Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются
Термины «фабула» и «сюжет» являются привычными для каждого мало-мальски читающего и интересующегося искусством человека.
Но, несмотря на свою привычность и кажущуюся понятность, определения данных терминов часто неоднозначны и спорны. Почему? Вероятно по причине тесной взаимосвязи.
Для того, что бы определиться, в чем же кроется эта взаимосвязь, а чем эти понятия все-таки отличаются, необходимо рассмотреть их по-отдельности.
Чем является фабула
«Фабула» — (лат. — fabula) фактическая, конфликтная основа повествования. Цепочка событий и фактов, являющихся стержнем при создании произведения какого-либо жанра.
Изначально этот термин употребляли при обозначении литературного произведения конкретного жанра, а точнее сказки, басни, притчи, мифы. В дальнейшем, под влиянием развития литературы и литературных форм, фабулой начинают обозначать часть произведения, являющуюся его основой, центром и меняющуюся лишь по форме изложения.
На этой почве выявились два взгляда на сущность фабулы:
Фабула это сырой материал, не содержащий элементов художественной образности. В качестве образного примера можно привести глину, кусок камня. В том, сколько творчества и в какой форме будет вложено в эти материалы для создания произведения искусства, нет заслуги ни глины, ни камня. Само по себе событие не имеет никакого качественного значения, важно как его преподнесут.
Фабула это элемент, содержащий творческую основу. Опираясь на приведенный выше пример, выбирая материал для работы, мастер производит творческий отбор. Качество глины и камня имеют далеко не последнее значение при создании художественного творения. То есть, качество и масштаб события способны оказать влияние на ценность произведения в целом.
На сегодняшний день приоритет значимости фабулы сохраняется за позицией 2.
Фабулы подразделяют на:
- Романтические.
- Утопические.
- Мифологические.
- Сказочные.
- Реалистические и другие.
Зависит это от оценки окружающей действительности конфликта, а так же от сути объекта, рассматриваемого фабулой.
Пример использования фабулы
Во время изучения документов о восстании Емельяна Пугачева, А.С. Пушкин узнает о судьбе дворянина по имени Петр Гринев. Факт подозрения Гринева в поддержке идей Пугачева становится фабулой к известной повести «Капитанская дочка».
Что такое сюжет
Сюжет (фр. sujet, в буквальном переводе «предмет») — событийный ряд, очередность актов, эпизодов, сцен, скомпонованных по драматургическим правилам повествования.
Сюжет в драматургии может отступать от временной последовательности событий, не придерживаясь строгих хронологических рамок.
К числу наиболее распространенных сюжетов относятся «бродячие» — используемые в фольклоре многих народов, на разных территориях в виде сказок, эпосов, легенд, мифов. В целом направленность сюжетов настолько разнообразна, что все попытки классифицировать их в небольшое количество групп не принесли желаемого результата.
Наиболее полным на сегодняшний день является список, составленный Жоржом Польти (исследователь, француз) в конце девятнадцатого века. В него вошли 36 сюжетных коллизий, повествующих на темы:
- Адюльтер.
- Измена одного из супругов с убийством.
- Бунт.
- Безумие.
- Бесчестные поступки близкого существа.
- Пропаганда безбожия.
- Неосознанная ревность.
- Нежданное несчастье.
- Вновь найденный.
- Достижение.
- Жертвенность.
- Отречение от всего ради страсти.
- Пожертвовать близким ради идеи.
- Затравленный.
- Загадка.
- Любовь, преодолевающая препятствия.
- Любовь к недругу.
- Просьба.
- Месть во имя расплаты.
- Внутриродовая месть.
- Нечаянное кровосмешение.
- Непредумышленное убийство близкого.
- Принесение себя в жертву ради близких.
- Храбрая попытка.
- Похищение.
- Потеря близких.
- Спасение.
- Конкуренция среди близкими.
- Самопожертвование во имя идеала.
- Преступление любви.
- Неравное соперничество.
- Родственная ненависть.
- Муки совести.
- Честолюбие.
- Судебная ошибка.
Пример использования сюжета
Вышеупомянутая история дворянина П. Гринева, послужившей фабулой к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», вылилась в сюжет, рассказывающий о большом историческом событии в истории России, прошедшем через судьбы двух молодых влюбленных и желающих быть вместе молодых людей.
Составляющими сюжета являются пролог, экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка, эпилог. Часть из них входит в структуру произведения в обязательном порядке, некоторые (пролог, эпилог) могут отсутствовать.
Фабула и сюжет — общее и отличия
Оба понятия объединяют тот факт, что они составляют основу любого произведения, обуславливая его тематику и содержание.
Отличия:
- Фабула — что произошло. Сюжет — как об этом рассказать. Пример: для знакомства с фабулой фильма, достаточно прослушать пересказ краткого содержания; для знакомства с сюжетом необходимо просмотреть фильм полностью.
- Фабула — конфликтная основа произведения. Цепочка событий и фактов, являющихся стержнем при создании произведения какого-либо жанра. Сюжет — канва фабулы, определяющая форму и очередность изложения происходящего.
- Фабула — реальный либо вымышленный факт, содержащий строгую временную последовательность. Сюжет — позволяет определить форму подачи реального либо вымышленного факта в свободном изложении при использовании свободных хронологических вариаций и замене реальных героев конфликта на литературные персонажи.
- Жизнь фабулы короче жизни сюжета. Конфликт, случившийся однажды, в скором времени забывается. Конфликт, пересказанный в сюжете художественного произведения, получает шанс прожить десятки и даже сотни лет (реальная история связи с восстанием Емельяна Пугачева молодого российского дворянина Петра Гринева давно забыта, а сюжет повести «Капитанская дочка» вошел в число лучших литературных произведений, рассказывающих о истории России простым, доступным языком).
Источник: http://vchemraznica.ru/fabula-i-syuzhet-chto-eto-i-chem-oni-otlichayutsya/
Консультация по литературе (9 класс) на тему: Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную терминологию, получать удовольствие от чтения можно и без нее.
Но иметь представление о самых элементарных литературных понятиях должен каждый читатель, если, конечно, он хочет называться культурным человеком. Одним из слов, которые практически каждый слыхал неоднократно, но далеко не каждый понимает правильно, является слово «фабула».
Что означает слово «фабула»?
Это мелодичное слово имеет схожее звучание и написание в английском, французском, немецком и некоторых других языках.
Изначально оно переводилось как «басня, сказка», но со временем его значение изменилось: в наши дни под фабулой принято понимать основу, на которой строится любое повествование.
Фабула — это та цепочка событий и фактов (реальных или вымышленных), которые делают данное повествование возможным.
Что такое фабула в литературе?
В литературе фабулой называют совокупность событий, действий и обстоятельств, описываемых в художественном произведении: легенде, притче, басне, рассказе, повести, романе, поэме или другой литературной форме.
Фабула составляет фактическую основу произведения, она является той центральной осью, вокруг которой строится повествование. Следует заметить, что в литературе существуют разные определения этого термина, разницу между ними мы рассмотрим ниже.
Примеры использования фабулы
Талантливый автор способен превратить удачную фабулу в гениальное произведение искусства. Так, например, доподлинная история дворянина Островского, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным, стала той фабулой, которая послужила основой для повести «Дубровский». Реальные прототипы давно забыты, а о героях повести до сих пор пишутся школьные сочинения.
Знаменитому гоголевскому «Ревизору» предшествовал ряд произведений со схожей интригой, другими словами, фабула была уже не нова.
Анекдотическая история про мелкого чиновника, волею случая принятого за важную особу, была рассказана уже не раз до этого. Но Н. В.
Гоголю удалось превратить эту историю в настоящий шедевр, имеющий острую социальную трактовку и пополнивший собой сокровищницу мировой литературы.
На этом примере мы видим, что одна и та же фабула может использоваться для создания множества оригинальных художественных произведений.
Чем фабула отличается от сюжета?
Существует несколько точек зрения на различия между фабулой и сюжетом.
В современной русской литературной критике под фабулой принято понимать основное художественное содержание и главный конфликт произведения, а термином «сюжет» обозначается конкретная последовательность описываемых в произведении событий.
Согласно такой терминологии, когда теледиктор излагает краткое содержание предыдущих серий фильма, он знакомит зрителя именно с фабулой, а чтобы получить представление о сюжете, нужно лично посмотреть эти серии.
Толковый словарь Ушакова трактует эти термины совершенно иначе: фабулу он определяет как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи», а сюжет — как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения». По Ушакову, фабула заключает в себе описание событий в их строгой временной последовательности, а при построении сюжета автор может расположить эти события в том порядке, который соответствует его художественному замыслу.
Как видно из приведенного выше сравнения, определения рассматриваемых нами терминов могут быть весьма противоречивыми.
Важно понять, что эти два слова могут обозначать два существенно отличающихся друг от друга понятия: саму историю, которую рассказывает автор, и тот способ, которым он это делает.
Поэтому всегда важно уточнять, о каком именно из этих понятий идет речь в каждом конкретном случае. Некоторые используют слова «фабула» и «сюжет» как синонимы, другие готовы до хрипоты спорить об их истинных и единственно верных значениях.
Следует заметить, что сюжет и фабула не являются в этом смысле исключениями, многие другие гуманитарные термины тоже являются достаточно спорными и могут стать причиной разночтений.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/03/25/chto-takoe-fabula-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-syuzheta
Билет № 5. Понятие сюжета и фабулы. Их различия
Различие между «сюжетом» и «фабулой» определяется по-разному, некоторые литературоведы не видят принципиальной разницы между этими понятиями, для других же «фабула» — это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» — это та последовательность, в которой их располагает автор.
Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности. Термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования.
Сюжет– это отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутрисвязанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжет есть форма развертывания темы — художественно построенное распределение событий.
Фабула и сюжет — это два взаимосвязанных и в то же время не так уж и близких друг другу понятия. В чем их различие? Литературовед Б.В. Томашевский отмечает, что фабулой называют то, как все происходило на самом деле, а сюжетом — то, как видел это простой читатель. Слово фабула связано с английским термином fable, что переводится как басня, небылица, история.
Иными словами, фабула имеет отношение к художественному тексту, и довольно прямое, поскольку даже самое точное воспроизведение реальности является авторским вымыслом. Вся мировая литература должна быть изучаема сквозь призму личности автора. В чем же минус фабулы? С ее помощью уместнее излагать всемирную историю или историю определенного государства или региона.
Это события в их временной и причинно-следственной связи. Здесь теряется художественная загадка и тайна, основная эстетическая ценность произведения. Совсем иное дело сюжет. Например, автор может начать повествование с какого-либо единичного жизненного фрагмента, временно забывая о том, что предшествовало описываемой ситуации.
На протяжении чтения никак невозможно догадаться об истинных причинах или мотивах того или иного явления (на этом фундаменте чаще всего строятся детективы и расследования, хотя фактически точно так же происходит и в реальной жизни).
Сюжетные линии повествования являются целостными и неразрывными частями общего сюжета, в то время как на уровне фабулы они будут соприкасаться лишь частично (а в ряде случаев до определенного момента и вовсе не будут). Но что самое главное — именно при помощи сюжета создается та уникальная и причудливая художественная реальность, которая является полотном повествования. С сюжетом, таким образом, прямо связан и хронотоп, т.е. пространственно-временное единство любого художественного текста.
Движущей силой развития сюжета, как правило, является конфликт (буквально «столкновение»), конфликтная жизненная ситуация, поставленная писателем в центр произведения.
В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, характеров, идей, которая особенно широко и полно развертывается в эпических и драматических произведениях
Конфликт — более или менее острое противоречие или столкновение между персонажами с их характерами, или между характерами и обстоятельствами, или внутри характера и сознания персонажа либо лирического субъекта; это центральный момент не только эпического и драматического действия, но и лирического переживания.
Существуют различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический. Конфликт может быть внешним (борьба героя с противостоящими ему силами) и внутренним (борьба в сознании героя с самим собой).
Существуют сюжеты, основанные лишь на внутренних конфликтах («психологические», «интеллектуальные»), в основе действия в них лежат не события, а перипетии чувств, мыслей, переживаний. В одном произведении может быть сочетание разных типов конфликтов.
Резко выраженные противоречия, противоположность действующих в произведении сил, называется коллизией.
Композиция (архитектоника) — это построение литературного произведения, состав и последовательность расположения отдельных его частей и элементов (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Сюжет состоит из следующих элементов:
Пролог — вступительная часть литературного произведения. В прологе сообщается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел автора.
Экспози́ция– часть произведения, которая предшествует началу сюжета и непосредственно с ним связанная. В экспозиции следует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.
Завязка в сюжете — событие, послужившее началом возникновения конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия (в “Ревизоре” Н.В. Гоголя, например, завязкой является сообщение городничего о приезде ревизора). Завязка присутствует в начале произведения, обозначает начало развития художественного действия.
Как правило, она сразу вводит в основной конфликт произведения, определяя в дальнейшем всё повествование и сюжет. Иногда завязка идет перед экспозицией (например, завязка романа “Анна Каренина” Л.Толстого: “Все смешалось в доме Облонских”). Выбор писателем того или иного типа завязки определяется той стилевой и жанровой системой, в плане которой он оформляет свое произведение.
Кульминация — точка наивысшего подъема, напряжения в развитии сюжета (конфликта).
Развязка– разрешение конфликта; она завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание произведения. Развязка знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность развязки определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода, предшествующего развязке.
Эпилог — заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).
Источник: https://cyberpedia.su/17×701.html
Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются?
Когда нужно проанализировать ту или иную книгу, фильм или спектакль, то говорят о сюжете и фабуле. Если первый более ясен для читателей, то с фабулой дело обстоит сложнее.
Эти два понятия очень похожи, но в каждом содержатся свои особенности. Попробуем разобраться, чем отличается сюжет от фабулы? Оба они являются аспектами содержания художественного произведения.
Многие смешивают эти два термина, принимают их за синонимы.
Понятие фабулы
Любителям книг не обязательно знать все профессиональные литературные тонкости, учить наизусть сложную терминологию. Восхищаться шедеврами многих писателей можно и без этих знаний.
Но каждому читателю не помешает иметь представление о простых литературных понятиях. Это позволит считать себя культурным человеком. Многие из вас слышали слово “фабула”, но не все знают его значение.
Это слово очень мелодичное и звучит почти одинаково на нескольких европейских языках.
Виды фабул
Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость. В зависимости от характера изображаемой действительности фабула может быть следующих видов:
- романтическая;
- сказочная;
- утопическая;
- мифологическая;
- реалистическая.
Фабула может состоять из нескольких элементов. Одним из них является коллизия. Ее писатель использует для столкновения противоположностей действующих лиц. Автор может сделать события сложными и запутанными с помощью интриги.
Для неожиданных перемен в судьбе персонажей используется перипетия. Перед развертыванием любых событий должны быть экспозиция или пролог. Далее следуют завязка, кульминация, развязка.
Заключительную часть фабулы и любого произведения составляет эпилог.
Примеры фабул
Талантливому автору не нужно много сил, чтобы сделать из удачной фабулы настоящий шедевр искусства. Многим известна история написания А. С. Пушкиным повести “Дубровский”. Фабулой для ее написания стала история, которую Пушкину рассказал его друг П. Нащокин. Он поведал ему доподлинную историю одного дворянина по фамилии Островский.
Некоторые писатели берут фабулу уже из других произведений. Так, Гоголь поведал историю мелкого чиновника, которого приняли в обществе за важную особу, в комедии “Ревизор”. Раньше подобные истории уже встречались.
Для примера упрощенной фабулы можно использовать шекспировскую трагедию “Гамлет”. Начинается она с убийства короля, которое совершает его брат. Он садится на престол и берет в жены жену убитого короля.
У покойного короля остался сын Гамлет, к которому явился призрак и рассказал правду о смерти отца. В попытке отомстить убийце Гамлет погибает на дуэли. Вот такая последовательность событий в фабуле. А в самом произведении события разворачиваются по другому плану.
Если пересказывать авторскую последовательность, то значит воспользоваться сюжетом.
Что такое сюжет?
Сюжетом называют совокупность событий, которые автор изображает такими художественными формами и приемами, которые больше всего подходят для его творческой задумки.
Если фабула воспроизводит события в хронологической последовательности, то сюжет может быть с нарушением порядка. Любую цепочку событий, выстроенную писателем, называют сюжетом. Иногда фабула может в точности напоминать сюжет, но чаще она его “выпрямляет”.
Под сюжетом подразумевают сцепление событий, с помощью которых раскрываются характеры и взаимоотношения героев.
Типы сюжета по характеру событий и структуре
Сюжеты классифицируют по характеру изображаемых в книге событий. Это дает возможность выделять среди них:
- фантастические или сказочные;
- исторические;
- библейские;
- детективные;
- авантюрные;
- военные;
- приключенческие;
- любовные.
В лирике наблюдается лирический сюжет. Он разворачивается в ментальной площади. Под ней подразумеваются воспоминания лирического героя, внутренний мир. Эти события читатель видит в его переживаниях, эмоциях, чувствах. Среди множества сюжетов выделяют те, которые подходят для разных стран, эпох и народов. Они получили название “бродячие”.
Являясь компонентами художественных произведений, сюжеты отличаются по структуре. Первым типом является хроникальный, в котором читатель видит события в хронологической последовательности. В нем автор показывает духовный рост личности главного персонажа.
Это можно наблюдать в автобиографиях, мемуарах. Чтобы показать противоречия в душе главного героя, писатель обращается к концентрическому сюжету. В нем показана цепочка событий, каждое из которых выступает следствием предыдущего и причиной последующих.
Похожий сюжет можно наблюдать в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.
Конфликт двигатель сюжета
Чтобы сюжет и фабула произведения развивались, нужен конфликт. Именно он двигает событиями в книгах. Фабула, сюжет, конфликт понятия очень взаимосвязанные.
Под конфликтом подразумевают противоборство, которое возникает на принципах противоречий. Можно наблюдать за конфронтацией различных характеров, героя и общества, персонажей и обстоятельств. Такой конфликт называется внешним.
А если он разворачивается в душе героя, то именуется внутренним.
Отличия сюжета и фабулы
Современные литературные критики фабулой называют основное художественное содержание и конфликт в сочинении. Под сюжетом подразумевают конкретную последовательность событий в книге. Сюжет и фабула обуславливают тематику и содержание произведения. Вот их основные отличия:
- В фабуле читатель видит произошедшие события, в сюжете точное их описание по содержанию.
- Фабула изображает конфликтную сторону событий. Сюжет дает канву фабулы, придавая изложению форму и очередность происходящего.
- Фабула имеет строгую временную последовательность. Сюжет имеет свободное хронологическое изложение.
- Фабула может быть короче сюжета.
Сюжет и фабула “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова
Роман “Герой нашего времени” состоит из нескольких повестей. Этим самым Лермонтов разворачивает историю души Печорина. Все главы автор расположил так, чтобы все выходило из главной идеи и в нее же возвращалось. Для этого Лермонтов нарушил хронологический ряд событий.
“Бэла”, “Максим Максимыч” и все последующие повести дают четкое представление о внутреннем мире Печорина, его мыслях, чувствах и чаяниях. Автор последовательно раскрыл сложный характер героя, все его противоречия и непредсказуемости.
Именно такому замыслу подчиняется сюжет романа, последовательность событий которого отличается от порядка расположения частей.
Фабула требует от произведения совсем другого расположения повестей: “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”. Фабула и сюжет романа Лермонтова не совпадают.
Источник: https://autogear.ru/article/365/282/fabula-i-syujet-chto-eto-i-chem-oni-otlichayutsya/
Фабула и сюжет: сходства и различия
В теории литературы не всегда признается необходимость употребления этого термина, который вполне мог бы быть заменен словом «сюжет».
Но поскольку в произведении часто события представлены не в их хронологической последовательности, а по воле замысла и эстетической задачи автора, то необходимо это несоответствие зафиксировать особым термином — фабулой.
Классическим примером несоответствия хронологического и художественного повествования является «Герой нашего времени» М.Лермонтова, где вначале рассказывается о том действии, которое произошло позднее предыдущего.
термины, по-разному использующиеся для обозначения событийного ряда литературных произведений. К настоящему времени под фабулой понимают воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью. Сюжет — это «художественно построенное распределение событий» (Б. В.
Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.
Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики.
Сюжет же является формой воплощения фабулы; он организует фабульный материал, порой прихотливо варьируя и видоизменяя его: рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов. Так, например, построен сюжет «Героя нашего времени», где о смерти героя сообщается ближе к началу романа, в Предисловии к «Журналу Печорина», различные эпизоды его жизни поданы с нарушением хронологии, а о многих жизненных обстоятельствах либо ничего не говорится, либо сообщается вскользь (в частности, практически ничего не сказано о том, что делал Печорин после отъезда из Тамани и перед прибытием в Пятигорск: только по немногочисленным намёкам, восстанавливая житейскую логику, можно понять, что он участвовал в боевых действиях против горцев, во время которых и имел возможность хорошо узнать Грушницкого).
Для начальной стадии развития литературы различие сюжета и фабулы не очень характерно; сюжет предстаёт как средство реализации фабулы, поскольку в основном акцент делался на внешнем действии и занимательности рассказа, а герои были интересны, в сущности, только своими поступками и испытаниями, тем, что с ними случилось.
(Впрочем, уже в «Одиссее» хронология нарушена и о главных приключениях героя рассказывается ретроспективно.
) В литературе Нового времени и особенно в эпоху реализма значение фабулы, дающей богатый материал для хитросплетённой интриги, резко падает: интерес переносится на внутреннюю жизнь персонажей и решение автором тех или иных философских, нравственно-психологических и социальных проблем.
В литературном сознании утверждается мнение, что художественное произведение тем лучше, чем больше посвящено внутренней и меньше внешней жизни, что «сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать» (А. П. Чехов).
Внешняя событийность играет третьестепенную роль, сводится к минимуму, позволяя автору сосредоточиться на самоанализе, углублённом постижении характеров и точном воссоздании реалий окружающей действительности. В связи с этим многие писатели строили сюжеты своих произведений на нарочито простых фабулах, пренебрегая перипетиями и уделяя основное внимание «свободным» мотивам, не относящимся непосредственно к ходу событий описаниям, выразительным подробностям внешности, пейзажа или интерьера, диалогам и монологам (в том числе и внутренним), рассуждениям на религиозные, нравственно-философские или литературные темы.
Среди многообразия сюжетов принято выделять три основные разновидности: концентрические, разворачивающиеся вокруг одного конфликта и подчинённые причинно-следственным отношениям («Ревизор» Н. В. Гоголя, «Маскарад» М. Ю.Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М.
Достоевского, «Отчаяние» В. В. Набокова), хроникальные — с преобладанием временной соотнесённости между событиями (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «В поисках утраченного времени» М.
Пруста) и многолинейные, в которых параллельно развёртывается несколько событийных линий, время от времени пересекающихся друг с другом («Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Три сестры» А. П. Чехова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М А.
Булгакова).
Сюжетом (франц. sujet — предмет, тема) называют ход действия и последовательность его развития, которые служат в произведении формой развертывания и конкретизации его фабулы.
Категория сюжета появляется в связи с необходимостью как-то обозначить специфичность предмета изображения в словесном искусстве, которое, в отличие от пространственных искусств, дано не в статике (поэтому, например, «сюжет» и «тема» в пространственных искусствах совпадают или, точнее, четко не дифференцируются: сюжет картины, то есть предмет изображения, скажем, определенный пейзаж в то же время можно назвать его темой), а в динамике, в действии, которое непрестанно развивается. Динамику развертывания изображаемых в произведении событий в свою очередь имеет в виду и категория фабулы, о которой уже шла речь в разделе «Структура и элементы смысловой организации литературно-художественного произведения».
Иначе говоря, общая динамика изображаемого в произведении находит свое проявление, с одной стороны, в действии, то есть в цепочке событий, на которых акцентированное внимание читателя и которые воспринимаются им как фиксированные в своей завершенности отдельные звенья действия, с другой стороны — в действия как таковом, в том движении, которое втягивает в себя все, что изображено в произведении, и, концентрируясь в пространстве и времени изображаемого, набирает в нем форму определенного события: носителем смыслового начала динамики изображаемого, его действенности, выступает в произведении фабула. Фабулу мы воспринимаем в первую очередь как событийную основу произведения, то есть как сумму фактологии (условно реальную) событий, о которых рассказывается в произведении и которые составляют в нем своего рода скелет, или каркас, на котором крепится все представленное в произведении действие и который в большей или меньшей степени может быть абстрагирован от ее чувственно (в массе живых подробностей и конкретных деталей) данной непосредственности (сюжете).
Фабула– это то, что, хотя и существует в сюжете, но полностью с ним не совпадает.
Да, фабула может предшествовать произведению в виде того абстрагированного от него события, которое имело или теоретически могло бы иметь место в чьей-то жизни (например исторические события, которые часто кладутся в основу произведений, анекдоты или типичные житейские ситуации, вроде любовного треугольника и т. п.).
«Фабула, — отмечают Л. С Левитан и Л. М. Цилевич, — это цепочка действий и изменений, представленная в произведении, но мыслимая как несколько внешнее, что могло бы происходить в реальности за пределами произведения.
Сюжет — это та же цепочка действий, но изменений, взятые в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала и до конца произведения.
Как же практически размежевать сюжет и фабулу, как «достать» фабулу из сюжета? Критерий размежевания — возможность или невозможность перевода, «фабула, — это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Фабула оперного спектакля содержится в его либретто, изложенном в театральной программке. Исходное содержание слова «фабула» — басня, сказка, история, перевод. «Сюжет» — означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение. Сюжет — это цель автора, а фабула — средство достижения этой цели». Действительно, очень часто бывают трудно или невозможно пересказывать событийное содержание лирических произведений, в которых фабула чаще всего ослаблена, дается фрагментарно, то есть в силу ассоциативности, быстрого хода впечатлений и чувств, очерчиваемых в произведении, не успевает оформляться в завершенное событие: «сюжет в произведениях чистой лирики… — это динамика переживания, реализованного в поэтическом слове, которое никаким другим словом заменить нельзя. Лирический сюжет не поддается переводу, следовательно — фабула в нем отсутствует (точнее — находит «фрагментарное» проявление)…». Напротив, фабула драматичных произведений, как правило, более четко концентрируется в своей действенности. Разница между сюжетом и фабулой чуть ли не наиболее ярко появляется в случае сопоставления разных произведений одного или нескольких авторов с полностью идентичными или похожими фабулами.
Похожими фабульной основой являются, например, произведения Н. Гоголя «Ревизор» и Г.
Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», сказка «Лимеривна» Марка Вовчок и драма «Лимеривна» Панаса Мирного, о которых уже вспоминалось, произведения разных авторов разных эпох, в основе которых лежит перевод истории жизни популярных легендарных лиц — Прометея, Дона Жуана, Фауста и т.д.
(так называемые «путешествующие» фабулы, которые часто называют сюжетами), разные произведения одного автора, например, Т. Шевченко, в частности поэма «Наймитка» и одноименная повесть, а также повесть, «Варнак», поэма «Княжна» и повесть «Княгиня».
В таких произведениях в подчеркнуто-заостренной форме находит свое проявление основная «…функция фабулы: она создает основание для сравнения, фон восприятия сюжета».
Вступая в произведение как событие, которое кладется в его основу, в самом произведении фабула существует в виде внешней относительно художественного оформления, сжатой и концентрированной схемы основных событий, которая при всей своей всхожести в разных произведениях по-разному конкретизируется и распространяется в их сюжетах.
Если фабула является схемой сюжета, то сюжет является максимальной конкретизацией этой схемы, но при этом не простым ее наращиванием или распространением. Простая разработка схемы, кроме ее детализации и осложнения, ничего не дает. Тем более, сюжет относится к фабуле приблизительно так, как живой организм к своему скелету.
Образы и картины романа оживают только на уровне сюжета, то есть тогда, когда вступает в силу закон взаимодействия характеров с определенными обстоятельствами, когда характеры одних становятся условием раскрытия других, и наоборот, и когда появляется возможность не только равномерного, пропорционального изображения внешних факторов и внутренних состояний, но и подавляющего изображения тех или других».
Сюжет, таким образом, это вся живая последовательность действия, как внешнего (что находит концентрированное проявление в действии), так и внутреннего (связанного с переживаниями, душевными состояниями изображаемых персонажей, и вообще всем тем, что является предпосылкой для вызревания события), которая художественно конкретизирует и образно обогащает фабулу, разворачивает ее во всей полноте, обнаруживая при этом определенную авторскую концепцию действительности и человека.
Проблема соотношения сюжета и фабулы имеет в современном литературоведении и другие пути своего решения, отличающиеся от поданных здесь тем, что, во-первых, часть научных работников считает нецелесообразными введение категории фабулы к системе литературоведческих понятий, поскольку она «не помогает нашему анализу, а лишь усложняет его», во-вторых, существует традиция, согласно которой то, что в принятой здесь системе отражается как фабула, называется сюжетом, и наоборот, то, что здесь определяется как сюжет, именуется фабулой. Сюжет как художественная форма связывания и конкретизации фабульной основы произведения выполняет две основные функции, первую из которых условно можно назвать перипетийной, вторую — характерологичной.
Действие таких сюжетов развивается стремительно, события, которые сменяют друг друга, очерчиваются лишь в самых общих чертах и наиболее часто принимают при этом вид определенных жизненных препятствий, которые преодолевает герой произведения, и которые, в сущности, выполняют одну и ту же функцию — осложнения, драматизации основного события, предоставления ему как можно более острой перипетийной формы. Перипетийная функция сюжета находит яркое выражение в волшебных сказках, приключенческой, фантастической и детективной литературе, менее характерна она для произведений классической, особенно реалистичной литературы. Характерологическая функция сюжета в наибольшей степени обнаруживает себя в произведениях классической реалистичной литературы и связана с такой формой композиционного связывания событий, которая полностью или преимущественно подчиняется цели раскрытия сущности человеческих характеров, типов, к которым привлечено основное внимание читателя в произведении. Действенность таких сюжетов, как правило, ослабленная или заданная заранее (как, например, в «путешествующих» фабулах, где читатель, наверное, знает, чем закончится история, в которой действует Дон Жуан или Фауст), действие развивается медленно и не характеризуется особенными перипетийными осложнениями. На переднем плане изображения — характер, а не событие. Такие сюжеты часто называют историями характеров (их становление, рост, самоутверждение). Разделение сюжетов по функциям достаточную условное и не означает полную функциональную изолированность, невозможность разных форм их сочетания в сюжетах конкретных конкретных. Сравните, как характеризует данную проблему автор одного из учебников вступления в литературоведение Ф. Головенченко: «…через сюжет получают свою организацию две взаимоувязываемые стороны произведения- действенность и характеры (персонажи). Хотя действенность в произведениях настоящего искусства не является конечной целью автора, а сама выступает в роли средства раскрытия характеров, все же связи между событиями и характерами вовсе не простые и прямолинейные, а достаточно сложные и разноаспектные.
Источник: https://stydopedia.ru/2x98a9.html
Сюжет и фабула. Единицы сюжета и фабулы. Примеры взаимодействия сюжета и фабулы. Классификация сюжетов
- последовательности, которая характерна для реальной действительности, потому фабулу и называют «выпрямленным» сюжетом. Одно и то же фабульное событие может приобрести совершенно разные сюжетные смыслы в зависимости от того, как, какими словами оно будет рассказано
Сюжет и фабула
- Отличают фабулу от сюжета по следующим признакам:
- 1) последовательностью изложения событий, которые в тексте описываются не так, как они происходят в жизни, с пропусками важных звеньев, с перестановками, с инверсией, с последующим узнаванием, обратно;
- 2) мотивировкой рассказа — как воспоминание (“Зачарованная Десна” О Довженко), видение, сон (“Сон” Т Шевченко), дневник (“Робинзон Крузо” Д Дефо), рассказы человека “М. Шолохова);
- 3) субъектом повествования — от первого и второго лица, от автора, не проявляет своего присутствия, от автора, проявляет свою эмоциональную настроенность, от имени биографического автора, рассказчика-маски.
Классификация сюжетов
интересные и развлекательные
хроникальные и концентрические
внутренние и внешние
традиционные и странствующие (бродячие)
интересные и развлекательные Сюжеты
- Интересными считаются сюжеты, исследующие жизнь, открывают в нем то, что скрыто от человеческого глаза в произведениях.
- Развлекательными сюжетами являются неожиданные, случайные события с эффектными перипетиями.
хроникальные и концентрические сюжеты
- Хроникальный сюжет — характеризуются тем, что события в произведении изображаются в хронологической последовательности. Цель такого изображения — показ роста духовного развития личности главного героя. Обычно хроникальный сюжет встречается в автобиографической, мемуарной литературе.
- Противоположный хроникальному концентрический тип сюжетов предполагает наличие событийного центра (или центров), без которых весь остальной событийный ряд теряет смысл. Концентрический сюжет представляет собой цепочку событий, каждое из которых является следствием предыдущего, и причиной для последующих событий. Цель автора — показать противоречия своего героя, сложность его внутреннего мира. (Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»).
внутренние и внешние сюжеты
- Внешние сюжеты раскрывают характеры через события, поступки, они основываются на интригах, перипетиях. Внешние сюжеты были популярны в античной литературе.
- Внутренние сюжеты раскрывают характеры косвенно, сосредотачивают внимание на изменениях в психике персонажей, диалектике души. Это то, что происходит вокруг главного героя и с его непосредственным участием. Внутренние сюжеты у новеллах М. Коцюбинского «Цвет яблони».
традиционные и странствующие сюжеты
- Бродячие сюжеты — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Они встречаются в мифах, сказках, баснях, анекдотах,
- Традиционные сюжеты аккумулируют опыт человечества, накопленный тысячелетиями. Они являются своеобразной формой универсальной памяти, которая хранит и осмысливает человеческий опыт. (Мифологические — Прометей, Пигмалион, литературные — Гулливер, Робинзон, Дон Кихот, исторические — Александр Македонский, Юлий Цезарь, легендарно-церковные (Иисус Христос, Иуда Искариот).
Единица сюжета и фабулы
- Простейший элемент сюжета — «отдельное движение или жест человека или вещи, в том числе душевное движение, произносимое или мыслимое слово». Простейшая единица фабулы — мотив или событие.
Структура сюжета
Сюжетные элементы
- Основные:
- Экспозиция
- Завязка
- Развитие действия
- Кульминация
- Развязка
- Факультативные:
- Пролог
- Эпилог
Структура сюжета
- Экспозиция — это описание событий, предшествующих завязке. Основные функции — ознакомление читателя с обстановкой, в которой будут разворачиваться события, с персонажами, с историей их жизни. Она может присутствовать в художественном произведении и занимать целые главы произведения, а иногда может ее и не быть. (Гончаров И.Р «Обломов», с 1-10 гл. — экспозиционная функция). Бывает нетипичное расположение экспозиции в художественном тексте (Гоголь «Мертвые души» — экспозиция в середине произведения, 11 глава).
Структура сюжета
- Завязка — это событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации, иначе говоря, завязка — это отправной момент в развитии сюжета.
- Развитие действия — события, которые постепенно разворачиваются от завязки до развязки конфликта.
- Кульминация — момент наивысшего напряжения конфликта, имеющее решающее значение для разрешения конфликта, это пик в развитии событий.
- Развязка — события завершающие и разрешающие конфликт. Иногда развязка совпадает с финалом. Иногда, если финал открытый, развязка может отсутствовать
Факультативные сюжетные элементы
- Прологом может быть сцена или эпизод, раздел для раскрытия важных философских и морально-соприкасающихся проблем.
- Эпилог — заключительная часть произведения, которая рассказывает
Источник: https://vunivere.ru/work78375
Сюжет и фабула произведения: их соотношение и примеры
Сюжет и фабула произведения — понятия соотносительные, взаимно дополняющие друг друга. В литературоведении существуют разные точки зрения на их природу и соотношение: 1) “под сюжетом разумеется уже совсем готовое содержание, т.е. сценариум со всеми подробностями, а фабула есть краткий рассказ, лишенный всяких красок” (А.Н.
Островский); 2) напротив, фабула представляет собой целостную систему событий, во всей их исчерпывающей полноте (“как в жизни”), а сюжет — это краткое схематическое изложение; 3) сюжет является художественно целесообразной системой событий, а фабула — выпрямленный сюжет, то есть те же события, но в их естественном порядке.
При этом направление событийного плана может совпадать в сюжете с фабульным, а может и отличаться от него; в первом случае мы имеем прямую, во втором фигурную сюжетную композицию (например, в «Илиаде» Гомера сюжетная композиция прямая, а в «Одиссее» — фигурная, «рамочная»); 4) представители формальной школы в литературоведении (В.
Шкловский, Б. Томашевский, Л. Выготский) именовали фабулой так называемый «практический ряд», т.е.
отобранную писателем и подлежащую преобразованию в “поэтический ряд” реальную действительность, а сюжетом — совокупность необходимых для этого художественных приемов;
5) наконец, согласно так называемой негативной точке зрения, понятие фабулы избыточно или, по крайней мере, синонимично.
Наиболее продуктивной представляется третья концепция, дающая возможность сопоставить объект художественного изображения с его результатом и, в конечном итоге, реконструировать идейный замысел писателя. Ее в настоящее время разделяет большинство отечественных и зарубежных литературоведов.
Сюжет — это цепь цепляющихся друг за друга событий, которые автор располагает в оптимальной для него последовательности, обнаруживая тем самым свое активное присутствие в поэтическом мире созидаемого произведения.
Как писал еще в 30-х гг. XX в. талантливый марксистский литературовед Иван Виноградов, “… писатель выбирает и соединяет события так, чтобы обрисовать людей в их отношении с нужной ему стороны и в нужном ему освещении”.
В этом рассуждении легко можно было усмотреть далеко небезобидную, с точки зрения господствововавшего в ту пору вульгарно-социологического метода, полемику с общепринятой аксиомой, согласно которой писатель выступает не сам по себе, но исключительно как рупор породившего его класса. Подобное вольномыслие скорее всего и привело к репрессиям, которым ученый был впоследствии подвергнут.
Весьма поучительный интерес для современного читателя представляет предложенный в данной работе И. Виноградова яркий нетривиальный анализ сюжета “Отцов и детей”. «…Сюжет “Отцов и детей” распадается на две группы событий. Это, во-первых, история взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем.
Другой ряд событий — это отношения Базарова (и Аркадия) с Одинцовой. Обе группы имеют своей целью показать несостоятельность взглядов Базарова.
Сюжетная линия Базарова, как она развернута в романе, — это линия крушения базаровского нигилизма даже в том ограниченном содержании, какое в него вложил Тургенев. Базаров, отрицая любовь, сам влюбляется в Одинцову и, насмехаясь над дуэлью, сам дерется на дуэли.
Тургенев это практическое крушение идей Базарова делает кульминационным пунктом и в той, и в другой группе событий. Автор как бы говорит своим романом: за Базаровым нельзя идти, потому что он сам за собой не идет”.
«Тургенев, — заключает свои размышления И. Виноградов, — в последний раз излагает здесь от себя то, что самой образной системой доказывал на протяжении романа: незыблемость «вечных» идеалов, с которыми пытался бороться Базаров…
Роман, в сущности, и является борьбой «головных» отрицательных теорий с могучей силой любви, с неизъяснимой красотой природы, со всем сплетением хотя и «старых», но живых и теплых человеческих чувств, — борьбой, кончающейся победой «человечности», «природы», “красоты” над “нигилизмом”.
Работа над сюжетом и фабулой, как правило, начинается с темы, в известной мере предопределенной замыслом произведения. Каждый писатель имеет свои тематические предпочтения благодаря обстоятельствам его частной и творческой жизни.
С темой приходит фабула или, чаще всего, ее основные моменты (фабульная схема), костяк, который постепенно обрастает «мясом» сюжетного материала. Фабульные схемы, наметки будущих полнокровных сюжетов писатели нередко заготавливают впрок, загодя именуя сюжетами. Источники обретения сюжетного материала разнообразны, как сама жизнь.
Это может быть, прежде всего, личный опыт писателя, который не только сидит за письменным столом, но и живет в окружающем его пестром мире.
Самым автобиографичным родом литературы по праву считается лирика, применительно к которой, в связи с неразвитостью событийного плана, иной раз пользуются малопродуктивным понятием “точечного” (неразвернутого во времени) сюжета.
Тем не менее сюжет в лирике встречается и в собственном смысле, особенно в произведениях иносказательного характера, повествуется в них о неких умозрительных символах (“Тучи”, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…
», «Кинжал» и многие другие стихотворения стремящегося к объективной манере письма одного из самых субъективных русских поэтов Лермонтова) или о случаях, приключившихся с автором лично (его же «Нищий» и «1-го сентября»).
Столь же автобиографично фабульное зерно лермонтовской «Тамани», «Первой любви» и “Вешних вод” И. Тургенева, «Крейцеровой сонаты» и “Дьявола” Л. Толстого.
Ставший бестселлером XVIII века автобиографический роман Гёте «Страдания молодого Вертера» воспроизвел перипетии из личной любовной драмы писателя с такой безоглядной откровенностью, что выведенным в нем Альберту и Шарлотте Кестнерам, атакуемым фанатичными паломниками, ринувшимися после прочтения романа к месту описанных в нем событий, пришлось сменить фамилию!
Повышенным писательским спросом как источники лихо закрученных самой жизнью фабул заслуженно пользуются анекдотические происшествия, ставшие достоянием широкой огласки или рассказанные конфиденциально. Неиссякаемый запас “новых старых” сюжетов составляет сама художественная литература.
Это, во-первых, хорошо забытые сюжеты второстепенных и третьестепенных писателей, к которым как к своим собственным обращаются гении (значительная часть произведений У.
Шекспира, “Фауст” Гёте, сюжет которого, основанный на народной легенде о продавшем дьяволу душу чернокнижнике, был использован в анонимной “народной книге” 1587 года и — скорее всего параллельно с ней — в трагедии Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста» в 1588—1589 или 1592 г.).
И это, во-вторых, так называемые “вечные сюжеты” — самого разного происхождения: мифологического, в том числе и библейского (о Прометее-огненосце, Иосифе и его братьях, о блудном сыне), фольклорного и легендарного (к легенде о Дон Жуане, осложненной мифологической историей об оскорбившем мертвеца грешнике, обращались Тирсоде Молина, Мольер, Байрон, Пушкин, А.К. Толстой, Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева. P.M. Рильке, Б. Шоу, М. Фриш и многие другие; к сказочно-мифологическому мотиву о путешествии в загробный мир, “тридевятое царство, тридесятое государство” — Гомер, Вергилий, Данте, Твардовский).
Не менее щедрым источником сюжетообразования считается прошлое человечества, запечатленное в исторических документах и материалах. Так, “Сравнительные жизнеописания” Плутарха породили шекспировского «Юлия Цезаря», а в дальнейшем “Цезаря и Клеопатру” Дж.Б. Шоу и “Мартовские иды” Т.
Уайлдера, древняя ирландская сага об Амлете — шекспировского “Гамлета”, который, в свою очередь, тянет за собой целый шлейф сюжетообразующих мотивов; русские летописи и “История государства Российского” Карамзина — «Димитрия Самозванца» Сумарокова, “Песнь о вещем Олеге” и “Бориса Годунова” Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного», «Царя Федора Иоанновича» и «Царя Бориса» А.К. Толстого. Примеров великое множество.
Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1
Источник: http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/sjuzhet_i_fabula_proizvedenija_ikh_sootnoshenie_i_primery/87-1-0-450