Чем отличается местное самоуправление от государственного

1.3 Основные отличия местного самоуправления от государственной власти

На сегодняшний день можно выделить следующие отличия:

· Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. Система местного самоуправления осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником.

· Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).

Четыре основных отличия сформулировал Л.А. Велихов:

  1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
  2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем и окончательным являлось только решение центральных органов власти.
  3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
  4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.

Особенность положения местного самоуправления в государстве (двойственность) определяет и особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (с точки зрения ведения хозяйственной деятельности) — в значительной степени носит черты частного хозяйства, т.к.

выступает на рынке как самостоятельный и равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей.

Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны для выполнения общественных функций, возложенных на них. Отсюда и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по природе.

Муниципальное хозяйство — акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.

Содержание деятельности органов местного самоуправления имеет два направления: властное и экономическое. Субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на муниципальные предприятия и учреждения, а также на предприятия и учреждения иных форм собственности.

Подчеркнем, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5

Источник: http://uniquetext.ucoz.net/publ/lekcii_po_municipalnomu_upravleniju/lekcii/1_3_osnovnye_otlichija_mestnogo_samoupravlenija_ot_gosudarstvennoj_vlasti/9-1-0-169

Чем отличается государственное управление от муниципального

Для того, чтобы правильно понять различие межу понятиями «Государственное управление» и «муниципальное управление», необходимо проанализировать сущность обеих категорий.

Государственное управление (менеджмент)

Понятие «государственный менеджмент» в науке рассматривают во многих аспектах. В теории юридической науки существует множество определений данного явления.

Ученые определяют государственное управление как работу государственных структур, а также их чиновников, которая направляется на выполнение заданий, возложенных на государство. Такая работа, в свою очередь, не связана с процессами законотворчества и осуществления правосудия.

Такой подход к рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод, что государственный менеджмент реализуется исполнительной ветвь властью.

Если рассматривать государственное управление комплексным методом, то следует отметить, что оно является системой взаимодействующих между собой государственных структур и их должностных лиц, которые осуществляют регулирование общественных отношений, возникающих на общегосударственном уровне.

В организационном аспекте — государственный менеджмент — это целенаправленное властное влияние субъекта менеджмента (органов, имеющих властные полномочия) на объект (население, конкретные группы граждан).

Административное законодательство дает такое определение государственное управление: деятельность компетентных органов исполнительной власти,которая основана на законах и цель которой его исполнение и осуществление руководства процессами общественной жизни внутри страны. В этом аспекте выделяют такие составляющие государственного управление как издание нормативных актов, кадровый менеджмент, планирование и прогнозирование и контроль.

Характеристиками государственного управления как подвида социального менеджмента являются:

  1. Организационный аспект — государственное управление осуществляется посредством деятельности должностных лиц государственных органов, которые в процессе выполнения задач, возложенных на них, взаимодействуют между собой.
  2. Волевой аспект — упорядочивает общественные отношения внутри государства путем выдачи нормативных актов, обязательных к исполнению.
  3. Регуляция общественной жизни — проявляется при взаимодействии субъекта и объекта управления в момент осуществления руководящих функций.
  4. Властный аспект — основывается на подчинении воли участников управления.
  5. Имеет собственный руководящий аппарат (комплекс государственных учреждений и чиновников).

Смысл категории «муниципальное управление» проявляется через процесс осуществления местного самоуправления как права граждан принимать решение относительно вопросов местного уровня. Исходя из этого определения следует, что муниципальное управление является практической реализацией непосредственной демократии народа.

Осуществляется муниципальное управление системой органов местного самоуправления. Эти органы осуществляют руководство в отношении территории отдельной территориальной единицы и решают все вопросы местного значения.

Муниципальное управление следует определить как деятельность органов местного самоуправления, направленная на руководство магистратским имуществом,распределение и формирование местного бюджета, принятие решений по иным вопросам местного уровня.
Отличительными признаками муниципального управления является, то что:

  1. Оно осуществляется в отношении конкретного региона, то есть на местном уровне.
  2. Осуществляется представительскими органами магистратского самоуправления и обладает ограниченной юрисдикцией (решение вопросов локального уровня).
  3. Носит подзаконный характер, поскольку направлено на реализацию законов на локальном уровне.

Муниципальное управление также можно представить как организованную систему субъектов муниципального самоуправления, осуществляющих деятельность по регулированию и руководству объектами территориальной общины. Большинство ученых считают, что главное отличие государственного управления от муниципального состоит в объекте и субъекте управления.

  • Субъектный состав государственного менеджмента. К субъектам государственного управления принадлежат государственные органы власти и их чиновники, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны.
  • Субъекты муниципального менеджмента. Субъектами же муниципального управления являются выборные органы самоуправления, юрисдикция которых распространяется на территорию конкретной территориальной единицы (город,область, село)
  • Объект государственного управление. Объектом государственного менеджмента являются вся территория страны и ее население.
  • Объект муниципального управления. К объектам менеджмента на местах относиться муниципальная собственность, территория отдельной территориальной единицы и территориальная община.

Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).

Источник: http://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-gosudarstvennoe-upravlenie-ot-municipalnogo/

Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление»

Вопрос об отличиях муниципального управления от местного самоуправления достаточно сложный по причине наличия разных мнений на данный счет.

Ключ к понимаю лежит в субъектах муниципального управления и местного самоуправления.

К субъектам местного самоуправления следует отнести:

— население муниципального образования;

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

А муниципального управления только:

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

Объекты муниципального управления и местного самоуправления одинаковы — муниципальные образования.

Таким образом, в виду наличия большего числа субъектов управления, можно прийти к выводу: местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление.

Помимо этого, стоит отметить, что главным действующим лицом, осуществляющим местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.) и опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц) является население муниципального образования.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

Муниципальное управление — целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):

а) муниципальное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное управление — это прерогатива только органов муниципального управления;

в) муниципальное управление — в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление — подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.

Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью — муниципальной властью.

Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений, которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти.

Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти — в пределах определенной территории (муниципального образования).

Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления. Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти.

Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер.

Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований.

В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» (местная власть) практически совпадают по значению.

Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:

1) МСУ как формы непосредственной демократии — когда власть предоставляется населению.

2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) — создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.

Читайте также:  Чем отличается недоимка от задолженности

3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление — это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Источник: https://cyberpedia.su/6x90ed.html

Местное самоуправление и управление

содержание .. 50 51 52 53 54 55 56

Публичная власть в стране организуется и осуществляется не толь­ко на общегосударственном и региональном уровнях, но и на местах.

Если в предыдущих главах данного раздела учебника внимание было сосредоточено на конституционно-правовых основах организации и деятельности государственных органов высшего и среднего звена, то назначение этой главы состоит прежде всего в том, чтобы дать пред­ставление о конституционно-правовых основах организации и дея­тельности низового, местного звена власти и его органов. Организация и деятельность власти на местах регулируется не только конституци­онным правом, которое определяет лишь самые общие и принципиаль­ные, конституционные основы построения и функционирования этой власти. Другие, более частные вопросы данной области — предмет ад­министративного, муниципального и ряда других областей права.

Управление местными делами может осуществляться как на основе самодеятельности населения административно-территориальных еди­ниц (местное самоуправление), так и путем решения этих дел назнача­емыми сверху чиновниками государственного аппарата на местах (местное управление).

Местное самоуправление — это публичная власть населения адми­нистративно-территориальной единицы (территориального коллекти­ва), основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладаю­щая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящая в систему государственной власти. В связи с этим государ­ство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного само­управления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправления связана с тем, что в рамках демократи­ческой системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самоде­ятельности местного населения и избираемых им негосударственных органов.

Местное самоуправление — это один из устоев современной де­мократической системы управления, выражение власти народа в свое­образной форме и на соответствующем уровне. Оно обеспечивает воз­можность на основе закона самостоятельно, т.е.

опираясь прежде всего на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной тер­ритории. Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправ­ления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

, местное само­управление означает право и действенную способность местных ор­ганов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью обще­ственных дел.

Эта Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.

В отличие от этого, местное управление — это административное управление местными делами государственными органами и их пред­ставителями на местах. При государственном управлении местные ор­ганы управления выступают как территориальные или отраслевые структурные подразделения местных органов государственной власти, центральных министерств и ведомств.

Для него характерно назначение центральными или иными вышестоящими государственными органа­ми органов государственной администрации в нижестоящие территориальные единицы, через которые и осуществляется управление ими. Во Франции, например, это префект Республики — в регионе, пре­фект — в департаменте, супрефект — в округе. Конституция страны (ст.

72) устанавливает, что представители правительства в департамен­тах и территориях отвечают за национальные интересы, администра­тивный контроль и соблюдение законов, а местные коллективы (ком­муны, департаменты, заморские территории) свободно управляются выборными советами на условиях, предусмотренных законом.

Это при­мер того, как в данной стране, да и в большинстве демократических стран современности, сочетаются принципы управления и самоуправ­ления на местах.

Хотя о природе местного самоуправления и управления и об их соотношении в различных странах бытуют далеко неодинаковые представления, в целом, однако, можно признать, что при демократи­ческой системе управления не следует их разрывать и особенно про­тивопоставлять.

Местное управление и местное самоуправление — это не антиподы, а качественно различные формы проявления единой системы управления страной, не только не исключающие, но и совме­щающиеся и дополняющие друг друга.

Как показывает опыт, одни вопросы жизнедеятельности мест целесообразно решать на путях их негосударственного самоуправления, а другие — на путях государст­венного управления, опираясь на центральные или иные вышестоя­щие органы власти.

Известная автономность местного самоуправле­ния и его органов, устанавливаемая к тому же по закону государством, не означает их изоляцию от государственного управления, отказ от взаимодействия с ним, тем более что государство может передавать осуществление некоторых функций своих органов органам местного самоуправления.

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/002_00_Konstitutsionnoe_pravo_Engibaryan_Tadevosyan_Uchebnik_2000/054.htm

Органы местного самоуправления — Народный политический рейтинг

Опубликовано 19.10.2016

В каждом регионе России, в каждой области, городе, селе есть местное самоуправление. Это местная власть, неподотчетная государству, которая существует для улучшения жизни народа и им избирается. Органы местной власти разделены на исполнительно-организационные и представительные (законодательные).

Органы местного самоуправления есть в каждом регионе, области, городе, селе и т. д. Они не являются государственными, но также обладают властью и полномочиями.

Можно сказать, что все вопросы управления определенной единицей страны ложатся на плечи местных властей. Конечно, органы местного самоуправления подчиняются всем государственным законам и Конституции.

Однако они имеют право по собственному усмотрению вводить законы конкретного региона.

Понятно, что местные депутаты или главы администраций стоят несравнимо ближе к народу, чем Госдума и президент. Благополучие жителей каждого населенного пункта зависит от местной власти. Поэтому так важно разбираться в устройстве системы местного самоуправления, знать, какие в ней существуют органы, чтобы иметь представление, куда обратиться.

Местные органы решают вопросы благоустройства городских территорий. Даже за асфальт во дворе дома ответственен муниципалитет, в то время как за состояние дома отвечает управляющая компания. Вопросов, которые граждане хотели бы задать местным управленцам, действительно бывает очень много.

Какими органами представлено местное самоуправление

В каждом муниципальном образовании местная власть обязательно включает следующие органы:

1) представительный орган (городская дума), состоящая из депутатов, которых выбирает народ;

2) глава муниципального образования (высшее должностное лицо, которого выбирает народ);

3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), выполняет распоряжения главы администрации и государственной власти;

4) возможно наличие других местных органов, если об этом говорится в уставе муниципального образования.

Главы думы и администрации являются должностными лицами местного самоуправления. У них есть полномочия принимать решения о том, как будет организована деятельность каждого такого органа, управляющего муниципалитетом. Городская дума формируется из депутатов, за которых на выборах голосует местное население. Таким образом оно непосредственно решает, кому доверить благополучие своей жизни.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе — его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России.

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере.

При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности.

Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления.

В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти.

Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Примеры органов местного самоуправления

В разных городах РФ органы местного самоуправления, сохраняя в целом одинаковую структуру, подчас имеют разные названия. Поэтому местным жителям бывает затруднительно определить, что есть что.

Читайте также:  Чем отличается импорт от экспорта

Попробуем разобраться на конкретных примерах некоторых городов. Возьмем, допустим, Нижний Новгород.

Здесь местные власти решили не изобретать велосипед, поэтому представительный орган в древнерусском городе называется Городская дума, а исполнительно-распорядительный — Администрация Нижнего Новгорода.

В другом городе с древней историей, Ярославле, отличились большей оригинальностью. Представительный орган назвали Муниципалитет. То есть горожанин, пытаясь найти городскую думу, может не догадаться, что ярославские депутаты заседают в Муниципалитете. Вообще же это слово является синонимом определения «муниципальное образование».

Принципы местного самоуправления

Если местное самоуправление так самостоятельно, имеет свой устав, который способно подвергать изменениям, то что составляет общие и единые начала для самоуправления во всей стране? Оказывается, наличие общих принципов.

Принципы эти закреплены в Конституции и являются базисом для местного самоуправления. Принципы организации местного самоуправления подробно рассматриваются нами в отдельной статье.

Источник: http://politicalrating.ru/articles/poleznoe/organy-mestnogo-samoupravleniya/

Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления — Страница 4

Страница 4 из 4

§ 4. Местное самоуправление

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), при­знает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя — свидетельство принципиально­го изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конститу­ция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий само­стоятельно. Установление «пределов полномочий» едва ли не са­мое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пест­рота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. «н» ст.

72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе само­стоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по разви­тию систем обслуживания населения.

Вмешательство в эти во­просы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.

Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Кон­ституции гласит: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Если бы законодатель имел в виду закрепление гарантии местному самоуправлению от вмешательства органов государственной власти, то он вполне мог бы ограничиться закреплением принципа самостоятельности. Очевидно, что здесь утверждается принципиальное различие ме­жду государственной властью и самоуправлением.

Но в чем оно? То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть наро­да, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение — для этого не предусмотрено правовых форм.

Но можно ли отгородить местное самоуправление от государства, представить его как государство в государстве? Очевидно, нет, ибо тогда разрушается понятие суверенитета Российского государства, который распространяется на всю территорию России.

Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания нормативных актов — без этого их деятельность не­минуемо выльется в произвол.

Но если они издают правовые нормы, как это предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то, следовательно, эти органы вправе применять принуждение.

Чем же тогда в этом отношении они отличаются от органов государственной власти?

Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей при­роде все же является частью публичной власти. Местное само­управление действует в соответствии с конституциями и закона­ми, а следовательно, оно производно от государства.

Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на мест­ном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов го­сударственной власти, а только через собственные органы, но то­же наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными).

Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы — в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти.

Ка­ждый гражданин участвует в создании органов местного само­управления, но этот же гражданин является субъектом всего рос­сийского конституционного права, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государствен­ной власти Федерации и ее субъектов.

Местное самоуправление поэтому не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и деятельности частью общей российской государ­ственности и государственности субъектов РФ. Такое понимание местного самоуправления, похоже, утверждается в его практиче­ском развитии.

В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность право­вых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления.

В своей основной части это институт конституционного права, поскольку его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Фе­дерации, законы Российской Федерации и ее субъектов. Указы Президента России и др.

Но в то же время источниками высту­пают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответствен ности.

Последняя>>

Источник: http://uristinfo.net/2010-12-18-14-34-28/122-mvbaglaj-konstitutsionnoe-pravo-rf/3211-glava-8-osnovy-organizatsii-gosudarstvennoj-vlasti-i-mestnogo-samoupravlenija.html?start=3

Местное государственное управление и самоуправление

Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия

Государственное управление и самоуправление: проблемы взаимодействия В различных типах государства на разных этапах исторического развития существовали различные модели, которые, в конечном счете всегда следуют за развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима.

Теоретические источники местного самоуправления 1. Понятие о прямом государственном управлении регионами и местное.

2. Теория естественного права как идейно-философское источник самоуправления. 3. Хозяйственная и общественная теория местного самоуправления.

4. Государственническая теория местного: политический и юридический направления.

ТЕМА 13. УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Ни одной страной невозможно управлять лишь из центра. Поэтому территория государства (или территория штатов в федерациях) делится на административно-территориальные единицы (общинные, районные, областные).

В каждой такой единице имеются либо назначенные или утвержденные центром органы (губернаторы, префекты, комиссары республики и т.д.)

Раздел VIII Местное государственное управление и самоуправление

Раздел VIII Местное государственное управление и самоуправление Статья 85 государственное управление осуществляется представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Статья 86 1.

Местные представительные органы — маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Понятие и стадии государственного управления

Понятие и стадии управления. Государственное управление и самоуправление.; Понятие и классификация органов государства.

Структура государственной власти. Единство и разделение государственной власти Тема 4.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ. 1 . Понятие и признаки государственной власти.

Чем отличается местное самоуправление от государственного?

Чем отличается местное самоуправление от государственного? В современных государствах есть два основных типа административно-политического самоуправления — местное и государственное.

Что их характеризует? Чем отличается местное самоуправление от? Что такое самоуправление?

самоуправление . если говорить о российской системе власти, — это механизм выстраивания административно-политического управления в муниципалитетах — городах, округах, а также районах.

Раздел VIII Государственное Управление И Самоуправление Статья 85 управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Статья 86 1. представительные органы — маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

2.

Раздел VIII Местное управление и государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

1. представительные органы — маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Давайте сегодня разберемся, что такое местное и государственное управление в российской федерации, чем они отличаются друг от друга. Итак, по порядку. Россия — федеративное государство. На территории России существует 83 субъекта, которые прописаны в Конституции РФ (плюс непризнанная Чеченская республика).

К субъектам относят республики, края, области, Автономные округа, Автономную область и города федерального значения.

78. управление и местное.

Местное самоуправление — особый вид управления, реализация гарантированного законом права террит. Общностей гр-н и органов которые они избирают. В границах административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, районов в городах, поселков, сел) представительные органы власти:- органы самоуправления — Советы.

Источник: http://vigor24.ru/mestnoe-gosudarstvennoe-upravlenie-i-samoupravlenie-48275/

Государственное и местное самоуправление: сходство и различие

Содержание

Введение

«Самоуправление с вытекающею из него свободой есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства», — писал А.Д. Градовский. Очевидно, что эффективное осуществление муниципального управления требует постоянного заинтересованного участия населения в решении местных вопросов.

Просторы нашей страны и разнообразие ее природно-географических и экономических условий, культуры и уклада жизни населения создают дополнительные трудности для правового регулирования в данной сфере. Приходится одновременно осуществлять его на уровне Федерации, ее субъектов и самих муниципальных образований.

Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.

Читайте также:  Чем отличается мочевина от селитры

1. Государственное и местное самоуправление: сходство и различие

Термин «управление» предполагает наличие трех элементов: субъект управления, объект управления и возникающие в результате управления отношения между ними. В процессе управления в наличии, как управляющая, так и управляемая системы. В отличие от управления самоуправление предполагает систему, в которой субъект и объект сочетаются в одном лице.

Государственное (федеральное, региональное) управление — это целенаправленное, планомерно организованное воздействие на общественную систему в интересах ее упорядочения, оптимального функционирования и развития.

Под государственным управлением также понимают специфический вид деятельности, удовлетворяющий объективные потребности общественного производства в определении целей его функционирования и эффективного развития, в разработке необходимых средств и способов его достижения, а также координации усилий всех участников производства для получения результатов, соответствующих целям.

Государственное управление, как правило, рассматривают как организационный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти — это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа.

Согласно Конституции, Российской Федерации3 органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное.

Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.

Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти через систему гарантий и защиты местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации закрепила участие органов местного самоуправления от имени населения в решении задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать им всестороннюю поддержку, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и развития.

В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования, самоорганизации и регулирования самоуправления.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями. Муниципальная власть — это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

  • территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;
  • более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;
  • система принуждения в местном самоуправлении;
  • законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;
  • подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
  • преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

В отличие от региональной власти муниципальная власть как система обеспечения потребностей населения и как одна из основ конституционного строя имеет двойственные оценочные параметры.

Данный дуализм выражается в оценке местного самоуправления, с одной стороны, как демократического института, независимого от государственного вмешательства.

С другой стороны, местное самоуправление рассматривается как институт, функционирующий в рамках государственной политики.

Из двух основных составляющих местного самоуправления — властной и хозяйственной, в отличие от региональной власти, в муниципальных органах преобладает хозяйственная.

Власть (а это в первую очередь возможность принимать общеобязательные решения) нужна муниципальным органам именно для обеспечения функционирования муниципального хозяйства и создания благоприятных условий проживания граждан в конкретном муниципальном образовании.

Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов. Представляется возможным выделить две группы принципов:

  1. общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;
  2. специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.

В качестве общих принципов выделяют следующие начала:

  • принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);
  • принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);
  • принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);
  • принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.

К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т.п.

Чтобы понять, как региональная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:

  1. принцип «подзаконности», т.е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;
  2. принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);
  3. принцип выделенной компетенции — наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;
  4. принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);
  5. принцип ресурсной обеспеченности, т.е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;
  6. принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;
  7. принцип государственной поддержки местного самоуправления.

Региональное управление и самоуправление тесно взаимосвязаны между собой, обусловливают друг друга и представляют собой два вида властной организации общества.

У них имеется ряд общих черт, например:

  • и местная, и региональная власть организованы по территориальному признаку. Правомочия обеих властей распространяются на все субъекты, функционирующие на соответствующей территории;
  • и местная, и региональная власть реализуют свое социальное назначение посредством специальных постоянно действующих органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;
  • органы и местной, и региональной власти способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для всех субъектов;
  • и местная, и региональная власть вправе устанавливать налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым кодексом РФ;
  • органы и местной, и региональной власти наделены правом применять меры принуждения на территории своей юрисдикции.

Таким образом, и местное самоуправление, и региональное управление являются институтами публичной власти, результатом организационного упорядочивания общественных отношений определенными средствами. Вместе с тем следует выделить и отличительные черты государственного управления и местного самоуправления:

  1. различное время возникновения общинного самоуправления и государства;
  2. местное самоуправление не всегда было свойственно государственному строю;
  3. различный характер и объем компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления;
  4. органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;
  5. органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;
  6. органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено «банкротство муниципального образования» (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.

Таким образом, государственное управление и местное самоуправление, являясь по своей сути различными формами власти, обладают рядом схожих признаков. И, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, проблема их взаимодействия очень актуальна.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции. С другой стороны, в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность будет находиться под контролем государства.

Основным инструментом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах.

Для местного самоуправления — это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти.

Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Источник: http://referat911.ru/Municipalnoe-pravo/gosudarstvennoe-i-mestnoe-samoupravlenie-shodstvo/579668-3410187-place1.html