, постоянно корректируются и совершенствуются.

Так, законы, принятые в 2007 году и позднее, содержат существенные изменения относительно предыдущих правил, касающихся этих вопросов.

Новые положения предусматривают ограничение некоторых полномочий прокурора. Например, тех, что касаются возбуждения уголовных дел. Вместе с тем полномочия следователя в последних принятых законах были дополнены. К примеру, он приобрел возможность обжаловать те или иные решения руководителя следственного подразделения.

Несмотря на введенные ограничения, прокурор является важнейшей фигурой, участвующей в уголовно-процессуальной деятельности. На этапе предварительного следствия он обязан контролировать неукоснительное соблюдение соответствующих норм закона. Прокурор в обозначенных случаях утверждает решения следователя или отменяет выдвинутые последним необоснованные постановления.

Помимо выполнения надзорной функции, это ответственное лицо принимает участие в рассмотрении актуальных вопросов, связанных с санкционированием обыска, проведением судебно-медицинских экспертиз, отстранением подозреваемого от должности и прочих. Прокурор выступает гарантом сохранения прав у субъектов, пострадавших от преступления, и следит за обеспечением их законных интересов.

На судебной стадии лицо с упомянутым юридическим статусом поддерживает обвинение в соответствии с предусмотренными требованиями. Прокурор (в противоположность адвокату, представляющему защиту) излагает обоснованные доводы, играющие не в пользу предполагаемого правонарушителя.

Что касается следователя, то он несет ответственность за раскрытие преступлений и поиск виновных в их совершении.

Находящийся на этой должности уполномочен вызывать требуемых лиц для допроса, заниматься осмотрами и обысками, запрашивать необходимые документы у простых граждан и представителей учреждений и т. д.

Следователь также дает поручения, связанные с оперативно-розыскными мероприятиями, органу дознания.

Указанное лицо наделено процессуальной независимостью, что является непременным условием выполнения его профессиональных обязанностей. Иными словами, следователь самостоятельно, по внутреннему убеждению принимает важные решения по делу, за исключением тех случаев, когда требуется получение согласия от прокурора или необходимо постановление суда.

Источник: https://TheDifference.ru/raznica-mezhdu-prokurorom-i-sledovatelem/

Дознаватель и следователь — в чем разница

Даже студенты юридических вузов в начале своего обучения не всегда могут объяснить разницу между дознавателем и следователем. В юриспруденции существует множество различных терминов, которые им необходимо не только знать, но и понимать их значение.

Часто такие термины бывают схожими по звучанию или по смысловой составляющей, что провоцирует путаницу, и человек легко теряется, и даже неправильно оперирует понятиями.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок, не только у будущих юристов, но и у большинства людей — это неправильное использование таких терминов как «следователь» и «дознаватель».

Все это происходит от того, что мы просто не вникаем в тонкости юридической науки и мало знаем об этих должностях. А ведь такие знания вполне могут пригодиться в жизни среднестатистическому гражданину.

Характеристика профессий следователя и дознавателя

Так кто эти люди, чем они занимаются? Какие функции являются основополагающими в их профессиональной деятельности и где они вообще трудятся? Работают они вместе или отдельно? Вопросов множество, попытаемся найти на них ответы.

Дознаватель — это должность. Подчиняется дознаватель органам дознания и работает непосредственно в таких органах. Практически все дознаватели являются сотрудниками Министерства внутренних дел, а если сказать просто, они — сотрудники полиции.

Как правило, дознаватели занимаются межуголовными делами, то есть такими, что не несут особой опасности для общества, а также в их ведении находятся административные дела

А вот следователь, в отличие от дознавателя, работает либо в органах прокуратуры, либо в следственном комитете, поскольку он — сотрудник правоохраны. Среди его непосредственных обязанностей — ведение предварительных следствий по уже возбужденным делам.

Полномочия следователя довольно обширны, по сравнению с полномочиями дознавателя. Среди таковых следует выделить:

  • право на возбуждение уголовных дел;
  • принятие уголовного дела в производство и дальнейшее его ведение;
  • осуществление мероприятий, необходимых в процессе следствия;
  • создание для дознавателей особых поручений, которые те обязаны принять к исполнению.

Что общего между дознавателем и следователем?

Учитывая вышеизложенное, можно ошибочно полагать, что дознаватель стоит ступенью ниже следователя в иерархии внутренних органов. На самом деле это не так.

Дознавателям дано право вести расследование по 68 составам преступления, это весьма широкий спектр работы.

Именно дознавателям приходится работать с населением, то есть брать на себя удар по сбору информации и разъяснительной работе, как в сфере уголовного законодательства, так и административного.

Таким образом, они освобождают следователей от такой работы как поиски украденных колес, сумок, и те могут спокойно работать над более серьезными делами, несущими угрозу для общества в целом.

Объединяет же этих должностных лиц то, что они вправе проводить различные проверки, собирать улики, получать по запросам результаты разнообразных экспертиз.

В чем разница?

Несмотря на то, что должности имеют очень много общего, следует помнить, что:

  1. Категории дел, которые ведут следователь и дознаватель отличаются. Дознавателям передают административные и межуголовные дела, следователям — те, что имеют значение в обеспечении безопасности всего общества.
  2. Следователь вправе передать дознавателям выполнение мероприятий, которые требуют много времени для своего осуществления, в том числе и сбор информации по отдельным делам.
  3. Дознаватель не имеет права вести дело следователя, и наоборот. Однако они могут работать над делом вместе.
  4. Следователь более самостоятелен, он вправе по своему усмотрению возбуждать дело, в то время, как дознаватель вынужден обращаться за разрешительными документами в судебные инстанции и к руководителю органов дознания.
  5. Следователь вправе самостоятельно закрыть дело или приостановить. У дознавателя нет такой возможности.
  6. Следователь работает только в органах прокуратуры или следственном комитете, а дознаватели работают в разнообразных государственных учреждениях.

Различия между этими должностными лицами существенны, но они выполняют одну работу, очень сложную и порой грязную. Если то, чем занимается дознаватель, передать следователю в работу, он просто будет терять огромное количество времени на мелкие дела, тем самым теряя нить собственного расследования, весьма значимого в масштабах общества.

Источник: https://bystriy-zaym.ru/doznavatel-i-sledovatel-v-chem-raznitsa/

В чем отличия прокуратуры и полиции?

Власть в каждом государстве подразделяется на три ветви.

Органы, которые относятся к законодательной ветви власти, осуществляют законотворческую деятельность, к исполнительной относятся органы власти, которые осуществляют управление государственными делами на основании принятых законов.

Судебная власть — сложная структура судов разных уровней, которые привлекают людей к ответственности, разрешают споры между субъектами прав (юридическими и физическими лицами), восстанавливая закон и порядок.

Правоохранительная деятельность, которой занимается полиция, и деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства — важная составляющая обеспечения соблюдения законности и правопорядка в государстве. Прокуратура является неофициально четвертой ветвью власти, а полиция является органом исполнительной власти. Какие еще есть отличительные черты между двумя органами власти и есть ли между ними что-то общее?

Под прокуратурой подразумевается система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, как выполняются законы на местном и государственном уровне.

Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по выявлению нарушений закона и принятию соответствующих мер к нарушителям.

Выявление нарушений законодательства осуществляется с помощью проведения соответствующих проверок деятельности предприятий и организаций, органов власти на всех уровнях, а также в работе правоохранительных органов, органов предварительного следствия и органов дознания.

Основанием для этого может распоряжение государственных органов, а также обращение юридических и физических лиц о нарушении их прав и свобод. На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Полиция — понятие и характеристика

Главной задачей деятельности полиции является борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Полиция относится к системе органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции направлена на то, чтобы защищать права граждан, жизнь и здоровье, их право собственности, а также противодействовать преступности и обеспечивать общественную безопасность.

Для выполнения своих функций органам полиции предоставляются широкие полномочия.

Они могут задержать преступника на установленный законодательством срок до выяснения обстоятельств, могут проникнуть на частную территорию, если этого требует безопасность людей и защита их прав и свобод.

Закон предоставляет полицейским применять физическую силу и специальные средства, если это необходимо для задержания преступника.

Какие есть отличия между полицией и прокуратурой?

По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

Характер деятельности

Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел.

Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности.

Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.

Предмет деятельности

Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах — трудового права, гражданского, семейного и уголовного.

Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию.

В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью.

В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия.

В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом.

Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты.

Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд.

В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.

Источник: http://vchemraznica.ru/v-chem-otlichiya-prokuratury-i-policii/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев.

Читайте также:  Что является общественным местом?

“Попрессовали, отобрали и отпустили”, — резюмировал Путин и подчеркнул, что “прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия”.

Ведь именно Следственный комитет добился в прошлом году возвращения права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс.

уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. “То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая”, — заявил он радиостанции “Вести-FM”.

Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями.

“У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде”, — подсказал Владимир Путин.

Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. “Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов…

Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию”, — сказал он.

Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Взлет комсорга

Идея выделить следствие в отдельную структуру приходила в голову властям еще в советское время. Эти функции были распределены между прокуратурой и органами госбезопасности; позднее следственный аппарат был создан и в структуре МВД, так как оторванность следователей прокуратуры от оперативной работы создавала сложности в расследованиях.

Суть дискуссии о структуре силовых органов коротко можно свести к тому, что если функции сосредоточены в каком-то одном ведомстве, то оно получает чрезмерные полномочия и слабо контролируется, если же их распределить, то ведомства начинают конкурировать между собой за влияние, к тому же им становится объективно трудно взаимодействовать.

В 2007 году в составе Генеральной прокуратуры в целях “совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства”, обеспечения независимости следствия и повышения его эффективности был создан Следственный комитет, к которому перешло производство следствия, в том числе в отношении спецсубъектов (чиновников, депутатов и так далее — важнейший рычаг политического влияния). За прокуратурой оставались только надзорные функции и поддержка гособвинения в судах. Хотя руководитель СКП имел ранг заместителя генпрокурора, де-факто его самостоятельность была высокой: назначался он не генпрокурором, а Советом Федерации по представлению президента, и отчитывался тоже не только перед непосредственным начальником, но и перед президентом и обеими палатами парламента.

Назначение на новый пост получил Александр Бастрыкин, до этого работавший в Минюсте и МВД, а за год до назначения получивший пост заместителя генпрокурора.

Отношения между Бастрыкиным и Чайкой ухудшились уже тогда — Александру Бастрыкину генпрокурор поручил надзор за следствием, но приоритет в распоряжениях отдал другому заместителю, Виктору Гриню, который отвечал за предварительное расследование.

Немаловажную роль в назначении, впрочем, наверняка сыграл и тот факт, что Бастрыкин был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Как поссорились Юрий Яковлевич с Александром Ивановичем

Генеральному прокурору Юрию Чайке, естественно, не могло понравиться то, что его работу признали неэффективной.

К тому же с самых первых дней наблюдатели заговорили о том, что статус “при прокуратуре” для СК временный, а в скором времени оно вырастет в отдельную структуру наподобие американского ФБР.

Еще перед созданием новой структуры следователи, чтобы они не перешли в новую структуру, активно переводились в помощники прокуроров, на что обращал внимание Александр Бастрыкин. Он жаловался и на то, что из прокуратуры не спешат передавать следователям уголовные дела.

Хотя на словах оба руководителя заверяли, что мешать друг другу не будут, на практике получалось иначе. Критиковать СКП Юрий Чайка начал сразу же. В феврале 2008-го он заявил, что из 11 тыс. материалов проверок, направленных прокурорами в том числе в СКП, дела были возбуждены лишь в 2,7 тыс.

случаев, а раньше их возбуждали десятками тысяч. Зато увеличилось и количество уголовных дел, которые прокуроры стали возвращать следователям для доработки.

Среди них затем оказалось и дело о первом подрыве “Невского экспресса” — первое дело для Александра Бастрыкина в новом качестве, работу по которому сам он оценивал высоко (правда, первых подозреваемых пришлось отпустить).

За полгода Генпрокуратура дважды проводила широкую проверку СКП, специально выискивая нарушения, так что Бастрыкин даже жаловался на тенденциозный характер проверки, которая носит провокационный характер и нацелена на поиск компромата.

Уже в марте 2008-го Юрий Чайка попросил вернуть Генпрокуратуре право возбуждать уголовные дела. Качество предварительного расследования, по его мнению, стремительно ухудшилось. Например, из-за того что следователи не были обязаны соглашаться с жалобами прокуроров. “Прокурорами выявлено почти 30 тыс.

нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел…

” — говорил Юрий Чайка на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2009-м.

Александр Бастрыкин не оставался в долгу, рассказывая о том, как плохо было организовано следствие до появления СК. “Мы встречали возмутительные случаи, когда серийные дела об убийствах детей прятались. А тогда ведь следствие было не у нас.

Какова методика упрятывания таких серийных преступлений, вы знаете? Очень простая. Идет серия по городу, но ее в серию не объединяют. Дела распихиваются в районные прокуратуры и там благополучно хоронятся”, — говорил он в одном из интервью.

Бокс в судах

Два ведомства регулярно входили в клинчи по поводу резонансных дел. СКП был создан в сентябре 2007 года, а уже в октябре, то есть через месяц, наступило время первого громкого конфликта.

Он был связан с делом генерала ФСКН Александра Бульбова: Генпрокуратура потребовала освободить его из-под стражи, но безуспешно.

В дальнейшем ведомство Юрия Чайки продолжало заступаться за Бульбова, уже более успешно (в итоге генерал получил 3 года условно за мошенничество).

Потом было дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака — Генпрокуратура также отменяла постановления СКП о возбуждении уголовных дел против него и возвращала дела на доследование.

Александр Бастрыкин очень старался, но в итоге чиновника пришлось освободить, а затем прекратить преследование “за отсутствием состава преступления”.

В деле об убийстве журналиста “Новой газеты” Анны Политковской присяжные признали обвиняемых невиновными, и следователи с прокурорами обвинили в провале друг друга: Александр Бастрыкин заявил, что прокуроры не смогли поддержать обвинение в суде, а Юрий Чайка — что недостатки были в работе следствия.

Генпрокурор запрещал главе СКП возбуждать дело в отношении жены своего заместителя Александра Буксмана Ирины Буксман. Следователи подозревали, что он, еще будучи главой Мосрегистрации, незаконным образом способствовал прохождению своей супруги в нотариусы. Ей, правда, пришлось сложить с себя полномочия.

Надзорное ведомство любопытным образом засветилось и в деле экс-главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия.

Хотя его отстранил от должности сам Александр Бастрыкин после рапортов подчиненных Довгия, на суде и в интервью СМИ Дмитрий Довгий рассказывал, что неоднократно жаловался в Генпрокуратуру на незаконные распоряжения Бастрыкина по делам как раз Бульбова и Сторчака. Впрочем, защищать Довгия ведомство Юрия Чайки не решилось.

Генеральное сражение

Руководитель СКП тем временем весьма удачно делал ставку на громкие дела, даже несмотря на то что многие из них в итоге разваливались, и планомерно добивался самостоятельности для своего ведомства. Это произошло в 2010 году — Дмитрий Медведев подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации. Ему перешли все здания и имущество СКП.

После этого самым скандальным эпизодом противостояния стало дело о подмосковных казино, разыгравшееся в 2011 году. Следственный комитет объявил о раскрытии сети нелегальных игорных заведений в Подмосковье.

Хотя операцию проводили ФСБ и МВД, и полицейские тоже оказались замешаны в криминальных схемах, центральным стало обвинение именно прокуроров в “крышевании” казино. Генпрокуратура упорно отказывалась утверждать обвинительные заключения в отношении своих соратников, а следователи столь же упорно заводили новые дела.

В итоге 14 прокуроров лишились должности, а апогея конфликт достиг, когда один из свидетелей назвал сына Юрия Чайки Артема Чайку причастным к организации казино, и следователи собрались вызывать его на допрос.

Мирить развоевавшихся силовиков пришлось Дмитрию Медведеву, который дважды публично делал внушения и наконец пригласил обоих руководителей к себе и пригрозил увольнением тем, кто “давит на следствие, привлекая СМИ” а равно и тем, кто замешивает в разборки детей. После этого Юрий Чайка был переутвержден в должности, а дело постепенно развалилось и никто не сел — в 2014 году были закрыты дела по последним двум фигурантам, так что следователи, можно сказать, проиграли.

Политические интриги

СКР быстро стал одной из самых влиятельных структур в России. Александр Бастрыкин с большим рвением поддерживал все политические инициативы Кремля, в частности по борьбе с коррупцией.

Однако планы по созданию суперведомства все-таки не реализовались. В 2012 году СМИ обсуждали проект закона, согласно которому СКР должен был поглотить следственные аппараты МВД и ФСКН. У полицейских предполагалось оставить только дознание по мелким делам.

Но МВД удалось торпедировать инициативу, тем более что против была и ФСБ.

Ничем не закончились пока и настойчивые предложения Александра Бастрыкина реформировать судебно-следственную систему, введя в нее понятие “объективной истины” и возложив на суд право сбора доказательств.

Хотя в открытую схватку после игорного дела ведомства больше не вступали, противостояние никуда не исчезло. Перетягивание полномочий продолжалось и продолжается до сих пор.

Юрий Чайка не переставал критиковать следователей и напоминать об их бесконтрольности.

И год назад прокуроры добились того, что им вернули право надзирать за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека в самом СКР.

Признаки противостояния главных прокуроров и следователей нередко пытаются найти и в резонансных политических процессах.

Взять, к примеру, дело оппозиционера Алексея Навального по “Кировлесу” — возобновить его Александр Бастрыкин распорядился публично, и многие считают, что это из-за случившейся чуть раньше атаки Навального на Бастрыкина из-за недвижимости в Чехии.

Следователи “сшили” Навальному дело на 5 лет, и он даже успел получить приговор, но хотя прокурор поддерживал обвинение, на следующий день он же ходатайствовал об освобождении подсудимого под подписку о невыезде; затем срок заменили на условный.

Читайте также:  Чем отличается отзыв от рецензии

Правда, позже возобладала версия о том, что освободить Навального распоряжался Владимир Путин, так что здесь повода для войны вроде бы и не оказалось. Но в другом деле Навального, о краже картины, заместитель генпрокурора Виктор Гринь возвращал дело на доследование, не соглашаясь с выводами следствия, а Юрий Чайка поддерживал своего заместителя, споря с Бастрыкиным.

И когда недавно появилось скандальное расследование Навальным сомнительного бизнеса сыновей Юрия Чайки, в соцсетях некоторые блогеры немедленно стали выискивать в этом “руку Бастрыкина”. Хотя для этого надо допустить совсем уж полный моральный релятивизм оппозиционера, который сначала рьяно разоблачал одного, а потом другого.

Просто если в наличии имеется всем известное противостояние, то все плохое, что происходит с одной стороной конфликта, неизбежно будет первым делом объясняться происками другой стороны, и наоборот. И в будущем такие же объяснения будут точно так же появляться в первую очередь.

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/12/04/Kak_i_iz-za_chego_voevali

Отличие следователя от оперативника

Опер МВД, расследовавший дело Пшонки, поплатился работой

Как выяснил суд, оперативника выгнали за прогул — он отсутствовал на работе два месяца, начиная с середины ноября 2014 года. В свою очередь, истец утверждал, что с 12 ноября 2014 года по 6 января 2015 года он выполнял отдельные поручения работников Генеральной прокуратуры Украины.

Это подтверждается письмом начальника Главного следственного управления Генпрокуратуры, которое расследовало дело № 42014000000000310 и просило направить оперативника МВД в следственную группу.

Это уголовное производство касается разворовывания госсредств при ремонте зданий Генеральной прокуратуры в 2012-2013 гг.

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД — своего рода аналог следственной деятельности.

Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — обыск и выемка, отождествление личности — опознание, исследование предметов и документов — экспертиза и т. д.

Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий.

Чет отличается оперативник от следователя? объясните поподробнее!

1 ответ. Москва Просмотрен 653 раза. Задан 2012-03-14 11:52:31 +0400 в тематике «Другие вопросы» Чем отличается следователь СК от следователя МВД? — Чем отличается следователь СК от следователя МВД.

Обязанности опера

Кто же убил инкассатора Петрова. Сделал ли это бандит Сидоров по кличке «Сидор», или же в деле чувствуется чья — то другая, более опытная и безжалостная рука. », и т.д. Так вот, всё это — чушь собачья. Следователь преступления лишь расследует, а раскрывает их — опер.

Это опер определяет круг подозреваемых, прессует их, добывает свидетелей и вещдоки, работает с пострадавшими и свидетелями, добивается сознанки и заполучает долгожданную явку с повинной, ну а следователь лишь закрепляет это в бумагах для последующей передачи в суд результатов оперской работы.

Выглядит сие примерно так… Допустим, совершена кража.

Профессия: Следователь

Следователи МВД совершенствуют методы работы, наращивают взаимодействие всех правоохранительных служб для того, чтобы достигать своей главной цели — раскрывать преступления.

В СО ОМВД России по Моздокскому району работают 16 человек. «Раскрываем преступления, расследуем уголовные дела, служим государству и гражданам.

Работаем сплоченным коллективом и в этом наша сила», — говорит начальник СО ОМВД майор юстиции Сослан Феликсович Джанаев .

Образовательный портал — все для студента юриста

В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливаются следующие мероприятия в рамках оперативно-розыскной деятельности: В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливаются следующие органы, которые уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности: Предварительное (досудебное) расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных на то органов по получению сведений о действии и бездействии, могущих иметь признаки преступлений.

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя.

Оперуполномоченный уголовного розыска: обязанности

Эта работа предполагает проведение ряда мероприятий, связанных со сбором данных и слежкой. В этой связи на этих сотрудников не распространяются требования к внешнему виду.

В частности, оперуполномоченный уголовного розыска может носить гражданскую (повседневную) одежду. Материалы, которые исследуются служащими, имеют гриф «сов. секретно» и «секретно». Информация, содержащаяся в таких делах, не подлежит опубликованию и разглашению.

Должность «оперуполномоченный уголовного розыска» введена впервые в ВЧК ГПУ НКВД после 1918-го г.

по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ . Следствием установлено, что 9 октября 2014года в период с 15 до 16 часов, неустановленный мужчина, находясь в районе дома № 22 по ул. Минусинской в г. Калининграде, совершил иные действия сексуального характера в отношении малолетней девочки 2007 г.р.

Приметы предполагаемого лица: мужчина в возрасте от 20 до 35

Помощник следователя

Криминалистические классификации и характеристики убийств. Анализ исходной информации, разработка версий, осуществление комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Приемы допроса подозреваемого.

Подготовка следственных действий. Проведение оперативно-тактических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для задержания подозреваемого. Основные правила фиксации хода и результата следственных действий.

Процессуальная самостоятельность следователя

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно п. 3 ч. 2 ст.

37 УПК РФ уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Однако когда следователь не согласен с направленными в его адрес требованиями прокурора, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

— Может создаться впечатление, что служба следствия очень молода — всего сорок лет. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю, литературу прошлых лет.

В романе «Преступление и наказание» Достоевского есть такой персонаж — Порфирий Петрович, который расследовал дело Родиона Раскольникова.

Также упоминается работа следователей в романе «Угрюм-река», в ряде других литературных произведений.

Являясь видами одной стадии процесса — стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков. 1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е.

специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью.

Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания — только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами

Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие».

Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и методического арсенала расследования преступлений.

Несмотря на то что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и др.

Источник: http://urist-rostova.ru/otlichie-sledovatelja-ot-operativnika-49627/

Прокурор и следователь в чем разница

О руководстве прокурором процессуальной деятельностью органов предварительно-го расследования about prosecutors leadership of legal proceeding of preliminary investigation bodies текст научной статьи по специальности — государство и право

О руководстве прокурором процессуальной деятельностью органов предварительно-го расследования About prosecutors leadership of legal proceeding of preliminary investigation bodies Текст научной статьи по специальности « Государство и право.

Юридические науки » ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ ,&nbsp ПРОКУРОР ,&nbsp СЛЕДСТВИЕ ,&nbsp УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ,&nbsp УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ,&nbsp ПРЕДЕЛЫ НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ,&nbsp КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ,&nbsp РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ,&nbsp .

Путин поручил прокуратуре надзирать за Следственным комитетом

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокуратуре полномочия по надзору за деятельностью Следственного комитета.

Документ, принятый по инициативе Кремля, опубликован на Официальном портале правовой информации.

Закон вносит изменения в несколько положений ФЗ «О прокуратуре» и ФЗ «О Следственном комитете», наделяя прокуратуру полномочиями по осуществлению общего надзора за федеральными органами исполнительной власти и СКР.

Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ № 58-ФЗ от 27.05.2003 г. система Федеральной государственной службы включает в себя 3 вида государственной службы : Военная служба — вид федеральной государственной службы .

По материалам, поступившим в отдел эб и пк, проведена проверка по факту превышения мной должностных полномочий. Эти факты не подтвердились, и материалы направлены в следственный комитет, так как я являюсь депутатом муниципального образования.

СК снова отправляет материалы в отдел эб и пк из за отсутствия события преступления с указанием для обэп о вынесении постановления об отказе в возбуждении дела.

Почему у нас так мало оправдательных приговоров?

Юрист, магистр права Гамбургского университета, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Мария Шклярук, более десяти лет проработавшая в российских правоохранительных органах, прочла лекцию «Уголовное следствие в России: теория и практика ».

Slon публикует ее сокращенную версию.

Правила, установленные в уголовно-процессуальном кодексе (УПК), очень важны для юриста.

Логика — доступно для всех

а) предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества, предметом версий являются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные, но имеющие отношение к расследуемому делу; б) научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями, а версия должна быть доказана в строго установленные сроки; в) научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна, но в судебно-следственном исследовании версия не может быть единственной; г) при построении и проверке научной гипотезы свобода творчества ученого ограничена необходимостью использовать уже известные науке законы и средства, способы и методы познания, при построении же версий свобода следователя (суда) ограничена уголовно-процессуальным кодексом (факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов); д) после прекращения расследования проверка версий не может производиться, решение по этому вопросу следователя (суда) считается окончательным — в науке же нет окончательных истин; е) проверка версий затруднена множеством субъективных причин, в частности, стремлением преступника скрыть следы преступлений, проверка научных гипотез связана лишь с техническими трудностями; ж) за окончательное решение об истинности версий на плечи следователя — судьи возлагается гораздо большая ответственность, чем на ученого (хотя в свете глобальных проблем современности ученые также ответственны за результаты внедрения своих открытий).

Читайте также:  Чем отличается выключатель от разъединителя

– Есть такое выражение, что у войны не женское лицо.

Я думаю, что у войны вообще нет лица, а, скорее, звериный оскал. Первое уголовное дело, которое я принял в производство, начиналось в Ташкенте, когда я еще только собирался ехать в Афганистан. Дело по убийству пятерых афганцев было возбуждено в отношении двух солдат и старшего лейтенанта, командира танковой роты.

Солдаты уже уволились в запас, и мы их нелегально переправили обратно в Афганистан, так как преступление было совершено в Афганистане, и расследовать его надо было там.

Источник: http://uristklin.ru/prokuror-i-sledovatel-v-chem-raznica-85497/

Чем она отличается от дисциплинарной ответственности про­куроров и следователей прокуратуры?

Законен ли приказ и каким актом законодательства он должен быть обоснован?

Какой вид дисциплинарной ответственности имеет место в данном случае (по Трудовому кодексу РФ или по законодательству о госу­дарственной гражданской службе)? Является ли директор специали­зированного комбината «Радон» как федерального государственного унитарного предприятия государственным служащим?

Задача 48 .

Кто может (не может) быть уволен с занимаемой должности за «однократное грубое нарушение дисциплины»? В чем может вы­ражаться последнее по действующему законодательству (какому именно)?

Задача 49.

Может ли быть привлечен к дисциплинарной ответственности федеральный судья?

Если да, то каковы юридические основания, условия и порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности по действую­щему законодательству?

Задача 50.

Раскройте особенности правовых оснований, условий и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности прокуроров и сле­дователей по действующему законодательству.

Задача 51 .

Инструкцией по организации деятельности участкового уполно­моченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сен­тября 2002 г. № 900 , предусмотрены правила проведения служебной проверки в отношении участкового уполномоченного милиции по фактам совершения преступлений лицами, состоящими на профи­лактических учетах в органах внутренних дел (приложение № 9 к Инструкции).

Какой из институтов дисциплинарной ответственности представ­ляют эти правила?

Как регулируется механизм служебной проверки применительно к дисциплинарной ответственности других государственных служа­щих?

Считаете ли вы возможной регламентацию процедур служебной проверки на уровне законодательства субъекта Российской Федера­ции (применительно к государственной службе республики, края, области и применительно к муниципальной службе)?

Задача 52.

Какому виду ответственности подлежат работники прокуратуры, не являющиеся прокурорскими работниками, и на основании какого нормативного правового акта они привлекаются к дисциплинарной ответственности?

Задача 53.

Председатель Краснодарской городской общественной органи­зации по защите прав человека К. в острой критической статье в Российской газете (за 23 мая 1998 г.

), гневно обличая судью и про­курора в личной пристрастности при рассмотрении обстоятельств одной конфликтной ситуации, писал: «Много чего не учел суд, зато полностью учел интересы строительной фирмы. Да так учел, что даже в деле обнаружились подложные протоколы о якобы мировом согла­шении…

Видимо, уж очень далеко зашел суд в дело… Представитель той же самой прокуратуры, участвующий в суде, самоотверженно отстаивал интересы строительной фирмы. Полнейшее нежелание защищать закон…»

Источник: https://studlib.info/pravo/3133175-chem-ona-otlichaetsya-ot-disciplinarnoy-otvetstvennosti-pro-kurorov-i-sledovateley-prokuratury/

Прокурор и следователь в чем разница

Почему у нас так мало оправдательных приговоров?

А больше ничего, что свидетельствовало бы о причастности того человека к преступлению, нет. Рассмотрим два варианта.

Если у нас есть нож, а к нему прилагаются все положенные, правильно оформленные по УПК документы, тогда этот нож существует и для прокурора, и для суда.

Но если следователь допустил хотя бы одну ошибку при оформлении доказательства (неправильно что-то записал, сделал это без присутствия понятых, не разъяснил эксперту права и обязанности), то доказательство перестает существовать, так как оно получено не по правилам УПК.

В уголовном деле тогда нет ни ножа, ни крови потерпевшего, ни отпечатков обвиняемого.

И обвиняемый может быть оправдан за недостатком доказательств. Таким образом, для следователя сборник правил УПК является инструкцией, к которой нужно обращаться раз десять в день.

Что делать, если к вам домой пришли полицейские?

для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; Таким образом, если в вашей квартире не скрывается преступник, не совершается преступление, нет угрозы жизни или имуществу, а также не произошел несчастный случай, то полицейский может пройти к вам домой исключительно с вашего согласия.

Для перечисленных выше целей (ст. 15 ФЗ «О полиции») по закону полицейский уполномочен проводить исключительно осмотр помещения.

Осмотр это следственное действие, цель которого — зафиксировать обстановку в квартире и изъять вещи со следами преступления.

Осмотр жилища (даже как осмотр места происшествия) проводится только с вашего согласия или по решению суда. Может быть проведен до возбуждения уголовного дела.

Чем отличается дознаватель от следователя?

Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь — это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу.

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий — значительно шире, чем у дознавателя.

Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки».

Статья 45: Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей (в ред

Типы и модели указанного оружия и порядок его приобретения органами прокуратуры устанавливаются Правительством Российской Федерации. Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

(в ред. Федерального закона от 22.08.

2004 N 122-ФЗ) Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, — их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя; причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания; причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, — в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Дознаватель и следователь: должны ли быть одинаковыми процессуальные полномочия?

Источник: http://sbhelp.ru/prokuror-i-sledovatel-v-chem-raznica-58284/

Дознаватель следователь прокурор

21. Оценка доказательств по внутреннему убеждению Установленный законодателем принцип оценки доказательств в значительной мере определяет тип уголовного процесса и путь к достижению поставленных перед ним задач.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению, как принцип процесса, включает в качестве основных компонентов правило о том, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

Орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, суд оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению (ст.

Чем отличается дознаватель от следователя?

Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь — это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу.

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий — значительно шире, чем у дознавателя.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и дату его вынесения, фамилию, инициалы, должность и специальное звание руководителя органа наркоконтроля, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной части постановления указывается, когда, где, в результате какого ОРМ получены результаты и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам и т.п.), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на статью 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». 10.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

20 УПК).

В делах публичного обвинения обвинителем является государственный орган: прокурор, следователь, дознаватель, который обязан возбудить уголовное дело и принять меры по изобличению преступника вне зависимости от просьбы потерпевшего.

В делах частного обвинения обвинителем является сам потерпевший, поэтому дело возбуждается по его заявлению и подлежит прекращению при его отказе от обвинения (примирении с обвиняемым).

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской от 17 апреля 2007 г

Признать утратившим силу приказ ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 2 . Министр внутренних дел Российской Федерации Р.

Нургалиев Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Н.

Следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус

221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Источник: http://munh.ru/doznavatel-sledovatel-prokuror-96699/