Чем отличаются башкиры от татар

Башкиры и татары: отличия во внешности и характере

Новости и общество 10 ноября 2015

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими.

Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, — всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, — говорят, — единый народ».

И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна — искусственное образование.

Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения — сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались.

Необходимо доказать, что хозяева этой земли — башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

Однако так не получается. Татары и башкиры — один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары — отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Видео по теме

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других.

Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что “отатаренные” башкиры вернулись к своей идентичности.

Тем не менее, более всего в Башкорстане русских — 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов.

В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории.

Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир.

Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга.

Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой.

Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу.

Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать.

Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят “башкирскости” на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения.

Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию.

Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм.

Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского.

Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам.

Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.

Русским всё равно, “башкиризация” наступит или “татаризация” — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости.

А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары.

Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый — субъективный, остальные — вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока — просто лидер.

Гаяз Исхаки — лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин — главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути.

Первый раз — после 1552 года, затем — в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших.

Во время голода, случавшегося при царизме периодически — раз в 3-5 лет, а также во время столыпинской реформы в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство.

Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном — пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

Источник: fb.ru

Deprecated: DEPRECATED: Do not call this method or, even better, use SphinxQL instead of an API in /var/www/www-root/data/www/monateka.com/sphinxapi.php on line 771
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/168262/

Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? В плане языка, например. — 22 ответа



Читайте также:  Чем отличается педиатр от терапевта

В разделе Лингвистика на вопрос А башкиры от татар сильно отличаются? В плане языка, например. заданный автором Пользователь удален лучший ответ это В плане языка не очень. Обя языка тюркские и очень похожи.

Но на лицо — башкиры, в большинстве, сохранили первозданную тюркскую внешность (широкое скуластое лицо, раскосые черные глаза, жесткие волосы) , а татары, веками смешиваясь со славяннами и угорцами, часто бывают голубоглазыми блондинами с ямочками на пухлых щеках..

.

Ответ от Просветиться[гуру]сильно

и внешне и языком, да

Ответ от сложносокращенный[активный]
не очень:) языки у нас схожи:)
Ответ от Группа товарищей[гуру]
Тюрки. В плане языка как мы от поляков.
Ответ от Невролог[активный]
Татары, они русские. По генетике, от урала, до новгородской области, процент татарской крови уменьшается. А, татары которые обозвали себя башкирами создали национальность.
Ответ от Ўный чеболсинец[гуру]А что, национальность всё-таки определяют составом крови? ? Тогда расизм и нацизм имеют все права!! !

И тем не менее, национальность создают Язык мировоззрения и семейно-социальное Воспитание.

Ответ от Ѕадиджа[гуру]
Внешне отличаются. Язык похож.
Ответ от A. Марков[гуру]
отличаются, но при желании понять друг друга смогут…. ведь можем мы понять чеха или поляка….
Ответ от Гузель Янбердина[новичек]
Генетики доказали, что татары и башкиры два разных народа Татары по отцу азиаты а матери местные угры, а башкиры по отцу европейцы (кельты) и местные женщины. По матери мы родственники. А то, что башкиры воинственные, всем известно. Они подчиняли различные племена в свой союз, и это тоже всем известно. Башкиры состоят из 7 семей- разных этносов, тоже все знают. Но не знают, что внутри, между собой башкиры отличали друг друга по цвету волос, а не по тому раскосые глаза или круглые. И еще отличительная черта- от татар, то, что у башкир отсутствует комплекс неполноценности. Все башкиры независимо от цвета волос, очень гордятся своими героическими предками и своим вотчинным правом на землю, т. е. факт зафиксирован! Где? В документах, архивах царских! Башкиры, фактически, единственные в составе Российской империи, имели такое право. И все хотели стать башкирами, поэтому башкиры разные. А татары, по моему наблюдению, “урыс булмай аптырап юрийляр” по русски значить- настоящие татары белокурые, голубоглазые. А если татарин, вдруг узкоглазый и смуглый! О ужас! Зачем меня мама родила я второсортный.
Ответ от Metalik220871[активный]Разница между башкирами и татарамиСовременные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.

До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности.

И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране.

Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир .

Источник: http://22oa.ru/bashkiry-i-tatary-otlichiia/

Какая разница между татарами и башкирами?

Какая разница между татарами и башкирами?

это один народ…. просто их разделили татары, башкиры, казахи, узбеки…. ногайцы

Ну татарский и с узбекским похож во многом, только мягче, впрочем, как и башкирский…. Мы все, по сути, можно сказать, тоже как-то с друг другом родственники.. . в СССР не дели, и не важно было.. .

Вообще-то они воевали друг с другом только в путь.

примерно такая же как между испанцами и португальцами …

одни живут в Казани, другие — в Уфе ))

Надо покопаться в истории, не бывает ничего просто так….

Татарские девушки красивее. Но башкиры определённо умнее. В СССР татар считали самым глупым народом РСФСР.

Этнически неблизкие, но близкие по языку (тюркоязычные) и религии народы.

даже татары спрашивают от куда .вот от местности и понятно о обычаях, привычках, делах (хитрые, простые, честные, ) .молва о той местности передается из поколения в поколение. например волочи живут сволочи.

Такая же как между русским и татарином. Никакой. Если дебил, то это не зависит от национальности.

Разные гаплогруппы Y- ДНК: R1b у башкир и в основном R1a у татар. (Примерно как у германцев и славян).

Истории Башкир около 3000 лет, ну а татары, это не нация, а термин, например как “кавказцы”. Татары появились в результате раздора трёх каганатов Золотой Орды, основной состав этой искусственной нации это — беглые рабы и дезертиры, предатели (отсюда некоторые национальные особенности).

Благодаря этому язык у татар универсальный, как многие знают татар понимают почти все тюркоязычные народы, бесспорно заимствованный у башкир. Вот в принципе и всё, а всё выше написанное вообще ересь. Я докторскую писал по этой теме.

Вот и сравните: Башкиры у которых была уйгурокипчакская письменность почти 700 лет назад и Татары которые возникли как нация лет 300 тому назад, есть разница?

Никакой разницы. Один народ — тюркский. Время сделало свое дело, появились отличия. А корни одни.

Просто у башкир лицо китайское, а славянское

Башкиры (башкирцы) — это сословие на территории Урала. Башгирдами изначально называли предков венгров. Они жили в Башгирдии до конца позапрошлого тысячелетия. Когда они ушли на Дунай, в Башгирдии остались булгары и вотяки. Остатки башгирдов слились с родственными вотяками.

В последующих нескольких столетиях о существовании каких-то башгирдов на Урале никаких сведений нет.

Башкирцы появились по приходу русских — так назвали тюркский народ по территориальному признаку, по сути татар, ранее подданных Казанского хана, Сибирского хана и Ногайской Орды, которые, после падения Казанского ханства, изъявили желание присягнуть к Московскому царю. Их Иван Грозный одарил вотчинными землями.

Слова башкирец и вотчинник в Башкирии были синонимами. Татары умнейший народ. Из татар вышли десятки академиков РАН. Среди них физики, химики, математики: Роальд Сагдеев, Роберт Нигматуллин, Рашид Сюняев, Камиль Валиев, Альберт Галеев, Хамид Гиззатуллин, Ильдар Ибрагимов и др. Башир Рамеев считается отцом советской ЭВМ.

Среди множества разработок Рамеева — ЭВМ «Стрела», серия ЭВМ «Урал». Из татар вышли всемирно известный танцор Рудольф Нуреев, известный кардиохирург Ренат Акчурин, поэтесса Белла Ахмадуллина, композитор Софья Губайдуллина, шахматист Гата Камский, кинорежиссер Вадим Абдрашитов и сотни других известных деятелей науки, культуры и спорта.

Все Тюркоязычные Братья, и нет разницы

Моя бабушка (1898г. рождения) говорила: мы не татары, а Булгары! Я точно не знаю всей истории, потому что её могли переписать, но уверенна, что татары (булгары) — выносливый, талантливый, целеустремленный, народ! Татарами стали называться все тюркоязычные народы, проживающие на территории СССР уже после революции, при Сталине.

Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации.

Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин». Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки, присущие башкирскому языку.

В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана. Существует мнение, что по основным признакам языки схожи на 95%, и к ним метафора «башкиры и татары — два крыла одной птицы» применима больше, чем к самим народностям.

Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Например, для обозначения слова «лягушка» в башкирском используется и баҡа, и тәлмәрйен, тогда как в татарском только бака.

Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть.

Разделение языков произошло в начале XX века, когда в составе РСФСР выделили Татарскую АССР и Башкирскую АССР, и возникла необходимость разграничения народов по административному, этническому, лингвистическому признакам. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени — лексики

Татары с гонором Башкиры примитивные и ранимые

огромная Башкиры и Татары являются Тюркским народом у них было два языка свой и тюркский и у Казахов Киргызов Узбеков тоже самое и их родной язык сильно отличался поэтому они разговаривали на Тюркском языке когда Татары Башкиры Казахи и Т. Д вошли в состав России их язык менялся ближе к Русскому только во Времина СССР их язык максимально был похож у меня в семье почти все знают Древне Башкирский язык

Войдите, чтобы написать ответ

Источник: http://society.ques.ru/questions/kakaya-raznitsa-mezhdu-tatarami-i-bashkirami

Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов

Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков.

Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:

  • Крымские.
  • Волжские.
  • Чулымские.
  • Кузнецкие.
  • Горские.
  • Сибирские.
  • Ногайские и пр.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары».

Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар.

Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам.

Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан.

Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

ЧИТАТЬ: 10 лучших воинов в истории человечества

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Татарин

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Башкирская семья (Семья М. Рахимова)

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Читайте также:  Как покрасить волосы луковой шелухой?

Татарка

Национальная одежда

Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Татары

Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски — жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама — скромности.

Башкиры

Языковые различия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

ЧИТАТЬ: Сколько народов проживает на Северном Кавказе на самом деле

Татарский алфавит

Отличия в лексиконе

Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова кошка, далеко, нос, мать.

Различия в фонетике

В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.

Башкирский алфавит

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования.

Их традиционная религия — это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей.

Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

Источник: http://mefact.ru/chem-otlichayutsya-tatary-ot-bashkir-osnovnye-otlichiya-narodov/

татары и башкиры

татары и башкиры [апр. 18, 2007|01:16 pm]Роберт Ибатуллин
Меня иногда спрашивают, узнав о моём происхождении, чем отличаются башкиры от татар.Отвечаю: татары и башкиры — это как русские и украинцы.Чрезвычайно глубокая и ёмкая аналогия.
Comments:
From: yaff2007-04-18 11:21 am (Link)

И кто из них — кто?

From: propazhe2007-04-18 04:11 pm (Link)

Что еще за “украинцы” такие? Где вы такую национальность откопали?

From: solokso2007-04-18 05:05 pm (Link)

Действительно, мне эта аналогия тоже часто приходит в голову.
Есть свои аналоги Донецка и Львова, свои Гоголи, РПЦ и Украинская автокефальная церковь, стереотипы тоже очень похожи. Свои, условно говоря, “удушающие обьятия”.

From: fortunatus2007-04-19 01:50 pm (Link)

Донецк и Львов — вряд ли, у нас всё-таки нет региональных столиц, Уфа — единственный центр. Хотя, наверное, можно сравнить Юг и Зауралье с Галичиной, а Запад с Новороссией….
Кстати, спрошу у вас как у специалиста — можно ли уфимский разговорный татарский сопоставить с суржиком?

From: psr1913plus162007-04-19 06:08 am (Link)

Это вы, наверное, язык имеете в виду. А как быть с фенотипом? Ведь у татар лицо более европейское, у башкир — более монголоидное. Или это неважно?

From: fortunatus2007-04-19 01:48 pm (Link)

Не только язык, но и историю взаимоотношения культур.
В расовом отношении башкиры неоднородны. Есть и чистые монголоиды, и чистые европеоиды.

From: (Anonymous)2008-10-06 05:42 pm (Link)

посмотри на меня и скажи что я имею монголоидное лицогде вообще такую чушь откапал

осторожней высказывайся, говно

From: (Anonymous)2007-04-22 08:36 am (Link)

Из части башкир сделали татар. Почитайте у Галковского.

From: fortunatus2007-04-22 09:07 am (Link)

Вот только на ДУ не надо мне тут ссылаться, я вас умоляю.
А кого из кого сделали — это вопрос большой и спорный….

From: kg042009-01-17 04:15 pm (Link)

Один мой приятель поехал в Уфу. Остановился на квартире. Хозяйка квартиры, в благодарность за помощь, решила моему приятелю показать местные достопримечательности. Ходили-ходили они по Уфе, и вдруг хозяйка квартиры остановилась, и с благовейным шепотом моему приятелю показывает:
– Смотри-смотри! Настоящий башкир пошел! 🙂

Источник: https://fortunatus.livejournal.com/94578.html

Кто я, татарин или башкир?

Данное исследование никак не претендует на то, чтобы быть историей волго-уральских мусульман, однако, сложность этнической истории и истории общинной идентичности заслуживает некоторого краткого освещения. Национальные идентичности (т. е.

исторически-этнические нации) появились на исторической сцене относительно поздно, всего лишь в начале XX в., а их популярность — это результат внушения в советскую эпоху.

Важным элементом в этом процессе было создание национальных историй, которые отбросили в прошлое (иногда в древность) существование простейших национальных групп, действительно существовало подобное доказательство или нет.

Централизация национальной идеи советского стиля не только выжила во время распада Советского Союза, но и смогла развиться в Волго-Уральском регионе, особенно в национальных республиках Татарстан и Башкортостан. Необходимо добавить, что специалисты по татарской истории за пределами бывшего Советского Союза в немалой степени оставались верны идее национальной истории татар.

В отношении национальных групп волго-уральские мусульмане разделились на две группы: татары и башкиры, каждая из которых с 1920-х гг. приобрела свою собственную «автономную» национальную республику внутри Российской Федерации, а также и сопровождение культурных институтов.

Это умелое разделение, однако, опровергает очень сложную этническую историю в регионе, где мусульманские общества были разделены не столько ошибочными этническими линиями, сколько, возможно, частичным скрыванием некоторыми мусульманами своего происхождения и тонкими религиозными и общими различиями.

Кроме того, использование этнонима «татары» для обозначения самой большой мусульманской группы в регионе также вносит путаницу. Этноним «татары» имеет длинную и сложную историю. Впервые он получил широкое использование в Европе и России после монгольских вторжений XIII в.

для обозначения этих кочевников Центральной Азии (часто ошибочно пишется «тартар», и сегодня до сих пор встречается эта форма). Позже его стали использовать для обозначения центральных азиатов в целом, включая даже маньчжуров и их династию в Китае. В русском контексте он впервые был использован для обозначения центральных азиатов и первых тюркских мусульман-кочевников.

Позже в России этот термин стал употребляться шире, для обозначения центральных азиатов в целом, были ли они тюрками, финно-уграми или сибиряками, были ли они мусульманами, христианами или язычниками. Этот термин также широко использовался для обозначения мусульман Кавказа.

В Волго-Уральском регионе термин «татары» обычно использовался русскими для обозначения местного мусульманского населения, часто видоизменяясь «волжские татары» или «казанские татары».

С поднятием национального сознания многие из этих волго-уральских татар приняли имя «татары» как своё собственное, одни по понятным историческим причинам, другие ради удобства.

В советские времена «татарская национальность» стала включать в себя не только волжских татар-мусульман, но также и крещёных татар (волжские татары-христиане), крымских татар (после изгнания с их собственных земель), астраханских татар (смешанная группа, включающая ногайцев) и сибирских татар (ещё одна смешанная группа).

Некоторые из этих групп имели этническую и политическую историю, не связанную с регионом Средней Волги, как, например, астраханские ногайцы и особенно сибирские татары. Другие, были этнически родственны с волго-уральскими мусульманами, но совсем не были мусульманами (т. е.

крещёные татары), а крымские татары были «брошены» в татарскую национальность после их выселения в Среднюю Азию с целью покончить с официальным существованием отдельной нации крымских татар и представить на обсуждение (хотя бы бюрократически) их требования о том, что их национальные обиды должны разрешаться в рамках советских законов.

Они зачастую жили в регионах, где преобладали мусульмане, особенно на одном из двух берегов реки Камы и на севере Башкирии. Наряду с казанскими татарами и мишарями существовала другая большая мусульманская община, т.н. тептяри. Исторически тептяри были единственной общиной, проживающей в местности Уральских гор с XVIII в., особенно в Башкирии.

Тептяри имели определённые землевладельческие привилегии и, так как изначально не были исключительно мусульманами, стали таковыми к середине XVIII в. После того как советские переписчики тептяр 1926 г.

не посчитали их за отдельную нацию, они зарегистрировали себя либо как татары, либо как башкиры, хотя сегодня всё ещё очевидно существование тептярской идентичности в большей или меньшей степени.

Башкиры — это другая основная мусульманская община в Волго-Уральском регионе. Лингвистическое положение башкир было сложным, т. к. башкиры Северного Башкортостана говорят на диалектах, по существу не отличимых от диалекта казанских татар.

С другой стороны, южные башкиры говорят на несколько другом тюркском диалекте, разделяя многие лингвистические особенности с казахами и туркменами, а литературный башкирский язык основан на этих южных диалектах.

Этническое происхождение башкир непонятно, но они упомянуты в трактате о путешествии Ибн-Фадлана как язычники, и многие учёные считают их произошедшими от средневековых венгров до их миграции в Центральную Европу. В любом случае есть небольшое сомнение, что исламизация башкир связана с исламизацией Золотой Орды под правлением Узбек-хана в XIV в. До XIX в.

многие башкирские общины оставались степными кочевниками, в отличие от татар, и сохраняли многие особенности степных общин Центральной Азии. Первое и главное — они сохраняли систему племенной и клановой идентичности, которая сохранилась и по сей день, особенно в Южном Башкортостане.

Возможно, самая важная особенность сохранения отдельной башкирской идентичности датируется периодом имперской России, когда власти наделили башкир эксклюзивными землевладельческими правами и другими привилегиями. В результате башкиры стали привилегированной общиной, и многие мусульманские (и немусульманские) общины пытались зарегистрировать себя башкирами; часто подобные группы интегрировались в башкирскую клановую и племенную систему.

Так во время имперской России внутри волго-уральской мусульманской общины существовало большое число этнических, общих и исторических различий, которые отличали одну общину от другой. Поскольку эти различия определяли индивидуальные общины, подобные виды идентичности не были неизменными, а скорее были гибкими и иногда частично совпадающими.

Тогда как выражения этнической и общей идентичности были центральными элементами в истории волго-уральских мусульманских общин, учёные имели склонность не замечать религиозного выражения идентичности.

Игнорирование подобных элементов едва ли неожиданно в контекстах методологии советского или постсоветского происхождения и всё ещё распространено в бывшем Советском Союзе, но не менее очевидно в нескольких националистически вдохновленных работах, написанных на эту тему за пределами России.

Этот факт указывает на недостаток упомянутой методологии, так как община появилась естественным образом и была очерчена религиозными условиями среди народов Центральной Азии, традиционно охватывая и волго-уральских мусульман.

Это было в не меньшей степени правдой для мусульман, чем для язычников региона и местных христианских общин.

Очень важно то, что религиозный компонент общинной идентичности был признан в Волго-Уральском регионе, особенно западные учёные признали, что многие волго-уральские мусульмане сохранили универсальную идентичность, будучи «мусульманами», предположительно без отличия самих себя от других мусульман. В действительности, как ещё будет обсуждаться в этой книге, мусульманская идентичность.

Точно также, как они стараются определить исторически неизменное татарское национальное существование, многие современные татарские этнографы часто обозревают гибкость идентичностей среди волго-уральских мусульман.

Из книги Франк Ален Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России. — Казань: РИУ, 2008

Источник: https://shurarb.ru/articles/

Источник: http://tatar-tribun.ru/istoriya-tatar-2/kto-ya-tatarin-ili-bashkir.html

«По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно»

Эксклюзивное интервью известного исследователя генофонда Олега Балановского

Фото: kpfu.ru

Публикации доктора биологических наук Олега Балановского о генофонде разных народов вызывают живой интерес далеко за пределами научного сообщества.

Не стали исключением его исследования генофонда татар, которые вызвали критику у ряда представителей исторической науки в Татарстане. В эксклюзивном интервью «Реальному времени» заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики им. Н.И.

Вавилова РАН рассказал о том, как данные генетических исследований сочетаются с гуманитарными науками, и ответил на возражения татарских историков.

— Чтобы больше к этому вопросу не возвращаться, давайте вначале поговорим о том, какие основные заблуждения есть в обществе относительно исследований генофонда и популяционной генетики.

— Хотелось бы построить разговор в более положительном ключе, нежели в развенчивании мифов. К генетике большой интерес, но ее постоянно путают с другими науками.

Основная причина непонимания заключается в том, что к предметам гуманитарного профиля начинают напрямую применять биологические данные. Генетика — это биология. Она рассказывает, откуда произошли наши тела, а не наши души.

Поэтому прямой перенос генетических данных на историю, этнологию или археологию — невозможен.

— Почему же мы говорим про генофонд славян или татар? Ведь это термины исторические и лингвистические.

— С историками говорить особенно сложно, потому что если прослеживать миграции, то в генофонде оставляют отпечатки лишь самые крупные и массовые миграции. Историки, как правило, изучают те миграции, которые оказали влияние на исторические процессы.

А такие миграции вовсе не обязательно включают большое количество людей.

Поэтому большинство миграций, которые мы знаем со школы, оказали малое влияние на генофонд, а те, которые историки даже не упоминали, иногда оказываются самыми важными для формирования генофонда.

Мы говорим про генофонд славян, финно-угров, тюрков или других групп, потому что каждая этническая группа по совместительству является популяцией. Если люди заключают друг с другом браки, то они образуют популяцию.

Поскольку большинство народов заключает браки внутри себя, то они образуют популяции и к ним можно применять лингвистические наименования — по тем языкам, на которых эти популяции говорят. Другой способ — географические имена.

Популяция такого-то региона, такого-то континента.

— С чем связан ореол сенсационности, который сопровождает открытия генетиков? Это пройдет?

— Еще лет 20 назад мы начинали разговор с журналистами с того, что самая главная сенсация в нашей работе — отсутствие сенсаций. Когда начинались генетические массовые исследования ранее не изучавшихся популяций по ДНК-маркерам, то казалось, что можно найти что-то, ранее неизвестное другим наукам.

Но почти всегда оказывалось, что генетика лишь подтверждает, уточняет и развивает те схемы, факты и закономерности, которые были известны гуманитарным наукам как одна из гипотез и подтверждены физической антропологией. Исследования внешнего облика человека проводились намного раньше генетики.

Генетика, как правило, подтверждает и развивает то, что исследовано физической антропологией.

Читайте также:  Чем отличается биозавивка от химической

Генетика разгадала происхождение цветных в Южной Африке и разошлась с данными археологов по древнейшей истории Европы

— Можете привести примеры, когда генетика помогла историкам решить неразгаданную задачу или подкорректировала взгляды?

— На любой вопрос в истории и других гуманитарных науках есть широкий спектр всех возможных мнений, и что бы генетика ни показала, такое мнение уже было кем-то высказано. Возможно, просто оно не было общепринятым, но генетика уточнила.

Один из примеров, когда генетика показала что-то новое в истории, относится к Южной Африке. Там есть группа населения, которая известна под названием «цветные». Известно, что цветные образовались от смешения разнообразных элементов. Это самое коренное население Южной Африки — койсаны. Это пришедшие туда с севера африканские народы, говорящие на языках банту.

Затем европейцы и прибывшие в XIX—XX веках выходцы из Индии. Эти четыре популяции-источники были известны историкам, но в каком отношении они смешались и смешались ли, это по историческим данным распутать не удалось.

По результатам генетических исследований оказалось, что большинство материнских линий у цветных восходит к койсанам, а большинство вариантов Y-хромосом — европейские. Такая модель встречается в тех случаях, когда миграции смещены либо в сторону мужчин, либо в сторону женщин. Если в переселенческой группе больше мужчин, то они берут в жены местных женщин.

Новым для историков оказалось, что вклад миграции из Индии оказался сравнительно небольшим. Пришедшие с севера африканские популяции тоже внесли меньший вклад, чем коренное население.

Но мне гораздо интереснее говорить не про историю, а про археологию. Потому что чем дальше в глубь времен, тем меньше письменных источников.

И там, как это ни парадоксально, генетикам легче работать, потому что те события и хронологические отрезки, с которыми мы работаем, измеряются десятками и сотнями поколений.

Уйдя за одну-три тысячи лет до нашей эры, мы оказываемся в той сфере, где исторических данных мало, зато на этой глубине хорошо работают генетические данные.

Есть большая проблема, где генетика, как кажется, даже противоречит археологическим данным. Это проблема формирования генофонда Европы. Есть три основных этапа его формирования. Впервые Европу заселили еще в палеолите, и во время последнего оледенения это население сохранилось.

Потом 5—7 тысяч лет назад с Ближнего Востока пришли первые земледельцы. В этой части все хорошо согласуется с археологией.

Но затем в бронзовом веке в 3 тысячелетии до нашей эры была массовая миграция в Европу какого-то населения, которые генетически очень сходно с населением, которое в то время жило в восточноевропейских степях, в Причерноморье — там были варианты ямной археологической культуры.

И вот, по генетическим данным получается, что носители этой ямной культуры мигрировали в Западную и Центральную Европу, внеся больше половины всех генов в этот регион. Археологи ничего такого не видят. У них ямная культура — это четко очерченное понятие, со своими артефактами и характеристиками.

Никакого массового влияния ямной культуры на Центральную и Западную Европу большинство археологов не видит. И здесь приходится разгадывать загадку. Может быть, мигрировали не сами ямники, а те, кто на них генетически похожи.

«Башкиры еще более разнообразны внутри себя, чем поволжские татары»

— Ваши публикации, где вы обосновали, что татары волго-уральские, крымские и сибирские обладают разным генофондом, вызвали большой резонанс в Татарстане и вызвали критические отклики историков…

— Это не мы обосновали. Это всегда было известно. Когда мы показывали этот результат антропологам, они реагировали так: «Ну а зачем вы тратите наше время на вещи, которые всем давно известны и самоочевидны».

— И все-таки, в чем основной месседж вашего визита в Татарстан? Это продолжение полемики?

— Цель моего приезда в Казань в том, чтобы попытаться ответить на те вопросы, которые есть у общества. Я читал комментарии у вас в «Реальном времени» и в других изданиях. Читатели задавали хорошие вопросы, но я не мог ответить всем. И когда меня пригласили в Казань, я решил использовать эту возможность для живого диалога.

— Хорошо, татары крымские и сибирские отличаются от татар, преимущественно живущих в Татарстане и соседних регионах. Как бы вы охарактеризовали волго-уральских татар? Насколько их генофонд однороден или разнообразен?

— Однородных популяций нет. Вопрос в степени гетерогенности. В Евразии разнообразие между популяциями в пределах одного народа нарастает с запада на восток. Если взять, например, Францию, то там популяции, отстоящие на пару сотен километров друг от друга, почти ничем не отличаются.

Если мы пойдем на восток, то популяции на том же расстоянии друг от друга будут более разнообразны. Если мы дойдем до Сибири и Дальнего Востока, то различия между ними будут очень большими. Разнообразие татар такое же, как и положено по этой долготе.

По генетическим характеристикам никаких особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно. Только популяции эрзи и мокши ближе к более западным.

— Кого же татары могут считать своими предками?

— Кого им нравится. Как и любой другой народ.

— А генетика что говорит? Кто вложился в татар?

— Бывают исторические или биологические предки. Например, русские прослеживают свою историческую преемственность от Киевской Руси.

Притом, что биологически в части русских популяций, особенно в северных, вклад населения, которое по-славянски не говорило, сопоставим с вкладом славян.

Если пользоваться лингвистическими терминами, то в генофонд русских и восточных славян в целом вложились популяции, которые говорили на славянских, балтских, финно-угорских, иранских и тюркских языках.

Биологически популяции казанских татар, мишарей и кряшен — это плоть от плоти коренного населения волго-уральского региона. Общие предки те же, что и у чувашей, удмуртов, марийцев, коми.

Те же предки, что у и башкир, кроме восточных. Потому что башкиры еще более разнообразны внутри себя, чем поволжские татары.

Там сильнее выражен центральноазиатский компонент, а западные башкиры ближе ко во всему остальному волго-уральскому региону, включая татар.

«Связь биологии с этносом означает не «биологизацию» этноса, а прямо противоположное»

— Чем обусловлено то, что вы разделяете волго-уральских татар на казанских, мишарей и кряшен? Насколько я понимаю, это одна из причин того, что вас неоднозначно воспринимают татарские историки.

— Так это не мы разделяем. Это обследованные нами люди на вопрос, к какой национальности относили себя их бабушки и дедушки, говорили «казанский татарин», или «мишарин», или «кряшен». И это взаимосвязано с тем делением, которое проводят этнологи. А генетики только изучают генофонды этих популяций — выделенных не генетиками.

Во время дискуссии на UNIVER TV я показывал график с результатами генетических исследований, где геном каждого обследованного человека был представлен точкой, а взаимное расположение этих точек отражало сходство геномов разных людей.

Похожие геномы на графике располагаются рядом и формируются кластеры, созвездия геномов. В этом анализе одна чистая генетика, простое сравнение геномов. А уже потом мы можем раскрасить эти точки разным цветом — например, разным цветом раскрасить уроженцев разных регионов России.

Или разным цветом раскрасить геномы людей, исповедующих разные религии. Или разным цветом раскрасить геномы людей, относящихся к разным народам. Понимаете — генетический график остается тем же самым, только мы примеряем на него разные классификации, как разные платья.

И оказывается, что «этническое» платье сидит лучше других.

Ведь если раскрашивать по религии, то связи с генетикой не проявится почти никакой — геномы единоверцев окажутся очень разными. Если раскрашивать по регионам, связь с генетикой будет больше.

А если раскрашивать по этническим и субэтническим популяциям, то выявляется почти полное совпадение: почти каждое созвездие генетического графика окажется состоящим из представителей какого-то одного народа, а в других созвездиях его представители будут встречаться редко.

Но тут нужно четко понимать одну вещь: связь биологии с этносом означает не «биологизацию» этноса, а прямо противоположное. Не популяция формирует этнос — это этнос формирует популяцию.

Не люди общего биологического происхождения формируют этнос — а наоборот, этнос, раз сформировавшись из людей разного биологического происхождения, предрасполагает своих представителей заключать браки чаще всего друг с другом, и тем самым становится популяцией, которая постепенно накапливает отличия от других популяций, приобретая свой уникальный генофонд.

— Если у волго-уральских народов общие предки, то на каком языке они говорили?

— Когда говорили? 10 тысяч лет назад или 5 тысяч лет назад? Этот вопрос не по моей специальности, но есть разные лингвистические школы. Я доверяю ностратической школе Старостина, которая считает, что существует ностратическая макросемья, в которой сформировались индоевропейские, уральские и алтайские языки, включая тюркские.

«У башкир развита родовая структура, и во многих кланах преобладает какая-то одна гаплогруппа»

— В татарской исторической науке распространено мнение, что башкиры — это угры, которые перешли на тюркский язык. Башкирские историки эту теорию отвергают. Что могут сказать генетические исследования об этой проблеме.

— Башкирские коллеги, с которыми мы взаимодействовали, находят подтверждение похожей модели для некоторых башкирских популяций.

Если рассматривать любую популяцию, говорящую на тюркских языках, то она возникла именно таким способом, что местное население перешло на тюркский язык с сохранением местного генофонда и очень небольшим вкладом той популяции, которая принесла тюркский язык.

Эта модель одинакова что для якутов, что для турок и для всех популяций, которые находятся между ними. Всюду вклад тюркской популяции невелик. Разве, что в Саянах и на Алтае это не так.

— Довольно интересно, что среди башкир широко представлена гаплогруппа R1b, более всего распространенная в Западной Европе. С чем это связано? Башкиры дальние родственники кельтов?

— Если все Y-хромосомы можно сравнить с деревом, то каждая гаплогруппа — это ствол, у которого есть ветви меньшего порядка. У башкир встречается три разновидности R1b. И действительно, одна из них особенно широко распространена в Западной Европе, но ее частота у башкир не выше, чем у других популяций Восточной Европы.

Вторая — это вариант, распространенный в степях Восточной Европы, на Кавказе и Ближнем Востоке. И третий вариант, распространенный в степях Евразии. Высокая частота R1b у башкир связана с тем, что сошлись три разных ветви. А еще с тем, что у башкир развита родовая структура, и во многих кланах преобладает какая-то одна гаплогруппа.

Для некоторых башкирских кланов это как раз R1b.

«Общий генофонд, который можно найти у финно-угров, поляков, русских и украинцев, на порядок старше, чем все эти народы»

— На самом деле споры о происхождении народов Волго-Уралья очень напоминают те же споры относительно русских. Каждый раз появляются публикации, где говорится, что вот наконец генетики доказали, что русские — одно с поляками. Потом появляются, такие же публикации, что русские идентичны финно-угорским народам. Где правда?

— Правда, как всегда, везде и нигде. Идентичность генофонда русских с теми же поляками очевидна для генетиков. Сходство с финно-угорскими популяциями точно так же очевидно. Здесь нужно забыть про ярлыки и про желание генофонд объяснить каким-то одним термином.

Особенно неправомочно, когда это термины лингвистические и исторические. У каждого генофонда много корней. Как правило, генофонды старше лингвистических и исторических общностей.

Общий генофонд, который можно найти у финно-угров, поляков, русских и украинцев, на порядок старше, чем все эти народы.

— Часто генетические исследования игнорируют, ссылаясь на несовершенство методов. Что, дескать, через 10 лет методы станут совершеннее, тогда и посмотрим. Что бы вы ответили на такие утверждения?

— Есть некоторые вещи в генетике, которые установлены однозначно и не изменятся. Например, большие различия между северными и южными русскими популяциями были установлены 20 лет назад и не изменились, когда прошло 10 лет.

С тех пор прошло еще 10 лет, и они опять не изменились.

Если исследования по Y-хромосоме, наследуемой по мужской линии, совпадают с исследованиями по митохондриальной ДНК и с исследованиями по всему остальному геному, то есть если какой-то результат получен по всем трем системам, да еще и коллективами разных генетиков, по разным выборкам, то он устойчив и никогда не изменится. Этот результат стоит учитывать и представителям смежных наук. Конечно, если результат получены каким-то одним новым методом, то для полной уверенности стоит подождать его воспроизведения другими методами и на других данных.

Марк Шишкин
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/101476-eksklyuzivnoe-intervyu-olega-balanovskogo-o-genofonde-tatar

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43522683982