Чем отличается образование от обучения

Профессиональное обучение

Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы.

И бывают ситуации, когда это важно — разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

  • квалифицированного рабочего или служащего;
  • специалиста среднего звена.

По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

– программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

– программа переподготовки служащих и рабочих;

– программа повышения квалификации служащих и рабочих.

На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение — это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

Источник: https://prouchebu.com/professionalnoe_obuchenie/

В чем разница между образованием и воспитанием

Такие общественные явления, как обучение, воспитание и образование являются основными категориями педагогики, выражающими ее сущность. И если под обучением четко понимается передача знаний от старшего поколения младшему, то значения образования и воспитания часто путаются. Попробуем разобраться, в чем разница между воспитанием и образованием.

Воспитание является трудным и противоречивым социально-историческим процессом вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, быт и производственную сферу. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений.

В качестве базового процесса выступает освоение производственного опыта и навыков к труду. Воспитание в значительной степени зависит от культуры, языка, установленных моральных норм и потребностей. Кроме того, процесс тесно связан с политикой, нравственностью, правом, наукой, искусством и религией.

Такие формы общественного сознания используют воспитание как инструмент для достижения неких целей. Так, воспитание приспосабливает человека к определенным нравственным и правовым нормам, знакомит с требованиями закона, формирует мировоззрение на основе научных и религиозных догматов.

Искусство порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход, что немаловажно для полноценного личностного развития. В узком педагогическом значении воспитание — это процесс и результат работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений. Вторым значением этого понятия считается результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне теоретической и практической подготовки.

Можно утверждать, что образование выражается в системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Это бесконечный и непрерывный процесс, ускоряющийся научно-техническим прогрессом.

К тому же, образование есть основа психологической готовности человека к накоплению, переработке и совершенствованию знаний.

Полученный уровень позволяет занимать определенное положение в обществе, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности. Результатом образования является всестороннее развитие личности.

Современный объем знаний и навыков, накопленных человечеством, так велик, что индивид не в состоянии овладеть ими в полной мере. По этой причине главными критериями образованности считаются системность знаний и мышления, позволяющая логически рассуждать. В России система образования включает в себя дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

Выводы:

  1. Целью образования является освоение определенного уровня знаний, навыков и умений. Воспитание направлено на привитие моральных, общественных, правовых и эстетических норм поведения.
  2. Образование требует высокой степени организованности и выполнения конкретных задач. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели непостоянны.
  3. Воспитание и образование — непрерывные и бесконечные процессы.
  4. Воспитание зависит от культуры и языка, образование — от принятой системы знаний и умений.
  5. Воспитание не имеет уровней и ступеней. Система образования включает в себя дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

Источник: https://thedb.ru/items/V-chem-raznica-obrazovanie-vospitanie/

Отличие ноосферного образования от других педагогических систем

В статье автор рассматривает об особенностях ноосферного образования.

В настоящее время официально зафиксировано 500 образовательных технологий.

Многие из них дают некоторые подвижки в сторону инноваций, например: «отказ от устаревших педагогических штампов», «упор на здоровье», «личностно-ориентированное воспитание», «ускоренное обучение», «раскрытие высших способностей», «обучение на национальной или религиозной основе», «элитарное обучение», «обучение и воспитание через труд».

Проведѐнное аналитическое сравнение, выявило общий отрицательный параметр для всех уже внедренных педагогических подходов: не соответствие требованиям системной полноты и целостности.

Согласно с принятой в мировой науке Общей Теории Систем это характеризуется отсутствием мировоззренческого единства и нарушением законов взаимодействия между субъектами образования и норм композиции и системной цели, что принципиально подрывает системное функциональное единство в научно-теоретическом, гносеологическом, методологическом, мировоззренческом базисе и инструментарии в практической деятельности. По этой причине известные современные педагогические подходы не могут классифицироваться как научные педагогические системы.

Следующим отрицательным параметром для всех разрешѐнных педагогических подходов является лавиноопасная деградация здоровья детей и подростков.

Согласно статистическим данным только 3-4 % детей, поступающих в школу, считаются «условно здоровыми».

На 100 выпускников официально зафиксировано 190 хронических заболеваний, после окончания школы здоровых детей остаѐтся около 1%. В виду этого, новыми требованиями современности, которые предъявляются педагогике, являются:

  • «здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения»;
  • «эффективное усвоения информации и умение еѐ применять в жизни»;
  • «формирование созидательного экологичного мировоззрения».

Из 500 образовательных технологий, претендующих на решение этих задач, выделяются пять, которые признаются педагогическим сообществом как наиболее эффективно их решающие:

  • Личностно-гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили,
  • Русская родовая школа М. П. Щетинина,
  • Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного,
  • Педагогика Здравого Смысла А.М. Кушнира
  • система Ноосферного образования Н. В. Масловой.

Системный сравнительный анализ этих подходов был произведѐн по 12 общепринятым психолого-педагогическим параметрам:

  • Концептуальная основа,
  • Мировоззренческий подход,
  • Структурное основание,
  • Педагогическое основание,
  • Педагогическая методика работы с информацией (Информационное
  • основание),
  • Воспитательное основание,
  • Психокоррекционный эффект,
  • Здоровьесберегающий эффект,
  • Педагогические постулаты (Системообразующее основание),
  • Технологическое отличие,
  • Национальное значение,
  • Эволюционное значение.

Некоторые из выводов сравнительного анализа заслуживают особого внимания.

Эволюционная значимость анализируемых педагогических подходов проявлена в постановке и решении следующих педагогических задач:

  • подготовка сознания учителя к изменениям и отказу от авторитарно-манипулятивных педагогических средств, методик в «Личностно-гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили;
  • ориентация на уникальные возможности интеллекта, силы воли и духа, трудоспособности ученика будущего в «Русской родовой школе» М.П. Щетинина;
  • активизация научной медицины в помощь педагогике в «Здоровьеразвивающей технологии медицинского сопровождения при обучении» В.Ф. Базарного;
  • признание природосообразности в «Педагогики Здравого Смысла посредством обучения языкам» А.М. Кушнира.
  • система Ноосферного образования Н. В. Масловой.

Ноосферное образование — это педагогическая система, которая, интегрируя лучшие возможности различных педагогических технологий, получает качественно новые характеристики как фундаментальная система подготовки человеческих ресурсов для следующего этапа эволюции человечества.

В основе мировоззрения — единство Творца — Природы — Общества — Человека. Еѐ технологии, методы адекватны космо-био-социальной природе человека и являются наукоѐмкими технологиями интеллектуальных услуг мирового уровня.

Социально-педагогическая цель формирование созидательного мировоззрения и сознания личности, понимающей генетическое единство Мира с его духовнонравственными законами, историко-культурными ценностями и здоровым образом жизни.

Воспитательный аспект в исследуемых подходах имеет глубоко прогрессивные корни, однако они локализованы в «своих территориях» (Ш. А. Амонашвили христианство, М. П. Щетинин казачество, В. Ф. Базарный медицина, А. М.

Кушнир — лингвистика) и не интегрированы до целостных педагогических систем,

Ноосферное образование учитывает эти недоработки, исправляет и предлагает взаимосвязь общечеловеческих космических (объединяющих науку, мировые религии, политику, культуру, искусство и т.д.) основ воспитания человека нравственного, не нарушающего Законы Мира, созидательного по отношению к Природе, развивающего высокий дух творчества во благо эволюции всего человечества.

По этой причине они целенаправленно интегрированы в целостную систему Ноосферного образования, что объясняет его качественное преимущество.

Технологические аспекты исследуемых подходов Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М.

Кушнира представляют собой весомые фрагменты, которые интегрированы в Ноосферном образовании, научно обоснованы и методологически выверены в технологии управления, технологии организации учебновоспитательной деятельности, технологии подготовки кадров, технологии подготовки авторов биоадекватных учебников.

Система Ноосферного образования призвана организовать эволюционно новый этап образования человека: познание Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества и на их базе организовать все сферы здоровой, творческой, природосообразной, счастливой жизнедеятельности людей и их будущих поколений с овладением качественно новыми знаниями и навыками.

Таким образом, системный сравнительный анализ этих подходов свидетельствуют, о том ноосферное образование реализует принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности и здоровьесбережения при работе с информацией.

Он заключается в гармоничном использовании нервно-гуморальной системы человеческого организма при восприятии и переработки учебной информации.

Следуя всем этапам методики, информация архивируется в долговременную память, легко извлекается при необходимости и используется в качестве умений и навыков в жизнедеятельности.

Эти подходы способствуют осознанию абсолютной необходимости внедрения целостной педагогической системы, которая на высоком научном уровне агрегирует (включает) предшествующие наработки.

Это воплощено в целостной педагогической системе Ноосферного образования: научная концепция, универсальное (естественнонаучное, гуманитарное, культурологическое и т.д.

) мировоззрение единства (нерасчленѐнности) Мира, соподчинѐнности его систем Всеобщим Законам Мира, Общим законам человеческого общества и специальным законам здоровьесбережения, психики, педагогики, методологии, технологии и др.

Статистика результатов и достижений каждого подхода по параметрам «Здоровьесбережение», «Усвоение информации», «Формирование целостного созидательного мировоззрения» представлена высокими показателями. Статистические данные показывают преимущество Системы Ноосферного образования:

  • здоровьесбережение школьников в целом возрастает до 40-50 %,
  • время на усвоение информации сокращается в 2-3 раза,
  • эффективность усвоения учебного материала,
  • качество знаний и использования знаний, умений и навыков в жизни достигает 95100%, о чѐм свидетельствуют «срезы знаний», победы на школьных олимпиадах, конкурсах, результаты экзаменов, отзывы учеников, учителей и родителей.
Читайте также:  Чем отличается звук от фонемы

Список литературы

  1. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. — Педагогика ноосферного развития. М.: ЭконИнформ,2007. — С 220 с илл.
  2. Маслова Н.В. Биоадекватные учебники. Концепция. Психологические основы/ Дис. докт. психол. наук, М., 1997. — 140 с.
  3. Маслова Н.В. Национальная идея как потребность времени. – М.

    , 2000. — 39 с.

  4. Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М.: Институт холодинамики, 1999. — 308 с.
  5. Омарова С.Б. Природосообразная педагогика в контексте ноосферного образования: Учебное пособие. – Алматы: ТОО «Типография», -164с.
  6. Омарова С.Б.

    , Гармонизация отношений между учителем и учеником как условие функциональной надежности результатов образования. Вестник университет «Кайнар»№2/2,2011г.с. 92-97

  7. Омарова С.Б., Комплексный нейропсихологический, подход учебном процессе школы. Вестник университета Кайнар №1/1,2008
  8. Пинчук Т.А.

    Концептуальные подходы к полифункциональному моделированию универсального лицейского образования/ Дис. докт. педагог. наук, М., 2008. — 42 с.

  9. Скобликова Т.П. Трансформация личности учителя в процессе перехода к ноосферному образованию (целостному мышлению)/ Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 2003.

    – 24 с

Фамилия автора: Омарова С.Б.

Источник: https://articlekz.com/article/20037

синоним слова обучение — чем отличается образование от обучения — 22 ответа



В разделе Образование на вопрос чем отличается образование от обучения заданный автором Пользователь удален лучший ответ это на мой взгляд —-образование — законченое обучение

Ответ от Ѝльвира Фрейзе[новичек]Обучение — это педагогический процесс, целькоторого предоставить обучаемомуопределенное количество и качество знаний. Вобучении всегда фигурируют две стороныэтого процесса: тот, кто передает знания, и тот,кто их принимает.

Обучение ведется в конкретном направлении: обучение чтению,письму, отдельной науке и т. д. Образование –это законченный результат и показательдостижений полученных в процессе обучения.Итоговые знания показывают уровеньполучения перенятого опыта многих одним человеком.

Таким образом, образование –более широкое понятие, включающее в себяуровни достижений обучений в различныхнаправлениях, воспитании и полученииразличных навыков.

Образование — это то, чтоостается после обучения, и то, с чем личности предстоит адаптироваться и гармонично

применить в своей социальной среде.

Ответ от Вероника[эксперт]ОБучение+РАЗвитие.

Образование — намного более широкое понятие, чем обучение. Оно включает в себя воспитание, получение навыков, повышение эрудиции и формирование мировоззрения. А обучение — это получение знаний в какой-то области.

Ответ от Виталий Карпачёв[гуру]
Образование, это когда ты уже выучил буквы, а обучение, когда их начинаешь только учить…
Ответ от Ленар Галиев[гуру]
образование — это комплекс обучаемых предметов
Ответ от Виктор Семенов[гуру]
Образование — это то что ты получаешь в процессе обучения…
Ответ от Андрей Суворов[эксперт]
Образование — это то чему тебя научили, а обучение, то чему учат.
Ответ от Nuta[гуру]
Обучение — это непосредственный процесс, а образование может использоваться и как синоним слова обучение, и как конечный результат (то, что мы имеем = знания)
Ответ от Екатерина[эксперт]ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Статья 2:”Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов”;”Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни”;

Таким образом, образование — более широкое понятие, включающее в себя обучение+воспитание.

Источник: http://22oa.ru/sinonim-slova-obuchenie/

Образование или обучение

07.09.2017 00:01:00

Иметь диплом — еще не значит уметь работать

Сегодня в ведущих вузах страны студенты чаще всего сдают зачеты и экзамены в форме компьютерных тестов. Фото агентства «Москва»

Начался новый учебный год. Образовательный процесс пошел так, как ему предписано идти. Предписано законами, стандартами, локальными нормативными актами. Эффективными или неразумными. Но обязательными к исполнению.

Впервые за последние 25 лет учебный процесс начнется без меня. Дело к пенсии.

Уже некогда исполнять многочисленные указы и приказы руководства, писать бесполезные многостраничные отчеты, публиковаться в нечитаемых научных изданиях, собирать ни на что не влияющую статистику.

Хочется передать накопленные знания и опыт через газету, телевидение, книгу, Интернет — без жесткой цензуры, прописанной в эффективном контракте.

Собственно говоря, речь здесь пойдет о том, чем отличаются два ключевых понятия — образование и обучение. Обучение — слово понятное. Человек чему-то учится.

Надевать носки, вытирать попу, писать, читать, рисовать. В результате обучения возникает умение что-то делать. В зависимости от качества обучения это умение бывает хорошим или плохим.

Если качество обучения слишком низкое, то навык вообще не формируется.

С понятием «образование» дело обстоит сложнее. В общем смысле этот термин является достаточно широким. Например, муниципальное образование подразумевает некую общность на местности (город, поселок, деревню), а новообразование чаще всего связывают с раковым заболеванием.

Да и в узком смысле слова не вполне понятно, что или кто образуется в результате обучения в образовательном учреждении.

Однако сам учебный процесс предполагает по завершении появление некого продукта — выпускника школы или университета, образование которого подтверждено официальным документом — аттестатом или дипломом.

Таким образом, формально образование дает на выходе аттестованного или дипломированного специалиста, у которого предполагается наличие знаний и умений, предусмотренных стандартом или учебным планом. Здесь уместно лирическое отступление.

В рассказе американского фантаста Айзека Азимова «Профессия» обучение подавляющего числа людей осуществлялось мгновенно путем «зарядки» мозгов нужными знаниями и умениями. Это были прекрасные специалисты, пока что-то не менялось.

Например, появлялся новый прибор. И тогда для работы с этим прибором требовалась «перезарядка» мозгов. Лишь немногие обучались по книгам, по крупицам собирая знания. Знания, которые потом помогали им изобретать новые приборы.

Так как «заряженные» специалисты ничего изобрести просто не могли.

Чем-то рассказ отчасти напоминает нашу ситуацию. Формализация проникла и в школы, и в университеты. Можно долго спорить о пользе и вреде единого государственного экзамена, ЕГЭ. Тем не менее имеется уже устойчивая система формальной оценки знаний. И она дает свои плоды. Разные плоды.

У одной моей знакомой случилась беда. Дочь окончила школу с золотой медалью, но не смогла набрать много баллов на профильной математике. Не берусь судить, что было не так. Возможно, просто сказалось волнение ребенка.

Но жизнь-то отчасти поломана. И желание хорошо учиться несколько поостыло. (Кстати, этой весной в семи учебных группах первокурсников я провел на эту тему дискуссии.

Интересно, что примерно половина студентов была за ЕГЭ, а другая половина против.)

В высшей школе дела обстоят не лучше. Вспоминаю, как в 2003 году я смеялся над докладом, в котором утверждалась доктрина внедрения тестов вместо экзаменов. А зря смеялся. Тестирование проникло во все сферы высшего профессионального образования.

Сегодня в ведущих вузах страны студенты сдают большинство зачетов и экзаменов через компьютерные тесты. Вроде бы это повышает объективность оценки. Роботы заменили экзаменатора. А скоро могут заменить и лектора.

И тогда — вперед, к упомянутому рассказу Азимова.

Каждое дерево дает свои плоды. Образовательное древо в современной России каждый год дает урожай полуфабрикатов специалистов. Полуфабрикатов, не востребованных рынком труда.

Не случайно практически все вакансии содержат требование «опыт работы». А без опыта, то есть без практического обучения реальным знаниям и навыкам, можно устроиться только менеджером по продажам.

Или, проще говоря, продавцом.

Выход я вижу в самообразовании. Точнее, в самостоятельном обучении тому, что востребовано рынком труда. Сегодня есть колоссальные возможности для достижения этой цели. Возможности Интернета, дистанционного обучения. Не по формальным критериям, а по практическим наработкам тех специалистов, которые не связаны формальными узами официальных образовательных учреждений.

Источник: http://www.ng.ru/education/2017-09-07/8_7068_training.html

Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?

Родителям зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между домашним обучением и семейным образованием. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

В последнее время наблюдается увеличение недоверия родителей к традиционным образовательным учреждениям. В значительной степени это обусловлено переживаниями, которые касаются не только качества предоставляемого образования, но и отношения учителей к ребенку.

В некоторых же случаях, по тем или иным причинам, родители не могут отдать ребенка в школу. Однако, независимо от состояния здоровья ребенка, религиозных убеждений родителей или материальных возможностей семьи, ничто не отменяет право маленького человечка на получение образования.

И тогда перед взрослыми встает серьезный вопрос: как вырастить образованного человека без посещения образовательных учреждений? Действующий закон об образовании дает возможность родителям выбирать между альтернативными формами образования.

К их числу, среди прочих, относится семейное образование и домашнее обучение, которые в последние годы начинают пользовать большой популярностью. Отметим, что родителям, решившим не вести ребенка на первый звонок, зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между этими двумя формами обучения.

А иногда эти понятия ложно принимают за синонимичные. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

Особенности домашнего обучения: школа на дому

Домашнее обучение — форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию. Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому.

Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе).

Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации. Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием.

Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением — он не ходит в школу.

За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.

Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-“репетиторов” оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).

Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью.

Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.

Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.

Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам.

А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах. Другими словами, домашнее обучение — такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование — форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей. До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей.

Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором.

При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить.

Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг. Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы.

Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему.

Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу. Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику.

Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.

Так в чем же разница?

Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.

Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно.

Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу.

Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.

Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.

Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.

Источник: https://news.rambler.ru/education/40200410-domashnee-obuchenie-i-semeynoe-obrazovanie-v-chem-raznitsa/

Чем отличается обучение от воспитания

Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм.

Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся.

Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.

Что такое обучение и воспитание

Обучение — целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.
Воспитание — процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.

Разница между обучением и воспитанием

Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.

Обучение
Воспитание Учимся рисовать елочку Усваиваем, что нужно помогать маме по хозяйству Изучаем русский алфавит Понимаем, что обижать слабых нехорошо Осваиваем навыки работы на компьютере Осознаем, что нужно учиться на собственных ошибках Обучаемся технике вышивания крестиком Стараемся всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста» Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности — в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.

Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта.

Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу.

Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период — в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.

Station20.ru определил, что отличие обучения от воспитания заключается в следующем:

Целью обучения является освоение определенных знаний, навыков и умений, тогда как воспитание направлено на привитие норм поведения и этических принципов.

Обучение требует высокой степени организованности и выполнения конкретных программ и планов. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели не считаются постоянными в любом обществе.

Обучение ограничивается временными промежутками, воспитание же является непрерывным процессом.

Воспитание, в отличие от обучения, не может дать мгновенного эффекта. Его результат проявляется по прошествии какого-либо временного промежутка.

Источник: http://station20.ru/chem-otlichaetsya-obuchenie-ot-vospitaniya/

Виды домашнего образования. Их плюсы и минусы

Обучение на дому год от года набирает всё большую популярность по всему миру. Отказ от школы: хорошо или плохо? Модель воспитания без четко прописанной программы называется хоумскулинг. Для начала разберёмся, что содержит в себе этот международный термин.

Итак, существует несколько видов хоумскулинга

Семейное обучение

Родители заключают со школой договор, согласно которому ребёнок может посещать любые занятия на выбор. При этом он должен проходить аттестации, сдавать экзамены, практические и лабораторные работы в установленные школой сроки.

Экстернат

Ребёнок изучает школьную программу самостоятельно, без участия школы и учителей, в удобном для него темпе и никак не зависит от сроков, установленных для детей, посещающих школу. Таким образом, учащийся может за полгода освоить двухгодичную школьную программу.

Надомное обучение

Такая модель обучения возможна при наличии медицинских показаний. Выделяются часы для посещения ребёнка школьными учителями. Преподаватели могут проводить занятия на дому от 8 до 12 часов в неделю — в зависимости от возраста ребёнка.

Анскулинг

Образование не определяется школьной программой или учебным планом. Родители выступают «посредниками» в процессе обучения. Они помогают детям познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и реализовывать возможности. Модель основана на природном любопытстве детей.

Нонскулинг

Полное отсутствие какой-либо программы обучения. Ребёнка ни к чему специально не готовят, ничего не запрещают, не заставляют подчиняться установленному учебному алгоритму. Все желания и действия ребёнка рассматриваются как естественная потребность в получении знаний.

Преимущество домашнего обучения очевидно.

Хоумскулинг гарантирует индивидуальный подход к каждому. Ведь у всех разные способности и таланты. Ребёнок может с первого урока понять правило по русскому языку и ему не нужно тратить время на закрепление знаний, прописывая десятки упражнений.

И наоборот: если есть пробелы в какой-то дисциплине, вы можете уделить сколько потребуется внимания проблемным моментам, не озираясь на одноклассников. Учебная методика и ритм занятий «подгоняются» специально под вашего ребёнка.

Наконец, некоторые родители полагают, что обучаясь по «домашней системе», ребёнок скорее поймёт, какое профессиональное направление выбрать в будущем.

Момент спорный: если ребёнок растёт вне конкуренции, как же он поймёт, что выигрывает именно в этом направлении? И ещё: если вы заранее выбрали определенный предмет для углубленного изучения, откуда вам знать, что именно эта дисциплина — призвание вашего ребёнка. Возможно, будь у него выбор, со временем он заинтересовался бы другим направлением и проявил иной талант.

Домашнее обучение может стать полезной альтернативой для старшеклассников.

Если вы решили отдать ребёнка в определённый вуз и предпочитаете уделить внимание отдельным предметам и не распыляться на «ненужные» дисциплины. С другой стороны, вы можете выбрать подходящее профильное направление в любой московской школе.

Многие родители, выбравшие для своих детей хоумскулинг, уверены, что обучение в стенах школы напрочь отбивает естественное желание получать знания. То есть школьная дисциплина и стремление к хорошим отметкам подменяют природную любознательность.

Противники школьного обучения также считают, что учебное заведение унифицирует детей. Более того, социализация в рамках школы абсолютно не похожа на нормальную социализацию, поскольку школьное сообщество разительно отличается от «взрослого» человеческого общества.

Между тем психологи утверждают, что школа — это обязательный этап социальной адаптации ребёнка

Да, «школьное сообщество» зачастую бывает непохожим на общество, к которому мы привыкли. Стрессовые ситуации в школе нередко случаются, это ни для кого не секрет. Но именно такие ситуации готовят ребёнка к реалиям взрослой жизни. Выращенному в тепличных условиях индивиду будет очень и очень непросто адаптироваться в часто суровых условиях нашей жизни.

Обучаясь в коллективе, ребёнок учится завоевывать лидерство, выдерживать конкуренцию и давать отпор противникам. Жизнь «в изоляции» навряд ли научит детей находить общий язык с разными социальными группами и темпераментами. Интеллект и навыки коммуникации далеко не одно и то же.

Наконец, отказываясь от школы, мы не только лишаем ребёнка общения со сверстниками, но берём на себя огромную ответственность.

Репетиторы и дополнительные занятия — это большие деньги. Если денег нет, получается, нет и качественного образования. Зачем рисковать, когда школа сегодня — это компетентные педагоги и выработанная годами система образования. Причём абсолютно бесплатно.

Что же касается индивидуального подхода, это один из основных принципов столичных учебных заведений. Московская школа давно отказалась от советской «строгой» модели преподавания и перешла на дружественный диалог учителя с учеником.

Если ваш ребёнок хочет уделить внимание конкретной дисциплине, он может выбрать подходящее профильное направление.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик уверен, что школьная среда способна влиять не только на ребёнка, но и на общественную жизнь в целом.

По мнению специалиста, дети на подсознательном уровне усваивают в школьный период нормы поведения в обществе, подражают, отождествляют себя с отдельными людьми или группами.

Иными словами, учащиеся не только получают базовые научные знания, но вольно или невольно знакомятся с социальными ролями, осваивают моральные устои и ценности.

То есть с одного школьника начинается целое общество, нормальное, цивилизованное общество.

Как это всегда бывает, однозначного ответа на вопрос «Хорошо или плохо?» не получилось. Во всех вариантах обучения есть свои плюсы и минусы.

Одно ясно наверняка: при выборе модели воспитания необходимо учитывать желания и особенности вашего ребёнка. Для начала поинтересуйтесь у вашего ребёнка, хочет ли он учиться отдельно от своих сверстников.

Источник: https://obrmos.ru/go/go_scool/Articles/go_scool_dom.html

Отличия традиционного обучения от адаптивного и системы Монтессори — Образование сегодня

Является ли адаптивное обучение решением проблем современного образования? Что собственно такое это «адаптивное обучение»?

Адаптивное обучение — это обучающая модель, которая представляет технику в качестве «интерактивных обучающих устройств» и задействует новые технологии с целью их адаптации для нужд учащихся. Задача этого метода — создание оптимизированной модели обучения, которая учащихся из простых слушателей превращает в активных и готовых к сотрудничеству участников процесса обучения.

Адаптивное обучение и система Монтессори (справа) значительно отличаются от традиционного образования (слева), что видно невооружённым глазом

Нельзя сказать, что адаптивное обучение совсем уж новый метод. Он существует уже почти 100 лет. Впервые его разработала итальянский педагог теоретик Мария Монтессори (Maria Montessori).

Опираясь на идею, что каждый учащийся уникален и отличается от другого, Мария разработала педагогический метод, впоследствии названный система Монтессори, позволяющий сосредоточиться на потребностях развития ребенка.

Ее педагогика построена на таких принципах, как например:

  • Ученики лучше усваивают материал, если их индивидуальные потребности, связанные с процессом обучения, удовлетворены
  • Ответная реакция педагога на успеваемость учащегося должна варьироваться в отношении каждого отдельно взятого учащегося.
  • Лучший результат достигается, когда учащийся соперничает не с другими учениками, а с со своими предыдущими достижениями.

Адаптивное обучение строится на основных принципах, разработанных Монтессори — отсюда связь между двумя подходами. Другими словами, адаптивное обучение подразумевает интеграцию технологического элемента в систему Монтессори.

Ниже приводится разница между адаптивным обучением/системой Монтессори и традиционным обучением.

Система Монтессори Традиционное обучение
Упор на когнитивное и социальное развитие Упор на социальное развитие
Педагог играет «направляющую» роль в процессе занятия Педагог является центральной фигурой в процессе занятия, играет «контролирующую» роль
Среда и метод обучения развивают самодисциплину Педагог главным образом обеспечивает дисциплину
В основном индивидуальный подход к преподаванию Групповой и индивидуальный подход к преподаванию
Разные возрастные группы Одна возрастная группа
Работа в группах стимулирует детей помогать и учить друг друга Учит в основном только педагог
Ребенок сам выбирает занятия Готовое расписание сформировано для ребенка
Ребенок вырабатывает собственные принципы, с помощью материалов для самостоятельной работы Учитель подводит ребенка к определенным принципам
Ребенок работает над выбранным проектом столько времени, сколько считает нужным Ребенку обычно отведено определенное время на работу
Ребенок развивается в собственном ритме и направлении Ритм и направление вырабатываются и задаются группой
Ребенок сам замечает свои ошибки при работе с учебными материалами При проверке работы, на ошибки обычно указывает педагог
Ребенок закрепляет знания посредством повторения и за счёт внутреннего чувства успеха Знания закрепляются за счёт внешних факторов посредством повторения и вознаграждений
Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств Меньше материалов для развития органов чувств
Организованная программа по уходу за собой и окружающей средой (гигиена и уборка) Меньший упор на уход за собой
Ребенок может выбирать место работы, свободно передвигаться и общаться (при условии, что мешает другим работать); работа в группах на условиях добровольности Ребенок должен сидеть на отведенном месте, при этом участвовать в процессе группового занятия, сидеть на месте спокойно и слушать внимательно
Организованная программа по разъяснению родителям философии системы Монтессори и их вовлечению в процесс обучения Участие родителей — дело добровольное, да и не всегда приветствуется

Источник

Источник: http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/266-otlichiya-traditsionnogo-obucheniya-ot-adaptivnogo-i-sistemy-montessori

Отличия заочного образования от очного

Очная форма обучения — одна из четырёх форм освоения образовательной программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Возможность поступления на очно — заочную форму обучения предоставляет и наш институт. Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью.

Очное обучения является одной из самых престижных и востребованных форм обучения в институте.

У каждого из нас есть знакомые, которые получали образование очно и те, которые были заочниками. Имеется ли ощутимая разница, выраженная существенными отличиями очного от заочного образования?

Очное обучение — это классический тип обучения, при котором студент методично посещает лекции и семинарские занятия целый семестр, в конце которого он сдаёт сессионные экзамены.

Итоговая оценка в очном обучении может складываться как из суммы текущих отметок и экзаменационного балла, так и состоять только из оценки, полученной на экзамене.

Заочное образование обычно длится меньше очного, так как для него предусмотрены сокращённые программы, ведь большое число заочников получают таким образов второе образование.

В целом, заочное обучение удобно для тех, кто не располагает большим количеством свободного времени ввиду работы, семейных обстоятельств или проблем со здоровьем. Старшеклассникам остался всего месяц, чтобы определиться с вузом. Однако после выбора желаемой специальности нужно также понять, какая форма обучения более приемлема.

Студенты очной формы обучения получают комплекс фундаментальных знаний в различных сферах, в том числе в области экономики, математики, информационных технологий, статистики и менеджмента.

Студенты очно-заочной формы получают доступ к электронным пособиям и имеют возможность участвовать в семинарских занятиях в режиме on-line.

В связи с этим университетом были разработаны магистерские программы в формате второго высшего образования.

Изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. Нормативный срок обучения составляет 4 года по направлениям подготовки бакалавров и 5 лет для будущих специалистов. Классическая заочная форма обучения предполагает большой объем самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом.

Насколько сегодня наши представления соответствует реальной разнице между получением образования на очной и заочной формах? Масштабное внедрение современных ИТ-технологий в учебный процесс позволяет максимально нивелировать разницу между очным и заочным форматом обучения.

Может ли заочное обучение стать достойной альтернативой очному?

Еще ее называют классическим дневным обучением. Очное образование — естественное продолжение школьных уроков. Закон позволяет перевод с заочного отделения на очное и наоборот. Однако шанс перевестись с заочного на очный, а тем более на бюджетный небольшой. В противном случае придется сдать дополнительные зачеты и экзамены. А вот с переводом на заочную форму обучения проблем не бывает.

Давайте разберемся, чем же различаются очная, заочная и вечерняя формы получения высшего образования, в чем достоинства и недостатки каждой. Формально студенты получают одинаковые дипломы, однако по сути различий много. Очное образование — это студенческая жизнь в полном объеме.

А вот какие менее очевидные отличия очного от заочного обучения отмечает thedifference.ru:

Однако всё это вряд ли может быть решающим доводом в пользу выбора очного отделения. Одна из причин такого стремления раньше начать карьеру состоит в том, что сразу после вуза, без опыта сложно найти рабочее место. Этого и опасаются студенты. По сути, это близко к заочному и вечернему образованию. При таком развитии событий различия между формами обучения сводятся к деталям.

Впрочем, можно перейти с очного на заочное и обратно (первое проще второго). Например, если есть такая возможность, то можно на сложных младших курсах учиться очно, а на старших — перейти на заочное отделение. Поговорим теперь о том, как организовано заочное обучение.

В течение почти всего учебного года вы сами распоряжаетесь своим временем и можете оптимально выстроить свой график. Общение с однокурсниками также занимает гораздо меньше времени, чем при очном обучении. Зато на заочном отделении чаще встречаются однокурсники с опытом практической работы.

Иногда на заочное отделение проще поступить. Вечернее образование занимает промежуточное положение между очным и заочным. Его преимущество по сравнению с заочным образованием состоит в том, что возможностей общаться с преподавателями и однокурсниками намного больше.

Выпускники очно-заочной формы имеют существенные преимущества, поскольку они уже в процессе обучения приобретают опыт работы. Очное (дневное) обучение — ежедневные занятия 5 дней в неделю. С финансовой точки зрения очная форма обучения самая дорогая. Классическая или очная форма обучения рассчитана на 2 года (4 семестра) занятий, с сентября по май включительно.

Источник: http://kakbypridaser.ru/otlichiya-zaochnogo-obrazovaniya-ot-ochno/