Чем отличается звук от фонемы

Фонемы и звуки: понятия и чем они отличаются

Изучение языка предполагает возможность понять, что же представляют собой разные части речи. Особенное внимание заслуживают «звук» и «фонема». Какие отличия отмечаются между фонемами и звуками? Что представляет собой каждая часть речи?

Фонемы и звуки: понятия

Фонемы — минимальные единицы, включенные в звуковой строй языка. Данные единицы позволяют складывать морфемы, слова.

Звук — это членораздельный элемент любой произносимой речи человеком.

Фонемы и звуки: важные отличия

Для понимания особенностей создания различных слов, включенных в лексический запас любого языка, рекомендуется провести правильное сравнение фонем и звуков. Отталкиваться рекомендуется от противопоставлений (оппозиций).

Фонемы — это минимальные единицы любого языка. По данной причине фонемы нельзя разделять на более мелкие единицы, произносимые в речевой цели. В то же время фонема включает в себя определенные признаки, не способных существовать вне установленных границ определения. Подобные признаки объединяют фонемы. Наилучшим примером являются признак звонкости, назальности.

Признаки бывают следующими:

  • Дифференциальные. В этом случае предполагается отличие фонем по параметрам. Например, рассматривается степень глухоты — звонкости. Данные отличия приводят к изменению значений слов;
  • Интегральные признаки. Предполагается наполнение состава фонемы. Это обусловлено отсутствием другой фонемы в языке, которая может быть противопоставлена по анализируемому признаку.

Характеристики существующих фонем определяют типы существующих звуков и особенности создания разных слов. Системные отношения, создаваемые между фонемами и звуками, проявляются в морфемах, словах, фразах, предложениях. Характеристики элементарных единиц любого языка определяют смысловое содержание человеческой речи с учетом особенностей языка.

Фонемы: возможности и функции

Функции фонем:

  1. Дистинктивная. Фонема используется для фонетического и семантического сравнения. Данная возможность также позволяет отличать слова друг от друга. Функция бывает смыслоразличительной и опознавательной.
  2. Перцептивная. Звуки речи доводятся до полноценного восприятия. Функция позволяет воспринимать и опознавать разные звуки, сочетания. В то же время проводится отожествление слов и морфем.
  3. Сигнификативная. Морфемы и слова языка подлежат различению по смыслу.
  4. Делимитивная функция различает морфемы и слова, граничащими друг с другом, но отличающимися функциями и возможностями. Делимитивная функция не проявляется на постоянной основе. Ее наличие подтверждается разными ограничениями на сочетаемость элементов звуков.

Типы звуков в русской речи

Звуки, прежде всего, делятся на гласные и согласные.

  1. Гласные звуки предполагают прохождение воздушного потока через рот. В результате образуется только голос. Русский язык представлен следующими гласными звуками: а, о, э, ы, и, у.
  2. Согласные звуки предполагают несвободное прохождение воздуха через рот. Наличие препятствий обязательно проявляется. Русский язык включает в себя 20 согласных звуков: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Русский язык дополнительно включает в себя два звука, которые не похожи друг на друга. Один звук напоминает по звучанию гласный «и», но он не способен образовывать слога. В связи с отсутствием возможности образования слога, звук является неслоговым гласным. Традиционно используется буква «й». Примеры: мо-и, май; за-и-ка — зай-чик.

Другой звук — это звонкий согласный. Для его образования средняя часть языка должна приблизиться к среднему твердому небу. По данной причине звук также известен как среднеязычный или средненебный.

Речь идет о звуке — йот. Для его обозначения в некоторых языках используют букву j.

В русском языке ситуация отличается, потому что согласный, соседствующий с гласным, должен отображаться одной буквой:

  • ]э — е (ехать).
  • jo — ё (ёлека).
  • jy — ю (юг).
  • ja — я (ядро).

Звук и фонема: особенности соотношения

Язык предполагает разные типы сочетаний звуков и фонем.

  1. Фонема может включать в себя только один звук (например, «сон»). В этом случае предполагается прямое соответствие. Подобный анализ слова оказывается самым простым, но возможны и другие случаи в языке.
  2. Фонема может включать в себя два звука.
  3. В некоторых случаях один звук включает в себя две фонемы. В этом случае предполагается обязательное длительное звучание. Например, [сж] может быть проявлено фонемами [с], а также [ж], хотя используется звук [ж].

Фонемы языка требуются для создания упорядоченной системы. Предполагается, что каждая фонема будет соотноситься с остальными. В то же время допускается различие фонем, по крайней мере, по одному признаку. Если фонемы различаются только по одному признаку, они являются парными.

Фонема не обладает самостоятельным лексическим или грамматическим значением, но позволяет различать и отождествлять морфемы и слова, являющиеся значимыми единицами языками:

  • Замена одной фонемы на другую меняет значение слова (дом — том, тон — Дон)
  • Изменение порядка фонем образует новое слово (сон — нос)
  • Удаление фонемы приводит к новому слову (тон — тон)

Фонема — это абстрактная составляющая языка. Звук — это материальная реализация фонемы. Изучение языка и его раздела «фонетика» — это наилучший способ понимание особенностей строения разных слов.

Источник: http://vchemraznica.ru/fonemy-i-zvuki-ponyatiya-i-chem-oni-otlichayutsya/

Что такое фонема? Понятие, признаки и функции фонемы :

В процессе изучения лингвистики рано или поздно приходится сталкиваться с такими понятиями, как «фонема», «звук», «буква». Чем же они отличаются и что общего имеют? Давайте разберемся в этом, а также подробнее рассмотрим такое понятие фонологии (наука, изучающая звуковой строй в языке), как «фонема».

Что такое «фонема»

Данное понятие пришло в русский и украинский языки из древнегреческого и дословно переводится как «звук». Несмотря на подобное исконное значение, звуки и фонемы — далеко не синонимы, но об этом чуть позже. А для начала стоит разобраться, что такое «фонема».

Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Сразу необходимо уточнить, что фонема самостоятельно не обладает ни лексическим, ни грамматическим значением.

Интересная особенность: понятие фонемы есть во всех языках мира без исключения. Даже в языке глухонемых, правда в нем она носит название «хирема», но имеет те же свойства и выполняет аналогичные функции.

Звук и фонема: в чем отличия между этими понятиями

Хотя эти слова очень близки по своему значению — это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными.

В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется.

В качестве примера (который поможет наглядно проиллюстрировать, чем отличается «звук» и «фонема») можно привести существительное «кот». В нем буква «о» стоит под ударением и поэтому соответствует звуку [о].

При этом в однокоренном слове «котяра» та же буква, в том же месте передается с помощью другого звука — [а], поскольку стоит не под ударением. Получается, что в данном примере одна и та же буква, но в разных ситуациях обозначается при помощи различных звуков.

Вот эта совокупность различных возможных вариантов звуков одной и той же буквы и есть фонема.

Иными словами, рассматривая вопрос о том, что такое фонема и в чем ее отличие от звука, стоит усвоить главное: фонема — это ряд из нескольких звуков, способных чередоваться между собою.

Звук, буква и фонема

Разобравшись с тем, что такое фонема и чем она отличается от звука, стоит рассмотреть оба данных понятия относительно отдельного символа алфавита, а именно — буквы.

Несмотря на то, что каждый из этих трех терминов лингвистики имеет отдельное значение, на практике они иллюстрируют одно и тоже общее понятие, но слегка с разных сторон. Главная цель каждого из них — помогать при коммуникации.

Что качается эволюции этих понятий, то сначала возник речевой звук, который помогал первым людям общаться между собой и организовывать свою жизнь.

Когда звуки организовались в слова, предложения, а позже помогли сформировать целый язык (и далеко не один), появилась необходимость записывать все это, дабы иметь возможность передавать накопленные знания другим людям, в том числе и потомкам.

Так появились буквы как графическая реализация речевых звуков. А с возникновением науки лингвистики ученые постепенно выделили понятие фонемы и, кстати, сравнительно недавно — в XIX в.

Разновидности фонем

Все виды фонем разделяются по различным принципам.

  • Главный критерий для разделения на виды — это позиция. Фонемы могут быть как в слабой, так и в сильной позициях. Это влияет на простоту их идентификации.
  • Гласные/согласные — отличаются в зависимости от способа образования: при помощи шума это произошло или голоса.
  • Гласные фонемы в свою очередь могут находиться или не находиться под ударением.
  • Гласные фонемы бывают лабиализованными и не лабиализованными, зависимо от участия губ в процессе формирования фонемы. В русском языке есть только две гласные лабиализованные фонемы: [о] и [у].
  • По уровню мягкости согласные фонемы можно разделить на палатализованные/не палатализованные.
  • Также согласные фонемы бывают звонкими и глухими.
  • По месту образования согласные бывают: смычные и щелевые.
  • Согласные (по способу образования): смычные, взрывные, мгновенные; щелевые, фрикативные, длительные; смычно-щелевые, аффрикаты и смычно-проходные.

Отличительные черты (признаки) фонем

Несмотря на то, что эта лингвистическая единица является минимальной в своем роде и не может быть более разделена, она имеет ряд признаков, неспособных существовать вне ее. Они не являются равнозначными между собой и делятся на две большие категории: дифференциальные (различительные) и интегральные.

  1. Принцип дифференциальности основан на наличии парных противоположных признаков у фонемы: звонкость-глухость, твердость-мягкость и т.п. Если изменить хотя бы один дифференциальный признак — фонема изменится. К примеру, если убрать признак звонкости у фонемы [в], она моментально изменится на другую — [ф]. Судить точно, является ли данный признак различительным, можно лишь в том случае, когда у конкретной фонемы есть «антипод», как в предыдущем примере. Если же нельзя выделить фонему-антипод по этому признаку, значит, он не является дифференциальным. К дифференциальным признакам в русском языке относятся: подъем и лабиализованность для гласных; глухость-звонкость, твердость-мягкость, способ образования и его место — для согласных.
  2. Интегральные признаки фонем чаще всего несамостоятельны. Они не являются парными и не нуждаются в противопоставлениях. К интегральным признакам в русском языке относятся: ряд для гласных и шумность/сонорность для согласных.

Какие функции выполняют фонемы

О важности любого лингвистического понятия можно судить по тем функциям, которые оно выполняет, и хотя их немного, они играют одну из ключевых ролей в языке.

  • Конститутивная — фонемы служат в качестве «строительного материала» для различных видов морфем, слогов, слов и других языковых единиц.
  • Различительная — выражается в том, что при помощи фонем можно фонетически различать слова и различные морфемы (корни, суффиксы). К примеру, слова «мойка» и «майка» очень похожи между собою, отличаясь лишь одной буквой, однако смысл у них кардинально разный: первое означает место, где моют что-то, второе — предмет одежды. Кстати, фонемы могут выполнять как словоразличительную функцию (пример которой был приведен выше), так и форморазличительную: «майка» — И.п., «майке» — В.п., «майки» — И.п., мн. ч. и т.п.

Несмотря на то, что понятие «фонема» более расплывчато, нежели звук или буква, оно имеет огромное практическое значение, особенно для славянских языков, поскольку позволяет различать формы слов, учитывая большую (в сравнение с английским) систему родов и падежей. На сегодняшний день фонема еще не достаточно изучена и вызывает много споров, единственное, что не вызывает сомнений, — ее важность для лингвистики.

Источник: https://www.syl.ru/article/301987/chto-takoe-fonema-ponyatie-priznaki-i-funktsii-fonemyi

Фонема и звук

Если бы фонема реализовывалась в речи всегда в одних и тех же условиях, то не было бы особых оснований разграничивать фонетику и фонологию: фонема всегда звучала бы одинаково.

Но как раз в потоке речи фонема все время оказывается в разных и неравноценных условиях: то она попадает под ударение, то находится в безударном слоге (вспомним уже приводившиеся примеры типа водный — вода); то она располагается в абсолютном начале слова, то в середине или в конце; то рядом с ней оказывается твердый согласный, то мягкий, то носовой, то губной, а то еще какой-нибудь иной… Все эти многообразные условия и вызывают к жизни звуковые оттенки фонемы — ее варианты (или аллофоны).

Возьмем, вслед за М.В. Пановым, простой пример: звучание русского предлога с. С — служебное слово, которое состоит из одной морфемы, а эта морфема в качестве своего плана выражения имеет фонему .

Мы знаем это из тех примеров, в которых данная фонема оказывается в наиболее благоприятных для себя условиях — там, где она испытывает наименьшее влияние соседей и прочих произносительных факторов и потому лучше всего «работает», выполняя смыс-лоразличительную функцию.

Например, для согласных в русском языке максимально выгодно положение в самом начале слова перед гласной. Мы отчетливо произносим и слышим предлог с в сочетаниях вроде с автором, с именем. Или: с Аней, с Эдиком.

Такое наиболее благоприятное, наименее обусловленное положение фонемы, при котором реализуются все ее дифференциальные признаки, называется сильной позицией, а звучащий в ней вариант фонемы считается основным (доминантой). Основной, представительный вариант фонемы  — это звук [с]. Не правда ли, просто?

Однако просто бывает далеко не всегда. Возьмем тот же самый предлог с: одно из основных его значений (в сочетании с формой творительного падежа имени) — значение совместности действия. Попробуем пофантазировать: я выбираю, с кем мне сидеть за одной партой. Сначала я посидел с Аней. Предлог в данном высказывании звучит как [с].

Допустим, мне там не понравилось, и я пересел на другое место — рядом с Галей. Предлог изменил свое звучание: теперь он произносится явно как [з]. Фонема оказалась в слабой позиции, и изменившиеся речевые условия предъявляют свои требования: по-русски просто невозможно сказать [с] Галей! Продолжим наш мысленный эксперимент с выбором соседа.

В сочетании с Темой (или с Тимуром и т.п.) предлог звучит «мягче», чем в предыдущих случаях, фактически фонема выступает тут в виде [с']. Аналогичное смягчение происходит в примере с Димой: здесь отчетливо слышится [з']. Предлог как бы «набирается» от своих соседей то звонкости, то мягкости, а то и того и другого вместе…

Читайте также:  Чем отличаются инфекционные болезни от неинфекционных

В сочетании с Шурой звучит в начале одно долгое [ш], но, будем считать, половина его принадлежит начальному согласному имени Шура, а вторая половина остается на долю предлога. Стало быть, еще одна возможная реализация фонемы  — звук [ш]. Точно так же в сочетании с Женей предлог выступает в звуковой оболочке [ж].

Перейдем к следующему примеру: я уселся рядом с Улей (с Ульяной). Если вслушаться (а еще лучше «всмотреться») в артикуляцию начального согласного, то окажется, что он произносится… с участием губ. Да-да, еще звучит [с], а губы уже округляются, вытягиваются в трубочку, готовясь к произнесению следующего звука — [у].

Поэтому фонема предстает здесь в особом «огубленном» оттенке — его обозначают в транскрипции как [с0]. И это, замечу, еще не все метаморфозы, которые претерпевает данная фонема (а на ее месте могла бы быть любая другая), попадающая в потоке речи в различные условия.

Достаточно вслушаться в звучание таких словоформ, как с Чуком или с Щу-карем (имена литературных персонажей), и перед нами возникнут новые вопросы и, возможно, последуют новые открытия…

Итак, фонема располагает некоторым количеством звуковых вариантов для своего воплощения в речи. Это как бы маски, в которых она выступает, приноравливаясь к окружающим условиям. Для  — это [с], [с*], [з], [з*], [ш], [ж], [с0]… Для  — это [о], [б], [Л], [И3]…

(И ЭТО, разумеется, не считая каких-то диалектных и индивидуальных особенностей произношения: кто-то «окает», а кто-то «якает», говорит «вясна», а кто-то [л] произносит с участием губ и т.д.). За всем этим речевым многообразием стоят одни и те же — немногочисленные и стабильные — единицы.

Можно было бы сказать, подытоживая, -что не так важно — что мы произносим, какие реальные звуки, важнее — что мы намереваемся произнести, что мы «имеем в виду». А это и есть фонемы.

Разумеется, в каждом языке — не только свои фонемы, но и свои правила их реализации, сильные и слабые позиции. Сравнивая звучание фонемы в различных условиях, мы не обращали пока что внимания на то, что везде звуковые превращения определялись последующим звуком: влияние, так сказать, было направлено «назад».

А если б было наоборот? Если бы фонема сама влияла на последующий звук, уподобляя или приспосабливая его к себе? (Мы бы говорили тогда не «шшурой», а «ссурой»…) И в некоторых языках такой фонетический процесс — реальность. Впрочем, и в русском языке влияние предыдущего звука на последующий — не исключение.

Предположим, я пересел за одну парту с Игорем. Вслушаемся: мы говорим «сыгорем». Но ведь только что в данном слове звучало [и]: Игорь! Попробуем с другим согласным: к Игорю — все равно звучит [ы]! Попробуем в других словах. Сравним: игра, иголка, испуг — но: с игры, в иголку, от испуга.

Везде появляется [ы]! Значит, любой твердый согласный в русском языке заставляет последующий [и] звучать как [ы]. (Вспомним правило о правописании приставок — там эта закономерность закреплена орфографически. Мы пишем: игра, идея, искать, но — подыграть, безыдейный, отыскать и т.п.

) Итак, в потоке речи фонемы могут влиять друг на друга не только «назад», но и «вперед»; это значит — предшествующая фонема может оказывать влияние на звучание последующей.

Примеры превращения [и] в [ы], вроде Игорь — с Игорем, позволяют затронуть еще одну, более общую и важную проблему. Как уже говорилось, чтобы доказать существование фонемы, надо продемонстрировать ее смыслоразличительную функцию. Нужна хотя бы одна пара слов, различающихся тем, что в одном из них употреблен один звук, а в другом (в том же самом положении) — другой.

Тогда перед нами разные фонемы. Так мы доказывали фонемный статус и , и и т.д. А можем ли мы в современном русском языке найти пары слов, различающихся только тем, что в одном из них [и], а в другом — [ы]? Сразу приходят в голову примеры типа бил — был, мил — мыл, пил — пыл… Но это все примеры неудачные: на нас действует гипноз буквы.

Ведь это н а письме данные слова различаются только тем, что в одном из них — и, а в другом — ы. Что же касается устной речи, то во всех случаях противопоставление [и] и [ы] несамостоятельно: оно сопровождается различием в мягкости/твердости предшествующего согласного: [м'ил] — [мыл] и т.п.

И сколько бы мы ни искали «лучших» примеров, нам их в русском языке просто не найти: [ы] бывает только после твердых. А вот [и] встречаемся не только после мягких, но и в абсолютном начале слова, где на него ничто вроде бы не влияет: игла, идея, Игорь…

Отсюда вытекает предположение (кажущееся сначала очень смелым), что отдельной, самостоятельной фонемы просто не существует, звук [ы] — это всегда результат влияния на предшествующего твердого согласного. Иными словами,  — одна, единая фонема, конкретный вариант звучания которой зависит от соседства с согласными.

Поэтому неудивительно, что во многих грамматиках русского языка нет в списке гласных. Система гласных фонем выглядит в таком случае следующим образом: , ,> , .

А как же быть с фонематическим принципом русского письма — ведь буква ы есть? Это как раз уступка другому — фонетическому — принципу, связанная с передачей на письме мягкости/твердости согласных фонем. Уступка очевидна в случаях написания типа безыдейный или отыграть; зато есть орфографические правила, в которых фонематический принцип берет свое.

В частности, это «жи, ши пиши через и». И пишем: жир, шина, лыжи… Тут уже фонема представлена на письме своим основным вариантом — независимо от реального звучания (а звучит здесь, конечно, отчетливое [ы]).

Чтобы «опознать», определить фонему в составе слова, мы должны найти ее основной вариант. А если слово не позволяет нам это сделать? Вот, скажем, то же корова. Как ни старайся, первый гласный проверить здесь невозможно.

В первом слоге звучит гласный [л], а он в данной позиции с одинаковым правом может быть представителем как фонемы , так и фонемы  — это мы знаем из других случаев.

Какому варианту отдать предпочтение? Можно, конечно, пойти вслед за написанием и выбрать , рассуждая примерно так: ведь на чем-то это написание основано, и, возможно, когда-то этот вариант можно было проверить? Но такой ответ будет не вполне справедливым по отношению к .

Честнее всего не отдавать в данном случае предпочтения ни , ни , а сказать так: здесь то ли , то ли . Или так: . Собственно, мы уже знаем, что фонема — это обобщение, абстракция. Так почему нам не допустить, наряду с абстракциями , , , , , и т.д.

, наличия в языковом сознании обобщений более высокого уровня: , , ?.. Подобное объяснение подходило бы и для тех случаев, когда звук с равным правом может быть соотнесен с двумя разными фонемами. К примеру, какая гласная фонема в первом слоге русского слова заря! Ответ может быть: ^о> (проверка: зори) или (зарево). А лучше всего: .

Такие единицы, объединяющие в себе как бы две фонемы (или большее их число), называются гиперфонемами.

Итак, проблема варьирования фонемы, ее реализации в звуковых оттенках тесно связана с проблемой выделения, определения фонемы. Все это — актуальные проблемы современной фонологии.

Источник: https://psyera.ru/fonema-i-zvuk_8896.htm

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

36045

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.

Русский

2013-09-20

32.5 KB

35 чел.

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ.

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Два основные аспекта фонетики: фонема и звук речи.

Фонема как единица языка: сущность, функции.

ФОНЕМА (от греч. phoneoma — голос, звук, речь) — совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других фонем. Ф. — это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф.

возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф.

выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений.

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки [з] и [з˙], [ж] [ж˙] и [с] [с˙] — это разные звуки, но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них [з] и [з˙] — одна языковая еденица. Она называется фонемой.

У фонем в языке важное назначение — различать разные слова, разные морфемы. Слова дом, ком, ром различаются начальными звуками [д], [к], [р]. В словах бар, бор, бур звуки [а], [о], [у]. Эта функция фонемы называется смыслоразличительной. Другое назначение фонем — способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем.

Эта функция морфемы называется перцептивной. В словах лез и лес разные корни, потому что у них разные значения. В словах лез и залез корень один и тот же потому что имеет одно и тоже значение.

Фонема — это кротчайшая линейно выделяемая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Звук как единица речи. Соотношение фонемы и звука

Различия между звуками настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия. В нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.

Звук речи — это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук: это будет уже другой звук речи. Звук речи — точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Редукция — изменение звучания гласной фонемы в бездарном положении (сокращение).

Звуки, выступающие в одной и той же позиции, относятся к разным фонемам. В одну фонему могут объединяться разные звуки, выступающие в разных позициях. В русском языке [и] бывает только под ударением, [иэ] — только без ударения. Следовательно, не степень акустической или артикуляционной близости звуков определяет, к одной или разным фонемам они относятся.

Фонему определяет все множество чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями. Р и Р’ — 1 фонема, разные звуки.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=36045

Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук

Фонемой, по определению академика Р.И. Аванесова, является «кратчайшая звуковая единица как независимая по своему качеству величина и потому сама по себе достаточная для разграничения звуковых оболочек словоформ» (Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. — с.

21). Понятия «фонема» и «звук» различаются аспектами анализа. Понятие звука ориентировано на характеристику акустических и артикуляционных признаков элементов звукового строя языка. Фонема же является единицей функциональной.

При дифференциации фонемы учитываются постоянные (конститутивные) признаки звуков, а при разграничении звуков анализируются как постоянные, так и непостоянные, позиционно обусловленные признаки.

Фонема рассматривается как реализуемая в ряде звуков, если постоянные признаки у данных звуков одинаковы, а различны только позиционно обусловленные. В фонологии звуки рассматриваются как аллофоны, т.е. конкретные разновидности, варианты реализуемой в речи фонемы.

Так, фонема в речи реализуется в нескольких аллофонах: [а], [˙а], [а˙], [˙а˙]. Аллофоны данной фонемы объединяются по признаку подъема (нижнего подъема) и отношения к лабиализации (нелабиализованные), а различаются признаком ряда.

Основным в определении фонемы является анализ ее функций. Среди них выделяются перцептивная (отождествительная) и сигнификативная (смыслоразличительная). Смыслоразличительная функция признается главной функцией фонемы. Эта функция обусловливается тем, что за счет дифференциальных признаков фонем разграничиваются звуковые оболочки слов, например:  — .

Фонема характеризуется определенным набором постоянных, или конститутивных, признаков. Из числа конститутивных признаков выделяются дифференциальные признаки, устанавливаемые при сопоставлении двух фонем.

Признаки, которыми фонема отличается от другой фонемы, называются дифференциальными, а те признаки, которые являются общими у фонем одной категории, определяются как интегральные. Например, фонемы и различаются признаком подъема, т.е. данный признак в этой оппозиции фонем будет дифференциальным. Признак лабиализации для данных фонем является интегральным, т.е.

объединяющим фонемы. В современной лингвистике существует представление о фонеме как пучке дифференциальных признаков.

Читайте также:  Чем отличается графит от алмаза

Например, в оппозиции (сопоставлении) фонем  — дифференциальным признаком является признак участия голоса и шума; в оппозиции фонем  — данный признак уже выступает как интегральный, а дифференцирует эти две функциональные единицы признак места образования шума; в сопоставлении фонем  — дифференциальным признаком является способ образования шума; а в оппозиции фонем  — дифференциальный признак — наличие/отсутствие палатализации.

ом — ом ара — ара ок — ок ок — ок
< т’>
1.Шум- ная глухая 1.Шум-ная звонкая 1.Шум-ная глухая 1.Шум- ная глухая 1.Шум- ная глухая 1.Шум- ная глухая 1.Шум-ная глухая 1.Шу-мная глухая
2.Передне-язычная зубная 2.Передне-язычная зубная 2.Передне-язычная зубная 2.Губно-губная 2.Передне-язычная зубная 2.Передне-язычная зубная 2.Передне-языч ная зубная 2.Передне-языч ная зубная
3.Смыч-ная 3.Смыч-ная 3.Смыч-ная 3.Смыч-ная 3.Смыч-ная 3.Щеле-вая 3.Смыч-ная 3.Смы-чная
4.Непалатализованная 4.Непалатализованная 4.Непалатализованная 4.Непалатализованная 4.Непалатализованная 4.Непалатализованная 4.Непалатализованная 4.Палатализованная

Примечание: в каждой оппозиции фонем выделен признак, выступающий в качестве дифференциального.

Помимо дифференциальных и интегральных признаков, выделяются признаки фонемы, избыточные для противопоставления фонемы всем остальным фонемам русского языка. Например, фонема является единственной фонемой нижнего подъема и уже этим признаком отличается от всех остальных гласных фонем.

Признак отсутствия лабиализации, таким образом, для фонемы избыточен в противопоставлении другим гласным фонемам. Однако у остальных гласных фонем оба признака могут выступать в качестве дифференцирующих. Например, фонема отличается от фонемы лабиализованностью, а от фонемы  — признаком подъема (верхним подъемом).

Следовательно, у данной фонемы нет избыточных признаков.

При определении состава фонем, границ между ними учитывается способность выступать в тождественных фонетических позициях. Например, все согласные фонемы могут выступать в позиции перед гласной фонемой. Поэтому не являются самостоятельными фонемами звуки [дз] и [д’ж’], реализующиеся только в позиции перед шумными звонкими согласными фонемами.

Система гласных фонем.



Источник: https://infopedia.su/16xafba.html

Чем звук отличается от фонемы?

Чем звук отличается от фонемы?

  • Фонема в переводе с греческого как раз и обозначает 'звук'.Так чем же различается звук и фонема? Звуки могут быть самыми разными,это и шум морского прибоя,и визг пилы,и ржание лошади,и крик ночной птицы.А фонемой называют минимальный звук человеческой речи,который не имеет сам по себе значения.А вот в составе морфемы,минимальной ЗНАЧИМОЙ части слова,фонема поможет нам опознать и различить разные слова.Приведу простой пример: слова 'год' и 'кот' отличаются только первой фонемой,и мы уже сможем различить эти слова.
  • Мы сейчас говорим о двух наимельчайших частичках языка. Казалось бы, говорим об одном и том же. Но раз есть разные термины, то есть и разные понятия:1.Звук.Самое простое (школьное) определение звучит примерно так: Звук — это самая малая единица речи, которая звучит. То есть, звук — это нечто конкретное, физическое. Мы слышим его.2.Фонема.Это абстрактное понятие. Фонемы мы не слышим. Мы видим их в учебниках по русскому языку. Можно сказать, что фонема — это совокупность лингвистических признаков того или иного звука. Одной фонеме могут соответствовать несколько звуков-аллофонов, которые различаются тем, что находятся в разных позициях.
  • Вопрос сформулирован не строго научно. Вероятно подразумевалось: Чем звук речи отличается от фонемы?В лингвистике, фонетике, фонологии принято считать, что звук речи есть производная от конкретной фонемы. Абсолютно разными не делимыми на составные фонемы, самостоятельными фонемами считаются каждая из всех палатализованных (мягких) фонем. Также самостоятлеьными фонемами считают в некоторых языках разную длительность звучания фонем, или разную высоту звука фонем.Понятие 'фонема' ввел в лингвистику польский и российский лингвист Николай Вячеславович Крушевский в конце 19 века.Русский лингвист Николай Сергеевич Трубецкой ввел в лингвистику 4 правила различения фонем и ещ 7 исключений из правил и исключений из исключений из правил. Эта архаика в правилах различении фонем и в исключениях из этих правил, и в исключениях из исключений из этих правил доказывает всю антинаучную суть понятия 'фонема'.Международная Фонетическая Ассоциация (МФА, IPA) утвердила в качестве абсолютной фундаментальной истины не совместимые друг с другом две раздельные артикуляционные классификации согласных и гласных фонем. Эти классификации основаны на более чем 20 артикуляционных признаков. Причм, для гласных не смогли определить место (зону) их артикуляции, поэтому считают, что у гласных нет места артикуляции.И весь этот антинаучный абсурд в качестве не подлежащего критике, исправлению, совершенствованию научного догмата продолжают преподавать в школах и вузах, применять в науке лингвистика, в фонетике и фонологии, в логопедии, невзирая на то, что один из российских исследователей давным давно, ещ в 1996 году, опубликовал первый вариант общей артикуляционной классификации согласных и гласных звуков речи (не лженаучных фонем).Сейчас эта правильная классификация согласных и гласных звуков речи называется Матрица Относительности Артикуляции Звуков Речи (МОАЗР). МОАЗР основана на небольшом количестве (их 11) фундаментальных признаков, описывающих артикуляцию и согласных и гласных звуков речи.I. 6 типов позиционирования верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата:

Источник: https://woprosi.ru/chem-zvuk-otlichaetsya-ot-fonemy.html

Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи? — Литература

Каковы принципы классификации звуков речи в русском языке?

Составьте таблицу классификации звуков в русском языке.

Приведите примеры слов, в которых различались бы все пять гласных фонем.

Приведите примеры слов, по которым можно различить согласные Фонемы.

Что такое транскрипция? Какие дополнительные знаки существуют для обозначения звуков русской речи в транскрипции? Для чего используйся транскрипция?

8. Запишите транскрипцию следующих слов:

все, кружка, яблоко, флаг, степь, просьба, идешь, под ивой, ель, мой, умыться, переводчик, перебежчик.

Орфоэпия

Орфоэпия– это часть фонетики, раздела науки о языке, где изучается звуковой строй языка.

Орфоэпия (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь») — совокупность правил произношения слов и их форм в соответствии с нормами литературного языка.

Орфоэпия устанавливает произносительные нормы языка. Орфоэпические нормы касаются правил произнесения звуков и их сочетаний в потоке речи.

Нормы постановки ударения называются акцентологическими нормами.

Соблюдение орфоэпических и акцентологических норм необходимо для того, чтобы люди, общаясь с помощью слов, могли понимать друг друга.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

Искажение ударения приводит к тому, что слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, очень трудно. Неправильно поставив ударение, можно получить или новое слово, или другую грамматическую форму слова.

Например, родительный падеж единственного числа слова горА — горЫ, а именительный падеж множественного числа — гОры; срезАть — глагол несовершенного вида, срЕзать — совершенного вида.

Изменение ударения может привести к изменению смысла слова (мУка — мукА, зАмок — замОк).

Одной из особенностей русского ударения является его изменчивость с течением времени. Например, в стихах известных русских поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и других можно найти много слов, ударение которых отличается от современного: «днЕвное светило», «музЫки гром».

Такие слова, как признак, автограф, автобус, агент, эпиграф, случай, аристократия и другие, в XIX веке имели иное ударение. Процесс изменения ударения осуществляется и сегодня.

В специальных словарях отмечаются равноправные варианты некоторых слов, которые совсем недавно не являлись нормой: симмЕтрия и симметрИя, пЕтля и пвтлЯ, тЕфтели и тефтЕлщ многие варианты, считавшиеся раньше нелитературными, теперь допустимы: дОговор, кулинарИя, рАкушка. Эти допустимые варианты могут употребляться наравне с общелитературными, хотя и являются менее желательными.

Причины таких перемен в ударении различны. Например, рассмотрим колебания ударения у существительных мужского рода. Основной тенденцией в развитии ударения здесь служит историческое перемещение к началу слова: от формы договОр (раньше) к форме дОговор (сегодня). В современных словарях допускается ударение на первом слоге как равноправный вариант.

Соблюдения норм ударений является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Сегодня издано немало словарей и справочников, в которых представлены нормы русского ударения (орфоэпические словари «Нормы русского ударения»).

К основным тенденциям в развитии русского ударения относятся усиление грамматической функции ударения, что связано с ростом подвижного ударения. В результате происходит устранение нечеткого произношения гласного.

Важной тенденцией в развитии ударения выступает также закрепление устаревающих вариантов за устойчивыми сочетаниями или фразеологическими оборотами: ударить пО лбу — провести рукой по лбУ; при употреблении кратких форм прилагательных: ботинки великИ — подвиги велИки.

Среди различных направлений в развитии русского ударения выделяются регрессивное и прогрессивное. Регрессивное представляет собой перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова.

Оно преобладает у некоторых имен существительных мужского рода: прИкус — прикУс, катАлог — каталОг; в глагольных формах в прошедшем времени: дождАлись — дождалИсь; в настоящем и будущем времени глагола: вклЮчит — включИт.

В русском языке признаком выделения ударного гласного в слоге являются длительность и интенсивность звучания, то есть Ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные, входящие в слово. В разных языках мира по-разному выделяют ударный слог.

Он может отличаться от безударных громкостью, иногда ударный слог длиннее, чем безударный, или на ударном слоге происходит особое движение тона — вверх или вниз.

Когда ударный слог слова произносится громче и длиннее безударного, такое ударение называется динамическим или силовым.

В некоторых языках ударение может падать на разные слоги (в начале, в середине, в конце слова). Л есть языки, где ударение в слове всегда находится в одном и том же месте: например, во французском языке оно всегда на последней гласной; в венгерском, чешском и финском языках — на первом; в польском языке ударение падает обычно на вторую гласную от конца.

Русское ударение комбинированное, свободное и подвижное. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда длительнее, а во многих случаях — громче, сильнее безударного.

В таких языках, как русский, ударение может падать не только на разные слоги в разных словах, но даже у форм одного и того же слова оно может быть то в начале, то в конце, то в середине: например, горА — гОры.

Подвижность — особенность русского ударения. Такое трудное ударение, как в русском языке, встречается довольно редко; к языкам с подвижным ударением относятся также литовский и древнегреческий.

Еще одна особенность русского ударения заключается в том, что в русском языке под ударением различают больше гласных, чем без ударения. Например, в русских словах никогда не бывают безударными О и Е. Если ударение, падающее в таких словах на первую гласную, переходит на окончание, то произношение этого гласного меняется: кот — [к/тЫ].

В древнерусском языке ударение было музыкальным (тоновым) — такое ударение напоминало музыку, было напевным, слова как будто пелись. Поэтому трудно сказать, в какое время музыкальное ударение заменилось в русском языке на динамическое.

Из-за особенностей русского ударения нормы ударения представляют трудность для их усвоения. Кроме того, в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением (то есть существуют варианты норм). Варианты могут быть равноправными: бАржа — баржА, инАче — Иначе, или неравноправными, когда один из них (первый) является предпочтительнее: приговОр — прИговор, баловАтъ — бАловать.

Ударение может играть еще и смыслоразличительную функцию, то есть при изменении ударения в слове изменяется его смысл.

Слова, совпадающие по написанию, но не совпадающие по произношению (изменяется ударение), различаются по смыслу; такие слова называются омографами (от греч.

homos — «одинаковый» и grapho — «пишу»): трусИть (бежать) — трУсить (бояться), мукА — мУка. Омографы различаются в письменной речи только в контексте.

Например, в предложении «Я купил в магазине муку» из контекста ясно, что имеется в виду мукА, а не мУка.

Существуют варианты слов в зависимости от того, в каком стиле они употребляются, — стилистические варианты: прикУс (общеупотребительное) — прИкус (специальное), Атомный (общеупотребительное) — атОмный (специальный).

Существуют также нормативно-хронологические варианты (пары слов, в которых ударение связано с временным периодом употребления данного слова): рАкурс (современное) — ракУрс (устаревшее), апартамЕнты (современное) — апартАменты (устаревшее).

По данным исследователей, в русском языке насчитывается более 5000 общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

Рассмотрим наиболее частые ошибки, встречающиеся в постановке ударения.

Что следует помнить об ударении, чтобы не сделать орфоэпических ошибок?

1. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании или на основе: весна — веснУ, река — рЕку и рекУ.

2. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение на основе или на окончании: шАлость — шАлостей, Отрасль — отраслЕй и Отраслей.

3. Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом «в» и «на» имеют ударение на окончании: в грудИ, на печИ; иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное или числительное оказывается безударным: бЕз толку, зА ухо, Из лесу, нА два, пО трое, пОд вечер.

4. Если ударение у прилагательного в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение должно быть на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белА — бЕлый, бЕл, бЕло.

5. У прилагательных в краткой форме во множественном числе возможны колебания в постановке ударения: бЕлы — белЫ, нИзки — низкИ (исключение: легкИ, прАвы).

6. Если в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени — на суффикс: полнА — полнЕЕ.

Читайте также:  Чем отличается аллегория от метафоры

7. Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: красИва — красИвее.

8. В глаголах прошедшего времени единственного числа; женского рода правильным будет ударение не на основе слова, а на окончании: бралА, а не брАла. Следует помнить, что только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: вЫгнала, вЫзвала, но прогналА, позвалА.

9. Частица ся- изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа, в которых оно совпадает с ударением в начальной форме: звАть — звАл, звАло — звАли, но звалОсь, звалИсь.

10. У большинства глаголов 2-го спряжения ударение в формах настоящего времени ставится на основе, а не на окончании: дрУжит, мАнит, но звонИт.

11. В глаголах на -ировать выделяется две группы: с ударением на Я и на А: телеграфИровать, форсИровать и группировАть,, маршировАть.

12. В страдательных причастиях прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончания, в других — на приставку: нАчатый — начатА, взЯтый — взятА; в причастиях на -званный, -дранный, -бранный ударение падает на приставку: зАдрана, Избрана, нАзвана.

13. Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: форме на -Ировать соответствует форма на -Ированный (иллюстрИро-вать — иллюстрированный), а форме на -ировАть соответствует форма на -ирОванный (формировАть — формированный).

Логическое ударение

Кроме словесного ударения, то есть ударения, падающего на слог, с большей силой могут произноситься и целые слова в составе предложения. Такое ударение называется логическим. При письме логическое ударение осуществляется при помощи раз

личных графических способов, порядком слов, выделением слов и частиц.

В устной речи (звучащем тексте) логических ударений значительно больше, чем в письменной, и они обычно несут не только смысловую, но и экспрессивную нагрузку.

В устной речи выделение слова создается различными дополнительными средствами, как-то: увеличением длительности слова, усилением или ослаблением голоса, интонационным выделением.

Логическое ударение — это интонационное выделение одного из слов в предложении с целью придания ему большего смыслового значения.

Например, если в вопросе: «Ты вчера встретил Васю?» интонационно выделяется «ты», то возможный ответ: «Я». А если выделяется «вчера», то возможные ответы: «да, вчера» или «нет, сегодня». Если же выделяется «Васю», то возможными ответами могут быть: «да, Васю» или «нет, Петю».

При произношении простого предложения логическим ударением обычно выделяется какое-нибудь одно слово, которое для данного сообщения является наиболее важным по смыслу.

[?] Вопросы и задания

1. Назовите лингвистические термины с корнем -фон-. Что они обозначают?

Что такое орфоэпия?

Источник: https://student2.ru/literatura/402353-chto-takoe-fonema-i-kakova-ee-rol-v-yazyke-chem-otlichaetsya-fonema-ot-zvuka-rechi/

Что такое фонема? Понятие, признаки и функции фонемы

Образование 17 марта 2015

В любом учении о языках есть такое понятие, как фонема. Оно может показаться странным и непонятным человеку, далекому от лингвистики. На самом же деле это важнейший элемент в системе общей филологии.

Понятие фонемы

Разобраться с этим термином можно на примере абстрактных и конкретных понятий. С абстрактным определением фонема соотносится конкретный звук человеческой речи.

Один и тот же человек в разной ситуации по-разному произносит одну и ту же фонему.

Поэтому можно утверждать, что звуков неограниченное количество, в то время как их абстрактных образов — определенный конечный набор в каждом языке.

Исходя из всего этого, ученые определяют, что фонема — это мельчайшая смысловая единица речи, обобщающая конкретные звуки.

У нее есть форма выражения и форма значения. Выражается это понятие конкретными знаками (графемами) и звуками речи. Лексического значения фонема не имеет, но несет в себе грамматическое. Например, конь-коня — это разные формы слова, на что указывает фонема [а], выраженная при помощи буквы я.

История изучения

В конце 19-го века ученый Ф. де Сосюр впервые ввел этот термин в научный обиход. В то время он говорил, что фонема — это психический образ звука, указывая на его субъективность.

Немного позже Б. де Куртене наполнил это понятие новым смыслом. Он предположил, что фонемы могут быть элементарными единицами речи. Это предположение доказал Л.Щерба, указывая на функции этой единицы.

С того времени все лингвисты уже точно знают, что такое фонема и как ее выделять в системе конкретного языка. Ученые начали изучать так называемую фонетическую матрицу. Она состоит из определенного набора фонем, которые позволяют носителю языка различать чужие слова и создавать свои.

Если у людей не совпадают фонетические матрицы, они не могут общаться. Поэтому при изучении иностранных языков очень важно постоянно слушать его носителей. Это позволяет формировать в своем сознании адекватную для устного общения систему фонем.

Видео по теме

Фонетика, фонология и орфоэпия

В лингвистике традиционно сложилось так, что на вопрос «Что такое фонема?» отвечают сразу три ее раздела. Главное задание фонетики — изучение системы абстрактных единиц речи конкретного языка, их взаимодействия и изменения под действием разных фонетических позиций.

В фонологии изучаются звуки, способы их образования и факторы, от которых они могут изменяться. Понятие фонемы здесь используется для соотнесения абстрактного и конкретного выявления одного и того факта действительности. Именно фонология помогает определить, от чего зависит образование в языке той или иной фонемы.

Орфоэпия — практическая наука. Она сопоставляет фонемы и звуки и следит за тем, чтобы они соответствовали друг другу. Несоответствие этих понятий чревато изменением всей языковой системы в глобальном масштабе, и простого непонимания говорящими людьми друг друга в частности.

Орфоэпия разрабатывает ряд правил, как нужно произносить фонемы, чтобы получались те звуки, которые они обозначают. Как правило, они известны носителям языка на интуитивном уровне, но иногда случается так, что люди могут «съедать» звуки, стирая границы между фонемами.

Способ определения

Любая единица должна выделяться по определенным правилам. Признаки фонемы довольно просты: это минимальная единица речи, и она определяет значение слова, не неся в себе такого значения.

Минимальность фонемы можно доказать, разделив речевой поток на самые мелкие составляющие — звуки. Заменяя один звук на другой, получаем новые слова. Поскольку фонема является обобщенным значением звука, можно утверждать, что она является наименьшей единицей языка.

Касательно ее способности различать слова стоит обратиться к конкретным примерам. Нос и нож отличаются лишь одной согласной фонемой. Замена в конце кардинально меняет лексическое значение слова с части тела живого существа на кухонную принадлежность для нарезки продуктов.

Слова сидеть и седеть в речи имеют размытые границы фонем [и-е]. Поэтому точное лексическое значение слова можно определить либо в контексте, либо поставив слово в форму, где фонема окажется в сильной позиции и будет давать условия для четкого звука. Именно таким образом и проявляются дифференциальные признаки фонем в любом языке.

Функции

Ученые выделяют всего две функции фонемы. Одна существует для образования смысловой оболочки слова. Именно из постоянного набора фонем состоят одни и те же единицы, имеющие лексическое и грамматическое значение.

Без этой постоянной системы не возможно функционирование ни одного языка в мире. Чем больше соответствие между фонемами и звуками, тем проще освоить иностранный язык.

По этому принципу создавался Эсперанто, где выдержано полное тождество между этими понятиями.

Вторая функция — различительная. Что такое фонема в ее контексте, становится понятно на конкретных примерах. Лексическое значение темное время суток слова «ночь» кардинально меняется на «ребенок женского пола» (дочь) при замене всего лишь одной начальной фонемы.

Грамматические связи отлично видны на примере окончаний рука (единственное число) — руки (множественное число).

Таким образом, все фонемы имеют огромное значение для строения минимальных смысловых единиц языка и их дифференциации.

Виды фонем

Фонемы любого языка делятся по нескольким критериям. За участием шума и голоса выделяют гласные и согласные. Для гласных характерно иногда попадать под ударение, когда поток выдыхаемого воздуха находится в наивысшей точке артикуляции.

По уровню мягкости произношения согласные на палатализованные и непалатализованные. По способу образования выделяют африкативные и смычно-щелевые. По звонкости различают глухие и звонкие.

Согласные и гласные фонемы могут находиться как в сильной, так и в слабой позиции. От этого зависит простота их дифференциации.

Роль позиции в слове

Одна и та же фонема в слабой позиции может терять свою различительную функцию. Это зависит от того, что на нее начинают влиять стоящие рядом минимальные единицы речи. Механизм этого процесса довольно прост.

Речевой аппарат человека в процессе произношения слова за доли секунды должен перестраиваться под каждую конкретную фонему.

Если в слове есть кардинально отличающиеся по какому-то признаку единицы или это абсолютный конец, то возможен вариант, когда аппарат речи подстроится не правильно и смажет четкость звучания фонемы в конкретном звуке.

Примером можно назвать слово «морковь», где конечный звук слышится как мягкий[ф], но в проверочном слове «моркови» слышно четкое [в].

Еще сложнее обстоят дела с гласными [и-е]. В слабой позиции они становятся похожими друг на друга, образуя среднюю по звучанию фонему. В таком случае бывает трудно определить, какое именно лексическое значение у слова. Это становится причиной речевых казусов. Таким образом, дифференциальные функции фонемы сильно зависят от ее сильной или слабой позиции в слове.

Соотношение фонема-звук-буква

В лингвистике сильно переплетаются понятия фонемы, звука и буквы. Все это потому, что они являются отображением одного и того же факта действительности. Самым первичным понятием в речевой деятельности человека выступает звук. Еще доисторические люди издавали их, начиная образовывать некоторые зачатки языка.

Только после того, как человеческие существа научились общаться с помощью звуков, образовалось понятие фонем — некоторого воспроизводимого набора звуков, которое имеет определенное значение. Конечно, сам термин и понимание, что такое фонема, пришло к человечеству только в конце 19-го века.

Буквы же стали необходимыми, чтобы создавать графические обозначения звуков и слов. С развитием цивилизации люди научились отражать минимальную единицу речи с помощью написанных знаков. В то же время в иероглифической письменности до сих пор нет обозначения конкретных фонем. Но в алфавитной системе многих языков наблюдается поразительное соответствие между буквами и фонемами.

Источник: fb.ruДомашний уют
Софит — это что такое? Общее понятие, преимущества и сфера применения софитов

Строительство дома — процесс достаточно длительный и трудоемкий. Одним из самых важных этапов является кровля крыши. Опытные профессионалы рекомендуют использовать специальный способ укладки с применением софит….

Здоровье
Что такое мозг: его строение и функции

Нервная система человека (в том числе и мозг) является регулятором функций живого организма. Благодаря ней он может реагировать на события и принимать определённые решения. Во всём этом важную роль играет мозг….

Искусство и развлечения
Что такое «луп»: понятие термина и применение в музыке

Многие начинающие пользователи, пытающиеся освоить музыкальные программы или диджеинг, как правило, сталкиваются с понятием loops. Что такое «луп», знают далеко не все. Тем не менее понимание этого термина…

Искусство и развлечения
Что такое фильм: понятие, виды и значение в обществе

Искусство — довольно разностороннее понятие. В него входит большое количество категорий, среди которых кино, литература, театр и т.п. Кино как сфера искусства в основе своей содержит фильм. В современном языке понятия…

Искусство и развлечения
Что такое произведение: понятие, характеристики и выдающиеся романы

Что такое произведение в литературе? В чем его особенности? Какие бывают жанры литературных произведений? Во всем этом следует разобраться незамедлительно. Классическая литература насыщена великими именами, каждое из …

Компьютеры
Что такое консоль? Значение слова и функции

В статье рассказывается о том, что такое консоль, где применяется данное устройство и какое значение имеет это слово.Цифровая эпохаЕще каких-то 15 лет назад, далеко не все могли позволить купить себе д…

Новости и общество
Что такое правительство? Его виды и функции

Мы много раз в течение дня слышим слово “правительство”, но никогда не задумываемся над его значением. В представлении среднего обывателя руководство страны состоит из людей, которые что-то там решают за всех. Большин…

Образование
Что такое хроматин: определение, строение и функции

Биохимические исследования в генетике — важный способ изучения основных её элементов — хромосом и генов. В данной статье мы рассмотрим, что такое хроматин, выясним его строение и функции в клетке.Н…

Образование
Что такое авторитаризм: определение, признаки и особенности

Согласно определению, авторитаризм — один из основных видов политических режимов. Он является промежуточной ступенькой между тоталитаризмом и демократией, объединяя в себе черты этих двух систем.Признаки…

Образование
Что такое лизосомы:строение, состав и функции лизосом

Как клетка способна «переваривать» вещества, которые попадают в цитоплазму? Ответ можно получить, рассмотрев, что такое лизосомы. Каково их строение? Благодаря каким свойствам эти органеллы способны выполн…

Источник: http://monateka.com/article/187016/