Чем отличается конфликт от спора

Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия

Если люди не соглашаются друг с другом и вступают в дебаты, то такое понятие именуют спором. При этом принято выделять различные обстоятельства, при которых люди дискутируют. Важно является ли обсуждение публичным и к чему стремятся стороны.

Прийти к единому мнению или выйти в общении победителем. Стиль ведения беседы и конечный результат определяют понятия. В разговоре любое разногласие объединяют под словом спор. В литературе каждое из понятий: спор, дискуссия и полемика имеют свое значение.

Разделим понятия и разберемся в отличиях.

Что такое спор?

У понятия спор множество синонимов — это разногласие, противоречие, ссора. С этим явлением сталкивался каждый из нас. Спорят по мелочам, важным вопросам. Столкновение происходит в результате отличных мнений. Во время беседы присутствуют двое или более человек. Подобное обсуждение называют диспутом, полемикой или дискуссией. Но, это не верно.

Что же такое спор? Это противопоставление сторон, возникающее спонтанно, без предварительной договоренности об обсуждении конкретного вопроса.

К спору не подготавливаются заранее, не собирают материалы и доказательную базу. Достаточно не согласится с мнением одного из дискутирующих, чтобы завязалось обсуждение.

В споре человек опирается на опыт, полученные знания. Редко предоставляет конкретные данные: цифры, исследования, примеры.

Спор проявляется в двух формах. Первый вариант — это устные ссоры. Такие разногласия ограничены по времени. Заканчиваются при нежелании второй стороны дискутировать или при окончании встречи.

Вторая форма — письменная. Такие споры длятся бесконечно. Выражаются в составлении писем, заявлений, петиций, протестов, которые отравляются на адрес оппонента.

Вторая сторона не может прервать поток письменных сообщений.

Люди, вступающие в спор, действуют по разным причинам. Кому-то важно доказать истину убеждений, кто-то просто заполняет свободное время. Лидеры стремятся одержать победу.

Почему человек вступает в спор и поведенческую линию людей изучают такие науки: конфликтология и психология. При этом нельзя относить спор к негативному явлению.

Достаточно вспомнить мудрость, что «в споре рождается истина».

Дискуссия, что это?

Вспомните встречу на работе, где собираются начальники отделов и пытаются прийти к решению вопросу. При этом каждый из них приходит с отличным мнением. По итогам этого собрания находится приемлемый вариант, который решает проблему. Но, это не означает, что участники встречи поменяли мнение. Если вам знакома эта ситуация, значит вы принимали участие в дискуссии.

Что же означает дискуссия на научном языке? Это публичное собрание людей, где обсуждается конкретная тема. Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу.

Но, при этом стремятся прийти к единому мнению, найти выход из ситуации. Дискуссия не предполагает победителей или проигравших.

Чтобы склонить оппонента на свою сторону участники беседы используют факты, подготавливают отчеты, предоставляют расчеты и другие убедительные доказательства.

Дискуссия считается одним из эффективных методов убеждения. За короткий промежуток времени выслушивается несколько идей. Чтобы убедить собеседников, достаточно правильно подготовиться, собрать факты и доказательства.

Что означает понятие полемика?

По значению полемика недалеко ушла от спора. Во время обсуждения проблемы люди оказываются по разные стороны баррикады. Против одного мнения выставляется абсолютно противоположное. Начинается беседа, именуемая полемикой. Что означает это понятие?

Это обсуждение спорного вопроса, которое в отличие от дискуссии не ведет к примирению сторон. Задача каждого из дискутирующих — это одержание победы.

Здесь нет общего мнения, только одно правильное, в котором победитель убедил других участников беседы. Остроумный, решительный и хваткий полемист выигрывает в таком сражении.

Слабовольный и застенчивый человек не в состоянии противится такому напору.

Под полемикой понимают отдельную науку, которая учит влиять на людей, убеждать, склонять на нужную сторону. При этом слов не достаточно. Человек, желающий выиграть спор, представляет неоспоримые факты и мощные доказательства. Полемистов обучают тактикам, стратегиям, психологическому влиянию на собеседника.

Какие бывают виды спора?

Если оттолкнуться от научных понятий, то становится понятно, что спор — это не просто противопоставление двух мнений. Это тонкая, умелая борьба, которой обучаются. Полемисты умеют отличать истинную дискуссию, находят лазейки, выходят победителем в любой ситуации.

Какие бывают виды спора?

Дискуссия с целью найти истину. Возникает в результате обсуждения темы людьми, хорошо разбирающимися в ситуации. Для правильного решения вопроса искусственно сталкиваются отличные мнения. К такому спору стороны тщательно подготавливаются, приносят доказательства, обосновывают точку зрения.

Обязательное условие участия в такой дискуссии — это профессиональное знание темы и желание прийти к истине. Цель спора — это поиск единственного правильного решения. Одна из сторон убеждает другую путем предоставления неоспоримых фактов и доказательств.

Конфликтующий соглашается не под давлением или ораторскими умениями собеседника, а под научными подтверждениями.

Полемика с целью убедить противника. Здесь сторона действует по разным причинам. Первый вариант — это четкое убеждение в правоте. Второй — это необходимость склонить собеседника на нужную сторону. При этом полемист не разделяет эту точку зрения, а действует по приказу начальства либо в силу других обстоятельств.Спор с целью выйти победителем.

Мотивы организатора дискуссии разнообразные. Неуверенные личности подавляют другого человека желая самоутвердиться. Либо спорят по заданию начальства, долгу службы. Еще один вариант добиться победы путем спора — это работа на публику. Стоит задача организовать громкую и фееричную победу. При этом методы достижения желаемого не учитываются.

Победа в споре достигается любыми путями.

Дискуссия ради спора. Такой человек вступает в любые обсуждения, поддаваясь спортивному интересу. Задача дискутирующего поучаствовать в полемике. При этом человек может не разбираться в теме, быть далеким от проблематики обсуждения. Не важно, кто выступает с обратной стороны, и какими качествами обладает.

Для такого человека спор — это вид спорта, где важно не только участие, но и победа, возможность блеснуть знаниями и красноречием. Посмотрите на свое окружение, такая личность есть в каждой компании. При первом столкновении человек производит впечатление эрудированного и знающего человека.

После нескольких дискуссий понимаешь, что за громкими фразами скрывается незнание темы и пустота. Старайтесь не вступать в подобные дискуссии, решение вопроса в таком обсуждении вы не найдете. К описанной схеме прибегают в подростковом возрасте.

В этот период ребенок стремится вырваться из-под опеки взрослых и отстоять мнение.

Приведенные виды условные и редко встречаются в чистом виде. При этом изначально начавшийся спор может повернуться в любую сторону. Во время дискуссии поднимаются бытовые, личные, семейные вопросы, социальные темы.

В последнем случае отстаиваются интересы групп лиц. К таким дискуссиям готовятся заранее, привлекают к обсуждению знающих людей и умеющих вести переговоры. Спор забирает время и отнимает силы.

Вступайте только в те дискуссии, которые имеют социальное значение. Не растрачивайте энергию по пустякам.

В классическом варианте разногласие возникает между двумя сторонами. Данная дискуссия выливается в диалог.

Если при обсуждении присутствует более двух человек, имеющих разную точку зрения, то спор называется полилог.

При этом не важно, ведется дискуссия за закрытыми дверьми или участники полемики выступают публично. К сбору общественности прибегают, когда стоит цель повлиять на мнение спорящих людей.

Психология выделяет еще один вид дискуссии. Это спор с самим собой. Такой человек вступает в конфликт с собой, ведет внутренний монолог. Данное состояние не считается отклонением.

Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда приходится принимать важные решения. На результат влияет множество факторов: личные убеждения, влияние со стороны.

В итоге человек убеждает сам себя, спорит, находит доводы, ведет монолог.

Значение понятий в современном мире

Полемика и дискуссия имеют важное значение в деловом мире. Трудовая деятельность предполагает контакт с другими людьми, умение выделять важные вопросы, проводить опросы, собирать доказательства и приводить других к правильному решению. Полемистом называют человека, обладающего такими качествами:

эрудированностью;высокими знаниями в выбранной теме для спора;нестандартным мышлением;

навыками общения и убеждения.

Такой человек умеет организовывать встречи, собирать нужных людей и готовить доказательную базу. Чтобы организовать полемику по конкретному вопросу, выполняются следующие действия:

Выбирается тематика для обсуждения. Учитывается отправная (правильная) точка зрения. Прорабатываются возражения по этой теме. Участники полемики должны понимать, какая проблематика обсуждается.Подготовка к вопросам и ответам. Чтобы беседа проходила живо и привела к результату, проговариваются проблемные вопросы.

Для этого организатор вытягивает присутствующих к обсуждению, подбрасывая «горячие» темы. По выполнению двух пунктов у полемиста на руках должен быть четкий сценарий беседы.Полное владение темой. При необходимости организатор обращается к специалистам в выбранной тематике. При изучении вопроса узнает о противоположных теориях, точках зрения.

Обрастает знаниями, повышает эрудированность и приходит к четкому мнению.

Владение ситуацией. Организатор обладает умением слушать и слышать, направляет беседу в нужное русло. Полемист проводит обсуждение в объективном русле, держит главную линию, отметает второстепенные вопросы.

При проведении дискуссии цель организатора заключается в погашении конфликтов. В результате участники не должны испытывать эмоциональное напряжение. Итог — это желание дискутирующих встретится для дальнейшего сотрудничества и обсуждения вопросов.

В чем же основные отличия между тремя значениями? Прежде чем подводить итог, отметим, что существуют сходные понятия:

Диспут. По теории понятие схоже с дискуссией. Основное отличие — это обсуждение научного или общественного вопроса. Ранее понятие означало только отстаивание научной работы. Обсуждение проходило публично.Дебаты. Слово знакомо по политическим передачам, заимствовано из французского языка. Участники разных партий обмениваются докладами, после чего вступают в дебаты.

Прения. Это последствия выступления человека с публичным сообщением, заявлением. При несогласии с мнением оратора возникают вопросы, обсуждения. Распространенное явление при проведении конференций или собраний.

Описанные понятия уже выходят из трех основных: спор, дискуссия и полемика. По сути — это схожие значения, поскольку причина возникновения их единая. При наличии разных мнений появляются спорные ситуации. Чтобы прийти к общему знаменателю используют дискуссию. Грамотное отстаивание своей правоты — это полемика. Спонтанно возникшее обсуждение называют спором.

Источник: https://sunmag.me/sovety/20-01-2014-spor-diskussiya-polemika-razdelyaem-ponyatiya.html

Конфликт и ссора: в чем разница?!

В эти предновогодние дни мне часто вспоминается замечательный кинофильм “Карнавальная ночь” с очаровательной Людмилой Гурченко и ее “Песенка про пять минут”:

Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре!
Пять минут, пять минут, помиритесь те, кто в ссоре!
Пять минут, пять минут — разобраться если строго,
Даже в эти пять минут можно сделать очень много!
Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре,
Помиритесь те, кто в ссоре!

Давайте попробуем посмотреть на выход из ссоры в эти последние предновогодние недели? Но вот как определить разницу между конфликтом и ссорой? А ведь еще есть споры, дискуссии, разногласия, выяснения отношений …?!

В психологии конфликт определяется следующим образом: это острое разногласие нескольких (двух и более) заинтересованных сторон, сопровождающееся переживанием негативных эмоций хотя бы одной из сторон.

Такое разногласие может быть вызвано как реальными, то есть объективными причинами (недостаток ресурсов, необходимость срочного изменения текущей ситуации), так и субъективными (различное видение ситуации, различия в целях, приоритетах).

Конфликт означает необходимость изменения, неудовлетворенность хотя бы одной из участвующих сторон существующими обстоятельствами или направлением развития ситуации.

В идеальном мире партнеры и близкие люди вполне возможно и оценивают все происходящее с ними и вокруг них одинаково. При этом схожим образом реагируют на происходящее, не вступая в конфликт друг с другом. Но реальность богаче мечты и хорошо умеет создавать серьезные противоречия даже в самых мирных и любящих парах.

Вопрос тут не в наличии противоречия, а в способах его разрешения. Давайте повнимательнее посмотрим на механику конфликта как явления. Возможно ли, что позитивное движение к разрешению противоречия заложено внутри самой ситуации?

Мы договорились, что несогласие по поводу чего-либо это еще далеко не конфликт. Это пока только несогласие.

На этом этапе его можно обсудить, разрешить, проигнорировать, не заметить, отложить на будущее … Конфликтом это несогласие становится, когда одна из участвующих в ситуации сторон начинает испытывать недовольство, то есть негативные эмоции по поводу или самой ситуации или другой участвующей стороны.

В идеальном мире мечты недовольная сторона обладает эмоциональным контролем высокого класса. Она способна быстро и внятно сформулировать свои ощущения, не переводя их в претензии и обвинения партнеру. Более того, пригласить партнера к конструктивному диалогу на нужную тему.

В реальном же мире, недовольная сторона может давить свои эмоции, аккумулируя их до точки эмоционального взрыва, переносить недовольство на других людей или объекты.

Кроме того, занимать обвиняющую или объясняющуюся позиции; прибегать к другим защитным механизмам сохранения как своей личности, так и ситуативного гомеостаза.

Конфликт таким образом будет развиваться и углубляться, а ситуация не меняться в лучшую сторону.

При известной вспыльчивости и привычках партнеров конфликт достаточно легко может перейти в ссору, то есть в бурный процесс взаимного обвинения, заменяющий собой разрешение конфликта.

Ссоры могут протекать в разнообразных формах, в зависимости от личных и темпераментных особенностей ссорящихся, а так же от того, к чему они привыкли, что стало их эмоциональной манерой, навыком. Ссора — это одежка конфликта, однако одежка опасная: начиная ссориться, участники теряют предмет разногласий.

Предметом тут начинает быть само их участие в ссоре; они больше не заняты ситуацией. Их поглощают негативные эмоции, которые и становятся ведущими в этот момент.

Иными словами, из разногласия по некоторому вопросу, конфликт разгорается в ссору, теряя в ее огне сам вопрос. Участники уже не заняты обсуждением того, что делать, они заняты в лучшем случае словесной перепалкой. В худшем случае, участники ссоры могут прибегать и к физической агрессии. Основные приемы выхода из ссоры близки приемам эмоционального контроля.

Читайте также:  Как разблокировать айфон, если забыл пароль?

Возможно ли не конфликтовать? В идеальном мире, наверное, да. В реальном, боюсь, что нет.

Можно ли не ссориться, конфликтуя? Конечно! Для этого необходимо перевести конфликт в русло, противоположное ссоре: из противников стать союзниками, то есть вступить в коалицию по разрешению конфликта.

Вашим общим противником должен стать предмет вашего конфликта или нежеланное для вас обоих развитие событий.

Выйдите с поля боя, оставив там конфликтный вопрос, переведите дыхание и посмотрите вдвоем на него со стороны. Это можно проделывать в буквальном смысле:

  1. Перейдите в другую комнату или поменяйте местоположение в той, где вы находитесь.
  2. Напишите несколько слов о предмете конфликта на листе бумаги и положите его на равном расстоянии от вас обоих.
  3. Сядьте так, чтоб вам было удобно, но не лицом друг к другу, а лицами к предмету спора. Однако так, чтобы вы легко могли взглянуть друг на друга, и обсуждайте ваш предмет по следующей схеме:- Расскажите друг другу, что вы видите. — Поделитесь друг с другом тем, что вы по этому поводу чувствуете и думаете. — Скажите друг другу, чего бы каждому из вас хотелось: в идеале, в будущем, немедленно. — Обсудите друг с другом этим желания.

    – Постепенно попытайтесь, если не прийти к немедленному согласию, то хотя бы решить — не соглашаться на определенное время, но вернуться к рассмотрению вопроса опять через какое-то время.

– Назначьте друг другу следующую встречу для обсуждения конфликтного вопроса.

Вы, возможно, заметили, что в каждом предложении предыдущего абзаца я употребила словосочетание “друг другу”. Это совсем не случайность, а залог конструктивного разрешения несогласия. Повторяя, что вы друзья, вы подчеркиваете наличие дружеского союза, а значит — основы для наличия общих целей и позитивных эмоций.

Бывает все же, что негативные эмоции зашкаливают и быть друзьями не удается, например, при обсуждении конфликтных вопросов при разводе. Тогда смело вводите третьего. Однако, помните: он не должен вступать в коалицию с кем-либо из вас.

Его задача сводится к тому, чтобы пригасить пламя ссоры и дать вам возможность обсудить происходящее и прийти к устраивающей вас обоих резолюции, даже если это паллиатив. К этой роли профессионально подготовлены психотерапевты и медиаторы.

Часто хорошим медиатором может быть духовное лицо.

Помните, как мы говорили в детстве? “Мирись, мирись, и больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться.”

Новый год настает.
С Новым годом! С новым счастьем!
Время мчит нас вперед — старый год уже не властен!
Пусть кругом все поет и цветут в улыбках лица,
Ведь на то и Новый год, чтобы петь и веселиться!
Настает Новый год.
Старый год уже не властен!
С Новым годом! С новым счастьем!

Марина Диденко

Источник: https://russianchicagomag.com/konflikt-i-ssora-v-chem-raznitsa/

Разрешение конфликтов в деловых отношениях

Деловые отношения включают самые разнообразные виды деятельности, для успешной реализации которых необходимы знания делового этикета, правил эффективного общения.

К сожалению, в повседневной практике любой организации, несмотря на тщательный подбор кадров с учетом их психологической совместимости и стремление создать сплоченную команду единомышленников, все-таки не удается полностью исключить непредвиденные конфликтные ситуации.

И если такая ситуация возникла у вас, не игнорируйте ее. Четко уяснив суть конфликта, определив динамику его развития, немедленно приступайте к его разрешению.

Причины возникновения конфликтов

Под конфликтом (от лат. conflictus — столкновение) следует понимать противостояние мнений, позиций противоположных сторон, противоборствующих сил.

В отличие от споров и ссор, конфликт имеет более глубокие корни. Споры и ссоры можно прекратить.

Конфликт же всегда требует разрешения, то есть выявления противоречий между конфликтующими сторонами и устранения этих противоречий в приемлемой для сторон форме.

Всегда существуют реальные причины возникновения конфликтов.

В деловой практике такими причинами чаще всего бывают нарушение договоренностей между партнерами, срыв сроков выполнения работ, несогласованность действий в финансовой сфере, несоблюдение обязательств в продвижении по служебной лестнице и т. д.

Причины весьма серьезные. В то же время существуют конфликты на почве эмоциональной несовместимости (неприятие одного сотрудника другим, одного из сотрудников руководителем и т. п.).

В основе любого конфликта лежит предмет материального (вещественный предмет) или нематериального (идея, мнение) свойства, который и является собственно причиной противостояния сторон. Таких сторон две и более, и каждая добивается обладания данным предметом.

(К примеру, несколько научных коллективов желают заняться разработкой одной и той же тематики либо две или более фирм претендуют на одно помещение.) Каждая из противоборствующих сторон аргументировано доказывает право на обладание данным предметом, каждая выдвигает свои требования и нередко в ультимативном порядке.

Однако оказывается, что наряду с внешней причиной возникновения конфликта, существует внутренняя, скрытая, которая и является подлинной.

Например, научный коллектив, стремясь захватить инициативу в разработке новой тематики (внешняя причина конфликта), на самом деле пытается не допустить к разработке данной тематики конкурирующую организацию (скрытая причина конфликта).

Динамика конфликта

В своем развитии каждый конфликт, как правило, проходит определенные стадии: зарождение (возникновение противоречий), инцидент (обозначение позиций сторон), конфликтные действия и разрешение создавшейся ситуации.

К примеру, отдел фирмы возглавил новый руководитель. У него свое видение работы вверенного ему коллектива. В коллективе же сложились определенные отношения, традиции.

Нововведения вызывают раздражение, скрытое неприятие, перерастающее в открытый протест, что в свою очередь приводит к невыполнению требований нового руководителя, искажению информации и т. д.

Выход из подобного положения (увольнение руководителя, увольнение недовольных сотрудников, взаимные уступки), безусловно, зависит от уровня культуры каждой из сторон. Необходимо дать объективную оценку ситуации, проанализировать положительные и отрицательные моменты и найти наиболее оптимальное решение.

Разрешить конфликт сложно. Особенно в том случае, если каждая из сторон добивается своих целей во что бы то ни стало, идет до победного конца любыми путями.

Следует обратить внимание на то, что конфликт имеет свойство из локального перерастать во всеобщий. Так, противостояние двух сотрудников фирмы может охватить впоследствии весь коллектив. У каждого из оппонентов найдутся сторонники со своими симпатиями и антипатиями.

Они могут образовывать антагонистические группировки. В коллективе нарастает напряженность, не прекращаются стычки и ссоры. Все это самым пагубным образом влияет на рабочую атмосферу, ухудшает производственный процесс, что чревато весьма плачевными последствиями для фирмы.

Наиболее распространенные типы поведения

В ходе конфликта чаще всего наблюдаются три основных типа поведения: агрессивный, миротворческий и нейтральный.

Агрессивный тип поведения характерен для той стороны конфликта, которая полностью уверена в своей правоте, желает навязать свои взгляды, ценности другим и, в конечном счете, изменить позиции окружающих в соответствии со своими представлениями о создавшейся ситуации.

Миротворческий тип поведения свойствен тем, кто умеет анализировать сложившуюся ситуацию, старается доказать правоту или неправоту сторон конфликта и найти оптимальные решения для его урегулирования.

Нейтральный тип поведения побуждает человека отказаться от участия в конфликте, не включаться в него, оставаться сторонним наблюдателем.

Как правило, в конфликтной ситуации большая часть участников придерживается агрессивного типа поведения.

Урегулирование конфликта

Одним из наиболее цивилизованных способов урегулирования конфликта является компромисс, то есть соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. Оппоненты должны сесть за стол переговоров, цель которых не только разрешение конфликта, но и выработка стратегии по исключению возникновения подобной ситуации в дальнейшем.

В основу разрешения противоречий следует поставить консенсусный принцип, при котором важно не только понять другую сторону, признать обоснованность ее требований, но и воспринять эту реальность в качестве неотъемлемой составляющей развития отношений. «Консенсус — не просто уступка.

Это компромисс на основе приемлемого для большинства сторон развития сотрудничества в достижении целей», — говорит конфликтолог Г. Н. Семигин и, далее развивая свою мысль, указывает, что консенсусный принцип не предполагает кардинального изменения собственных позиций и взглядов.

Консенсус следует понимать так: каждая из противостоящих сторон, беспокоясь о собственных интересах, признает правомерность существования интересов другой стороны. Без этого проблему решить невозможно.

Поэтому консенсуса можно достичь лишь в том случае, если каждая из противоборствующих сторон готова поступиться частью собственных интересов во имя достижения общего согласия и мира в коллективе, между партнерами, предприятиями и т. п.

Переговоры конфликтующих сторон следует вести в русле корректного, а следовательно, эффективного спора, придерживаясь правил логики и тактики.

Очень важно при этом умение контролировать эмоции, следить за своим речевым поведением и анализировать поведение партнеров. Постарайтесь не перебивать и не перекрикивать оппонента.

Слушайте активно для того, чтобы вы могли четко сформулировать его мнение, его позицию.

Часто неприятие другого мнения или несогласие с чужой позицией выражается в виде враждебности к тому, кто это мнение высказывает. Постарайтесь не выражать презрения или пренебрежения к оппоненту.

Излишняя категоричность собственных утверждений также плохой помощник в разрешении конфликта. Склонить собеседника к согласию с вашей точкой зрения можно лишь тогда, когда вы высказываете ее убежденно, но неагрессивно. Такое поведение побудит оппонента признать вашу правоту, когда вы ее докажете.

Следует также обратить внимание на то, что при разрешении конфликтов в деловой сфере необходимо разделить личностные оценки оппонентов и интересы дела.

Так, представитель одной из противостоящих сторон, излагающий свои взгляды и позиции, кажущиеся неприемлемыми, непонятными другой стороне, представляется злонамеренной, отталкивающей личностью.

В ходе же переговоров выясняется, что это представление было в корне неверным.

К урегулированию конфликтов можно привлечь посредников, имеющих достаточный опыт в ведении переговоров и разрешении споров. В роли посредника должен выступить человек, пользующийся уважением, авторитетом у обеих сторон, в таком случае к его мнению и суждениям прислушаются оппоненты.

Если конфликт не удается решить путем переговоров, можно обратиться в суд или арбитраж. Но практика показывает, что лучше решить все спорные вопросы в досудебном порядке. Суд решает правовые вопросы, но эмоциональная сторона конфликта, играющая огромную роль при противостоянии сторон, остается неразрешенной.

Незаконное увольнение, нарушения трудового режима, немотивированный перевод сотрудника на другую должность, неблагоприятные условия труда — такие и им подобные конфликтные вопросы целесообразно решать непосредственно в коллективе, а не через судебные инстанции, поскольку суд чаще всего удовлетворяет требования обиженных работников, но самой проблемы не решает.

Атмосфера противостояния в коллективе продолжает нарастать.

В напряженной деловой жизни конфликты неизбежны.

Есть в них и позитивные моменты, так как с их помощью выявляются наболевшие проблемы в коллективе, которые можно решить наиболее благоприятным для всех заинтересованных лиц способом.

Но не стоит забывать, что зачастую в ходе конфликта складываются разрушительные для деловых интересов отношения, ведь разрушать намного легче, чем созидать. Однако успех в бизнесе строится не на разрушении, а на созидании.

  • Психология: личность и бизнес
  • Бизнес-психология
  • Конфликты

Источник: http://hr-portal.ru/article/razreshenie-konfliktov-v-delovyh-otnosheniyah

Спор — брат конфликта…

СПОР — брат КОНФЛИКТАа…

– Спорим, Вам не знакомо, искусство избегания споров.

– Спор «по мелочам» иногда забирает больше энергии, чем спор «по крупному». Все зависит от эмоционального накала, а не от серьезности вопроса, вокруг которого и ведется спор.

Спорить — это крайность, высказывать свое мнение – это привилегия…

– В случае если игнорировать спорные вопросы, это может привести, на начальном этапе, к затуханию спора. Но если проблема осталась, ситуация со временем будет только накаляться. Рано или поздно, спор вспыхнет с новой силой и все может выйти из под контроля…

В диалоге важна истина, в споре — сам спор…

– Спор может быть бесконечным вследствие того, что спорщики говорят об одном и том же, одними и теми же словами, но вкладывают в них каждый свой смысл. В итоге разговаривая друг с другом, они говорят о разном.

Если в пылу спора произошел переход на личности, значит, спорят уже эмоции этих личностей…

– Легче всего прекратить спор в начале спора…

Теория спора занимательна, практика спора вредна…

КОНФЛИКТ — это цепь незамеченных ошибок и скрытых, непроявленных эмоций…

Любой конфликт, который начинается внутри нас, закончиться снаружи…

– Китайцы говорят, что если у человека нет конфликтов, то он скорее мертв, чем жив.

– Причина конфликтов — неудовлетворенность собой и своей жизнью.

– Конфликты — это несогласие между равными сторонами, замешанное на сильных эмоциях.

– Большинство конфликтов возникает на почве:

– стремления к превосходству;

– проявления агрессивности;

– проявления эгоизма.

– Если возник конфликт, необходимо разобраться в его причинах. Он может быть реальным, а может быть виртуальным.

Реальный — это потеря выгоды, виртуальный — потеря выгоды — только предлог. На самом деле, причина в наших амбициях, во что бы то ни стало доказать свое превосходство!

Конфликты вызывают проблемы, или проблемы вызывают конфликты, неважно, последствия одинаковые — потеря энергии…

– Если во время конфликта и спора мы не опираемся на факты, мы проваливаемся в эмоции.

– Если при каждом новом высказывании друг другу, оппоненты постепенно увеличивают энергию эмоции, со временем, они переходят критическую черту, за которой и начинается зона конфликта.

Изменять другого человека — это насилие. Изменять себя — это благо…

– В случае конфликта иногда разумнее отступить. Но отступить — не значит, оставить все, как есть. Нельзя замалчивать ситуацию. Неразрешенная ситуация содержит взрывную энергию, которая рано или поздно сработает. Поэтому, к конфликту необходимо будет вернуться и разрешить его.

– Конфликты возникают по причине нарушения равенства.

– Иногда конфликт состоит лишь в незнании собеседником Вашей точки зрения. И решить его можно — просто высказав ее в предельно корректной форме не «включая» эмоции, и конфликт разрешится.

Читайте также:  Чем отличаются коньковые лыжи от классических

– Если Вы не участвуйте в конфликте, не давайте советов и решений конфликтующим сторонам. Лучшее решение это то, которое участники конфликта найдут сами.

– Чтобы разобраться в конфликтной ситуации, заново пересмотрите ее, опираясь на факты и события, а не на чувства и эмоции.

– В организации с большим количеством сотрудников, обязательно присутствует «склочник» — это универсальный тип конфликтной личности, для которого конфликт — это его естественное состояние. В противовес к нему найдите антисклочника и пусть они общаются между собой.

– Обобщение во время конфликта — это дорога никуда.

– Создайте атмосферу доверия и уважения, и конфликт разрешится. Если бы такая атмосфера существовала изначально, конфликта могло бы и не быть.

– Не хотите конфликтовать — хвалите.

Выдержки из книги «ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ НАСТРОЕНИЕ БИЗНЕСА» автор А. РАСТЯПИН

Источник: http://rasal.ru/publ/stati/psikhologija/spor_brat_konflikta/6-1-0-26

Виды конфликтов — социальных, межличностных, внутриличностных

Конфликт (он же спор или ссора) — это естественная составляющая жизни любого человека, который живет, взаимодействует с окружающей средой и в частности людьми. Конфликты бывают разных видов, что зависит от того, в какой среде он проявляется.

К примеру, в межличностных конфликтах человек зачастую оперирует интересами целого коллектива, в то время как во внутриличностных конфликтах обращает внимание на собственные желания и потребности.

Конфликты всегда становятся социальными, поскольку речь идет о человеке, который и создает конфликт.

Навряд ли какой читатель интернет-журнала psytheater.com не сталкивался с конфликтными ситуациями в своей жизни.

Психологи рекомендуют уже привыкать к тому, что человек периодически будет с кем-то спорить и выяснять спорные вопросы на повышенных тонах, даже не приходя к общему решению.

Дело в том, что конфликт — это столкновение ваших интересов с чужими. Два и более человек не всегда желают одного и того, думают одинаково, что естественным образом приводит их к конфликтам.

Конфликт — это:

  1. Когда вы хотите поехать на море, а ваш партнер — в горы.
  2. Когда вы хотите потратить деньги компании на развитие, а другие участники — на увеличение зарплат сотрудникам.
  3. Когда вы боретесь за справедливость, а группа других людей — за достижение своих успехов.

Когда вы мыслите и хотите не того, что другие люди, когда ваши действия окружающие не воспринимают или вы возмущены чьим-то поведением, когда чья-то свобода ограничивается поступками другого человека, тогда возникает спор, который естественен в мире людей. Поэтому остается только решать, как из него выходить, чтобы конфликт не стал постоянным спутником.

С какой целью разделяют виды конфликтов?

Отдельно специалисты выделяют виды конфликтов. С какой целью это делается? Если понять, какой конфликт возник между людьми, тогда становится легче его разрешить. Однако специалисты начинают рассмотрение темы с огромного разнообразия понятия самого термина. Что такое конфликт? И здесь существует множество вариантов ответов.

Среди всего многообразия выделим самый подходящий для современного человека: конфликт — это противоборство участников при возникновении разногласий.

Когда человек взаимодействует с социумом, у него периодически возникают разногласия во мнениях, желаниях, потребностях, взглядах с другими людьми. Это приводит к противостоянию за право считать свое мнение единственно правильным.

Однако конфликт — это не просто противостояние, борьба, но и стремление разрешить возникшую ситуацию, то есть найти способы примирения, решения и устранения конфликтной ситуации.

Как можно общаться с человеком, который считает свое мнение единственно правильным? Никак. Высказал свое мнение и разговор завершился, поскольку все остальные слова будут направлены на то, чтобы доказать, почему ваше мнение правильное, причем с безуспешными результатами.

Поэтому такие люди являются плохими учителями и собеседниками. Они — плохие учителя, потому что требуют от учеников полного подчинения и их копирования (какие-либо новшества в развитии не приветствуются).

Они — плохие собеседники, потому что нужно думать точно так же, как и они, и иметь такие же мысли, как у них.

Наверное, уже становится понятным, что человек, который считает свое мнение единственно правильным, не может достичь успеха. Несомненно, он обладает какими-то познаниями и умениями, которые полезны. Но если встает вопрос о том, чтобы научиться чему-то новому или изменить свое мнение, то здесь возникает агрессия, сопротивление или ответное нападение.

Человек полагает, что уже знает все, что ему нужно знать, поэтому любые нововведения не по его инициативе он воспринимает без охоты. Только тогда, когда он считает, что нужно чему-то новому научиться, он начинает этим заниматься.

И при этом довольно часто навязывает свою идею другим людям, думая, что они тоже должны этому научиться (в противном же случае они становятся в его глазах «отсталыми» и «глупыми»).

Человек, который считает свое мнение единственно правильным, — тяжелая личность. Таким людям ничего не скажешь и ничто не докажешь, поскольку если ваше мнение не совпадает с их мнением, тогда вы неправы, что бы вы там ни думали и как ни аргументировали.

Вы неправы — и все тут! Что поделать, если человек считает себя всезнающим, всемогущим и умудренным опытом? Лучше оставить такого «господина» в покое, чтобы лишний раз не ущемлять его большое эго, которое готово всеми правдами и неправдами доказать, что оно самое ценное и умное.

перейти наверх

Виды социальных конфликтов

Социальные конфликты являются наиболее распространенными видами, поскольку речь идет о противостоянии человека с другим человеком или даже целой группой за право обладания ценным ресурсом, из-за которого и разгорелся конфликт. Здесь выделяют помимо спорящих сторон:

  1. Свидетелей — индивиды, которые просто наблюдают за конфликтом со стороны.
  2. Подстрекателей — личности, которые совершают действия, подстрекающие сторон на дальнейшее ведение спора.
  3. Пособников — личности, которые различными способами (техническими средствами или советами) усиливают конфликт.
  4. Посредников — личности, которые пытаются конфликт устранить, разрешить.

Только спорящие стороны находятся в непосредственной конфронтации. Остальные участники могут не находиться в состоянии борьбы или ненависти к кому-либо.

Предмет спора отличается от причины и повода развития конфликта:

  • Причина возникает по объективным обстоятельствам, которые всегда связаны с потребностями спорящих сторон.
  • Поводом становится некий внешний фактор, который может быть малозначительным. Он может быть случайным или социально созданным.

Конфликтную ситуацию следует отличать от противоречия — когда стороны вообще не сходятся и ни в чем не похожи (ни во мнении, ни в интересах, ни в направленности деятельности). Противоречия бывают:

  1. Субъективными и объективными. Объективные разногласия возникают независимо от воли и интеллекта человека, что противоположно в ситуации с субъективными спорами.
  2. Неосновными и основными.
  3. Неантагонистическими и антагонистическими. При неантагонистическом конфликте у сторон наблюдается согласованность интересов, поэтому они могут разрешить спор путем нахождения компромисса, уступок.
  4. Внешними и внутренними. Внутренние конфликты возникают внутри группы из-за несовпадения мнений или противоречия с установленными порядками. Внешние споры возникают между группами лиц.

Для развития конфликта всегда нужно противоречие, из-за которого стороны испытывают внутреннее напряжение и неудовлетворенность своих интересов, что вызывает у них желание противостоять.

перейти наверх

Виды и функции конфликтов

Конфликты могут нести как положительную сторону, так и отрицательную. В конфликте люди замечают, что жизнь является не такой однообразной, какой ее видит человек.

Если есть другое мнение, которое может быть правильным, значит, не все так просто.

При этом конфликты могут привести к разрушению личности и дезорганизации команды, поэтому очень важно выделять виды и функции конфликтных ситуаций, чтобы быстро их разрешать.

Видами конфликтов внутри коллектива могут быть:

  1. Употребляемые средства: насильственные и ненасильственные.
  2. Длительность: разовые и повторяющиеся, долгосрочные и краткосрочные, затяжные.
  3. Форма: внутренние и внешние.
  4. Вместимость (объем): региональные и национальные, групповые и личные, локальные и глобальные.
  5. Характер развития: преднамеренные и спонтанные.
  6. Тип отношений: индивидуально и социально-психологические, международные и внутринациональные.
  7. Источник образования: ложные, субъективные и объективные.
  8. Воздействие на ход развития: прогрессивные и регрессивные.
  9. Сфера социального бытия: политические, экономические, семейно-бытовые, этнические.

В зависимости от количества участников в конфликте выделяют групповые, межличностные и внутриличностные споры. Нередко человек чувствует внутри себя конфликт.

Он может возникать по причине столкновения двух важных идей или желаний, которые требуют реализации в конкретной ситуации, при этом не могут быть одновременно реализованы.

Конфликт может возникать по причине необходимости выбора между двумя одинаково значимыми вариантами, которые сами по себе могут быть несовершенными. Также человек конфликтует, когда видит, что все предложенные варианты ему непривлекательны, поэтому он становится перед дилеммой.

Человек выполняет различные роли в социуме, поэтому здесь выделяют конфликты:

  • Личностные — когда человек должен выполнять одну роль, а он считает, что должен выполнять другую, поскольку это согласуется с его интересами.
  • Межличностные — когда человек уже привык играть одну роль, поэтому ему трудно переключаться в другую.
  • Межролевые.

перейти наверх

Виды конфликтов в организации

В организации (компании), где трудится большое количество разных людей со своими потребностями, профессиональными навыками и взглядами, направленностями в деятельности, тоже возникают конфликты. Их зачастую называют групповыми, поскольку конфликт возникает между группами людей из разных сфер производства. Здесь каждая группа находится на позиции «мы — они».

Видами конфликта в организации являются:

  1. Вертикальные — когда спор возникает между разными слоями по иерархии сотрудников.
  2. Горизонтальные — когда спорят люди из различных сфер организации.
  3. Смешанные — когда происходит смешение вертикальных и горизонтальных позиций.
  4. Деловые — проблемы возникли на уровне решения какого-то рабочего вопроса.
  5. Личные — конфликт носит неформальный характер.
  6. Симметричные — когда в конфликте выигрывают обе стороны.
  7. Ассиметричные — когда выигрывает в споре всего лишь одна сторона либо она теряет больше, чем другая.
  8. Деструктивные — когда конфликт наносит урон компании.
  9. Конструктивные — когда конфликт способствует развитию компании.

перейти наверх

Виды межличностных конфликтов

Межличностные конфликты являются самыми частными, когда на уровне личных потребностей человек сталкивается с непониманием, отрицанием или негодованием окружающих. Межличностные конфликты возникают на уровне человека с другим лицом или даже группой лиц. Причем возникают споры всегда на уровне коммуникации. Здесь выделяют такие виды межличностных конфликтов:

  1. Ценностные — когда затрагиваются ценности участников.
  2. Конфликт интересов.
  3. Нормативные — нарушение одним из участников правил отношений.

Конфликт возникает, если:

  • Присутствуют расхождения во мнениях и желаниях, которые очень значимые.
  • Необходимо преодолеть несогласие с целью восстановления взаимоотношений.
  • Участники активничают или пассивничают с целью устранения или уменьшения конфликта.

Для преодоления межличностных конфликтов участники должны пойти на сотрудничество, когда будут учитываться не только их пожелания и потребности, но и интересы второй стороны.

перейти наверх

Виды внутриличностных конфликтов

Когда противоречия возникают внутри человека, их называют внутриличностными конфликтами. Здесь выделяют виды:

  • Ролевые — столкновение двух и более ролей, которые человек может играть в одной ситуации. Здесь нужно выбрать, какую роль играть, что порой трудно, поскольку каждая из них дает свою пользу и приносит свой вред.
  • Мотивационные — человек колеблется между своими внутренними желаниями и обязанностями.
  • Когнитивные — несовпадение представлений субъекта о происходящих событиях и тем, как должно было быть.

перейти наверх

Способы разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов должно стать главной целью сторон, которые принимают участие в споре. Результатом могут стать негативные или позитивные способы. Под негативными понимаются методы, которые в итоге приведут к разрушению отношений между сторонами. К позитивным способам относятся те, которые позволяют разрешить конфликт и сохранить связь.

Можно различными способами разрешать конфликты. Какой выберут люди, зависит уже от их поведения и желания пойти на примирение. Если в итоге все останутся довольными, тогда их способ примирения оказывается самым удачным.

перейти наверх

Итог

Конфликты являются нормальными для людей, которые не могут желать и думать одинаково. Однако другим вопросом остаются способы разрешения конфликтов. Если люди хотят сохранить отношения, тогда они должны направить все силы на решение спора, а не на его усиление или продолжение.

Источник: http://PsyTheater.com/vidy-konfliktov.html

Спор и конфликт.doc — Спор и конфликт

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноПросмотр файла:

Спор и конфликт Мы любим спор, и нас всегда учили тому, что его надо любить.

Наша политическая система, а также правовая и научная — все непосредственно основаны на нем. Откуда проистекает эта любовь к спору и чем подогревается? Как могло случиться, что такая весьма неэффективная система стала важнейшей сферой применения нашей интеллектуальной энергии? Самое лучшее, что можно сказать в отношении спора, так это то, что он является мотивированным исследованием предмета.

Я хотел бы поставить ударение прежде на слове «мотивированное», а лишь затем на «исследование». Без спора у нас был бы односторонний взгляд на вещи, основанный на личном интересе стороны, которая придерживается его. Это то же самое, а тои хуже, что и частичные взгляды, предлагаемые публике прессой.

В связи с этим всегда есть необходимость провести углубленное исследование предмета, что достигается путем отведения кому-нибудь специальной роли оппонента, занимающего противоположную позицию. В судах инквизиции бытовало мнение, что было бы несправедливо предавать осуждению еретика без попытки со стороны кого-нибудь, кто обладает достаточной мотивацией, бросить вызов обвинителям.

По этой причине специально для этой роли назначался человек в качестве «адвоката дьявола»[34]. Можно также сказать, пусть это прозвучит несколько цинично, что церковь была бы не в состоянии продемонстрировать силу своей логики, если бы у нее под рукой не было какого-нибудь ученого оппонента. В гражданском суде роль атакующего играет обвинитель, а роль защищающего — адвокат ответчика.

Читайте также:  Как написать введение к диплому?

И тот и другой обладают мотивацией (профессиональная гордость, гонорар, репутация) хорошо выполнить свою работу. То же справедливо и в отношении политических партий. Таким образом, именно в споре возникает мотивация исследовать некий предмет, которой иначе могло бы не быть.

Если мы теперь обратимся к концепции исследования, то можем обнаружить, что мотивация на деле способна служить тормозом исследования.

Если важная идея внезапно посетила адвоката, но она идет вразрез с интересами подзащитного, разве станет он высказывать ее? Если политическая партия, находящаяся в оппозиции, видит явные достоинства в том, что предлагается правительством, станет ли эта партия признавать публично, что это благо, и пытаться взять это на вооружение? Истина состоит в том, что роли, которые были розданы в обеспечение аспекта мотивации, могут конфликтовать с подлинным исследованием предмета. Как только людиполучили роли нападающего и защитника, они начинают играть их — за счет

исследования. После чего нам лишь остается согласиться с тем, что

нападение и защита сами по себе являются наилучшим способом исследования (что, конечно же, не так). Самое нехорошее, что можно сказать о споре, так это то, что он отнимает большое количество времени и дает людям умеренного интеллекта ощущение, что они заняты полезной интеллектуальной деятельностью.

Спор действительно представляется привлекательным упражнением для ума, поскольку почти всегда человеку есть что сказать. В одной из предыдущих глав я указывал на то, что критическое мышление является одним из самых простых типов мыслительной деятельности (выбор восприятий, ценностей, системы координат, начальной позиции для атаки и так далее).

Итак, нам потому нравится спор, что в процессе его наш интеллект занят полезным делом. Диалогический метод Сократа, известный нам со слов Платона, являлся, вероятно, большим шагом вперед в беседах богатых греков, которым не приходилось работать, поскольку всю работу за них выполняли рабы и домохозяйки.

Логические споры скорее относились к области развлечений и были направлены на поиск истины в большей степени, нежели просто беседы.

Со временем спор превратился в хобби и искусство, и были люди (софисты), которым даже платили за то, что они ходили на суды или учили других искусству спора, точно так же как мне иногда платят корпорации за то, чтобыя учил методу латерального мышления их менеджерский состав.

В эпоху раннего Ренессанса уже существовавшая традиция аргументированного спора была с готовностью продолжена теологами и в особенности философами-схоластами (вроде Фомы Аквинского), которые с радостью нашли в учениях Аристотеля, Платона и Сократа мощный и верный способ, позволявший с легкостью доказать, что еретики заблуждались.

Все, что требовалось, это убедить еретиков играть по тем же правилам. Еретики с готовностью согласились, поскольку считали, что смогут одолеть церковь по ее же правилам.

Это им почти удалось в ряде случаев, правда, мастера церковной науки всегда — в самый последний момент — доставали-таки из рукава козырную карту, что тот же святой Августин делал с божественной грацией.

Теологи, овладевшие искусством спора, на самом деле более твердо стоялина ногах, чем древние греки, поскольку язык и концепции теологии гораздо ближе к сконструированной системе. Концепции Бога, совершенства, свободной воли могут быть точно определены и не обязаны соответствовать действительности. Например, когда Сократ спорил о природе смелости, его метод подразумевал постоянные ссылки на ситуации из реальной жизни, в которых человек испытывает смелость. Таким образом, посредством влияния, которое церковь имела на университеты, семинарии и школы, традиция и значение спора заняли центральную позицию в западном мышлении и со временем стали неотъемлемой частью правовой и политической систем. Интересно, что не относящиеся к церкви мыслители — гуманисты — также сочли метод аргументированного спора несравненно более эффективным,

нежели что-либо иное, что было доступно им. Таким образом, и церковь в ее

выпадах против еретиков, и гуманисты, исполненные сомнений по поводу церковных догм, использовали один и тот же метод. Рассмотрим некоторые из аспектов спора, иные, нежели мотивация: занимательное времяпрепровождение и то ощущение, что занимаешься интеллектуальным делом, которое нередко испытывают участники спора.

Спор может служить для того, чтобы указать на фактическую ошибку, например: число погибших во всем мире в результате происшествий на дорогах в прошлом году составило не 90, а 200 тысяч. В ходе спора может быть указано на внутренние логические ошибки оппонента или несоответствия в его доводах. Некоторые выводы необязательно вытекают изпредложенных посылок.

Некоторые вещи справедливы только при определенных обстоятельствах. Спор может подстегнуть исследование предмета путем смещения акцента с одного аспекта на другой. Он способен разрушить всю систему аргументов, показав, что один аргумент неверен и потому вся конструкция также неверна (или что человек, построивший ее, не слишком умен).

Он может предложить другую систему ценностей. Может быть предложен пример другого опыта, в результате чего последствия некоего действия могут быть подвергнуты сравнению с другими возможными последствиями (в начале роста инфляции люди больше тратят или экономят?). В лучшем случае в результате спора могли быть достигнуты многие из этих целей.

Однако обычно спор концентрирует внимание на доказательстве ложности доводов оппонентов и того, что люди, выдвигающие их, одновременно недалеки и преследуют собственные интересы. Даже в науке это крайне редкий случай, когда сколько-нибудь значительный научный прогресс достигался бы спором.

Причина этому состоит в том, что спорящие должны находиться в пределах одной системы координат или парадигмы. Если нет, то ни одна из сторон не поймет другую, и в итоге сторона, занимающая более традиционную позицию, будет смотреть на другую как просто на чудаков. В результате крайне маловероятно, что парадигмы могут быть изменены в результате спора.

Спор лишь приведет в порядок вещи внутри существующих парадигм. По той же причине спор не способен изменить восприятия и убеждения, поскольку исходные точки отсчета попросту разные. Человека, смотрящего наулицу через окно с розовым стеклом, никогда не убедить в том, что мир за окном не розовый, другому человеку, который смотрит сквозь обычное стекло.

Итак, спор в лучшем случае ограничен в своих возможностях. Недостатки же, свойственные ему, значительны. К ним следует отнести, например, зачастую враждебные отношения между оппонентами и присвоение ими себе той или иной роли (возьмите, к примеру, мучительные бракоразводные процессы). Поляризация мнений и исход «выиграл/проиграл» вместо исследования предмета.

Практически все время отнимают нападение и защита вместо креативного конструирования альтернатив. Исход «выиграл/проиграл» предполагает пребывание на прежних позициях, тогда как креативный дизайн подразумевает новые

позиции, способные принести реальную пользу обеим сторонам. Некоторые из

этих аспектов подробно изложены в моей книге «Конфликты» («Conflicts»). Творение новых выгодных для оппонентов идей часто называют исходом «выиграл/выиграл» (в отличие от «выиграл/проиграл»). Если бы нам пришлось отказаться от спора, что мы могли бы предложить наего место? Ответ: исследование.

Во многих странах новые суды по семейным делам начинают работать на такой основе: ситуация должна быть исследована. В голландской правовой системе никогда не было присяжных, а лишь три советника, занимавшихся именно исследованием вопроса. Имеются мощные методы конструктивного исследования.

Учебная программа CoRT по мыслительным навыкам, разработанная мною для школ, которая теперь широко используется, основана на перцепционном исследовании (при помощи восприятия), предоставляя различные «положения стрелки компаса» как направления, в которых выполняется исследование.

Если настроить свой мозг на освоение и практическое применение методов конструктивного исследования, можно добиться прекрасных результатов. Однако существуют различные ценности, точки зрения и восприятия.

Как система, проповедующая исследование, может охватить их все? Страны, такие как Япония, которые никогда не знали западной традиции спора, разработали свою собственную систему. В Японии, например, информация и ценности не выдвигаются в качестве доводов в споре, а предлагаются как вклад в общий мыслительный процесс.

Постепенно все эти вклады объединяются в одно решение или результат. Западные бизнесмены часто жаловались мне, что во время встречи японцы поначалу как будто отстраняются от разговора и ничего не предлагают. Западный человек с его привычкой спорить не получает ничего, во что он мог бы впиться зубами, образно говоря.

Но японцы вовсе не отстраняются в такой ситуации. У них на такой ранней стадии просто пока не сформировалась позиция или идея — все это приходит гораздо позднее. Различные точки зрения, различные ценности и различные предложения — все они могут быть уложены в ряд бок о бок на поверхность стола.

После этого их можно сравнить друг с другом или даже скомбинировать. Планируя поездку на автомобиле, вы изучаете карту, чтобы определить различные возможные маршруты к точке назначения. Все они видны на карте. Один маршрут хорош летом. Другим лучше воспользоваться не в час пик. Третий пролегает через живописную местность.

В конце концов вы выбираете один из маршрутов либо их комбинацию. Такое раскладывание в параллель друг другу и исследование альтернативных вариантов очень отличается от образа действия в споре, где ваша задача состоит в том, чтобы показать, что другая сторона ошибается, тогда как ваша сторона права. Это фундаментальное отношение к спору уходит корнями в религиозные диспуты, дихотомии вины иневиновности в судах и в абсолюты настольной логики, согласно которой два противоположных взгляда не могут быть одновременно правильными

(принцип взаимоисключения).

В свете вышесказанного совсем нетрудно понять, каким образом у нас закрепились привычки спора и почему мы ошибочно придаем им столь большое значение. Более того, общество зачастую получает «двойную дозу», когда речь идет о традициях спора.

Это потому, что в политику обычно идут люди, являющиеся юристами по образованию, и несут свои привычки спорить в конгресс или парламент, которые также, впрочем, исходно задумывались как институты на основе спора. Спор и конфликт — это не совсем одно и то же, хотя конфликт является еще одной из наших мыслительных привычек.

Есть много культур, в которых наличествуют противоборствующие элементы. В индуизме имеются Вишну (созидательное начало) и Шива (разрушительное). В китайскую культуру свой вклад внесли «инь» и «ян». В христианской философии (влияние на которую оказало манихейство) имеет место конфликт между добром и злом.

В марксистской теории имеются лежащая в основе всего борьба между капиталом и трудом и философия диалектического материализма. Стоит упомянуть также гегелевский принцип единства и борьбы противоположностей и дарвиновскую эволюцию. Древнегреческая мысль оперировала категориями тезиса, антитезиса и синтеза.

Мы придаем своего рода мистическое значение конфликту в рассматриваемом значении. Возможно, это отражает ранний опыт человечества в племенной розни, а затем и «славных» войнах. Но в чем назначение конфликта? Когда натиск новых сил позволяет свергнуть старый строй и заменить его новым — это революция или просто война (в зависимости от того, кто в этом участвует).

Из хаоса, который следует за конфликтом, может возникнуть новый порядок наподобие феникса. Речь идет скорее о надеждах, чем о реальном положении вещей.

Сильная мотивация, направленная на свержение старого, сопровождается чудесными мечтами о чем-то новом, но при этом часто нечем подкрепить такие мечтания — и та группа, что посильнее, пользуется возникшим вакуумом и занимает место у руля. В результате мы имеем революцию, в которой за одних дрались другие. Иногда имеет место синтез двух противостоящих сторон.

Это бывает крайне редко, поскольку каждая сторона строго следует стереотипу «мы/ они», и любое временное сотрудничество прекращается, как только одна или другая сторона получает возможность взять в свои руки полный контроль. И все равно мы упорствуем в принятии такого рода конфликта как основы для прогресса.

Во время моих визитов в Россию мне казалось, что гласность и перестройка — реальные и мощные процессы. Меня беспокоило, однако, что традиция диалектического материализма потребовала бы удаления старого для построения нового как единственный путь к прогрессу. Понятное дело, что существует немало вещей, которые действительно следовало бы убрать с дороги, чтобы прогресс мог нормально осуществляться. Но это лишь половиназадачи. Вторая половина должна решаться на основе конструктивного и креативного дизайна. Просто устранение неполадок в старой машине не позволяет разработать дизайн новой машины. Привычка диалектического

подхода может означать, что перестройка обернется оргией разрушительной

самокритики, при этом самые активные критики будут считать, что это единственная требуемая задача. В перцепционном смысле конфликт может быть методом для обретения фокуса, направления и мотивации. Вместе с тем в нем отсутствуют креативные и конструктивные элементы.

Понятие творческого диспута является философской абстракцией, не имеющей реального основания в паттерн-системе (являясь производной механических систем). Теперь мы можем видеть, что очень многие вещи в совокупности дают нам наши привычки спора и конфликта. Традиционная логика, истина и противоречие.

Диалоговый метод древних греков, с готовностью взятый средневековыми теологами для служения их целям. И наконец, внедрение концепции спора в право, политику и науку. Говоря о конфликте, следует отметить существование культурологической традиции конфликта, основанной на примере как эволюционной борьбы в природе, так и жизненного опыта конфликта как политического акта.

И главное, мы продолжаем придерживаться этих далеко не самых эффективных привычек и традиций, потому что большинство, удовлетворенное таким способом развития, не желает прилагать усилия для

разработки (или признания готовых) более эффективных методов.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
 — выберите тему — пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/spor_i_konflikt-238453/265952