Что изучают анатомия и физиология человека. Чем они отличаются?
Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.
Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.
Что такое анатомия
Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».
В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.
Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:
- Нормальная анатомия — наука о здоровом организме;
- патологическая анатомия — дисциплина, которая исследует отклонения от нормы, патологические изменения органов и систем;
- топографическая анатомия изучает послойно анатомические области, проекцию органов на кожу (голотопию), расположения органов относительно друг друга (синтопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и отток лимфы в нормальных и патологических условиях.
Что такое физиология
Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.
Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г., когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.
Виды физиологии:
- Возрастная, которая исследует жизнедеятельность организма человека, образование, развитие и угасания его функций;
- физиология труда изучает профессиональные факторы, которые влияют на жизненные процессы;
- авиационная рассматривает изменения реакций организма в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
- экологическая обнаруживает и изучает реакции в организме при изменении климата и географической среды, увеличение выносливости к неблагоприятным факторам;
- эволюционная изучает процессы физиологии, их механизмы регуляции и развития, сходства в организмах, которые находятся на разных эволюционных ступенях.
Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.
Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту.
Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту.
Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.
На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.
Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий.
Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина.
Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).
Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.
Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (1
Источник: https://animals-world.ru/chto-takoe-anatomiya-i-fiziologiya/
Анатомия — наука о строении человеческого тела и его органов.
Анатомия — очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные.
Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных.
Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело — он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр.
В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.
Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии.
Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия.
После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике.
В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим.
В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.
Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души.
Ученики и последователи Везалия — Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др.
также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).
С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.
В это же время появляется большой интерес к анатомии в России.
Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас.
Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.
В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.
Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.
Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» — взаимозависимость функций органов и их строения.
Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит — идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв — автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.
Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний.
Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов.
Остеология — раздел, рассматривающий костную систему, ангиология — сосудистую, миология — мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология — органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.
В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.
Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.
Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.
Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.
Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.
Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени — компьютеры.
Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/8_klass/nauki__izuchayuschie_organizm_cheloveka/lecture_anatomiya_kak_nauka.html
1 — Анатомия человека как наука
Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре
1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками
Анатомия человека — наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» — рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д.
Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии — описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов.
Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров.
Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей — пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата — динамическая анатомия.
Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.
1.2. Краткая история анатомии
Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней.
Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.
), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.
Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.
К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) — «Канон медицины» — сборник всех научных медицинских сведений того времени.
В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А.
Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии.
Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло.
Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем — в венозные капилляры.
Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.
В 18 веке Д. Морганьи, изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях — гистологию. В 19 веке Т.
Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем.
Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.
Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И.
Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца.
Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.
В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И.
Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф.
Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание.
На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин.
К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н.
Тонков (1872-1954) — основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым.
Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.
1.3. Методы исследования в анатомии
1. Препарирование — самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.
2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.
3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов — например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии — орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.
4. Метод окраски — основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.
5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.
6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия — просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография — получение изображения на специальной пленке.
7. Компьютерная томография — с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.
8. Микроскопические методы — это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.
1.4. Ткани и их виды
Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань.
В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов.
Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.
Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.
Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.
Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами — волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др.
2) поперечнополосатая скелетная — состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов.
3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).
Нервная ткань. Состоит из нервных клеток — нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов — проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции.
Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки.
В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.
1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое
Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный.
Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами.
В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.
Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.
Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого.
Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре
Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.
1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений
2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей — пропорции тела и их связь со спортивными достижениями.
3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.
Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.
4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проекцию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого человека. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.
5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.
6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.
7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.
8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомящие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.
Источник: https://studizba.com/lectures/2-biologicheskie-discipliny/143-uchebno-metodicheskiy-kompleks-po-anatomii/1909-1-anatomiya-cheloveka-kak-nauka.html
Определение предмета анатомия и физиология
1. Определение предмета анатомия и физиология. Связь с другими дисциплинами. Задачи и методы исследования. Краткий исторический очерк развития.
Анатомия является составной частью биологии — науки о живой природе, её формах и закономерностях развития. Анатомия – это наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования ( под воздействием окружающей среды).
Своё название наука получила от метода исследования — рассечения, или препарирования (греч. anateme — рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела.
Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях её организации.
Физиология — наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.
Нормальная физиология изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма.
Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.
Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями.
Они закладывают фундамент для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин: патологической анатомии и физиологии, хирургии, лечебной физкультуры и спортивной медицины и т.д.
Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что, в свою очередь, является основой для успешной борьбы за здоровье человека.
Строение тела человека по системам (костная, мышечная, дыхательная и др.
) изучает систематическая анатомия; на основе уже известных фактов систематической анатомии топографическая (хирургическая) анатомия рассматривает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела (с учетом положения органов и их взаимоотношений со скелетом и между собой); пластическая анатомия объясняет внешние формы и пропорции тела; возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза), т.е. в зависимости от возраста; патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани. Функциональная анатомия рассматривает структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций, что значительно дополняет знания, полученные при рассечении человеческого тела.
Совокупность физиологических знаний делят на ряд направлений: общую, специальную (частную) и прикладную физиологию.
Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности (метаболизм органов и тканей), общие закономерности реагирования организма и его структур на воздействие среды (раздражение, возбуждение, торможение). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.
), органов (сердца, печени, почек и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, кровообращения и др.). Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).
Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности. У древних народов сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи.
Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, свидетельствуют, что им были известны такие органы, как сердце, легкие, печень. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные сведения по анатомии на папирусах. Так, в древнеегипетском папирусе Эберса (ок.2550 г.до н.э.
) «Тайная книга врача», содержатся сведения о строении сердца и кровеносных сосудов.
Наиболее благоприятные условия для развития различных наук сложились в Древней Греции.
Более чем на 2 тысячелетия непререкаемым авторитетом в медицине стал древнегреческий врач и ученый Гиппократ (ок.460-окю377г.до н.э.).
Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека; описал кости крыши черепа и соединения их при помощи швов; строение позвонков, ребер, орган зрения, мышцы, крупные сосуды, внутренние органы.
Однако он не избежал ошибок: считал, что артерии содержат воздух, не отличал нервы от сухожилий, а вены от артерий.
Крупнейшими учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н.э.) и его ученик Аристотель (384-322 до н.э.
)Платон установил, что головной мозг позвоночных животных развивается из передних отделов спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал из внутренние органы, кости, хрящи.
Он уже отличает нервы от сухожилий, знает, что артерии отходят от аорты. Но ошибочно считает, что все нервы органов чувств берут начало в сердце.
Большое влияние на развитие медицины оказала Александрийская школа врачей, возникшая в 3 в. до н.э. Врачам этой школы не только разрешалось вскрытие и препарирование трупов людей с научной целью, но и не запрещалось живосечение (вивисекция) осужденных на смерть рабов и преступников.
В этот период стали известны имена Герофила и Эрасистрата. Герофил описал оболочки мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и их сосудистые сплетения, зрительный нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, лимфатические сосуды брыжейки.
Он опроверг заблуждение Аристотеля, что сердце — орган мышления, окончательно признав эту роль за мозгом. Эрасистрат занимался и анатомией и физиологией. Ему было известно, что артерии содержат не воздух, а кровь, которая их легких поступает в левое предсердие, а затем в левый желудочек сердца и далее к органам.
Он установил связь нервов с головным мозгом, полно описал печень и желчные ходы, сердце и его клапаны, предугадав их назначение.
Самым выдающимся ученым в медицине после Гиппократа стал римский биолог, анатом и физиолог, философ Гален (ок.130-ок.200г), который впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных. Человеческих трупов Гален не вскрывал, т.к. это считалось большим грехом и строго наказывалось вплоть до сожжения на костре.
В результате Гален нередко ошибочно переносил на человека анатомические данные, полученные при вскрытии трупов животных. Гален подробно описал мышцы и кости, выделил типы строения костей, которые почти без изменений приняты и в современной анатомии. Из 12 пар черепных нервов он описал 7. Важные сведения получены о строении головного мозга.
Гален рассматривал анатомические структуры в неразрывной связи с функцией.
Авторитет Галена был так велик, что почти 13 веков анатомию и медицину изучали в основном по его трудам.
Его сочинения получили распространение среди персидских и арабских врачей, блестящим представителем которых был таджикский врач и философ Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037гг).
В книге «Канон врачебной науки» он систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена.
Развитие анатомии в эпоху раннего средневековья тормозит церковь.
Медицина и анатомия изучаются по трудам Гиппократа, Аристотеля и Галена, а врачевание сосредоточено в руках монахов, которым под угрозой отлучения от церкви запрещается производить вскрытие не только трупов людей, но и животных.
Однако интенсивное развитие городов, торговли и культуры в 12-14вв. способствовало дальнейшему прогрессу науки. В Европе возникают первые университеты, где уже в 13в. Открываются медицинские факультеты, которым дается право вскрывать 1-2 трупа в год.
В эпоху Возрождения (15-18вв) был заложен фундамент научной анатомии. Это заслуга величайшего ученого и художника Леонардо да Винчи, бельгийского анатома Андреаса Везалия и английского естествоиспытателя Уильяма Гарвея.
Леонардо да Винчи сделал множество (более 800)очень точных рисунков костей, мышц, внутренних органов, сопровождающихся заметками и описаниями. Он изучал пропорции тела человека, положив начало пластической анатомии; изучал функциональную анатомию двигательного аппарата, особенности детского и старческого организмов.
Основателем анатомии как науки считается Андреас Везалий. В возрасте 22лет он заведовал кафедрой анатомии в Падуанском университете (Италия), в 25 лет получил звание доктора медицины, а в 28 лет опубликовал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела». В них он описал в систематическом порядке скелет, мышцы, связки, сосуды, нервы, внутренности, мозг и органы чувств.
В 16-17вв. уже производились публичные вскрытия трупов человека в специальных помещениях — анатомических театрах.
Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в физиологии.
Испанский врач Мигель Сервет, а через 6 лет и ученик Везалия Коломбо высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды.
После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей открыл большой круг кровообращения (1628г), а также предсказал наличие капилляров между артериями и венами (которые были открыты в 1661г М.Мальпиги).
В 17-18в. происходит не только ряд открытий, но и закладываются основы таких наук, как гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Голландский натуралист Антонии Ван Левенгук изобрел микроскоп, используя который впервые наблюдал и зарисовал сперматозоиды человека, описал эритроциты, бактерии, яйца и зародыши, части и органы более чем 200 видов растений и животных.
Французский философ и физиолог Рене Декарт внес в физиологию представление о рефлексе.
В 18-19вв. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.
19 век ознаменовался рождением трех величайших теорий: клеточной , эволюционной и наследственной.
Основателем клеточной теории является немецкий ученый Т.Шванн , который показал, что основной составной частью растительных и животных организмов является клетка.
В 1859г. вышла в свет книга английского ученого Ч.Дарвина «Происхождение видов», в которой автор обосновал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян.
Основные законы теории наследственности были установлены чешским ученым-монахом Грегором Менделем, заложившим основы современной генетики.
В 1895г. немец В.Рентген открывает Х-лучи, что привело к созданию принципиально нового направления в анатомии — анатомии живого человека, или рентгеноанатомии.
Основателем топографической анатомии является Н.И.Пирогов. Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Пирогов описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Написал «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» и др.
И.М.Сеченов вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сознания, первым изучил растворенные в крови газы, открыл процесс торможения в ЦНС.
На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П.Павлова. Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. За работу в области физиологии пищеварения в 1904г. ему присудили Нобелевскую премию.
В Беларуси в 1921г. в БГУ открылся медицинский факультет. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С.И.Лебедкин. Белорусские ученые Д.М.Голуб за цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы, П.И.Лобко, С.Д.Денисов и П.Г.Пивченко за учебное пособие «Вегетативная неравная система» награждены Государственной премией.
Методы исследования для изучения строения тела человека и его функций.
Для изучения морфологических особенностей человека выделяют 2 группы методов: 1) на трупном материале и 2) на живом человеке.
1)
¾ Метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель и др.) — позволяет изучить строение и топографию органов. Впервые примене Герофилом и Эрасистратом был доведен до совершенства А.Везалием
¾ Метод вымачивания трупов в воде или специальной жидкости длительное время — для выделения скелета, костей и их изучения
¾ Метод распиливания замороженных трупов позволяет изучить взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела. Разработан Н.И.Пироговым.
¾ Инъекционный метод (метод наливки) — введение в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим просветлением паренхимы органа глицерином, метиловым спиртом, вазелиновым маслом и препарированием анатомических структур. Широко применяется при изучении кровеносной, лимфатической систем, бронхиального дерева, легких и др.
¾ Метод коррозии, или разъедания, используется при изучении кровеносного русла, внутренних органов. Заключается в заполнении полостных органов затвердевающими массами (пластмасса, жидкий металл) с последующим разрушением мягких тканей органа (помещают в раствор кислоты или щелочи), при этом сохраняется только слепок
¾ Микроскопический метод — изучение структуры органов при помощи микроскопов.
2)
¾ Рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, томография, ангиография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни
¾ Соматоскопический (визуальный осмотр)- для определения формы грудной клетки, степени развития мускулатуры, искривления позвоночника и др. Используются также ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных частей тела
¾ Соматометрический, или антропометрический — изучение строения тела путем измерения его отдельных частей и расчета их соотношений, определяющих пропорции тела. Метод позволяет определять соотношение мышечной, костной, жировой тканей, подвижность суставов…
¾ Метод эндоскопии — с помощью световодной техники исследуют внутреннюю поверхность дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, сердца и др.
Используются методы ядерно-магнитного резонанса, УЗ- эхолокации, электронной микроскопии и др.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
¾ Метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей
¾ Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, кишечник и пр.)трубки и закреплении ее на коже — изучается секреторная функция.
¾ Метод катетеризации — для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в сердце и кровеносных сосудах. При помощи катетеров вводят лекарственные средства.
¾ Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения органа используют химические или электрические раздражители.
Инструментальные методы: ЭКГ, ЭЭГ, вживление микро-макроэлементов и др.
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервно-сосудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.)
Функции органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создаются необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Источник: http://kursak.net/opredelenie-predmeta-anatomiya-i-fiziologiya/
Что изучает анатомия и физиология Анатомия наука
Что изучает анатомия и физиология? Анатомия — наука, изучающая форму, строение, топографию и развитие организма человека.
Физиология — наука, изучающая процессы, протекающие в органах и системах органов человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма. Части тела человека. Голова: — лицевой отдел; — мозговой отдел.
Туловище: — грудь (передняя поверхность); — живот (передняя поверхность); — спина (задняя поверхность). Конечности: — верхние (плечо, предплечье, кисть); — нижние (бедро, голень, стопа).
Оси и плоскости человека. 3 взаимно перпендикулярные плоскости: — Горизонтальная — делит тело человека на верхнюю и нижнюю половины; — Фронтальная — на переднюю и заднюю половины; — Сагиттальная — на правую и левую половины.
3 взаимно перпендикулярные оси: — Вертикальная — проходит сверху вниз, через середину тела; — Фронтальная (поперечная) — справа налево; — Сагиттальная — спереди назад.
Виды движений: — Вокруг вертикальной оси — возможен любой вид вращения, в том числе пронация-супинация; — Вокруг сагиттальной — наклоны головы вправо-влево, а так же приведение-отведение конечностей; — Вокруг фронтальной (горизонтальной) — возможно сгибаниеразгибание конечностей, поднимание-опускание нижней челюсти, наклоны головы вверх-вниз, вперёд-назад.
Основные анатомические термины.
– Верхний — лежащий ближе к верхнему концу тела человека; Нижний — лежащий ближе к нижнему концу тела человека; Медиальный — лежащий ближе к срединной плоскости; Латеральный — лежащий дальше от срединной плоскости; Проксимальный — лежащий ближе к месту отхождения конечности от туловища; — Дистальный — лежащий дальше от места отхождения конечности от туловища; — Вентральный — лежащий ближе к передней поверхности тела; — Дорсальный — лежащий ближе к задней поверхности тела.
• Орган — совокупность тканей. Каждый орган отличается свойственной лишь ему формой, строением и местоположением в организме и приспособлен к выполнению определенной функции. Например: кость, сосуд, мышца, почка, сердце и т. д. • Cистема органов — это ряд органов, которые имеют общий план строения и выполняют одну большую функцию.
Например: пищеварительная система, дыхательная, мочевыделительная, половая, нервная и т. д. • Аппарат органов — это совокупность органов, выполняющих единую функцию, но имеющих различное строение. Например: опорно-двигательный, мочеполовой, жевательный, эндокринный аппараты.
• Гомеостаз — способность организма к поддержанию постоянства внутренней среды (лимфа, кровь, межклеточная жидкость).
Основные физиологические термины. • Функция — специфическое свойство клеток, тканей или органов, проявляющееся как физиологический процесс или совокупность процессов, например: функция мышцы — сокращение. • Физиологический акт — сочетание нескольких физиологических функций.
• Физиологический процесс — сложный акт, который осуществляется при участии различных физиологических систем организма, например: процесс дыхания, пищеварения.
• Регуляция — взаимосвязанная согласованная работа всех органов и физиологических систем, которые обеспечиваются нервными и гуморальными механизмами, благодаря чему организм функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему.
• Раздражимость — способность изменять свою функциональную активность в ответ на внешний раздражитель, переходя при этом из состояния покоя в состояние активности. • Возбудимость — способность возбудимых тканей отвечать возбуждением на раздражение. Возбудимость характеризуется порогом возбуждения, который можно охарактеризовать по пороговой силе раздражителя — минимальной силе, способной вызвать ответ возбудимой ткани.
• Проводимость — способность проводить возбуждение. • Адаптация — способность организма приспосабливаться к воздействиям окружающей или внутренней среды. • Метаболизм — обмен веществ, совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма).
• Мотивация — это определенное состояние ЦНС, направленное на удовлетворение биологических и социальных потребностей. • Конституция — совокупность морфологических, функциональных и психических свойств человека, обусловленных генотипом и влиянием природных и социальных факторов.
Морфологические типы конституций: — гиперстенический — подгрудинный угол> 90 град. — гипостенический — подгрудинный угол < 90 град. — нормостенический — подгрудинный угол = 90 град. • Возраст — период от рождения до момента исчисления (хронологический возраст).
Биологический возраст — биологическое состояние организма на данный момент времени.
Виды тканей. Ткань — это система клеток и неклеточных структур, обладающих общностью развития, строения и функций. Учение о тканях — гистология. Различают 4 типа тканей: — Эпителиальная; — Соединительная; — Мышечная; — Нервная. I. Эпителиальная ткань (эпителий).
Покрывает внешнюю поверхность тела, выстилает все полости и внутренние органы, входит в состав желёз. Состоит из эпителиальных клеток, лежащих в виде пласта на базальной мембране.
Функции эпителия: барьерно-трофическая, регенерационная, защитная, секреторная, всасывательная, выделительная, дыхательная.
Классификация эпителия: Покровный Железистый 1. Однослойный: 1. Внешней секреции; — плоский; 2. Внутренней секреции; — кубический; 3. Смешанной секреции. — цилиндрический; — мерцательный. 2. Многослойный: — ороговевающий; — неороговевающий; — переходный.
Покровный эпителий. Однослойный. 1. Однослойный плоский — выстилает альвеолы легких, камеры сердца (эндокард), кровеносные сосуды (эндотелий), серозные оболочки (мезотелий). 2. Однослойный кубический — выстилает протоки слюнных желёз, поджелудочной железы, собирательные трубочки почек в несекреторных участках. 3.
Однослойный цилиндрический (призматический) — может быть секреторным и всасывающим. Выстилает протоки желёз, желчный пузырь, почти весь пищеварительный тракт, где в его состав входят бокаловидные клетки, выделяющие слизь, На поверхности клеток микроворсинки, образующие щёточную кайму. 4.
Однослойный мерцательный (реснитчатый) — является многорядным. На свободном конце клеток находятся волосоподобные отростки — реснички, которые находятся в постоянном движении.
Выстилает бронхи, препятствуя попаданию чужеродных частиц, маточные трубы, способствуя продвижению яйцеклетки в сторону матки, желудочки головного мозга и спинномозговой канал.
Покровный эпителий. Многослойный. 1. Ороговевающий — состоит из 5 слоёв: рогового, полоски блестящего слоя, слоя зернистых клеток, шиповатых клеток, базальной мембраны. Например, эпидермис кожи. 2. Неороговевающий (плоский) — имеет 3 слоя (отсутствует роговой слой и слой зернистых клеток).
Выстилает стенки полостей рта, глотки, пищевода, нижней части мочеиспускательного канала, влагалища, наружной поверхности роговицы глаза. 3. Переходный — состоит из 3 -4 слоёв грушевидных клеток, одинаковых по форме за исключением поверхностных клеток, имеющих уплощённую форму.
Он выстилает органы, подверженные сильному растяжению: мочевой пузырь, почечные лоханки, мочеточники, верхнюю часть мочеиспускательного канала.
Классификация желез внешней секреции. 1. По типу экскретов: • Серозные (выделяют белки); • Слизистые (выделяют гликопротеиды, муцины) 2. По характеру выделения: • Голокриновые (при выделении экскрета клетки полностью разрушаются); • Мерокриновые (клетки не разрушаются); • Апокриновые (клетки частично разрушаются). 3.
По форме концевого отдела: • Простые: — трубчатые (железы фундального отдела желудка); — альвеолярные (слизистые, потовые , железы кожи); • Сложные — альвеолярно-трубчатые — (млечные, поднижнечелюстные слюнные железы); — трубчатые с альвеолярными и тубулярными секреторными участками (слюнные железы с множеством разветвлений и протоков).
Виды эпителия: А — покровный; Б — железистый.
II. Соединительная ткань широко распространена в организме, находится во внутренних органах, коже, связках, сухожилиях, оболочках мышц и нервов. Основные функции: защитная, формообразующая (опорная), трофическая, регенерационная. Классификация соединительной ткани: Собственно соединительная ткань: 1.
Рыхлая волокнистая; 2. Плотная волокнистая оформленная; 3. Плотная волокнистая неоформленная; 4. Соединительная ткань, обладающая особыми свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная, слизистая). Специальная соединительная ткань: 1. Опорная (костная, хрящевая); 2. Трофическая (лимфоидная, миелоидная).
Строение соединительной ткани: 1. Клетки: фибробласты, гистиоциты, макрофаги, тканевые базофилы, липоциты, плазматические клетки (ПК), адвентициальные клетки, лимфоциты, пигментные клетки и др. 2.
Межклеточное вещество : — Основное вещество — коллоид, имеющий консистенцию геля, в состав которого входят гликопротеиды и мукополисахариды, способные связывать воду.
– Волокна — коллагеновые (содержат белок коллаген) и эластические (белок эластин).
Собственно соединительная ткань 1. Рыхлая волокнистая соединительная ткань Расположена под кожей, слизистыми оболочками, сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды. Волокна расположены рыхло, следуют в различных направлениях. 2.
Плотная волокнистая неоформленная соединительная ткань — содержит мало клеток и межклеточного вещества, много плотно расположенных волокон, которые переплетаются и следуют в различных направлениях. Входит в состав связок, стенок артерий, лёгких. 3. Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань — плотно расположенные волокна следуют в одном направлении.
Образует связки, сухожилия, фасции, фиброзные мембраны. В большом количестве содержится в склере, роговице глаза, капсуле почки, а так же в оболочках спинного и головного мозга.
Виды соединительной ткани.
4. Соединительная ткань со специальными свойствами характеризуется преобладанием тех клеток, с которыми связано название данной ткани.
Например, в ретикулярной ткани преобладают ретикулярные волокна и ретикулярные клетки, которые своими отростками образуют сеть (остов костного мозга, лимфоузлов, селезёнки и др. ). В жировой ткани преобладают жировые клетки (подкожная жировая клетчатка, сальник, брыжейка).
Слизистая соединительная ткань встречается только у новорожденных в пупочном канатике (вартонов студень). Пигментная ткань содержит много пигментных клеток — меланоцитов (пигментные пятна кожи, родинки, радужка глаза и т. д. ). Специальная соединительная ткань 1.
Хрящевая ткань — содержит клетки: хондроциты (зрелые клетки), хондробласты (молодые клетки) и межклеточное вещество, которое состоит чаще из коллагеновых волокон, реже из эластических. Различают 3 вида хрящей:
• Гиалиновый (стекловидный) — в основном состоит из коллагеновых волокон, голубовато-белого цвета, полупрозрачный и плотный. Покрывает эпифизы трубчатых костей, образует хрящевую часть рёбер, входит в состав наружного носа, гортани, трахеи и крупных бронхов.
• Волокнистый — обладает большей прочностью, чем гиалиновый, но меньшей гибкостью. Имеется в лонном сочленении и межпозвоночных дисках. • Эластический — образуется из гиалинового, но содержит много эластических волокон, которые придают ему жёлтый цвет.
Из него состоит ушная раковина, наружный слуховой проход, надгортанник и некоторые хрящи гортани. 2.
Костная ткань — содержит клетки: остеоциты (зрелые), остеобласты (молодые), остеокласты (макрофаги) межклеточное вещество, которое представлено оссеиновыми волокнами (коллагеновые волокна, содержащие оссеин). Основное вещество пропитано солями кальция и
Различают 2 вида костной ткани: 1. Грубоволокнистая. 2. Тонковолокнистая (пластинчатая). Пластинчатая костная ткань образует компактное и губчатое вещество.
Компактное входит в состав плоских костей и диафизов трубчатых костей, а губчатое — в эпифизах трубчатых костей и между двумя слоями компактного вещества плоских костей. В компактном веществе костные пластинки образуют гаверсовы системы — остеоны.
Остеон состоит из центрального гаверсова канала (содержит сосуды и нервы) и концентрически расположенных пластинок. Между центральным каналом и пластинками находятся остеоциты.
Костная ткань.
III. Мышечная ткань. Различают 2 вида мышечной ткани: 1. Гладкая 2. Поперечнополосатая: скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань (неисчерченная, непроизвольная) — сокращается под контролем ВНС (автономно, независимо от сознания человека).
Клетки — гладкие миоциты собраны в пучки, образуя мышцы, которые располагаются во всех внутренних органах. Сокращается медленно, потребляя мало энергии и не утомляясь. Поперечнополосатая (исчерченная, произвольная) — имеет поперечную исчерченность, многоклеточна, имеет форму длинных цилиндрических нитей.
Сокращается под действием ЦНС (произвольно), быстро, потребляя большое количество энергии, однако быстро развивается утомление.
Виды мышечной ткани
Сердечная ткань так же является поперечнополосатой, но по строению и функциям отличается от скелетной мускулатуры. Она состоит из клеток — кардиомиоцитов, которые с помощью вставочных дисков соединены между собой и обеспечивают сокращение миокарда, как единого целого. Сердечные мышцы сокращаются независимо от сознания человека. IV. Нервная ткань.
Состоит из нервных клеток — нейронов и нейроглии. Нейроглия состоит из макроглии и микроглии. Клетки микроглии — глиальные макрофаги. Клетки макроглии (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) заполняют пространство между нейронами и выполняют опорную, секреторную, трофическую, защитную и др. функции.
Нервная ткань образует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, их окончания, нервные узлы — ганглии).
Нейрон имеет тело и отростки — дендриты (короткие, их несколько), воспринимающие нервный импульс и аксон (длинный отросток, он один), проводит импульс к рабочим органам. Аксон покрыт оболочкой — неврилеммой, которая образована шванновскими клетками (леммоцитами). Границы леммоцитов (сужения) — перехваты Ранвье.
Различают 2 вида оболочек нейронов: мякотные (миелиновые) и безмякотные (безмиелиновые). Миелиновая оболочка содержит миелин (липопротеид), который придает волокнам белый цвет, покрывает его в виде муфты и является изолятором, нервный импульс при этом распространяется только по перехватам Ранвье, достигая скорости — 70 -120 м/с.
По безмиелиновым нервный импульс распространяется гораздо медленнее — со скоростью 3 м/с.
Нервная ткань
Нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями. Виды нервных окончаний: 1. Чувствительные (сенсорные, рецепторы) — воспринимают раздражения из внешней среды или внутренних органов. 2. Двигательные (моторные) — передают импульсы к тканям рабочих органов. 3.
Межнейронные контакты (синапсы) — образуют контакты между нейронами. Виды нейронов по количеству отростков: 1. Униполярные (однополюсные) — имеют 1 отросток, аксон. 2. Биполярные (двухполюсные) — 2 отростка, аксон и дендрит. 3. Мультиполярные (многополюсные) — 3 и более отростков. 4.
Псевдоуниполярные (ложные однополюсные) — когда от общего выроста клетки отходят 2 отростка: дендрит и аксон.
Виды нейронов по функции: 1. Афферентные (чувствительные, сенсорные, рецепторные) — несут импульсы от рецепторов к рефлекторному центру. 2. Эфферентные (двигательные, исполнительные) передают импульс от ЦНС к рабочим органам (эффекторам). 3. Вставочные (промежуточные, ассоциативные, контактные) — связывают чувствительные и двигательные нейроны.
4. Центральные — работают в ЦНС. 5. Периферические — работают на периферии. 6. Соматические — образуют нервы, иннервирующие органы опорно-двигательного аппарата и кожи. 7. Вегетативные — образуют нервы, иннервирующие внутренние органы. 8. Секреторные — способны выделять специфические гормоны, согласовывая работу нервной и эндокринной систем.
Источник: http://present5.com/chto-izuchaet-anatomiya-i-fiziologiya-anatomiya-nauka/