Чем отличается лавра от монастыря

Почаевская Лавра

?varandej (varandej) wrote,
2011-12-01 23:23:00varandej
varandej
2011-12-01 23:23:00

Что такое “лавра” и чем она отличается от обычного монастыря, я честно говоря так и не разобрался, но от сотен других православных монастырей Лавры отличаются примерно в той же степени, как Москва, Петербург, Киев от других городов.. Всего в России и Украине 5 православных лавр: Киево-Печерская (с 1051 года) в Киеве, Троицке-Сергиева (с 1744) в Подмосковье, Александро-Невская (с 1791 года) в Петербурге, Почаевская (с 1833) в Западной Украине и Святогорская (с 2004 года) в Восточной. Три первых Лавры я видел ещё достаточно давно, в Святогорске побывал в мае-2011, а в ноябре наконец достиг и Почаева. И сказать, что Почаевская Лавра впечатляет — не сказать ничего! Крошечный Почаев (8,3 тыс. жителей) весь помещается у её подножья, и ещё неизвестно, что в этой Лавре впечатляет больше — архитектура или общий колорит. Не так много мест я посещал, где мне хотелось фотографировать людей — и Почаев одно из них.

…По легенде, монастырь на Почаевской горе основали в 1240 году монахи, бежавшие из разрушенного Киева, а место им указала огненная фигура Богородицы.

Но достоверно православный монастырь здесь известен с 1527 года, а расцвет начался на рубеже 16-17 веков: в 1597 году помещица Анна Гойская завещала обители большие земельные угодья и чудотворную икону Богоматери, которую ей в 1559 году подарил митрополит Неофит, будущий Патриарх Константинопольский, а в 1604 игуменом был избран Иов (в миру Иоанн Железо) — праведник и аскет, сподвижник уже знакомого нам Константина-Василия Острожского, редактор и куратор “Острожской Библии” Иваноа Фёдорова. Это было не случайно: по Речи Посполитой стремительно распространялась новая конфессия — греко-католичество, у нас более известное как “униатство”, и Почаевский монастырь стал крупнейшим оплотом традиционного православия в Западной Руси. Почаевская икона в 1624-44 годах покидала обитель — у Анны Гойской нашёлся наследник-лютеранин Андрей Фирль.

Иов Почаевский умер в 1651 году, прожив ровно 100 лет, но сделанного им монастырю хватило ещё на полвека. В 1675 году монастырь каким-то чудом обошло турецкое войско.

А в 1713 году “оплот православия” наконец принял унию (о степени добровольности судить не берусь, мнения диаметрально противоположны, аргумент — очевидность), после чего точно так же остался одним из главных монастырей Западной Руси, начав к тому же строиться в камне.

Наконец, в 1830 году униатство на территории России было ликвидировано с правом перехода как в православие, так и в католичество (при этом “по умолчанию” униатов записывали православными, и как можно быстрее), и некогда крупнейший монастырь греко-католического мира в 1833 году стал четвёртой Лаврой российской церкви.

С тех пор Лавра ни разу не закрывалась, в 1939-42 годах архимандрит Николай (Ярушевич) присоединил к РПЦ православные епархии на новопокорённых землях, а архимандрит Алексий (Громадский) провозгласил Украинскую Автокефальную Церковь, тогда ещё в московской юрисдикции.

Закрыть монастырь особенно интенсивно пытались при Хрущове и позже, причём в основном мирным средствами, и к 1980 годами таки почти добили — но только “почти”. Ныне обитель вполне оправдывает роль Лавры.Стоящие на горе соборы и башни с золотыми куполами становятся видны за несколько километров от города, и буквально нависают над ним.

Компактная и высокая Почаевская Лавра уступает Киево-Печерской и Троице-Сергиевой размером, количеством зданий, историей — но едва ли не превосходит их зрелищностью. А теперь представьте, как действовал такой вид на паломника давних эпох, пришедшего сюда пешком из глухой деревни:

Первое моё впечатление от Почаева выглядело так: толпа паломниц, штурмующая рейсовый ПАЗик, на котором я приехал из Кременца, и очень красивая придорожная часовня-новостройка.

На главной улице, огибающей Лавру, смешались повозки и комфортабельные автобусы:Мимо семинарии с “русском стиле” к воротам Лавры ведёт самая настоящая улица:Здесь же — единственный в городе квартал уездных домиков, очевидно входивших в инфраструктуру Лавры сто лет назад:Чуть выше — настоящий базар, где соседствуют иконы и сувениры типа плетёных корзин, а уж торговля платками для паломниц здесь в промышленных масштабах:

У подножья — внезапный памятник “борцам за волю”, над которым флаг и воззвание националистов. Как и в 17 веке, Почаевская Лавра — оплот “московского” православия в чужой земле, и я хорошо помню разговор с греко-католическим священником в Бучаче, который долго мне рассказывал, как это несправедливо — что Почаевская Лавра до сих пор не возвращена греко-католикам, но вот через несколько лет непременно… Случайно ли административные переделы ХХ века привели к тому, что расположенный в изначально православной и дружественной Волыни Почаев оказался “московским” форпостом в самой что ни на есть Галичине.

Я на территорию Лавры решил зайти позже: прибыв в незнакомый город, я обычно первым дело стараюсь попасть на автовокзал, чтобы купить билет дальше. В принципе, просто не стоило слезать с автобуса прямо у Лавры — а так пришлось идти около километра под ее стеной.

После восхождения на кременецкую гору Бона я не чувствовал ничего, кроме холода, мечтал лишь о тёплой еде (а адекватное кафе найти не удалось) — и всё же сделал по дороге кадров 15 — настолько поражает масштаб лаврских зданий, нависающих над тобой.

Фотографии, конечно, не передают этого величия — но просто представьте, что высота этой горы 70 метров.Слева направо — Успенский собор (1771-83), вписанная в склон церковь Святой Варварвы (1888) и колокольня (1869-71) высотой 65 метров, явно роднящая эту лавру с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской.

Левее — Архиерейский дом в стиле классицизма (1825), также вписанный в склон — наверное, самая поздняя из “униатских” построек Лавры:

Успенский собор — напротив, самая ранняя из сохранившихся.

Это классическая униатская базилика с алтарём на север, к тому же являющаяся образцом “виленского барокко” — этот стиль, отличающейся чрезвычайно сложной пластикой фасадов, является архитектурной “визиткой” Белоруссии, а Успенский собор, один из двух таких храмов на Украине (вместе с монастырём в уже упомянутом Бучаче), считается едва ли не лучшим его образцом. Почему был выбран именно этот стиль — судить не берусь, возможно дело в фундаторе, крайне эксцентричном магнате Николае Потоцком, построившем крупнейший греко-католический собор даже невзирая на то, что сам был римо-католиком.

Обратите внимание на “стилобат” — под собором монастрыские пещеры, скалистый склон горы просто “упакован” в одно из зданий. А между тем, белёную стену Лавры сменяется за башенкой-“ладьёй” краснокирпичная:Мы вышли к Большой Лаврской промзоне — иначе назвать эту часть монастыря у меня язык не повернётся.

Напротив этих ворот — довольно крупный, и неожиданно пустынный автовокзал. Легко уехать в Броды и Кременец, по 1-2 рейса в день почти во все крупные города Западной Украины. Через Броды мне показалось удобнее всего выбираться во Львов.

Над крышами лаврских складов и фабрик хорошо видны Успенский собор, корпус над церковью Иова Почаевского, огромные жилые корпуса и строящийся Преображенский собор — краны добавляют индустриальности. Направившись вдоль кирпичный стены, я увидел ещё одни ворота, из которых периодически выезжали повозки.

Мне стало интересно, что там, и я заглянул:Включил ультразум только затем, чтобы приблизить табличку — но в кадр попал и крестьянин, судя по выражению лица, заметивший мой фотоаппарат. Ладно, надеюсь, этот кадр ему ничем не навредит, по крайней мере в содержании ничего компрометирующего не вижу.

“Млин”, если кто не в курсе — это мельница, здесь селяне сбывают зерно:Подъём к задним воротам Лавры над промзоной, которую украшает церковь Всех Святых:Вот так, с чёрного хода, я вошёл в Почаевскую Лавру, и первым, что я увидел, стал строящийся Преображенский собор:Который обещает стать очень красивым храмом — только неизбежно подмяв под себя другие соборы:Как видите, работают на стройке не басурмане какие-нибудь, а сами монахи, возможно при поддержке местных жителей:

Войдя в Лавру с чёрного хода, я не увидел вот этот стенд с правилами поведения, стоящий у главных ворот. Одно правило, догадайтесь какое, я интенсивно нарушал, так как соборы аналогичным пунктом не снабжены. В этом же кадре казаки — как и в Святогорске, здесь они выполняют роль охраны, да и в Сергиевом Посаде, вроде бы, они есть. Причём во всех трёх лаврах обмундирование казаков заметно отличается — здесь их облик самый прогрессивный:

На следующей площади — паломническая гостиница, и обычно тут страшная толчея, но я каким-то образом ухитрился снять кадр без людей. Только старушка, судя по всему местная, ищет какие-нибудь отходы богатых туристов.

Паломническая гостиница огромна, думаю, два её корпуса по вместимости не уступят иному “Туристу” иил “Центральной” в областных центрах, сзади к ней примыкает автостоянка. Внутрь не заходил (почему-то), а на входе приметил табличку, запрещающу паломникам выходить из гостиницы в Лавру после 22 часов.

А странная “башня” перед гостиничным фасадом — ещё один технический памятник. Если в обычных монастырях бывают надколодезные часовни, то в Почаевской Лавре — часовня-водонапорная башня! Слева — церковь Похвалы Богородице (1860), справа — краешек колокольни:Вид с того же места в другую сторону.

Один из кадров, где я попытался “поймать” и людей вполне даёт представление о контингенте: вот явные туристки, вполне возможно проездом из Киева во Львов, любуются архитектурными красотами, а рядом двое молодых людей с монахом беседуют о вере.Впечатляют и две часовенки.

Первая — безымянная часовня для богослужений на октрытом воздухе (в неё, видимо, помещают алтарь или раку с мощами Иова Почаевского):А вторая часовня носит посвящение Двухтысячелетия Рождества Христова, что намекает на время её постройки и простенькое “убранство”, сфотографированное через оконце — судя по всему, часовня вообще не предназначена для того, чтобы заходить вовнутрь.Здесь же колокол, судя по всему новый. Мне удалось найти несколько новостей о визите в Лавре патриарха Кирилла, который среди прочего освятил 6-тонный колокол — видимо, вот этот:Общий вид этой части Лавры со “стилабата” Успенского собора:Вообще, ходить по главной площади Лавры действительно интересно, просто смотреть на людей. Я был наслышан о том, что здесь неадекватно строгие порядки, всякого рода кликушество (например, на тему ИНН), у всех в глазах деньги… И был порядком удивлён, когда этого не заметил. Мне кажется, такие огромные монастыри с сотнями монахов и тысячами паломников в принципе содержат все грани современного православия, и каждый увидит здесь то, что хочет увидеть: кто-то — одухотворённых святых отцов, наставляющих мирян на путь истинный; кто-то — сребролюбие и мракобесие, желание нажиться и ещё чего-нибудь, чего “нет у греко-католиков, КП и Автокефалии”. В том-то и дело, что всего тут хватает, и места вроде Почаевской Лавры одинаково годны и для того, чтобы убедиться в абсолютно превосходстве Московского патриархата над всеми остальными, и для того, чтобы убидеться в абсолютном превосходстве над Московским патриархатом всех остальных. И даже чтобы убедиться, что у всех четырёх конфессий своя правда, и все споры о том, кто лучше — дело пустое…Единственное, что мне однозначно в Лавре не понравилось — это невероятное обилие попрошаек. Столько, сколько здесь, я их кажется не видел во всех остальных монастырях, вместе взятых. Причём если внутри Лавры это набожного вида старушки, собирающие деньги на какие-то конкретные нужды, то за воротами — в основном довольно стрёмного вида бомжи.Ещё одна деталь:

Читайте также:  Чем отличается сырье от материалов

Поднимаемся на стиллобат, к подножью Успенского собора — он пугающе огромен. Когда чуть менее года назад я писал, что костёл Франциска Ксаверия в Гродно — самый величественный собор Западной Руси, мне просто в голову не приходило, что в Почаеве может быть такое! Храмов такого масштаба нет даже во Львове, по впечатлениям (как по цифрам — не знаю) даже Латинский собор немного меньше… Но Успенский собор не только огромен, но и действительно очень красив. Особенно обратите внимание на башни, поставленные под углом в 45 градусов к фасаду собора.

Вид с площадки перед собором. Уже знакомая церковь Святой Варвары, монастырские огороды на склоне и райончик у входа вдалеке:Почаев — в сущности, даже не город, а просто лаврская слободка. В этом смысле он ещё менее самодостаточен, чем Святогорск, совмещающий свою Лавру с курортом.

Ещё один вид лаврской промзоны:

Успенский собор окружает каре жилых корпусов с домовыми церквями, построенных одновременно с храмом, между которыми есть дворик с собственной надколодезной часовней — но туда, если я не ошибаюсь, вход открыт только самим монахам.

А окна прямо в склоне холма — ни что иное, как подземная церковь Иова Почаевского, вход в которую под тем барочным фасадом:

Коридор, которому и принадлежат окна — слева толща горы, справа виды наружу. На лавочках о чём-то беседуют паломницы. Зал церкви Иова Почаевского также вытянут вдоль горы, и серебряная рака святого стоит в скальном гроте с почти не обработанными сводами.

Но самый интересный храм Лавры, на мой взгляд — не гигантский Успенский собор и не подземная церковь Иова, а относительно небольшой Троицкий собор, до этого мелькавший на некоторых моих кадрах.

Его построил в 1905-11 годах Алексей Щусев, и здесь этот гений русского стиля превзошёл сам себя!

Чем же, спросите вы? Как минимум — самой идеей: православной Лавре был остро необходим ДРЕВНИЙ собор, переживший нашествие монголов.

А где взять такой собор в монастыре, сложившемся в 16 веке и вплоть до 18 века сплошь деревянном? И Щусев не просто построил церковь, стилизованную под Древнюю Русь, а ещё и изобразил в её облике многовековую эволюцию домонгольского храма, не раз разрушавшегося, восстанавливашегося, горевшего, передававшегося от одной конфессии к другой — но каким-то чудом пережившего все эти перепитии. Лестничная башня у фасада, контрфорсы, мелкие детали… Какие исторические события могли бы стоять хотя бы за ассиметрией его апсиды?

Вид почти от главного входа (левее края кадра), на переднем плане трёхглавая часовенка в честь 400-летия Перенесения Почаевской иконы в монастырь:Южный портал делал Рерих:И за что мне нравятся постройки Щусева — за то, что он даже не пытался скрыть, что это работа эпохи модерна.

В этом, на мой взгляд, в первую очередь заключается его гениальность: понимая с первого взгялда, что перед тобой всего лишь начало ХХ века, щусевским стилизациям ВЕРИШЬ:Восточный портал делал художник Нерадовский по эскизу самого Щусева:Северный портал послабее, и судя по всему — современный:Вид от “рериховского” портала на Архиерейский дворец и ворота:Покидаю Лавру через Никольскую надвратную церковь (1835):Здесь тоже столптворение — паломники, туристы, монахи, миряне, бомжи-попрошайки и сборщицы податей:Улица спускается к уже упомянутой семинарии, откуда прямая дорога ведёт на кладбищенский скит. Справа — одна из самых необычных часовен православного мира, сделанная в стволе усохшей липы, посаженной ещё в 1595 году Иовом Почаевским:По дороге ещё одна церковь-новостройка:За церковью — мирское кладбище, а на нём мемориал, который я мечтал увидеть в Западной Украине хоть где-нибудь — рядом одинаково ухоженные памятники красноармейцам и “борцам за волю”:

В конце дороги — монашеское кладбище с церковью Рождества Богородицы. Дальше, за лугами, есть ещё Свято-Духов скит, где уединялся Иов Почаевский, но я туда уже не пошёл — архитектура не слишком интересная, а времени и сил уже было мало. Кроме того, у кладбищенского скита окалачиваются ещё более люмпенизированного вида попрошайки, один из которых стал слишком уж настойчиво расспрашивать, кто я. куда и откуда.

Вокруг церкви — огромное, действительно огромное монашеское кладбище: ведь даже в 1960-е годы, когда положение Лавры было особенно трудным, в ней оставалось более 30 монахов, в среднем же постоянно их здесь было около трёхсот.Жаль только, что погода подвела…

Из Почаева, как уже говорилось, с пересадкой в Бродах я уехал во Львов, где меня ждали друзья. Но по традиции буду придерживаться географического, а не хронологического порядка в повествовании, и в следующих трёх частях отправимся в Луцк, столицу Волыни.

А в целом, логика расположения 5 лавр мне так до конца и не ясна.

Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Александро-Невская — понятно: три главных города, Киевская Русь — Московская Русь — Российская империя. С Почаевской в общем тоже понятно — преемствеенность от греко-католиков. Святогорская — честно говоря, единственный вариант, который приходит в голову — идеология, поддержка восточных сил в 2004 году.

И к тому же — почему ни одной лавры нет в Белоруссии (как вариант — Жировичский монастырь)? В общем, может кто объяснит?

P.S.Любые оскорбления в адрес любой конфессии (хоть УПЦ МП, хоть УПЦ КП, хоть УАПЦ, хоть УГЦК) будуь пресекаться быстро и безжалостно, особенно рьяные провокаторы — баниться. Да и просто очередного срача на 200 комментариев мне не надо.

ВОЛЫНЬ-2011

Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.Почаевская Лавра.

Волынская область.

Берестечко.Луцк. Замок.Луцк. Старый город.Луцк. Новый город.Владимир-Волынский.Зимно. Монастырь и городище.

Лодомерия.

Немного Галиции

Источник: https://varandej.livejournal.com/419926.html

Ставропигиальный монастырь: что это значит и какие мужские и женские монастыри есть в России

Pravoslavie.Guru> Церкви> Ставропигиальный монастырь или приход — что это значит

Практически во всех религиях существуют как миряне (простые люди), так и духовенство, представители которого посвящали всю жизнь служению Богу. Одним из представителей духовенства является монашество: монахи и монахини ведут аскетичный образ жизни в соответствии с данной клятвой. Они могут жить в полном одиночестве (быть отшельниками) или в обителях вместе с братией.

Монастыри

Монастырь — это община монахов, который имеет единый устав и комплекс построек, в которых живут монахи, проводятся богослужения и хранятся припасы. С греческого слово переводится как «одинокий».

Эта община практически оторвана от мирской жизни: ее обитатели полностью обеспечивают себя: ведут хозяйство, имеют огород и домашний скот, занимаются рукоделием, продажа которого позволяет получать некоторую прибыль.

Также на территории прихода нередко находятся чудотворные иконы, к которым приезжают паломники.

Монастыри делятся на несколько типов:

  1. Аббатство — это католический монастырь, управляемый аббатом и подчиняющийся епископу или Папе Римскому;
  2. Лавра — крупнейшие православные мужские обители;
  3. Подворье — удаленное представительство обители. Например, в Москве были представительства Коломенстких, Новгородских, Рязанских и других монастырей: проживающие тут монахи представляли интересы своей обители и собирали деньги для них;
  4. Пустынь — поселение, отдаленное от города или села. Обычно это были небольшие общины, которые позволяли вести уединенный образ жизни и после могли вырасти в большие монастыри. В этом случае в названии сохранялось слово «пустынь», например, Вознесенская Давидова пустынь;
  5. Скит — уединенное жилище для одного отшельника.

Также приходы бывают:

  1. Киновиями или общежитными. В них монахам не позволяется иметь личное имущество: они несут трудовую повинность в общую пользу («послушания»), получая все необходимое от обители. Настоятели избираются самими монахами;
  2. Идиоритмами или необщежитными. Отличаются наличием личного имущества у монахов — фактически общим является только место и богослужения. Монахи могут трудиться и накапливать деньги, настоятели назначаются епархиальным архиереем.

Еще одно разделение касается получения содержания:

  1. Штатные получают деньги на содержание «сверху» и могут содержать только определенное количество монахов. При этом размер содержания строго ограничен. Штатные монастыри также делятся на 3 класса в зависимости от выдаваемых сумм и предоставляемых им возможностей. В первый, привилегированный класс, помимо прочих, входят лавры и ставропигиальные приходы;
  2. Заштатные: они полностью обеспечивают себя сами и могут принимать любое число монахов — сколько смогут поддержать.

Ставропигиальные монастыри

Ставропигиальный монастырь — что это значит? Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом.

Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду.

Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Первый монастырь такого типа — Симонова обитель в Москве — подчинялся Константинопольскому Патриарху. Тот останавливался в нем во время приездов, тут же останавливались паломники.

В России до середины XV века ставропигиальные монастыри подчинялись Константинополю, который был предстоятелем Русской Церкви. С конца XVI века по 20-е годы XVIII века во время становления Российского патриаршества статус получили 55 монастырей — они подчинялись Патриарху.

В 1700-1917 годах эти обители подчинялись Святейшему синоду — на конец XIX века было всего 6 мужских монастырей такого типа.

В 1984 году статус ставропигиального был предоставлен Корецкому монастырю (город Корец Украины) из-за конфликта между настоятелем и митрополитом Филаретом.

В 90-х годах ХХ века, когда началась массовая передача церквей и обителей духовенству, наиболее значимые были введены в данный статус — управление осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Управление может быть осуществлено синодальными учреждениями, которые были благословлены Патриархом.

На территориях Украины и Беларуси также есть несколько приходов и церквей, подчиняющихся местным Патриаршим Эрзархом. Решение было принято Священным Синодом государств. Некоторые соборы расположены в других странах (Англии, Германии, Италии, США, Франции и Эстонии). С 2009 года эти обители непосредственно подчиняются российскому Патриарху.

Адреса

Сегодня на территории России 33 обителей, среди которых 15 мужских и 18 женских монастырей. В Москве расположены следующие ставропигиальные мужские монастыри:

  1. Андреевский: основан в середине XVII века, хотя по преданию, возникновение обители произошло в XIII веке;
  2. Высоко-Петровский: датой основания считается 1315 год. Это одна из самых старых обителей России;
  3. Данилов ставропигиальный мужской монастырь: появился в середине XVI века на месте обители, основанной в XIII веке младшим сыном Александра Невского;
  4. Донской: основан в конце XVI века. На его территории расположено Старое Донское кладбище — единственное в Москве, пережившее советское время практически без потерь;
  5. Заиконоспасский: основан в XV веке. Известен тем, что на основе его просветительской школы появилась Славяно-греко-латинская академия;
  6. Новоспасский: был основан в 1490 году князем Иваном III. С тех пор ставропигиальный мужской монастырь был тесно связан с семьей Романовых;
  7. Сретенский: появился в XIV веке и до революции имел статус заштатного.

К женским ставропигиальным московским монастырям относятся:

  1. Алексеевский: датой основания является 1837 год. На сегодня монастырь сохранился частично;
  2. Богородице-Рождественский: был основан в XIV веке. Статус ставропигиального получил в наши дни;
  3. Зачатьевский: впервые появился в 1360 году, но был уничтожен пожаром и восстановлен в 1584 году;
  4. Иоанно-Предтеченский: был построен в XV веке;
  5. Марфо-Мариинская женская обитель милосердия: была основана княгиней-вдовицей Елизаветой Федоровной Романовой в 1909 году. Монахини получали медицинскую и психологическую помощь, слушали лекции врачей и получали профессию. Также они могли уйти через какое-то время в мир и завести семью;
  6. Покровский: датой постройки является 1635 год царем Михаилом Романовым. Сегодня в нем находятся мощи блаженной Матроны Московской;
  7. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь: построена в 1826 году, московской женской обителью она стала с 2012 года, когда Троицкий административный округ вошел в состав Москвы.
Читайте также:  Чем отличается смерч от урагана

Также ставропигиальные монастыри расположены в Санкт-Петербурге, Московской области, Калужской, Владимирской, Рязанской и Новгородской.

Вывод

Ставопигиальные монастыри — это обители, которые напрямую подчиняются Патриарху Московскому. Это высший статус среди всех соборов, лавр, обителей и духовных школ.

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkvi/stavropigialnyj-monastyr-ili-prihod-chto-eto-znachit.html

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавраОцените материал

На сегодняшний день современный Киев мало чем отличается от современных деловых мегаполисов, но здесь есть своя атмосфера, особое состояние, создает Киево-Печерская лавра. Быть в Киеве и не зайти в лавру, даже кажется как-то не по-христиански, здесь каждый для себя обретает спасение.

Киево-Печерская лавра: монастырь и музей

Еще в далеком 1051 году монастырь был основан монахом Антонием во времена Ярослава Мудрого. Киево-Печерская лавра является первым монастырем на Руси, исходя из времени ее основания. К числу основателей Печерского монастыря также следует отнести Феодосия, который был первым учеником Антония.

Древние рукописи свидетельствуют о том, плато над пещерами было передано в дар монастырю князем Святославом II Ярославовичем. И со временем на этом месте были построены каменные храмы, крепостные башни, кельи для монахов, а также прочие сооружения.

Также в свое время на территории монастыря трудились летописец Нестор, создатель известной «Повести временных лет», художник Алипия и прочие деятели духовности.

Без малого целое столетие, до 1688 года здесь был ставропигиальный монастырь Константинопольского Патриарха, после чего ему был присвоен статус лавры.

И с тех пор он становится царским и патриаршим Московским ставропигионом, а еще через 98 лет лавру подчиняют киевскому митрополиту.

Интересные факты говорят о том, что Лавра разделена на Ближние и Дальние пещеры, где покоятся, по сей день нетленные мощи святых угодников. Кроме того, здесь имеются захоронения мирян, в частности, Столыпин П.А. нашел тут свой последний приют.

Путешествие по Лавре можно сравнить с походом к первоистокам христианской духовности, в нижней Лавре сегодня размещается Украинская Православная Церковь с подчинением Московскому Патриархату, тогда как в верхней Лавре располагается Национальный Киево-Печерский исторический заповедник.

Как добраться до достопримечательностей Киево-Печерской Лавры

С железнодорожного вокзала проще всего добраться до монастыря и заповедника на метро, вам понадобится выйти на станции «Арсенальная». После метро буквально 5 минут на маршрутке, станция «Лавра».

Можно конечно взять такси, но лучше всего погрузиться в мир духовности и пройтись пешком по старым мощеным киевским улочкам.

Тем более что буквально на каждом углу будут появляться знакомые из книг по истории и литературы названия и имена.

Наверх

Источник: https://set-travel.com/ru/europe/attractions/8644-kievo-pecherskaya-lavra

Свято-Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь. / Сергиево-Посадский район, Сергиев Посад город, Красногорская площадь. / Русские Церкви

Основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобный Сергий родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр и в крещении был назван Варфоломеем. В нём рано проявилось стремление к подвижничеству.

В 1337 году, 23 лет от роду, после кончины родителей, он вместе со своим старшим братом Стефаном в поисках уединения удалился в лесное урочище в окрестностях Радонежа и на небольшой, поросшей густым лесом возвышенности, названной позже Маковец, срубил келлию и малую церковь в честь Живоначальной Троицы. Так было положено начало обители, ставшей впоследствии одной из самых знаменитых на Руси.

Жизнь в пустынном лесу была очень тяжела. Стефан, не выдержав лишений, ушел в Москву, а Варфоломей остался в пустыни, возложив все упование на Бога. Около двух лет подвизался он, един единствуя, в трудах и подвигах строгого воздержания и молитвы. Приняв монашеский постриг с именем Сергий, он усилил свои духовные и телесные подвиги.

Постепенно, узнав о суровой добродетельной жизни преподобного Сергия, к нему стали стекаться иноки, жаждущие подвигов пустынножительства, а затем и крестьяне стали приходить к нему за советом и благословением и поселяться рядом. Этому способствовали и скорбные исторические обстоятельства монголо-татарского ига, побуждавшие людей бежать из мира в пустыню.

Так образовывался монастырь и обустраивался посад вокруг него.На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

В её стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов, † 1867 г.) и Иннокентий (Вениаминов, †1879 г.), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский, † 1918 г.).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Пострижениками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей.

В 1608-1610 годах обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов, осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч. Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, † 1812). В 18-19 веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместились историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье.Возрождение обители началось в 1946 году. В Великую субботу ожившие лаврские колокола возвестили о первом богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры — Троицкий собор (1422-1425 годы), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.

В иконостасе храма иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь Сошествия Святого Духа, построенная псковскими мастерами в 1476 году Величественный Успенский собор возведен в 1559-1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора — усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635-1637 годах. Великолепием убранства в стиле московского барокко отличается церковь преподобного Сергия с трапезной (1687-1692 годы). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734 год) и Смоленская (1746-1753 годы) церкви, а также пятиярусная колокольня.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII века).

Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действуют регентская и иконописная школы.

Заочно при академии и семинарии получают образование клирики Русской Православной Церкви из разных епархий.

Во имя преподобного Никона Радонежского храм

В честь Рождества святого Иоанна Предтечи церковь

Колокольня

В честь Успения Пресвятой Богородицы собор

В честь Смоленской иконы Божией Матери церковь

Во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких церковь

Духовская церковь

Сень над источником

Башня

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь

Часовня Пятницкого Колодца

В честь Успения Пресвятой Богор, ставропигиальный мужской монастырь. В честь Успения Пресвятой Богор

Надкладезная часовняставропигиальный мужской монастырь. Надкладезная часовня.

Михеевская церковь. (Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому).

В честь Смоленской иконы Божией ставропигиальный мужской монастырь. В честь Смоленской иконы Божией

Колокольня

Духовская церковь

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь.

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь.

Усыпальница Годуновых. Свято — Троицкая Сергива Лавра.

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь (26.7.2018).

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь (26.7.2018).

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь (26.7.2018).

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь (26.7.2018).

Свято — Троицкая Сергива Лавра, ставропигиальный мужской монастырь (26.7.2018).

Колокольня (26.7.2018).

Колокольня (26.7.2018).

Колокольня (26.7.2018).

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=4439

Почаевская Лавра

Почаевская Лавра [Dec. 1st, 2011|11:42 pm]Города и веси России
[]

Что такое “лавра” и чем она отличается от обычного монастыря, я честно говоря так и не разобрался, но от сотен других православных монастырей Лавры отличаются примерно в той же степени, как Москва, Петербург, Киев от других городов..

Всего в России и Украине 5 православных лавр: Киево-Печерская (с 1051 года) в Киеве, Троицке-Сергиева (с 1744) в Подмосковье, Александро-Невская (с 1791 года) в Петербурге, Почаевская (с 1833) в Западной Украине и Святогорская (с 2004 года) в Восточной.

Три первых Лавры я видел ещё достаточно давно, в Святогорске побывал в мае-2011, а в ноябре наконец достиг и Почаева. И сказать, что Почаевская Лавра впечатляет — не сказать ничего! Крошечный Почаев (8,3 тыс.

жителей) весь помещается у её подножья, и ещё неизвестно, что в этой Лавре впечатляет больше — архитектура или общий колорит. Не так много мест я посещал, где мне хотелось фотографировать людей — и Почаев одно из них.

( Рассказ +54 фото )

* В моём журнале.

Comments:
From: mistifficator2011-12-01 07:46 pm (UTC) (Link)

Спасибо)
а лавра — это монастырь, напрямую подчиняющаяся патриарху, а не местному митрополиту.

From: varandej2011-12-01 08:50 pm (UTC) (Link)

Я тоже так думал, но как оказалось, сейчас это не соблюдается. Александро-Невская — в подчинении петербургского митрополита, Почаевская и Киево-Печерская — в подчинении киевского митрополита, а Святогорская — вообще Донецкой епархии.
К тому же, непосредственно патриарху или митрополиту подчинялись также ставропигии.

From: ivan_gorod2011-12-01 08:46 pm (UTC) (Link)

Как по мне, так новая Лавра в 2002 году это очень странно смотрится.С остальными всё понятно — традиция, освященная веками православия и т.д.

А в наш атеистический век с нуля, ну как-то…

From: varandej2011-12-01 08:52 pm (UTC) (Link)

Ну она же не новодел, там своя история довольно давняя. Правда, почему именно Святогорскому монастырю придали статус лавры, точно не знаю. Кстати, я ошибся — не в 2002, а в 2004.

Источник: https://russiantowns.livejournal.com/2718608.html

Монастырь Великой Лавры

Просмотров: 3142 Комментариев: 0

Другие названия монастыря, упоминаемые в более ранних документах, — “Лавра Чернооблаченных”, “Лавра кира Афанасия”, “Лавра Святого Афанасия”, “Большая Лавра” и просто “Лавра”, что означает в данном случае многолюдный монастырь.

Основание монастыря совпадает с систематизацией монашества на Афоне, имевшей место после периода неорганизованной жизни святогорских отшельников.

Основатель Лавры — мудрый монах-реформатор Афанасий, бывший прежде монахом в одном из монастырей на Олимпе Вифинском в те времена, когда настоятелем там был знаменитый Михаил Малеин, дядя Никифора Фоки.

Там Афанасий поддерживал тесную дружбу с тогдашним архистратигом Востока и будущим императором Никифором, который предложил ему покинуть Олимп и отправиться на Афон, куда намеревался последовать за ним позднее и сам Никифор.

После определенных колебаний, в 963 году Афанасий основал Лавру, конечно же, возлагая при этом надежды на своего друга императора. Для монастыря он избрал место, где, по всей вероятности, находился когда-то античный город Акрофои.

Согласно жизнеописанию Афанасия, которое датируется XI веком, он перво-наперво возвел вокруг территории монастыря стену прямоугольных очертаний, затем — собор, а уже после этого — ряд келий.

Впрочем, для проведения этого колоссального строительства и его завершения император постоянно посылал деньги вплоть до своей смерти, хотя ему и не удалось, несмотря на не покидавшее его желание, прибыть сюда самому и стать здесь отшельником, как условились между собой ранее два этих мужа.

Кроме того, император выделил средства для содержания 80 первых лаврских монахов и даровал Лавре различные подворья, в том числе Перистерский монастырь близ Фессалоники, а также части Животворящего Древа Креста Господня и святых реликвий и многие произведения искусства.

Оказывать материальную помощь продолжал и преемник Фоки Иоанн Цимисхий, с которым Афанасий тоже поддерживал дружеские отношения. Цимисхий удвоил денежную сумму, выдаваемую ежегодно на нужды новооснованного монастыря, завершив строительство Лавры, которая стала образцом и основой новой монашеской жизни на Афоне.

Впоследствии, благодаря интересу, проявленному другими императорами, для монастыря наступил период благоденствия.

Число пребывавших в нем монахов постепенно возрастало, превысив упомянутое выше 80, и в то же время утвер-дился общежительный образ жизни и деятельности в Лавре и на всем Афоне в целом.

Особенно помогал монастырю Василий II, который передал ему остров Святого Евстратия, другие подворья и преподнес много даров. Преемником Афанасия, прожившего до конца Х века, в чине настоятеля Лавры стал Евстратий, подпись которого стоит на одном из документов 1016 года.

Великая Лавра, как и другие афонские монастыри, претерпела на протяжении своей истории множество превратностей. Лавра знавала периоды расцвета и периоды значительного упадка, пребывая чуть ли не в полном запустении.

Так, с середины XI века, когда здесь насчитывалось около 700 монахов, и до XIV века Лавра переживает очень благоприятный период.

Однако с этого столетия, по причине различных опустошительных пиратских набегов, этот расцвет был прерван, и стало наблюдаться некоторое послабление в установленных Афанасием “правилах” и в жизни монахов вообще.

Число монахов в Лавре стало ощутимо уменьшаться, и к началу XVI века здесь оставалось всего несколько человек.

Следствием этого положения явилось получение монастырем на некоторый временной период идиоритмии, после чего он снова стал общежительным благодаря содействию патриарха Александрийского Сильвестра и Священного Собрания (1574).

Несмотря на это, упадок монастыря продолжался, и в начале XVII века здесь проживало всего 5 или 6 монахов, а материальное состояние монастыря было плачевным вплоть до 1655 года. Тогда в Лавру прибыл патриарх Дионисий III, который отдал монастырю все свое имущество, усилив его материально.

Впоследствии монастырь снова стал идиоритмическим. Однако с конца XVIII века. когда патриарх Паисий II подтвердил некоторые из его старинных привилегий, в истории монастыря происходят только совсем незначительные события. Кроме упомянутых выше патриархов, во времена турецкого владычества Лавре оказывали разного рода помощь правители придунайских княжеств и русские цари.

В настоящее время монастырь внешне представляет собой комплекс многоэтажных зданий, расположенных по четырехсторонней схеме, с большим двором посредине, где находятся собор, часовни, трапезная, а также ряд других сооружений. Над всем этим комплексом возвышается старинная величественная башня Цимисхия.

Башня эта квадратная в плане и занимает юго-западный угол территории с монастырскими кельями. Вход в монастырь обрамляет портик с четырьмя колоннами. Кроме главного входа, имеются также небольшие ворота на южной стороне.

Многие здания и целые крылья были реконструированы в новое время, о чем сообщают даты постройки: на южной стороне — 1769, на восточной — 1862 и т.п.

Собор Лавры — первый из построенных на Афоне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей.

Речь идет о составном тетрастильном (четырехколонном) византийском храме с двумя боковыми абсидами на хорах для певчих, двумя часовнями по обеим сторонам от литийного притвора и двойным нартексом, т.е. внутренним (литийным) и наружным.

Храм расположен приблизительно в центре большого двора и почитаем (возможно, с XV века) как место успения Святого Афанасия Афонского, который построил храм и посвятил его первоначально Благовещению Богородицы.

Храм был расписан в 1535 году выдающимся критским живописцем Феофаном. Эти фрески считаются лучшими работами уже зрелого художника и относятся к числу наиболее ценных на Афоне. Оба нартекса были расписаны значительно позднее (1854) на средства архимандрита Вениамина.

Справа и слева от литийного притвора находятся две часовни — Святого Николая и 40 Мучеников.

Первая из них украшена фресками живописца Франка Кателана (1560), современника и, возможно, ученика великих критских художников, хотя манера его работ значительно отличается от манеры критской школы.

В другой часовне, посвященной 40 Мученикам, находится гробница с мощами Афанасия, покрытая покрывалом с образом святого. В той же часовне хранятся две ценные переносные иконы — Христа и Богородицы Экономиссы. Созданные в XVI веке фрески часовни были покрыты новым слоем живописи в 1854 году.

Кроме двух этих часовен собора, Лавра располагает 15 другими, которые находятся на территории монастыря. Одна из этих часовен, часовня Святого Георгия, украшена росписями.

Из прочих часовен наиболее значительными являются часовня Святого Афанасия рядом с ризницей, где хранятся его железный пастырский жезл и массивный железный крест, а также часовня Богородицы Кукузелиссы с одноименной иконой Богородицы.

Кроме того, Лавре принадлежат еще 19 часовен, а также 5 кафизм и 40 келий в поселках Керасия, Морфону, Провата и Карее. Снаружи у главного входа собора находится фиал водосвятия, самый большой на Афоне — Фиал окружен рядом колонн, промежутки между которыми перекрыты замечательным скульптурным парапетом.

Фиал украшен фресками нового времени, сюжетно связанными с водосвятием. Рядом с фиалом гордо возвышается тысячелетний кипарис, который якобы посадил сам Святой Афанасий.
Западнее и строго напротив входа собора находится общая трапезная, также украшенная замечательными фресками критских живописцев.

Среди изображенных здесь картин выделяются Тайная Вечеря, Небодорожная Лествица, Страшный Суд, Ессеев Корень и 24 Строфы гимна Акафиста, а также целый ряд сцен из жития Богородицы, многих святых и аскетов. Кроме того, здесь следует особо отметить портреты греческих философов Филона, Солона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона и Плутарха.

Необычайно богата монастырская ризница, которая находится в отдельном здании за собором в восточной части двора.

Среди ее многочисленных регалий наиболее значительными являются венец и саккос Никифора Фоки, древний колчан для стрел, оклади печатных Евангелий, священные ризы и церковная утварь, кресты, медальоны, чаши для причастия, очень ценные переносные иконы и т.п., а в соборе хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии многих святых.

Расположенная близ ризницы, в том же здании библиотека Лавры считается самой богатой на Афоне. Она насчитывает более 2.500 рукописей, из которых 470, а также 50 свитков — пергаментные.

Среди них выделяются некоторые украшенные иллюстрациями рукописи с богатым декором и картинами (напр., А 76, А 86, А 111, П 75) и так называемое Евангелие Никифора Фоки в ризнице. Кроме того, в другом отделении библиотеки находится более 20.

000 печатных книг, в том числе много ценных архетипов.

Со времени основания и до сих пор Великая Лавра занимает первое место среди 20 монастырей Афона. Она продолжает придерживаться общежительного образа жизни и насчитывает в настоящее время в целом 420 монахов, 50 из которых проживают в самом монастыре, а остальные 370 — за пределами монастыря, в его многочисленных экзартимах.

Великой Лавре принадлежат также три скита — Святой Анны, Кавсокаливский и Предтечи, а также поселения в Пустыне — Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Кутанакия и Карулия. Все они находятся на юго-западной стороне Афонского полуострова, за монастырем Святого Павла и Новым Скитом, если двигаться в направлении к Лавре.

Скит Святой Анны. Греческий, идиоритмический скит, самый большой и ранний на Афоне, находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах Афона, сразу же за Новым Скитом и на незначи-тельном расстоянии перед Пустыней. Деятельность этого скита начинается по-существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее.

В настоящее время здесь находится 51 калива (не все из них обитаемы) и главная церковь (купакоп), построенная в 1752-1755 гг. и расписанная фре-сками в 1757 году. В этой церкви хранится реликвия — левая нога Святой Анны, матери Богородицы. Скит располагает также довольно хорошей библи-отекой, содержащей около 100 (в большинстве своем бумажных) рукописей более позднего времени.

Кавсокаливин. Греческий идиоритмический скит с 40 каливами, некоторые из которых не имеют святилища, а большинство в настоящее время необитаемы. Находится скит за Пустыней по дороге к Лавре, на скалах у моря. Свое название (“сожженные каливы”) скит получил от некоего Максима (XIV в.

), который прибыл сюда, построил здесь свою каливу и всякий раз, когда к нему приближались другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в гору. Церковь (11упакоп) скита построена в 1745 году, нартекс — в 1804 году, а фрески созданы в 1820 году.

В ските хранится около 50 рукописей, все бумажные, нового времени.

Скит Иоанна Предтечи. Это была греческая келья, носившая имя Предтечи и проданная приблизительно в середине XIX века двум молдавским монахам. В 1857 году келья была преобразована в скит и постепенно признана румынской по причине национальности его монахов. Находится между Кавсокаливиями и Лаврой на невысоком холме (ок.

250 м над уровнем моря). Снаружи скит производит впечатление очень прочного строительного комплекса прямоугольной планировки с церковью во дворе, которая была освящена в 1866 году в честь Святого Иоанна Предтечи. Скит придерживается общежительного образа жизни, как и соответствующие монастыри, и насчитывает около 10 румынских монахов.

Пустыня. Проплывая у Афона с этой стороны, после скита Святой Анны мы видим Пустыню. Здесь находятся следующие монашеские поселения: Керасия, Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Катунакия и живописные Карулии.

Это четыре монашеские объединения, не имеющие сообщения друг с другом по той причине, что здешние места очень суровы, полны крутых скал, так что добраться до уединенных калив этих поселений невозможно.

Проживающие в них аскеты или пустынники денно и нощно погружены в молитву и духовную аскезу, не имея никакой связи с миром и совершенно пренебрегая заботами о теле. Они постоянно славят и воспевают сотворившего мир Бога, неустанно моля его о собственном спасении и спасении всех людей.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/monastyr-velikojj-lavry